Рассказы и стихи толстого

Peskarlib.ru gt; русские авторы gt; лев толстой лев николаевич толстой 1828 1910 родился в родовой усадьбе графов толстых -

Peskarlib.ru > Русские авторы > Лев ТОЛСТОЙ

Рассказы для детей Льва Николаевича ТолстогоЛев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых — Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.  Читать далее…

Лев ТОЛСТОЙ

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Лев ТОЛСТОЙ

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Лев ТОЛСТОЙ

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город

Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул.

Лев ТОЛСТОЙ

Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашел пчелиных маток

Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду.

Лев ТОЛСТОЙ

Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит

Я и так брата люблю, а больше за то, что он за меня в солдаты пошел. Вот как было дело: стали бросать жеребий. Жеребий пал на меня, мне надо были идти в солдаты, а я тогда неделю как женился. Не хотелось мне от молодой жены уходить.

Лев ТОЛСТОЙ

Как я в первый раз убил зайца (Рассказ барина)

У меня был дядька Иван Андреич. Он выучил меня стрелять, когда мне было еще 13 лет. Он достал маленькое ружьецо и давал мне из него стрелять, когда мы ходили гулять. И я убил раз галку и другой раз сороку.

Лев ТОЛСТОЙ

Как волки учат своих детей

Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

Лев ТОЛСТОЙ

Как тетушка рассказывала о том, как у нее был ручной воробей – живчик

В нашем доме за ставнем окна воробей свил гнездо и положил пять яичек. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по перышку носил за ставень и вил там гнездышко. А потом, когда он положил туда яйца, мы очень обрадовались.

Лев ТОЛСТОЙ

Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом

У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит.

Лев ТОЛСТОЙ

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

Лев ТОЛСТОЙ

Яблони

Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони.

Лев ТОЛСТОЙ

Как я выучился ездить верхом

Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж».

Лев ТОЛСТОЙ

Солдаткино житье (Рассказ мужика)

Мы жили бедно на краю деревни. Была у меня мать, нянька (старшая сестра) и бабушка. Бабушка ходила в старом чупруне и худенькой паневе, а голову завязывала какой-то ветошкой, и под горлом у ней висел мешочек.

Лев ТОЛСТОЙ

Мильтон и Булька

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька и волк

Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя.

Лев ТОЛСТОЙ

Что случилось с Булькой в Пятигорске

Из станицы я поехал не прямо в Россию, а сначала в Пятигорск, и там пробыл два месяца. Мильтона я подарил казаку-охотнику, а Бульку взял с собой в Пятигорск.

Лев ТОЛСТОЙ

Конец Бульки и Мильтона

Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька и кабан

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мной. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это была в ноябре месяце; кабаны и свиньи тогда бывают очень жирные.

Лев ТОЛСТОЙ

Черепаха

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца.

Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите или перечтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

Толстой Алексей Николаевич — Собрание произведений
(70 книг) на русском языке. [FB2]

Автор: Толстой Алексей Николаевич
Жанр: проза, научная фантастика, поэзия, детская литература
Формат: FB2
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) — великий писатель, классик русской литературы, художник слова. Раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в изображении характеров. Силой его слова, умением создавать яркие, натуралистичные образы восхищались современники, и вот уже несколько поколений читателей, однажды познакомившись с творчеством А.Н.Толстого, на всю жизнь полюбили его произведения.

Писательское мастерство доказано большим количеством отличных разнообразных произведений. Такие произведения, как: «Аэлита» и Гиперболоид инженера Гарина», «Петр 1» и «Золотой ключик», «Детство Никиты» и др. романы, повести, рассказы, пьесы удовлетворят разные группы читателей.

Произведения Алексея Николаевича Толстого ничуть не устарели и по-прежнему находят отклик в сердцах современных читателей.

Немного биографии

Толстой Алексей Николаевич (1883 — 1945), прозаик, поэт.

Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов «За синими реками» — результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты — «Сорочьи сказки».

На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшую позднее в книгу «Заволжье». Затем вышли в свет два романа — «Чудаки» и «Хромой барин». Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького, который увидел в нем «…писателя, несомненно крупного, сильного…» Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии — комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать — в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда — в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…» В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М.Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927 — 28; «Хмурое утро», 1940 — 41). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937).

В открытом гостеприимном доме А.Толстого собирались интересные, талантливые люди — писатели, актеры, музыканты.

Значительным достижением А.Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941 — 1943).

Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

ЭРОТИКА, СЕКС
1. Баня
2. Японская комната

Сканы страниц

image

Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя Аслан, а сына звали Валико.

Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди. Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.

Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах, где соседи собирались на праздничные вечера.

И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог понять. Сейчас возбужденные голоса родителей и гостей раздавались из кухни.

— Ты, кажется, воевал? — спросил отец мальчика у Валико. Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.

— Да, — охотно согласился Валико. — Вот что со мной случилось. Когда мы ворвались в Гагры, я взял в плен двух грузинских гвардейцев. Отобрал оружие, веду на базу. А со мной рядом казак. Я вижу — эти гвардейцы сильно приуныли. Я им говорю:

— Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.

И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом, кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не взрывается сразу. Ей надо шесть секунд. Я прыгнул на казака, и мы вместе повалились на землю. Взрыв, но нам повезло. Осколки в нас не попали. Мне чуть-чуть царапнуло ногу. Вскакиваю и бегу за этими гвардейцами. Они, конечно, далеко убежать не успели. Забежал за угол, куда они повернули, и достал обоих автоматной очередью. Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что гранатой нас не шарахнуло.

И вдруг вижу — двое, старик и молодой парень, выходят из дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых гвардейцев и идут дальше. Я сразу понял, что это мародеры. Мы берем город, значит, наши мародеры.

— Бросьте тюки! — кричу им по-абхазски.

Молчат. Идут дальше.

— Бросьте тюки, а то стрелять буду! — кричу им еще раз.

Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной больше, чем он сам.

— Занимайся своим делом, — говорит он, и они идут дальше.

Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают. Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.

Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай. Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и говорит:

— Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами. Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?

— Не надо, — говорю, — никакой помощи.

Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не видно. Готов ко всему.

Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.

Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.

— Что надо?

— Ты стрелял в нашего брата? Вот он здесь в машине сидит.

— Да, стрелял, — говорю и рассказываю все, как было. Рассказываю, как нас чуть не взорвали гвардейцы и как их брат вместе со стариком тюки тащил из дома. Рассказываю, а сам внимательно слежу за ними. Чуть кто за автомат, взорву всех и сам взорвусь.

И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на машину:

— Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты здесь сказал?

— Конечно, — говорю, — пошли.

Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и стыда. Окна в машине открыты.

— Правду он сказал? — спрашивает тот, что привел.

— Да, — соглашается тот, что в машине, и ругает в Бога, в душу мать своих родственников за то, что они его привезли сюда.

А у меня руки все еще в карманах.

— Что это у тебя в карманах? — наконец спрашивает тот, что привел меня к машине. Уже догадывается о чем-то, слишком близко стоит.

— Гранаты, — говорю, — не деньги же. Я воюю, а не граблю.

— Ты настоящий мужик, — говорит он, — мы к тебе больше ничего не имеем.

— Я к вам тоже ничего не имею, — отвечаю ему и иду вместе с ним назад, но руки все-таки держу в карманах.

Так мы и разошлись. Война.

Бывают ужасные жестокости с обеих сторон. Но я, клянусь мамой, ни разу не выстрелил в безоружного человека. Эти двое не в счет. Я же психанул. Гранатой шарахнули в двух шагах.

— А почему ты не с автоматом вышел, а с гранатами? — спросил отец мальчика.

— Если бы я вышел с автоматом, — ответил Валико, — получилась бы бойня. А так они растерялись, не поняли, почему я их не боюсь. Я правильно рассчитал. Я был готов взорваться вместе с ними. И потому твердо и спокойно себя держал. Если бы они почувствовали мой мандраж, кто-нибудь скинул бы автомат. А так они растерялись, а потом было уже поздно.

— Ладно тебе хвастаться, — перебил его отец, — счастливая случайность тебя спасла и от гранаты гвардейца, и от родственников этого раненого. По теории вероятности, если два раза подряд повезло, очень мало шансов, что повезет в третий раз… Учти!.. А ты знаешь, что доктора Георгия убили?

Он явно обратился к отцу мальчика. У мальчика екнуло сердце. Он так хорошо помнил доктора Георгия. Тот жил в доме друга отца. После работы он выходил во двор и играл с соседями в нарды. Вокруг всегда толпились мужчины. Доктор Георгий громко шутил, и все покатывались от хохота.

Однажды доктор Георгий рассказал:

— Сегодня еду из больницы в автобусе. Вдруг одна пассажирка кричит: Доктор Георгий, вас грабят! Тут я почувствовал, что парень, стоявший рядом со мной, шарит у меня в кармане. Я поймал его руку и говорю: Это не грабеж, это медицинское обследование. Автобус хохочет. Многие меня знают. Парень покраснел, как перец. Тут как раз остановка, и я разжал его руку. Он выпрыгнул из автобуса. Если вор способен краснеть, он еще может стать человеком.

— За что его убили? — спросил отец мальчика.

— Кто его знает, — ответил дядя Аслан. — Но он громко ругал и грузинских, и абхазских националистов. Я о случившемся узнал от нашей соседки. Тогда еще шли бои за Гагры, я места себе не находил, потому что не знал, мой сын жив или нет.

Двое вооруженных автоматами людей ночью вошли в наш дом и постучали в двери соседки. Она открыла.

— Нам нужен доктор Георгий, — сказали они, — он в вашем доме живет. Покажите его квартиру.

— Зачем вам доктор Георгий? — спросила она.

— У нас товарищ тяжело заболел, — сказал один из них, — нам нужен доктор Георгий.

— Зачем вам доктор Георгий, — ответила соседка, — у меня только что умер муж. Он был болен и не выдержал всего этого ужаса. От него осталось много всяких лекарств. Я вам их дам.

Ей сразу не понравились эти двое с автоматами.

— Нам не нужны ваши лекарства, — начиная раздражаться, угрожающим голосом сказал один из них, — нам нужен доктор Георгий. Он должен помочь нашему товарищу.

С каким-то плохим предчувствием, так она потом рассказывала, она поднялась на два этажа и показала на квартиру доктора. Сказать, что она не знает, где он живет, было бы слишком неправдоподобно для нашей кавказской жизни.

Показав им на квартиру доктора Георгия, она остановилась на лестнице, чтобы посмотреть, что они будут делать. Но тут один из них жестко приказал ей:

— Идите к себе. Больше вы нам не нужны.

И она пошла к себе. Ночь. В городе еще идут бои. Одинокая женщина. Испугалась. Через полчаса она услышала, что внизу завели машину, раздался шум мотора и стих. Она решила, что это, скорее всего, они увезли доктора. Доктор с самого начала войны успел отправить семью в Краснодар. Он оставался жить с тещей.

Соседка снова поднялась на этаж, где жил доктор, чтобы у тещи узнать, куда они отвезли его и как с ним обращались. Стучит, стучит в дверь, но никто ей не отвечает. Думает, может, испугалась, затаилась. Громко кричит: Тамара! Тамара! — чтобы та узнала ее голос. Но не было никакого ответа. И тут она поняла, что дело плохо. Эти двое с автоматами увезли доктора вместе с тещей. Если доктор им нужен был для больного, зачем им была нужна его теща, которая к медицине не имела никакого отношения? Она вернулась в свою квартиру.

На следующий день обо всем мне рассказала. А что я мог сделать? Спросить не у кого. Да и сам места себе не нахожу: не знаю, жив ли сын.

Но вот проходит дней пятнадцать. Бои вокруг Гагр затихли. Однажды стою возле дома и вижу: по улице едет знакомый капитан милиции. Увидев меня, остановил машину.

— Ты можешь признать доктора Георгия? — спрашивает, приоткрыв дверцу.

— Конечно, — говорю, — он же в нашем доме жил. А что с ним?

— Кажется, его убили, — отвечает капитан, — если это он. Поехали со мной. Скажешь, он это или не он.

Мы поехали на окраину города в парк. Там возле пригорка стоял экскаватор, а за пригорком валялись два трупа. Это был доктор Георгий и его теща. По их лицам уже ползали черви. Я узнал доктора по его старым туфлям со сбитыми каблуками.

— Это доктор Георгий и его теща, — сказал я.

Экскаваторщик уже вырыл яму.

— А почему не на кладбище похоронить? — спросил я.

— Столько трупов, мы с этим не справимся, — ответил капитан.

Он приказал экскаваторщику перенести ковшом трупы в яму.

— Не буду я переносить трупы, — заупрямился экскаваторщик, — у меня ковш провоняет.

Капитан стал ругаться с экскаваторщиком, угрожая ему арестом, но тот явно не хотел подчиняться. В городе бардак. Видно, капитан поймал какого-то случайного экскаваторщика.

Тут я подошел к экскаваторщику, вынул все деньги, которые у меня были, и молча сунул ему в карман. Там было около пятнадцати тысяч. Экскаваторщик молча включил мотор, перенес ковшом оба трупа в яму и завалил их землей.

Мальчик затаив дыхание слушал рассказ, доносящийся из кухни. Он никак не мог понять смысла этой подлой жестокости. Он пытался представить, что думал доктор Георгий, когда его вместе с тещей посадили в машину и повезли на окраину города. Ведь он, когда его вывели из дому вместе с тещей, не мог не догадаться, что его везут не к больному. Почему он не кричал? Может, боялся, что выскочат соседи и тогда и их ждет смерть?

В сознании мальчика внезапно рухнуло представление о разумности мира взрослых. Он так ясно слышал громкий смех доктора Георгия. И вот теперь его убили взрослые люди. Если бы они при этом ограбили дом доктора, это хотя бы что-то объясняло. Мародеры. Но они, судя по рассказу друга отца, ничего не взяли и больше в этот дом не заходили.

Мальчик был начитан для своих двенадцати лет. Из книг, которые он читал, получалось, что человек с древнейших времен становится все разумней и разумней. Он читал книжку о первобытных людях и понимал, что там взрослые наивны и просты, как дети. И это было смешно. И ему казалось, что люди с веками становятся все разумней и добрей. И теперь он вдруг в этом разуверился.

Уже гости ушли, родители легли спать, а он все думал и думал. Зачем становиться взрослым, зачем жить, думал он, если человек не делается добрей? Бессмысленно. Он мучительно искал доказательств того, что человек делается добрей. Но не находил. Впрочем, поздно ночью он додумался до одной зацепки и уснул.

Утром отец должен был повести его к зубному врачу. Мальчик был очень грустным и задумчивым. Отец решил, что он боится предстоящей встречи с врачом.

— Не бойся, сынок, — сказал он ему, — если будут вырывать зуб, тебе сделают болеутоляющий укол.

— Я не об этом думаю, — ответил мальчик.

— А о чем? — спросил отец, глядя на любимое лицо сына, кажется осунувшееся за ночь.

— Я думаю о том, — сказал мальчик, — добреет человек или не добреет? Вообще?

— В каком смысле? — спросил отец, тревожно почувствовав, что мальчик уходит в какие-то глубины существования и от этого ему плохо. Теперь он заметил, что лицо сына не только осунулось, но в его больших темных глазах затаилась какая-то космическая грусть. Отцу захотелось поцелуем прикоснуться к его глазам, оживить их. Но он сдержался, зная, что мальчик не любит сантименты.

— Сейчас людоедов много? — неожиданно спросил мальчик, напряженно о чем-то думая.

— Есть кое-какие африканские племена да еще кое-какие островитяне, — ответил отец, — а зачем тебе это?

— А раньше людоедов было больше? — спросил мальчик строго.

— Да, конечно, — ответил отец, хотя никогда не задумывался над этим.

— А были такие далекие-предалекие времена, когда все люди были людоедами? — спросил мальчик очень серьезно.

— По-моему, — ответил отец, — науке об этом ничего не известно.

Мальчик опять сильно задумался.

— Я бы хотел, чтобы все люди когда-то в далекие-предалекие времена были людоедами, — сказал мальчик.

— Почему? — удивленно спросил отец.

— Тогда бы означало, что люди постепенно добреют, — ответил мальчик. — Ведь сейчас неизвестно — люди постепенно добреют или нет. Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют.

Боже, Боже, подумал отец, как ему трудно будет жить. Он почувствовал всю глубину мальчишеского пессимизма.

— Все-таки люди постепенно добреют, — ответил отец, — но единственное доказательство этому — культура. Древняя культура имеет своих великих писателей, а новая — своих. Вот когда ты прочитаешь древних писателей и сравнишь их, скажем, со Львом Толстым, то поймешь, что он умел любить и жалеть людей больше древних писателей. И он далеко не один такой. И это означает, что люди все-таки, хотя и очень медленно, делаются добрей. Ты читал Льва Толстого?

— Да, — сказал мальчик, — я читал Хаджи-Мурата.

— Тебе понравилось? — спросил отец.

— Очень, — ответил мальчик, — мне его так жалко, так жалко. Он и Шамилю не мог служить, и русским. Потому его и убили… Как дядю Георгия.

— Откуда ты знаешь, что доктора Георгия убили? — настороженно спросил отец.

— Вчера я лежал, но слышал из кухни ваши голоса, — сказал мальчик.

Отцу стало нехорошо. Он был простой инженер, а среди школьников, с которыми учился его сын, появилось немало богатых мальчиков, и сын им завидовал.

Взять хотя бы эту дурацкую историю с мерседесом. На даче сын его растрепался своим друзьям, что у них есть мерседес. Но у них вообще не было никакой машины. А потом мальчишки, которым он хвастался мерседесом, оказывается, увидели его родителей, которые ехали в гости со своими друзьями на их Жигулях. И они стали смеяться над ним. И он выдумал дурацкую историю, что папин шофер заболел и родители вынуждены были воспользоваться Жигулями друзей.

Объяснить сыну, что богатство не самое главное в жизни, что в жизни есть гораздо более высокие ценности, было куда легче, чем сейчас. Сейчас сын неожиданно коснулся, может быть, самого трагического вопроса судьбы человечества — существует нравственное развитие или нет?

Он знал, что мальчик его умен, но не думал, что его могут волновать столь сложные проблемы. Хорошо было людям девятнадцатого века, неожиданно позавидовал он им. Как тогда наивно верили в прогресс! Дарвин доказал, что человек произошел от обезьяны, значит, светлое будущее человечества обеспечено! Но почему? Даже если человек и произошел от обезьяны, что сомнительно, так это доказывает способность к прогрессу обезьян, а не человека. Конечно, думал он, нравственный прогресс, хоть и с провалами в звериную жестокость, существует. Но это дело тысячелетий. И надо примириться с этим и понять свою жизнь как разумное звено в тысячелетней цепи. Но как это объяснить сыну?

Когда они вышли из подъезда, он увидел, что прямо напротив их дома в переулке стоит нищая старушка и кормит бродячих собак. Он ее часто тут видел, хотя она явно жила не здесь. Нищая хромая старушка на костылях кормила бродячих собак. Она вынимала из кошелки куриные косточки, куски хлеба, огрызки колбасы и кидала их собакам.

У него не было никаких сомнений, что старушка все это находит в мусорных ящиках. Она с раздумчивой соразмерностью, чтобы не обделить какую-нибудь собаку, кидала им объедки. И собаки, помахивая хвостами, с терпеливой покорностью дожидались своего куска. И ни одна из них не кидалась к чужой подачке. Казалось, что старушка, справедливо распределяя между собаками свои приношения, самих собак приучила к справедливости.

— Вот посмотри на эту старушку, — кивнул он сыну, — она великий человек.

— Почему, почему, па? — быстро спросил сын. — Потому что она кормит бродячих собак?

— Да, — сказал отец, — ты видишь, она инвалид. Скорее всего, одинокая и бедная, но считает своим долгом кормить этих несчастных собак. Где-то мерзавцы убивают невинных людей, а тут нищая старушка кормит нищих собак. Добро неистребимо, и оно сильнее зла.

Теперь представь себе злого человека, который всю свою жизнь травил бродячих собак. Но вот он сам впал в нищету, стал инвалидом и роется в мусорных ящиках, чтобы добывать объедки и, сунув в них яд, продолжать травить бродячих собак. Если бы это было возможно, мы могли бы сказать, что добро и зло равны по силе. Но можешь ли ты представить, что злой человек в нищете, в инвалидности роется в мусорных ящиках, чтобы травить собак? Можешь ты это представить?

— Нет, — сказал мальчик, подумав, — он уже не сможет думать о собаках, он будет думать о самом себе.

— Значит, что? — спросил отец с жаром, которого он сам не ожидал от себя.

— Значит, добро сильней, — ответил мальчик, оглянувшись на увечную старушку и собак, которые со сдержанной радостью, виляя хвостами, ждали подачки.

— Да! — воскликнул отец с благодарностью в голосе.

И сын это мгновенно уловил.

— Тогда купи мне жвачку, — вдруг попросил сын как бы в награду за примирение с этим миром.

— Идет, — сказал отец.

Прозаически-стихотворный цикл

Natasha 0

Его Тулон. Рассказ

В России судьбина сурова.

Друзья, почитайте Толстого!

Там все персонажи из жизни.

Они среди нас и на тризне,

и в дружеской шумной пирушке.

Там рыцари есть и болтушки.

Там есть подлецы и герои,

а князи – в роскошных покоях

и на Бородинском сраженьи.

Как вам это всё окруженье?

Читатель любимый, учти:

хочу их я перенести

в реальное время твоё.

Нет полных имён? Ё-моё!

Узнай их в представленной сказке.

Разгадка же будет – в развязке.

Иные общеобразовательные школы элитны по сути, некоторые престижные лицеи прогнили насквозь.

Всё было на своих местах в кабинете Анны Павловны Ш-р. Лаконичный письменный стол из Икеа. Мягкие кожаные кресла для посетителей. Портрет Президента над столом. Пасхальное яйцо «под Фаберже» с надписью «Христос Воскресе». Ноутбук Apple, подарок родительского комитета. Благодарственные письма Министерства образования в красивых рамках на бежевых стенах.

Завуч по воспитательной работе Лицея №2 на улице Советской не раз говорила, что кабинет стал для неё родным домом. Личная жизнь у неё не то чтобы не сложилась, а отсутствовала вовсе. Эта подтянутая сорокалетняя женщина не являлась, конечно, номинально старой девой, поскольку девственность она потеряла в студенческие годы на картошке. Но с тех пор не давала повода сплетникам называть себя иначе, как синим чулком. Вот и неправда! Чулки она не носила, только колготы, и не синие, а телесного цвета плотностью 40 Ден. Остальные детали её костюма были столь же продуманны, как интерьер кабинета. Юбка до средины колена, блуза в тон, удлинённый жакет без рукавов и туфли-лодочки сексуальности не добавляли, но смотрелись скромно и выдержанно.

Остальные пристрастия завуча были столь же мало достойны осуждения, как её privacy и наряд. Она не смотрела в свободное время не только богомерзкий Камеди Клаб и русофобские лекции Дмитрия Быкова, но и отечественные мыльные оперы, которые нравились её коллегам. Сериалов ей хватало на службе. Педагогом по штатному расписанию Анна Павловна уже не являлась. Она была освобождённым спецом. Мало кто из учителей лицея имел два образования, а вот Ш-р да: педагогическое и психолога. По первой профессии она была историком, психологию же в областном вузе изучала по Леонтьеву и твёрдо усвоила: личностью не рождаются – личностью становятся.

Формирование личностей питомцев и стало её основной задачей. Благодаря её деятельности учебное заведение считалось в городе престижным. Здесь тоже всё было тип-топ. Строгая дисциплина, крепкие предметники и свой отряд Юнгвардии. Боль завуча состояла в том, что отобрать в юнгвардейцы лучших из ребят было невозможно. Лучшие: дети депутатов и воротил – не желали нести караул у школьного Знамени и пикетировать вместе со старшими товарищами, отрядом «Сила в правде», театрик демократического толка, когда там шли два спектакля: «Мамаша Кураж» по Брехту и «Песни Галича». Сии юные мажоры предпочитали чилиться с раскованными сверстницами и бодрящими напитками. Отличники тоже не спешили записаться в Юнгвардию: они учились изо всех сил, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ да свалить хоть в плохонький, но столичный вуз, и времени на собрания и акции у них не оставалось.

Это сильно ранило Анну Павловну, она-то вкладывала в воспитанников всю душу, и хотела добиться от них в преддверии Общегражданского голосования за Коррекцию Сроков осознанного патриотизма и принятия воли старших. И Управа руководства муниципального образования требовала от неё успехов на этом поприще – митинга в поддержку Президента и его партии.

Но сегодня в воспитательной работе завуча настал час Хэ. Она готовилась разыграть козырную карту – Андрюшу Б-го. Именно ученик 11 «А», развитой подросток, кумир романтических барышень, должен был стать руководителем митинга. Андрея вызвали в кабинет завуча к окончанию уроков, 14.30, и вот-вот ожидался его приход. Анна Павловна поправила перед зеркалом укладку и разместилась за столом. Проверенный приём: усадить посетителя в низкое кресло, где он будет чувствовать себя в положении подчинённого. Несколько наводящих вопросов, и дело в шляпе!

Анна Павловна мечтательно улыбнулась: беседа сулила не только начальственные дивиденды. Андрей ей очень нравился, страстное сердце истинного педагога выбрало молодого человека в свои протеже. Парень был необыкновенно хорош. Его невысокий рост компенсировала стройность и недетская подтянутость. Офицерская косточка, говорят о таких, и среди его предков действительно были военные. Родословная вела ещё к Бородинскому сражению, где пращур Андрея, отважный офицер, не позволил своему отряду отступить ни на пядь и погиб от разрыва вражеского снаряда.

Руки у старшеклассника тоже были приметные – чуткие, нервные, очень белые. Когда он клал их на гриф гитары на лицейских концертах, нельзя было оторвать глаз ни от этих рук, ни от его лица. Лица, немного надменного в обычное время и одухотворённого, если он играл или общался с друзьями. Друзей у Андрюши было не так много: неуклюжий добродушный толстяк Петя Б-ов, сын директора мясокомбината, и десятиклассница Наташа Р-ва, дочь настройщика роялей.

Небогатая Р-ва попала в элитный лицей по блату, без услуг её отца не могла обходиться жена директора гимназии Василия Сергеевича К-на, пианистка-любитель. Темноволосая, лучеглазая и непосредственная Наташа была девушкой Андрея. Весь лицей следил за их романом. Но молодые люди не спешили сближаться, предаваясь пока разговорам об искусстве и музыке. На концертах Наташа пела под аккомпанемент Андрея, и тогда уже невозможно было не восхищаться ими обоими, такими красивыми, влюблёнными и чистыми.

О главных успехах Б-го можно было сказать одно: учился он не просто отлично, а блестяще, подтягивая по основным предметам рассеянного Петю, безалаберную Наташу и ещё полкласса.

Анна Павловна не собиралась разрушать их подростковое счастье, она лишь хотела уважения и откровенности со стороны Андрея. Раздался стук, и дверь открылась.

– Проходи, Андрей, присаживайся, давай поговорим по душам. Скажи, ты не хотел бы принять более активное участие в жизни лицея?

– Да я и так вроде участвую, Анна Павловна. На Рождественском концерте мы с Натальей Р-вой исполним «Аллилуйя» Леонарда Коэна и несколько арий из «Кошек».

При упоминании Наташи Анна Павловна досадливо поморщилась.

– Мне кажется, ты уделяешь слишком большое внимание иноземной культуре. Тогда как накануне голосования родина ждёт от нас отечественных песен на нашем прекрасном языке. Но я не об этом хотела с тобой поговорить. Андрей удивлённо вскинул брови:

– А о чём? Я ведь не занимаюсь сплетнями, как Елена и Анатолий К-ны, дети директора.

Лицо завуча залила краска недоумения и стыда:

– То есть, ты хочешь сказать, Андрей, что я потакаю доносчикам?– Именно, более того, вы их и растите.

Такого поворота разговора дипломированный психолог не ожидала! Ш-р справилась с возмущением и сменила тему.

– Хорошо, Андрюша, мы обсудим это позже. А сейчас скажи: ты примешь участие в предстоящем митинге? Я предлагаю тебе стать Первым спикером в лицейских дебатах по поводу Голосования.

– Не собирался и не буду. Беру самоотвод.

– Как так? Тут уже ровные выщипанные брови директора поехали вверх. То есть тебе не нравится идея с митингом?

– Нет, не нравится. Мне не нравится всё, что происходит в лицее в последнее время. Вся эта возня с Юнгвардией и устаревшими праздниками, весь этот патриотический флёр, не нужный никому. Андрей внезапно осёкся, как будто пожалел о сказанном.

– Не ожидала от тебя такого! Значит, вот как ты относишься к главным ценностям? Ты отрицаешь святые для нас понятия: патриотизм, общественную активность и любовь к родине.

– Бывает другой патриотизм и иные ценности, чем ваши, Анна Павловна.

Завуч поняла, что проигрывает беседу, и кому? Сопливому мальчишке! Кто ему внушил такие слова, где он набрался этих идей? Её понесло:

– Ты что же, потакаешь либерал-демократам, этим отщепенцам? Да где ты их нашёл в нашем городе? Расскажи мне немедленно, где вы встречаетесь с ними. Государство дало тебе всё самое лучшее: безоблачное детство, прекрасное образование. А что они могут тебе дать? Да это свиньи, которые, извините, где жрут, там и срут. И ты такой же, как они, зажравшийся избалованный мальчишка! Ты только кричишь о своих поганых «ценностях», а на что ты готов ради них? Завуч уже не владела собой, всё больше распаляясь.

Красивое лицо старшеклассника выглядело спокойным, но это спокойствие давалось ему нелегко.

– Я не знаю никаких либералов, да и вряд ли они остались в нашем городе. И не собираюсь вступать ни в какую партию, я сам по себе.

Анна Павловна внезапно опомнилась.

–Ты подписал себе приговор. Таким, как ты, не место в нашем обществе, но я не исключу тебя из лицея накануне ЕГЭ, нет. Иди «своим путём», но запомни: отличных оценок тебе больше не видать, как и отличного портфолио для поступления в вуз. Я аннулирую все твои грамоты и награды. А твою подружку переведём доучиваться в общеобразовательную помойку её пригорода, она здесь занимает чужое место. Иди и запомни: ты ничего не можешь, ты слабак, и твои потуги на самостоятельность просто смешны.

Андрей вышел, не сказав ни слова. Он сбежал вниз по ступенькам с третьего этажа лицея на улицу. Он шёл по родному городу, перед глазами было милое лицо любимой девушки, а внутри звучали слова песни Галича из спектакля, на котором они были с Наташей:

И все так же, не проще,

Век наш пробует нас —

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?

В горячке Андрей вошёл в свою квартиру. Юноша знал, что он сейчас сделает. Одиночный пикет, он давно мечтал об этом, но опасался. Трус! Рука потянулась к куску белого ватмана. Андрей написал на нём жирным красными фломастером:

2 + 2 = О

Неся лист с цифрами подмышкой, он отправился на главную площадь города – площадь Первого вождя. Андрей встал у памятника и развернул свой самодельный плакат. Мимо спешили люди, не замечая юношу. Ему хотелось крикнуть им: «Не предавайте свободу, не ходите на голосование, помните, сегодня это коснётся соседа, завтра вас самих». Никто не слышал его душевного вопля. Зато приметил страж порядка:

– Парень, ты чего тут стоишь? Здесь нельзя. Ну-ка убери свой «транспарант» и ступай домой.

– Оставьте меня в покое, я ничего не нарушаю, одиночный пикет.

Полицейский отошёл в сторону и о чём-то посовещался с начальством по рации. Затем подойдя к Андрею, вырвал из его рук плакат и разорвал. Сделал несколько снимков нарушителя на служебную мобилу. Грубо толкнул в плечо: «А теперь убирайся отсюда!»

И вот Андрюша снова шёл, уже по вечернему весеннему городу. Он шёл к Наташе, чтобы объясниться, попросить прощения, утешить и найти утешения в её родных объятиях. Дома становились всё ниже, всё больше деревьев и распускающихся придорожных цветов. Андрей устал, он понял, что сегодня не дойдёт к ней, своей единственной, да и не с чем идти, в душе лишь горечь и обида. Разве таким нужно являться любимой девушке?

Он свернул на тропинку, ведущую на заброшенный пустырь, поросший молодой травой. Снял ветровку, кинул её на землю, упал в траву и, повернувшись на спину, посмотрел вверх.

Над ним ничего уже не было, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

Неба Аустерлица.

——————————————————————-

Действующие лица романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и рассказа:

Тулон – военно-морская база на юге Франции, где одержал свою первую победу капрал Бонапарт, будущий император Наполеон I. И некий духовный ориентир Андрея Болконского
Андрей Болконский, князь, офицер – 11-классник Андрей Б-ий
Наташа Ростова, графиня – 10-классница Наташа Р-ва
Пьер Безухов, граф – одноклассник Андрея Б-го Петя Б-ов
Элен и Анатоль Курагины, дети князя Курагина – Елена и Анатолий, дети директора В.С. Курагина
В.С. Курагин, князь, генерал – директор Лицея №2 Василий Сергеевич Курагин
А. П. Шерер, княгиня, хозяйка Петербургского великосветского салона – завуч Анна Павловна Ш-р.

Austerliz 0

Поэмка

Я – человек Толстого. Я – Андрей.
В весенней новизне беседую я с дубом.
Я – Марья, я сестра его, верней.
И терпеливо жду я встречи с чудом.

Нет, я – Наташа. В первый раз спеша на бал,
Мечтаю о любви, огромной и прекрасной.
Теперь я – Пьер. Я на дуэли. Опоздал
Спустить курок. И гибну не напрасно ль?

Ах, я – жена его, развратная Элен,
Что Долохова чистою любовью полюбила.
От сифилиса чахну. Жизни плен
Смертельной дозой ртути разрубила.

Я – Петя. К шее лошади припав,
Прощаюсь я с гусарскими мечтами.
А я – Денисов. Гибель друга увидав,
Беззвучными рыдаю я слезами.

Я – Николай Ростов. Я – Петин брат.
Мне не с руки оплакать мальчика нежнейшего кончину.
Я слишком Сонею и Марьей занят. Но назад
Не поверну: я не умею жить наполовину.

Я – беспринципный Анатоль. Наташу соблазнив,
Спасаюсь от возмездия на фронте.
С культей ноги на госпитальном ложе, кровь пролив –
Андрея вижу на соседней страшной койке.

Я – русское дворянство. На балах
Вальсирую, в масоны я вступаю.
В салоне А. П. Шеррер при свечах
Судачу я и под луной вздыхаю.

Дубиной гнева я народной размахнусь.
Я – партизан из крепостных. Хочу я вольную.
Вот, бабушка, и Юрьев день! Мотай на ус:
Я стал причиною Победы всей невольною!

Я – император. Я – Наполеон.
Солдаты для меня – лишь пушечное мясо.
Аустерлиц я выиграл. Москву я взял в полон.
Но вся моя стратегия напрасна.

Я – Михаил Кутузов. Я сдержал полки.
Я армию сберёг для батюшки-царя.
Пред родиной заслуги велики.
Немилость и опала – было всё не зря!

Я – Анна. Не сумев постыдной страсти
К завидному самцу перебороть,
На рельсы я ложусь. Горит и гаснет
Свеча. И поезд разрывает плоть.

Отвергнутый Каренин, муж я Анны.
Не в силах уж и в гос.дела вникать,
Нащупываю я свой револьвер в кармане.
Быть иль не быть? Поможет Бетси мне решать.

Я – Долли. Нарожав детей пяток,
К неверному Облонскому опять в постель иду.
Я – Вронский. Сожаленья превозмог,
И на Фру-Фру я рву узду.

Я – Кити. Трепеща, в сомненьях, под венец
Я с женихом под руку следую покорно.
Я – Левин. Я добился, наконец,
Её согласья. В церкви горд я непритворно.

Я – Катя Маслова. Вертя крутым бедром,
Напрасно я с тюремщиком флиртую.
И в кандалах по тракту уж потом,
Нехлюдова прокляв, но и любя, бреду я.

Теперь я сам Нехлюдов. Худо мне!
Отрекся я от Бога навсегда.
Свершится ль Воскресенье при луне,
Подскажет мне волхвов извечная Звезда.

Я – сам тот гениальный вегетарианец Лев.
С крестьянами в толстовке я взрыхляю пашню.
Нет, я жена его. Условности презрев,
Напрасно вспоминаю я о счастьи о вчерашнем.

Как молоды и влюблены мы были с ним!
И посещали вместе и салоны мы, и балы.
Всё в прошлом. Остаётся горький дым
Да мужа философский путь усталый.

Я – капитан отважный Тушин. Командир
Забытой батареи, что стреляет
Прицельно по врагу. Передо мной весь мир.
Я русский есмь народ – Платоша Каратаев.

И наконец, друзья, я – Инка Мартынюк,
И у окна в десятом классе я кропаю сочиненье.
Скажи, Господь, и ты, мой верный друг,
Когда моё наступит Воскресенье?

Pier 1 0

Анна Каренина

Она читала при оплавленной свече
исполненную горя, зла, отравы чёрной книгу.
Но вот на рельсах Анна. Тише, все!
Убить себя порою легче, чем сорвать вериги.

И та свеча, что теплилась едва,
вдруг вспыхнула невыносимым жаром,
и осветила ярко то, что раньше не могла!
И всё, что грезилось, вдруг Анна увидала.

В единую секунду стали ясны ей,
той, кто любила и неистово страдала,
грехи все скрытые и помыслы людей,
с которыми… Но свечка затрещала

при звуке поезда и стала меркнуть вдруг,
теперь уж навсегда. Нет больше ни огарка,
ни судороги сжатых Анной рук –
разорванная плоть, лохмотья полушалка.

Anna%20Karenina 0

***

Вот два столпа, российская культура:
Писатель и Кронштадтский Иоанн.
Меж ними крайне слабая натура,
царь Николашка вовсе не титан.

Каков сегодняшний расклад в России?
Святоши, царь и свора, рой писак.
Но не хватает нам Толстого – что, Мессия?
Нет, верю: мой читатель не дурак.

%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%2C%20%D0%98.%D0%9A%D1%80%20%D0%B8%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA 0

К лекции Тамары Эйдельман

Вот так и живём: без царя в голове,
и с Божьим законом не в лад и не в совесть.
Я смыслов пучок о писателе Льве
вложу в этот стих, не роман и не повесть.

Россию не спас он, а душу свою,
блаженного? гения? пыткой измучил –
быть рядом со слабым. За то и пою.
Судьба мне такая легла. Или случай.

С царём в голове или с Богом в душе –
конечно бы, нужно того и другого.
А если ни то и ни это вообще?
Тогда и читайте, и чтите – Толстого.

Golod 0

Лев Толстой с единомышленниками на голоде в Рязанской губернии

Русский Фрейд

Лев Николаич – русский Фрейд.
Про жизнь нам рассказал и смерть.
«Война и мир», «Иван Ильич»…
Вот и готов почти мой спич.
Психоанализ сих шедевров –
из самых сокровенных недров.
На мозгоправе сэкономить
легко, засев за толстый томик.

Freid 0 1

В День рождения Льва Толстого

Кто-то копит деньги и брильянты.
Коллекционирую – людей.
Ведь друзья-подруги и аманты
скаковых дороже лошадей.

С грацией слона в посудной лавке
судьбы их, как и свою, крою́.
Заслужил фасон такой удавки:
балансировать у жизни на краю.

Оправдание – святая жалость, честно.
Женщин и мужчин блестящий ряд
мне гарантией: когда-нибудь воскресну
для любви, для славы, для наград.

09.09.2021

%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0 0

Произведения цикла написаны в 2013-2021 г.г.

  • Рассказы и я яковлева на чувашском языке для детей
  • Рассказы из будущего 2017
  • Рассказы и сказки паустовского для детей
  • Рассказы игра в карты нараздевание
  • Рассказы и сказки о ягодах для дошкольников