Рассказы из шкатулки с секретом яндекс дзен история

союзмультфильм появился 85 лет назад. тогда полукустарные мастерские объединились в одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. за эти

«Союзмультфильм» появился 85 лет назад. Тогда полукустарные мастерские объединились в одну большую фабрику, организованную по диснеевским производственным принципам. За эти годы были сняты тысячи мультфильмов, составивших славу отечественной анимации. «Известия» выбрали десять популярных и знаковых из них, без которых нельзя представить нашу культуру.

«Снежная королева» (1957)

Лев Атаманов, выпускник мастерской Льва Кулешова, случайно попал в анимацию еще в 1920-е годы — и остался в ней навсегда. После войны режиссер стал работать на «Союзмультфильме», где снял свои лучшие ленты. Из них в первую очередь приходит на ум полнометражная «Снежная королева» — один из первых настоящих хитов советской анимации.

«Золотой фонд» студии стал пополняться еще в 1930-е годы, первые международные награды она получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.

Автор типажей — художник Леонид Шварцман, которому в этом августе исполнится 101 год. Часть персонажей оживили методом «эклера» (артистов снимали вживую, а потом покадрово обводили их движения — технологию назвали в честь фирмы станка), но сказочник Оле Лукойе родился под пером мультипликатора Федора Хитрука.

«Шайбу! Шайбу!» (1964)

Борис Дежкин — один из первых мультипликаторов (одушевителей) и один из лучших за всю историю. В годы войны он потерял левый глаз, но успешно проработал художником еще полвека. Дежкин пришел в профессию, когда буквально всех аниматоров заворожил диснеевский трюковой фильм, но ему быстро удалось выработать собственную, легко узнаваемую манеру.

В рамках чужих замыслов Дежкину было тесно, поэтому вскоре он сам стал режиссером, а коронным жанром выбрал спортивные комедии с обаятельными плохишами — клоунский нос, улыбка до ушей, прыгающая походка. Раз увидев, забыть их невозможно. Маски с дежкинскими негодяями, например, носят злодеи из недавнего «Майора Грома».

Наверное, самый известный фильм этой серии — хоккейный «боевик» «Шайбу! Шайбу!». Всего Дежкин сделал с десяток спортивных фильмов, но работал и в других жанрах. Среди прочего, ставил и сказки («Чиполлино»).

«Крокодил Гена» (1969)

С 1954 года заработало кукольное объединение, а на 1960–1970-е годы пришелся расцвет объемной анимации. Считается, что дети кукольные мультфильмы не любят — но, как правило, речь идет о более поздних годах и производстве других студий. Такие картины «Союзмультфильма», как «Кто сказал мяу?», «Я жду птенца», «Клубок» и, конечно, же «Варежка» отлично смотрятся и сегодня.

Наибольший успех — причем, мгновенный — кукольной мультипликации принесла серия про Чебурашку и Крокодила Гену от создателей «Варежки», режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанная на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.

«Винни-Пух» (1969)

Кажется, секрет, куда идут Винни с Пятачком, все дети нашей страны будут знать всегда. Федор Хитрук, выдающийся мультипликатор, пришел в режиссуру довольно поздно, в 44 года, но ворвался громко — мультдетектив «История одного преступления» (1962) считается вехой в истории студии и всей советской анимации. Стало понятно, что мультфильмы могут быть разными, и необязательно детскими и просто развлекательными.

Любимый жанр Хитрука — философская притча, но наибольшую зрительскую любовь ему принесли два других фильма: ироничная комедия про кинематографическую кухню «Фильм, фильм, фильм» и сериал про мишку-философа Винни-Пуха по мотивам сказки Алана Милна. Художниками цикла стали Владимир Зуйков, ушедший от нас в феврале этого года, и Эдуард Назаров, будущий автор хита «Жил-был пес».

«Веселая карусель» (1969)

Свои фильмы 1960-х годов Хитрук создавал вместе с группой единомышленников. Начиная с самого раннего этапа активное участие в работе принимали мультипликаторы — и это была новация: обычно их привлекали на этапе производства, когда основной творческий процесс был позади. В конце 1960-х этот костяк талантливых мультипликаторов продавил идею сборника миниатюр, где они могли бы проявить себя как абсолютные авторы — сценаристы, режиссеры, художники, мультипликаторы. Так началась история альманаха «Веселая карусель», ставшего полигоном для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров.

Именно здесь появились знаменитые новеллы про Антошку, «На лугу пасется ко…», «Мы делили апельсин» и многие другие хиты нашего детства. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров, от «Шкатулки с секретом» до «Полигона». Выпуски «Веселой карусели» выходят до сих пор, в них дебютируют новые и новые поколения авторов.

«Ну, погоди!» (1969)

В первом же выпуске «Веселой карусели» появились и главные персонажи отечественной анимации — Волк и Заяц. Их придумали популярные молодые сатирики Аркадий Хайт, Александр Курляндский и Феликс Камов. Правда, выглядела знаменитая парочка несколько иначе — режиссер и художник Геннадий Сокольский (впоследствии он снимет «Пингвиненка Лоло») нарисовал их в более авангардном ключе — в духе загребской школы анимации.

Дирекция быстро разглядела потенциал в персонажах и передала сериал в руки более опытного режиссера и мультипликатора, ученика Дежкина Вячеслава Котеночкина. Именно он вместе с художником Светозаром Русаковым и запустил всем известную серию, придав Волку и Зайцу чуть более «народный», диснеевский облик. Классическая серия продержалась 20 лет и 16 выпусков — абсолютный рекорд «Союзмультфильма».

«Ежик в тумане» (1975)

Как Хитрук и многие другие режиссеры, Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Став режиссером, он, как и его коллеги по «Веселой карусели», в своих фильмах стремился к «рукодельному» творчеству — большинство функций он выполняет самостоятельно, и даже «под себя» усовершенствовал мультстанок. В то же время его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены.

«Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира. По результатам многочисленных международных опросов эта философская и глубоко личная сказка делит одно из первых мест среди лучших анимационных фильмов из всех когда-либо созданных. Причем нередко она пропускает вперед четвертый фильм Норштейна — «Сказку сказок».

«Трое из Простоквашино» (1978)

Главные сериалы советской анимации были сняты друг за другом в довольно короткий промежуток времени — на рубеже 1960–1970-х годов. Кроме упомянутых циклов про Чебурашку, Винни-Пуха и «Ну, погоди!», это две части про Малыша и Карлсона, а также дилогия «Бременских музыкантов». Чуть позднее студия выпустила еще один бессмертный хит — и снова по мотивам сказок Эдуарда Успенского.

Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.

Среди других сериалов позднего СССР также стоит отметить «38 попугаев», «Котенка Гав», «Мартышек» и «Блудного попугая».

«Жил-был пес» (1982)

Эдуард Назаров как режиссер тоже начал с «Веселой карусели» — для разных выпусков альманаха он снял две миниатюры (в том числе про принцессу и погоду, которые были прекрасные и ужасные попеременно). Но безусловный и ошеломляющий успех ему принесла вторая «полнометражная» десятиминутка «Жил-был пес» по мотивам украинской сказки.

Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».

«Очень одинокий петух» (2015)

Современный «Союзмульфильм» снова стал фабрикой и ежегодно выпускает анимационных минут больше, чем когда-либо. Среди его сериалов есть как перезапуски классических мультфильмов («Простоквашино», готовится «Ну, погоди!»), так и оригинальные проекты — вроде «Оранжевой коровы» или «Пластилинок».

Выпускает студия и авторскую анимацию, которая собирает призы на многих фестивалях. Из них трудно выбрать лучшую, поэтому пусть будет самая необычная — абсурдистский аттракцион Леонида Шмелькова про глупого и одинокого петуха.

Авторский проект  “Ереванский бестселлер” информационного агентства «Арменпресс» на этой неделе представляет лучшую десятку художественных произведений армянских писателей по данным продаж за ноябрь.

На первом месте сборник рассказов Вано Сирадегяна “Дверь”. Вано Сирадегян — один из талантливых, читаемых и любимых армянских прозаиков прошлого века, обреченный остаться таковым. Его проза настолько же классична, насколько и современна. Это истории о людях, об их мышлении, проблемах, мечтах и чувствах. Сборник «Дверь» вобрал рассказы из всех предыдущих книг автора (“Воскресенье”, “Тяжелый свет”, “Чтобы не было слишком много”, “Отведи руку от боли”, “Страна до востребования”).

На втором месте повесть Гоар Навасардян “Не дари мне пионы”. Эта книга — история искренней любви, написанная на основе реальных переживаний. Повесть о молодой паре, которая несколько раз встречается совершенно случайно. Молодой человек влюбляется с первого взгляда, забыв, что всегда скептически относился к тому, что можно влюбиться, не зная человека. Как и у всех пар, их любовь также является большим скоплением страхов, сомнений, размышлений, ревности и тоски, которая всегда пронизана безграничным чувством и преданностью. В книге много аллегорий, на первый взгляд, в кажущихся обычными отношениях затрагиваются более глубокие вопросы. В названии книги есть даже переносный смысл. Героиня просит не дарить ей ее любимые цветы, чтобы они росли в земле, жили и любили. В этом и весь смысл книги: цветок красив в земле, птица на свободе, а любовь в клетке не дышит, рано или поздно она задохнется…

На третьей горизонтали — сборник рассказов и публицистики Вазгена Саркисяна “Что же вы делаете, ребята?”. Вазген Саркисян пишет: “Я не боюсь. Я никого не боюсь. Предупреждаю, бывает, что в истории остаются лишь следы. Наша история не должна остановиться на наших следах …

На четвертой горизонтали — книга Сюне Севады “Зависимость”. Сборник рассказов “Зависимость” включает в себя работы писателя за последние три года. Представлены произведения, опубликованные на сайте, в журналах и переведенные на другие языки, и еще неопубликованные работы. Темы рассказов не имеют определенной направленности, некоторые социальные, некоторые более чувственные, в некоторых — внутренняя борьба человека с насилием путем сдерживания собственных желаний, непримиримости или борьба извне, некоторые рассказы обращены к Арцахской освободительной борьбе.

“Чаренц и Арменуи. Роман с огнем” Овика Чархчяна на пятом месте. В книге впервые представлена наиболее полная история любви поэта Егише Чаренца и Арменуи Тигранян, основанная на недавно обнаруженных документах и неизвестных фактах. Ему суждено было пройти через испытания, сложные дилеммы и неизбежные решения нежданных чувст, настигших в трудные и разрушительные времена. В противостоянии любви реалиям, казалось, поражение человеческих тонких чувств и светлых желаний будет неизбежным. Однако, несмотря на личную трагедию и тяжелые потери, герои по-прежнему остались верны своим двум духовным божествам — красоте и поэзии.

На шестом месте “Чаемания” Лили Мкртчян. Каждая из 11 рассказов книги представляет собой историю жизни героя через межличностные отношения, личные размышления и диалоги с читателем. Эти истории, будучи отдельными, независимыми историями, объединяются в одной точке и становятся частью большой законченной истории. Одним из ключевых посланий книги является то, что, между сюжетными линиями жизни нужно замечать и дополняющие детали, лучше узнавать человека, окружающую его жизнь и мир.

На седьмом месте “Страна до востребования” Вано Сирадегяна и книга Аветиса Арутюняна “Времена пацанов”. “Страна до востребования” включает три рассказа Сирадегяна и его публицистические статьи.

На восьмом месте «Одинокий» Ашота Агабабяна. По словам автора, в этой книге читатель впервые откроет для себя ряд событий, считавшихся в последние десятилетия государственной тайной, которые могут показаться мифами, но они абсолютно реальны. Роман основан на секретных открытиях академика Григора Гурзадяна.

На девятом месте “Властелин тайн” Ашота Агабабяна. В романе «Властелин тайн» впервые представлена одиссея жизни одного из самых скрытных сотрудников госбезопасности СССР ХХ века — легендарного шпиона генерал-майора Ивана (Ованнеса) Ивана Агаянца, человека, о котором запрещено было писать около 90 лет. Эта, казалось бы, невероятная история полностью основана на богатых архивных материалах и на фактических данных. В основе всего этого — невероятные действия главы разведывательной сети СССР в Тегеране, в Париже, ставшего впоследствии начальником Особого управления дезинформации Госбезопасности СССР, а затем заместителем начальника разведки СССР, Ивана Агаянца, поднявшего разведку СССР на новый уровень.

На четвертом месте “Баку” Ваана Тотовенца. В романе Левон, единственный сын Марты и Вираба, супружеской пары, борющейся с нищетой, — невинная мишень капиталистического мира. Он воодушевлен высокими идеями,  он становится залогом победы и символом всей трехтомной книги. Прообразом Левона был сын Ваана Тововенца.

“Ереванский бестселлер” представила Роза Григорян.

Книги, отмеченные звездочкой — возвращенные в список бестселлеров.

В опросах при составлении рейтингового списка участвовали сети книжных магазинов и книжных домов “Букинист” (011-53-74-13), “Ай Гирк-Даран” (56-80-38) и “Зангак” (011-22-33-66).

В «лихие 90-е» Владимир Путин успел побыть таксистом, а точнее, «бомбилой» без лицензии – об этом президент рассказал в фильме «Новейшая история», который показали в воскресенье, 12 декабря, на телеканале «Россия-1».

Эта «новость» стала поводом для множества саркастических комментариев в блогах.

Сергей Митрофанов

В 90-е Путин занимался частным извозом на своей Волге, а ведь мог бы и тогда уже стать президентом.
«Преступления 90-х»

Олег Пшеничный

В хмурые девяностые по улицам Питера ездило чёрное-пречёрное такси. И пассажиров этого такси больше никто никогда не видел!

Большинство шуток так или иначе обыгрывают тему «таксист у руля государства».

Александр Осовцов

Мы тут, оказывается, годами всерьёз обсуждаем байки таксиста.

Иван Курилла

Шутки про то, что все люди, знающие как управлять государством, работают в такси, уже не так смешны.

Аббас Галлямов

Все мы время от времени обсуждали с таксистами политику и выходили из машины, поражаясь тому, какая каша может быть в голове у человека. Разве могли мы предположить, что один из них все-таки прорвётся к власти и реализует всё то, чему мы поражались.

Олег Лекманов

У нас любой таксист может управлять государством!

Сергей Митрофанов

В 90-ые, когда я работал в Коммерсанте, я однажды сел в частную машину-Волгу, а водитель был такой с носом уточкой. И он мне стал рассказывать, как хорошо работал в посольстве, следил за товарищами, чтобы те не покупали лишнего в гдеровских магазинах (там было всего немного больше, чем в позднем СССР) и не подрывали этим престиж страны. Писал докладные, больше ничего не делал.
Выходя, я громко стукнул дверью.
#Воспоминание

Иван Давыдов

Был как-то Ельцин в Питере по делам. Выпил, конечно. Вышел ночью из Эрмитажа (его обычно в Эрмитаже селили). Ну, бардак, девяностые – тоска, слякоть, гражданская война, суверенитет частично утрачен, под аркой Генштаба расчленяют кого-то, охрана разбежалась, водители тоже. А у него водка кончилась.

«Я вообще для души таксую. Так-то я из КГБ»

Поймал такси. Таксист, как таксисту и положено, пока до гастронома ехали, все ему рассказал – и как страной управлять, и как сборную тренировать, и как бабу свою в кулаке держать.

Другой бы внимания не обратил – ну, таксист и таксист. А Ельцину-то все в новинку, он на такси редко ездил.

А тут этот еще и говорит: «Я вообще для души таксую. Так-то я из КГБ».

Расчувствовался Ельцин, даже всплакнул. И сказал: «Быть тебе президентом вместо меня».

Иван Яковина

У меня сегодня день рождения, и я себе (и всем) желаю исполнения нового популярного в России слогана, который звучит примерно так: «Вернём Путина в таксисты!»
Да будет так!

В провластных блогах ничего невероятного в Путине-таксисте не видят.

НЕБОЖЕНА

Вполне верю. В такси очень много приличных людей до сих пор работает. Недавно ко мне на работу просился извозчик из ультимы, бывший управляющий директор довольно крупного банка в 1990-х. Песков вот тоже таксистом работал.

Сергей Марков

Весь оппозиционный Рунет хохочет над словами Путина о том, что тот знает трагедию народа в 90е годы, потому что он даже вынужден был тогда подрабатывать извозом. Стебутся над Путиным, потому что в 90е тот был замом мэра Петербурга, а потом в управлении делами администрации президента.

Антипутинской оппозиции никогда не понять ни Путина, ни наш народ

Лидеры этого обстебывания Путина видные деятели антипутинской оппозиции. Большинство конечно, из номенклатурных семей, дети членов ЦК КПСС, редакторов советских номенклатурных изданий, внуки генералов НКВД. Тех, кто врал нам и нашим родителям десятилетиями. Им, жизнь которых всегда была гладкой и обеспеченной, им, которые привыкли презирать народ и обкрадывать его, никогда не понять ни Путина, ни наш народ. Они, ловко приспосабливающиеся к любому режиму, и не знают, что такое риск и как можно оказаться на обочине.

Факты. Путин два раза думал о том, что может быть придется зарабатывать на жизнь извозом. В августе 1991 года, когда он мог быть отброшен на обочину, если бы победил ГКЧП и уволили бы Собчака. А в августе 1996, когда Собчак проиграл выборы и Путин оказался до 1998 года вне системы власти. Отказался идти в администрацию Яковлева со словами «лучше быть повешенным за верность, чем за предательство «.

Эту уверенность в способности заработать на жизнь и извозом Путину давал опыт нескольких недель января и февраля 1990, когда он потерял работу в Дрездене, но еще не получил работу в Ленинграде. И когда было уже ясно, что офицер КГБ уже может иметь очень неопределенное будущее. А надо кормить семью. Не номенклатурную семью.

Но ничего этого не хотят знать и хотят скрыть от нас те, кто привыкли лгать нам поколениями. А мы понимаем Путина. Потому что он один из нас. И поэтому мы не пустим к власти партию 90х.

Оппозиционные комментаторы, впрочем, уверены, что солгал в данном случае Путин.

Леонид Волков

В работе таксиста нет ничего постыдного; постыдна – ложь.

Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга с июня 1991 года, сначала председателем комитета во внешним связям (где он разворовал весь стратегический запас), потом, с 1994 года, – вице-мэром (где он грабил морской порт).

Официальная биография Путина (в которой, вроде, нет оснований сомневаться) просто не оставляет ни минуты времени на то, чтобы таксовать – все девяностые Путин провел на номенклатурных, административных должностях высокого уровня.

Ну то есть он попросту придумал про такси.

Если Путин это придумал, то довольно давно, отмечают другие.

некий Андреев

Только на моей памяти история о том, что Путин в 90-е таксовал (для души, конечно, а так-то на юрфаке) становится новостью уже в третий раз.

Ну, логично, три поколения новостников сменилось – дело понятное, но черт побери, у редакторов-то что?
Память, как у рыбки?

Прикладная социопатия

Меня тоже удивило – байка очень давняя, много раз из нафталина вытащенная. И я вполне представляю, как это выглядело в реальности: однажды за трояк подвёз какого-нибудь подгулявшего чувака на угол, как говорится, Невского и Васильевского и, может быть, даже не ограбил при этом. Отчего и переживает до сих пор.

Президентские рассказы разных лет сверил ​Дмитрий Колезев:

На самом деле Владимир Путин не первый раз упоминает частный извоз как средство своего заработка. Но его показания немного расходятся друг с другом.

В марте 2018 года в фильме «Путин» «России-1» в интервью тому же журналисту Андрею Кондрашову (к слову, пресс-секретарю предвыборного штаба Путина) президент уже упоминал об этом. Однако тогда он заявлял, что лишь подумывал о том, чтобы заняться частным извозом. «Я даже думал, что делать, может, в такси подрабатывать? Я не шучу, куда деваться. Двое детей маленьких», – заявлял он тогда. Речь шла о периоде после 1996 года, когда Собчак проиграл выборы и Путин, работавший в его команде вице-мэром, якобы остался без денег и подумывал о том, чтобы «бомбить» на своей машине.

В вышедшем же вчера фильме «Россия. Новейшая история» Путин рассказывает об этом уже как о чем-то реально происходившем: «Как все… Жил как все. Иногда приходилось подрабатывать и извозом. Неприятно об этом говорить… Имеется в виду, на машине подрабатывать частным извозом. Неприятно об этом говорить, откровенно скажу, к сожалению, и это тоже было».

У него осталось об идее частного извоза какое-то смутное общее воспоминание

К тому же в этот раз Путин говорит о другом периоде: о самом начале 1990-х, когда он только-только вернулся из ГДР. Кондрашов даже уточняет: бомбил ли он на той самой «Волге», которую привез из Германии. «Конечно, другой машины не было», – отвечает Путин.

Так что либо Путин действительно подрабатывал извозом в начале 1990-х, а после увольнения из мэрии еще раз подумывал вернуться к этому способу заработка. Либо у него осталось об идее частного извоза какое-то смутное общее воспоминание, которое он применяет к разным периодам «лихих 90-х».

Поводом для обсуждения стало и другое высказывание президента о 90-х.

Сергей Абашин

Говорят, Путин рассказал вчера, что в 90е годы в России шла гражданская война. А он рассказал, что был ближайшим соратником и доверенным лицом Собчака и Ельцина?

Максим Сатановский

А на чьей стороне парень воевал, кстати?

В том же фильме «Новейшая история» Владимир Путин в очередной раз назвал распад Советского Союза трагедией. Эта оценка не изменилась с 2005 года, когда президент впервые назвал это событие «геополитической катастрофой». Не изменилась и реакция на нее.

Игорь Иртеньев

Не случись в свое время крупнейшей геополитической катастрофы, наш несменяемый, выйдя на полковничью пенсию, сажал бы наверно и поныне редиску на приусадебном участке, а не ручкался с лидерами крупнейших мировых держав.

Николай Травкин

Ну вот, снова Владимир Путин напомнил о «геополитической катастрофе». А он как только об этом скажет, то мне обязательно сон снится. Причём всегда один и тот же.

***
Снится, что не было никакой геополитической катастрофы, и дожил я до старости лет при СССР. И вот, в Кремлёвском дворце съездов происходит какое-то торжественное собрание, вроде как посвящённое Дню Строителя.

Я – известный на весь Союз человек. Персональный пенсионер Союзного значения, Герой Соцтруда, член и того, и сего, и депутат СССР. В общем, полный иконостас званий. В Президиум посадили. Рядом с президентом СССР, генсеком КПСС – с Михаил Сергеевичем Горбачёвым. Речи говорили, разные слова тёплые.

Хлопали хорошо. Каждому при входе по пакету подарочному вручили. Продукты, как обычно, набор. Но мужикам добавили по блоку сигарет импортных, а женщинам – по две пары колготок итальянских. Ещё бы не хлопать.

А потом Михал Сергеич и говорит:
– Николай, завтра в Ленинграде торжественное, я тебя попрошу: слетай, поздравь от имени Верховного Совета и меня лично – строителей-ленинградцев.
Ну чего ж не слетать, слетаю – говорю.

Тоже хорошо всё прошло. После торжественного с работягами пообщался, пофотографировались на память, автографы подписал. А в конце уже подходит один, в сторонке всё стоял, ждал, когда народ меня из окружения выпустит, и просит уделить минутку. А чего ж не уделить? Человек с виду культурный, навскидку помоложе меня лет на шесть. Тем более знакомым лицо кажется. Подумал ещё, в шутку так: может, в другой жизни встречались?

– Меня, – говорит, – зовут Владимир Владимирыч. Вот всю жизнь честно на государство наше работал, одно время даже за границей, в Германии, клубом заведовал. Органы представлял. Вернулся – квартиру дали трёхкомнатную. Последние двадцать лет, до пенсии, проректором в университете служил. Сейчас – дочки взрослые, у каждой своя семья, три внучки и, вот, девять человек в этой «трёшке» и толкаемся. Не посодействуете, Николай Ильич? С вами рядом в президиуме председатель нашего горисполкома сидел. Может, замолвите словечко?…

***
И тут сон всегда кончается! Просыпаюсь в своей панельной «двушке» и понимаю, что не успел я с председателем Ленгориспокома переговорить.
А вишь, как повернулось – кому геокатастрофа, а кому-то жизнь удалась!

Проблема в том, что даже если президент искренне ошибается или заблуждается, указать ему на это больше некому, считает Леонид Гозман:

Рассказы Владимира Владимировича об агентах ЦРУ под столом у членов правительства, о погибающих от ветряков червяках или о гражданской войне в девяностых, во время которой он подрабатывал таксистом, страшны не потому, что все это неправда. В конце концов, не соврешь – не расскажешь. Не в этом дело. Они страшны тем, что показывают, в каком одиночестве находится человек, принимающий важнейшие решения для нашей страны, а частично, и для мира. Нет никого – ни жены, ни дочери, ни друга – кто мог бы сказать ему: «Ну что ты такое несешь, смеются же все!». Нет никого, кто мог бы вернуть его к реальности – он сам так организовал свою жизнь. А значит, он неизбежно начинает верить в свои собственные фантазии – и про такси, и про ЦРУ, и про червяков. И на вызовы этого иллюзорного, придуманного им самим мира он начинает отвечать вполне реальными действиями. И перекраивается бюджет, и приводятся в боевую готовность войска. И льется кровь.

Первое масштабное наступление Красной армии во время Великой Отечественной войны началось под Москвой 5 декабря 1941 года — сегодня этой операции исполняется 80 лет. В её результате немецко-фашистские войска были потеснены на всех фронтах, угроза захвата советской столицы отступила и уже больше никогда не возникала.

В той успешной контрнаступательной операции военный талант проявили многие советские генералы, мужество и героизм — солдаты и офицеры, надёжность и эффективность — новые тогда танки Т-34 и реактивные установки «Катюша». Был в боях под Москвой, который сыграл свою немаловажную роль в успехах наступления Красной армии, и незаметный «участник» — канал «Москва-Волга». Вода тоже «воевала» против захватчиков.

Накануне годовщины того контрнаступления, Министерство обороны РФ опубликовало секретные архивные документы о специальной операции советских военных инженеров по искусственному затоплению территорий, помешавшее немцам окружить Москву зимой 1941 года. Документы опубликованы в рамках нового мультимедийного историко-познавательного раздела «Великий поворот под Москвой. Бессмертному подвигу защитников столицы посвящается». Нашлось в нём место и для использования в обороне столицы канала, который в 1947 году Сталин, в честь 800-летия Москвы и героизма защитников столицы, переименовал в «Канал им. Москвы» (КиМ).

«Одной из серьёзных причин провала немецкого наступления на севере от Москвы стало создание советскими инженерами искусственной водной преграды в долинах рек Яхромы и Сестры», — отмечает Минобороны. По информации военного ведомства, подробности этой уникальной инженерно-технической операции раскрывает впервые представленный широкой аудитории рассекреченный план командования Западного фронта. «В этом сложном и масштабном мероприятии были задействованы инженеры управления военно-полевого строительства фронта во взаимодействии со специалистами канала Москва-Волга», — говорится в сообщении.

Насколько секретны были эти архивы до недавнего времени для самого Минобороны, судить сложно — историю затопления территории на пути наступления немецкой армии с северного направления на Москву, хорошо знали и раньше многие местные жители — в Дмитрове, Яхроме, Деденево, станции Труд. Понятно, что это уже не свидетели тех событий, но рассказы о том, как здесь «топили немцев» в 1941-м с гордостью передаются из поколения в поколение.

— Вот если посмотреть на нынешнее состояние рек Яхромы и Сестры, то так сразу и не скажешь, что их можно использовать для затопления, — рассказывал ещё несколько лет назад один из местных жителей Сергей Голованёв, отец которого родился здесь ещё до войны, а в последствии был главным энергетиком одного из участков канала. — Эти реки и раньше не были, так скажем, судоходными, но воды хватало. В основном использовалась волжская вода в канале, которую как у нас говорят «бросают» от плотины к плотине, для обеспечения судоходства и подачи воды в сторону Москвы. Тогда были затоплены огромные площади, в которых и увязли немецкие танки. Да и сам канал стал огромным противотанковым рвом.

Здесь можно ещё заметить, что использовали затопление территорий не только в районе Яхромы. Началось ещё с Иваньковского водохранилища, где вначале произвели сброс воды, в результате чего подо льдом образовались пустоты и немецкие танки стали проваливаться, а затем воду пустили обратно, чем окончательно сломали весь ледовый покров.

На участке канала в районе Дмитрова произошло практически тоже самое, только воду потом пустили в «обратку» и затопили пути немецкого наступления. «Водой залило большое пространство, что сделало невозможным перемещение по нему военной техники, — отмечается в опубликованном документе. — Было также предусмотрено и недопущение использования этих мест в качестве посадочных площадок — в лёд были вморожены колья».

Изначально канал «Москва-Волга» (нынешний КиМ), протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой (80 процентов всего запаса), а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в Белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы.

В 1941-м, продвигаясь к столице СССР с двух направлений, чтобы взять её в «клещи», немцы канал не бомбили, даже движущиеся по нему суда не обстреливали. Берегли по той причине, чтобы использовать воды Волги для затопления Москвы. Гитлер планировал опустить этот ненавистный ему город на дно, скрыть под водой. В итоге получилось так, что именно волжские воды в Подмосковье помогли приостановить продвижение его танков, а затем сыграли свою роль в успешном развитии контрнаступления Красной армии.

Сыграл канал, вернее его люди, и другую роль в «Великом повороте под Москвой». Большая часть его сотрудников добровольцами ушли на фронт, но и оставшиеся, казалось бы, в тылу работали на победу на своём участке. Канал предоставил армии свою телефонную связь, в том числе и с Москвой. Работники гидросооружений участвовали в наведении переправ через русло канала при наступлении советских войск (автомобильный и железнодорожный мосты в районе Дмитрова были взорваны).

Была война, была и неразбериха — переброшенные с Дальнего Востока войска поначалу оказались без тылового обеспечения и частей связи. Управление рабочего снабжения канала распорядилось собрать со своих складов и магазинов все продукты для организации питания военнослужащих, но в «сусеках» были в основном крупы и жиры, которые ещё и приготовить нужно.

С полевыми кухнями у армии была проблема, их просто не успели ещё подвезти, пришлось помогать и в этом — солдат должен быть накормлен, в том числе и горячим. Котлы собирали по всем участкам зоны Икша-Яхрома-Дмитров, их снимали даже с детских садов и бань. В итоге подошедшие войска удалось прокормить почти в течение недели. В атаку красноармейцы ушли сытыми.

Уже 6 декабря началась битва за Москву, 8 декабря была очищена от немецких войск Яхрома, к 10 декабря полностью освобожден Дмитровский район — советские войска перешли в наступление по всему фронту. Это был первый перелом в ходе всей войны. Как отмечается сейчас в документах Минобороны, именно благодаря заранее выстроенной оборонительной системе удалось выиграть время для того, чтобы подготовить резервы и впоследствии с их помощью нанести решительный удар по немецко-фашистским войскам, в частности, в районе к северу от Москвы. Сыграл здесь свою роль и канал, ставший каналом обороны, а потом и местом наступления Красной армии в декабре 1941 года.

К слову, с момента начала Великой Отечественной и до начала контрнаступления под Москвой, канал бесперебойно поставлял воду в столицу, даже несмотря на её использование в зонах затоплений.

В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали, но Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении канала и его пуске к навигации 1942 года. Полное восстановление канала «Москва-Волга» было завершено в 1943 году.

  • Рассказы из петли tales from the loop
  • Рассказы из петли рейтинг
  • Рассказы из русской азбуки л н толстой список произведений
  • Рассказы из петли 2 сезон дата выхода
  • Рассказы из сборника записки охотника тургенев