Рассказы или сказки про животных

Советы библиотекаря: малышам книги о милых зверятах, подросткам фэнтези о спасении человечества.по выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 154-156. 

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Объясни название раздела. Почему мы называем животных меньшими братьями?

Этот раздел о животных. Мы часто называем животных нашими меньшими братьями, поэтому так назван и раздел.

Мы зовем животных меньшими братьями, потому что они во многом зависят от нас. Они слабее, уязвимее. Человек может им легко навредить, но не должен этого делать. Он должен любить животных как братьев.

2. О чём писатели заставляют нас задуматься?

Писатели заставляют нас задуматься о том, что человек тоже является частью природы. И если он вредит природе, то тем самым вредит и себе. 

Писатели говорят нам о необходимости бережного отношения к природе, о том, что животных нужно любить и беречь. Они говорят об ответственности человека перед природой и своими питомцами.

3. Какой из прочитанных рассказов показался тебе наиболее интересным? Что в нём запомнилось?

Наиболее интересным мне показался рассказ Бианки «Музыкант». Мне запомнилось, как медведь играл на щепке и поразило то, что эта игра доставляла ему настоящее удовольствие. Медведь понимал музыку и это удивительно.

4. Есть ли в этом разделе сказки о животных?

В этом разделе есть сказки Валентина Бианки «Сова» и Бориса Житкова «Храбрый утёнок».

5. Что общего и чем различаются сказки и рассказы о животных?

Общего у сказки и рассказа то, что их героями являются животные и люди.

Отличаются они тем, что в сказке животные могут говорить и ведут себя, как люди.

6. Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста?

В художественном рассказе писатель создает образ, рисует картину, которая волнует читателя, он выражает своё отношение к происходящему, описывает конкретный случай.

В научно-познавательном тексте рассказывается о конкретном явлении или предмете, приводятся факты, примеры. В нём нет героев и сюжета.

7. Сравни рассказ Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии. Чем они различаются?

В рассказе Чарушина описывается случай, который произошел с мальчиками и ежом. В нём есть сюжетная линия, есть герои. Он вызывает смех у читателя.

Рассказ из энциклопедии описывает ежа, как животное. Рассказывает о его образе жизни и внешнем виде. В нём нет сюжета и нет героев.

8. О чём ты узнал из рассказа Чарушина? Действительно ли он страшный? Расскажи об этом.

Я узнала, что ёж может забраться в дом, что он ведёт ночной образ жизни и любит молоко.

Этот рассказ не страшный, а смешной. В нём мальчики испугались ежа, потому что придумали себе разные страхи. Когда всё выяснилось, они сами посмеялись над собой.

9. Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста?

Я узнала, что у ежей хороший слух и нюх. Что они зимой ложатся в спячку. Что они не делают запасов и не носят яблок на спине.

10. Понаблюдай за жизнью своих питомцев. Опиши их повадки, привычки, то, что ты наблюдаешь в реальной жизни. Это будет научно-познавательный текст. Придумай сказку или рассказ о своём любимце. Что ты выделишь особенного в его характере? Какие чувства передашь?

У меня дома живёт кошка. Я напишу научно-познавательный текст про неё и рассказ, в котором выделю её самостоятельность, независимость, ум. В нём я покажу, как сильно я люблю свою кошку.

Познавательный текст про домашнего питомца — кошку, для 2 класса

Кошка очень ласковый и красивый зверёк. Он небольшого роста, но очень отважный и смелый. Кошка отличный охотник, она быстро бегает, высоко прыгает, обладает острыми зубами и когтями.

Часто добычей кошек становятся мыши и птицы.

Кошка очень чистоплотная и постоянно вылизывает шерсть языком. Но при этом кошки не любят воду и мало пьют. 

Большую часть дня кошки спят, но иногда на них нападает активность и они бегают по всей квартире, точат когти о мебель, играют с мячиком.

Рассказ про домашнего питомца — кошку для 2 класса

Мурка открыла глазки и потянулась. За окном светало и она решила, что пришло время будить хозяйку, то есть меня. Мурка запрыгнула на кровать, прошлась по одеялу и остановилась около моей головы. Она понюхала меня, пощекотала усами, и стала топтаться, выпуская когти. При этом Мурка громко мурчала.

Я какое-то время пыталась продолжать спать, но потом не выдержала и опрокинула Мурку на постель. Я стала щекотать ей пузо и дуть в ушки. Мурка жмурилась и отворачивалась.

Потом я встала и пошла на кухню, чтобы выдать кошке её заветный пакетик корма. Мурка весело затопала следом. Она аккуратно стала кушать, поглядывая на меня. Потом довольно потянулась и отправилась спать.

Её план на утро был выполнен. Она поела, её погладили, а значит жизнь удалась.

11. Придумай историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц: Пуганная ворона и куста боится; Чем дальше в лес, тем больше дров; Ты пожалей — и тебя пожалеют» Лес и вода — родные брат и сестра.

Рассказ на тему «Пуганная ворона и куста боится» для 2 класса

Однажды Игорь решил понюхать красивый цветок и его ужалила пчела. Мальчику было больно и он даже заплакал.

А осенью на клумбах возле школы появилось много мух-жужжалок, похожих расцветкой на пчёл. Мальчишки ловили их и пускали в небо. А Игорь стоял в сторонке и боялся. Он думал, что это могут быть пчёлы, только какие-то неправильные.

Рассказ на тему «Чем дальше в лес — тем больше дров» для 2 класса

Маша и Оля отправились в лес за грибами. Маша поленилась и ходила возле опушки. Она нашла всего три гриба. А Оля зашла в чащу и набрала полную корзину.

Когда девочки встретились, Оля объяснила Маше, что грибы лучше искать в глубине леса, там их больше и там меньше других грибников.

Рассказ на тему «Ты пожалей и тебя пожалеют» для 2 класса

Костя нашёл возле дома маленького щенка. Он пожалел его и взял домой. Мальчик накормил щенка и искупал его. Он боялся, что мама не разрешить ему оставить щенка дома.

Когда мама вернулась с работы, она увидела счастливое лицо сына, и разрешила оставить щенка. Она пожалела Костю, ведь тот был так счастлив.

Рассказ на тему «Лес и вода — родные брат и сестра» для 2 класса

В нашем лесу бежал красивый и холодный ручеёк. Но после бури его сильно завалило ветками и он стал засыхать. Деревья по его берегам тоже поникли. Им очень нужна была вода.

Тогда учитель привёл школьников в лес и они вместе почистили ручеёк. Он весело зажурчал, а деревья стояли по берегам и качали ветками. Они словно благодарили детей за помощь.

12. Прочитай слова из книги Сладкова. Обсудите с другом. Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель? Согласны ли вы с его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь?

Писатель хочет нам сказать, что человек легко может навредить и даже погубить природу. Он призывает нас относиться к животным и птицам, деревьям с любовью, бережно, осторожно.

Я согласна, что если человек любит природу, то он никогда не станет ей вредить. Равнодушный к природе человек может сломать дерево, раздавить муравейник, убить животное.

Только наша любовь может защитить природу от самого человека.

1

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

«Наши друзья
животные»

(Сказки и рассказы
о жизни животных зимой в книгах русских детских писателей)

Автор: Гончарова-Аврамчик
Юлия Анатольевна, учитель начальных классов

Предмет: Литературное
чтение (внеклассное чтение).

Тема: Наши
друзья животные. (Сказки и рассказы о жизни животных зимой в книгах русских
детских писателей)

Класс: 2  

Тип урока:
изучение нового материала

Вид урока: урок –
путешествие в зимний
лес                                                                           

Обучающая цель
занятия: предполагается, что к окончанию урока

ü учащиеся будут
знать: какие животные зимуют в лесу, особенности их жизни зимой;

ü учащиеся
будут уметь: выбирать книгу по названию и ее автору, находить в ней нужный
текст и выделять в нем необходимую информацию. 

Задачи личностного
развития:

1.     Создать
условия для включения учащихся в активную деятельность по восприятию
художественных произведений.

2.     Создать
условия  для развития познавательного интереса к самостоятельному чтению 
художественной литературы.

3.     Способствовать
формированию навыков чтения, чувства любви к природе и заботы о ней.

Оборудование:
художественная литература, маршрутные листы для выполнения индивидуальных и
групповых заданий, ИКТ, портреты Н. Сладкова, Г. Скребицкого, В.Бианки, В.
Кастрючина, тематические иллюстрации, предметные картинки деревьев, животных,
птиц, на доске нарисован зимний лес и санки.

Ход
урока

1.     Организационно
– мотивационный момент.

Учитель.
С добрым утром!

                  Начат
день –

                  Первым
делом гоним лень.

                  На
уроке не молчите,

                  Все
работайте, учитесь!

                  В
мире много интересного,

                  Нам
порою неизвестного.

                  Миру
знаний нет предела.

                  Так
скорей, друзья, за дело!

2.    
Подготовка учащихся к активной осознанной
деятельности.

   
На улице сейчас январь. Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом
погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли травы, кусты и
деревья. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз
и осин. И всё же я хочу предложить вам отправиться в путешествие именно в
зимний лес, потому что в нём, на мой взгляд, есть что-то волшебное, загадочное.
Если вы согласны, то давайте отправимся туда на санках.

Хочу напомнить
вам, что во время езды силой  голоса  мы будем показывать горочки и низины.

1.     мы
катимся и повторяем звук  (с)

2.     мы
катимся и повторяем звук (ш).

3.     мы
катимся и повторяем звук (р)

     Давайте
отдохнем немножко и проговорим скороговорку.

Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки.

Дальше поедем?

Поехали.

     А кто это нас
встречает?

Видео
из сказки «Морозко»,  где Мороз Иванович гуляет по лесу и серебрит деревья.

Учитель.

-Кто
это? Чем занят Дед Мороз? А сейчас, благодаря сказке В. Кастрючина, мы узнаем
еще много интересного.

Учитель
выразительно читает начало сказки В.Кастрючина «Сказки на снегу» до проблемного
вопроса Мороза: «Неужели и впрямь опустела полянка зимой?…»

Учитель
задаёт вопрос учащимся: «Как вы думаете, полянка и вправду оказалась пуста? Чтобы
наверняка ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить эту сказку и выполнить
моё задание».  

Задание.
В тексте цветным фломастером подчеркнуть, кто встретился Морозу на полянке.

После
прочтения. Проверка выполненного задания.

3.      Оперативно
– познавательный этап.

Учитель.


Полянка зимою оказалась пуста?


«Давайте называть по очереди, но не повторяться, кого встретил Мороз?»
(учащиеся называют животных и птиц, а учитель наклеивает названия животных и их
изображение на доску.)

Учитель.
«Продолжим наш путь, пойдем в гости к лесным жителям?

В
лесу тропинки узкие, их много, и чтобы вы не заблудились, я вам дам маршрутные
листы, которые приведут вас в удивительный мир жизни животных зимой. А в лесу
одному гулять страшно, поэтому вы отправитесь туда по парам, а верным спутником
и надёжным другом вам всем станет  книга».

Маршрутный
лист №1.

Текст
«Терентий – Тетерев».

Маршрутный лист №2.

Текст «Страхи
зайца Пульки».

Маршрутный
лист №3.

Текст
«На дне снежного моря».

Маршрутный
лист № 4.

Текст
«Как белочка зимует».

После
самостоятельной работы учащихся с предложенной литературой, учитель просит
озвучить выполненное задание.

Для
группы №1: -выразительное чтение текста без пропусков.

Для
группы №2: — чтение фрагмента
сказки, где
описывается, как зайка Пулька испугался пенька, похожего на филина.

Для
группы №3: — чтение части текста,
где
описывается
интересное происшествие в семье куцехвостых полевок.

Для
группы №4: — чтение части текста,
где
описывается гнездо белки.

Учитель.
Сюрпризный момент. «Внимание, ребята. В моих руках
конверт, который адресован нам. К сожалению, из-за ветра, который дует в лесу,
он расклеился. В нём есть какие – то фотографии, но не понятно кто это, и по
какому поводу прислал это письмо. Однако есть способ всё узнать с помощью
рассказа Николая Ивановича Сладкова «Еловая каша».

Попробуем
всё восстановить?

Задание
по партам.
После того, как учитель прочитает рассказ
Н.Сладкова необходимо ответить на вопросы учителя.

Иллюстрации:
открытка (3)«День рождения», (4)маленькие клестята, (2)ветка ели с шишкой,
(1)клёст на фоне зимнего пейзажа.

Учитель
крепит по очереди иллюстрации и задаёт вопросы к ним.

Вопросы
для учащихся:

1.     Кто
нам прислал письмо?

2.     Где
он живёт?

3.     Какое
радостное событие у него произошло?

4.     Как
живётся маленьким клестятам?

4.     Подведение
итогов. Рефлексия.

Учитель.
Зимой в лесу таится могучая сила жизни. Сосны и ели хранят в сохранности свои
семена, крепко зажав их в свои кулачки – шишки. Животные с холодной кровью, затаившись,
застыли. Даже такие нежные, как мотыльки, попрятались в разные убежища.

У
птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери,
даже крошечные мыши бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге
медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных
слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим
молоком! Это строки из «Лесной газеты» Виталия Бианки.

Мы
сегодня увидели в произведениях писателей огромную любовь к лесным жителям.
Авторы этих произведений надеются на то, что и вы тоже научитесь любить природу
так как они и будете видеть ее красоту во всем! Я надеюсь, что после
сегодняшнего урока, вы захотите ещё не раз взять в руки книги русских писателей
(еще раз обращаю внимание детей на портреты писателей), которые описывают
удивительный мир животных.

Ну,
а наше путешествие заканчивается, и в память о нём, давайте добавим на нашу
картину зимнего леса его жителей, которые сегодня нам повстречались.

Задание.
 Предложенные картинки птиц и животных разместить на
доске.

Учитель.


Молодцы! Я вижу, что вы были очень внимательными и старательными, все картинки
разместили правильно.


После зимы наступит весна, и у жителей леса начнется новая жизнь.


Вам интересно какая она?


О ней вы можете узнать из книг, которые будут размещены в уголке читателя. Это
и будет вашим заданием на следующий урок внеклассного чтения.

И
в завершение, хочу вам сказать спасибо за хорошую работу на уроке! Молодцы!

Приложение
1

Маршрутный
лист №1.

1.

Найдите
глазками портрет Виталия Бианки на доске.

2.

Среди
предложенных книг выбрать:

1. 
Виталий  Бианки «Синичкин календарь», открыть с. 37;

2.
Виталий Бианки «Сказки и рассказы о животных», открыть с. 39.

3.

Прочитать
самостоятельно сказку «Терентий – Тетерев».

4.

На
основании прочитанного рассказа заполнить пропуски в тексте.

Заспорили
___________ и _______________ кому Терентий – Тетерев на обед достанется. 
Терентий — Тетерев услыхал их спор, испугался.                         На
____________ сядешь – Куница поймает, на ___________ слетишь – Лисица сцапает.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки! Он как с дерева свалился, так
в снегу и заснул. С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и
уютно, и от злых глаз безопасно.

5.

Подготовить
выразительное чтение этого текста без пропусков.

Приложение
2

Маршрутный
лист № 2.

1.

Найдите глазками
портрет Валерия Кастрючина на доске.

2.

Среди
предложенных книг выбрать:

1.
Валерий Кастрючин «Страхи зайца Пульки», открыть с. 10;

2.
Валерий Кастрючин «Сказки лесной полянки», открыть с. 20.

3.

Прочитать
самостоятельно сказку «Страхи зайца Пульки».

4.

Ответить
на вопросы:

1.
Какие животные в «Сказке зайца Пульки» зимой спят, а какие нет?

2.
Какие животные мерещились зайцу Пульке?

5.

Записать ответы
на вопросы в маршрутный лист:

1.В сказке зимой
спят такие животные, как__________________

______________________________________________________.

2.В сказе зимой
бегают такие животные, как ________________

______________________________________________________.

3.Зайцу Пульке
мерещились ______________________________

______________________________________________________.

6.

Найдите фрагмент
сказки, как зайка Пулька испугался пенька, похожего на филина,
и подготовьте его выразительное чтение.

Приложение
3

Маршрутный
лист № 3.

1.

Найдите глазками
портрет Виталия Бианки на доске.

2.

Среди
предложенных, выбрать книги Виталий Бианки «Лесная газета», открыть с. 373.

3.

Прочитать
самостоятельно  рассказ «На дне снежного моря».

4.

Запишите
названия птиц и зверей, которые живут на дне снежного моря:

Птицы ________________________________________________

______________________________________________________.

Звери _________________________________________________

______________________________________________________.

5.

Найдите часть
текста, где описывается интересное происшествие в семье куцехвостых
полевок
, и подготовьте ее выразительное чтение.

Приложение
4

Маршрутный
лист №4.

1.

Найдите глазками
портрет Георгия Скребицкого на доске.

2.

Среди
предложенных, выбрать книги  «Я за солнышком иду»,  открыть с. 151.

3.

Прочитать
самостоятельно  рассказ «Как белочка зимует».

4.

Пользуясь
текстом, отметьте  в таблице  знаком «+» верные утверждения в
соответствующей графе:

Да

Нет

Нет
информации

Страшны
белке зимой мороз и ветер?

Гнездо
у белки устроено из веток и сучьев?

Внутри
гнезда для подстилки белка использует только сухие листья?

Запасы
еды белка хранит в дупле старого дерева?

5.

Найдите часть
текста, где описывается гнездо белки, и подготовьте ее выразительное
чтение.

Издательство «Бомбора» представляет книгу Алексея Калиновского «О чем пьют ветеринары. Нескучные рассказы о людях, животных и сложной профессии».

В каждой профессии — свои тараканы. А в профессии ветеринарного врача, кроме тараканов, есть еще собаки, кошки, козы, куры, хомяки и, конечно, их владельцы. Нескучные истории от самого веселого в России ветеринарного врача, открывшего первую частную ветклинику в Москве еще в 90-х, приоткроют завесу в закулисье непростой профессии. Если вы восхищаетесь необыкновенными рассказами и вкусным ироничным слогом Джеральда Даррелла, обожаете невыдуманные истории из жизни людей и животных, то эта книга точно для вас! Веселые и грустные рассказы Алексея Анатольевича Калиновского о людях, с которыми ему довелось встречаться в жизни, о животных, которых ему посчастливилось лечить, и о невероятных ситуациях, которые случались в его ветеринарной практике, захватывают с первых строк и погружают в атмосферу доверительной беседы со старым другом.

Предлагаем прочитать отрывок, в котором автор делится воспоминаниями о знаменитом Птичьем (Калитниковском) рынке.

Сколько стоит овчарка

Птичий рынок. Как много эти два слова значат для коренного москвича! Только не то убожество, которое теперь находится на МКАД и называется «Садовод», а та Птичка, которая была на Калитниковской.

Никакой проводящийся теперь «Фестиваль шашлыков» или «Путешествие в Рождество», по бездарности и безвкусице напоминающие дешевую дискотеку в провинциальном городе, не могут сравниться по значимости с Птичкой. Работала она только в субботу и воскресенье, но сколько событий гигантского масштаба там происходило!

К поездке готовились заранее. Дня за два начинали созваниваться с друзьями, назначали день, час и место встречи. Открывалась Птичка рано утром в субботу.

С утра бурлила площадь перед станцией метро «Таганская». Оттуда было удобнее всего доехать до рынка, поэтому очереди на троллейбус стояли такие, что не всегда можно было сесть в первый. Основной вход на рынок был с Большой Калитниковской улицы, куда народ тянулся от остановок троллейбусов и трамвая.

Чего только не продавалось на Птичке! Там можно было купить всё. Даже если чего-то нужного в наличии не оказывалось, можно было найти знающих людей, и вопрос решался сам собой. Единственное, что уточнялось: привезти ли нужную вещь домой заказчику или он сам приедет в назначенные выходные. Мне всегда казалось: если заказать там подводную лодку, истребитель последнего поколения или ядерную бомбу, решение вопроса упиралось бы только в сроки доставки.

Открывалась Птичка образцами военной одежды, которая была развешена на заборе с наружной стороны. Тогда не существовало специальной одежды для туристов, охотников, рыбаков, поэтому пределом мечтаний был военный камуфляж. Он, естественно, не продавался свободно, а всё, что предлагалось на Птичке, было украдено с военных складов благодаря изрядно пьющим прапорщикам, которые за пару бутылок списывали пропажу. На рынке все знали, что это украдено, но коли никто не искал, делали вид, что никто ничего и не продает.

За воротами начинался сам рынок, а именно ряды, где торговали аквариумными рыбками и всем, что было нужно для их содержания. От рыбок, которые как капельки красок кружили в аквариумах, было невозможно оторвать взгляд.

Мой американский «папа», очень известный и авторитетный в Америке ветеринарный врач Рэй Пале, никак не мог понять, отчего же в минус двадцать вода в аквариумах не замерзает, а тропические рыбки бойко плавают. Сначала ему рассказывали, что в аквариумы по русскому обычаю добавляют водку, поэтому вода не замерзает, а подвыпившие рыбки чувствуют себя вполне комфортно.

Но потом добрые мужики позвали его за прилавок и показали систему из маленьких газовых баллонов и горелок, а также обычных свечей. Заодно ему налили, чтобы он сам сильно не замерз.

В этих же рядах продавались рептилии, всякие ползающие гады и насекомые. Такого количества аквариумов и оборудования к ним не видел ни один государственный магазин. Тут же можно было купить корм — трубочника, мотыля, опарышей и всякую мелкую водную живность, которую везли с юга.

Чуть подальше располагались ряды с удилищами, спиннингами, катушками и всем, что требовалось для рыбалки, но в обычных условиях было огромным дефицитом.

Налево от входа начинался птичий двор. Канарейки, попугайчики всех цветов и пород, запрещенные к отлову и продаже дикие певчие птицы и, конечно, голуби. Голубятни уже стали пропадать в Москве, и Птичка оставалась местом встречи московских голубятников.

Между птичьим и собачьим дворами стояли клетки с пушными зверями. Тут же продавали коз, кур, индюков. Можно было купить шкурки на шапку или сами шапки. К качеству выделки этих шкурок и уже сшитых шапок, как правило, сложно было придраться.

Собачий двор стоял особняком. На него был отдельный вход со стороны Средней Калитниковской улицы, поэтому крупных собак не надо было вести через весь рынок. Под тополями располагались со щенками владельцы кавказцев и редких что сейчас, что тогда южаков, а весь остальной двор в беспорядке занимали представители прочего лающего царства.

Толпа на Птичке была разношерстная. Самыми беспокойными и громкими были дети. Бедные родители держали себя в руках, потому что по первому требованию надо было купить желаемое сразу и прямо сейчас. Знатоки приходили, покупали то, что им было нужно, и уходили. Профессионалы делились на тех, кто продавал, и тех, кто приходил пообщаться. Общение, в зависимости от погоды, проходило летом под пиво и воблу, а зимой — под крепкий «чай». Ну и, конечно, были мошенники всех мастей и сортов.

На птичьем дворе, где движение шло по кругу строго против часовой стрелки, с человека на первом кругу часы снимали, а на втором ему же их продавали. Бежать в милицию и жаловаться было бесполезно. Шкурку или шапку втюхивали такие, что они разваливались еще до выхода с рынка, или, когда сверток дома разворачивали, то там была тряпка.

Карманники буквально наводняли Птичку, поэтому надо было просто надеяться, что пронесет. Сколько за карман ни держись, всё равно кошелек вытащат, если захотят. На собачьем дворе было царство специалистов, которые умели выдать щенка обычной дворняги за любую породу. Они держали нос по ветру и четко знали моду. Сегодня щенок продавался как болонка, а через неделю, когда он подрастал, уже как кавказец. Словом, филиал Хитровки, воспетой Гиляровским.

Майская суббота, часа четыре, и дело уже шло к закрытию Птички. На собачьем дворе, чуть в стороне от входа, стоял местный ханыга и держал свору таких же местных дворовых щенков, сосчитать которых было сложно, и каждый был привязан на отдельной веревочке.

В будние дни вся эта компания обитала в районе местной помойки. Синяк, в последней надежде сорвать сегодня денег на заветную бутылку, внимательно, взглядом психолога, всматривался в толпу, выискивая жертву.

В этот момент со стороны Средней Калитниковской на Птичку зашел ничего не подозревавший пионер. Судя по выражению его лица, он успешно закончил очередную учебную неделю, и родители дали ему рубль на кино, мороженое, да и вообще, чтобы он себе ни в чем не отказывал. По тому, как он начал деловито рассматривать собак, стало понятно, что к рублю он прибавил еще денег, сэкономленных на завтраках, и решил купить себе верного друга на грядущие летние каникулы. Ханыга четко выдернул его из толпы и, как змея жертву, начал его гипнотизировать.

— Мальчик! — синяк резко окрикнул пионера.

Мальчик вздрогнул, обернулся и увидел перед собой пусть и не вполне приличного с виду мужчину, но который, судя по всему, хорошо разбирался в собаках и держал на привязи целый помет.

— Ты что здесь делаешь? Тут детям одним находиться нельзя.

— Я не нахожусь, я пришел купить собаку.

— Собаку?

— Да.

— А какую собаку ты хочешь?

— Овчарку!

— Овчарку? А денег у тебя сколько?

— Три рубля.

— Покажи! — глаза ханыги загорелись, как у дворника Тихона, которому Остап дал рубль.

— Вот, — пионер достал деньги.

— Давай их сюда, — синяк схватил деньги и спрятал их очень глубоко, пока мальчик не опомнился.

— Значит, овчарку? — задумчиво спросил продавец.

Он долго критическим взглядом осматривал щенков, которые веером сидели на веревочках, потом деловито выбрал одного. Торжественно, с видом пограничника, передающего пионеру щенка на воспитание, он протянул веревочку:

— Вот, мальчик, держи овчарку на три рубля.

Будущий Карацупа гордо зашагал со своим будущим Ингусом домой.

Советы библиотекаря: с малышами читаем рассказы о животных, с подростками говорим о дружбе и любви.

По выходным сотрудники московских читален рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые идеально подходят для семейного чтения. Кристина Коледина из библиотеки № 168 рекомендует современные истории и проверенную не одним поколением классику.

Малышам

«Рассказы и сказки о животных» Виталия Бианки

К хорошей, качественной литературе детей нужно приучать с самых пеленок. Поэтому советую вам обратить внимание на замечательный сборник советского писателя Виталия Бианки (1894–1959). Все 12 рассказов, которые вы найдете здесь, очень легко читаются и быстро запоминаются. Вы, конечно, с ними хорошо знакомы: это «Чей нос лучше?», «Лесной колобок — колючий бок» и многие другие.

Малыши узнают много интересного про животных и птиц. Кстати, сам автор какое-то время работал преподавателем биологии, а его отец, Валентин Бианки, был известным зоологом, поэтому тема живой природы была ему близка.

«Кролик Питер и его друзья» Беатрис Поттер

Еще советую самым маленьким читателям познакомиться с очаровательным кроликом Питером — героем английской писательницы Беатрис Поттер (1866–1943). Он ведет себя точь-в-точь как самый обыкновенный ребенок: Питер не прочь пошалить, любит приключения, из-за чего попадает в разные ситуации. Интересно наблюдать также за членами его семьи и их соседями — другими зверушками.

Беатрис Поттер не только написала сказку, но и создала к ней картинки. Она любила рисовать своих питомцев, а также ферму, где жила, и ее окрестности.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Ребятам постарше

«Приключения медвежонка Паддингтона» Майкла Бонда

С серией книг о милом и очень добром медвежонке Паддингтоне вы проведете немало приятных минут. Отважный мишка отправился в путешествие из Перу в Лондон — огромный город, где никому нет до него совершенно никакого дела. Но Паддингтон не сдается: во что бы то ни стало ему нужно обосноваться здесь, а также отыскать верных друзей. Он их находит в лице мистера и миссис Браун. После прочтения книги обязательно посмотрите фильм о косолапом путешественнике, снятый в 2014 году.

«Приключения медвежонка Паддингтона» — настоящая классика английской детской литературы. Писатель Майкл Бонд (1926–2017) создал этого персонажа после того, как увидел в одном из магазинов, находящихся недалеко от Паддингтонского вокзала, обычного плюшевого медведя. Он купил его в подарок жене, а потом придумал приключения, в которые мог бы попасть косолапый. Как говорил Бонд, изначально у него не было идеи издавать книги, он просто для удовольствия писал рассказы, которые читал бы сам, будь он ребенком.

«Васюткино озеро» Виктора Астафьева

Произведение, впервые опубликованное в 1956 году, будет интересно и сегодняшним детям. Взрослые его тоже с удовольствием перечитают. Маленький мальчик Васютка заблудился в лесу, куда отправился в поисках кедровых орешков для рыбаков — друзей отца. По тайге он бродил целых пять дней, охотясь на птиц, чтобы прокормиться, и в конце концов нечаянно наткнулся на озеро, полное рыбы. И потом, когда его отыскали, он показал рыболовной бригаде, где оно находится.

У писателя Виктора Астафьева (1924–2001) необычайно богатый литературный язык, очень красивый и эмоциональный. «Васюткино озеро» выросло из школьного сочинения, которое он написал еще будучи ребенком. Советую почитать с детьми и другие его рассказы — во многих из них он описывает родной Красноярский край, его природу и жителей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Гранатовый браслет» Александра Куприна

Многие считают, что детям в подростковом возрасте очень трудно воспринимать классическую литературу, но я думаю, что это не так. Вернее, все зависит от самого произведения. «Гранатовый браслет», написанный Александром Куприным в 1910 году, им точно понравится: здесь и интрига, и неразделенная любовь, и размышления, которые останутся в памяти надолго. Я уверена, что многие юные читатели очень полюбят эту повесть.

«Гранатовый браслет» научит детей понимать и принимать эмоции других людей, относиться добрее к окружающим. Это повесть о настоящей любви: чиновник Георгий Желтков, живущий более чем скромно, любит княгиню Веру Шеину. Любит просто так. Он любуется ею издалека, пишет ей письма, дарит подарки и совершенно не надеется на взаимность. И только потом, после его смерти, она понимает, что Желтков, возможно, и мог стать ее самой большой любовью.

«Дети подземелья» Владимира Короленко

Напоследок еще одно классическое произведение, которое Владимир Короленко написал, будучи в якутской ссылке в первой половине 1880-х годов. Он признавался, что кое-что для рассказа позаимствовал из реальной жизни: «Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс». Речь идет о городе Ровно, где писатель учился в гимназии.

«Дети подземелья» (изначально — «В дурном обществе») — это очень серьезное и интересное произведение о дружбе. Мальчик Вася из богатой семьи знакомится со своими ровесниками, которые вынуждены жить в невыносимых условиях заброшенного обветшалого замка на островке: их окружают сырые холодные стены, они часто голодают, а о новых красивых игрушках и говорить не приходится. Когда отец-судья узнает об этом, он возмущается, но потом понимает, что его ребенок не обделен благородством и чувством сопереживания. Короленко, чей отец тоже был судьей, говорил, что взял некоторые черты этого персонажа у него.

В 1886 году, когда рассказ выпустили в детском журнале «Родник», его значительно сократили. Тогда-то ему и дали название «Дети подземелья», под которым мы знаем его сегодня. После прочтения вам точно будет о чем поговорить со своим ребенком, который наверняка захочет обсудить отношения между героями.

Рассказы или сказки про животных

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказы интересные перед сном
  • Рассказы ильфа и петрова слушать
  • Рассказы иностранных писателей для детей
  • Рассказы ирины пивоваровой список
  • Рассказы из цикла темные аллеи краткое содержание