Рассказы ивана николаевича толстого

Толстой алексей николаевич - собрание произведений 70 книг на русском языке. fb2автор: толстой алексей николаевичжанр: проза, научная фантастика, поэзия, детская

Толстой Алексей Николаевич — Собрание произведений
(70 книг) на русском языке. [FB2]

Автор: Толстой Алексей Николаевич
Жанр: проза, научная фантастика, поэзия, детская литература
Формат: FB2
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) — великий писатель, классик русской литературы, художник слова. Раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в изображении характеров. Силой его слова, умением создавать яркие, натуралистичные образы восхищались современники, и вот уже несколько поколений читателей, однажды познакомившись с творчеством А.Н.Толстого, на всю жизнь полюбили его произведения.

Писательское мастерство доказано большим количеством отличных разнообразных произведений. Такие произведения, как: «Аэлита» и Гиперболоид инженера Гарина», «Петр 1» и «Золотой ключик», «Детство Никиты» и др. романы, повести, рассказы, пьесы удовлетворят разные группы читателей.

Произведения Алексея Николаевича Толстого ничуть не устарели и по-прежнему находят отклик в сердцах современных читателей.

Немного биографии

Толстой Алексей Николаевич (1883 — 1945), прозаик, поэт.

Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов «За синими реками» — результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты — «Сорочьи сказки».

На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшую позднее в книгу «Заволжье». Затем вышли в свет два романа — «Чудаки» и «Хромой барин». Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького, который увидел в нем «…писателя, несомненно крупного, сильного…» Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии — комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать — в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда — в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…» В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М.Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927 — 28; «Хмурое утро», 1940 — 41). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937).

В открытом гостеприимном доме А.Толстого собирались интересные, талантливые люди — писатели, актеры, музыканты.

Значительным достижением А.Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941 — 1943).

Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

ЭРОТИКА, СЕКС
1. Баня
2. Японская комната

Сканы страниц

image

Алексей Толстой — отечественный писатель и деятель культуры. Выходец из знаменитого графского рода, дальний родственник Льва Толстого, Алексей Николаевич избрал для себя путь творчества, но наибольшую известность приобрёл благодаря историческим и детским произведениям, пропитанным духом советского времени, таким как трилогия «Хождение по мукам», роман «Пётр Первый» и повесть-сказка о Буратино.

Что нам известно о Алексее Толстом

Реальное имя:

Алексей Толстой

Дата рождения:

10.01.1883 года

Дата смерти:

23.02.1945 года

На момент смерти Алексею Толстому было:

62 года

Место рождения:

Российская империя, Самарская губерния, г. Николаевск

Гражданство:

?? &nbspРоссия

Род деятельности:

Писатель, Поэт, Драматург, Журналист, Сценарист, Общественный деятель

Видео с участием Алексея Толстого

Предлагаем вам посмотреть видео про Алексея Толстого. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Алексей Толстой — писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист, общественный деятель. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Биография Алексея Толстого

Толстой Алексей Николаевич родился 10 января 1883 года (по старому стилю 29 декабря 1882) в Николаевске Самарской губернии (сегодня город Пугачёв Саратовской области). Относится к роду Толстых, является дальним родственником автора «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого и Алексея Константиновича Толстого, написавшего «Историю государства Российского»: все они имеют общего пращура — графа Петра Андреевича Толстого (1645—1729), соратника Петра I.

История рождения писателя долго исследовалась биографами. Некоторое время считалось, что его настоящим отцом был мелкопоместный дворянин, земской чиновник Алексей Аполлонович Бостром, в которого была влюблена мать Алексея, детская писательница и курсистка Александра Леонтьевна, в девичестве Тургенева. В то время Александра Леонтьевна была замужем за графом Николаем Александровичем Толстым, от которого ушла к Бострому, будучи беременной.

В ходе бракоразводного процесса мать Алексея Николаевича соврала, что отцом её ребёнка являлся Бостром, чтобы его оставили ей на воспитание (остальные дети Александры Леонтьевны и Николая Александровича — Александра, Елизавета и Мстислав — остались с последним). Но исследователи нашли письмо матери писателя Бострому, где она писала, что беременна от мужа. Отцовство графа также косвенно подтверждается тем, что он включил Алексея в завещание.

Хотя выйти замуж за Бострома Александра Леонтьевна не могла, потому что мирской и духовный суды постановили оставить её «во всегдашнем безбрачии», до 17 лет её сын носил фамилию неофициального отчима. Они жили на хуторе Сосновка (сегодня посёлок Павловка Самарской области), где с Алексеем занимался приглашённый учитель. В десятилетнем возрасте по рекомендации матери он написал рассказ о приключениях мальчика Стёпы.

Кроме влияния матери, в то время известной писательницы, зарождению в Алексее потребности в творчестве, по его словам, способствовало одиночество детских лет: он рос без братьев и сестёр, а из друзей того периода помнил только Мишку Коряшонка (образ которого появлялся в его работах). В 14—15 лет он учился в реальном училище Сызрани, далее получил аттестат зрелости в Самаре и поступил в Петербургский технологический институт (ныне СПбГТИ).

Творческая деятельность

Несмотря на то, что Алексей Толстой, получивший в 1901 году фамилию и титул отца (после многолетней тяжбы, начатой его матерью, и смерти графа Николая Александровича Толстого), избрал для себя инженерное направление, поступив на отделение механики, от творческих проб он не отказался. В годы студенчества Алексей Николаевич создал свой первый рассказ «Старая башня», на который его вдохновила наклонная башня в Невьянске, где он проходил практику.

В этот период Алексей Толстой также увлекался поэзией и даже опубликовал в 1907 году за свои средства сборник «Лирика». Но свои поэтические труды автор считал слабыми и, чтобы исправить это, ходил на лекции по древнегреческому стихосложению, которые проводил поэт Вячеслав Иванов, основатель «Общества ревнителей художественного слова». В 1911 году Алексей Николаевич выпустил книгу стихов по мотивам народного творчества «За синими реками».

Но впоследствии начинающий литератор убедил себя в собственной несостоятельности как поэта, называл свои стихи подражаниями (изначально его вдохновляли работы Николая Некрасова и Семёна Надсона). Но к этому времени писатель успел войти в творческие круги Санкт-Петербурга и окончательно решился бросить учёбу, несмотря на необходимость обеспечивать свою семью (тогда он уже был женат и имел ребёнка), и посвятить себя написанию прозы.

Тематика первых прозаических произведений отражала переживания Алексея Николаевича Толстого о судьбе дворянства, которые он впервые представил в художественной форме в сборнике «Заволжье», вышедшем в 1911 году. О вырождающемся дворянстве также повествуют его первые романы «Чудаки» и «Хромой барин» (1911—1912). В другом его романе «Егор Обозов» (1915) описана русская интеллигенция первого десятилетия XX века.

Также в раннем периоде творчества писатель создал несколько десятков сказок. К фольклорным мотивам, которым был пропитан сборник стихов «За синими реками», он вернулся в книге «Сорочьи сказки» (1909—1910). В других книгах сказок Алексей Толстой вспоминал сюжеты из богатырских былин, сказаниях об Иване-царевиче. Также он писал сказки о русалках, водяном, кикиморе и других волшебных персонажах.

Талант автора высоко оценивали признанные современники, включая Максима Горького и Ивана Бунина. Алексей Николаевич принимал участие в организации в 1911 году популярного в Санкт-Петербурге клуба «Бродячая собака», где устраивались поэтические, драматургические и музыкальные вечера, в которых участвовали Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Осип Мандельштам.

Алексей Николаевич регулярно печатался в 16 разных изданиях. Но однажды из-за конфликта с Фёдором Сологубом его перестали издавать: Толстой, любивший пошутить, испортил на балу у поэта ценную вещь; последний заявил, что не будет издаваться с ним в одних журналах, и редакторы, предпочитавшие Сологуба, отказывали ему. Тогда Толстой переехал в Москву, где были поставлены его первые пьесы: «Насильники» (1913), «Выстрел» (1914) и пр.

В годы Первой мировой войны Алексей Николаевич избежал военной службы, но работал военкором газеты «Русские ведомости» и посетил Францию и Англию, входившие в блок Антанты. В этот период были изданы такие его повести и рассказы, как «Любовь», «Моя прекрасная дама», пьесы «День битвы», «Ракета», «Мракобесы». Издательское объединение «Книгоиздательство писателей» выпустило крупное собрание сочинений автора в десяти томах.

Существует несколько версий, как Алексей Николаевич воспринял Октябрьскую революцию. Некоторые источники говорят о враждебной настороженности, другие — о радостном ожидании грядущих перемен. Однако к середине 1918 года Москва, охваченная разрухой, перестала привлекать Толстого, и в августе он с женой Натальей Крандиевской и их сыном Никитой решился покинуть город. Сначала они переехали в Харьков, затем — в Одессу.

В эмиграции семья Алексея Николаевича Толстого провела около четырёх лет, начиная с апреля 1919 года, в течение которых проживала в Константинополе, Париже и Берлине. Этот период оказался плодотворным для писателя: в 1921 году в Германии вышел его рассказ «Граф Калиостро» под названием «Лунная сырость»; в 1922 там же — автобиографическая повесть «Детство Никиты» (Алексей Толстой посвятил его сыну).

Первая часть трилогии «Хождение по мукам» Алексея Толстого, роман «Сёстры», была закончена в Берлине в 1922 году. Следующие, «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», вышли уже на родине автора. Трилогия описывает судьбы русской интеллигенции в связи с событиями 1917 года. По словам Ивана Бунина, изначально она была ориентирована на эмигрантскую аудиторию, но далее была переписана под идеалы СССР. За неё автор был удостоен одной из трёх Сталинских премий.

Хотя благодаря писательству Алексею Николаевичу удалось наладить быт и в эмиграции, в начале 1920-х Толстой захотел вернуться. В мае 1923 года он посетил СССР, где не встретил открытой враждебности, а после перевёз в Москву и всю семью. Биографы высказывали мнение, что новая власть нуждалась в именитом авторе для создания положительного образа страны. За следование указаниям партии в подаче своих произведений Алексея Толстого прозвали «Красным графом».

В том же 1923 году вышел первый фантастический роман автора «Аэлита», который в процессе дальнейшей редактуры был сокращён до повести. Описание технических подробностей, по мнению исследователей биографии Алексея Толстого, выходило у него правдоподобным благодаря полученному инженерному образованию. Другой известный фантастический роман Алексея Николаевича, «Гиперболоид инженера Гарина», был опубликован в 1927 году.

В начале 1930-х Алексей Толстой работал над романом «Пётр Первый», первый вариант которого был опубликован в 1934 году. Известно, что он готовился по заказу Иосифа Сталина и позиционировался как эталон соцреализма. За первые две части произведения автор был удостоен Сталинской премии. Третью Сталинскую премию писателю принесла пьеса «Иван Грозный», вышедшая в двух частях: «Орёл и орлица» и «Трудные годы» (1942—1943).

Одним из самых известных произведений Алексея Николаевича считается повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Её написанию предшествовала работа над переводом первоисточника авторства Карло Коллоди о Пиноккио. Эти труды значительно отличаются друг от друга (главным образом тем, что советская сказка соответствует духу соцреализма и не содержит яркого морализаторства и поучительных сентенций).

Алексей Толстой успел попробовать себя в качестве сценариста. Он выступил соавтором сценария двухсерийного историко-биографического фильма «Пётр Первый» режиссёра Владимира Петрова, вышедшего в 1937—1938 годы. Также вместе с последней супругой, Людмилой Толстой, он работал над сценарием игрового фильма-сказки «Золотой ключик», снятого Александром Птушко в 1939 году. После смерти автора были сняты десятки фильмов по его произведениям.

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой, депутат Верховного Совета СССР и академик Академии наук, писал патриотические работы, самой известной из которых была статья «Родина». Его считают соавтором речи Сталина, с которой тот выступил на военном параде в честь годовщины Октябрьской революции. Историки отмечали, что парад и обращение Сталина стали героическим событием в контексте войны.

Общественная деятельность

Награды и звания Алексея Толстого

  • 1946 «Сталинская премия» I степениЗа пьесу «Иван Грозный» (посмертно)
  • 1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1943 «Сталинская премия» I степениЗа роман «Хождение по мукам»
  • 1943 Орден «Трудового Красного Знамени»
  • 1941 «Сталинская премия» I степениЗа части 1-2 романа «Пётр I»
  • 1939 Орден «Знак Почёта»
  • 1938 Орден «Ленина»

Личная жизнь и семья Алексея Толстого

У писателя была насыщенная событиями личная жизнь. Алексей Толстой был официально женат три раза (по некоторым источникам — четыре). С первой женой, Юлией Рожанской, дочерью доктора медицины Василия Рожанского, он познакомился в Самаре, где в то время учился в реальном училище. Их отношения развивались быстро, и лето 1901 года они провели на даче Рожанских. В Санкт-Петербург Алексей переехал вместе с ней.

Через год после знакомства, в июне 1902 года, Алексей и Юлия, в то время уже студенты (он — Практического технологического института, она — Петербургского женского медицинского института) обвенчались. Через полгода родился их сын, Юрий, умерший в пятилетнем возрасте. Отношения писателя с первой женой продлились всего шесть лет (хотя официально брак просуществовал до 1910 года), но образ Юлии он отразил в героине повести «Жизнь» Гале.

С художницей Софьей (Сарой) Дымшиц Алексей Николаевич Толстой познакомился в 1906. Он был однокашником её брата, Льва Дымшица, и нередко посещал их семью, хотя родители Софьи были против этих визитов. Весной 1907 года писатель сделал ей предложение, хотя в то время ещё был женат на Юлии. Софья тоже была замужем за Исааком Розенфельдом, с которым сошлась годом ранее в Берне (Швейцария), где училась в университете.

Вместе с Софьей Алексей в 1908 году отправился в Париж, где она получила стажировку. Позднее их пара вернулась на родину и вошла в круг известных творческих деятелей, среди которых были Всеволод Мейерхольд, Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1911 году узнав о беременности девушки, пара вновь отправилась в Париж, чтобы отцом ребёнка был признан Алексей (к тому моменту Софья так и не добилась развода).

Марианна, дочь писателя и Софьи, родилась в том же 1911 году, но спустя три года они расстались (был ли их брак после рождения дочери зарегистрирован, однозначных данных нет: в одних источниках говорится, что девушка в период их отношений так и не получила развода, в других её называют женой А. Н. Толстого). Марианна, воспитываемая родственницами молодых родителей, стала профессором двух технических вузов (МИСиС и МАТИ им. К. Э. Циолковского).

Позднее Алексей Николаевич ухаживал за балериной Маргаритой Кандауровой, которой сделал предложение, и поэтессой Натальей Крандиевской, женой присяжного поверенного Фёдора Волькенштейна. В 1914 году, после расторжения помолвки с Кандауровой, женился на Крандиевской, оставившей из-за него мужа. Их брак продлился 21 год, пережив эмиграцию и возвращение на родину, из Российской империи ставшей Советским Союзом.

Женщина родила от Алексея Толстого двух детей. Их первый сын, Никита, стал физиком, женился на Наталье Лозинской, дочери поэта и переводчика Михаила Лозинского. У них было семь детей, одна из них — известная сегодня писательница и публицистка Татьяна Толстая, мать дизайнера Артемия Лебедева. Дмитрий, второй сын, стал композитором, вступал в брак три раза; среди его детей самыми известными стали учёный Алексей Толстой и литературовед Елена Толстая.

Последней супругой Алексея Николаевича Толстого стала Людмила Баршева (по первому мужу; в девичестве Крестинская). Считается, что она, бывшая чертёжница, была устроена в дом к Толстому секретарем самой Крандиевской в 1935 году. Писатель увлёкся 29-летней девушкой, и в октябре того же года, после развода с женой, они поженились. Людмила стала его соратницей по творчеству (она была соавтором сценариев к «Золотому ключику» и «Приключениям Буратино»).

Подробности смерти Алексея Толстого

По некоторым данным, писатель Алексей Толстой не отличался крепким здоровьем, в связи с чем ещё в годы Первой мировой войны не был привлечён к службе. В возрасте 51 года Алексей Николаевич перенёс инфаркт миокарда, однако у знакомых состояние автора, известного своим хорошим настроением и склонностью к гедонизму (из-за чего его сравнивали с прописанным им персонажем — Буратино), не вызывало серьёзного беспокойства.

Признаки серьёзных проблем со здоровьем друзья Алексея Николаевича заметили в 1944 году. Тогда же писателю поставили быстро прогрессирующий рак лёгких. По воспоминаниям его близких, ещё накануне 1945 года он праздновал вместе со всеми Новый год, а уже 23 февраля его не стало. Тело Толстого было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлена стела с сюжетами из романа «Пётр Первый».

Дата публикации: 03.09.2021 года

Дата последнего обновления: 05.01.2022 года

Автор:

Вячеслав Бутусов ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Валерий Тодоровский ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Сергей Жигунов ? Биография, личная жизнь, мнения ✔Илья Лагутенко ? Биография, личная жизнь, мнения ✔

Мнения — 0

Ход занятия:

Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня мы с вами проведем исследование, которое поможет
определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас.
Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира
Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие,
справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили
многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова
Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу:
правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы
вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова
же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к
истории.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине
XIX века.

I половинаXIX ознаменована серьезными
военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной
войне 1812 года   блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и
мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно
знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях
сражений.

Крымская война. В 1853 году
началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники —
Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и
боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12
приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена
дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов.
Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов
против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным
действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась
близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в
Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854
г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его
помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши.
Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение
противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных
людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр
Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко.
Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников.
Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган.
Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной
победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова
жене, написанного

7 апреля 1855
г. в Севастополе)

Погода здесь хорошая… Стоят туманы… перед нашими
окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в
Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в
сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один
каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на
прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и
провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет
которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни
ампутированных. Десять врачей при мне  и восемь сестер трудятся неусыпно день и
ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в
огромном зале собрания стоны раненых…

Комментарий учителя:

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично –
мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки –
стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой
– участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет
на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а
возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста
Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в
самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно
замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными,
жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и
бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н.
Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть,
этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный
сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной
смертью, не суетливый, но упорный»
.

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В
1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив
– наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла
в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и
Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский 
полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой
отправляется в осажденный Севастополь, прямо на
IV
бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IVБастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто
говорит: «Я иду на
IV бастион» — непременно
заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят
подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на
IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» — большей
частью отвечают: «
CIV бастиона». Вообще же
существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто
никогда на нем не был и которые убеждены, что
IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто
живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV
бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских
батальонов, которые здесь живут, курят трубки… Вглядитесь в лица: в каждой
морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского –
простоту и упрямство…, следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.

Комментарий
учителя:

1.     
«Когда говорит, когда хотят
подшутить» — лексический повтор.

2.     
Два взгляда на IV бастион:
тех, кто там не был и тех, кто там живет.

3.     
Определить, кто такие пластуны.

4.     
Что такое бастион?

Справка о
пластунах.

Ученик:
В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так
называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях,
камышах, выжидая неприятеля…»

Учитель:

В
обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона.  Внешний
вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных
полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и
узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но
скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно
выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый
опасный 
IV бастион. После севастопольских событий о них
узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под
Севастополем». Остались они  и в стихах.

Прочитайте
пожалуйста.

Ученик:          Незрима тень, бесшумен шаг

И
затаенное дыхание.

Пускай
не дремлет чуткий враг,

Но
глаз и слух его обманут.

Часами
слившийся с травой

Пластом
крадущийся возник,

А
смерти свист над головой,

Как
неотступный проводник

И
страха нет в его глазах,

Он
видит только цель свою.

Когда
стеной идет гроза,

Наперерез
ей – есаул.

Штыком
исколотой рукой

Он
тронет после ордена

И
холод шашки золотой.

Потом,
когда уйдет война.

Ученик:          Из века в век рядами длинными

Непобежденные
идут.

Они
не прячутся за спинами

И
снисхождения не ждут.

Всегда
красивые и сильные

Берут
на плечи тяжкий груз

Идут,
смеясь глазами синими,

Покручивая
темный ус.

И
каждый раз с зарею раннею

На
страшный жертвенник войны,

Уходят,
словно на заклание,

С
казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» — структурный анализ.

Учитель:         Сейчас
мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в
основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому
из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая
ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I. Севастополь в
декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В
этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных
действий между кровавой битвой под Инкерманом5 ноября 1854 года и битвой под
Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание фурштатского солдата.

2.     
Посещение госпиталя и операционной.

3.     
Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и
забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской
артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и
дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет
вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их
самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со
своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками
документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их
бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные
увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду
и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности
поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II. Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против
всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

1.     
Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

2.     
Сцена, когда офицер укоряет солдата.

3.     
Описание раненных.

4.     
Сцена перемирия.

5.     
Изображение десятилетнего мальчика на поле среди
убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное
после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов,
покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего
происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны,
о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение
войны в крови и страданиях.

Учитель:        Самый страшный
эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе
этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа
«Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в
белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций
полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как
прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает
цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на
этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском
картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все
ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на
земле.

Девушка: Он набирал полевые
голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с
большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился
около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно
долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука
покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе)
Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На
бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена
смрадными телами…

Девушка: (не слушая его)
Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в
золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон
любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли
на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом
смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они
не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки
спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова
льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с
криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали)
Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это 
сумасшествие, то они совсем не разумные создания,  как у вас почему-то принято
думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III. Севастополь в августе 1855
г.

(Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением
Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

1.     
Описание солдат.

2.     
Изображение места битвы.

3.     
Рассуждение о природе  подвига.

4.     
История братьеКозельцевых.

5.     
Поведение людей.

6.     
Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855
г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны
на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился
врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из
него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан
убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости
любой войны.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты,
близкие к ним офицеры, жители города, — одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и
не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз,
что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю
историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские
национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее 
«Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о
войне»
Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой»
XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический)
– художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и
воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм– изображение
отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются
сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза
стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий
(примеры из отрывков о
IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора– стилистический
прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого
параллельного ряда.

(«когда» в отрывке «IVбастион»).

Батальный – [франц. –
сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий
произведения на военную тематику.

Бастион– пятистороннее
оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух
фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III. Обобщение, объяснение творческого
домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями
Толстого и участников обороны Севастополя).

Комментарий учителя:

Чтобы ответить на вопрос в карточке, необходимо прочитать
«Севастопольские рассказы», обдумать конкретный эпизод и составить письменный
краткий ответ с изложением своей точки зрения.

Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать
под ней ответ.

IV. Заключение

«Велики судьбы славянского народа!

Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая
простота и бессознательность силы!» — так писал Л.Н. Толстой в очерке «как
умирают русские солдаты».

Главная правда о войне – это правда о ее
противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное
природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими
так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой,
словно в нем говорится: «Убивайте друг друга». Натуралистично изображая
страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель –
вызвать неприятие любого насилия.

В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит,
что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила
человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ,
защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет.

Финальная цитата: «Почти каждый солдат,
взглянув с северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимой горечью в
сердце вздыхал и грозился врагам».

Дохни́ на меня, хоть винца понюхаю… Ф.Толстой во время епитимьи

*

— Говорят, что ты, Алексей Петрович,
иногда-таки хитришь? — спросил Александр
I
талантливейшего русского военачальника, соратника Суворова и Кутузова, героя
войны 1812 года генерала Ермолова.

— Вашего веку человек, государь, — ответил
генерал.

*

Однажды
Фёдор Иваныч так всех достал своими шулерскими выходками, что его отправили с
глаз долой — с посольством в Японию. На шлюпе под командованием капитана
Крузенштерна. Но, по вине крайне безнравственного поведения Толстого на
корабле, начальник экспедиции камергер Резанов, известный нам по рок-опере
«Юнона и Авось», высадил проштрафившегося и провинившегося пассажира в районе
Камчатки (1804). Откуда тот по гряде Алеутских островов, далее через канадское
побережье (о-ва Ка́дьяк, Ситха), — с его же не совсем правдоподобных рассказов,
— перебрался на Аляску. За что и был прозван Американцем.

Толстой
пробыл некоторое время в русской Америке. Объездил от скуки Алеутские острова.
Посетил дикие племена Тлинкитов — Колошей (от слова «колюжка» — кость-украшение
в нижней губе), с которыми ходил на охоту. И возвратился через Петропавловский
порт сухим путём в Россию. Татуированный с головы до ног. Воплощая
свойственную, общую толстовскому роду «дикость», по словам двоюродного
племянника Американца — Льва Николаевича, — после смерти дяди ещё долгое время
поддерживавшего отношения с его вдовой и дочерью.

Вообще родовое
древо графов Толстых напоминает знаменитый дуб из «Войны и мира». И чем удалённее
простирались ветви от ствола, тем беднее становились семьи, мельче их поместья.

Семья
нашего героя владела имением в Кологривском уезде Костромской губернии. Отец,
Иван Андреевич, вышел в отставку генерал-майором, зажил помещиком. Избирался
предводителем кологривского дворянства. Женился он на девице из рода Майковых,
у них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Сын Фёдор появился
на свет 17 февраля 1782 года.

«Дома
он одевался по-алеутски, и стены его были увешаны оружием и орудиями дикарей,
обитающих по соседству с нашими Американскими колониями… Толстой рассказывал,
что Колоши предлагали ему быть их царём», — писал критик и сослуживец Американца
Фаддей Булгарин.

Остался
бы и царём, добавлю я, с него станется — не он первый. Тому имеются достоверные
сведения (естествоиспытатель Тилезиус). К примеру, на кокосовых островах Южного
полушария вполне себе прилично, — по туземным понятиям, — жили не тужили беглые
англичане и французы. Да не позволил тяжёлый нрав — граф Толстой был человеком
неуёмным и непоседливым, если не сказать преступным. Да и выбросили его с судна
не в тёплых Южных широтах.

К тому
же и царём предложили стать лишь по странному стечению обстоятельств. Почему-то
раздумав зажарить и попросту слопать «благовоспитанную особу» — благородного пленника.

В
небольшом городке Северо-западного побережья, куда по крайне голодной нужде
забрёл Федор Иванович, владельцу местной газетёнки пришла в голову идея
устроить денежный конкурс на самый короткий рассказ. В котором обязательно
должны были присутствовать все признаки литературного произведения: вступление,
развитие событий, кульминация, эпилог и назидательный смысл между строк, не
иначе!

Первое
место занял следующий рассказ Фёдора Толстого, ставший популярным анекдотом: «“Закурим!”
— сказал Джон, садясь на бочку с порохом. Покойнику было 40 лет».

Но… Шутки
в сторону — дело-то серьёзное: высадиться на неизвестном острове. С минимумом
провианта, «на шаг от пропасти» под наблюдением спрятавшихся за ближайшими кустами
дикарей. В придачу с корабельным проказником-орангутангом. Насчёт которого ещё
долгие годы хвостом увивались за хозяином сомнительные истории нешуточного
свойства… Правда, не те, что Вы подумали, уважаемые и просвещённые читатели. Американец
«всего лишь» съел своего человекообразного друга. Хотя и это выдумка, со слов
старого знакомца Толстого — князя П. Вяземского.

Впоследствии
дочь Фёдора Ивановича (единственная из 12-ти рождённых детей достигшая зрелого
возраста), Прасковья Перфильева, влиятельная московская барыня, в память
орангутангу своего отца также постоянно держала при себе небольшую обезьянку. Вот
тебе, студент-психолог, и тема будущей диссертации: «Благообразность
человеческого поведения под влиянием дружбы с приматами на отчаянном примере гвардии
поручика Преображенского полка Фёдра Толстого-Американца».

Отчаяние
своё он в полной мере проявил в войне со шведами при взятии Барклаем-де-Толли
Вестерботнии (1808). И далее при выступлении армии обратно в Петербург. Успев
два раза посостязаться на дуэли — для себя успешно, в отличие от соперников. И
всё то ли из-за ревности к чухонке. То ли (что более правдиво) ввиду нелицеприятного
поведения за бостонным столом, банкуя в гальбе-цвельфе. За что по праву был арестован
и разжалован в солдаты.

Но
Американец не был бы Американцем, ежели в 1812-м не возвернул назад чины и
ордена. Вплоть до Георгия IV
степени! С безумной храбростью воюя ратником в московском ополчении. Лицом к
лицу встретив француза под Бородином уже в звании полковника.

Куда не достанет меч законов, туда достанет
бич сатиры

Ссора Фёдора
Иваныча с Пушкиным произошла, по одному мнению, из-за нечестной игры шулера-Американца.
После Отечественной войны вышедшего в отставку «героем и интересным человеком» и
занявшего видное место в московском светском обществе, — рассказывал мемуарист
С. Л. Толстой (сын Льва Николаевича).

Дамы,
шурша нарядами, неустанно бегали за ним. Однако поведение его не изменилось к
лучшему: он развёл ещё более широкую карточную игру. И опять у него были дуэли —
много!

По
другому мнению (Лернер) ссоре послужило обидевшее Пушкина письмо Толстого к его
товарищу А. Шаховскому.

Пушкин
был злопамятен на «царапины, нанесённые ему с умыслом» (Вяземский). И, почитая
мщение одной из первых христианских добродетелей, «закидал издали Толстого
журнальной грязью», — по словам самого Александра Сергеевича. Взбешённого
неимоверно, до «уголовного обвинения», выходящего за пределы поэзии: злым, тяжеловесным
толстовским пасквилем на «Чушкина»-Пушкина. Что вполне соответствовало
характеру своевольного Американца. Не чтившего и не признававшего авторитетов.

Есть ещё
соображение, почему Пушкин затеял тяжбу. Дескать, Американец
распустил слух, будто в ходе обыска у поэта, по приказу императора Александра I, осерчавшего
на гения, герой Отечественной войны Милорадович, серб по происхождению, высек А.С.!
Что было совершенно несправедливо — великодушный Милорадович не только не высек
поэта, но и склонен был простить ему написание оды «Вольность».

Однако
внутреннее положение государства требовало принятия мер — и Пушкин
отправился в Кишинёв, где и заболел гнилой горячкой. Правда, «великим шарлатаном»
Пушкин всё-таки Американца нарёк — в «арзрумских тетрадях» (1830). Сравнивая с Толстым
«проконсула Кавказа», как на древнеримский лад, — с лёгкой руки великого князя
Константина Павловича, — величали современники генерала А. П. Ермолова. Находившегося
в Грузии. В опале.

Ранее
же, не зная источника клеветы про Милорадовича, Пушкин был совершенно потрясён,
считая себя бесповоротно опозоренным, а жизнь свою — уничтоженной. Не видя, на
что решиться: покончить ли с собой или убить самого императора как косвенного
виновника сплетни (о, как это по-пушкински!) — он бросился к Чаадаеву. Здесь
нашёл успокоение: Чаадаев доказал ему, что человек, которому предстоит незаурядное,
великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих нечестивых гонителей.

Ссора
эта длилась несколько лет (с 1820), что А.С. изобразил впоследствии в повести «Выстрел».

Пушкин
неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами. То исключая-вымарывая
стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно
не желая «повторять пощёчины». То намереваясь выставить Толстого «во всём
блеске» в 4-й главе Онегина. В конце концов, по возвращении из ссылки в столицу
(1826), поручил своему другу «Фальстафу» Соболевскому вызвать обидчика на дуэль.
(К счастью, Толстой в то время не был в Москве.) И… вскоре помирился с
Американцем.

«Почему
Толстой пошёл на примирение? Не потому, конечно, что боялся быть убитым или
раненым. Может быть потому, что дуэль с Пушкиным угрожала ему разрывом с
людьми, дружбою которых он особенно дорожил, — с Вяземским и Жуковским» (С. Л.
Толстой
, 1926).

В 1829
году Фёдор Иванович даже сватал Пушкина к Гончаровой. Правда, в тот раз
неудачно, но это уже другая история, хотя…

Вот бы
Дантесу, господа, хоть каплю, толику того благородства, что проявил Американец!
Толстой не был жесток по натуре, — продолжает биограф: — его жестокость
проявлялась лишь под влиянием страсти или гнева. И у него бывали порывы
великодушия.

Посему переставший
исправлять «ошибки фортуны» — сиречь жульничать — Зарецкий, «некогда буян», прототипом
которому был Фёдор Иванович, появился не в 4-й, а в 6-й главе «Онегина». Когда великий
игрок-бретёр с величайшим поэтом-бретёром были уже дружны. Оба вспыльчивы, бешеного
темперамента. Но умевшие сохранить хладнокровие в решающую смертельную минуту.
Два насмешника, острых на язык. Оба — Пушкин и Толстой — потомки славных, но
обедневших семейств.

Упитые вином, мы жаждем одного тебя

«Ведь
это какая отчаянная башка, надо знать! Картёжник, дуэлист, соблазнитель; но
гусар душа, уже истинно душа!» — изображал Л. Н. Толстой графа Турбина в «Двух
гусарах», подразумевая Американца.

Вообще
же, был Фёдор Иваныч «добрым приятелем своих друзей» (Жуковский). И приятели
охотно давали ему поручения, причём важные: денежные, земельные, юридические,
заёмные. Которые он исполнял толково, исправно и добросовестно. При этом все
его возмутительные проделки скрашивались необыкновенной привлекательностью. Каким-то
наивным и непосредственным эгоизмом и его гипнотической способностью заставлять
людей любоваться им и даже любить его.

Сам же
Толстой-Американец очень дорожил дружбой — «Надёжный друг, помещик мирный, и даже
честный человек» (Пушкин). Что видно из его не очень многочисленных, разборчивых
и без помарок, правда, «фантастической орфографии» (на предмет нелепостей и
ошибок) писем. Заполненных «ходячими сплетнями», тоской по бурной молодости и,
бывало, нецензурщинкой…

«Я живу
в совершенной скуке, грусти и пьянстве… Одна дочь Сарра как будто золотит моё
несносное существование; третий месяц или три месяца жена не оставляет
болезненное ложе своё, родив мне третьего мёртвого сына. Следовательно, надежда
жить в наследнике похоронена с последним новорожденным. Скорбь тебе
неизвестная, но верь, любезный друг, что весьма чувствительная» (из письма к В.
Ф. Гагарину
).

Перелом
в жизни — в сторону остепенения — произошёл к сорока годам. Вместе с отвыканием
от вина, «пьяноления», как он выражался. К сожалению, отказом-отвыканием временным
— не помогла тому и епитимья.

Не прекратил
также вести крупную карточную игру. Однако перестал играть недобросовестно. Покуда
если бы продолжил шильничать-передёргивать в Английском клубе, членом которого состоял,
Толстого оттуда исключили бы, выперли с позором.

Одновременно
к концу жизни стал он ханжески богомольным, по словам дочери Л. Н. Толстого М.
Каменской
.

Сам Лев
Николаевич утверждал, что Американец был богомолен и суеверен потому только,
что его мучили угрызения совести: Федя каялся, молился и клал земные поклоны,
стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
Впрочем, он был, как говорится, «добрый малый, для друга готов был на всё,
охотно помогал приятелям, но не советовал играть с ним в карты, говоря
откровенно, что в игре, как в сраженьи, он не знает ни друга, ни брата…» (Булгарин).

И под итогом нуль пиши…

Вот
некоторые о нём отклики:

Обжор, властитель, друг и бог!
Вяземский

*

…разгадывал характер и игру человека, по
лицу узнавал, к каким мастям или картям он прикупает, а сам был тут для всех
загадкой, владея физиономией по произволу. Такими стратагемами он разил своих
картёжных совместников.
Булгарин

*

Человек без всяких правил и не чтущий ни бога,
ни власти, от него поставленной. Сей развращённый молодой человек производит
всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня
беспощадно.
Н. П. Резанов

*

Природа на голове его круто завила густые
чёрные волосы; глаза его, вероятно от жары и пыли покрасневшие, показались
налитыми кровью; почти же меланхолический взгляд его и самый тихий говор его
настращённым моим товарищам казался смутным.
Вигель

*

Толстой молчит! — неужто пьян? Неужто вновь закуролесил? Денис Давыдов

*

Командуя баталионом, Толстой отличною своею
храбростью поощрял своих подчинённых, когда же при атаке неприятеля на наш
редут ранен Ладожского полка шеф полковник Савоини, то вступя в командование
полка, бросался неоднократно с оным в штыки и тем содействовал в истреблении
неприятельских колонн, причём ранен пулею в ногу.

Раевский — Кутузову

*

Он был не
глуп; и мой Евгений, не уважая сердца в нём, любил и дух его суждений, и
здравый толк о том о сём…
Пушкин

*

Он буйствовал, дрался, обыгрывал, уродовал людей,
разорял семейства лет 20 сряду…
А. И. Герцен

*

Помню его прекрасное лицо: бронзовое,
бритое, с густыми бакенбардами до углов рта и такие же белые и курчавые волосы.
Лев
Толстой

*

Человек как человек, пожилой, курчавый, с
проседью, лицо красное, большие умные глаза, разговаривает, шутит.
М. Ф.
Каменская

*

Как сильный человек, Фёдор Иванович
действовал обаятельно на некоторых своих современников, например, на Булгарина.
С. Л.
Толстой

*

На днях познакомился я с Толстым,
Американцем. Очень занимательный человек. Смотрит добряком, и всякий, кто не
слыхал про него, ошибётся.
Боратынский

*

Умён он был как демон и удивительно
красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить.
Ф.
Булгарин

*

Представитель школы безнравственности, развратитель
многих московских юношей того времени.
Граббе

*

Немногие умные и даровитые люди провели так
бурно, бесполезно, порой преступно свою жизнь, как провёл её Американец
Толстой.
А. Стахович

*

Мне лично были известны только хорошие
качества. Всё остальное было ведомо только по преданию, и у меня всегда к нему
лежало сердце…
Жуковский

*

Видел я свата нашего Толстого; дочь у него
также почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями,
переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически.
Пушкин
— о дочери Толстого Сарре, кот. вскоре умерла.

*

Его жизнь может служить живой иллюстрацией
того зла, которое причинял самодержавно-крепостной строй не только угнетаемым,
но и угнетателям…
С. Л. Толстой

*

— Граф,
вы передёргиваете, — сказал ему кто-то, играя с ним в карты, — я с вами больше
не играю.

— Да, я
передёргиваю, — резко ответил Фёдор Иванович, — но не люблю, когда мне это
говорят. Продолжайте играть, а то я размозжу вам голову этим шандалом!

И его
партнёр продолжал играть и… проигрывать. Ведь «только дураки играют на
счастье», — закончу я этот небольшой очерк словами Американца. Выходки и либертинская
бравада которого, конечно же, внесли определённый вклад в становление круга настоящих
свободолюбцев — потенциальных «декабристов».

Похоже,
что в роду с сильной кровью поток может следовать своим нормальным руслом на
протяжении нескольких поколений. А потом вдруг выйти из берегов или
низвергнуться водопадом — кто ж знал, что сын Ивана и Анны из костромской глуши
окажется самым необузданным человеком Российской Империи!

Необыкновенные
приключения Фёдора Толстого привлекали всеобщий интерес до конца его феноменальной
жизни, но… С течением времени воспоминания Американца понемногу начинали
путаться, пополняя череду невероятностей.

Когда в
1842 году газеты были полны сообщениями о трениях между британцами и французами
в Южном Пасифике, старый граф не без гордости заметил, что у него есть
основания предполагать, что нынешняя королева Таити Помаре — его дочь. В
действительности же экспедиция Крузенштерна никогда не проходила мимо Таити.

Фёдор
Иваныч, рассказывая о сибирских похождениях молодости, частенько вспоминал встреченного
им в пути старика, давно уже сосланного «на Севера». Утешавшего горе своё
сивухой и балалайкой. Дребезжащим, но выразительным голосом поющего куплеты,
обливаясь пьяными гремучими слезами. Вкладывая в это русское «Авось» всю силу народного
раздолья, воли, долготерпенья и собственно толстовских дикости и абсурда:

Не тужи, не плачь, детинка,

В нос попала кофеинка,

Авось проглочу!!!

1782—1846

  • Рассказы ивана сударева краткое содержание
  • Рассказы и стихи о подвигах 2 класс
  • Рассказы и сказки про овощи и фрукты для детей
  • Рассказы и сказки пушкина 4 класс
  • Рассказы и сказки про осень 2 класс