Рассказы ирины краевой читать

Биография ирина муравьва родилась в москве в 1952 году в семье переводчика лазаря марковича штайнмеца и тамары константиновны панкратовой. после

Биография

Ирина Муравьёва родилась в Москве в 1952 году в семье переводчика Лазаря Марковича Штайнмеца и Тамары Константиновны Панкратовой. После школы окончила филфак МГУ, отделение русского языка и литературы. Ученица профессора В. Е. Хализева. В 1974 году вышла замуж за Виктора Муравьева, сына Народного артиста СССР Владимира Муравьёва и Зинаиды Гилельс, известного педагога игры на скрипке; родила сына. До отъезда в 1985 году на постоянное место жительство в США жила и работала в Москве. Начинала как литературовед. В соавторстве с проф. В. Е. Хализевым опубликовала две статьи о Пушкине. Переводила на русский язык стихи английских и немецких поэтов. После эмиграции начала активно издаваться в газете «Русская мысль», журналах «Континент, «Грани», «Время» и многих других эмигрантских изданиях. Позднее начались регулярные публикации в России.

Ирина Муравьева преподавала в Гарварде русский язык, получила докторскую степень в Браунском университете (тема диссертации «Психология детства в творчестве Ф. М. Достоевского»). Начала писать художественную прозу («Ляля, Наташа, Тома», 1987 г.). Редактор-издатель газет «Бостонское время» (1995-‘97), «Бостонский марафон» (с 1998).

Творчество

Автор создаёт звучную, частично ритмизированную прозу, насыщенную синестетическими ассоциациями. Жизненная история персонажей развёртывается на протяжении длительного времени и даётся в многообразии воспоминаний, ассоциаций, социальных и личных контактов. Отсюда многоплановость произведений, нередко — несколько сюжетных линий.

Историческая тематика раскрывается автором с непривычного ракурса. В книгах писателя наибольшее внимание уделяется тому, как ход мировой истории сказывается на отдельных людях, их судьбах, их характерах, — а не тому, как личность влияет на течение мировых событий.

Духовный мир персонажей Ирины Муравьёвой неотделим от чувственного, плотского, телесного — эта чувственная цельность восприятия мира вносит в прозу элементы эротизма. Сильнее всего на прозу Муравьевой повлияли Лев Толстой, Иван Бунин и Владимир Набоков.

Оценка современниками

Рассказ «На краю» был напечатан в сборнике «26 лучших произведений женщин-писателей мира» (1998). Высокую оценку её творчества дали престижные западные и отечественные СМИ: «Le Monde», «Slavic and European Journal», «Континент», «Грани», «Литературная газета», «Октябрь», «Дружба народов» и др. Роман И.Муравьевой «Весёлые ребята» был номинирован в 2005 году на Букеровскую премию. Роман «Любовь фрау Клейст» вошёл в long-list «Большой книги» 2009 года. Это произведение назвали безусловным бестселлером осени 2008 года популярные издания «Ваш досуг» и «afisha.mail.ru». роман «День ангела» вошел в long-list премии «Ясная поляна» 2011, «Барышня» — в Short-list Бунинской премии (2011).

Творчество Ирины Муравьёвой высоко оценивают А. Кабаков, М. Шишкин, Л.Аннинский, Н.Иванова и др. современные писатели и литературные критики.

Муравьева плетет сюжетное кружево уверенными стёжками «недосказа»
Л. Аннинский


Загадочное соединение редко соединяемого: легкая интонация — и «достоевские» вопросы бытия, ирония — и тут же сострадание, вереница колоритных, но, вроде, необязательных мелочей — а за ними сюжет.
Марина Москвина


Из тех писателей, которые пишут очень красиво
Алла Красинская «Vim magazine»


Один из самых популярных на Западе авторов русской прозы
Екатерина Щеглова «Эхо планеты»


«Впечаталось в душу» — так, если перевести на русский, поется в одной красивой японской песне. Это произошло и с книгами Ирины Муравьевой относительно моей души. Я, пленница русского языка, потонула в удивительном его употреблении. И в тех глубинах, которые Ирина Муравьева смогла отобразить с помощью его, Великого и Могучего. И душа моя теперь навсегда от этого плена несвободна. В нее «впечаталось»…
Лариса Рубальская


«У Ирины Муравьевой редкое сочетание психологической тонкости, изобразительной точности и свежести нравственного чувства. А все вместе — завораживающая и пронзительная проза»
Михаил Эпштейн


«Ирина Муравьева — тонкий психолог, когда она обращается в своем творчестве к миру любви. Ее герои — живые люди. Им веришь, их чувства вызывают понимание, сострадание или восторг. А это — знак подлинного художественного таланта»
Андрей Дементьев


Роман Ирины Муравьевой «Барышня» — прежде всего настоящий роман, такие теперь, увы, почти никто не пишет: история, в которой отражается не только отдельная человеческая жизнь, но вся жизнь вообще, все, что в ней есть существенного. Но это еще и ОЧЕНЬ РУССКИЙ роман, то есть — попытка понять, что с нами произошло и происходит, попытка не только изобразить, но истолковать жизнь. Наконец — последнее, но не в последнюю очередь — «Барышня» мастерски сделана, ритм всего повествования отражается в ритме каждой фразы, впечатление это производит завораживающее
Александр Кабаков

Читать полностью Свернуть текст

Книги

Новинки   (7)

Серии   (13)

Все книги   (59)

Публикации

Все (30)

Эксмо (25)

Фото (5)

Отзывы

Необычная книга.. написана певуче, лирично. Роман о любви, предательстве, измене, семейных отношениях, старости и страсти, юности и смерти. В общем — о жизни! Повествование ведется в несколько сюжетных линий, которые переплетаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Самую «фишку» романа (не буду говорить о ней, чтоб было интереснее) я поняла только к середине — так была увлечена содержанием. Очень рекомендую! Читать далее

Все отзывы

Голосование за переиздание книги

Барышня

Барышня

Вчерашняя гимназистка, воздушная барышня, воспитанная на стихах Пушкина, превращается в любящую женщину и самоотверженную мать. Для ее маленькой семейной жизни большие исторические потрясения начала 20 века – простые будни, когда смерть – обычное явление; когда привычен страх, что ты вынешь из конверта письмо от того, кого уже нет. И невозможно уберечься от страданий. Но они не только пригибают к земле, но и направляют ввысь. «Барышня» — первый роман семейной саги, задуманной автором в нескольких …

Мы простимся на мосту

Мы простимся на мосту

К третьей части семейной саги Ирины Муравьевой “Мы простимся на мосту” как нельзя лучше подошли бы ахматоские строки: “Нам, исступленным, горьким и надменным, не смеющим глаза поднять с земли, запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли”. Те герои, чьи жизни переплелись внутри этого романа, и есть “исступленные, горькие и надменные люди”, с которыми наступившее время (1920-е годы!) играет в самые страшные и самые азартные игры. Цель этих игр: выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносительствовать, предавать, лгать, спиваться. Мистик и оккультист …

Сусанна и старцы

Сусанна и старцы

Почти каждый рассказ в сборнике Ирины Муравьевой озаглавлен какой-нибудь узнаваемой формулой из мирового культурного пантеона. Общий смысл таких заглавных перекличек укладывается в короткую формулу: всё уже было! На все нынешние варианты можно найти аналогии в тысячелетней истории культуры. Было, было, было! Ничто не меняется в психологии человека. Хотя признаки вечных недугов каждый раз вроде бы новые. Цепочка рассказов «с любовными сюжетами» есть не что иное, как экспертиза – проба душевного состояния современных людей, обрушивающихся в столь естественное состояние, как любовь. …

Жизнеописание грешницы Аделы

Жизнеописание грешницы Аделы

На земле, пропитанной нефтью, иногда загораются огни, которые горят много десятков лет, и их погасить невозможно. Так же и в литературе — есть темы, от которых невозможно оторваться, они притягивают к себе и парализуют внимание. К одной из таких тем обращается Ирина Муравьева в неожиданной для её прежней манеры повести «Жизнеописание грешницы Аделы». Женщина, в ранней юности своей прошедшая через гетто, выработала в душе не страх и извлекла из своего сознания не робкую привычку послушания, напротив:она оказалась переполнена какой-то почти ослепительной жизненной силы. Талант опереточной …

Холод черемухи

Холод черемухи

Дина отличается не только необычной красотой, но гордостью, силой и дерзостью. Муж её считает, что эта девочка, на которой он безрассудно, по страсти, женился, почти заколдовала его: он чувствует свежий и холодный запах черёмухи, которым, как ему кажется, пахнет её молодое тело, и с каждым днем всё отчетливее понимает, что жизни без Дины и этой черёмухи нет и не будет. Однако они расстаются: Дина возвращается из свадебного путешествия обратно в Россию. В разорённой и голодной Москве она встречает человека, совершенно подчинившего себе её …

Отражение Беатриче

Отражение Беатриче

Однажды Данте увидел на флорентийском празднике восьмилетнюю Беатриче и полюбил её на всю жизнь. Так произошло и с Сергеем Краснопевцевым, советским дипломатом, встретившем на эскалаторе московского метро светловолосую Анну. И Микеле Позолини, влюбившись с первого взгляда в ту же самую женщину, погубил свою дипломатическую карьеру за одну лишь встречу с русской Беатриче. Какую тайну несла в себе …

Мы простимся на мосту

Мы простимся на мосту

К третьей части семейной саги Ирины Муравьевой “Мы простимся на мосту” как нельзя лучше подошли бы ахматовские строки: “Нам, исступленным, горьким и надменным, не смеющим глаза поднять с земли, запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли”. Те герои, чьи жизни переплелись внутри этого романа, и есть “исступленные, горькие и надменные люди”, с которыми наступившее время (1920-е годы!) играет в самые страшные и самые азартные игры. Цель этих игр: выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносительствовать, предавать, лгать, спиваться. Мистик и оккультист …

Сусанна и старцы

Сусанна и старцы

Почти каждый рассказ в сборнике Ирины Муравьевой озаглавлен какой-нибудь узнаваемой формулой из мирового культурного пантеона. Общий смысл таких заглавных перекличек укладывается в короткую формулу: всё уже было! На все нынешние варианты можно найти аналогии в тысячелетней истории культуры. Было, было, было! Ничто не меняется в психологии человека. Хотя признаки вечных недугов каждый раз вроде бы новые. Цепочка рассказов «с любовными сюжетами» есть не что иное, как экспертиза – проба душевного состояния современных людей, обрушивающихся в столь естественное состояние, как любовь. Из …

Страсти по Юрию

Страсти по Юрию

«Страсти по Юрию» Ирины Муравьевой – роман особенный. Он посвящен памяти великого русского писателя Георгия Николаевича Владимова. Страсти – это вожделения, затмевающие волю рассудка, нарушающие правила, выработанные определенным временем и пространством. Страсть к любовнице, попирающая устои семьи. Страсть к жизни, отрицающая смерть. Страсть к творчеству, идущая вразрез с инстинктом самосохранения. Страсть к честности, то ввергающая человека в конфликт с собой и миром, то возносящая к восторгу подлинности. «Страсти по Юрию» – это и скорбь автора по художнику, и дань памяти, и воздаяние …

Портрет Алтовити

Портрет Алтовити

Мир маленькой семьи, приехавшей в Москву из Нью-Йорка, рушится, когда героиня романа Ева Мин, американка русского происхождения, встречает режиссера одного из московских театров. Ради своей семнадцатилетней дочери она порывает с любимым человеком и возвращается в Нью-Йорк. Но жизненное благополучие не восстанавливается ни решительными поступками, ни судьбоносными жертвами, ни раскаяньем. И Еве Мин, и ее дочери предстоит убедиться в том, что страдание, которое сопутствует любви, и есть одна из самых мощных загадок человеческого …

Жизнеописание грешницы Аделы

Жизнеописание грешницы Аделы

В ранней юности Адела прошла через гетто и выработала в душе не страх, не послушание, а ослепительную силу жизни. Талант опереточной актрисы – не более чем слабое отражение её незаурядного жизненного таланта, настолько же яркого и великодушного, насколько злого и мелочного. Если бы характер Аделы распространился на земле, то наше существование состояло бы исключительно из жертв, страстей и желания мести. Тем более странно, что Муравьевой удается убедить читателя в том, что этой её героине, написанной на стыке гротеска и беспощадной точности, знакома …

Вечер в вишневом саду

Вечер в вишневом саду

Бог всегда рядом. Он готов подарить чудо, если кто-то молит его об этом. И чудом этим может стать любовь, причем там и тогда, когда она совершенно невозможна, – в тюрьме, незадолго до казни («На краю»). Чудом может стать случайное, на первый взгляд, спасение от вражеской пули («Кудрявый лейтенант»). Чудом способна стать сама смерть, если только ей дано исцелить и успокоить душу («Сирота Коля»). В этот сборник Ирины Муравьевой вошли повести и рассказы, хорошо известные и публикующиеся впервые, в которых особенно остро проявляется гуманистический пафос …

Любовь фрау Клейст

Любовь фрау Клейст

Это роман о любви, которая защищает человека от постоянного осознания своей смертности. Это книга о страсти, которая, как тайфун, вовлекает в свой дикий счастливый вираж две души и разрушает все вокруг. Это роман о природе любви, которая не бывает …

День ангела

День ангела

Семья русских эмигрантов. Три поколения. Разные характеры и судьбы – и одинаковое мужество идти навстречу своей любви, даже если это любовь-грех, любовь-голод, любовь-наркотик. Любовь, которая перемежается с реальным голодом, настоящими наркотиками, ужасом войн. Герои романа готовы отвечать за собственный выбор. Они напряженно размышляют о том, оставляет ли Бог человека, оказавшегося на самом краю, и что делать с жаждой по своему запретному и беспредельному «я». Они способны видеть ангела, который тоже смотрит на них – и на границе между жизнью и смертью, и из-под купола храма, и глазами …

Напряжение счастья

Напряжение счастья

В книгу повестей и рассказов Ирины Муравьёвой вошли как ранние, так и недавно созданные произведения. Все они – о любви. О любви к жизни, к близким, между мужчиной и женщиной, о любви как состоянии души. И о неутолённой потребности в этом чувстве тоже. Обделённость любовью делает человека беззащитным перед ужасами мира, сводит с ума. Автор с таким потрясающим мастерством фиксирует душевную вибрацию своих героев, что мы слышим биение их пульса. И, может быть, именно это и создает у читателя ощущение прямого и обжигающего прикосновения к каждому …

Барышня

Барышня

Вчерашняя гимназистка, воздушная барышня, воспитанная на стихах Пушкина, превращается в любящую женщину и самоотверженную мать. Для ее маленькой семейной жизни большие исторические потрясения начала 20 века – простые будни, когда смерть – обычное явление; когда привычен страх, что ты вынешь из конверта письмо от того, кого уже нет. И невозможно уберечься от страданий. Но они не только пригибают к земле, но и направляют ввысь. «Барышня» — первый роман семейной саги, задуманной автором в нескольких …

Холод черемухи

Холод черемухи

Дина отличается не только необычной красотой, но гордостью, силой и дерзостью. Муж её считает, что эта девочка, на которой он безрассудно, по страсти, женился, почти заколдовала его: он чувствует свежий и холодный запах черемухи, которым, как ему кажется, пахнет ее молодое тело, и с каждым днем всё отчетливее понимает, что жизни без Дины и этой черемухи нет и не будет. Однако они расстаются: Дина возвращается из свадебного путешествия обратно в Россию. В разоренной и голодной Москве она встречает человека, совершенно подчинившего себе её …

Мы простимся на мосту

Мы простимся на мосту

К третьей части семейной саги Ирины Муравьевой “Мы простимся на мосту” как нельзя лучше подошли бы ахматовские строки: “Нам, исступленным, горьким и надменным, не смеющим глаза поднять с земли, запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли”. Те герои, чьи жизни переплелись внутри этого романа, и есть “исступленные, горькие и надменные люди”, с которыми наступившее время (1920-е годы!) играет в самые страшные и самые азартные игры. Цель этих игр: выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносительствовать, предавать, лгать, спиваться. Мистик и оккультист …

Полина Прекрасная

Полина Прекрасная

Полина ничего не делала, чтобы быть красивой – ее великолепие было дано ей природой. Ни отрок, ни муж, ни старец не могли пройти мимо прекрасной девушки. Соблазненная учителем сольфеджио, Попелька (так звали ее родители) вскоре стала Музой писателя. Потом художника. Затем талантливого скрипача. В ее движении – из рук в руки – скрывался поиск. Поиск того абсолюта, который делает любовь – взаимной, счастье – полным, красоту – вечной, сродни «Песни Песней» царя …

Отражение Беатриче

Отражение Беатриче

Однажды Данте увидел на флорентийском празднике восьмилетнюю Беатриче и полюбил её на всю жизнь. Так произошло и с Сергеем Краснопевцевым, советским дипломатом, встретившем на эскалаторе московского метро светловолосую Анну. И Микеле Позолини, влюбившись с первого взгляда в ту же самую женщину, погубил свою дипломатическую карьеру за одну лишь встречу с русской Беатриче. Какую тайну несла в себе …

Страсти по Юрию

Страсти по Юрию

«Страсти по Юрию» Ирины Муравьевой – роман особенный. Он посвящен памяти великого русского писателя Георгия Николаевича Владимова. Страсти – это вожделения, затмевающие волю рассудка, нарушающие правила, выработанные определенным временем и пространством. Страсть к любовнице, попирающая устои семьи. Страсть к жизни, отрицающая смерть. Страсть к творчеству, идущая вразрез с инстинктом самосохранения. Страсть к честности, то ввергающая человека в конфликт с собой и миром, то возносящая к восторгу подлинности. «Страсти по Юрию» – это и скорбь автора по художнику, и дань памяти, и воздаяние …

Райское яблоко

Райское яблоко

Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что вкусили от запретного плода. Значит ли это, что они обрекли весь человеческий род на страдание, которое неразрывно связано с любовью? Алёша, мальчик из актерской московской семьи рано окунулся в атмосферу любви-страсти, любви-ревности, любви-обиды. Именно эти чувства связывают его родителей, этой болью пронизана жизнь его бабушки, всю себя отдавшей несвободному женатому человеку. Как сложится судьба её внука, только что познавшего райское блаженство …

Вечер в вишневом саду

Вечер в вишневом саду

Бог всегда рядом. Он готов подарить чудо, если кто-то молит его об этом. И чудом этим может стать любовь, причем там и тогда, когда она совершенно невозможна, – в тюрьме, незадолго до казни («На краю»). Чудом может стать случайное, на первый взгляд, спасение от вражеской пули («Кудрявый лейтенант»). Чудом способна стать сама смерть, если только ей дано исцелить и успокоить душу («Сирота Коля»). В этот сборник Ирины Муравьевой вошли повести и рассказы, хорошо известные и публикующиеся впервые, в которых особенно остро проявляется гуманистический пафос …

Соблазнитель

Соблазнитель

В бунинском рассказе «Лёгкое дыхание» пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская говорит начальнице гимназии: «Простите, madame, вы ошибаетесь. Я — женщина. И виноват в этом, знаете, кто?» Вера, героиня романа «Соблазнитель», никого не обвиняет. Никто не виноват в том, что первая любовь обрушилась на неё не романтическими мечтами и не невинными поцелуями с одноклассником, но постоянной опасностью разоблачения, позора и страстью такой сокрушительной силы, что вряд ли она может похвастаться той главной приметой женской красоты, которой хвастается Оля Мещерская. А именно – «лёгким …

Полина Прекрасная

Полина Прекрасная

Полина ничего не делала, чтобы быть красивой – великолепие было дано ей природой. Ни отрок, ни муж, ни старец не могли пройти мимо прекрасной девушки. Соблазненная учителем сольфеджио, Попелька (так звали ее родители) вскоре стала Музой писателя. Потом художника. Затем талантливого скрипача. В ее движении – из рук в руки – скрывался поиск. Поиск того абсолюта, который делает любовь – взаимной, счастье – полным, красоту – вечной, сродни «Песни Песней» царя …

Райское яблоко

Райское яблоко

Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что вкусили от запретного плода. Значит ли это, что они обрекли весь человеческий род на страдание, которое неразрывно связано с любовью? Алёша, мальчик из актерской московской семьи рано окунулся в атмосферу любви-страсти, любви-ревности, любви-обиды. Именно эти чувства связывают его родителей, этой болью пронизана жизнь его бабушки, всю себя отдавшей несвободному женатому человеку. Как сложится судьба её внука, только что познавшего райское блаженство …

Оттепель. Льдинкою растаю на губах

Оттепель. Льдинкою растаю на губах

Москва, 1961 год. В руки Виктору Хрусталеву, талантливому оператору с «Мосфильма», попадает сценарий его погибшего друга. Виктор уверен, что это шедевр, который обязательно должны увидеть зрители. Вместе с молодым режиссером Егором Мячиным они принимаются за работу. Но ведь это кино! Здесь нельзя без порыва, страсти и… любви. Волей судьбы Виктор и Егор влюбляются в одну и ту же девушку, милую и робкую …

Оттепель. Инеем души твоей коснусь

Оттепель. Инеем души твоей коснусь

На «Мосфильме» кипят страсти: Виктора Хрусталева, известного оператора, арестовывают прямо на съемочной площадке. Его подозревают в убийстве! Вся съемочная группа в смятении. Что будет с фильмом? Как продолжить съемки? Марьяна, любовница Виктора, делает отчаянную попытку помочь своему возлюбленному: признается, что в ночь убийства они были вместе. Но никто не воспринимает ее слова всерьез. Никто, кроме бывшей жены Хрусталева. Она решает ему помочь. Но что движет прекрасной …

Современные рассказы о любви. Белье на веревке

Современные рассказы о любви. Белье на веревке

По народным поверьям белье на веревке снится к появлению человека, к которому будешь питать романтические чувства. В жизни же чистое и благоухающее свежестью белье на веревке ассоциируется у нас с домом, уютом, с устроенным бытом. А герой одного из рассказов, Ваня, влюбившийся в соседку из дома напротив, пытался по белью на веревке… гадать! Вот между их окнами сушатся майки и футболки – голубые, синие, цвета морской волны… «Она любит море!» – догадывается Ваня. А в другой день рыжая соседка вывешивает сушиться трогательные кружевные ночные рубашки. «Неужели, свидание?!» – продолжает гадать …

Мы памяти победы верны

Мы памяти победы верны

Свидетелей и тем более участников той уже далекой Победы 1945 года сегодня осталось уже не так много: уходят наши старики, а вместе с ними уходит подлинная память о тех героических днях, ставших для мира поворотными. Спустя 70 лет многие забыли о значении Победы и легко верят в новые версии истории. Но современные писатели – Юрий Поляков, Ирина Муравьева, Валерий Панюшкин, Андрей Геласимов, Сергей Самсонов и другие авторы этого сборника – искренне и правдиво воссоздают атмосферу военного времени, психологию людей, обстоятельства, в которых – между жизнью и смертью – приходилось принимать …

Имя женщины - Ева

Имя женщины — Ева

Закончилась Вторая мировая война. Ленинградский подросток Гриша Нарышкин, угнанный в Германию, становится Гербертом Фишбейном, жителем Нью-Йорка и мужем Эвелин Тейдж, решительной, чистосердечной и красивой. Но брак, как утверждал Гиппократ, это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом. На московском фестивале 1957 года Герберт Фишбейн встречает женщину с библейским именем — …

Я вас люблю

Я вас люблю

Они – сестры. Таня – вчерашняя гимназистка, воздушная барышня, воспитанная на стихах Пушкина, превращается в любящую женщину и самоотверженную мать. Младшая сестра Дина, наделенная гордостью, силой и дерзостью, околдовывает мужчин, полностью подчиняя их своей власти. Страшные 1920-е годы играют с девушками в азартные игры. Цель их – выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносительствовать, предавать, лгать, спиваться. Для семейной жизни сестер большие исторические потрясения начала 20 века – простые будни, когда смерть – обычное явление; когда привычен страх, что ты …

Ты мой ненаглядный!

Ты мой ненаглядный!

Ирина Муравьева живет в Бостоне с 1985 года. Но источником ее творчества является российская действительность. Впечатляющие воспоминательные сцены в ее прозе оказываются порой более живыми, чем наши непосредственные наблюдения над действительностью. Так и в рассказах — старых и новых — сборника «Ты мой ненаглядный», объединенных темой семьи, жасмин пахнет слаще, чем тот, ветки которого бьются в ваше …

Дневник Натальи

Дневник Натальи

Новый сборник повестей Муравьевой соединяет истории, кровно пережитые одними, знакомые другим, вызывающие сочувствие и страх у третьих. На одну крепкую нить нанизаны боль брошенной мужем женщины, отчаяние никому не нужного ребенка, судорожное желание молодого парня спасти дорогих ему людей. Всё в книге, начиная от остроты сюжетов и заканчивая естественностью каждого слова, напрямую обращено к главному дару человека – дару сострадания и преследует только одну цель: помочь каждому из нас сохранить свою «душу …

Елизаров ковчег

Елизаров ковчег

В эту книгу вошли знаменитые повести Ирины Муравьевой «Филемон и Бавкида» и «Полина Прекрасная», а также абсолютно новая – «Елизаров ковчег», на которую можно посмотреть и как на литературный розыгрыш, во глубине которого запрятана библейская история о Ное, и как на язвительный шарж на род человеческий, который дошел до края своими рискованными экспериментами с душой. Текст этой вещи переполнен страхом перед уже различимыми в нашем будущем результатами этих зловещих …

Любовь, или Мой дом

Любовь, или Мой дом

Дом для человека – это не просто стены. Это, прежде всего, образ жизни, отраженный в деталях быта. Дом знает больше, чем мы, и помнит не только людей, — их привычки, походку, дыхание – он помнит их боль так же, как и их радость. Дом – наш летописец. Героиня Людмилы Улицкой тщательно строит дом, исходя из желания комфорта и внешней благопристойности, теряя при этом нечто важное. В рассказе Татьяны Толстой с ним связаны теплые детские воспоминания, а повести Юрия Буйды дом становится символом крепкой и неразделимой семьи, готовой на любые жертвы ради сохранения привычного уклада и …

Веселые ребята

Веселые ребята

Это роман о первой любви московских старшеклассников. Любви, когда у мальчишек, рвущих от нетерпения кнопки и тесемки на женственных и невинных платьицах подруг, дрожат и наливаются огнем руки. Любви, когда, звеня бедрами и зашпиливая обеими руками на макушке волосы, девчонки впервые ощущают абсолютную власть над мужчиной. Это роман о детской неопытности и наивной мудрости, о ревности и страсти, о страданиях и слезах …

Современные рассказы о любви. Белье на веревке

Современные рассказы о любви. Белье на веревке

По народным поверьям белье на веревке снится к появлению человека, к которому будешь питать романтические чувства. В жизни же чистое и благоухающее свежестью белье на веревке ассоциируется у нас с домом, уютом, с устроенным бытом. А герой одного из рассказов, Ваня, влюбившийся в соседку из дома напротив, пытался по белью на веревке… гадать! Вот между их окнами сушатся майки и футболки – голубые, синие, цвета морской волны… «Она любит море!» – догадывается Ваня. А в другой день рыжая соседка вывешивает сушиться трогательные кружевные ночные рубашки. «Неужели, свидание?!» – продолжает гадать …

Имя женщины - Ева

Имя женщины — Ева

Закончилась Вторая мировая война. Ленинградский подросток Гриша Нарышкин, угнанный в Германию, становится Гербертом Фишбейном, жителем Нью-Йорка и мужем Эвелин Тейдж, решительной, чистосердечной и красивой. Но брак, как утверждал Гиппократ, это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом. На московском фестивале 1957 года Герберт Фишбейн встречает женщину с библейским именем …

День ангела

День ангела

Семья русских эмигрантов. Три поколения. Разные характеры и судьбы – и одинаковое мужество идти навстречу своей любви, даже если это любовь-грех, любовь-голод, любовь-наркотик. Любовь, которая перемежается с реальным голодом, настоящими наркотиками, ужасом войн. Герои романа готовы отвечать за собственный выбор. Они напряженно размышляют о том, оставляет ли Бог человека, оказавшегося на самом краю, и что делать с жаждой по своему запретному и беспредельному «я». Они способны видеть ангела, который тоже смотрит на них – и на границе между жизнью и смертью, и из-под купола храма, и глазами …

Любовь фрау Клейст

Любовь фрау Клейст

Это роман о любви, которая защищает человека от постоянного осознания своей смертности. Это книга о страсти, которая, как тайфун, вовлекает в свой дикий счастливый вираж две души и разрушает все вокруг. Это роман о природе любви, которая не бывает …

Барышня

Барышня

Вчерашняя гимназистка, воздушная барышня, воспитанная на стихах Пушкина, превращается в любящую женщину и самоотверженную мать. Для ее маленькой семейной жизни большие исторические потрясения начала 20 века – простые будни, когда смерть – обычное явление; когда привычен страх, что ты вынешь из конверта письмо от того, кого уже нет. И невозможно уберечься от страданий. Но они не только пригибают к земле, но и направляют ввысь. «Барышня» — первый роман семейной саги «Я вас …

Холод черемухи

Холод черемухи

Дина отличается не только необычной красотой, но гордостью, силой и дерзостью. Муж её считает, что эта девочка, на которой он безрассудно, по страсти, женился, почти заколдовала его: он чувствует свежий и холодный запах черемухи, которым, как ему кажется, пахнет ее молодое тело, и с каждым днем всё отчетливее понимает, что жизни без Дины и этой черемухи нет и не будет. Однако они расстаются: Дина возвращается из свадебного путешествия обратно в Россию. В разоренной и голодной Москве она встречает человека, совершенно подчинившего себе её …

Мы простимся на мосту

Мы простимся на мосту

К третьей части семейной саги Ирины Муравьевой “Мы простимся на мосту” как нельзя лучше подошли бы ахматовские строки: “Нам, исступленным, горьким и надменным, не смеющим глаза поднять с земли, запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли”. Те герои, чьи жизни переплелись внутри этого романа, и есть “исступленные, горькие и надменные люди”, с которыми наступившее время (1920-е годы!) играет в самые страшные и самые азартные игры. Цель этих игр: выстудить из души её светоносную основу, заставить человека доносительствовать, предавать, лгать, спиваться. Мистик и оккультист …

Портрет Алтовити

Портрет Алтовити

Мир маленькой семьи, приехавшей в Москву из Нью-Йорка, рушится, когда героиня романа Ева Мин, американка русского происхождения, встречает режиссера одного из московских театров. Ради своей семнадцатилетней дочери она порывает с любимым человеком и возвращается в Нью-Йорк. Но жизненное благополучие не восстанавливается ни решительными поступками, ни судьбоносными жертвами, ни раскаяньем. И Еве Мин, и ее дочери предстоит убедиться в том, что страдание, которое сопутствует любви, и есть одна из самых мощных загадок человеческого …

Любовь фрау Клейст

Любовь фрау Клейст

Это роман о любви, которая защищает человека от постоянного осознания своей смертности. Это книга о страсти, которая, как тайфун, вовлекает в свой дикий счастливый вираж две души и разрушает все вокруг. Это роман о природе любви, которая не бывает …

Холод черемухи: роман

Холод черемухи: роман

Ирина Краева

Ирина Краева

Ирина Краева

Псевдоним(ы) Ирина Краева
Дата рождения 09.05.1966
Место рождения г. Киров, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Ирина Краева (Ирина Ивановна Пуля) — писатель, журналист, педагог, кандидат филологических наук, член Союза писателей Москвы.

Ирина Краева / Биография

Ирина Краева родилась 9 мая 1966 года в Кирове. С большой теплотой Ирина Ивановна вспоминает своего школьного учителя литературы Светлану Александровну Жукову, под влиянием которой она много читала, писала стихи, рассказы, посещала драмкружок. Первые рассказы и репортажи Ирины появились в областной молодёжной газете «Комсомольское племя» и на областном радио, когда она ещё была школьницей.

После окончания школы Краева поступила на факультет журналистики Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета. Закончив университет, вернулась в родной город. Работала преподавателем кафедры литературы ХХ века в Вятском государственном гуманитарном университете, деканом факультета журналистики в филиале Московского гуманитарно-экономического института. В 1996 году защитила диссертацию по русскоязычным романам В. В. Набокова.

Вскоре семья переехала в Москву. Ирина Ивановна вернулась в журналистику. Сначала работала в газете «Труд», а с 2006 года по 2012 год — в «Российской газете». В 2010 году стала лауреатом Премии города Москвы в области журналистики.

В 2007 году в издательстве «Детгиз» вышла её первая книга — сказочная повесть «Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки» с рисунками Алексея Бахтина, за которую Краева получила Международную премию имени В. Крапивина. Вскоре повесть была напечатана в журнале «Путеводная звезда».

Рассказы и сказки Краевой публиковались в журналах: «Нева», «Костёр», «Муравейник» «Жили-были», «Чиж и ёж», «Кукумбер», альманахе «Истоки». Также её произведения можно почитать в детском интернет-журнале «Санька — Бешеный кролик», литературном журнале для детей и взрослых «Электронные пампасы».

  • Ирина Краева
  • Рассказы ирины краевой читать

    Колямба, внук Одежды Петровны / Ирина Краева

  • Рассказы ирины краевой читать

    Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки» / Ирина Краева

  • Рассказы ирины краевой читать

    Чаепитие с пяткой / Ирина Краева

  • Рассказы ирины краевой читать

    Правило завязанного шнурка, или Строгий постельный поход / Ирина Краева

В 2010 году вышла вторая книга — «Чаепитие с пяткой». Проиллюстрировал книгу художник Александр Бихтер. В предисловии к изданию поэт Юнна Мориц пишет: «Ирина Краева — блестящий автор весёлых, остроумных, тонких рассказов для детей. Она умеет придумать и расписать маленькую историю, в которой творятся большие чудеса, где всё превращается во что угодно, и язык вращается, как волшебный ключ в замочной скважине волшебных дверей…».

В 2013 году сборник рассказов «Колямба, внук Одежды Петровны» принёс автору победу сразу в двух номинациях конкурса «Новая детская книга».

Помимо писательской деятельности Ирина Краева делится секретами своего мастерства с начинающими и уже состоявшимися авторами на семинаре «Точка отсчёта», проходящего в РГДБ. Также она принимала активное участие в работе Всероссийских литературных фестивалей «Молодые писатели вокруг Детгиза». Её рассказы и сказки неоднократно публиковались в сборниках «Как хорошо уметь читать!».

Сейчас Краева — член редколлегии подросткового журнала «Путеводная звезда», а её произведения переведены на испанский, французский и польский языки.

Ирина Краева считает, что хорошая детская книга интересна и для детей, и для взрослых. Потому что это всегда игра, приключение, честность, фантазия. Хорошая детская книжка пробуждает душевные, человеческие качества.

Ирина Краева / Книги

  • Краева, И. И. Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки» : сказочная повесть / Ирина Краева ; худож. А. Бахтин. — Санкт-Петербург : Детгиз-Лицей, 2007. — 223 с. : ил.
  • Краева, И. И. Чаепитие с пяткой / Ирина Краева ; рис. А. Бихтера. — Санкт-Петербург : Гриф : Детгиз, 2011. — 63 с. : ил.
  • Краева, И. И. Наше Подмосковье : пособие для детей младшего школьного возраста / И. Краева, М. Чернышев ; ил. Е. Рендаковой. — Москва : ГК «Active Education», 2013. — 96 с. : ил. — [Хранится в ЦГДБ им. А. П. Гайдара].
  • Краева, И. Колямба, внук Одежды Петровны : рассказы / Ирина Краева ; художник Виктор Минеев. — Москва : Росмэн, 2014. — 71 с. : ил. — (Новая детская книга).
  • Краева, И. Баба Яга пишет / Ирина Краева ; худож. А. Веселов. — Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2015. — 143 с. : ил.
  • Краева И. И. Колямба, внук Одежды Петровны, и компания : повесть в рассказах / Ирина Краева ; иллюстрации Е. Комраковой. — Санкт-Петербург : Антология, 2018. — 159 с. : ил. — (Антология — детям). — [Хранится в РНБ].
  • Краева, И. И. Дети неба : сборник повестей и рассказы / Ирина Краева ; иллюстратор Аня Леонова. — Москва : БерИнгА, 2018. — 287 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Краева, И. И. Правило завязанного шнурка, или Строгий постельный поход / Ирина Краева ; художник Олег Горсунов. — Санкт-Петербург : Фонд «Дом детской книги», 2020. — 80 с. : цв. ил.
  • Kraeva, I. Una Merienda con la Huella ; Ilustracion L Pipchenko. — Moscu : Arte y Literatura, 2014. — 78c.

Сборники

  • Как хорошо уметь читать!.. : литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза», Санкт-Петербург, 26–28 ноября 2009 : стихи, рассказы, сказки, повести для детей молодых писателей, участников фестиваля в Детгизе / сост. : М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 299 с. : ил.
  • Как хорошо уметь читать! : второй литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза», Санкт-Петербург, 11–13 ноября 2010 : стихи, рассказы, сказки, повести для детей молодых писателей, участников фестиваля в Детгизе / сост. : М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2010. — 238 с. : ил.
  • Как хорошо уметь читать! : третий литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза», Санкт-Петербург, 17–11 ноября 2011 : стихи, рассказы, сказки, повести для детей молодых писателей, участников фестиваля в Детгизе / сост.: М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2011. — 303 с. : ил.
  • Как хорошо уметь читать! : четвёртый литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза», Санкт-Петербург, 15–17 ноября 2012 : стихи, рассказы, сказки, повести для детей молодых писателей, участников фестиваля в Детгизе / сост.: М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2012. — 391 с. : ил.

Публикации в периодической печати

  • Краева, И. Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки»: сказочная повесть / И. Краева // Путеводная звезда. — 2007. — № 12. — С. 1–40, 57– 95.
  • Краева, И. Не та фамилия : рассказ из книги «Чаепитие с пяткой» / Ирина Краева ; рис. К. Почтенной // Костёр. — 2011. — № 9. — С. 16. — (В гостях у дедушки Мокея).
  • Краева, И. Всё может быть! / И. Краева // Путеводная звезда. — 2014. — № 12. — С. 1– 24, 41– 63. — Содерж. : Колямба, внук Одежды Петровны : правдивые рассказки ; Колямба и суперпупер 1 «А» ; Баба Яга пишет.
  • Краева, И. Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки» : современная сказка / Ирина Краева ; художник Алексей Бахтин // Муравейник. — 2015. — № 4. — С. 26–29. — (Муравейка).

О жизни и творчестве

  • Бондарева, А. Не сказочные сказки: [рецензия на книгу И. Краевой «Баба Яга пишет», 2014] / А. Бондарева // Читаем вместе. —2014. —№ 5. — С. 31.
  • Вишнякова, Н. Книжки с изюминкой : [в том числе о книге И. Краевой Колямба, внук Одежды Петровны» / Н. Вишнякова //Дошкольное образование. — 2014. — №12. — С. 10.
  • Гришонкова, Е. Трижды про любовь : [рецензия на книгу И. Краевой «Баба Яга пишет», 2014] // Книжное обозрение. — 2014. — № 18/19. — С. 28. — (Клуб детлит).
  • Заварзин, Г. Рецензия : [рецензия на книгу И. Краевой «Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки»», 2007] // У книжной полки. — 2007. — № 3. — С. 74.
  • Кайгулова, З. З. Язык писем в книге И. Краевой «Баба Яга пишет. Текст как игра: правила, задаваемые временем, языком, жанром / З. Кайгулова // На путях к новой школе. — 2014. — № 1. — С. 68–69.
  • Ирина Краева // Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : биобиблиографический справочник. Вып.1 / сост. Т. Говенько. — Москва : Беринга, 2014. — С. 205–209.
  • Краева, И. «Чувствую себя мятущимся подростком» : интервью / И. Краева ; интервьюер Татьяна Беринг // Уроки литературы. — 2018. — № 7. — С. 4–6. — (Уча, учусь) (Проект «Современная отечественная проза для детей и подростков»).
  • Кутейникова, Н. Е. Жизнь и игра в современной детско-подростковой литературе / Н. Кутейникова // На путях к новой школе. — 2014. — № 1. — С. 73–76.
  • Могулевцева, Ю. Не разбивайте чашек детства! : [рецензия на книгу И. Краевой «Дети неба, или во всём виноваты бизоны», 2018] / Ю. Могулевцева // Литературная газета. — 2019. — 13 марта. — С. 18. — (Библиосфера) (Книжный ряд).
  • Мориц, Ю. Предисловие / Ю. Мориц // Чаепитие с пяткой / И. Краева ; рис. А. Бихтера. — Санкт-Петербург : Гриф : Детгиз, 2011. — С. 4.
  • Наумова Е. «Дорогу осилит идущий…» : [рецензия на книгу И. Краевой «Тим и Дан, или Тайна «Разбитой коленки», 2007] // Литературная газета. — 2007. — 19–25 сент. — Вкл. Детское время. — Вып. № 7. — С. 3.
  • Нескучная А. О моряках и других загогулинах : [рецензия на книгу И. Краевой «Чаепитие с пяткой», 2011] // Читаем вместе. — 2011. — № 2. — С. 37.
  • Федяева, Т. А. О книгах Ирины Краевой / Т. Федяева // Литература в школе. — 2019. — № 9. — С. 21–22.
  • Ирина Краева: Хорошая детская книга интересна и детям, и взрослым / беседовал А. Васянин. — Текст : электронный // Российская газета : сайт. — (дата обращения: 04.06.20).
  • Краева, И. Интервью / беседу вела Татьяна Беринг. — Текст : электронный // Живые лица : сайт. — (дата обращения: 05.06.20).
  • Скорондаева, А. Ирина Краева написала книгу о детстве : [рецензия на книгу И. Краевой «Баба Яга пишет», 2014]. — Текст : электронный // Российская газета : сайт. — (дата обращения: 09.06.20).

Награды, премии

  • 2007 — лауреат Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (за повесть «Тим и Дан или Тайна «Разбитой коленки»).
  • 2010 — лауреат Премии города Москвы в области журналистики (за создание талантливых и актуальных материалов о Москве и москвичах).
  • 2012 — лауреат Международного литературного конкурса «Согласование времён» в номинации «Проза» (за рассказ «Соловьиный сад»).
  • 2013 — лауреат (второе место) IV сезона Всероссийского литературного конкурса «Новая детская книга» в номинации «Истории сказочные и не только…» (за повесть «Колямба, внук Одежды Петровны»); победитель в специальной номинации «Выбор библиотек» (за повесть «Колямба, внук Одежды Петровны»).
  • 2015 — лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы).

«Хорошая детская книга
интересна и для детей, и для взрослых.

Потому что это всегда –
игра, приключение, честность, фантазия,

на это и взрослые
откликаются, хорошая детская книжка

в папах и в мамах пробуждает
душевные человеческие качества».

Ирина Краева

1

9 мая празднует свой
юбилей Ирина Краева – педагог, журналист и детский писатель, лауреат
Международных и российских конкурсов и премий. Некоторые из произведений И.
Краевой переведены на иностранные языки.

Родилась И. Краева в г.
Киров. Одним из важных событий в своей жизни она считает знакомство с
талантливым учителем литературы – С. А. Жуковой. Именно эта встреча и послужила
толчком к началу ее литературной деятельности. Писательница окончила факультет журналистики
Санкт–Петербургского (тогда Ленинградского) государственного университета.
После его окончания И. Краева вернулась на малую родину, работала редактором
газеты Кировского педагогического университета, преподавала на кафедре русской
литературы, а после защиты диссертации стала деканом факультета журналистики
Московского гуманитарно-экономического института (в филиале г. Кирова). В 1998
году Ирина Краева переехала в Москву и начала заниматься журналистикой.
Работала в газетах «Труд» и «Российской газете». Создание детских рассказов и
повестей по словам писательницы «вытягивало ее из болота злободневности».

Так о чем же книги Ирины
Краевой? О детстве. У всех нас разные воспоминании и ассоциации с этим
периодом. Так и в книгах Ирины Краевой детство разное, но всех детей объединяет
одно – они нуждаются во внимании любимого взрослого.

2

«Колямба, внук Одежды
Петровны, и компания». Повесть состоит из рассказов о мальчике Колямбе и его
бабушке Одежде Петровне. Наверное, у многих сразу возникнет вопрос – откуда
такие странные имена? В книге найдете этому объяснение. Рассказы совершенно
разные – есть и смешные, есть и грустные, но читая любой из них, хочется стать
добрее к этому миру, к людям, к животным. Главный герой всех рассказов, конечно
же, Колямба (Коля Чудинов). Он приехал набираться сил перед школой в деревню к
бабушке. А бабушка у него удивительная – активная, с чувством юмора, немного
ворчливая. Она очень любит своего внука и всячески заботится о нем. Деревенская
жизнь наполнена событиями. Конечно, у Колямбы появляются друзья и начинаются веселые
приключения. Каждая страница книги заряжает читателя позитивом, начинаешь
невольно сопереживать героям, радоваться их победам, огорчаться их неудачам,
задаваться их вопросами, иногда совсем недетскими. Например, Колямба
задумывается: «Вдруг я родился плохим
человеком, но пока совсем не вырос, это не так заметно?
». Книга прекрасно
подходит для семейного чтения.

3

Хотите узнать, что такое
«самое счастливое счастье»? Тогда вам непременно нужно прочесть повесть «Баба
Яга пишет». Именно в ней Ирина Краева и дает ответ на этот вопрос. Повесть
построена в форме переписки мальчика Аджея, живущего в далеком Колорадо и Бабы
Яги – русской бабушки мальчика. Как и в повести про Колямбу, бабушка здесь
символ доброты, теплоты и понимания. Именно она, Баба Яга, знакомит внука с
русской историей и культурой, с укладом русской жизни. Из ее писем Аджей узнает
кто такой А. С. Пушкин, что такое «русский День Победы», как переживали люди блокаду
Ленинграда. А еще узнает настоящую семейную тайну о том, что «в нашем роду все
женятся и выходят замуж только по любви». Благодаря письмам от бабушки Аджей осознает,
что не все рациональное в жизни правильно, и не все, что дорого и любимо –
рационально. И очень важно это вовремя понять. Много лет бабушка и внук не
видели друг друга, поскольку папа Аджея считает, что нерационально тратить
столько денег на перелет. И вот, казалось бы, уже близится их долгожданная
встреча, но ей не суждено было состояться… «Бабуля,
где ты теперь живешь – на небе или в избушке на курьих ножках? …Ты всегда
будешь моей бабушкой. Баба Яга не может умереть насовсем. …Я люблю тебя всей
душой, мой гадкий утенок, моя Баба Яга, моя Бабуля
», – пишет Аджей в
последнем письме, которое навсегда остается у мальчика.

4

«Дети неба». Пожалуй,
самая тяжелая из этих трех повестей. Но в то же время она не оставляет
сомнений, что после черной полосы непременно наступит белая, что если сейчас
тяжело и плохо, скоро будет все хорошо, нужно только верить и любить. Главные
герои повести – подростки, брат и сестра. Максим и Анюта живут с мамой, отцы у
них разные, Анюта втайне встречается со своим, а Максим придумал красивую
историю о том, что его отец – дельфин, который уплыл далеко-далеко. Максим
родился глухим мальчиком, но сейчас с помощью слухового аппарата он может
слышать. Иногда он не хочет этого, ему хочется погрузиться в мир полной тишины.
Это происходит в те моменты, когда их мама, уставшая и измученная чувством
безнадежности, начинает срываться на крик. Кажется, что в эти моменты, она
ненавидит своих детей. Анюте и Максиму по-настоящему страшно от того, что
любимый человек становится совершенно чужим. Но брат с сестрой верят в любовь
матери, они не обвиняют ее ни в чем и поэтому придумали «бизонов» (второе
название повести «Во всем виноваты бизоны»). Когда в маме просыпаются «бизоны»,
нужно только переждать ровно 32 минуты. И «бизоны» уснут…. Однажды, ситуация
накаляется настолько, что чуть не заканчивается непоправимым – смертью. Но
любовь и вера побеждают. Прочитав повесть, понимаешь – нужно своих «бизонов»,
даже совсем малюсеньких «бизончиков», держать под контролем, особенно с теми,
кто нас любит всей душой, любит не за что-то, а вопреки всему, с нашими детьми.

Книги Ирины Краевой
заставляют задуматься о многом. Они скорее для родителей, чем для детей. Ведь
именно родителям, несмотря на рациональность, усталость и «бизонов» очень важно
помнить, что ребенок в первую очередь нуждается в любви, внимании, понимании.
Это, действительно, важнее оценок, рейтинга и финансового благополучия. Ребенку
нужно чувствовать себя любимым и счастливым, и задача взрослых не забывать об
этом.

Желаем Ирине Краевой
вдохновения и новых творческих достижений!

Источники:

Краева, Ирина // https://ru.wikipedia.org/wiki/Краева,_Ирина

Краева И. Баба Яга пишет
(сборник) // https://mir-knig.com/read_177768-1

Надежда Мухамадеева, библиотека №10 «Радуга»

ул. Полины Осипенко 33

Деревянный одноэтажный дом на улице Полины Осипенко в Чите не привлекает особого внимания, он похож на многие, слегка неухоженные избушки, коих в краевой столице десятки, а то и сотни. Но если дать себе шанс остановиться и приглядеться, то можно увидеть памятную табличку, информирующую, что в доме провёл своё детство известный советский и российский джазмен, композитор и дирижёр Олег Лундстрем.

Рассказы ирины краевой читать

ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» продолжает знакомить читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.

Дом детства маэстро

Здание на Полины Осипенко, 33, построено в 1905 году. По словам библиографа-краеведа Ирины Куренной, дом дошёл до нас как объект исторического наследия. Это единственный сохранившийся в Чите из шести домов большой семьи Лундстремов, в которых она проживала в начале XX века. Красивое деревянное здание с брандмауэрной стеной и резными барельефами – архитектурная жемчужина города. Олег Лундстрем вместе с родителями, которые, окончив петербургские университеты, приехали в Читу и преподавали в городских гимназиях, жил здесь с малолетним братом в течение 3 лет.

Долгое время родовым гнездом Лундстремов ошибочно считался дом Шериха на 9-го Января, 46 — здесь располагалась первая редакция газеты «Забайкальский рабочий». В здании даже собирались открыть музей Олега Лундстрема. Дед джазмена, действительно, жил в одном из домов Шерихов, но то здание было снесено в 1970-е при строительстве ресторана «Аргунь».

Ирина Куренная рассказала, что жили Лундстремы в этом доме в 1917 году, это подтверждается и архивными документами, и справочниками старой Читы: «По этому поводу работала целая группа архивистов. И нашли перепись, в которой указана вся семья. В 17 году здесь жили Леонид, Галина, маленький Олег и его брат, которому было несколько месяцев».

Когда домовладелец Иван Яковлевич Бабич продал этот дом известной читинской предпринимательнице Марии Виноградовой, Лундстремы были вынуждены искать другое жильё. И только потом, в суровые годы Дальневосточной республики, они выехали в Харбин.

Теперь это памятник историко-культурного наследия, и сегодня под его крышей живут сразу три семьи.

22 мая 2018 года на доме появилась информационно-охранная доска. Она выполнена из искусственного камня забайкальским скульптором, членом Союза художников России Валерием Башировым по заказу комитета культуры администрации города под патронажем Государственной службы охраны объектов культурного наследия Забайкальского края и Центра по охране и сохранению историко-культурного наследия края министерства культуры Забайкальского края.

Тогдашний министр культуры Елена Михайлова на церемонии открытия доски говорила: «Меня всегда в восторг приводят люди, которые несмотря на свою принадлежность к какому-то городу провинциальному, месту, они с гордостью говорят о нём. И вот Олег Леонидович всегда гордился тем, что он родился в Чите, он очень любил Забайкалье, часто возвращался сюда».

Возвращался не только сам, но и в музыке. Часть его произведений, в том числе и джазовых, взращена на забайкальских мотивах.

Рассказы ирины краевой читать

Великий джазмен и дирижёр

По информации «Энциклопедии Забайкалья», родился Олег Лундстрем 2 апреля 1916 года в Чите в семье преподавателя Читинской гимназии Леонида Францевича Лундстрема и его жены Галины Петровны.

Дети Леонида Францевича – Игорь и Олег, названные так в честь древних киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переехали в Харбин (Маньчжурия) – «столицу» русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу сначала преподавателем физики в средней школе, а позже – лектором Харбинского политехнического института.

Родители были музыкантами-любителями. В доме часто звучала музыка Баха, Бетховена, Чайковского. Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Лундстрема ещё в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписал его на трио – с мелодией, басом и аккомпанементом. Он увлекал живописью, учился играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт и одновременно – в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.

В 1936 году Лундстрем решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле «Янцзы», затем в 1937 году – в Циндао. У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он сделал аранжировки «Песни о капитане» И. Дунаевского, песен: «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и др. 1940 год – вершина популярности, когда проходит выступление в самом престижном боллруме «Парамаунт», тогда в оркестре уже было 14 человек, где Лундстрем – дирижёр. Оркестр стал одним из лучших в Шанхае. Пресса называла его «королём джаза Дальнего Востока».

Послевоенные годы – годы нового творческого подъёма. В его оркестре уже 19 человек, полный биг-бенд. К концерту в театре «Лайсеум», посвящённому окончанию Второй мировой войны, Лундстрем пишет своё первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», используя Рахманиновские интонации. Позже – пьесу «Мираж» на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.

В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но из-за постановления ЦК КПСС об опере Вано Мурадели «Октябрь» в 1948 музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров.

Лундстрем поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции и факультативно – по симфоническому дирижированию, оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

Но джаз не был забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема и при помощи директора Татарской государственной филармонии Боголюбова даёт серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.

1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создаётся концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.

Маэстро считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентировался на настоящий джаз, и линия его жизни показывает, как, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, он и его оркестр, отдав в своё время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние 20 лет играли исключительно классический и современный джаз.

В 1990-е и начале 2000-х годов Лундстрем неоднократно приезжал в Читу, город посещал и оркестр. Заведующий центром китайской культуры в Забайкальской краевой библиотеке имени Пушкина, экс-начальник управления по внутренней политике губернатора Александр Тарасов вспоминал, как произошла его встреча с маэстро:

«В счастливые 1980-е, когда к нам в Читу в первый раз приехал оркестр Лундстрема, то ему не нашли другой площадки, кроме клуба ПВРЗ. Это был паровозовагоноремонтный завод – сейчас не знаю, право слово, как это и зовётся. На конечной остановке третьего маршрута троллейбуса, если кто помнит. А я как раз был принуждён судьбой поселиться в вольном городе Забайкальске, но взял у строгого начальства три дня за свой счёт и прикатил в родной город на встречу с легендой.

Так вот, в клубе этого ПВРЗ зрителей собралось не больше, чем оркестрантов на сцене. Но легенда вышел лёгкой походкой к малочисленному зрителю, изящно помахивая в такт походке дирижёрской палочкой, и сказал, что, хотя нас и не много, но в зале собрались истинные любители джаза. Лундстрем пригласил всех пересесть в передние ряды, и оркестр на ура отыграл шикарную двухчасовую программу».

В фондах Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им А.С. Пушкина хранится фильм читинских документалистов Александра Тарасова и Ивана Баландина «Харбинский дебют русского джаза». Он посвящён харбинскому периоду жизни Лундстрема, его увлечению джазом и созданию оркестра, который ныне называется Государственным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема.

В центре сюжета – первое успешное выступление оркестра осенью 1934 года. Сценарий построен на сочетании коротких фрагментов записей воспоминаний О.Л. Лундстрема, посвящённых его жизни в Харбине, из фильмов разных лет, а также экранизации мемуаров маэстро и его саксофониста Владимира Серебрякова о поворотном моменте в их жизни в сторону музыкальной карьеры. Использованы малоизвестная китайская хроника 1930-х гг., а также фото русского Харбина и харбинцев того времени (часть фото предоставлена Государственным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема).


Тексты мемуаров звучат голосами артистов Забайкальского краевого драматического театра в сопровождении записей оркестров Олега Лундстрема и Дюка Эллингтона.

***

Скончался музыкант и дирижёр 13 октября 2005 года в Москве. В 2016 году во время проведения фестиваля «Чита Джаз» Забайкальской краевой филармонии присвоили имя Лундстрема, а в 2020 году на торце здания по улице Профсоюзная, 25, на Театральной площади, появилось граффити с изображением молодого Олега Лундстрема.

Вот так, казалось бы, неприметный дом на Полины Осипенко, 33, погрузил нас в джазовый мир начала и середины XX века. Присмотритесь, может, и вы проходите мимо домов, чья история вас удивит.

Рассказы ирины краевой читать

Рассказы ирины краевой читать

  • Рассказы иммигрантов в сша
  • Рассказы интересные про волков
  • Рассказы исаака бабеля короткие
  • Рассказы или сказки про животных
  • Рассказы интересные перед сном