Рассказы макар чудра и старуха изергиль написаны в реалистической манере

Урок литературы в 7 классе 44 тема: романтические рассказы м. горького старуха изергиль легенда о данко, челкаш цель: проанализировать рассказ

Урок
литературы в 7 классе №44

Тема:
Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко),
«Челкаш»

Цель: проанализировать рассказ М. Горького
о «Данко», «Челкаш» и научить находить смысл, заложенный автором.

а) Образовательные: научить учащихся давать
характеристику персонажам, определять части сюжета в тексте; сформировать
навыки определения в тексте произведения изобразительно-выразительных средств,
а также их назначения; работа с учащимися над литературоведческим понятием
легенды.

б) Развивающая: развивать связную речь учащихся; развивать
логическое мышление; развивать умение выражать свои мысли.

в) Воспитательные: воспитывать уважительное
отношение к родной литературе и потребность чтения художественного слова; воспитать
через анализ легенды уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,
самоотверженности, добру, служению людям.

Ход
урока

Есть только две формы жизни:
гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут
первую,
мужественные и щедрые—вторую.

М.Горький

Человека, человека сильного
ждет земля, весь земной шар.

М. М. Пришвин

1.Оргмомент.

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня, ребята, мы
прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а
именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти
слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё
мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем
М.Горький.

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького)
поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми
противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно
кончающегося смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к
лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от
него”.

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь
привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой,
открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и
значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы
не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось
созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в
человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её,
привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в
раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование
ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся
названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно
обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость,
честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят
обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии
услышанного.

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать
свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль,
Ларра и Данко.

2. Рассказ “Старуха Изергиль”

– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты
романтизма:

1.                                                             
У героя два мира – идеальный и реальный.

2.                                                             
Яркость образов.

3.                                                             
Необычность событий.

4.                                                             
Гиперболизация качеств.

5.                                                             
Патетика.

6.                                                             
Загадочный пейзаж.

– В какое время суток происходят события в рассказе?
Почему? (Ночью, это самое таинственное время суток.)
– Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо,
ветер, тучи, луна.)

– Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты,
олицетворение, метафору.)

– Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана
одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна.
Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его
желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе –
сильные, красивые, свободные.)

– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой
автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён
двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о
том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы
можем судить о героине рассказа.)
 Мы вернёмся к этому вопросу, когда
будем говорить о жизни Изергиль.

3. Легенда о Ларре (пересказ)

– Каким внешним событием
рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына
женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его
мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он
таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный
“зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса
одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот
до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать
гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о
таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за
гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих
ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста,
попирающего права, честь и достоинство коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются
два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость – чувство собственного
достоинства, самоуважение.

Гордыня – чрезмерно высокое
мнение о себе, непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите
текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного
достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора,
сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она
вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала
боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.)

4. Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры
на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение
учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с
легендой о Данко.)

5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о
Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет
прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами.
Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов.
Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы
египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел
Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а
посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил
палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них.
Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За
непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в
пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь
сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

6. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей
и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь
оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как
люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает
любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение
всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои
силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным,
смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими
качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако
на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с
текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”.
Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали
роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь
толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они
устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с
волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть,
готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к
людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям
безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость,
но мы с вами доказали, что герои совсем разные.

7. Рассказ о жизни Изергиль

– Но рассказ называется
“Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к
композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они
помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная,
волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты
Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших
бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в
Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать
из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она
симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде
всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не
интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с
тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный
подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды,
рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у
писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня?

– Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся
примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот
уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому
времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка
Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой
противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым,
вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок
портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи
Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее
свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для
индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже
раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается
рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя.
Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра,
любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые
эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь
служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь
людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и
пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

8. Домашнее задание: читать
стихотворение
В.В.
Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маковским летом на
даче»

  • Главная

  • Сочинения

  • Поздравления

  • Поздравительные открытки

  • Форум

  • Сочинения на разные темы

  • Краткие содержания

  • Готовые домашние задания

  • Сочинения на лингвистическую тему

  • Сочинение ОГЭ

  • Сочинения ЕГЭ

  • Правила русского языка

  • Сочинения по русскому языку

  • Сочинения по русской литературе

  • Анализ стихотворений

__________________________

Главная » Статьи » Горький М.

В разделе материалов: 165
Показано материалов: 111-120
Страницы: « 1 2 10 11 12 13 14 16 17 »

Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль

Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются прекрасными образцами романтизма начала XX века. Романтические герои писателя — это много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд: Зобар и Радда, Ларра и Данко.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 255 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставлены две жизненные философии, изложенные в легендах о Ларре и Данко. Два этих героя — антагонисты, причем если в образе одного доминирует гордыня (Ларра), то в другом отличительной чертой является гордость (Данко).

Старуха Изергиль |
Просмотров: 277 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Романтические произведения М. Горького

В своих «хождениях по Руси» М.Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на «дне» жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 251 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 201 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького

На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 306 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»

“Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, — так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В “Старухе Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям Горького и продолжает романтическую линию

Старуха Изергиль |
Просмотров: 192 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 227 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 219 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.
    Природа этого края кажется «странной и сказочной».

Старуха Изергиль |
Просмотров: 290 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 194 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

1-10 11-20 91-100 101-110 111-120 121-130 131-140 151-160 161-165

Уважаемые читатели Литероведа, в разделе «Сочинения по литературе» опубликовано новое сочинение на тему «Романтизм в творчестве Максима Горького», в котором авторы интернет-журнала расскажут об основных особенностях романтических произведений писателя.

Имя Максима Горького, знаменитого русского писателя, впервые стало известно в 1892 году, когда появился в печати его первый рассказ «Макар Чудра». О таланте писателя заговорили и читатели, и литературные критики, и коллеги по цеху. Вслед за «Макаром Чудрой», первым романтическим рассказом, появляются и другие: «Челкаш», «Старуха Изергиль», а затем – «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Начало 90-х годов XIX века, когда были написаны выше названные романтические рассказы М. Горького, было временем тяжелым и неопределенным. Этот непростой период с беспощадной, реалистичной правдивостью изображали в своих произведениях А.П. Чехов и И.А. Бунин. Однако М. Горький заявлял о необходимости найти новые пути отражения действительности в литературе. Он считал, что задача литературы заключается в изображении красками, звуками, формами, словами всего того, что есть прекрасного, благородного, честного в человеке. Свою личную задачу писатель видел в пробуждении в человеке гордости за самого себя, во внушении каждому мысли о том, что он сам – самое лучшее, самое святое и в мире, кроме него, нет ничего достойного внимания. М. Горький отлично понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, поэтому и утверждал, что настало время романтического. 

Действительно, в ранних рассказах писателя преобладают черты романтизма. Как мы помним, романтизм – это художественное направление в литературе и искусстве, характеризующееся страстной борьбой особенного, идеального героя с косным консервативным обществом. Романтизм Максима Горького имеет свои особенности. Для романтических произведений писателя характерны яркие краски, величественные и прекрасные пейзажи, острые идейные конфликты, герои произведений – люди мужественные и бесстрашные, наделенные всеми качествами в превосходной степени.

В центре  многих романтических рассказов писателя – исключительный герой, яркий, гордый, свободный, красивый, способный противостоять обществу. Те правила и традиции, по которым живет большинство людей, не подходят для горьковских героев, так как загоняют их в строгие рамки, ограничивают их свободу. Такими персонажами являются Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль», Лойко Зобар и цыганка Радда из «Макара Чудры», ловкий вор Челкаш и крестьянин Гаврила – герои рассказа «Челкаш», а также Сокол и Буревестник из произведений «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Герои романтических рассказов четко поделены на положительных и отрицательных.

Смелый, красивый, благородный Данко вырвал свое сердце из груди и, освещая им дорогу, словно горящим факелом, вывел из темного леса и смрадных болот своих соплеменников, загнанных туда врагами, на ясную солнечную поляну. Пожертвовав своей жизнью, юноша спас племя от мучительной смерти в зловонных и темных болотах. Ему противопоставлен гордый, эгоистичный, себялюбивый Ларра, сын орла и простой девушки. Юноша на глазах всего племени убивает красивую девушку, дочь старейшины только за то, что она осмелилась оттолкнуть героя от себя. Ларра не способен, как Данко, жертвовать собой, растрачивать себя по крупицам ради других. Он привык брать от жизни все, что ему хочется, презирая любую мораль и традиции.

Пассивного Ужа из «Песни о Соколе» устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно, «темно и сыро» в том мире, в котором он живет, поэтому ничего не хочет менять. Смелого, гордого, вольнолюбивого Сокола не удовлетворяет пассивное существование Ужа. Он мечтает о полете, о высоком небе. Собрав все силы, свободолюбивая птица взмыла в небо и, последний раз насладившись его безграничной ширью, упала на камни и разбилась.

Над опытным, ловким вором Челкашом не имеют власти ни деньги, ни другие богатства. Он, пьяница и гуляка, аморальный человек, глубоко презирает жадных, меркантильных людей, способных унижаться ради копейки. Герой готов на благородные поступки: отдает все деньги, заработанные за ночь, молодому крестьянину Гавриле, чтобы тот поправил свою жизнь в деревне. Героя не страшит ни сильный ветер, ни высокие волны. В страшном шторме он чувствует понятную и прекрасную стихию и радуется ей. А крестьянин Гаврила, несмотря на внешнюю красоту, оказался некрасивым внутренне: им овладела страшная жадность, и он ради денег чуть не убил Челкаша, ударил его камнем. Юноша боится морской стихии, опасности не вызывают в нем восторга, а пугают.

Так же, как и Гаврила, пугаются бури чайки и гагары из «Песни о Буревестнике». Они готовы схоронить свой ужас в морской пучине. Глупый пингвин прячется в утесах, спасаясь от грозы. Им «недоступно наслажденье битвой жизни», удары грома приводят этих птиц в ужас. И только гордый Буревестник не пугается морского шторма, он наслаждается буйством стихии, жаждет бури, призывает ее.

Восхищают читателей герои рассказа «Макар Чудра»: Лойко Зобар, цыганка Радда. Это гордые, свободолюбивые, волевые, сильные духом натуры, именно поэтому они и остались в народной памяти как яркие, идеальные личности, которые не смогли променять свою волю на узы даже великой любви, а предпочли смерть. Сам Макар Чудра чем-то похож на своих героев: так же любит свободу, волю, такой же волевой и сильный человек, похожий на древний дуб, который не гнется ни под какой бурей.

Кроме всего сказанного, в романтических произведениях М. Горький использует элементы фольклора, фольклорных жанров. В рассказе «Старуха Изергиль» героиня рассказывает две легенды своему преданному слушателю. Одна легенда о смелом и великодушном Данко, который ценой своей жизни спас людей. В другой легенде повествуется о гордом и эгоистичном Ларре, который заботится только о себе, своем благополучии и комфорте. Герои этих двух историй противопоставляются друг другу, антитеза помогает читателю лучше понять внутренние переживания персонажей, их поступки. В рассказе «Макар Чудра» история любви и смерти Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым цыганом, тоже похожа на легенду, которую передают из поколения к поколению. Произведения «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» очень похожи на народные песни о героических личностях, которые во всем времена почитались народом.

В романтических рассказах писатель часто не просто описывает природу, но и одушевляет ее. С описания пейзажа начинается и завершается «Песня о Соколе». Перед читателем появляются великолепные картины: величественное, прекрасное, безмятежное, облитое голубым сиянием луны море; высокие, задумчивые, поросшие деревьями горы и любопытная волна, которая все стремилась к костру, чтобы подслушать разговор Рагима с собеседником. Кругом тихая, звездная ночь, в которой только слышится голос старого чабана, рассказывающего песню о храбром Соколе. В «Песне о Буревестнике» события также разворачиваются на фоне завораживающих пейзажных зарисовок: седое от пены море, шторм, стрелы молний, похожие на огненных змей; вой ветра, грохот грома, — все сливается в единую картину, центральное место на которой занимает Буревестник, радующийся свободной стихии. Волны поют, рвутся навстречу грому, спорят с ветром. Ветер охватывает их крепкими объятиями и с размаху, со злобой бросает их на утесы, где волны разбиваются в пыль и брызги. Описание пейзажа есть и в рассказе «Старуха Изергиль». С самых первых строчек произведение погружает читателей в атмосферу теплого южного вечера. Все вокруг почти сказочное: воздух, пропитанный невероятно свежим запахом моря и испарений земли, смоченной дождем; пышные и необыкновенно красочные обрывки туч; резкие обломки скал, а также кроваво-красный диск луны и кружевные тени листвы. Кажется, сама природа располагает рассказчиков к воспоминаниям о необыкновенных героях, а слушателей настраивает внимать этим воспоминаниям. В рассказе «Макар Чудра» автор не изменяет своей творческой традиции и начинает произведение с описания пейзажа. Перед глазами читателей открывается широкая степь, по которой разносится мелодия плеска морской волны. Влажный ветер приносит желтые листья и бросает их в пламя костра, около которого сидят два героя. Создается впечатление, что читатель сам сидит рядом с этими героями и внимательное слушает их рассказы.

Таким образом, романтические произведения Максима Горького отличаются яркими, необыкновенными героями, которые конфликтуют друг с другом; волшебными, завораживающими  пейзажами, фольклорными элементами. К таким произведениями хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы окунуться в мир необыкновенных героев.   

«Старуха Изергиль» Максима Горького

“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё “я” выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко – это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.
Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: “тусклые глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы”, “черные ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”. Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу “человека, живущего среди людей”. Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.
Подводя черту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы “свободных” людей натолкнули на мысль, что свобода – это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

Название: «Старуха Изергиль» Максима Горького
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 11:10:03 27 июня 2001 Похожие работы
Просмотров: 20646
Комментариев: 24
Оценило: 32 человек
Средний балл: 4.1
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: «Старуха Изергиль» Максима Горького
Курсовая работа по теме Математическое моделирование расчета напряжений в упругом полупространстве
Курсовая работа по теме Абстрактна лексика у поетичних творах Василя Стуса
Реферат: Задачи управления предприятием
Реферат по теме Модули, записи и файлы
Курсовая работа по теме Проведение разведочной скважины № 405 на Дулисьминском нефтегазоконденсатном месторождении
Эссе На Тему Моя Профессия Сварщик
Реферат по теме Приграничное сотрудничество России и Казахстана
Герасимов Покрова На Нерли Сочинение
Как Можно Закончить Сочинение
Курсовая работа: Финансирование и кредитование инвестиционной деятельности предприятия
Реферат: Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе
Заказать Дипломную Работу Срочно
Контрольная работа: Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности. Торговля людьми
Лекция по теме Лекции по уголовному праву (общая часть)
Курсовая работа: Конфликт реформаторов — Витте и Столыпин
Честь И Бесчестие Сочинение 6 Класс
Дипломная работа по теме ‘Новая городская история’ в культурном пространстве современных социально-гуманитарных исследований
Половое созревание девушек, половое созревание юношей
Сочинение Почему Принято Говорить Творить Добро
Курсовая работа по теме Синтез блока управления операции сложения в арифметико-логическом устройстве
Доклад: Производство средства массовой информации
Доклад: Трансакционный анализ (Э.Берн)
Реферат: Популярное введение в буддизм

«Старуха Изергиль» – ранний рассказ Максима Горького, имеющий глубокий философский смысл.

Произведение, родившееся в его путешествии по Бессарабии, наполнено ласковым теплом южной ночи, запахом шумного моря и красивыми песнями сильных людей, весь день кропотливо собирающих виноград. Одна из них – старуха Изергиль.

Смысл рассказанных ею необычных легенд заключается в самом главном для каждого человека – в любви, гордости, смирении и одиночестве. Но ее долгая жизнь, полная страстей и разочарований, оказывается не менее интересной, чем судьба героев ее новелл.

Краткое содержание

Лирический герой, закончив дневной сбор винограда, вместо того, чтобы гулять и развлекаться со своими ровесниками, любуется природой на берегу моря. Вместе с ним остается старуха Изергиль.

Смысл ее вопроса сводится к одному: молодые должны гулять и петь, а не сидеть со стариками. Она уверена, что хорошо живется только тем, в ком есть сила и огонь. Постепенно между ней и лирическим героем завязывается разговор.

Она рассказывает ему несколько, казалось бы, не связанных историй.

Интересно! Когда рассказ «Старуха Изергиль» появился в газете «Самарская правда», критики писали: «Горький не выдерживает экономии чувств». Любопытно, что в конце 19 века эту особенность отнесли к недостаткам повествования.

О Ларре

В одном из племен орел похищает девушку. Все попытки ее отбить оказываются безуспешными. Через двадцать лет она снова приходит в племя со своим сыном. Это красивый молодой человек, который отличается непомерной гордыней. Он убивает дочь старейшины, которая не соглашается с ним остаться.

Разгневанное племя долго выбирает ему наказание. Наконец, они решают покарать его неуязвимостью и вечным одиночеством. Десятки лет Ларра наслаждается такой жизнью: крадет скот и лучших девушек.

Но однажды устает от этого и сам выходит к людям, чтобы принять смерть. Никто не убивает его, даже силы природы отказываются дать ему покой. Одинокая и пустая жизнь становится самым мучительным наказанием для Ларры, променявшему любовь и уважение окружающих людей на гордыню. По легенде его иссушенная тень до сих пор бродит по свету.

О своей молодости

Смысл своей жизни старуха Изергиль видела в страстях:

  • меняла любовников, переходя от одного к другому,
  • шла против правил морали (например, сбежала от богатого турка, соблазнив его 16-летнего сына),
  • знала цену своей молодости и красоте и пользовалась этим, спокойно живя за счет мужчин.

Одновременно с этим ей не чужды высокие порывы. Так, она освободила любимого мужчину из русского плена, а потом, поняв, что не нужна ему, гордо прогнала. Не согласилась и на сожительство с паном, который в буквальном смысле осыпал ее золотом, продав для этого все свои земли и владения.

Старуха Изергиль смысл жизни видела в том, чтобы поступать так, как велит ее влюбчивое сердце. Но это иссушило ее, как Ларру. Она жалеет об ушедшей молодости, живет в одиночестве. Лирический герой не видит былой красоты своей собеседницы.

О Данко

Легенда о мужественном герое давно вышла за пределы этого произведения, а его имя стало нарицательным. Его народу пришлось скрываться от врагов в густом и темном лесу, и постепенно людьми овладели отчаяние.

Многие предлагали сдаться врагам. Тогда Данко взял на себя смелость вывести людей из леса к новой жизни. Когда они сбились с пути и гневно начали обвинять его, он вырвал из груди свое сердце и осветил дорогу.

Люди вышли к свету и, полные радостных надежд, забыли о подвиге Данко. А один неосторожный человек даже наступил на его сердце. И оно угасло, рассыпавшись в искры.

Объяснение сюжета

Горький показывает три линии судьбы – эгоистическую, зависящую от страстей и жертвенную. Смысл жизни каждый из героев произведения «Старуха Изергиль» находит в своем.

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни.

Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести.

Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Интересно! Имя «Изергиль» переводится со скандинавского как «ясень». Именно это дерево у древних народов символизировало связь царства живых и мертвых. Этим именем Горький хотел подчеркнуть роль героини-проводника между миром легенд и реальной жизнью.

Старуха Изергиль: смысл рассказа

У глубоко философского рассказа – открытая концовка, которую каждый понимает по-своему. Есть мнение о том, что главная героиня заснула вечным сном, перед смертью передав лирическому герою все, что знала о жизни. На этой точке зрения настаивают те, кто видит большую схожесть Изергиль с Ларрой, который также прожигал жизнь и остался в одиночестве.

Другая точка зрения более оптимистична. Героиня уснула, утомленная долгим монологом. Лирический герой, заботливо укрыв ее, размышляет над смыслом и героями легенд, рассказанных старухой Изергиль, и слушает море.

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького – в том, что каждый выбирает свою судьбу и в полной мере несет за это ответственность. Сам автор считал это произведение своей главной творческой удачей. С этим согласны многие читатели.

Ранние произведения Максима Горького, в том числе – «Старуха Изергиль», наполнены философским смыслом и пропитаны романтизмом.

На фоне изумительных морских пейзажей необычные герои любят, страдают и рассуждают о самом главном – человеке и обществе, страстях и их влиянии на дальнейшую судьбу.

По Горькому, прекрасно быть сильным человеком и жить для людей, не гася при этом своего внутреннего огня.

Смысл произведения Старуха Изергиль | Какой Смысл

Рассказчик — это путешественник, который натыкается на хижину старухи по имени Изергиль. Они начинают беседу и женщина вспоминает свою бурную молодость и делится воспоминаниями с гостем.

Она говорит о Ларре, сыне орла, который из-за гордости и самолюбия остался совершенно один. Между легендами она упоминает и о своей жизни. О тех, кто пытался завоевать ее сердце, но в итоге остался ни с чем.Вспоминает, конечно же, и о Данко, что вырвал собственное сердце, чтобы помочь людям, но оказался раздавлен.

Конечно же, путешественник запоминает то, что она говорит, и делится ее рассказами с читателем. Собственно, из его записок мы и узнаем об этой встрече.

Смысл названия книги «Старуха Изергиль»

В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».

Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!

Смысл произведения

Вообще в произведении явно прослеживаются три темы:

  1. Неподвластная любовь;
  2. Человек в обществе;
  3. Гордость, уничтожающая все.

Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!

Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.

В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.

Из жизни старухи Изергиль мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.

Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.

А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!

Смысл финала книги

Конец рассказа несет в себе философский подтекст. Старуха Изергиль засыпает около моря, рассказчик ее накрывает и любуется природой.

В его голове появляется вопрос: «Сколько же подобных историй знает эта старуха?». С этой мыслью засыпает и он. Здесь Горький хотел показать бесконечное множество идей, существующих в мире.

В чем смысл жизни? Кто станет новым спасителем? Эти и другие вопросы остаются без ответа.

Конечно же, стоит дождаться того момента, когда Изергиль проснется и расскажет новые истории, но автор тонко намекает, что будет это нескоро. Печальное море — самый явный символ. Нам стоит самим начать искать ответы на эти сложные вопросы, самим пережить новые истории и поделиться ими с другими.

Старуха Изергиль является настоящим праведником. Да, она не выделяется красотой, добротой или улыбкой, но ее рассказы создают столько света, что перекрывают все эти качества.

Нам стоит последовать ее примеру и начать передавать уже свои истории. В этом и кроется концовка — Изергиль исполнила свое предназначение и уснула вечным сном, теперь же роль праведника принадлежит рассказчику.

И он справится с этим, ведь старуха донесла до него свои идеи.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Уроки литературы в 11 классе

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 13 Тема. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:

выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний


Беседа

• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока

  • 1. Аналитическая беседа
  • 2. Слушание пересказа легенды о Ларре

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.) • В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? • Какие природные образы вы могли бы выделить? • Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? • Почему именно таким показан пейзаж в природе? • Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
в исполнении заранее подготовленного учащегося • Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.) • Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он — сын орла.) • Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. • А что добавила Изергиль непосредственно от себя? • Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? • Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

  1. 3. Слушание пересказов легенды о Данко, библейской истории о Моисее
  2. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ
  3. 4. Создание и решение проблемной ситуации: сопоставление библейской истории и легенды о Данко
  4. 5. Коллективная работа по составлению таблицы

  5. «Концепции жизни Ларры и Данко»

в исполнении заранее подготовленных учащихся
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? • Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? • Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? • Как складываются отношения между Данко и толпой?
(запись в тетрадях) • Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Концепции жизни Ларры и Данко
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования
Критерий Ларра Данко
Внешность «Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза»
Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция • Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; • «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом»
• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»; • «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
Итог жизни Одиночество Гибель
Послесловие От Ларры осталась только тень, бродящая по степи От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой
Вывод Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
Антиидеал Романтический идеал

В чем смысл жизни? (по рассказу максима горького «старуха изергиль») на сёзнайке.ру

Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.

Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко.

Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти.

Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.

Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.

Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, “сохранить себя целым”.

Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел” и при этом был вольным, как птица.

Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”? По-видимому, тому, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.

Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.

То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.

Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.

Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “Что сделаю я для людей?” сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…” Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.

И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.

Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце.

Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?

Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Цель:

выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
  • отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль”как средства раскрытия идейного содержания;
  • выяснить смысл противопоставления героев рассказа “Старуха Изергиль”;
  • провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
  • развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

  • подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование:

портрет М. Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы:

беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  • Индивидуальное задание – подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Эпиграф урока:

“Хочу красоты и всего хорошего” “Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль”. (М. Горький)

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

Слайд 1

(см. Приложение 1)

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”.

Слайд 2

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица.

А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.

Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

Слайд 3

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.

Вопрос 1-го урока – смысл второго эпиграфа. Вопрос 2-гоурока – в чём смысл композиции рассказа.

Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира – идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

Слайды 4, 5

– В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное время суток.) – Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо, ветер, тучи, луна.) – Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты, олицетворение, метафору.

) – Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе – сильные, красивые, свободные.

) – Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.

) Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о жизни Изергиль.

Легенда о Ларре (пересказ)

Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость

– чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой.

И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”.

Следовательно, она осудила и самоё себя.)

4. Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.)

5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.

Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо.

Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны.

За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.

Но в это время вождь их Моисей умер.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко.

“Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична.

Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте отобразим это в схеме:

Карточка 1

(см. Приложение 2)

Слайд 6, 7

7. Рассказ о жизни Изергиль

Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку.

На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр.

Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.

Карточка 2 (см. Приложеник 3)

Слайд 8

– Докажите примерами из текстапозицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.

”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры.

Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

Прочитать рассказы М.Горького “Челкаш”, “Макар Чудра”. Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини-сочинение на тему “Данко нашего времени”.

11.11.2010

  • Рассказы люси синицыной ученицы третьего класса распечатать
  • Рассказы людей переболевших коронавирусом симптомы
  • Рассказы люси синицыной ученицы третьего класса главные герои
  • Рассказы людей побывавших в будущем
  • Рассказы людей переживших белую горячку