Рассказы колосова для 4 класса

Михаил макарович колосовмальчишкаглава перваямишка, настя и матьмишка считал себя самым разнесчастным человеком на белом свете. не везет ему в жизни,

Михаил Макарович Колосов

Мальчишка

Глава первая

Мишка, Настя и мать

Мишка считал себя самым разнесчастным человеком на белом свете. Не везет ему в жизни, это теперь совершенно ясно. Каждый день какая-нибудь беда обязательно свалится на его голову. Позавчера мать нашла в ранце коробку перьев с расплющенными концами для игры, расстроилась, бросила их в печку. Стыдит, ругает его, а у самой слезы на глазах. А потом и совсем по-настоящему плакать стала. Хуже всего, когда она плачет. Лучше б ударила, и то легче…

— Как тебе не стыдно? До каких пор ты будешь меня тиранить? Когда же поймешь, что не для меня учишься, а для себя? Головушка ты моя горькая! Я работаю, стараюсь, стараюсь, а ты…

Больно Мишке слушать материны упреки, а еще больнее видеть ее слезы. Насте, сестренке, той хорошо, никаких забот: в третьем классе — что там делать? Даже экзаменов нет. А тут одна математика замучит. Шестой класс — это тебе не третий!

И вот только позавчера все это обнаружилось с перьями, он дал слово больше не безобразничать, а вчера опять несчастье.

На последней перемене Мишка выключил свет. Мимо бежал, подпрыгнул — щелк, свет и погас. Девочки в темноте начали визжать, а ребята — бегать по партам. Мишка хотел включить свет обратно, но не вышло, никак не мог достать.

Прыгал, прыгал на стенку, пока не пришел дежурный по школе. Взял Мишку за рукав и повел к директору. А директор строгий, у него разговор короткий:

— Без матери в школу не приходи!

И вот теперь он на улице. Что делать, куда идти? Домой? Там Настя, она в первой смене учится — сразу обо всем догадается. А как быть с матерью? Сказать ей, попросить прощения, поклясться в последний раз?

Мишка медленно шел по улице поселка, низко опустив голову, волоча за оторванный ремень ранец.

Куда идти, что делать?

Домой возвращаться, конечно, нельзя. Уехать куда-нибудь? Если бы потеплее было, а то ведь замерзнешь на буфере. Летом можно было бы махнуть на Кавказ или в Ташкент, как Мишка Додонов из книжки «Ташкент — город хлебный».

Что же делать? Несчастный-разнесчастный он! Уж лучше и не жить, чем так мучиться… «Утопиться, что ли?» Вот утопится, а потом все пожалеют его. Даже директор, пожалуй, скажет: «Жалко мальчишку, лучше бы я его не выгонял из школы…» А учительница будет рассказывать: «Способный был мальчик, только шалил». Она не скажет «баловался», а «шалил». Больше всех будет плакать, конечно, мать: «Зачем же ты, головушка моя горькая, оставил нас, покинул?.. Да чем же я тебе не угодила?..»

А он будет лежать и молчать, и когда все уже раскаются в своих прегрешениях перед Мишкой, тут бы в самый раз ему раскрыть глаза и подняться. Да только разве покойники оживают? Такого еще никогда не было. Поплачут, поплачут и отнесут его на кладбище, закопают, и конец всему. И не будет больше никогда Мишка ходить по улицам, никогда он уже не скажет никому ни хорошего, ни дурного слова и ничего не увидит больше… Пройдет время, его станут забывать. Да за что его и помнить, что он такое сделал?

Жалко Мишке самого себя, грустно, что никто его не вспомнит добрым словом, так грустно, что даже слезы потекли из глаз. Все люди умирают, как люди, а многие — как герои: Павлик Морозов, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская. Эх, а тут вдруг головой в воду, и все… Скажут: «Дурак, не мог уж поведение исправить, до чего безвольный человек был. Мог бы и учиться лучше, не тянуться еле-еле на троечки». Мишка не раз слышал, как о нем говорили, что он способный, только ленится. Об этом он и сам знает: лени у него хоть отбавляй, да и от баловства не может себя удержать. И вот теперь из-за этого бросаться в омут. Нет! Но и домой возвращаться нельзя, это факт.

Он заметил на дороге окурок, поднял его, хотя раньше никогда не курил, оторвал сжеванный, грязный конец мундштука, зажал папиросу в кулаке. И тут же поймал себя: «Зачем взял папиросу? Опять баловство?» Но какой-то второй голос ответил: «А что тут такого? Просто поднял, могу бросить, могу и скурить. Говорят, курение нервы успокаивает». И Мишке захотелось закурить, спичек только не было. Он порылся в карманах, нашел гривенник, обрадовался, направился к магазину, хотя к нему надо было идти добрых полкилометра. Но тут его опять постигла неудача. Продавщица посмотрела на него и спросила:

— Зачем тебе спички?

Мишка помолчал, подумал и соврал:

— Мама прислала.

— По глазам вижу: врешь, — сказала продавщица. — Баловаться. Детям спичек не отпускаем, запрещено.

— Жалко одну коробку, да? — сказал Мишка и вышел на улицу.

Он уже хотел швырнуть окурок, но тут какой-то мужчина, прежде чем войти в магазин, бросил горящую папиросу. Мишка кинулся к ней и, схватив, прикурил. Он втянул в себя дым, закашлялся и почувствовал, как по всему телу разлилось что-то тяжелое, дурманящее. Перед глазами поплыли разноцветные круги, затошнило.

— Фу, дрянь какая, — Мишка бросил окурок и поплелся дальше куда глаза глядят.

На самом краю поселка он увидел сползшую в кювет грузовую машину. Шофер подкладывал под задние колеса камни, куски досок, залезал в кабину и включал мотор. Колеса, завывая, крутились и вместе с грязью с остервенением выбрасывали из-под себя камни и доски. Шофер вылезал, снова все собирал, расчищал лопатой грязь, но ничего не помогало.

Мишка любил машины, не пропускал ни одной, чтобы не посмотреть на нее. Он мог, сидя в комнате, по звуку определить, какой марки прошла машина.

Увидев застрявший «газик», он остановился и стал наблюдать за работой шофера. Его обдало голубоватым дымком, пахнущим бензином и резиной. «Вкусно пахнет», — подумал Мишка и подошел поближе. Спешить ему некуда, надо где-то провести время. Поэтому Мишке захотелось, чтобы машина не выбралась как можно дольше. Тут стоять все-таки не так стыдно, вроде как при деле…

Шофер нервничал. Когда Мишка подвернулся ему под руку, он зло посмотрел на его и, сплюнув, проговорил:

— Эх, тоже мне радость родительская! Люди делом занимаются, а он битый час стоит, ворон ловит. Пошел отсюда, не мешайся.

Мишка сконфузился, отошел в сторону. «Неужели и этот догадался, что меня выгнали из школы?» — подумал он. Мишка обиделся на шофера и стал придумывать, чем бы досадить ему. Отойдя из предосторожности подальше, крикнул:

— Чтоб тебе до ночи не выбраться!

Шофер бросил под колесо большое бревно, посмотрел на Мишку, вытер рукавом лоб и улыбнулся, покачав головой. Потом снова сел в кабину, включил мотор, и машина выскочила из кювета.

«Как назло все наоборот делается!» — подумал Мишка и поплелся дальше.

Он заглянул в щель забора — там когда-то был клуб. Уже после отступления немцы разбомбили его. Мишка хорошо помнит эту бомбежку, это был последний их налет на поселок. Фашисты не думали уходить, они построили кругом укрепления и хвастались: «Рус капут!» Но наши обошли их с двух сторон, и им пришлось убегать. Многие попали в плен, и, когда их вели, Мишка и другие ребята бежали вслед, кричали:

— А что, фриц, «рус капут»?

Гитлеровцы стали такими робкими и словоохотливыми, что даже детям отвечали. Они крутили головами и говорили:

— Найн, Гитлер капут.

Ребята были довольны, хохотали.

Фронт ушел далеко на запад, уже даже не стали делать светомаскировку, как вдруг неожиданно ночью налетели фашистские самолеты.

— Злятся, — сказала мать тогда, — не могут так уйти, чтобы зла не причинить. Хоть стекла побьют…

Но они не только стекла побили, разрушили много домов и улетели. С тех пор все дома отстроились, и только один клуб стоял в развалинах, огороженный дощатым забором. Теперь очередь дошла и до него: разобрали стены и начали рыть котлован под фундамент Дома культуры шахтеров. Но сейчас здесь интересного ничего не было: экскаватор стоял в глубокой яме, уткнувшись зубатым ковшом в землю, не работал. Наверное, он уже кончил свое дело и ждал, когда его перетащат на другое место.

Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс

Список сказок и рассказов:

  1. 4

    Лучшее Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк

  2. 78

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 59

    Лучшее Антон Чехов — Мальчики

  4. 114

    Лучшее Всеволод Гаршин — О жабе и розе

  5. 304

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  6. 206

    Лучшее Михаил Зощенко — Ёлка

  7. 51

    Лучшее Михаил Зощенко — Самое главное

  8. 37

    Лучшее Борис Житков — Про обезьянку

  9. 141

    Лучшее Борис Житков — Как я ловил человечков

  10. 43

    Лучшее Борис Житков — Пудя

  11. 93

    Лучшее Виктор Драгунский — Друг детства

  12. 59

    Лучшее Виктор Драгунский — Что любит Мишка

  13. 2

    Лучшее Садко (Былина)

  14. 62

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  15. 23

    Лучшее Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави

  16. 100

    Лучшее Павел Бажов — Голубая змейка

  17. 10

    Лучшее Павел Бажов — Хозяйка медной горы

  18. 23

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Русалочка

  19. 8

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Соловей

  20. 61

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди

  21. 392

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка

  22. 34

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца

  23. 150

    Лучшее Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича

  24. 1

    Лучшее Вольга и Микула Селянинович (Былина)

  25. 36

    Лучшее Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)

  26. 26

    Лучшее Антон Чехов — Беглец

  27. 69

    Лучшее Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители

  28. 142

    Лучшее Георгий Скребицкий — Кот Иваныч

  29. 100

    Лучшее Леонид Пантелеев — Честное слово

  30. 64

    Лучшее Иван Тургенев — Муму

  31. 82

    Лучшее Александр Куприн — Барбос и Жулька

  32. 82

    Лучшее Александр Куприн — Белый пудель

  33. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  34. 3

    Бой на Калиновом мосту

  35. 44

    Борис Житков — Про слона

  36. 28

    Борис Житков — Беспризорная кошка

  37. 16

    Аркадий Гайдар — Поход

  38. 1

    Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

  39. 7

    Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения

  40. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  41. 17

    Михаил Пришвин — Гаечки

  42. 9

    Михаил Пришвин — Лесной хозяин

  43. Хитрая наука

  44. 50

    Константин Паустовский — Жильцы старого дома

  45. 11

    Виталий Бианки — Анюткина утка

  46. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз

  47. 5

    Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать

  48. 8

    Виталий Бианки — Чьи это ноги

  49. 7

    Константин Ушинский — Дети в роще

  50. 15

    Константин Ушинский — Ветер и солнце

  51. Алексей Толстой — Петух и жерновки

  52. 12

    Лев Толстой — Лгун (Басня)

  53. Лев Толстой — Уж

  54. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  55. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  56. 3

    Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)

  57. 6

    Лев Толстой — Как мужик гусей делил

  58. 3

    Лев Толстой — Два брата

  59. 6

    Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе

  60. 11

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича

  61. 4

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку

  62. 9

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха

  63. 1

    Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля

  64. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  65. 2

    Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)

  66. 4

    Лев Толстой — Кавказский пленник

  67. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  68. 3

    Изгнание Адама и Евы из рая

  69. Притча о сеятеле

  70. Притча о блудном сыне

  71. Притча о Фарисее и Мытаре

  72. Притча о злых виноградарях

  73. Рождение и воспитание Геракла

  74. 6

    Дедал и Икар (Миф)

  75. Орфей и Эвридика (Миф)

  76. 5

    Андрей Платонов — Никита

  77. 1

    Андрей Платонов — Еще мама

  78. 16

    Виктор Гюго — Козетта

  79. 2

    Виктор Гюго — Гаврош

  80. Николай Лесков — Неразменный рубль

  81. 7

    Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик

  82. 3

    Алексей Толстой — Сугробы

  83. 2

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  84. Лев Толстой — Пожар

  85. Лев Толстой — Орел

  86. Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза

  87. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  88. 1

    Виктор Астафьев — Белогрудка

  89. Рувим Фраерман — Девочка с камнем

  90. 1

    Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой

  91. 2

    Лев Толстой — Два товарища (Басня)

  92. Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)

  93. 1

    Владимир Железников — История с Азбукой

  94. Владимир Даль — У тебя у самого свой ум

  95. Ксения Драгунская — Лекарство от послушности

  96. Анатолий Алексин — Самый счастливый день

  97. Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)

  98. Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)

  99. Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)

  100. Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)

  101. Лев Толстой — Русак

  102. Лев Толстой — Царский сын и его товарищи

  103. Фёдор Кнорре — Солёный пёс

  104. 2

    Иван Шмелев — Русская песня

  105. 41

    Георгий Скребицкий — Пушок

  106. 28

    Константин Паустовский — Прощание с летом

  107. 2

    Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)

  108. 10

    Михаил Зощенко — Приключения обезьяны

  109. Михаил Зощенко — Бедный Федя

  110. Михаил Пришвин — Сухостойное дерево

  111. Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок

  112. 2

    Ирина Пивоварова — Барышни Люси

  113. 8

    Ирина Пивоварова — Секретики

  114. 6

    Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке

  115. 1

    Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото

  116. Саша Черный — Счастливый карп

  117. 1

    Виктор Астафьев — Бабушка с малиной

  118. Александра Ишимова — История России в рассказах для детей

  119. Константин Ушинский — Бодливая корова

  120. 57

    Константин Ушинский — Сумка почтальона

  121. Юрий Сотник — Учитель плавания

  122. 6

    Юрий Сотник — Гадюка

  123. 9

    Виктор Голявкин — Путешественник

  124. 10

    Валентина Осеева — Почему

  125. 17

    Валентина Осеева — В классе

  126. 9

    Виталий Бианки — Плавунчик

  127. 4

    Борис Житков — Мышкин

  128. 2

    Антон Чехов — Спать хочется

  129. Лев Толстой — Пётр Первый и мужик

  130. Александр Раскин — Как папа выбирал профессию

  131. Саша Черный — Дневник фокса Микки

  132. 1

    Александр Куприн — Бедный принц

  133. Александр Куприн — Четверо нищих

Отзывы: 4

  1. Лола

    а что комментариев нет?

    Ответить

  2. Наталья

    Хорошая ссылка советую

    Ответить

  3. юлия

    мне очень понравилось рассказы интересные

    Ответить

  4. А

    Мы это читали в классе

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Осипова Дина Михайловна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Рыльская средняя общеобразовательная школа № 5».

Рыльск, Курской области

Конспект занятие по внеурочной деятельности

Класс: 3 УМК: Школа России

Форма занятия: традиционная

Тема: Мир вокруг нас

Цель занятия:

1.Развивать познавательный интерес к своей Родине, к родному краю, через знакомство с произведением курского писателя М.Колосова «Ежишка».

2.Воспитывать доброе отношения к тем, кто слабее; умение заботиться; умения слышать и слушать другого.

Планируемые результаты: Развитие индивидуальности каждого ребёнку в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажу;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

— развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

Регулятивные

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в диалоге, выражать свои мысли .

Оборудование: Компьютер (использование мультимедиа на уроке), презентация, хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка», заготовки для копилки интересных фактов о писателе.

Ход занятия:

I.Организационный момент. ( Звучит музыка «В мире много сказок»)

II. Введение в тему занятия. Слайд 2.

1.Читательская пятиминутка (Текс на доске).

— Прочитайте. Слайд 3.

Наша жизнь, как мозаика, состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

К.Дитмар.

— Как вы понимаете учиться видеть глазами и сердцем?

— И сегодня нам в этом будет помогать произведение нашего курского писателя М.М. Колосова, который приглашает нас побродить по осеннему лесу, полюбоваться его красотой.

— А чтобы узнать названия его произведения, вы должны разгадать кроссворд, отгадав загадки про лесных обитателей. Слайд 4

  1. Он обычно спит в дупле, 
    А не на сырой земле. 
    Не помыв, не тянет в рот 
    Даже вкусное… .
    (Енот)

  1. Точно он не ядовит,

Потом-то и пуглив,

Змейкой юркой прошмыгнёт,

С головой в листву нырнёт!

(уж)

  1. Спешить… Домой я не спешу

Ведь дом я свой с собой ношу.

(Улитка)

  1. Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

острые зубки.

(мышь)

  1. На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

.

(Волк)

  1. Ночью видит будто днём.
    Станет «ухать» не уснём:
    Не к добру — идёт молва.
    Птицу как зовут? ….(Сова)

Прочитайте, какое слово у нас получилось? А кто такой ежишка? А почему его так называют? Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем читать. Давайте определим тему нашего занятия

III. Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего занятия, знакомство с произведением «Ежишка». А чтобы вы хотели ещё узнать на сегодняшнем занятии? Мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

IY. Подготовка к активной познавательной деятельности.

1.Знакомство с писателем .

Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с особенной любовью. Таким человеком и был наш курский писатель Михаил Макарович Колосов.

Портрет писателя Слайд 5

2.Копилка интересных фактов.

А сейчас, ребята, нас ждёт копилка интересных фактов.

( Обучающие выбирают разноцветные листики с написанными данными о писателе и читают всему классу)

— Что вы узнали о писателе?

Y. Работа по теме занятия. Слайд 6

1. Художественное чтение (исполнение учителем и хорошо читающими детьми, по ходу чтения выясняем значение слов, нуждающихся в пояснении).

2. Беседа.

— Понравилось ли вам произведение?

— К какому жанру оно относится?

— А какая это сказка?

— Кто же такой Ежишка?

— О чём переживал Ежишка?

— Чего боялся писатель?

-Что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленное?

— Ребята, сам Михаил Макарович был очень добрым человеком . 
-Докажите словами из текста ,что автор очень переживает за ёжонка.

— Исходя из темы, сформулируйте, какая была цель нашего занятия?

3. Выбери ответ из предложений: Слайд 7

Я должен разобрать содержание сказки.

-Я узнаю о мыслях, чувствах ежишки и о том, как это связано с природой.

-Я должен разобраться в том, какой замысел у автора, что он хочет показать произведением.

-Какие цели ставили для себя?

(Я буду развивать свою речь, память, умение слушать, переживать.)

Мы познакомились с содержанием сказки, а сейчас узнаем о мыслях, о настроении, чувствах писателя .

Раскроем загадки писателя, поймём автора, в чем особенность его замысла.

-Как? ( проследим, какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу, как он относится к своему герою, к происходящему)

— Давайте вспомним, о чём переживал Ежишка?

— Какое настроение у автора вызвал разговор с ежишкой?

— Давайте опишем внутреннее состояние писателя. Выберите подходящие слова.

— Вам понравился писатель? Какой это человек?

— А как бы вы поступили, ребята?

Y. Физминутка. Слайд 8

YI. Работа в группах. Слайд 9

Определение собственного отношения к прочитанному. (Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам эпизоду)

YII.Итог занятия.

— Давайте подведем итог нашей работе. Выполнили мы поставленные на занятие цели?

— Как закончилась сказка? 
— Что вас тронуло в этой сказке?
Писатель М. Колосов очень тонко чувствовал природу и был хорошим психологом, передавая внутренне состояние своего героя.

Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений к ней, из вас вырастут большие люди, с красивой душой.

YIII. Рефлексия

Творческое задание ( по желанию детей)
Ребята, к следующему занятию придумайте свою историю встречи писателя и ежишки весной.

Список литературы:

1.Лысакова В.Г. «1000 загадок» — М.АСТ, 2006г.

2.Программа внеурочной деятельности « Начальное и основное образование» под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.

3. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф.Виноградовой.- М. « Вента – Граф», 2011г.

4. Хрестоматия для чтения в начальной школе « Соловушка», Курск, 2016г.

Михаил Макарович Колосов (1923—1996) — русский советский писатель, прозаик, публицист, журналист и редактор. Член Союза писателей СССР (с 1954 года). Руководитель Курской областной писательской организации Союза писателей РСФСР (1958—1963). Главный редактор газеты «Литературная Россия» (1982—1989).

Биография[править | править код]

Родился 7 июня 1923 года в Авдеевке, Донецкой области.

В 1943 году призван в ряды РККА, участник Великой Отечественной войны в составе 237-го армейского запасного стрелкового полка 5-й Ударной армии, комсомольский организатор учебного стрелкового батальона в звании старший сержант, воевал на 3-м и 4-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые отличия был награждён Орденом Красной Звезды[1].
С 1947 года после демобилизации из рядов Советской армии, работал в районной газете «Красное знамя» в должности литературного сотрудника одновременно обучался на Всесоюзном юридическом заочном институте. С 1951 по 1952 год работает на юридических должностях в городе Фатеж. С 1951 по 1956 год обучался на заочном отделении Литературного института имени А. М. Горького. С 1952 по 1959 год — главный редактор Курского областного книжного издательства, одновременно с 1958 по 1963 год — руководитель Курской областной писательской организации Союза писателей РСФСР. С 1963 по 1968 год — собственный корреспондент газеты «Сельская жизнь». С 1968 по 1974 год — заместитель главного редактора издательства «Советская Россия». С 1974 до 1989 год первый заместитель главного редактора и с 1982 по 1989 год — главный редактор газеты «Литературная Россия»[2][3][4].

Член Союза писателей СССР с 1954 года. В 1947 году виз под пера Михаила Колосова вышел первый рассказ «К труду» опубликованный в газете «Красная звезда». В 1950 году рассказы Михаила Колосова «За хлебом», «Лыско» и «Голуби» были напечатаны в художественном альманахе «Дружба народов». В 1954 году за детские рассказы «Голуби» Михаил Колосов по рекомендации известного прозаика Валентин Овечкин был принят в Союз писателей СССР. В 1958 году Михаил Колосов являлся участником I Всероссийского съезда писателей РСФСР. В 1958 году в литературно-художественном журнале «Костер» была опубликована повесть «Мальчишка», позже выпущенная отдельной книгой в издательстве «Современник», переведённая и опубликованная в Китае, Вьетнаме и Чехословакии. В 1959 году вышла его повесть «Бахмутский шлях», вышедшая в издательстве «Молодая гвардия», эта детская повесть получила высокую оценку у литературной критики[5][6]. В последующем вышли такие книги как: «Звезда» (1959), «Зеленый гай», «Карповы эпопеи», «Три куля черных сухарей», «Барбарис» и «Гаврюшкина любовь», (1979), «Тимкина балалайка», «Платонов тупик», «Яшкина одиссея» и «Родная окраина» (1983), «Избранное» (1983), «Три круга войны» и «Похвала недругу» (1986), «Луна на веревочке» (1987), «Платонов тупик» (1990), «Фронтовые были» (1995) и повесть «Ветеран» (1998)[2][3]. Произведения Михаила Колосова выходили в издательствах «Правда», «Советский писатель», «Советская Россия», «Художественная литература», «Современник», «Центрально-Чернозёмное книжное издательство», «Московский рабочий», «Молодая гвардия», «Детская литература», «Малыш» и «Воениздат»[7] и публиковался в журналах и газетах «Литературная Россия», «Огонёк», «Молодая гвардия», «Современнике», «Роман-газета», «Октябрь», «Сельская жизнь» и «Курская правда»[5][6].

Скончался 3 декабря 1996 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (уч. 3)[8].

Библиография[править | править код]

  • Голуби : Рассказы. — Курск : Кн. изд-во, 1954 г. — 192 с.
  • Бахмутский шлях : Повесть. — Москва: «Молодая гвардия», 1959 г. — 256 с.
  • Акак же Васька? : Повесть. — Воронеж : «Центрально-Чернозёмное книжное издательство», 1966 г. — 144 с.
  • Запах земли повесть. — Москва : Сов. Россия, 1967 г. — 93 с.
  • Карповы эпопеи : Повести и рассказы / [Ил.: Н. И. Крылов]. — Москва : Сов. Россия, 1971 г. — 349 с.
  • Барбарис: Повести / [Ил.: В. Карабут]. — Москва : «Московский рабочий», 1972. — 216 с.
  • Яшкина одиссея : Повести / [Ил.: С. Трофимов]. — Москва : «Советская Россия», 1973 г. — 432 с.
  • Старая акация : Повесть. — Москва : «Правда», 1975 г. — 48 с (Б-ка «Огонек» № 28)
  • Гаврюшкина любовь: Повести и рассказы / Михаил Колосов. — Москва : Мол. гвардия, 1976. — 272 с.
  • Три повести. — Москва : «Художественная литература», 1978. — 79 с.
  • Наша улица широка… : Повести / М. Колосов; [Послесл. А. Ткаченко. — М. : Сов. Россия, 1981 г. — 511 с.
  • Три круга войны : Повесть / Михаил Колосов, М. : «Роман-газета», 1983
  • Родная окраина : Повести и рассказы / Михаил Колосов; [Худож. Б. Косульников]. — М. : Современник, 1983 г. — 463 с.
    • ч. 1: Начало. — 64 с.
    • ч. 2: Окончание. — 64 с.
  • Костер : рассказы / Михаил Колосов. — Москва : Правда, 1984 г. — 48 с. (Б-ка «Огонек» № 13)
  • Три круга войны : Повести / Михаил Колосов. — М. : «Советский писатель», 1984 г. — 464 с.
  • Каракурт : Рассказы / Михаил Колосов; Рис. Г. Иорша. — М. : Правда, 1985 г. — 48 с.
  • Уголек : детские рассказы / Михаил Колосов; Рис. С. Трофимова. — М. : «Малыш», 1985 г. — 26 с.
  • Похвала недругу : Юморист. рассказы / Михаил Колосов; [Худож. Е. Щеглов]. — М. : Сов. писатель, 1986 г. — 223 с.
  • Три круга войны : Повесть / Михаил Колосов; [Послесл. И. Козлова]. — М. : «Воениздат», 1986 г. — 429 с.
  • Три куля черных сухарей : Повесть: для детей / Михаил Колосов; [Худож. С. Трофимов]. — М. : Дет. лит., 1986 г. — 382 с.
  • Избранные произведения : В 2 т. / Михаил Колосов. — М. : «Современник», 1987
    • Т. 1: Повести и рассказы. — 587 с.
    • Т. 2: Повести. Рассказ. — 602 с.
  • Луна на веревочке : Повести и рассказы для детей / Михаил Колосов; Рис. В. Винокура. — М. : «Детская литература», 1987 г. — 173 с.
  • Платонов тупик : Повести, роман / Михаил Колосов; [Худож. П. Перевезенцев]. — М. : Сов. писатель, 1990 г. — 614 с. — ISBN 5-265-01129-3
  • Фронтовые были : Проза / Михаил Колосов, М. : РБП, 1995 г. — ISBN 5-7612-0193-3
  • Ветеран : повесть / Михаил Колосов. — Москва : Ключ, 1998 г. — 143 с. — ISBN 5-7082-0041-3[7]

Награды[править | править код]

  • Орден Дружбы (5 августа 1995 года) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры[9].
  • Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985)[10]
  • Орден Красной Звезды (28.04.1945)[1]
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.05.1945)[1]

Звания[править | править код]

  • Почётный гражданин Фатежа

Литература[править | править код]

  • Курская энциклопедия / [Гл. ред. Ю. А. Бугров]. — Курск : Курс. гос. ун-т, Т. 1, кн. 2: Персоналии. — 2005 (Курская. гор. тип.). — 239 с. — ISBN 5-88313-434-3
  • Писатели Москвы : библиогр. справ. / Сост. Е. П. Ионов, С. П. Колов. — М. : Моск. рабочий, 1987 г. — 541 с. — С.217
  • Русские советские писатели : Материалы для биогр. словаря, 1917—1967 / Н. Мацуев; Вступит. статья В. В. Гуры. — М. : Сов. писатель, 1981 г. — 255 с. — С.111
  • Русские писатели. Современная эпоха / Вячеслав Огрызко. — М. : Литературная Россия, 2004 г. — 544 с. — С.244
  • Новая Россия: мир литературы : энцикл. словарь-справ.: в 2 т. / Сергей Чупринин. — М. : Вагриус, Т. 1: А—Л. — 2003 г. — 831 с. — С.653 — ISBN 5-9560-0156-9

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Колосов Михаил Макарович. Электронная библиотека. Дата обращения: 7 мая 2020.
  • В литературном музее вспоминали Михаила Колосова. «ГТРК КУРСК». Дата обращения: 7 мая 2020.

Колосов Марк

Люди и подвиги (Рассказы)

КОНВОИР

Бескрайняя безлесная степь. Солнце стоит над головой. Медленно пересекают степь два человека. Позади идет высокий коренастый сержант с ружьем наперевес, круглолицый, с полными губами. На его пепельно-смуглых щеках, густых ресницах и бровях, на чуть припухших веках тонким слоем легла серая дорожная пыль. Впереди плетется сухощавый низкорослый боец без оружия.

Вместо пилотки на голове у него треуголка из газетной бумаги.

Гимнастерка без пояса. На ногах ботинки и обмотки, выгоревшие от солнца. У бойца отсутствующий взгляд, щеки давно не бриты, редкая бородка клинышком упрямо вздернута кверху.

— Да прибавь ты хоть малость шагу, лихо мое! — упрашивает его сержант.

Заметив нас, оба приостанавливаются.

— Товарищ командир! — приняв подтянутый вид, обращается ко мне сержант. — Разрешите доложить: конвоир особого отдела штаба армии сержант Горбань, веду арестованного. Дали направление на Малиновку, а там никого нет. Куда передвинулись, никто не сказывает.

Он протянул мне пакет с красными сургучными печатями.

Я прочитал адрес. Я направлялся в воинскую часть, которая также передвинулась в неизвестном направлении. Обстановка на фронте изменилась. Немецкие войска вклинились в нашу оборону. Угроза окружения нависла над полками. Сержант, видимо, понимал это.

— Куда же теперь с ним, товарищ командир? — шепнул он, брезгливо посмотрев на арестованного. — Кто его знает, что за птица-шпион или диверсант? Третьи сутки иду. Он дрыхнет, а я глаз не смыкай.

Края синего, безоблачного неба накрыла грозовая туча. Ветер неожиданно усилился. С хутора донеслось протяжное мычание.

Пропылило стадо. По обеим сторонам дороги, низко опустив головы, шагали старики в соломенных широких шляпах. Рядом с ними шли девчата. Далее тянулись длинные, запряженные белыми быками мажары, в которых на электрических подойниках и сепараторах, окруженные детьми, сидели старухи со скорбным видом.

Возле нас остановилась пожилая женщина. Она тянула за собой на веревке поросенка. Поросенок упирался. Женщина смахнула тыльной стороной ладони пот, выступивший на ее разгоряченном лице, медленным движением руки поправила волосы и, обращаясь не то к нам, не то к самой себе, горестно воскликнула:

— Господи, хоть на куски его режь! Само правление распределило поросят по дворам, а он не идет. Изжарить, что ли, его, проклятого? Так ведь комом поперек горла станет. Колхозный, грех его есть!

— Какое же будет ваше распоряжение? — озабоченно спросил конвоир.

Я вскрыл конверт и прочитал бумагу. Это была выписка из постановления армейского трибунала. Дело по обвинению бойца Лодыжкина в самостреле. Следствием по делу установлено, что самострела не было, ранение произошло из-за небрежного обращения с оружием. Суд оправдал Лодыжкина, а за небрежное обращение с оружием ему предстояло понести взыскание по прибытии в свою часть.

Я зачитал приговор суда вслух. Лодыжкин, приподняв бороду, уставился на конвоира. Лицо его выражало удовлетворение.

— Я объяснял ему, да он не верил, — сказал Лодыжкин, кивая на сержанта.

— Вот дела каковы! — усмехнулся конвоир.

— Отпустить бы его надо! — сказала женщина.

— А расписка? — строго возразил конвоир.

— Какая же тебе еще нужна расписка? — удивилась женщина.

— Расписка, что его приняли от меня, вот какая! — поглядывая в мою сторону, сказал конвоир.

Пошел дождь. Конвоир и арестованный посмотрели по сторонам. Колхозница указала им на свою хату, стоявшую неподалеку от дороги, и попросила затащить туда поросенка. Лодыжкин выполнил ее просьбу. Затем он и конвоир уселись на крылечке под навесом. Конвоир, уткнув голову в согнутые руки, мгновенно заснул.

— Ты чего сидишь? — спросила женщина арестованного. — Свободный человек, иди куда хочешь!

Лодыжкин укоризненно посмотрел на нее и покачал головой.

— Удивительно, как вы рассуждаете, гражданка. Я уйду, а он? — кивнул он в сторону конвоира. — Он отвечать будет. А кроме того, вы это учитываете или нет, «что человек не спал третьи сутки?

Дождь перестал. Прояснилось небо. Блеснуло солнце. Посвежел воздух. Конвоир глубоко вздохнул, встал, туго затянул ремень и, улыбаясь, сказал Лодыжкину:

— Ну, пойдем, лихо мое! На вот тебе гранату! В случае, наткнемся на противника, — ты уж кидай как следует!..

И они тронулись в путь. Размокшая земля мешала им идти. Ноги увязали в Черноземе. Кончиком штыка очищая прилипшую к сапогам землю, конвоир горестно заметил:

— Родная земл. я! Не отпускает!

Колхозница смотрела им вслед застывшим взглядом. Поросенок вырвался из ее рук и помчался стремглав к свиноферме.

В то же время где-то вблизи раздался оглушительный треск, потом скрежет, будто отдирали над головой железную крышу, затем грохот, будто по железу кто-то пробежал.

На гребне высоты показались маленькие серые фигурки. Когда они встали во весь рост, сержант крикнул Лодыжкину:

— Кидай гранату!

Лодыжкин метнул гранату в группу немцев.

— Молодец! — сказал сержант.

Огонь нашей артиллерии прекратился. Мы присоединились к контратакующим стрелкам, перебегавшим редкой цепью из села через дорогу, в степь, навстречу наступающим цепям противника.

1941

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Все говорят о героях, смелых, отважных, находчивых. Они выходят один на один против танка и взрывают его связкой гранат,

они выкатывают пушки на открытую позицию и поражают цель прямой наводкой, они протаранивают фашистские самолеты, взрывают фашистские склады и поезда, снайперской стрельбой выводят из строя вражеских офицеров.

Кто же ты, что не оказался в числе этих людей?

Разве страна не учила тебя читать и писать? Водить трактор?

Строить и стрелять в цель?

Советский человек! Я долго смотрю в твои глаза-они не обманут. И я говорю: да, ты не герой, но ты можешь и должен быть героем.

Я сурово одергиваю тех, кто, насмешливо разглядывая твой наряд, подшучивает над тобой:

— Ишь, тоже явился из окружения в драпмундире!

На тебе нет шинели, нет знаков различия, нет эмблем.

Лицо твое осунулось, исхудало, борода не брита, но внешность твоя вводила в заблуждение лишь наших недругов.

Вдали от проезжей дороги ты шел, зная, что враги боятся наших пространств. Ночью входил в село, стучал в дверь, прислушивался. Уходил, если до твоего слуха доносился звук кованого сапога. И стоял, ожидая, если ухо твое различало поступь женщины или ребенка.

Щелкала щеколда. Женский голос окликал тебя. От того, как относились к твоей просьбе, зависело решение. Ты ночевал или. шел дальше, в другую хату, или опять в стог, в скирду, в балку.

Осторожный и чуткий, ты разведывал дороги и сердца встречных людей. Ты действовал на ощупь, но не вслепую.

Часовой стоял на посту. Патрульный ходил взад и вперед по сельской улице. Тень человека мелькнула вдали от него. Хриплый горганный окрик, сухой треск винтовочного выстрела. Но ты уже далеко.

Я — миллионный советский боец: пехотинец, танкист, артиллерист, летчик-прислушивался к твоим шагам, слышал биение твоего сердца.

Я ждал тебя.

Нечаянно ты натыкался на немецкий патруль. Тебя останавливали, допрашивали. Ты отвечал спокойно, потому что в мыслях твоих было одно настойчивое желание-прийти к своим.

Ты говорил громко или тихо, покорно или требовательно, но ты твердил одно.

В одежде колхозника — ты колхозник, мобилизованный на окопные работы.

В одежде блатного, с лицом, вымазанным сажей, в кепке, сбитой набекрень, ты подталкивал застрявшие грузовики. Щеки твои раздувались от нарочитого усердия.

Усталый и продрогший, ты спал в опустевшем колхозном сарае, в хлеву, сохранившем запах колхозного стада, в конюшне, в которой еще не выветрился лошадиный навоз и пот, в заброшенном шалаше колхозного сада.

С зарею ты возобновлял путь.

Замедляя шаг у виселицы, обнажая голову перед повешенным, ты не задерживался.

Высоко-в небе ты видел сверкающие очертания советского самолета. Он передавал тебе мой наказ:

— Не мешкай!

И ты спешил.

Фашист гонялся за рябой курицей, кричал на женщину.

Как изменилась знатная доярка! Тусклое, уныло-безразличное выражение застыло на ее лице. Трудно догадаться, что не так давно она улыбалась с портрета на стене колхозного клуба.

Безжизненно опущены теперь ее проворные, нетерпеливые руки.

Ты бы хотел пожать их, но руки твои стосковались по оружию.

Сердце истомилось желанием вернуться в строй.

О, радость пехотинца! Стремительным броском идти в атаку вслед за танками, вышибать противника из селений, видеть счастлизые улыбки стариков, женщин, детей-может ли быть большее счастье?

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  • Рассказы корнея чуковского для детей
  • Рассказы квест в фоллаут 4
  • Рассказы ко дню матери
  • Рассказы киплинга для детей 2 класса
  • Рассказы киплинга на английском языке