Биография
Кир Булычев (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) появился на свет в Москве 18 октября 1934 года. Его отец был из дворянской семьи, но скрывал свое происхождение. А мать была дочерью преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса. На дворе были роковые 30-ые годы.
В 1939 году родители маленького Игоря развелись, и мать повторно вышла замуж за исследователя фотографии Якова Бокиника. Мальчик очень любил своего отчима и перенял от него восприимчивость к деталям и интерес к науке. Бокиник погиб на фронте в последние дни Великой Отечественной войны.
После окончания средней школы будущий классик советской фантастики поступил в Московский институт иностранных языков им. Мориса Тереза, а затем отправился в Бирму (нынешняя Мьянма) работать корреспондентом и переводчиком. Эта страна поразила его. Вернувшись в Москву после окончания загранкоммандировки, он приступил к работе в Институте востоковедения, параллельно занимаясь написанием очерков для таких влиятельных журналов как «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня».
Первый художественный рассказ писателя опубликовали в 1961 году. С 1965 года он уже плотно занимается написанием фантастики. Фантаст скрывал от коллег по основной работе свою литературную деятельность. Но тиражи его книг росли год от года. Выходили мультфильмы и киноленты по их мотивам.
Писатель занимался не только фантастикой, но и переводами американских романов на русский язык. Несмотря на неплохой доход от книг, он проработал в Институте до пенсии.
Автора «Приключений Алисы» не стало 5 сентября 2003 года.
Семья и личная жизнь
Жена литератора, Кира Сошинская, также писательница, всегда поддерживала мужа в его творчестве. Их дочь стала архитектором. Она стала прототипом Алисы Селезневой, самой известной героини Булычева.
Общественная деятельность
Когда в середине 90-х российский журнал фантастики «Если» оказался на грани закрытия, Игорь Всеволодович спас его, оказав довольно существенную финансовую поддержку.
Награды
В 1982 году был удостоен Государственной премии Советского Союза за написание сценариев к картинам «Через тернии к звездам» и «Тайна третьей планеты».
Экранизации
На сегодняшний день существует около двух десятков экранизаций произведений автора, одна из наиболее популярных — «Гостья из будущего» Павла Арсенова с Наташей Гусевой в роли Алисы.
Читать полностью Свернуть текст
Книги
Новинки (1)
Серии (17)
Все книги (37)
Отзывы
В прошлом году я зашла в книжный магазин и увидела ярко-оранжевые книги серии «Гостья из будущего». Не знаю почему, но я взяла первую попавшуюся книгу(Это была книга «Лиловый шар»), купила её и пошла домой. Читать эту книгу было так легко и так приятно.В «Лиловом шаре» собрано несколько повестей.Особо мне запомнилась повесть про заповедник сказок. В ней автор так красиво и так захватывающе описал жизнь на другой планете, других существ, других зверей. Иногда ты так устаешь от этих скучных будней и так хочется расслабиться, поэтому взяв детскую фантастическую книжку, ты переносишься в этот волшебный мир.Читаешь и как будто сам во всём этом участвуешь, видишь волшебных зверей, слышишь их речь и так не хочется уходить из этого доброго волшебного мира в суровую реальность. Но всегда возвращаясь из этого чудного мира, ты уносишь частичку волшебства с собой, в своей душе, именно поэтому весь мир вокруг тебя становится чуточку добрей. Именно в этой книжке собрано столько волшебства и столько чудес, которые мы уносим собой в наш реальный мир.Мне очень понравилась эта книга Прочтите книгу «Лиловый шар»! Вы обязательно станете чуточку добрей и счастливей! Читать далее
Это — хорошая детская книга. Всем известна Алиса Селезнёва – «Гостья из будущего», но фильм «Гостья из будущего» — уже продолжение «Девочки с Земли». (Кстати, книга, по которой снят фильм «Гостья из будущего», называется «Сто лет тому вперёд»). Существуют ещё книги про Алису Селезнёву.
«Девочка с Земли» написана хорошо, легко читается. В книге много космических приключений и забавных моментов. Читатели встретятся с профессором Селезнёвым – отцом Алисы, а также – с известным инопланетным учёным Громозекой. Часть приключений из этой книги показаны в хорошем старом мультфильме «Тайна третьей планеты». Но в книге намного больше приключений, чем в «мультике».
Всем ребятам советую прочитать эту книгу! Читать далее
Это — хорошая детская книга. Всем известна Алиса Селезнёва – «Гостья из будущего», но фильм «Гостья из будущего» — уже продолжение «Девочки с Земли». (Кстати, книга, по которой снят фильм «Гостья из будущего», называется «Сто лет тому вперёд»). Существуют ещё книги про Алису Селезнёву.
«Девочка с Земли» написана хорошо, легко читается. В книге много космических приключений и забавных моментов. Читатели встретятся с профессором Селезнёвым – отцом Алисы, а также – с известным инопланетным учёным Громозекой. Часть приключений из этой книги показаны в хорошем старом мультфильме «Тайна третьей планеты». Но в книге намного больше приключений, чем в «мультике».
Всем ребятам советую прочитать эту книгу!
Читать далее
Моя детская радость. Фильм, снятый по этой книге, в 80-ых, по словам моей мамы, имел очень большой успех среди них, подростков. Тогда были очень актуальны темы НЛО, вещей, не вписывающихся в рамки обычного, и все цеплялись за любую мелочь, касающуюся этого. А тут целый фильм! Причем такой светлый, чистый, как капля росы перед рассветом. Но я то, собственно, не о фильме, а о книге. Итак, приступим. Несмотря на то, что детство мое протекало в 2000-ых годах, книга была для меня флагом, знаменем, я почитала ее, как сын почитает отца, идущего на смертный бой. Как садовник любит удобрения для своих хризантем, так и я любила эту книгу! Никаких тебе гулянок во дворе, никаких сладостей, мне была нужна только она. Сюжет. О, я была потрясена очень-очень. Как сейчас помню мои восхищения по счет способностей Алисы. По счет тех передряг, в которые они вступали. По счет машины времени. И, наконец то, по счет миелофона. Что-что, а вот это было пределом моих мечтаний и фантазий. Сами подумайте. Кристалл, прибор, устройство для чтения мыслей. Так и всю страну можно на уши поднять, и всех бандитов переловить, и с животными парой слов обмолвиться, одним словом: с этой штуковиной доступно все! А машина времени? Ох, если бы она сейчас стояла у меня в подъезде, я бы укатила в лето 2010 и ни о чем не беспокоилась. Цепляюсь за прошлое, ну что ж, у каждого свое недостатки. И самое чудесное: Алиса была моей мотивашкой. Глупо, да, но она несколько лет служила мне примером для подражания. Я обожала ее. Всю, полностью, каждый сантиметр, как нечто чудесное из будущего, обладающее небывалыми способностями. Эх, Алиса, вспоминаю о тебе, и снова та радость давно уже ушедших дней перед глазами. С этой книгой связана светлая часть моего детства. Читать далее
Все отзывы
Голосование за переиздание книги
Поселок
Кир Булычев — один из известнейших писателей-фантастов, ученый-востоковед, сценарист, драматург. В книгу вошли один из лучших ранних рассказов «Снегурочка», повести «Подземелье ведьм», «Марсианское зелье», «Половина жизни», роман «Поселок»- увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть «Подземелье ведьм», посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете. …
Дети динозавров
Алиса Селезнева живет в Москве конца XXI века – и чудеса являются для нее делом обычным. Она не раз летала на другие планеты и даже путешествовала в прошлое. Кажется, для этой отважной девочки нет ничего невозможного! Вот и сейчас Алиса хочет не много не мало, как спасти обитающих на планете-заповеднике Стеговия динозавров. Стеговия меняет орбиту, удаляясь от своего светила, и гигантские ящеры вряд ли переживут надвигающийся ледниковый период. Но Алиса придумала план, и вместе со своим другом Пашкой Гераскиным и разумным космическим кораблем Гай-до организовала настоящую спасательную …
Поселок
Кир Булычев — один из известнейших писателей-фантастов, ученый-востоковед, сценарист, драматург. Роман «Поселок» — увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных устраиваться на неродной планете, сосуществовать с местной природой и поддерживать остатки земной …
Поселок
Кир Булычев — один из известнейших писателей-фантастов, ученый-востоковед, сценарист, драматург. Роман «Поселок» — увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных устраиваться на неродной планете, сосуществовать с местной природой и поддерживать остатки земной …
Девочка с Земли
В книгу включена известнейшая повесть Кира Булычева «Девочка с Земли» о путешествии Алисы на другие …
Девочка с Земли
В книгу включена известнейшая повесть Кира Булычева «Девочка с Земли» о путешествии Алисы на другие …
Охотники за динозаврами
В сборник вошли повести и рассказы классиков отечественной фантастики. Книга будет интересна как подросткам, так и взрослым, любящим истории о …
Последняя война. Поселок
Два самых знаменитых романа о приключениях космического врача доктора Павлыша! Космический корабль «Сегежа», следующий обычным рейсом к Титану, получает приказ от Галактического центра принять на борт двух инопланетян и направиться с ними к далекой планете, на которой произошла глобальная катастрофа. Доктору Владиславу Павлышу предстоит принять участие в операции по спасению последних жителей Синей планеты… Среди холодных лесов безымянной планеты затерялся маленький поселок. В нем не более двух десятков человек, включая маленьких детей, которые никогда не видели Земли. Все, что осталось от …
Похищение чародея. Сто лет тому вперед
Ученых из далекого будущего интересуют гении, которые погибли, не успев прославиться в своем времени. Когда студентка Анна приезжает к своей деревенской тетке, чтобы в тишине и покое подготовиться к поступлению в аспирантуру, она и не подозревает, что двое чужаков странного вида, оказавшиеся в запертом снаружи доме, на самом деле пришельцы из XXVII века. Историки Кин и Жюль готовятся к переброске в XIII век, чтобы спасти гениального алхимика боярина Романа. Но сделать это вовсе не просто… «Алиса, миелофон!» — этот отчаянный крик мы помним с детства. Головокружительные приключения …
Подземелье ведьм
Планета Пэ-У, лишь недавно вступившая в Галактический центр, все еще сохраняет клановую структуру и следует обычаю кровной мести. В эпицентр межклановой вражды попадает агент Космофлота Андрей Брюс… Новая планета, новые проблемы. На этот раз Андрею Брюсу пришлось столкнуться с коварным и хитрым вождем Октин Хашем. Вождь не боится никого, даже могущественных людей из племени Железных птиц. Он рассчитывает на оружие, которое дадут ему загадочные …
Алиса. Девочка из будущего
В этот сборник известного российского писателя-фантаста Кира Булычева вошло десять самых популярных и ставших уже хрестоматийными повестей о фантастических приключениях знаменитой девочки из будущего Алисы Селезневой. По многим из них сняты художественные («Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Миллион приключений: Остров ржавого генерала») и мультипликационные («Тайна третьей планеты», «День рождения Алисы», «Узники «Ямагири-Мару») фильмы, поставлены спектакли («Заповедник сказок»). В книгу вошло более трех с половиной сотен классических иллюстраций знаменитого художника Евгения …
Поселок
Знаменитый писатель Кир Булычев (1934-2003), произведения которого экранизированы и переведены на многие языки мира, является одной из самых заметных фигур в российской фантастике. Его учениками считают себя наиболее известные современные фантасты нашей страны, его книги не устаревают со временем, находя все новых и новых поклонников в каждом поколении читателей. В этот том собрания сочинений писателя включены фантастические повести из цикла о докторе Павлыше, а также повесть «Город …
Последние драконы
Серия повестей и романов о приключениях отважного агента Интер-Галактической полиции великолепной Коры Орват продолжается. На этот раз агенту 003 предстоит оказаться в куриной шкуре, отыскать драконов и разгадать тайну Зеркала Зла. Впервые под одной обложкой с уже известными широкому кругу читателей произведениями публикуется повесть «Исчезновение профессора Лу Фу», ранее выходившая лишь в …
Возвращение из Трапезунда
Самым главным своим литературным проектом в последние годы жизни Кир Булычев считал цикл романов «река Хронос». Автор могучей писательской волей отправил путешествовать по реке времени молодых людей начала прошлого столетия — Лидочку и Андрея Берестовых, дав им возможность прыгать через годы, с таким расчетом, чтобы они прошли весь ХХ век молодыми. Перед вами первая книга, в которую вошли романы «альтернативной истории» «Наследник», «Штурм Дюльбера» и «Возвращение из …
Сто лет тому вперед
Впервые в рамках одного книжного собрания выходят все повести и рассказы об отважной девочке из будущего Алисе Селезневой и ее друзьях. В первую книгу о приключениях «гостьи из будущего» Алисы Селезневой вошло девять фантастических произведений, среди которых «Путешествие Алисы» и «Сто лет тому вперед», известные многим по мультфильму «Тайна третьей планеты» и многосерийному телефильму «Гостья из …
Лиловый шар
Вы не поверите, но сказочные герои существовали на самом деле! Жили они на нашей Земле, правда, невероятно давно — 26 тысяч лет назад. И не только добрые волшебники, но и настоящие злодеи! «Гостье из будущего» Алисе Селезневой не раз придется отправляться на машине времени в Эпоху Легенд — чтобы спасти друзей, а заодно и всю нашу цивилизацию от страшной …
Алиса и крестоносцы
В книгу вошли четыре повести о «девочке из будущего» Алисе Селезневой. Сначала она отправляется на машине времени в средневековый Иерусалим, во времена крестоносцев («Алиса и крестоносцы»). В космический зоопарк, где работает отец Алисы, попадает необыкновенный инопланетный золотой медвежонок. Но он не настолько мил и безобиден, как считают Алиса и ее друзья («Золотой медвежонок»). Алиса вместе со своим другом, разумным космическим корабликом Гай-до, помогает возвратить детям далекой планеты Уксу нефритовую железную дорогу («Планета для …
Вампир Полумракс: фантастические повести
Нет во Вселенной такого приключения, в которое не «вляпалась» бы Алиса Селезнева. А уж если рядом с ней ее лучший друг Пашка Гераскин — то приключение будет еще головокружительнее! На этот раз друзья должны спасти детишек с планеты Павлония, постоянно попадающих в неприятности («Секрет черного камня»).
Ученые XXI века случайно вывели в лаборатории вампиров, оборотней, драконов и джиннов. Всей этой нечисти сразу же захотелось поработить Землю. А помешать злодейским планам сможет, как вы уже наверняка догадались, лишь Алиса Селезнева. Родная планета не …
Путешествие Алисы: повести, очерки. (главы из книги)
…
Кир Булычев | |
Кир Булычев | |
Псевдоним(ы) | Кир Булычев |
Дата рождения | 18.10.1934 |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 5.09.2003 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР, Россия |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Кир Булычев — псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко, историка-востоковеда, журналиста, писателя, переводчика и сценариста.
Кир Булычев / Биография
Игорь Можейко родился 18 октября 1934 г. в Москве, в семье советских чиновников средней руки. Оба его родителя скрывали свое происхождение: отец, Всеволод Николаевич Можейко, по семейному преданию выходец из польско-литовской шляхты (подтверждающих документов не сохранилось), служил в профсоюзе, мать, Мария Михайловна Булычёва, в прошлом студентка Смольного института благородных девиц и дочка полковника царской армии, занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец ушел из семьи, и до девяти лет его воспитывал отчим Яков Исаакович Бокиник, доктор химических наук, автор нескольких исследований по теории фотопроявки. Я.И. Бокиник погиб на фронте в Курляндии 7 мая 1945 г., и мать полностью сосредоточилась на воспитании сына и его единоутробной сестры Наталии Бокиник.
После школы Игорь Можейко по комсомольской разнарядке поступил на факультет востоковедения Московского педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза. Окончив учебу в 1957 г., вместе с молодой женой Кирой Сошинской, архитектором по образованию, он отправился в Бирму, где работал переводчиком на строительстве и корреспондентом АПН. После возвращения из Бирмы в 1959 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и начал работу над кандидатской диссертацией «Паганское государство (XI-XIII века)». Год спустя в семье писателя появилась дочка Алиса, которой предстояло стать прототипом героини самой известной книжной серии Кира Булычёва.
С конца пятидесятых Игорь Можейко выступал в роли переводчика с английского, французского, немецкого, норвежского, польского, испанского языков. Первый рассказ в его переводе, «Пацифист» Артура Кларка, вышел в январском выпуске журнала «Знание — сила» за 1957 г. В последующие годы в его переводах опубликованы романы Грэма Грина «Наемный убийца» и Бена Бовы «Властелины погоды», повесть Роберта Хайнлайна «Если это будет продолжаться…», «Книга воображаемых существ» Хорхе Луиса Борхеса и Маргариты Герреро, рассказы Жоржа Сименона, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Урсулы Ле Гуин, Туре Фредериксена, Яна Шеминского и многих других писателей. Литературный дебют И. Можейко состоялся в 1961 г.: в журнале «Вокруг света» появился реалистический рассказ «Муанг Джо будет жить» о подвиге советского экскаваторщика на строительстве в Бирме.
В 1962 г. в серии «Путешествие по странам Востока» вышла первая книга Игоря Всеволодовича, 128-страничная брошюра «Это — Гана». В этот период его вполне устраивала роль журналиста, внештатно сотрудничающего с «Вокруг света», к тому же Можейко работал над большой биографической книгой «Аун Сан» о бирманском национальном герое для серии «Жизнь замечательных людей». К художественной прозе он вернулся только в 1965 г.: в журнале «Азия и Африка сегодня» вышел рассказ-мистификация «Долг гостеприимства», подписанный именем несуществующего писателя Мауна Сейна Джи, якобы переведенный с бирманского языка. Почти одновременно в альманахе «Мир приключений» появилась повесть «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение об Алисе Селезнёвой, позже ставшее «визитной карточкой» писателя. Кроме того, именно на страницах «Мира приключений» впервые использован самый известный псевдоним И. Можейко, составленный из имени его жены и фамилии матери — Кирилл Булычев. Довольно скоро имя «Кирилл» сократилось до «Кир.» — именно так подписан рассказ «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в 1967 г. в журнале «Искатель», — а к концу десятилетия исчезла и точка.
Под своим настоящим именем (а так же под псевдонимами Б.Тишинский, С.Фан и др.) Игорь Можейко продолжал публиковать очерки и статьи, сотрудничать с журналами «Вокруг света», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и др. Вплоть до 1980 г. увидело свет семь книг И.Можейко, в том числе ставший бестселлером очерк истории пиратства «В Индийском океане» (1977, впоследствии переиздавалась под названием «Пираты, корсары, рейнеджеры») и «7 и 37 чудес» (1980). В то же время Кир Булычев оставался одним из самых плодовитых советских писателей-фантастов. Цикл про Алису Селезнёву получил продолжение уже в 1968 г. повестью «Ржавый фельдмаршал» (альманах «Мир приключений», переиздавалась под названиями «Остров ржавого генерала» и «Остров ржавого лейтенанта»), далее последовали повести «Путешествие Алисы» (1974), «День рождения Алисы» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982) и так далее: всего в цикл входит более пятидесяти произведений.
- Кир Булычев
-
Кир Булычев / автограф. Хранится в РГДБ
-
Сто лет тому вперёд / Кир Булычёв
-
Нужна свободная планета / Кир Булычёв
-
Алиса Селезнёва в Заповеднике сказок / Кир Булычёв ; художник Н. Бугославская
-
Дети динозавров / Кир Булычев
-
Убежище / Кир Булычев
-
Алиса и чудовище / Кир Булычёв
В 1970 г. рассказом «Связи личного характера» открылся другой популярный цикл Кира Булычева о провинциальном среднерусском городе Великий Гусляр, жители которого становятся героями фантастических историй с участием космических пришельцев, путешественников во времени и сказочных персонажей. По воспоминаниям автора, главным прообразом этого города стал город Великий Устюг Вологодской области. В том же году в культовой детлитовской серии «Библиотека приключений и научной фантастики» вышел роман Кира Булычева «Последняя война», в котором впервые появляется «космический доктор» Павлыш. Помимо многочисленных публикаций в периодике и сборниках, Кир Булычев выпускает один за другим четыре авторских сборника: «Чудеса в Гусляре» (1972), «Девочка с Земли» (1974), «Люди как люди» (1975) и «Летнее утро» (1979). Несмотря на такую благосклонность издателей не все произведения Булычева публикуются «с колес». Так, написанная в 1967 г. сатирическая повесть «Осечка-67», посвященная костюмированной реконструкции взятия Зимнего дворца, приуроченной к пятидесятилетия Октябрьской революции, по понятным причинам пролежала в столе автора около четверти века и увидела свет только в 1995-м, да и то после переработки в пьесу.
Во второй половине семидесятых начинается история экранизаций Кира Булычева. Первой картиной по его произведениям стал фильм режиссера Серика Райбаева «Бросок, или Всё началось в субботу» на основе повести «Умение кидать мяч», снятый в 1976 г. на студии «Казахфильм». Всего по мотивам произведений писателя в СССР снято более двух десятков телеспектаклей, короткометражных и мультипликационных картин, кино- и телефильмов, включая полнометражный мультфильм Романа Качанова «Тайна Третьей планеты» (1981) и пятисерийный мини-сериал Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1985). Но экранизациями дело не ограничивалось. В 1980-1981 гг. Булычев выступил в роли автора сценария к двухсерийному научно-фантастическому фильму «Через тернии к звездам». Эта работа, а так же сценарий «Тайне Третьей планеты», принесли ему Государственную премию СССР за 1982 г. Несмотря на бурное развитие литературной карьеры Игорь Всеволодович Можейко хранил тайну псевдонима Кир Булычев от коллег по востоковедческому цеху до 1982 г. и раскрыл его только через год после защиты докторской диссертации по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».
В 1989 г. Булычев начал работу над циклом «Хронос» об альтернативных путях развития России в XX веке, который называл главным своим произведением для взрослых. Первым романом серии стала «Река Хронос» (1992), за ней последовали «Заповедник для академиков» (1994), «Младенец Фрей» (2000) и примыкающие детективные романы — «Таких не убивают» (1998), «Дом в Лондоне» (2003) и др. В девяностых и нулевых писатель активно работал над циклами, давно завоевавшими популярность у читателей и запустил несколько новых: фантастико-детективный «ИнтерГпол», авантюрно-приключенческий подростковый «Театр теней» и др. В 1999 г. увидела свет автобиографическая книга К. Булычева «Как стать фантастом. Записки семидесятника», а в 2003 г. — «Падчерица эпохи», посвященная истории довоенной советской фантастики.
На рубеже тысячелетий врачи диагностировали Игорю Всеволодовичу Можейко онкологическое заболевание. 5 сентября 2003 года, в возрасте 69 лет, историк и писатель скончался в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и был похоронен на Миусском кладбище.
В 2001 г. оргкомитет международной литературной конференции «Роскон» учредил премию «Алиса», названную в честь самой известной героини Кира Булычева и по сей день ежегодно вручающуюся лучшему произведению детской и подростковой фантастики, изданному в минувшем календарном году.
Кир Булычев / Книги
- Можейко И. В. Это – Гана / Игорь Можейко. – М.: Издательство восточной литературы, 1962. – 128 с.
- Можейко И. В. Не только память… / Игорь Можейко. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1965. – 136 с.
- Можейко И. В. Аун Сан / Игорь Можейко. – М.: Молодая гвардия, 1965. – 240 с.
- Можейко И. В. 500 храмов на берегу Иравади / Игорь Можейко. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1967. – 184 с.
- Можейко И. В. Другие 27 чудес / Игорь Можейко. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. – 256 с.
- Можейко И. В. Не только память… / Игорь Можейко. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1965. – 136 с.
- Можейко И. В. В Индийском океане / Игорь Можейко. – М.: Наука, 1977. – 336 с.
- Можейко И. В. Не только память… / Игорь Можейко. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1965. – 136 с.
- Можейко И. В. 7 и 37 чудес / Игорь Можейко. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. – 336 с.
- Можейко И. В. Западный ветер — ясная погода / И. В. Можейко. – М.: Наука, 1984. – 352 с.
- Можейко И. В. 1185 год / И. В. Можейко. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. – 528 с.
- Можейко И. В. Тайны истории / Игорь Можейко. – М.: АСТ. Арстрель, 2011. – 1056 с.
- Булычев К. Последняя война / Кир. Булычев. — М.: Детская литература (Москва), 1970. – 288 с.
- Булычев К. Люди как люди: повести, рассказы / Кир Булычев. — М.: Молодая гвардия, 1974. – 288 с.
- Булычев К. Люди как люди: повести, рассказы / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Молодая гвардия, 1974. – 288 с.
- Булычев К. Летнее утро: повести, рассказы / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Московский рабочий, 1979. – 256 с.
- Булычев К. Перевал: повести / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Молодая гвардия, 1983. – 352 с.
- Булычев К. Девочка из будущего… и другие повести: повести / Кир Булычев. — Кишинёв: Лумина, 1984. – 624 с.
- Булычев К. Девочка с Земли: повести / Кир Булычев. — М.: Детская литература (Москва), 1985. – 446 с.
- Булычев К. Непоседа: повести / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Московский рабочий, 1985. – 352 с.
- Булычев К. Великий Гусляр: повесть, рассказы / Кир Булычев; худ. В.Шатунов. — Минск: Юнацтва, 1987. – 272 с.
- Булычев К. Смерть этажом ниже / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Вся Москва, 1989. – 160 с.
- Булычев К. Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе: повести, рассказ / Кир Булычев; худ. Ю. Гуркова. — М.: Юридическая литература, 1989. – 160 с.
- Булычев К. Марсианское зелье: рассказы / Кир Булычев. – Тиман. М.: Госснаб СССР, 1990. – 475 с.
- Булычев К. Кому это нужно? Фантастические истории: повести, рассказы / Кир Булычев; худ. В. Зуйков. — М.: РИФ, 1991. – 352 с.
- Булычев К. Тайна Урулгана / Кир Булычев. – М.: Орбита, 1991. – 224 с.
- Булычев К. Встреча тиранов: повести, рассказы / Кир Булычев; худ. Н. Байрачный. — М.: Арт Дизайн, 1992. – 432 с.
- Булычев К. Река Хронос / Кир Булычев; худ. К. Сошинская. — М.: Московский рабочий, 1992. – 414 с.
- Булычев К. Заповедник для академиков / Кир Булычев. — М.: Текст, 1994. – 623 с.
- Булычев К. Галактическая полиция. Книга 1. На полпути с обрыва: повести / Кир Булычев; худ. А. Разумов. — М.: Локид, 1995. – 560 с.
- Булычев К. Старый год / Кир Булычев; худ. И. Воронин. — М.: Армада, 1998. – 410 с.
- Булычев К. Вид на битву с высоты / Кир Булычев; худ. И. Воронин. — М.: Армада, 1998. – 410 с.
- Булычев К. Река Хронос. Младенец Фрей / Кир Булычев. — М.: АСТ, 2001. – 384 с.
- Булычев К. Таких не убивают: романы / Кир Булычев. — М.: Омега, 2003. – 528 с.
- Булычев К. Дом в Лондоне / Кир Булычев. — М.: Омега, 2003. – 384 с.
- Булычев К. Убежище / Кир Булычев; худ. А. Державин. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. – 480 с.
- Булычев К. Падчерица эпохи. Избранные работы о фантастике / Кир Булычев. — М.: Международный центр фантастики, 2004. – 368 с.
О жизни и творчестве
- Гопман В. Люди как люди (О героях Кира Булычева и немного о нем самом) / Владимир Гопман // Кир Булычев. Агент КФ – М.: Армада, 1998. – С. 5-16.
- Булычев К. Как стать фантастом. Записки семидесятника / Кир Булычев. — М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
- Щербак-Жуков А. Человек, проживший три жизни. Фантастика Кира Булычева / Андрей Щербак-Жуков // Мир фантастики. – 2007. – № 1.
- Манаков М., Ратников К. Игорь Можейко – Кир Булычев. Грани таланта / Михаил Манаков, Кирилл Ратников. – Челябинск: ИзЛиТ, 2014. – 238 с.
- Манаков М., Ратников К. Талантливый во всем. Неизвестный Кир Булычев / Михаил Манаков, Кирилл Ратников // Мир фантастики. – 2014. — № 10. – С. 32-37.
- Манаков М. Историческая достоверность романов Кира Булычева из цикла «Река Хронос» / Манаков М. Ю., [Ратников К. В.] // Известия высших учебных заведений. Уральский регион (Челябинск). – 2013. – № 3. – С. 100-113.
- Караев Н. Через тернии к фильмам. Экранизации Кира Булычева. Часть 1 / Николай Караев // Мир фантастики. – 2014. – № 2. – С. 52-57.
- Караев Н. Не Алисой единой. Экранизации Кира Булычева. Часть 2 / Николай Караев // Мир фантастики. – 2014. – № 5. – С. 52-57.
- Харитонов Е. Булычеву – 80, или Универсальный писатель / Евгений Харитонов // Литературная газета. – 2014. — № 43-44. – С. 5.
Кир Булычев / Экранизации
- Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
- Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
- Золотые рыбки. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Поступили в продажу золотые рыбки». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. М.Броннер. СССР, 1983. В ролях: М.Кононов, Г.Польских, Н.Парфёнов, Е.Максимова и др.
- Лиловый шар. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1987. В ролях: Наташа Гусева, Саша Гусев, В.Невинный, В.Баранов, В.Носик, Б.Щербаков, С.Харитонова, И.Ясулович, В.Павлов, С.Никоненко, М.Левтова и др.
- Миллион приключений: Остров ржавого генерала. Телефильм по мотивам повести «Остров ржавого лейтенанта». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Ховенко. Комп. А.Чайковский. СССР, 1988. В ролях: Катя Прижбиляк, А.Леньков, Л.Артемьева и др.
- Можно попросить Нину? Короткометражный телефильм по мотивам одноимённого рассказа. СССР, Центральное телевидение.
- Осечка. Телефильм в 2-х сериях по мотивам повести «Осечка-67». Сцен. и постановка В.Макарова. Комп. А.Яковлев. Россия, ГТРК «Петербург — Пятый канал».
- Подземелье ведьм. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. Комп. М.Дунаевский. СССР-Чехословакия, 1990. В ролях: С.Жигунов, М.Левтова, Н.Караченцов, Д.Певцов, И.Ясулович, Ж.Прохоренко и др.
- Поляна сказок. Телефильм по мотивам повести «Недостойный богатырь». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. В главной роли — Н.Стоцкий.
- Похищение чародея. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва при участии В.Кобзева. Реж. В.Кобзев. Комп. А.Паулавичус. СССР, 1989. В ролях: Ю.Ауг, Р.Раманаускас, Л.Борисов, С.Варчук, В.Гостюхин, А.Болтнев и др.
- Похищение чародея. Телеспектакль в 2-х частях по мотивам одноимённой повести. Сцен. и постановка Г.Селянина. Комп. И.Цветков. СССР, Ленинградское телевидение. В ролях: Н.Данилова, Ю.Демич, И.Краско и др.
- Родимое пятно. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Родимые пятна». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. С.Бедусенко. СССР, 1986. В ролях: В.Николенко, М.Виноградова, И.Можейко и др.
- Умение кидать мяч. Телефильм по мотивам одноимённой повести и рассказу «Летнее утро». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Спиридонов. Комп. Е.Дога. СССР, 1988. В ролях: А.Пороховщиков, В.Долинский и др.
- Шанс. По мотивам повести «Марсианское зелье». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. А.Рыбников. СССР, 1984. В ролях: С.Плотников, М.Капнист, Д.Камбарова, В.Павлов, Б.Иванов, Л.Иванова, Р.Куркина, И.Ясулович, М.Менглет, С.Жигунов и др.
- Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).
Кир Булычев / Мультфильмы
- Два билета в Индию. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Комп. Ю.Саульский. СССР, 1985. Роли озвучивали: А.Кайдановский, М.Виноградова, Р.Суховерко, Ю.Волынцев и др.
- День рождения Алисы. По мотивам одноимённой повести. Реж. С.Серёгин. Худож.-постановщик С.Гаврилов. Комп. Д.Рыбников. Россия, 2009. Роли озвучивали: Я.Николаева, А.Колган, Е.Стычкин, Н.Гусева и др.
- Кладезь мудрости. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. А.Яницкий. СССР, 1991.
- Копилка. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. А.Яницкий. СССР, 1990. Роли озвучивали: З.Нарышкина, Б.Рунге, Г.Качин и др.
- Перевал. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Тарасов. Худож.-постановщики Т.Зворыкина, С.Давыдова, А.Фоменко. Комп. А.Градский. Песня на стихи Саши Чёрного. СССР, 1988. Роли озвучивают: В.Ливанов, А.Покровская, А.Пашутин и др. Текст от автора читает А.Кайдановский.
- Тайна третьей планеты. Полнометражный мультипликационный фильм по мотивам повести «Путешествие Алисы». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Р.Качанов. Худож.-постановщик Н.Орлова. Комп. А.Зацепин. СССР, 1981. Роли озвучивают: В.Ларионов, Ю.Волынцев, Р.Зелёная, В.Ливанов, Г.Шпигель, В.Дружников, В.Кенигсон и др. (Государственная премия СССР 1982 года).
- Узники «Ямагири-мару». По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва, А.Соловьёва. Реж. А.Соловьёв. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. Роли озвучивали: Т.Аксюта, В.Ларионов и др.
- Чудеса в Гусляре. По мотивам рассказа «Паровоз для царя». Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. В.Казенин. СССР, 1991.
- Яблоня. По мотивам одноимённого рассказа. Сцен. Кира Булычёва. Реж. А.Полушкин. Комп. В.Казенин. СССР, 1989.
Премии и награды
- 1982 — лауреат Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты»
- 1984 – удостоен премии EuroCon Европейского Общества Научной Фантастики (European Science Fiction Society, ESFS) как лучший автор рассказа
- 1993 – лауреат премии «Бронзовая улитка» за рассказ «О страхе»
- 1994 – награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
- 1996 – лауреат премии «Зиланткон» за повесть «Осечка-67»
- 1998 – лауреат премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуб 12 стульев»)
- 2000 – лауреат международной премии им. Аркадия и Бориса Стругацких в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Как стать фантастом»
- 2004 – удостоен премии «Бронзовая улитка» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
- 2004 – удостоен премии «Странник» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
- 2004 – удостоен международной премии им. Аркадия и Бориса Стругацких в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
- 2004 – удостоен премии «Сигма-Ф» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
- 2004 – удостоен премии «Серебряный Роскон» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
- 2004 – удостоен премии «Интерпресскон» в номинации «Критика, публицистика» за книгу «Падчерица эпохи» (посмертно)
См. также
- Азимов Айзек
- Ефремов Иван Антонович
- Гейман Нил
- Лукьяненко Сергей Васильевич
- Перельман Яков Исидорович
- Литературная премия «Алиса»
Нижеследующая таблица содержит полную хронологическую библиографию Кира Булычева (за исключением стихов, научных работ и переводов) в порядке первой полной публикации. Колонка «ООРП» содержит информацию о том, в каком томе 18-томного собрания сочинений Булычева в серии «Отцы-основатели: Русское пространство»[1] издательства «Эксмо» можно найти данное произведение.
Зная сказку и этого безвольного, тупого, всем уже опостылевшего батюшку-царя, я бы для такого палец о палец не ударила, а присмотрела бы царя поприличнее.
03.01.2022 09:23:21, NLU
1. Указанная тема, увы, не актуальна в принципе. Сказка вообще не о желаниях и к желаниям не имеет никакого отношения.
Аргументирую. Фраза «Кабы я была царице» на русском языке значит не «Вот бы я была царица…», а, скорее обычное условное выражение. Если…то… Никто из девушек не выражает свои желания, они высказывают только (как было сказано ниже) своё понимание царской власти (в призме женского её начала (роль царицы)). Исходя из этого понимания царь и делает свой выбор, потому что, как было сказано ниже, все три девушки безусловно умели и шить и готовить и рожать детей.
Как известно из истории, были цари, отдающие предпочтение блестящим нарядам при дворе, другие славились пышными балами и пирами. Салтан же, как достаточно мудрый царь, отдаёт приоритет защите границ государства и продолжению законной царской династии (законной власти).
Примеры такого понимания Пушкина отражены, ну, скажем в таких строках:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
2. Вторая очевидная мысль, показанная в сказке, что управление — процесс информационный. Какие бы мудрые указания не издавал царь, вклинившись в информационные потоки передачи информации можно всегда добиться желаемого для себя и противного исходным замыслам законного руководителя. Достаточно перехватывать и искажать в свою угоду информационные потоки, идущие в обе стороны. Здесь стоит добавить, что и обратный перехват управления Гвидону удаётся благодаря тому, что он наблюдает в каком виде поступает информация к царю Салтану, и, обладая этими знаниями, пользуется, в свою очередь, возможностью изменять новую посылку информации через искажающий канал передачи (купцы + комментарии от недоброжелателей).
3. Князь Гвидон очевидно продолжает материнскую линию управления, потому что править он стал с «позволения царицы». И, после того, как спас царевну Лебедь ценой собственного ужина. Именно на это обращается внимание читателей. То есть, набить пузо для него было тоже гораздо менее важным, чем решение других вопросов.
4. Давайте посмотрим дальше, как ему удаётся интерес царя Салтана к своему княжеству.
а) Появление княжества как такового.
б) Устойчивое финансовое положение в виде устойчивой финансовой системы (под кодовым названием белка)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон»
в) Решение вопроса охраны границ (33 богатыря + опытный полководец).
г) Опять же, не удавшееся царю решение вопроса законного продолжения рода и царской власти (женитьба на царевне).
После решения всех этих вопросов царь Салтан не смог удержаться и не посмотреть на такое совершенное (по его критериям) княжество самостоятельно. Таким образом, удалось выпрямить канал информации и передать всю информацию напрямую, в т.ч. и про родство и остальные события. Через корабельщиков, разумеется, этого сделать было невозможно.
5. Про оппозиционный блок других концепций управления (которые были признаны царём менее важными) стоит сказать отдельно. Да, отвечающие за балы, пиры, распространение мод и нарядов могли всегда вмешиваться в управление, распространять слухи и сплетни, явную ложь и клевету. Именно этим, как я понимаю сказку, и занимаются двор и те, кто при нём находятся. Именно таких дворцовых «интриганов», возможно, и олицетворяет преступная группировка в сказке. Сказка показывает, что при больших талантах можно победить и её.
03.01.2022 01:12:26, Тайный Сигнал Барабанщика
Всегда считала, что царь выбрал самую красивую из них, а что они там говорили дело десятое)
Сейчас думаю, что царь выбрал умную, ну или ту, которая хотя бы запарилась и изучила потребности целевой аудитории. Царь в годах, наследника нет, перспективы печальные, кандидаток ищет, подглядывая/подслушивая под окнами (уж, не знаю, что там не так с царём, но очередь не стоит явно).
02.01.2022 21:54:20, в розовых очках
Ну я точно никогда не хотела ни рукрдельничать, ни готовить… А вот детей всегда хотела, четырёх)))
02.01.2022 20:21:15, хухра-мухра
Царей только маловато в этом мире….))
02.01.2022 20:30:41, Mops
Если б я сидела с этими девицами я б точно была третьей. Потому что важно в женщине не ткать или готовить а родить сына наследника царю. И особенно в то время. Собственно когда то я так загадала не с тремя девицами сидя. А идя под руку с мужем когда он еще таковым не являлся. Мол рожу ему детей. Ну а что искренее желание. И сбылось
02.01.2022 18:45:13, Верная жена
Надо же. В юности категорически не могла понять, во-первых, кто может добровольно хотеть рожать, во-вторых, хотеть рожать «ему». То есть я знаю, что очень многие именно такими словами хотят, но как — выше моего понимания. Впрочем, как это — рожать кому-то, я и сейчас не представляю.
03.01.2022 00:57:27, УникаЛьнаЯ
Себе в 20 лет я точно рожать не хотела. Себе лет в 30. И уж точно не детей. А только одного ребенка.
03.01.2022 10:44:45, Верная жена
А почему ЕМУ, а не от него, например?
02.01.2022 22:17:55, Perry
И пусть помнит об этом и ценит ! Правда? ;))
02.01.2022 22:27:24, Mops
согласна.
02.01.2022 19:13:43, ландыш
Ну так ведь те, кто ткут и готовят — тоже наследника родить могут. Дело не самое хитрое.
А вот уметь наткать или наготовить на весь мир — в среднем по больнице сложнее. ))
02.01.2022 18:54:30, Mops
Вот +1000
рожать-то может каждая первая. Ну хорошо, 9 из 10. А вот что-то полезное делать умеет, да еще желание имеет все это делать — далеко не каждая :)))
03.01.2022 00:58:36, УникаЛьнаЯ
Не каждая. Многие мои подруги сделали по 3 эко. И не у каждой оно закончилось ребенком. Ох далеко не каждая может родить. А мне еще в 15 лет сказали что у меня никогда не будет детей. И я сделала все чтоб опровергнуть слова врачей. А вот допустим шить и готовить все умеют. Я не имею в виду как то мастерски. Но обычно все умеют. У всех в школе были труды. Да и любая молодая девушка по крайней мере приносит пользу в своей семье. Готовит убирает и прочее. А уж если еще и работает. То тем более приносит. Я с 17 лет работала. Приносила пользу обществу. Но родить ребенка это может и не польза обществу перенаселенной планеты. Это эгоистичное желание двоих людей. Но для меня оно важнее всей этой фигни — приготовить пир наткать полотна.
03.01.2022 10:54:44, Верная жена
А зачем сложнее?) Нафиг мужу затр*хавшаяся вторая половина, особенно если речь о царе и он в это время не планирует колоть дрова или ковать подковы? Ему же скучно будет её ждать)
02.01.2022 22:05:45, в розовых очках
Думаю третья тоже умела и ткать и готовить и крестиком вышивать. Просто она не видела в этом важности. И я вот тоже не вижу. А в родить наследника да еще и богатыря да вижу
02.01.2022 18:56:59, Верная жена
у меня по теме только картинка есть
w=700
02.01.2022 18:43:02, ландыш
:))
А у нас в семье любимая присловка: родила царица в ночь не то. Это когда в винте прикуп открываешь, а там фигня
02.01.2022 20:29:29, Гордая птица
))))
03.01.2022 07:49:46, ландыш
Класс картинка ))
02.01.2022 19:19:52, Ящер
Вот еще интересный вопрос в связи с этой сказкой. Ее дошкольникам читают. И как? Задают вопросы?
Про меня знаю, что я наизусть рассказывала.
И царевна понесла. За темные леса, за высокие горы… Нет, это из другой сказки. Куда она понесла? Взрослые смеются. Удивительно, и в песнях бегут неуклюжи, и в сказках непонятно кто чего несет. И спрашивать без толку, только смеются.
02.01.2022 18:36:43, Птица Сыйсу
Моя младшая школьница спрашивала, почему царь, после того, как пришёл с войны, не поинтересовался, где царица молодая и где ребёнок. Он же письмо написал, чтобы его дождались. Он же должен был это помнить? А он как малохольный.
02.01.2022 19:56:06, Роль второго плана
В бочке в море. И что, ее ловить.
Вот он и сидит годами, на престоле и в венце, с грустной думой на лице; сделанного не воротишь.
02.01.2022 23:01:48, Елна
А как же следствие и пытки с целью выяснить, кто написал подложное письмо и отправил на гибель царицу и приплод?
02.01.2022 23:27:30, Роль второго плана
сказка не резиновая)
02.01.2022 23:31:22, Елна
Кстати, да !
Но в сказках вообще часто мужские персонажи то дураки, то подкаблучники, то лентяи….
02.01.2022 20:34:28, Mops
Иногда задают вопросы, иногда я сама поясняю, что означает то или иное слово.
02.01.2022 19:25:29, Musenka
Вот Squidward Tentacles внизу написала (как профессионал):
«три девушки гипотетически понимают социальную роль царицы — две с точки зрения ремесел своих, а одна как положено понимает: воспроизводство монархической династии, причем с приносом новой крови еще и богатырями воспроизводство.»
Как положено.
Вот мне интересно, какая с литураведческой/филологической т.з. официальная мораль у этой сказки ? Есть она ?
Т.е. с моей обывательской колокольни — что должна понять в моральном плане молодая девушка из этой сказки ? )))
02.01.2022 16:50:43, Mops
На ком бы женился царь, если бы 4ая девица пообещала бы ему белку с чистым изумрудом и прочие дива?
02.01.2022 17:49:02, Катятян
Молодая девушка из сказки понять ничего не должна, и ей по законам сказки и не надо: она лишь двигатель сюжета, причём безвольный. С детьми да, с ними можно обсудить морали и все такое, мы, взрослые,.уже можем и повыше материи обсуждать касательно сказок вообще и Пушкина в частности
02.01.2022 17:22:37, Squidward Tentacles
«Молодая девушка» я имела в виду — современные подростки, ну или молодёжь времен Пушкина. ))
02.01.2022 18:46:44, Mops
Я думаю, молодежь времен Пушкина и тем более современные подростки прекрасно понимают, что это в первую очередь сказка. То есть развлечение. В фольклорных сказках назиданий нет вообще, кстати, это чисто пушкинское, «добрым молодцам урок». А в общем-то мораль одна — добро побеждает зло, терпение и труд все перетрут, что там еще на повестке дня у пословиц? Но мы же тут не в 3м классе общеобразовательной школы. А для нас больших — это язык, это образы, это подтексты смотреть разные и пр.
п.с. Современники Пушкина сказку как раз не оценили в общем. Сказали (точно не помню), что это шаг назад, как поэта, пусть бы Жуковский писал, у него лучше выходит
02.01.2022 19:40:40, Squidward Tentacles
А лебедь? Это же тоже молодая девушка? Обслуживать мужа вот функция девушки. Василиса премудрая у ивана дурака, как-то так?
02.01.2022 17:47:05, Катятян
Мать Гвидона вполне может быть и ровесницей царевна-лебедь)))) мы ж помним, что он не по дням, а по часам рос? И в три дня стал взрослым.
02.01.2022 19:58:23, Роль второго плана
Я про вопрос выводов для молодых слушательниц:) я как-то в детстве больше лебедью интересовалась : она мододая, а мама гвидона уже старая. И роль обслуживания гвидона мне не нравилась.
02.01.2022 17:59:57, Катятян
Так «дурак» в сказке не значит «самый тупой из всех», а с Премудрой ему привалило вдруг. На минуточку, Гвидон же спас Лебедь, а она его отблагодарила. И городом Буяном он сам правил, без ее помощи. Он ему только волшебно помогала
02.01.2022 20:01:56, Squidward Tentacles
Лебедь- квинтессенция разных сказочных образов, и не только русского фольклора. В Салтане вообще и не один сюжет, там наложены разные сказочные сюжеты друг на друга. Лебедь — это сюжет о «вещей деве», но образ её в целом и в общем авторский, пушкинский
02.01.2022 17:53:23, Squidward Tentacles
Ой, выше Вам ответила
02.01.2022 18:01:01, Катятян
Первые две высказались серьёзно, девиц готовили прясть и кулинарить, они любому мужу стали бы вести хозяйство. Третья девица.. ей не оставалось ничего, кроме как импровизировать, что ещё в браке происходит — ага, роды. Очевидно, что рожать стала бы любая жена. А младшая девица решила отличиться. Этот комплекс отличницы царю и понравился. Ну очевидно, что она не знает, кто у нее будет — сын или дочь, и насколько крепкий сын получится и сколько он протянет в нашем мире. Однако она верит в свое предназначение, мол ребенок будет необычный. А как проверить?? Первую можно заставить готовить без венца, вторую — прясть, а третья родит законное дитя только в царственном браке . Фактически, царь получил всех трёх жён — первые две ведут хозяйство, третья рожает, просто первые две не смекнули, что их возьмут «так», а не жёнами, а какбы заодно и готовьте пожалуйста на здоровье на весь дворец.
02.01.2022 16:15:01, Зимняя (р.пианистка)
Извините, может, я не совсем по теме. Меня всегда удивляло, что ткачиха, повариха и бобариха против государевой жены пакостят. Ну вот зачем?
Я понимаю, ткачиха и повариха замуж за царя хотели. Но ведь за него замуж вышла не чужая деффка, а их сестра! С этого же можно было словить какие-то бонусы — за боярина богатого выйти или просто при дворе тусоваться?
И бабариха тоже [цензура] какая-то. Дочка с внуком же. Ну вот зачем так им пакостить.
02.01.2022 16:07:39, Роль второго плана
Не очень поняла про родственные связи между Сватьей бабой Бабарихой и женой царя. Где в сказке указано на них. Сватья баба мною всегда воспринималась как просто сваха.
02.01.2022 18:00:22, PigletSPb
Как это где указано? Тёток своих он в глаз кусал, а бабку пожалел и в нос цапнул. «А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей».
02.01.2022 19:51:41, Роль второго плана
Да, да. Забыла я эту строчку.
02.01.2022 19:57:23, PigletSPb
Сваха и сватья — разные вещи. Сватья — это мать одного из супругов для матери другого супруга.
02.01.2022 18:24:16, Musenka
Ну, так сватьей-то ее не мама сестёр называла. Вот поэтому и запутка. :):):):):)
02.01.2022 18:27:25, PigletSPb
Ну, в общем, сватья — это родственница женского пола по супругу. Для родных царя мать его невесты — это сватья.
02.01.2022 19:27:26, Musenka
Зачем царю сваха? Он сам справился
02.01.2022 18:11:08, Катятян
В моем понимании, это типо штатной должности при дворе. Но это всего лишь мои предположения. :):):):) Каждый раз вспоминалось описание свази на свадьбе Петра Первого у Алексея Толстого.
02.01.2022 18:21:13, PigletSPb
Какая-то она родственница явно, чья-то мама или мачеха. «Но жалеет он очей старой бабушки своей»
02.01.2022 18:04:22, Ящер
Да, точно. Забыла эту строчку.
02.01.2022 18:19:27, PigletSPb
По самой распространенной версии Бабариха — мачеха царицы. И дальше по фольклорным традициям
02.01.2022 16:30:43, Squidward Tentacles
Нет, бабариха — мать царицы, бабушка Гвидона.
«Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей»
02.01.2022 19:49:04, Роль второго плана
…Но жалеет он очей
Старой «бабушки» своей.
В кавычках там была бабушка. Потому я написала, что это версия. Два раза написала. Копья ломает не одно поколение литературоведов на этой «бабушке»
02.01.2022 19:54:50, Squidward Tentacles
Сходила, посмотрела ( у меня издание 36 года — кавычек нет. И тетка без кавычек.
02.01.2022 20:32:57, oks024240
Сейчас открою советский мой трёхтомник, поищу кавычки у бабушки) помнится, что в детском издании без кавычек.
02.01.2022 20:00:38, Роль второго плана
В детском очень может быть без кавычек. И в поздних тоже может без кавычек.
02.01.2022 20:02:44, Squidward Tentacles
еще версия… Сватья — это мать либо жены либо мужа. Но, может, это — экс-теща Салтана. Может он был вдовцом. Женился в юности, детей не было — поэтому так резко и запал на ту, что супермена ему обещала родить. Попал под влияние тещи смолоду — так бывает Отсюда и злоба к царице и отсюда же ее сестры опасаются иттить замуж за Салтана — они поняли ее чорное страшное нутро.
02.01.2022 22:44:35, AleXXX
Такой вариант объясняет, почему старшие сестрицы не пытались выйти за царя после того, как кинули в море младшую. Поняли, что лучше остаться подружками Бабарихе.
02.01.2022 16:50:02, Птица Сыйсу
А вариант мачехи царицы лучше объясняет, почему он всех сестёр вместе с матерью забрал во дворец и почему они изначально объединились в фальсификации
02.01.2022 16:57:19, Squidward Tentacles
И зачем царю мачеха жены во дворце?
02.01.2022 17:09:33, Птица Сыйсу
Этот вопрос меня тоже интересовал, пока в каком-то исследовании биографическом не прочла, что сам Пушкин во время написания сказки как раз и вошёл в такую семью: тёщи и трех её дочерей, женившись на младшей — Наталье Гончаровой
02.01.2022 17:16:16, Squidward Tentacles
Так у Натальи Гончаровой мачехи вроде не было, откуда тогда такая теория?
02.01.2022 17:26:34, oks024240
Мачеха у дочери — хороший символический образ, сквозной в фольклоре при этом. Та же Золушка, Белоснежка, Морозко наш
02.01.2022 17:33:30, Squidward Tentacles
Не спорю. Но причём здесь семья Гончаровой?
02.01.2022 17:35:07, oks024240
При том,.что литературные сказки неизбежно подвержены опыту и особенностям того, кто их творит, даже в случае таких тонко чувствующих фольклорные законы писателей , как Пушкин.
02.01.2022 17:40:51, Squidward Tentacles
Так мама Натальи свою дочь не любила и ( не знаю какой термин употребить) — «обижала»?
02.01.2022 17:48:28, oks024240
Но он же не всех их к себе перевез?
02.01.2022 17:25:03, Musenka
Я не про сказку, я о Пушкине.
02.01.2022 17:47:08, Musenka
Т.е. царица — старшенькая?
02.01.2022 16:41:34, oks024240
Необязательно. Вдовец с малой дочерью мог жениться на вдовице с великовозрастными дочерьми. Подчеркну ещё раз: это версия про мачеху
02.01.2022 16:43:03, Squidward Tentacles
Мне кажется, что фактически там речь идёт про многоженство, как оно и было на Руси до князя Владимира. Так как они были согласны ещё в своей избе, то вероятно царь не обделял их личным вниманием. Роди одна из них ребенка царю — и стала бы царицей.
02.01.2022 16:18:08, Зимняя (р.пианистка)
Не-не, там уже дело после прихода христианства на Русь — маковки церквей и святых монастырей упоминает Пушкин.
02.01.2022 16:19:54, Роль второго плана
Ну может. Но очевидно, что царь для продолжения рода потом взял бы другую жену.
02.01.2022 16:22:44, Зимняя (р.пианистка)
Сорву я веточку, Сорву я витую,
Спою про Манечку Я, про убитую.
Две сестренки шли, Нюра с Манею,
Любили мальчика, Да звали Ванею.
Какой хорошенький Был мальчик Ванечка,
Любил он младшую Сестренку Манечку.
Нюра видела, На Маню злилася,
Отомстить ее Она решилася.
02.01.2022 16:13:18, Etagerka
Это из-за ревности ведь.
А здесь расчёт.
Не удался один расчёт, пробуй другой! Этих бояр, как грязи, дофига.
02.01.2022 16:15:07, Роль второго плана
Ребенком я была скептиком в отношении гаданий, загадываний желаний на новый год. Потому при всяком случае гадала и загадывала. И в какой-то момент обнаружила, что это все НЕ случается. Что загадала и что пожелала. То есть не 50 на 50, а именно НЕ случается. Ага, проверим, стала желать наоборот — загадаю, чего мне не хочется. И это не сработало. Оно определяет, когда я загадываю искренне, а когда с фигой в кармане. И не выполняет.
Читала Макса Фрая про то, что в нашем мире много вершителей, все стало ясно — я не вершитель, никак не сбывается, ни рано, ни поздно, ни иначе. На всякий случай перестала загадывать с фигой в кармане, вдруг оно ошибется, и выполнит то, что мне не хочется. Загадываю просто так — на погоду (мне все равно, холодно ли, жарко). Не сбывается.
Однажды гуляла я. Рядом с дорогой здоровый такой баннер, но перед ним дерево, лето, от всего баннера видно маленький кусочек — «мать твою». При ближайшем рассмотрении оказалась, что это кусок заповеди. Однако! Смотрю следующий баннер, что на нем видно — «и вообще ничего не желай». Ну и ладно, так и живу, ничего не желаю.
02.01.2022 16:02:45, Птица Сыйсу
надо было с рыбки начинать. Эта сказка с кучей слоев и подтекстов. Пушкин был великий конспиратор:)
02.01.2022 15:29:10, Шрайбикус
В Салтане тоже слои и подтексты, и коллективное бессознательное, и архетипы, и автобиографическое, и очень много чего ещё.
02.01.2022 16:34:49, Squidward Tentacles
Про кучу слоев и подтекстов — да.
Но обывательское резюме в большинстве случаев: привалило тебе богатство, имей совесть, не зарывайся, а то все потеряешь.
И надежда на волшебные палочки, золотые рыбки и лягушки — чтоб только попросить, и всё исполнилось.
За это сказки и недолюбливаю….;)
02.01.2022 15:38:23, Mops
Резюме — невозможно остановиться вовремя.
02.01.2022 15:46:37, Птица Сыйсу
А я и желаниях царя: он хотел про себе иметь плодовитую молодую здоровую женщину, А не умеющую готовить/прясть. Для этого люди есть.
И сейчас в царицы берут кого? Здоровых рожалок. Их заслуги как пловчих, актрис и умняшек второстепенны
02.01.2022 15:24:48, Надёна77
Ну почему только здоровых рожалок ? У цариц, как я посмотрю, куча серьезных общественных обязанностей.
( недаром Меган сбежала;)) )
02.01.2022 15:28:13, Mops
… и до сих пор проверяют «рожательную функцию» перед браком. Она основная. А остальное для вида и благотворительности…
02.01.2022 15:32:39, Надёна77
а как ее проверяют?
02.01.2022 15:35:52, Шерлок
И Диану проверял гинеколог, и Кейт… почитайте о правилах в монаршьей семье.
02.01.2022 15:38:27, Надёна77
а где такое написано? где можно почитать?
02.01.2022 15:44:58, Шерлок
В сериале «Екатерина» с Марией Александровой в главное роли всё прекрасно показано. Вообще фильм очень показательный и поучительный. Одна фраза «Глупа — перечишь» чего стоит.
02.01.2022 15:55:29, бим-бом
мне б про современные правила бкс. а вы мне сериал какой-то сватаете
02.01.2022 16:02:32, Шерлок
Не какой-то, а исторический. Корни современных правил откуда? Ну хозяин — барин, разумеется.
02.01.2022 16:12:13, бим-бом
меня не корни интересуют. про корни я не из сериалов знаю
02.01.2022 16:18:37, Шерлок
Да сказки Пушкина о жадности и зависти и высоком предначертании в виде расплаты за корыстные намерения.
02.01.2022 15:15:41, бим-бом
Ещё неизвестно,чьи намерения были корыстные) Две сестрицы простодушно высказали свои приземлённые от незнания царской жизни мечты, а хитрая младшая сестра была в курсе, что царь иногда общественным транспортом передвигается и под окнами подслушивает, ну и на удачу выступила, попала в цель)
02.01.2022 15:40:29, Etagerka
Там всем прилетело, никого не забыли)
02.01.2022 15:56:43, бим-бом
О, тоже вариант ! ))
02.01.2022 15:44:12, Mops
Показано 103 комментария из 205