Рассказы ленинградцев о блокаде

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ушаковская средняя общеобразовательная школа группы дошкольного образованияпроект по нравственно - патриотическому воспитаниюв подготовительной группе 4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

группы дошкольного образования

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию

в подготовительной группе № 4 «Лучики»

«Блокада Ленинграда»

(Информационно-практико-ориентированный)

Выполнил: воспитатель Титова О.Н.

2021 г.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальнымипроизведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений иисторических фактов.

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь ксвоим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта:

29 Детей подготовительной группы № 4 «Лучики»,воспитатель.

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проведение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, составление коллажа).

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы:

Стихи: О. Берггольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо».

Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Рисование «Блокада Ленинграда»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевая игра «Военный корреспондент».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие.

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».

Цель: расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления

Речевое развитие.

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».

Цель: обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».

Цель: продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Заключительный этап:

1.Проанализировать результативность.

2. Презентация на тему «Блокадный Ленинград».

3. Выставка детских работ «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1.Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В ИЗО уголке выставка рисунков «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

5. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты илетчики.

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий). Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм (показать Кусочек хлеба). Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная……

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь — все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель:

Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на

город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды.

(Показ фотографий)

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.

Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…

Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель:

Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами

и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду

из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ фотографий)

Воспитатель:

Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало

радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия

в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий,минометов и «катюш» обрушились на

врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину.

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто

совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ иллюстраций)

Ребенок: В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств ( любви, ответственно

сти, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта

издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

Работающий во время блокады гастроном, Ленинград, 1942 год

© Сергей Струнников/Public Domain/Wikimedia Commons

Осень 1941 года принесла Ленинграду самые страшные испытания за всю его историю — 80 лет назад начался «смертный» период блокады (с глубокой осени 1941 года до начала марта 1942 года). К середине октября город, взятый в кольцо 8 сентября, исчерпал все ресурсы, а пути снабжения Ленинграда продовольствием были перерезаны — к прочим тяготам добавился голод. На несколько месяцев основным, а порой и единственным доступным жителям продуктом стал черный хлеб, выдаваемый на вес по карточкам

Вплоть до декабря 1941 года нормы выдачи снижались несколько раз, пока не дошли до трагической отметки «сто двадцать пять блокадных грамм …», о которых писала Ольга Берггольц в «Ленинградской поэме».

Именно в это время у ленинградцев, которые делили крошечный кусочек на несколько, а то и на десятки частей, чтобы растянуть его на целый день, сформировалось отношение к хлебу как к священному продукту, ценному до последней крошки.

«Каждую крошку ловили на столе пальцами. Появилось специфическое движение пальцев, по которому ленинградцы узнавали друг друга в эвакуации: хлебные крошки на столе придавливали пальцами, чтобы они прилипли к ним, и отправляли эти частицы пищи в рот. Просто немыслимо было оставлять хлебные крошки», — писал в своих воспоминаниях о блокаде академик Дмитрий Лихачев.

Хлеб им снился

«Людям хотелось именно хлеба. Они, конечно, думали о всяких разносолах, но хлеб им просто снился, чудился. Это было главное богатство. Кусочек, который они получали в булочной, прятали, сосали по чуть-чуть, они его резали на маленькие кусочки, делили его на весь день. Вы представляете, какое это было психологическое напряжение — этим куском хлеба распорядиться так, чтобы дожить до завтра, чтобы голод не так чувствовался, хотя голод был постоянный. Поэтому для них хлеб — нечто священное. Во всех блокадных дневниках, воспоминаниях — везде пишется о хлебе как о чем-то единственном, неповторимом, самом важном. На фоне этого голода хлеб оказался главной ценностью», — говорит ученый секретарь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, кандидат исторических наук Надежда Бринюк.

На эту тему

30 километров Дороги жизни.

Это подтверждают многочисленные свидетельства самих блокадников. Например, запись из дневника ленинградской школьницы Лены Мухиной от 16 ноября 1941 года: «Когда после войны опять наступит равновесие и можно будет все купить, я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол-литра хлопкового масла. Раскрошу хлеб и пряники, оболью обильно маслом и хорошенько все это разотру и перемешаю, потом возьму столовую ложку и буду наслаждаться, наемся до отвала».

В ноябре-декабре 1941 года по наиболее голодным нормам питались две трети горожан (65,6%). Это была вынужденная мера, которая регулировалась карточной системой. Повышенную норму (250 граммов) получали по рабочей карточке 34,4% ленинградцев. Рабочим закрывавшихся заводов и фабрик нормы уменьшались в два раза. По карточке служащих с пониженной (также 125 граммов) нормой обеспечивались 17,5% горожан, по иждивенческой — 29,5%, по детской — 18,6%.

Хлебная карточка жителя блокадного Ленинграда для получения дневного рациона хлеба в 125 грамм, декабрь 1941 года ТАСС

Хлебная карточка жителя блокадного Ленинграда для получения дневного рациона хлеба в 125 грамм, декабрь 1941 года

© ТАСС

Карточки на продукты ввели еще летом 1941 года. В условиях военного времени они вводились не только в Ленинграде, но и по всей стране, но если в других городах люди, кроме продуктов, приобретаемых по карточкам, могли покупать продовольствие на колхозных рынках и в коммерческих магазинах, то в Ленинграде, особенно в первую блокадную осень и зиму, карточки давали единственную возможность купить съестное.

Выдавали карточки на мясо, жиры, крупу, сахар и кондитерские изделия, на керосин и спички. Но с каждым днем осени 1941 года в Ленинграде их все сложнее было отоварить. Карточки имели ограниченный срок действия, их нельзя было отоварить впрок или задним числом, поэтому люди ходили за продуктами каждый день, подолгу стояли в очередях, где обсуждали последние новости и обменивались слухами. Ленинградцы обходили по несколько магазинов, чтобы найти в продаже хоть какие-то продукты, но зачастую их усилия были напрасными.

«В декабре и январе очень сложно было получить другие продукты. В декабре ситуация была пиковая: порой люди стояли в очередях, а ничего получить не могли, кроме хлеба. В январе и с хлебом были перебои. В 20-х числах января 1942 года в городе совсем не было электричества, и хлебозаводы не смогли работать. В какой-то момент людям выдавали на карточки просто муку», — отметила Бринюк.

Естественно, без топлива и других продуктов испечь хлеб из этой муки люди не могли. «Из нее делали в основном суп, то есть мучную болтушку, кто-то делал лепешки на воде, самые простые», — пояснила исследователь.

Производство без сырья

Длительных простоев в работе хлебозаводов Ленинграда не допускалось. Всего в Ленинграде в блокаду работало шесть хлебозаводов. Они использовали только часть своих мощностей, и перед ними стояла задача наладить массовое производство хлеба практически из ничего… Хлебозаводы перешли на казарменное положение и круглосуточную работу. Нужно было постоянно поддерживать производство в условиях почти полного отсутствия муки, перебоев с электричеством, водоснабжением и транспортом.

Работница на хлебозаводе № 61 имени А.Е. Бадаева, 1942 год Сергей Струнников/Public Domain/Wikimedia Commons

Работница на хлебозаводе № 61 имени А.Е. Бадаева, 1942 год

© Сергей Струнников/Public Domain/Wikimedia Commons

Однажды в декабре 1941 года, когда выход из строя водопровода грозил сорвать выпечку хлеба на одном из хлебозаводов, две тысячи девушек-комсомолок в 30-градусный мороз вручную черпали воду из Невы и доставляли ее по цепочке на производство. 10 января 1942 года, когда на Центральной водопроводной станции вышла из строя последняя турбина и на ремонт требовалось потратить трое суток, было организовано снабжение хлебозаводов на Васильевском острове и Петроградской стороне за счет стоявшей на Неве подводной лодки К-56.

Осенью 1941 года муку достать было неоткуда. К началу блокады в Ленинграде не было внутренних долгосрочных запасов продовольствия — город всегда снабжался «с колес». В первые дни блокады муки и зерна в городе оставалось на 35 дней. Народная молва называла причиной голода пожар на Бадаевских складах в первых числах сентября.

На эту тему

Спроси про Ленинград.

«На Бадаевских складах какое-то количество продовольствия было, но его было буквально на несколько дней (тот пожар уничтожил 3 тыс. тонн муки и около 2,5 тыс. тонн сахара-рафинада — прим. ТАСС). То есть это ухудшило продовольственную ситуацию, но ненамного. Ухудшало продовольственную ситуацию именно положение на фронтах. Не случайно, когда немцы взяли Тихвин, они хотели окружить Ленинград вторым кольцом блокады и полностью перекрыть какие-либо поставки в город, какие бы то ни было возможности связи города с Большой землей. Именно тогда ввели самые страшные блокадные нормы. А когда Тихвин отбили 9 декабря 1941 года, то к концу декабря смогли чуточку прибавить хлеба», — пояснила ученый секретарь Музея блокады.

С наступлением холодов в ноябре 1941 года доставлять грузы в Ленинград по единственно возможному на тот момент пути — по воде через Ладожское озеро — стало нельзя. Тогда было принято решение проложить по льду трассу, которую ленинградцы стали называть Дорогой жизни. Это был сложнейший инженерно-транспортный объект, работу которого наладили буквально за несколько дней, но в эти дни в городе ввели минимальные нормы выдачи хлеба.

Доставка грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера Рафаил Мазелев/ТАСС

Доставка грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера

© Рафаил Мазелев/ТАСС

Когда хранилища с мукой в городе опустели, рабочие обметали стены и вскрывали половицы на складах, чтобы извлечь оттуда мучную пыль, накопившуюся за прошлые годы. Даже после возобновления поставок продовольствия в город муку нужно было экономить, и хлебопекам приходилось экспериментировать с составом теста.

Блокадный рецепт

Доля содержания муки в ленинградском хлебе оказывалась ниже 60%, что технологически не позволяло испечь буханку приемлемого качества. Использование различных суррогатов в хлебопечении и частые замены одних видов примесей другими требовали от работников отрасли сложной и крайне напряженной работы для получения продукта, который хоть отдалененно напоминал бы хлеб.

В декабре 1941 года при выпечке хлеба, чтобы увеличить его объем, добавляли различные пищевые примеси — овсяную, ячменную, соевую, жмыховую муку или муку из кокосового, льняного, конопляного, соевого, хлопкового жмыха, отруби, обойную пыль, солодовую муку, мучные сметки и вытряски от обработки мешков, кукурузную, рисовую муку и даже пищевую целлюлозу. С машин, провалившихся под лед Ладоги на Дороге жизни, поднимали зерно, высушивали и использовали для производства хлеба. В ход шло все.

Рецептуру и состав блокадного хлеба разработали в Центральной лаборатории на хлебозаводе имени А.Е. Бадаева. «Рецептов блокадного хлеба было несколько десятков, это зависело от того, какой был в наличии набор продуктов. Технологи централизованно выносили рекомендации. Они сначала в лаборатории проверяли, что получится, если эти компоненты смешать, и потом давали директиву на хлебозаводы о технологической особенности выпечки хлеба», — рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея хлеба Зинаида Соловьева.

Работница хлебозавода № 61 имени А.Е. Бадаева укладывает хлеб в ящики для отправки в магазин, 1942 год Сергей Струнников/Public Domain/Wikimedia Commons

Работница хлебозавода № 61 имени А.Е. Бадаева укладывает хлеб в ящики для отправки в магазин, 1942 год

© Сергей Струнников/Public Domain/Wikimedia Commons

«Рецепты 1941 года существуют в приблизительном состоянии, поскольку остались отчеты лаборатории при одном из хлебозаводов. Это был ужасный хлеб, потому что не было возможности сделать другой. Но потом старались все-таки делать продукт, похожий на хлеб», — сказала Соловьева.

В Музее хлеба представлен один из рецептов, относящийся к более позднему периоду блокады, когда поставки продуктов в город стали регулярными. В него входит мука ржаная обойная (крупного помола) — 57%, мука овсяная — 30%, жмых подсолнечный — 10%, солод ржаной нефильтрованный — 3% и соль — 2% от общего веса.

«Мы даем рецепт ориентировочно 1943 года, когда еще маловато муки и использовали добавки, но это уже приемлемый по качеству хлеб», — комментирует эксперт.

Независимо от утвержденного состава хлеба, даже в блокаду его качество постоянно контролировалось, потому что цена ошибки была слишком высока. Известен факт, что в июне 1943 года директору городского хлебозавода №10 был объявлен выговор за выпуск предприятием более 2,5 т недоброкачественного (непропеченного) хлеба.

Во имя хлеба

Доставить хлеб в магазины было отдельной проблемой. Грузовой автотранспорт был мобилизован для нужд фронта, трамваи, которые поначалу использовались для развоза продуктов в магазины, к зиме встали из-за перебоев с электричеством (трамвайное движение восстановили только весной 1942 года).

Остался единственный выход: перевозить продукты на тележках, а когда установился снежный покров — на санках. В такую повозку, вес которой с поклажей составлял 200−300 кг, впрягались три-четыре человека.

На эту тему

В Музей блокады Ленинграда передали документ с рецептами блюд на основе древесных опилок

Бывали случаи, когда на перевозчиков продуктов нападали грабители, похищавшие хлеб. Магазины тоже нередко подвергались нападениям преступных групп: они врывались в торговое помещение, бросали в продавцов куски кирпича и похищали продукты.

Подобные преступления совершали не только организованные группы, но и просто голодные горожане. Подростки и взрослые, мужчины и женщины в магазинах выхватывали хлеб у покупателей и чаще всего сразу заталкивали в рот, несмотря на крики в их адрес и удары со стороны очереди. Воровство хлеба вызывало ярость и ненависть очевидцев.

В семьях из-за хлеба нередко возникали ссоры и разлад. «Бывали случаи, что родители съедали пайку маленьких детей; сын воровал у собственной матери. Но были и другие примеры. Люди могли отдавать другим часть своего мизерного кусочка, чтобы поддержать их. Известен такой случай, когда у блокадницы были дочь и сын, учившийся в медицинском институте, и он от голода уже не мог ходить зимой 1941/42 года, он падал, переходя через мост, и его люди поднимали. Он говорил: «Я брошу, я больше не могу». И они отрезали от своего блокадного пайка кусочки хлеба и подкладывали ему незаметно, потому что иначе бы он не взял, для того, чтобы у него были силы дойти и доучиться», — рассказала ученый секретарь Музея блокады.

Немало примеров и того, как люди шли на жертвы ради совершенно незнакомых им людей. По воспоминаниям служившей в полку регулировщиц на Дороге жизни Анны Андреевой, записанным ее сыном Александром, девушек-военнослужащих задействовали при разгрузке хлеба на железной дороге на станции Кушелевка (рядом располагался один из работавших в блокаду хлебозаводов).

«Во время разгрузки по путям ходили часовые и следили, чтобы никто не подходил к вагонам. Но когда они отворачивались, голодные подростки, походившие на маленьких старичков, прошмыгивали под вагоны. «Тетенька, хоть крошечку!» — молили они. Девушки переглядывались между собой: «Чья очередь?» И из рук кого-то из них как бы случайно выпадал хлеб. Тут же его подхватывали ребята и убегали со всех ног. Цена такого поступка стоила девчатам десяти суток ареста — и они по очереди добровольно шли на эти нарушения во имя спасения чьей-то жизни», — говорится в записях Анны Андреевой.

Спецпроект на тему

Украденное детство. Истории детей блокадного Ленинграда

В других воспоминаниях современников сохранился случай, произошедший первой блокадной зимой. На углу Расстанной и Лиговского проспекта разорвавшийся снаряд серьезно повредил машину, перевозившую свежевыпеченный хлеб. Шофер был убит осколком, а буханки рассыпались по мостовой. Проходившие мимо люди, заметив, что хлеб никто не охраняет, подняли тревогу, окружили место катастрофы и не уходили, пока не приехала другая машина с экспедитором. Весь хлеб был собран и доставлен в магазины.

Характеризуя нравы, царившие в блокадном Ленинграде, Дмитрий Лихачев писал: «На каждом шагу — подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность».

Несмотря на то что торговля на стихийных рынках была незаконной, повсеместно совершался обмен вещей на продукты. При этом обмен на деньги шел неохотно — главной валютой в городе был хлеб, им расплачивались и за товары, и за работу, в том числе за погребение. На 2 кг хлеба можно было выменять самовар, за 5–6 кг хлеба давали фотоаппарат или часы. Пачка папирос — 100–150 г хлеба. Хлеб на стихийном рынке можно было купить по цене от 200 до 800 рублей за килограмм. По государственным расценкам в период Великой Отечественной войны цена килограммовой буханки черного хлеба составляла 1 рубль.

Почему именно хлеб?

Ни один продукт не мог считаться таким универсальным и незаменимым. Исторически сложилось так, что хлеб был самым доступным и базовым продуктом для жителей России, на Северо-Западе особое значение имел именно ржаной хлеб.

«Сам по себе хлеб, особенно ржаной, богат набором необходимых для организма веществ, как то микроэлементы, витамины, необходимые квасцы. Все это есть в ржаном хлебе, который прекрасно подходит под биоорганизацию жителя Северо-Запада, поэтому он и стал главным продуктом, поскольку он в состоянии удовлетворить все главные потребности человеческого организма при минимальном добавлении других продуктов — овощей, мяса, рыбы. Исходя из химического состава хлеба и биологических особенностей человеческого организма, хлеб в этой ситуации был в состоянии спасти — и спасал человека. Он не был единственным продуктом в период блокады Ленинграда, но особенно в «смертный» период, конечно, хлеб был основным продуктом, который удавалось получить жителям нашего города. Именно поэтому хлеб для блокады стал символом жизни», — пояснила эксперт Музея хлеба.

Экспонат из Музея хлеба - 125 блокадных граммов Дмитрий Гусарин/ТАСС

Экспонат из Музея хлеба — 125 блокадных граммов

© Дмитрий Гусарин/ТАСС

Это отношение к хлебу сохранилось в ленинградцах на десятки лет вперед. Буквально в каждой семье могут вспомнить, как уже в мирное время люди старшего поколения запрещали своим детям и внукам выбрасывать недоеденный или черствый кусочек хлеба. Его надо было использовать — существовало множество рецептов из сухого хлеба, которые вывешивались в том числе в булочных наряду с плакатами о значении этого продукта — «Хлеб — всему голова», «Хлеб — наше богатство» и так далее. В столовых долгое время в свободном доступе бесплатно был черный хлеб. Сами блокадники много лет после войны хранили в квартирах запасы сухарей из хлеба, складывали их в шкафы и диваны…

«Сейчас это отношение к хлебу стирается. Мы живем в быстро меняющемся мире. У нас очень изменился набор продуктов, которые мы покупаем в магазине. И в обычном наборе продуктов хлеб уже не занимает главного места, чего не скажешь о послевоенном времени», — подытожила Зинаида Соловьева.

Екатерина Андреева

  • Рассказы катаева для детей читать короткие
  • Рассказы классиков про осень
  • Рассказы иностранцев о жизни в россии
  • Рассказы из будущего 2020
  • Рассказы из жизни людей интересные про любовь