Рассказы льва николаевича толстого небольшие

Наш корабль стоял на якоре у берега африки. день был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовНаш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: “Купаться!” – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в…

сказки с картинками

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись. Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказов Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовУ одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая : только сам да жена. Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно. Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без…

бытовые короткие сказки для самых маленьких

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовОдин человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали. На четвертый день вышел из моря водяной и спросил: — Зачем ты черпаешь? Человек говорит: — Я черпаю затем, что уронил жемчуг. Водяной…

короткие сказки для самых маленьких

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовБыли две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт. Волга сказала: – Зачем нам спорить – мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство. Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только…

короткие сказки для самых маленьких про природу

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовВолк хотел поймать из стада овцу и зашел под ветер, чтобы на него несло пыль от стада. Овчарная собака увидала его и говорит: — Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят. А волк говорит: — То-то и горе, собаченька, что у меня уж давно глаза болят, а говорят – от овечьего стада пыль хорошо глаза вылечивает.

короткие сказки для самых маленьких про животных

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовПодавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал: — Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу. Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: — Давай же награду. Волк заскрипел зубами, да и говорит: — Или тебе мало награды… Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовХотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит: – Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет. Кобыла одна и говорит: – А ты знаешь лечить? – Как не знать. – Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовВолк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: — Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще. А коза и говорит: — Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь. Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовОхотник с луком и стрелами пошел на охоту, убил козу, взвалил на плечи и понес ее. По дороге увидал он кабана. Охотник сбросил козу, выстрелил в кабана и ранил его. Кабан бросился на охотника, спорол его до смерти, да и сам тут же издох. Волк почуял кровь и пришел к тому месту, где лежали коза, кабан, человек и его лук. Волк обрадовался и…

короткие сказки для самых маленьких

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки: – Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала: – Люди нам дают. – Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала: – Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь. – Так только за это вас так кормят… Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит: – Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит – старуха опять приговаривает: – Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку…

короткие сказки для самых маленьких

Волк увидал – ягненок пьет у реки. Захотелось волку съесть ягненка, и стал он к нему придираться. — Ты, – говорит, – мне воду мутишь и пить не даешь. Ягненок говорит: — Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью. А волк говорит: — Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца… Что не мелки часты звёздочки Рассажалися под небесью, Что ни ясен светел месяц Просветил в небе высокоем – Осветило красно солнышко Нашу землю святорусскую: На святой Руси на матушке Народился удал молодец, Свет Вольга – сударь Буслаевич. От рожденья богатырского Потряслася мать сыра земля, Море сине…

богатыри героическая

Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам и сказал: – Птицы, летите скорее льняное семя клевать. Вырастет лён, станет человек нитки делать, из ниток сети вязать, нас ловить будет. Птицы не послушались воробья, и он не мог выклевать всего семени. Зацвёл лён, воробей опять стал звать птиц склевать лён, чтобы после… Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое. В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал. Скоро после того прилетела к гнезду…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Ворон свил себе гнездо на острове, и когда воронята вывелись, он стал их переносить с острова на землю. Сперва он взял в когти одного вороненка и полетел с ним через море. Когда старый ворон вылетел на средину моря, он уморился, стал реже махать крыльями и подумал: теперь я силен, а он слаб, я перенесу его через море; а когда он станет велик и…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захоте­лось и ей мяса. Подошла она и говорит: – Эх, ворон, как посмотрю на тебя – такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел. Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит: – Ах…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Галка увидала, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали. Пустынник увидал раз в лесу сокола. Сокол принес в гнездо кусок мяса, разорвал мясо на маленькие куски и стал кормить галчонка. Пустынник удивился, как так сокол кормит галчонка, и подумал: — Галчонок, и тот у Бога не пропадет, и научил же Бог этого сокола кормить чужого сироту. Видно, Бог всех тварей кормит, а мы всё о себе думаем. Перестану я… Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только…   Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его. – Смотри, – говорят, – какие ноги у него некрасивые и послушай, как кричит нескладно. Человек услыхал их и сказал: – Правда, что у него ноги нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.

короткие сказки для самых маленьких про животных

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: “Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу… Один бедный купец уезжал в дорогу и отдал весь свой железный товар под сохранение богатому купцу. Когда он вернулся, он пришел к богатому купцу и попросил назад свое железо. Богатый купец продал весь железный товар и, чтобы отговориться чем-нибудь, сказал: – С твоим железом несчастье случилось. – А что? – Да я его…

Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая  выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык.

Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни. Данные по природоведению, истории даны в простой форме сказок и художественных рассказов.

Большинство рассказов посвящены нравственной теме, занимающих всего несколько строк.

Рассказы и сказки, написанные Лвом Николаевичем Толстым для учебников, богаты и разносторонни по содержанию; они явиляют собой ценный вклад в отечественную и мировую литературу для детей. Большинство из этих сказок и рассказов и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.

Достоверно известно, как серьезно относился Лев Толстой к написаню маленьких сказок для детей, как много трудился над ними, переделывая по много раз сказку. Но самое важное в маленьких рассказах Толстого то, что их создателя волнуют нравственная сторона и тема воспитания.

В этих рассказах содержатся намеки, из которых необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль.

Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту.

Представляя собой своеобразный маленький урок – запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

Детские рассказы Льва Николаевича Толстого

Peskarlib.ru > Русские авторы > Лев ТОЛСТОЙ

Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказовЛев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых – Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.  Читать далее…

Лев ТОЛСТОЙ

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Лев ТОЛСТОЙ

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Лев ТОЛСТОЙ

Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул.

Лев ТОЛСТОЙ

Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду.

Лев ТОЛСТОЙ

Я и так брата люблю, а больше за то, что он за меня в солдаты пошел. Вот как было дело: стали бросать жеребий. Жеребий пал на меня, мне надо были идти в солдаты, а я тогда неделю как женился. Не хотелось мне от молодой жены уходить.

Лев ТОЛСТОЙ

У меня был дядька Иван Андреич. Он выучил меня стрелять, когда мне было еще 13 лет. Он достал маленькое ружьецо и давал мне из него стрелять, когда мы ходили гулять. И я убил раз галку и другой раз сороку.

Лев ТОЛСТОЙ

Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

Лев ТОЛСТОЙ

В нашем доме за ставнем окна воробей свил гнездо и положил пять яичек. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по перышку носил за ставень и вил там гнездышко. А потом, когда он положил туда яйца, мы очень обрадовались.

Лев ТОЛСТОЙ

У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит.

Лев ТОЛСТОЙ

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

Лев ТОЛСТОЙ

Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони.

Лев ТОЛСТОЙ

Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж».

Лев ТОЛСТОЙ

Мы жили бедно на краю деревни. Была у меня мать, нянька (старшая сестра) и бабушка. Бабушка ходила в старом чупруне и худенькой паневе, а голову завязывала какой-то ветошкой, и под горлом у ней висел мешочек.

Лев ТОЛСТОЙ

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная.

  • Лев ТОЛСТОЙ
  • Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя.
  • Лев ТОЛСТОЙ

Из станицы я поехал не прямо в Россию, а сначала в Пятигорск, и там пробыл два месяца. Мильтона я подарил казаку-охотнику, а Бульку взял с собой в Пятигорск.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох.

Лев ТОЛСТОЙ

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

Лев ТОЛСТОЙ

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мной. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это была в ноябре месяце; кабаны и свиньи тогда бывают очень жирные.

Лев ТОЛСТОЙ

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца.

Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений.

Прочтите или перечтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка».

Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

Читать

Лев Николаевич Толстой

Всё самое лучшее для детей

РАССКАЗЫ

Филипок

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

  • – Куда ты, Филипок, собрался?
  • – В школу.
  • – Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой – большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

  1. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
  2. – Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
  3. Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

– Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

– Ты что? – закричал он на Филипка.

Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

– Да ты кто?

  • Филипок молчал.
  • – Или ты немой?
  • Филипок так напугался, что говорить не мог.
  • – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

  1. – Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
  2. – Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
  3. Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
  4. – Ну-ка сложи свое имя.
  5. Филипок сказал:
  6. – Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
  7. Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

– Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

  • Учитель засмеялся и сказал:
  • – Ты погоди хвалиться, а поучись.
  • С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Спорщики

  1. Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.
  2. Третий шёл мимо и спросил:
  3. – Кто из вас умеет читать?
  4. – Никто.

– Так зачем вам книга? Вы спорите всё равно, как два плешивых дрались за гребень, а самим чесать нечего было.

Ленивая дочь

  • Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу.
  • Дочь сказала:
  • – Тяжело нести, дай я воды солью немного.
  • Мать сказала:
  • – Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.
  • Дочь сказала:
  • – Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

  1. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
  2. – Что ты это делаешь, Миша?
  3. А Миша и говорит:

– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

  • За обедом отец и говорит:
  • – А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
  • Все сказали:
  • – Нет.
  • Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
  • – Нет, я не ел.
  • Тогда отец сказал:

– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

  1. Ваня побледнел и сказал:
  2. – Нет, я косточку бросил за окошко.
  3. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Собака Якова

У одного караульщика была жена и двое детей – мальчик и девочка. Мальчику было семь лет, а девочке было пять лет. У них была лохматая собака с белой мордой и большими глазами.

  • Один раз караульщик пошёл в лес и велел жене не пускать детей из дома, потому что волки всю ночь ходили около дома и бросались на собаку.
  • Жена сказала:
  • – Дети, не ходите в лес, – а сама села работать.
  • Когда мать села работать, мальчик сказал своей сестре:
  • – Пойдём в лес, я вчера видел яблоню, и на ней поспели яблоки.
  • Девочка сказала:
  • – Пойдём.
  • И они побежали в лес.

Когда мать кончила работать, она позвала детей, но их не было. Она вышла на крыльцо и стала кликать их. Детей не было.

  1. Муж пришёл домой и спросил:
  2. – Где дети?
  3. Жена сказала, что она не знает.
  4. Тогда караульщик побежал искать детей.

Вдруг он услыхал, что визжит собака. Он побежал туда и увидал, что дети сидят под кустом и плачут, а волк сцепился с собакой и грызёт её. Караульщик схватил топор и убил волка. Потом взял детей на руки и побежал с ними домой.

Когда они пришли домой, мать заперла дверь, и они сели обедать.

Вдруг они услыхали, что собака визжит у двери. Они вышли на двор и хотели впустить собаку в дом, но собака была вся в крови и не могла ходить.

Дети принесли ей воды и хлеба. Но она не хотела ни пить, ни есть и только лизала им руки. Потом она легла на бок и перестала визжать. Дети думали, что собака заснула; а она умерла.

Лев Толстой. Сказки, рассказы, басни, повести. Все произведения

 
Акула
Астрономы
Баба и курица
Бог правду видит, да не скоро скажет
Булька
Белка и волк
Большая печка
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Волк и старуха
Вольга-богатырь
Воробей
Два купца
Два товарища
Две лошади
Девочка и грибы
Дикий и ручной осёл
Для чего ветер ?
Догадливый баран
Дойная корова
Дома
Дуб и орешник
Два брата
Девочка и разбойники
Делёж наследства
Дурак и нож
Ёж и заяц
Журавль и аист
Жилетка
Заяц и гончая собака
Зайцы
Зайцы и лягушки
Избушка и дворец
Индеец и англичанин
Кавказский пленник
Как в городе Париже починили дом
Как вор сам себя выдал
Как гуси Рим спасли
Как мужик убрал камень
Камень
Котенок
Как волки учат своих детей
Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как мужик гусей делил
Конь и кобыла
Котёнок
Камыш и маслина
Китайская царица Силинчи
Комар и лев
Корова
Корова и козёл
Косточка
Кот и мыши
Кот с бубенцом
Кошка и лисица
Кристаллы
Кто прав?
Куда девается вода из моря?
Лгун
Лев и лисица (басня)
Лев, медведь и лисица
Лев, осел и лисица
Лисица
Лисица и виноград
Лисица и козёл
Лисица и обезьяна
Лошадь и хозяева
Лягушка и лев
Лебеди
Лев и мышь
Лев и собачка
Лев, волк и лисица
Летучая мышь
Липунюшка
Лиса и журавль
Мужик и водяной
Мужик и огурцы
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Магнит
Медведь на повозке
Мужик и лошадь
Муравей и Голубка
Мышь под амбаром
Мышь, петух и кот
Ноша
Награда
Отец и сыновья
Перепёлка и её дети
Праведный судья
Пчёлы и трутни
Работник Емельян и пустой барабан
Ровное наследство
Святогор-богатырь
Сколько людей?
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах
Собака и её тень
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Тонкие нитки
Три вора
Три медведя
Уж
Упрямая лошадь
Царь и рубашка
Царь и слоны
Царь и сокол
Шакалы и слон
Шат и Дон
Ястреб и голуби
 

Лев Толстой.Биография.
Читать все произведения Льва Толстого
 
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

 
Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.
 

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу.

Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке.

Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.
 
Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое — это так интересно!
 
Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.
 
Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.
 
После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.
 
В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.
 
Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.
 

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

 
Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.
 

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

 
«Черепаха и орел»;
«Голова и хвост змеи»;
«Лев и мышь»;
«Осёл и лошадь»;
«Лев, медведь и лисица»;
«Лягушка и лев»;
«Вол и старуха».
 

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети – брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием – кормить, поить.

 
Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда – на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.
 
Есть и другие поучительные авторские произведения. Л. Толстой для детей является учителем, который в ненавязчивой форме прививает им основные навыки морали.
 
В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался – почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика – его сына.
Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.

————————————————————

Лев Толстой.Сказки, рассказы, басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн

Лев Толстой.Биография
Читать все произведения Льва Толстого
 

Сказки Толстого Льва Николаевича для детей и взрослых читать на ночь – «Ларец сказок»

Толстой Лев Николаевич

Годы жизни: 1828 – 1910

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель и мыслитель, почетный член Императорской АН и академик изящной словесности. Толстой почитаем и широко известен во всем мире как величайший просветитель, публицист и религиозный мыслитель.

Его идеи способствовали появлению нового религиозного течения, под названием «толстовство». Его перу принадлежат такие произведения мировой классики, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат».

Некоторые из его работ неоднократно экранизировались как в России, так и за её пределами.

  • 6772 1656 355 Акула Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: “Купаться!” – и в одну минуту матросы…
  • 2890 61 40 Баба и курица Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.
  • 1713 56 12 Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: …
  • 934 55 11 Большая печка У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая : только сам да жена. Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно. Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. …
  • 945 28 8 Водяной и жемчужина Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали. На четвертый день вышел из моря водяной и спросил: — Зачем ты черпаешь? Человек говорит: — Я черпаю затем, что уронил жемчуг….
  • 473 25 9 Волга и Вазуза Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт. Волга сказала: – Зачем нам спорить – мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство. Вазуза согласилась, …
  • 491 24 8 Волк в пыли Волк хотел поймать из стада овцу и зашел под ветер, чтобы на него несло пыль от стада. Овчарная собака увидала его и говорит: — Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят. А волк говорит: — То-то и горе, собаченька, что у меня уж давно глаза болят, а говорят – от овечьего стада пыль хорошо глаза…
  • 532 23 10 Волк и кобыла Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит: – Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет. Кобыла одна и говорит: – А ты знаешь лечить? – Как не знать. – Так вот полечи мне правую заднюю …
  • 555 18 7 Волк и лук Охотник с луком и стрелами пошел на охоту, убил козу, взвалил на плечи и понес ее. По дороге увидал он кабана. Охотник сбросил козу, выстрелил в кабана и ранил его. Кабан бросился на охотника, спорол его до смерти, да и сам тут же издох. Волк почуял кровь и пришел к тому месту, где лежали коза, кабан,…
  • 721 32 5 Волк и собака Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки: – Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала: – Люди нам дают. – Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала: – Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь. – Так только за это вас…
  • 715 24 4 Волк и старуха Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит: – Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит – старуха опять приговаривает: – Не плачь, дитятко, …
  • 2412 104 39 Вольга-богатырь Что не мелки часты звёздочки Рассажалися под небесью, Что ни ясен светел месяц Просветил в небе высокоем – Осветило красно солнышко Нашу землю святорусскую: На святой Руси на матушке Народился удал молодец, Свет Вольга – сударь Буслаевич. От рожденья богатырского Потряслася мать сыра земля, Море сине …
  • 713 15 3 Воробей Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам и сказал: – Птицы, летите скорее льняное семя клевать. Вырастет лён, станет человек нитки делать, из ниток сети вязать, нас ловить будет. Птицы не послушались воробья, и он не мог выклевать всего семени. Зацвёл лён, воробей опять стал …
  • 683 22 6 Воробей и ласточка Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое. В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал. Скоро…
  • 451 14 4 Ворон и воронята Ворон свил себе гнездо на острове, и когда воронята вывелись, он стал их переносить с острова на землю. Сперва он взял в когти одного вороненка и полетел с ним через море. Когда старый ворон вылетел на средину моря, он уморился, стал реже махать крыльями и подумал: теперь я силен, а он слаб, я перенесу…
  • 354 10 4 Ворон и лисица Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захоте­лось и ей мяса. Подошла она и говорит: – Эх, ворон, как посмотрю на тебя – такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел. Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица…
  • 431 11 3 Галка и голуби Галка увидала, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая,…
  • 417 10 2 Галчонок Пустынник увидал раз в лесу сокола. Сокол принес в гнездо кусок мяса, разорвал мясо на маленькие куски и стал кормить галчонка. Пустынник удивился, как так сокол кормит галчонка, и подумал: — Галчонок, и тот у Бога не пропадет, и научил же Бог этого сокола кормить чужого сироту. Видно, Бог всех тварей…
  • 373 6 3 Голова и хвост змеи Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался…
  • 347 4 2 Гуси павлин Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его. – Смотри, – говорят, – какие ноги у него некрасивые и послушай, как кричит нескладно. Человек услыхал их и сказал: – Правда, что у него ноги нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще…
  • 1282 21 5 Два брата Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: “Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через …
  • 578 13 6 Два купца Один бедный купец уезжал в дорогу и отдал весь свой железный товар под сохранение богатому купцу. Когда он вернулся, он пришел к богатому купцу и попросил назад свое железо. Богатый купец продал весь железный товар и, чтобы отговориться чем-нибудь, сказал: – С твоим железом несчастье случилось. – А что?…
  • 5818 182 39 Два товарища Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый,…
  • 393 7 1 Две лошади Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда все переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней: — Мучься и потей. Что больше будешь стараться, то больше тебя будут мучить. Когда приехали…
  • 2048 27 16 Девочка и грибы Две девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы. Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу. Старшая девочка закричала сестре: — Не ходи назад! Но машина…
  • 7074 118 38 Девочка и разбойники Одна девочка стерегла в поле корову. Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти. Когда разбойники уходили, они запирали девочку. Раз ушли все разбойники и оставили девочку …
  • 292 6 2 Делёж наследства У одного отца было два сына. Он сказал им: – Умру – разделите всё пополам. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: – Как вам отец велел делиться? Они сказали: – Он велел делить всё пополам. Сосед сказал: – Так разорвите пополам все платья, …
  • 197 5 3 Дергач и его самка Дергач поздно свил в лугу гнездо, и в покос еще самка сидела на яйцах. Рано утром мужики пришли к лугу, сняли кафтаны, наточили косы и пошли друг за. другом подрезать траву и класть рядами. Дергач вылетел посмотреть, что делают косцы. Когда он увидал, что один мужик махнул косой и разрезал пополам змею,…
  • 209 5 6 Дикий и ручной осел Дикий осел увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осел и говорит: — Нет, брат, теперь не завидую, – вижу, что твое житье тебе соком достается….
  • 376 7 4 Догадливый баран Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придет с работы, кошка бежит к нему, лижет ему руку, на спину прыгнет, об него трется, и мужик ее гладил и давал хлеба. Вот баран хотел, чтобы его также ласкали и давали ему хлеба. Мужик пришел с поля, баран бежит к нему, лижет ему руку, трется…
  • 232 5 1 Дойная корова У одного человека была корова; она давала каждый день горшок молока. Человек позвал гостей; и чтобы набрать для гостей больше молока, он десять дней не доил коровы. Он думал, что на десятый день корова даст ему десять кувшинов молока. Но в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде.
  • 195 6 1 Дома Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: – Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает. А мать сказала: – Семейная каша гуще кипит.
  • 793 23 7 Дуб и орешник Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: — Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам ие бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям. — Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и…
  • 287 13 4

Урок литературного
чтения. 

Класс:
3

Учитель:
Брагова Светлана Вячеславовна

УМК:
«Начальная школа
XXI века».

Тема:  Л.Н.Толстой
«Прыжок».

Тип
урока:
 урок «открытия» нового знания.

Цель
урока: создать условия для выявления идеи произведения через осмысление  мотивов
 и последствий поступков, определение эмоционального состояния героев.

Задачи:

-помочь  понять  идею произведения, проникнуть в
настроение произведения;

способствовать развитию навыков
правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной
речи;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их
поступкам, любовь к близким.

Планируемые результаты образования:

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности,

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать
своё предположение.

Коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением
партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:  умение ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: — определять тему и главную мысль
произведения;

анализировать поступки литературных персонажей и
видеть их мотивы.

Средства (оборудование):

1.         Учебник
«Литературное чтение. Часть 1» для 3 класса (авт. Л.А. Ефросинина, М.И.
Оморокова), тетрадь «Литературное чтение. Часть 1» для 3 класса (авт. Л.А.
Ефросинина, М.И. Оморокова).

2.         Компьютер,
мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

3.         Слайдовая
презентация по теме: Л.Н.Толстой «Прыжок»

4.         Карточки для
работы в группах.

5.        Сигнальные
карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

УУД

1.Орг. момент

(мотивация)

(3 мин)

1.      Эмоциональный настрой.

— Здравствуйте, ребята, посмотрите,
к нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.

— Начнём урок с хорошего
настроения,  поделимся им друг с другом. Коснитесь друг друга локотками,
передайте хорошее настроение.

Мы – умные! Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!


Садитесь. Начнём урок с речевой разминки.

2. Речевая разминка.

1. Упражнение «Задуй свечу». (Представьте мысленно, что
перед вами 2 свечи. По моему сигналу вдох и на одном выдохе нужно задуть эти
2 свечи. Повторите 3 раза.)

2. Работа со скороговоркой. Проговаривание учителем, затем
хором, потом с удивлением, с сожалением.

«Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.»

(на слайде)

— Сегодня мы будем работать в группах.  Повторим правила
работы в группах.

Внимательно слушают, психологически настраиваясь на урок.

Выполняют.

Отвечают.

Владеют навыками организации рабочего места.

2.Актуализация знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

(4 мин)

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях —

Мудрейший мастер слова.

— Эти слова о писателе, который изображен на портрете. (СЛАЙД
С ПОРТРЕТОМ)

— Известен ли вам этот человек? 

— Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы
сегодня познакомимся?

— Постарайтесь отгадать название произведения.

(На карточке у каждой команды)

JRZUПLVРYЫGSЖWNОVК (выбрать русские буквы)

— Какая же тема нашего урока?

− Определим план наших
действий.

1.Узнаем новое из биографии автора.

2. Познакомимся с произведением.

 Будем анализировать содержание,

 давать оценку событиям,

  характеризовать героев,

3.Ответим на вопрос:

Что хотел сказать нам автор своим произведением?

(учиться понимать замысел автора).

-Какие еще задачи перед собой поставим?

— Это Л.Н. Толстой

— Да, Л.Н. Толстой

Выполняют.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Совместно с учителем составляют план.

— развивать умение
грамотно выражать свои мысли,

-учиться рассуждать,

— учиться уважать мнение товарища…

Самоопроеделение к деятельности –Л;

-смыслообразование Л;

— целеполагание — П;

— планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками-К;

 — Самоопределение – Л;

— смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-Извлечение необходимой информации  из текста – П;

-самостоятельное выделение и формулирование цели — П;

3.Введение

в новую тему

(4 мин)

— Огромную работу проделал писатель, добиваясь того,
чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное, —
ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются. На уроках
литературного чтения  мы вспомнили сказки, басни, рассказы Льва Николаевича
Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу.

— Давайте послушаем, что расскажут нам ребята о писателе.

— Что нового вы узнали о Л.Н.Толстом?

Сообщения детей.

Отвечают.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

— целеполагание — (П);

— планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками(К);

4.Планирование эффектов урока.

(Формирование
ожиданий учеников)

(2  мин.)

— Но прежде, чем вы
познакомитесь с произведением. Поиграем в игру «Верите ли вы?»
Заполните таблицы, используя «+» и «-».

Если верите, ставьте
«+», если не верите, ставьте «-»

1. Верите ли вы, что
из-за маленькой обезьяны человек может попасть в большую беду?

2. Верите ли вы, что
отец может выстрелить в своего сына?

3. Верите ли вы, что
человек может упасть с 5 этажа и не разбиться?

4. Верите ли вы, что
человек может забыть на время об осторожности?

1

2

         3

         4

4

 В конце урока мы
посмотрим, согласитесь ли вы с вашими утверждениями.

Выполняют.

Слайд 7.

5. Открытие нового знания.

 ( 10 мин)

23 мин

1.Слушание аудиозаписи рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».
Аудиозапись

— Понравилось произведение?

— К какому жанру отнесем?

 — Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как
вы его понимаете?

Откройте учебник на стр.142 и прочитайте.

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это
произведение?

— Назовите  героев.

— От чьего имени ведется повествование?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(СЛАЙД)

2.                 
— А сейчас, ребята, представьте
себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

(Слайд  Парусник)

— Кто управляет кораблём?

— Кто работает на палубе?

3. Словарная работа.

— Прежде чем начать читать текст, уточним значение
незнакомых  слов.

Мачта-
стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол
на корабле

Каюта-комната
на корабле

Перекладина-доска,
положенная поперёк для перехода.

Аршин-
старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина —
около полутора
метров.                                                                 

Вдребезги-
разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение.

Слушают.

Отвечают на вопрос.

-Художественный рассказ.

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

— Мальчик, капитан, матросы, обезьяна, пассажиры.

 Повествование ведется от имени автора.

Ученик рассказывает о паруснике,  выступление
сопровождает показом на слайде парусов, мачты, перекладин, палубы.

-Капитан.

-Матросы.

1слайд-читают по слогам, затем орфоэпически.

2слайд-значение слов

— смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно – следственные связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной
деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения 
коммуникативных задач-К;

— выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и
точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в
коммуникации-К.

6.Работа над текстом произведения.

(10 мин)

33 мин

4.                
Представьте, что
вы находитесь среди пассажиров (1 группа) на палубе этого корабля. Мы
сейчас войдем в этот рассказ. (2 группа) – мальчик, сын капитана, (3 группа) —
матросы.

Прочитайте 1 абзац. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

— Где вы находитесь?

— Какое у вас настроение?

-Отчего вам весело? Прочитайте, как обезьяна вас смешила.

— Почему она так себя вела?

Что значит, ещё больше расходилась?

Выберите
настроение, которое соответствует происходящим событиям.

На палубе.                
Радость, грусть, весёлое настроение.

2-3 абзац.
Прочитать 2-3 абзац. ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

– Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? — Называет
ли он его имя?

Вопрос к Матросам: -Какое у вас настроение ?

Сын (Рома):-
Изменилось ли твое настроение?

(Не знает, плакать ему или смеяться)

-Почему не мог смеяться и не мог плакать?

Чтение (жужжащее) 4 абзаца с заданием:

 — Найдите слова-действия, которые совершал мальчик, пытаясь
догнать обезьяну.
СЛАЙД. ТАБЛИЦА: ОБЕЗЬЯНАМАЛЬЧИК

— Посмотрите на слайд.

— Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?

-Выберите, что руководило поступком мальчика- взобраться
на мачту.

Безрассудство, досада, трусость.

Матросы – Какое
настроение у вас?

Сын — Каким-либо
образом влияет настроение матросов на твои действия?

Физкультминутка.

Чтение следующих 3 абзацев вслух по цепочке.

(абзацами).

Матросы — В
какой момент вы (матросы) замерли от страха?

— Что автор говорит о том, что могло произойти в
следующий момент?

-От чего мальчик опомнился?

-Найдите и прочитайте предложение, в котором передается самый
напряженный момент
.

— Как в такое напряженное время должны вести себя
окружающие?

Выберем настроение для событий, происходящих на
перекладине.

Слайд 10. На
перекладине — весело, страх, волнение
.

Чтение учащимися рассказа до конца. (Чтение про себя)

Цель: постарайтесь понять, представить состояние
капитана.

-Что испытал капитан, когда увидел сына на перекладине?

-У капитана было время подумать, как поступить, или
решение надо было принимать немедленно?

— Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он
прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

-Найдите, прочитайте, как он отдавал команды.

-Что вы можете сказать о капитане?

— Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что
мальчик спасен?

Слайд 11.

Рискованное решение капитана  —  тревога, ожидание
несчастья, спокойствие.

Слайд 12.

Мальчик спасен —       облегчение, счастье.

— На корабле, который после долгого плавания возвращался
домой.

— У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода
тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.

— А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех
смешила.

-И видно было – она знала, что ею забавляются.

-Он сын капитана, ему 12 лет.

-Нет.

-Нам весело, мы смеемся.

-Сын капитана – значит, что все его знают на корабле, не
может подвести отца, поставить себя в смешное положение.

-Не очень приятно, что все смеются, и он не знает,
плакать ему или смеяться.

Самостоятельная работа с текстом.

Дают ответы.

— Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти
слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал  необдуманно.

-В этой части много глаголов, они обозначают действие, т.е.
за очень короткое время было совершено много действий, времени остановиться,
все взвесить, обдумать  не было.

Объясняют свой выбор.

Выразительное чтение.

-Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину.

-Кто-то ахнул от страха.

Выборочное чтение.

-Не шуметь, не кричать, не испугать.

-Пережил стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в
смертельной опасности

-Нет, но он не растерялся и не позволил себе испугаться,
принял единственно правильное в данной ситуации решение

Выразительное чтение.

-Ответственный, умеет принимать мужественные решения.

-Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение.
Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть
выдержанным, смелым и мужественным.

Извлечение из текста необходимой информации — П;

— Использование знаково- символических средств (схем,
чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание

7.Первоначальное закрепление  с проговарива-

нием во внешней речи.

Слайд 13.
-Посмотрите на палитру чувств, которая у нас получилась .

В начале произведения, когда действие происходило на
палубе было у всех радостное, веселое настроение………

-ПОЧЕМУ далее наши чувства так сильно менялись: мы
испытали страх, ужас?

 О чем мы должны задуматься? От чего себя предостеречь в
будущем?

-Да, один необдуманный поступок мог привести к большой
трагедии.

-Как вы думаете, у этой истории мог бы быть другой конец?

Высказывают собственное мнение.

— Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не
делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями,
стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.

П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств

-адекватное использование речевых средств для решения 
коммуникативных задач-К;

— выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и
точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в
коммуникации-К.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мини-тест. 

Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

а). Именно
прыжок спас жизнь мальчику

б). Мальчик прыгнул в море.

Можно ли было избежать этой ситуации?

а)Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика,

б) Да, если бы он сам остановился.

в).Нет.

Самостоятельно выполняют тест.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических
средств,

Р:оценка – выделение и осознание того, что
усвоено, а что еще надо усвоить; саморегуляция – преодоление препятствий,
способность к мобилизации сил и энергии.

К: использование критериев для обоснования своего
рассуждения

9.Подведение итогов игры «Верите ли вы?»

 (2 мин.)

— А теперь вернемся к
нашей игре «Верите ли вы?»

Посмотрите на данную
таблицу и сверьте ее с вашей.

—  Какие пункты не
совпадают? Почему так произошло? (В жизни все может произойти, всякое
случается, «От тюрьмы и от сумы не зарекайся!»)

— Основная мысль
произведения (В любой ситуации всегда помни о своей безопасности)

Слайды 12.

10.Включение в систему знаний и повторения

— Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того,
как очнется?

СЛАЙД

 Закончите любое из следующих предложений:

После знакомства с рассказом «Прыжок»
Л.Толстого

— Мне захотелось…

— Я понял…

— Я задумался: «Хорошо, что мама мальчика…

— Я почувствовал …

-Я считаю, что мальчик…

Высказывают свои предположения.

Выполняют задание.

Р: прогнозирование

К: уметь
высказывать своё предположение

П:

автоматизация умственных действий по изученным нормам и связь с последующим материалом

11.Рефлексия деятельности


Подведём итог нашей работы.


Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

— Оцените свою работу на уроке.

СЛАЙД

Выберите паруса в соответствии с оценкой вашей работы на
уроке

Белый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе
класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

  Голубой – сегодня на уроке не все задания оказались
такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

 Жёлтый – задания на уроке оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь!

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание на слайде.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

— адекватное понимание успешности или неуспешности;

— выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и
точностью –К;

— планирование успешного сострудничества — К

— следование моральным нормам и этическим требованиям — Л

12.Домашнее задание.

Расскажите о произошедшем от лица матроса, который
был на палубе по плану:

Что я увидел сначала и почему мне было смешно?

Что произошло потом и почему мне стало страшно?

Что сделал мой капитан?

Что я об этом думаю?

Расскажите о произошедшем от лица мальчика по
плану:

Что произошло и почему мне было обидно?

Что я сделал и почему я не думал о последствиях?

Когда мне стало страшно?

Почему я прыгнул в воду?

Что я об этом думаю?

Расскажите о произошедшем от лица капитана по
плану:

Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало
страшно?

Что я предпринял?

Что я чувствовал, пока сын был под водой?

Почему
я закричал и убежал в свою каюту?

Записывают, слушают.

БИОГРАФИЯ
Л.Н. ТОЛСТОГО

Русского писателя Льва Николаевича Толстого знают во всем
мире. Родился в 1828 году в имении Ясная Поляна. Он был современником многих
известных писателей – Ивана Андреевича Крылова, Николая Алексеевича Некрасова,
Ивана Сергеевича Тургенева. Лев Николаевич  прожил долгую интересную жизнь. Был
всесторонне развитым человеком. Знал в совершенстве 13 иностранных языков.
Любил музыку и сам много играл на рояле. Любил спорт и в 67 лет он выучился
кататься на велосипеде. В 72 года прекрасно катался на коньках. Он был сильным,
здоровым и крепким человеком. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно
ездил верхом. Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений
написал несколько рассказов.
Толстому
пришлось и в армии служить офицером. Он воевал на Крымской войне и там же в
окопах под пулями писал свои рассказы.

После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе
Ясная Поляна  и занялся литературой. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу
для крестьянских детей, сам преподавал в ней.

Свои произведения Лев Толстой писал для взрослых и для
детей, рассказывая о том, что считал самым важным в жизни человека. Для детей
он создал учебную книжку «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки.

В 19 веке на парусниках совершали кругосветное путешествие,
оно длилось по нескольку месяцев.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень,
пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25
м., т.е. высота 3-5 этажного дома.

На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От
перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.
Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго —
несколько месяцев. В безветренную погоду  приходилось грести веслами. И если
случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе
обезьяну.

Далее учитель: «Вдруг в
народе…» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма
«Дети капитана Гранта»)

Заполните таблицу.

  • Рассказы леди баг и супер кот
  • Рассказы лермонтова для детей список
  • Рассказы лескова список короткие
  • Рассказы которые должен прочитать каждый
  • Рассказы латекс фиксация в контакте