Рассказы из скороговорок для детей

Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста скороговорка кладезь народной мудрости, раскрывающей удивительный мир, по-хорошему нравоучительных коротеньких

ЗНАЧЕНИЕ
СКОРОГОВОРОК В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скороговорка
– кладезь народной мудрости, раскрывающей удивительный мир, по-хорошему
нравоучительных коротеньких историй.

Скороговорка
(чистоговорка) – это специально подобранные фразы с чередованием часто
повторяющихся, трудно произносимых звуков речи.

Они
полезны для преодоления вялости артикуляционного аппарата, развивают речевой
слух и обогащают словарный запас ребёнка, способствуют лучшей автоматизации и
дифференциации звуков. Совершенствуется речевое дыхание, развивается мышление,
внимание, память, связная речь.

Скороговорки
придумали, чтобы развивать дикцию всех кто желает говорить внятно и отчётливо.
Этот метод является самым простым и эффективным способом, улучшающим
произношение звуков.

Скороговорка
(чистоговорка) – это малый жанр народного фольклора. Важность скороговорок для
развития речи была замечена ещё нашими предками.

И
детям и взрослым хорошо известны скороговорки, чистоговорки, смешилки, которые
считают простой игрой, забавой.

Работу
с чистоговорками можно применять в коррекционной работе, как игровой приём. Не
каждому из нас удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибок, но
весёлая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чётко
проговаривать звуки, труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством
родного языка, тренируют не только звукопроизношение, но и силу воли,
настойчивость, способность ставить цели и достигать их. У каждой скороговорки
своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Это и полезные
грамматические упражнения, тренирующие в правильном, осмысленном употреблении
частей речи и частей слова. Скороговорки нужны для развития фонематического
слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия,
способствуют автоматизации звуков в речи. С их помощью можно учить старших
дошкольников правильно употреблять предлоги, согласовывать слова, составлять
небольшие рассказы.

Сначала
надо медленно научиться её произносить по частям, потом медленно целиком, а
потом темп постепенно ускорять. Обязательно нужно спросить у ребёнка, понял ли
он смысл скороговорки, объяснить незнакомые и малопонятные слова. Упражнять
детей в произношении скороговорок можно с младшего возраста. По мере улучшения
звукопроизношения берутся скороговорки со сложными звуками.

Методика
разучивания скороговорки:

У
Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.


Прохлопать ритм скороговорки.


Произнести скороговорку хором, по одному.


Прослушать какие звуки голосом выделил логопед.


Повторить эти звуки, чётко артикулируя.


Произнести часто повторяющийся звук.


Назвать слова со звуком [с].


Произнести скороговорку тихо, громко, весело, грустно.


Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

Можно
использовать разные способы заучивания скороговорок: игра с мячом, хлопки в
ладошки, использование готовых опорных схем. Скороговорки также можно изобразить
в рисунках, что влияет на более точное и быстрое их запоминание, так как каждую
нарисованную деталь (слово) дети ещё раз проговаривают.

Эффективным
приёмом в работе с чистоговорками является проговаривание с выполнением
различных движений, тем самым развивается мелкая моторика, координация
движений, графические навыки. В коррекционной работе с чистоговорками можно
использовать такие упражнения:

Наматывание
верёвочки на пальчик, на катушку, на колечко.

Проводить
пальчиком по нарисованному лабиринту.

Выкладывать
палочки, пуговицы, фишки.

Рисовать
горизонтальные или вертикальные линии.

Прокатывать
колечко «Су-джок» по пальчику.

Перебирать
бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на верёвочку.

Проводить
пальчиком по нарисованной спирали.

Нажимать
пальчиком на клавишу, кнопку.

Проговаривать
скороговорку (чистоговорку), пока не стечёт песок в часах.

Зажимать
пальчики прищепкой.

Выпавшая
цифра на кубике укажет, сколько раз повторить чистоговорку.

Различные
приёмы работы со скороговорками (чистоговорками) можно включать в
индивидуальные логопедические занятия и индивидуальную или подгрупповую коррекционную
работу, проводимую воспитателем.

Скороговорка
будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к
познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно,
развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной
речи.

Список
литературы

1.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –
М.:  Учпедгиз, 1957. – 240с.

2.Куликовская
Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Издательство: Гном, 2016.

3.
Лекомцев А. Скороговорки – повторялки. Осваиваем произношение звуков.
Издательство:    Феникс, 2016.

4.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

5.
Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи детей. Издательство: Литера, 2015.

6.
Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом
«Нева», 2005. – 240с.

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Консультация
для родителей

«Использование
мнемотехники в развитии речи детей»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/003d/001151d4-cc784758/hello_html_m76e2756e.jpg 

Подготовила:

Учитель-логопед

Кудрина Кристина Алексеевна                                    

Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

                 
                     
                     
                     
          К. Д. Ушинский

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что
как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще
всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет
или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и
запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на
успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс
запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Что же содержат в себе
мнемотаблицы? Графическое или частично графическое изображение предметов,
персонажей, явлений природы, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете
нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от
простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем,
последовательно переходим к мнемодорожкам,

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные
способности: любой родитель в состоянии нарисовать подобные символические
изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Хотелось бы
отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок
знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также
как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и
быстрым. Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить
стихотворение или пересказать художественный текст и развивать ребёнка.
Мнемотаблицы используются и для: обогащения словарного запаса; при заучивании
стихотворений, скороговорок, чистоговорок; при отгадывании и загадывании
загадок; при обучении составлению рассказов. Мнемотехникой можно начинать
заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет,
когда у детей накоплен основной словарный запас. Последовательность работы с
мнемотаблицами:

 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование слов в образы.

 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы
(образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 Ну, а теперь предлагаю вам поиграть в игру «Не зевай, нужную
картинку поднимай». Для лучшего запоминая стихов или чистоговорок, на
определенные звуки, можно поиграть в такую игру. Чтение стихотворения
«Муха-Цокотуха». Вспомните, кто приходил к Мухе в гости? (Взрослым раздаю
картинки с изображением героев сказки). При повторном чтении стиха,
«подсказывает» слово тот родитель, у которого окажется соответствующая
картинка.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
и конечно развитие речи.

Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно,
грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании..

Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает
«искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов,
облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где
Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На
каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все

стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном
этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему
раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка –
зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде.
Например: лиса – из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь — большой
круг.

Детям старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Чтобы

заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое
слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».

Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки —

мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им
легче

запомнить текст и передать его.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки,
явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы
посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать
таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно
проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная
схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего
он может начать, чем продолжить и уточнить

свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится
работать с

мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают

возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко
заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо
использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться
классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и
логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру,
навыки самопроверки. При систематической работе дети учатся самостоятельно
думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные
слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать
полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе,
устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы
интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать
материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно
наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем
мире.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное
запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и
образ, и движение руки. Таким образом, с помощью данного методического
материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное
удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание
стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Знание
стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного
произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи. Чем раньше мы
будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники,
тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному
обучению.

Презентация

(слайд 2)

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

(слайд 3)

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы «Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

(слайд 4)

Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, наметила цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
  • Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.

(слайд 5)

Выдвинула гипотезу: если в дошкольном образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной речи дошкольников.

(слайд 6)

В начале учебного года провела комлексное обследование состояния связной речи по методике В.П.Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Обследование показывает, что:

  • рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
  • рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
  • фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
  • дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура;
  • дети дают односложные ответы на вопросы педагога.

Для решения этих проблем в коррекционной работе с детьми я использую один из приемов новейшей технологии — мнемотехника.

(слайд 7)

Мнемотехника (с греч. — искусство запоминания) — это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

(слайд 8)

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

(слайд 9)

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Благодаря этому эффективность обучения возрастает.

И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку в развитии связной речи используя мнемотаблицы.

(слайд 10)

Они могут служить для решения следующих задач:

  • обогащение словарного запаса,
  • пересказ худ литературы,
  • обучение составлению рассказов,
  • разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок,
  • отгадывание и загадывание загадок.

(слайд 11)

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
  • 2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
  • 3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отра­ботка метода запоминания.

(слайд 12)

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры; (слайд 13)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); (слайд 14)
  • планы и условные обозначения, используемые в них; (слайд 15)
  • контрастная рамка — прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.

(слайд 16)

Возьмем пересказ сказки «Три поросенка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их — что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.

(слайд 17, 18)

Пересказ — более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.

(слайд 19)

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».

Рассказывание состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Работа по мнемотаблице.

(слайд 20)

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.

(слайд 21)

Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.

(слайд 22, 23, 24)

Для развития и обогащения речи детей эпитетами, синонимами, сравнениями использую различные упражнения и дидактические игры.

А также провожу работу с родителями.

(слайд 25, 26)

Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств — зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

(слайд 27)

Рассмотрим стихотворение «Подарок маме»

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.
  2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
  4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.
  5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в доступной форме.
  6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

(слайд 29)

Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Технология мнемотехники универсальна — может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Все, что требуется для работы — это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.

(слайд 30)

Литература

  1. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
  2. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
  3. Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
  4. Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10.
  5. Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказы из шести слов
  • Рассказы из шкатулки с секретом навигация по каналу
  • Рассказы из петли актеры
  • Рассказы из петли 2020 отзывы
  • Рассказы из 6 слов со смыслом