Рассказы и сказки шергина

Борис викторович шергин сказки о шише совсем ещ недавно в москве на рождественском бульваре жил борис викторович шергин. белобородый, в

Борис Викторович Шергин

Сказки о Шише

Совсем ещё недавно в Москве на Рождественском бульваре жил Борис Викторович Шергин.

Белобородый, в синем стареньком костюме, сидел он на своей железной кровати, закуривал папироску «Север» и ласково говорил гостю:

— Где вы работаете? Как живёте? В каких краях побывали?

До того хорошо было у него в доме, так внимательно и

сердечно слушал он чужие рассказы, что многие забывали, зачем пришли, а ведь пришли послушать самого хозяина.

Когда же начинал рассказывать хозяин, слушатели боялись уронить слово, потому что Борис Викторович Шергин был великий артист. Он рассказывал и смешные истории, и печальные повести, а иногда, когда уж очень просили, пел русские былины.

За раскрытым окном под солнечным ветром шумели липы, пролетали автомобили, лязгали и громыхали трамваи, и странно было слышать протяжную мелодию и слова про Илью Муромца, пришедшие из давних времён:

— А и ехал Илия путями дальними…

Высоко на стене, над головою певца, висел деревянный парусный корабль. Этот корабль, верней, модель корабля построил отец Бориса Викторовича — архангельский помор, корабел, певец и художник. И сам Борис Викторович был помор, корабел, певец и художник, и только одним сердечным свойством отличался он от отца — Борис Шергин был замечательный русский писатель.

Много рассказов и сказок написал он, сейчас вы прочтёте «Сказки о Шише». Это сказки весёлые, смешные, и рассказаны они языком не совсем обычным. Борис Викторович родился в Архангельске, там он слыхал эти сказки и, пересказывая их нам, употребляет иногда слова для нашего уха непривычные, архангельские. Но понять их не так уж трудно.

Ну, к примеру, Борис Викторович говорит про Шиша: «Братья — мужики степенные, а он весь — как саврас без узды».

Что же это за «саврас»? Саврасый — это лошадиная масть, светло-коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли — Савраска. А если нет у Савраски узды — значит, он свободен, бегает где хочет. Вот таким и был Шиш — «саврас без узды».

Сказки и рассказы Бориса Шергина любят и с интересом читают в наши дни и дети и взрослые — это замечательно!

Юрий Коваль

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ

Дом был, стоял добрым порядком и на гладком месте, как на бороне.

В дому отец жил с сыновьями.

Старших и врать не знай, как звали, а младшего всё Шишом ругали.

Время ведь как птица: летит — его не остановишь. Вот Шиш и вырос. Братья — мужики степенные, а он весь — как соврас без узды. Такой был Шиш: на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки.

. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху.

Начнёт говорить, как по дороге поедет: слово скажет — другое готово.

А ловок был — в рот заедет да и поворотится.

Рано Шиш начал шуточки зашучивать. У них около деревни, в лесу, барин с барыней землю купили. Домок построили, садик развели. До людей жадные и скупые были, а между собой жили в любви и согласье, всем на удивленье. Оба маленькие, толстые, как пузыри. По вечерам денежки считали, а днём гуляли, сады свои караулили, чтобы прохожие веточки не сорвали или травки не истоптали. У деревенских ребят уши не заживали всё лето — старички походя дрались, а уж друг с другом одни нежности да любезности.

Шиш на них давно немилым оком смотрел:

— Ужо я вам улью щей на ложку!

И случай привёлся. Забралась в лес старушонка из дальней деревни за грибами. Ползала, ширилась да и заблудилась.

И заревела:

— О-о! Волки съедят!

Шиш около шнырял:

— Бабушка, кто тебя?

— У-у, заблудилась!

— Откуда ты?

— Из Горелова.

— Знаю. Выведу тебя, только ты мне сослужи службу…

Шиш и привёл её к барской усадебке:

— Видишь, в окне баринок сидит, спит за газетой?

— Ну, не слепая, вижу.

— Ты постучи в окно. Барин нос выставит, ты тяпни по плеши да скажи: «На! Барыне оставь!»

— Как же это я благородного господина задену? Они меня собаками затравят!

— Что ты! Они собак не держат, сами лают.

— Ну, что делать, не ночевать в лесу…

Побежала старуха к дому, стукнула в раму:

— Барин, отворьте окошко!

Толстяк высунулся, кряхтит:

— Кто там?

Старушонка плюнула в ладонь, размахнулась да как дёрнет его по плеши:

— На! Барыне оставь!

А сама от окна — и ходу задала.

Ну, её Шиш на Русь вывел.

Этот баринок окошко захлопнул, скребёт затылок, а барыня уж с перины ссыпалась:

— Тебе что дали?

— Как — что дали?. …

Б. В. Шергин

Поморские были и сказания

Милому внуку,

МИШЕНЬКЕ БАРЫКИНУ,

посвящает автор

эту книгу.

О книге Б. В. Шергина

С давних времен из Новгорода на Говор нашей страны, к Белому морю, переселились предки нынешних поморов. Они стали ходить за рыбой сначала по Двине и у морских берегов, а потом — все дальше в море на промысел за тюленями и моржами. Все шире расселялись новые пришельцы по морскому берегу; их так и назвали поморами.

Борьба с суровой природой выковала у поморов крепкий характер, уменье не теряться в трудных обстоятельствах, решительность и твердость духа.

В бурном, изменчивом морс одному человеку несдобровать, и поморы шли на промысел артелью, дружиной. Крепкая дружба, взаимная помощь связывали дружину. Помор всегда был готов выручить в беде товарищей: на промысел выйдешь — опирайся на товарища, но и сам помогай ему, береги, как себя, — это закон для помора.

Народ на Севере не знал унизительного гнета крепостного права, был грамотен и самостоятелен. Когда с берегов Белого моря Россия начала торговать с иностранными купцами, поморы первыми стали ходить с товарами на своих судах в Норвегию, Швецию, Англию, всюду заслуживая уважение за свою отвагу и честное отношение к делу.

На широкой Северной Двине, при самом впадении ее в Белое море, издавна возник город Архангельск. Это было удобное место для города: вниз по реке везли все, что давали русским густые северные леса, по морю приходили за нашим сырьем иноземные суда. Шумная, кипучая жизнь шла в Архангельске, у причалов, где слышалась и русская речь, и речь иностранцев, пришедших на своих судах.

Прекрасная природа Севера привлекала сердце тончайшими своими красками; суровая, она была родной, любимой матерью помору. Над широкими просторами Северного края летом стоит в небе «незакатимое» солнце, и в светлое летнее время, когда затихают над морем ветры, человек ищет поэтических слов, чтобы запомнить и передать людям свое понимание родной северной природы.

Помор, ушедший в море на промысел, любит вдали от берега послушать и сам рассказать о виденном — он тонкий ценитель искусства слова. Испокон веку у поморов были свои талантливые певцы, сказители. Люди большой поэтической одаренности и удивительной памяти, они не только могли спеть десятки давних, услышанных от старших, песен и старин (так поморы называют былины), рассказать множество сказок, но и сложить свои, новые песни, старины и сказки. В них отражались и исторические события, и труд помора на зверобойных и рыбных промыслах, а главное, тот высокий подъем духа, который веками выковывался у поморов в борьбе с суровой природой ледовитого моря, куда они первые прокладывали путь следующим поколениям.

Много наблюдений, примет, сведений о направлении морских течений, о льдах, ветрах, погоде, сохраненных памятью рассказчиков, оказались полезными, важными и в наши дни освоения Арктики. Когда в наше, советское время герои-полярники развертывают научно-исследовательские станции на льдинах, изучают природу Северного Ледовитого океана, то не раз, конечно, вспоминают они славных мореходцев прошлого, первых исследователей, заходивших на далекие острова и берега родного Севера. Немало таких смелых людей погибло в море, оставив по себе добрую память в поморских былинах и сказаниях.

Автор этой книги Борис Викторович Шергин вырос в Архангельске, среди трудовых людей: отец его, коренной помор, был корабельным мастером — строил морские парусные суда. С детства Борис Викторович постоянно видел работавших с отцом старых мореходцев и слышал их рассказы. Нельзя было надивиться, как искусно сплетались их замысловатые сюжеты, нельзя было наслушаться чистой, высокой речи рассказчиков. Воспитанный на сокровищах словесного творчества северных людей, будущий писатель навсегда сохранил в памяти и самих творцов этого сокровища.

Незабываемым наставником своим писатель называет Пафнутия Осиповича Анкудинова, замечательного мастера слова. Его рассказы Борис Викторович запомнил на всю жизнь и поэтическую основу их впоследствии донес до нашего времени. Он ярко, талантливо, по-своему написал эти старинные поморские былины, предания, сказки. Он рассказал нам о любимом своем Севере, о добрых, честных людях, мастерах своего дела, которых знал в детстве и юности.

Героический образ человека, которому честь дороже жизни, встает из старых преданий и былей, передававшихся от отцов к детям, от дедов — внукам. И герои произведений Шергина — самоотверженные, справедливые и умелые люди; из рук их никакая работа не выпадает, им можно доверить руководство любым промыслом, постройку и вождение морских судов. Они знают, что такое честное слово человека, с честью выполняют порученное им дело. Эти умные и талантливые люди стремятся не к собственному обогащению и почету, а к славе своей родины, для этого и сил и жизни не жалеют.

В рассказах Шергина и в переданных им старинных сказаниях с большой поэтической силой показана глубокая, крепкая связь поморов со своим «отеческим морем». «Уж ты кормишь, поишь, море синее, обуваешь, одеваешь, море соленое…» — поют поморы. Это та великая связь человека с природой, которую он устанавливает вековечным своим трудом и которая порождает горячую любовь к своему краю, к своей родине. Особенно ярко, своеобразно эта связь показана в сказаниях «Братанна» и «Гнев».

В сказании «Гнев» повествуется о том, как два брата жили в двинском устье, ходили на промысел к Новой Земле и «неубыточно правили торг у себя на Двине». Старший брат, Лихослав, нарушил «товарищество» — обязательное в морских походах правило справедливого и честного отношения кормщика к своей дружине: собственного брата Гореслава он бросил вместе с другими охотниками на необитаемом тогда берегу Новой Земли. Наказывает Лихослава за нечестный, коварный поступок сам «батюшко океан, Студеное море». В этом сказании честный труд человека прославлен с большой поэтической силой.

А несчастную, немую Братанну, которая «в лютый день» просит защиты от несправедливости людской у синего моря, «батюшко море, кормилец» спасает от гибели и болезни.

В произведениях Шергина сильно звучит поэтическое его слово. Великолепный, красочный северный язык украшает и картины природы, и диалоги действующих лиц; все его герои говорят кратко и сильно, выражая короткой, как пословица, фразой свое отношение к событию и черты собственного характера. «Остер топор, да и сук зубаст! Турью гору сворочу, а полечу в океан на своих крыльях!»— говорит Матюша Корелянин в рассказе «Матвеева радость».

Этот Матюша Корелянин с шести лет остался круглым сиротой, а с двенадцати лет уже начал тяжелую трудовую жизнь — отправился зуйком на Мурманские промыслы. Рано понял он, что помору «море — поилец, кормилец. Но море даст, что возьмешь. А чтобы взять, надо суденышко. Без своей посудины, хоть самой утлой, помор не добытчик, а раб богачу».

Чуть не с детских лет мечтал Матюша Корелянин о своем суденышке; брался за всякую работу, «не отдыхивал ни в праздник, ни в будни, ни зимой, ни летом», чтобы скопить на судно, вырваться из хозяйской кабалы, выбиться из бедности. Но только после Октябрьской революции, которая, по образному выражению автора, «подвела купеческие суда к бедняцкому берегу», исполнилась мечта Матвея Корельского. Его, известного всем своей честной трудовой жизнью, избирают председателем местного рыбопромышленного товарищества, и он получает в свое распоряжение отнятую у него когда-то шхуну купца Зубова. С какою любовью взялся Матвей, уже пожилой человек, за ремонт запущенной Зубовым посудины и назвал обновленный корабль «Радостью»…

О том новом, что появилось на Севере в наше время, о новых героях, о людях настоящего Б. В. Шергин пишет и в рассказе «В относе морском».

Эльвира Аганина
НОД в старшей группе: «Сказка «Рифмы» Бориса Шергина»

Цель: учить детей находить рифмы к словам; развивать речь и творческое воображение; воспитывать интерес к авторским сказкам

НОД

В группу входит Незнайка и плачет.

Воспитатель: Что случилось?

Незнайка: Меня Знайка пригласил на день рождения, но сказал обязательно придумать рифмы к слову «кот»….А я не знаю что такое рифма.

Воспитатель: Не расстраивайся Незнайка, мы постараемся тебе помочь узнать что же такое рифма. А пока я предлагаю тебе с ребятами поиграть в слова. (Игра в кругу)

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».

– Сегодня мы с вами вспомним сказку Бориса Викторовича Шергина, я вам её почитаю, а вы слушайте внимательно…

РИФМЫ

Шиш по своим делам в (лес) город пошёл. Дело было (зимой) летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. (Серый волк) Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать.Он и кричит этому дядьке:

—(Досвидания) Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству.Он и кричит Шишу:

— Здравствуйте, молодой человек!

А Шиш опять:

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так

присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

(Серому волку)Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть

не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

Воспитатель: А давайте ребята мы с вами это четверостишье повторим и попытаемся изобразить в движениях.

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

Воспитатель: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка….(ответы детей)

В конце сказки автор нам сам подсказывает: Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Воспитатель:А теперь ребята давайте подумаем и пофантазируем:

• Какие герои по характеру?

• В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (проехал бы мимо)

• А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?

• А как бы вы поступили на месте дяденьки?

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю стать сказочниками, для этого нам нужно всем присесть на волшебный ковёр, на котором происходят чудеса, все кто на нём побывает, становятся сказочниками. Присаживаемся на ковёр,закрываем глаза и говорим: Я хочу стать сказочником! Вот, а теперь давайте придумаем продолжение нашей сказки…. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами совсем забыли про Незнайку, давайте ему поможем подобрать рифмы к слову кот.

Игра с карточками «Подбери рифму»

(кот, рот, кит, торт, крот, рыба, глыба, плот, цветок, конфета, ракета, снег,след)

Незнайка: Ребята, так что же такое рифма?

Воспитатель: Ну, что дорогие мои сказочники напомните мне как называется сказка, которую мы с вами сегодня вспоминали? А про кого эта сказка? Как вы думаете, а как ещё можно было бы назвать эту сказку? А кто автор этой сказки?

Незнайка: Ребята, спасибо вам большое за помощь, и в благодарность хочу вам подарить игру «Сам себе сказочник!», а мне пора на день рождения к Знайке. До свидания!

Борис Шергин

Мартынко с артелью матросов в море ходил, и ему жира была хорошая. Хоть на работу не горазден, а песни петь да сказки врать мастер, дак все прошшали. С англичанами, с норвежанами на пристанях толь круто лекочет, не узнать, что русский. Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесёло, начальство строго, навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся.

Вон оногды на часах у складов и видит: подъехали компания лодкой и учали в футбол играть. Мартына и раззадорило: — Нате-ко меня!

Ружье бросил и давай с ребятами кубарем летать. В это время комендантова супруга на балкон сели воздухом подышать. Ей от Мартынова пинка мяч в зубы прилетел и толь плотно сел, дак фельшер до вечера бился, добывал.

Мартынку утром суд. Перва вина, что благородной дамы в рот грезной футбол положил, втора вина — с поста убежал. На ночь замкнули в башню. Башня заброшена — хлам, пыль, крысы, паутина. Бедной арестант поплакал, полежал у порога, и захотелось ему исть. В углу стол. Не завалялось ли хоть сухаря в ящике? Дернул вытяжку, есть что-то в тряпице. Развернул,— как огнем осветило — карт колода золотых, на них нельзя насмотреться. А в каземат часовой лезет:

— Тебе с огнем играть!!!

Тут на карты обзадорился, тут сели играть. И видит Мартынко — карты сами ходят, сами на хозяина играют. Часовой арестанту в минуту все гроши про-дул.

Нас бы с вами на ум,. Мартына на дело: «Я этими картами жить зачну». Часовому долг простил, выгонил его, в потеменки раму вынял, железно прутье вышатал да окном и выпал.

Утром арестанта хватились, а он уже в городе, в порту похаживат. В портерной иностранного кептена присмотрел, ему карты показал. Кептен ум потерял, сел с Мартыном,— не то что деньги, с себя мундир проиграл. Мартынко говорит:

— За проигрыш перепехни меня за море на своем пароходе.

Вот Мартынко в заграничном городе разгуливат по трактирам да по пивным. Где карты явит, там люди одичают. Мартынко один с барышом. Денег стало черту на печь не закинуть. Тогда загрустил: «Мне это низко, желаю по своим капиталам в высшее общество». Заказал брюки клеш, портянки сатиновы, нанял такси:

— Вези в трактир, куда первостатейны господа ездят.

Ну, завезли в самолучшей ресторан. Зеркала до потолку, посуда, самовары, публика ослепительно одета.

«А что тако,— думат Мартын,— нисколько не совестно за свои деньги…» — Эй, молодцы, бутылку водки! Чтобы ловкость показать — и штопору не взел, а по-мужицки о долонь половинкой как хватит. Пробка соседке в плешь, водка соседу во что ешь… Тотчас вся зала заверешшала, налетели господа с орденами в лентах:

— Вон отсюда, невежа! Твое место под забором с бродягами распивать!.. — На свои пью, не на ваши!

— Ты понимаешь, куда забрался? Этта генералитет, а которы есть и министры, чай пить соизволяют. Король приворачиват. Этта рюмка водки рублем пахнет.

Потащили бажоного вон за шиворот. Бажоный затужил:

— Вот как! Вот как!! Набывался в высшем свете. За прилавок зачалился, карты из-за пазухи вывернул:

— Предлагаю сразиться в картишки. Эких карт на веку никто не видывал. Льзя ли отказаться? И проиграла почтенна публика и коней, и кореты, и одежду, и штиблеты. Мартынко ихни брюки

да сертуки нафталином посыпат да в ломбард отправ-лят. Далее удоволился, говорит:

— Содвигай столы! Угощаю пострадавших за свой счет!

Этим генералам да профессорам все одно делать нечего. Голой домой не побежишь. У кого дома телефон, позвонили, чтобы костюм послали, у кого телефона нет,— с запиской лакея турнули, а сами сели закусить. Мартынко выпил и отмяк:

— Друзья! Наша игра не более как милая шутка. На фига мне ваши клячи да кареты. Получай обратно ломбардны квитанции. Пущай всяк при своем!

Тут хмель сборол Мартынка. Он поговорил, песенку еще спел да и растянулся на полу. Дежурной генерал с докладом к королю:

—Явился в ресторане субъект, с первого взгляду малостоющий. Выкинул на прилавок необыкновенные карты и этими картами всех до копейки обыграл. Но проигрыши не токмо простил, а и всех собравшихся самолучшим питьем и закусками удоволил.

Король говорит:

— Эта личность где сейчас?

— Где гулял, тамотки и повалился. Король туда лично пальнул в легковом автомобиле, спрашиват лакеев:

— Где-ка гостя-то положили?

— Они сами под стол удалились.

Мартына рострясли, душетырного спирту дали понюхать, в сознание привели. Король с им за ручку поздоровался:

— Мимо ехал — и вдруг жажда одолила, не иначе с редьки. К счастью, вспомнил про этот лесторан. Мартынко осмелел:

— Ваше королевское величие, окажите монаршее внимание с выпитием рюмочки при надлежашшей закуске.

— Ха-ха-ха! Вы в состоянии короля угошшать? Мартын сидельцу мигнул, лакеи полон стол наносили. Король сколько сам уписыват, боле в чемодан складыват: — Деточкам свезу гостинчика.

— Не загружайте тары эким хламом, ваше величие. Есть у нас кока с соком в чемодан ложить. — Это вы не про карты ли? — Имеются и карты.

Король колоду позадевал:

— Этих картов я и на всемирной выставки не видел. Сели за зелено сукно. И проиграл король Мартыну деньги, часы, пальто, автомобиль с шофером. Тогда расстроился:

— Тошнехонько машины жалко. Летось на именины ото всей инперии поднесена…

— Ваше величие! Папаша всенародной! Это все была детская забава. Велите посторонним оставить помещение.

Король выпнул публику, заложил двери на крюк, подъехал к Мартынку. Нас бы с вами на ум. Мартына на дело. Говорит:

— Ваше велико! Держава у вас — место самое проходное. В силу вашего географического положения пароходов заграничных через вас плывет, поездов бежит, еропланов с дипломатами летит ужасти сколько. Никакому главному бухгалтеру не сосчитать, сколько через вас иностранного купечества со своима капиталами даром пролетит и проплывет… Ваше велико! Надеюсь, вы убедились, кака сила в моих картах… Поручите мне государственну печать, посадите меня в главно место и объявите, что без пропуска и штенпеля нету через вашу границу ни пароходу проходу, ни ероплану пролету, ни на машине проезду… Увидаете, что будет.

Король троекратно прокричал ура и объявил:

— Министром финанцевым быть хошь?

— Велите, состоим-с!

— Завтра в обед приходи должность примать. Отвели под Мартына семиэтажной дом, наголо окна без простенков. По всем заборам наклеили, что «через нашу державу без пропуска и министерской печати нет ни пароходу проходу, ни на ероплане пролету, ни на машине проезду».

Вот Мартын сидит в кабинете за столом, печати ставит, а ко столу очередь даже во всю лестницу.

Иностранно купечество, дипломаты — все тут. Новый министр пока штемпель ставит, свои карты будто ненароком и покажет. Какой капиталист эти карты увидал, тот и ум потерял. Не только что наличность у Мартына оставит — сколько дома есть денег, все телеграфом сюда выпишет.

Ну, Мартынкино королевство разбогатело. Сотрудникам пища пошла скусна. Ежедень четыре выти, у каждой перемены по стакану вина. В каком прежде сукне генералы на парад сподоблялись, то сукно теперь служащи завседенно треплют.

Однако соседним государствам ужасно не понравилось, что Мартынко у них все деньги выманил. Взяли подослали тайных агентов — какой бы хитростью его потушить.

Тут приходит вот како дело рассказать. У короля была дочерь Раиска. И она с первого взгляду влюбилась в нашего прохвоста. Где Мартынко речь говорит или доклад делат, она в первом ряду сидит, мигает ему, не может налюбоваться. Из газет, из журналов Мартынкины портреты вырезат да в альбом клеит. Уж так его абажат. А она Мартыну ни на глаза. Он ей видеть не может, бегом от ей бегат. Однажды при публике выразился:

— Эту Раиску увижу, меня так блевать и кинет! Которые неосторожные слова прекрасно слышали тайны агенты других держав и довели до сведения Раиски… Любовь всегда слепа. Несчастна девица думала, что ейна симпатия из-за скромности на нее не глядит. А тут, как ужасну истину узнала, нахлопала агентов по харе, также отдула неповинных фрелин и упала в обморок. Как в себя пришла, агенты говорят:

— Вот до чего довел вас этот тиран. Конешно, дело не наше, и мы этим не антиресуимся, а только напрасно ваш тятенька этого бродягу в главно место посадил. Вот дак министр с ветру наскочил! И вас своими секретами присушил. Такого бы без суда в нужнике давно надо утопить. Но мы вас научим…

Утром получат Мартынко записку: «Дорогой министр финанцев! Пожалуте выпить и закусить к нам на квартеру антиресуимсе каки таки у вас карты известная вам рая».

Мартынко этой Раи боитсе, а не идти неможно,— что он у ней с визитом не бывал.

Только гость созвонился, агенты за ширмы, а Мартын заходит и от угошшения вежливо отказывается. Заговорили про войну, про погоду. А Раиска речь пересекла:

— Я слыхала, у вас карты есь бутто бы золоты? Я смала охвоча карты мешать.

И зачала она проигрывать деньжонки, кольца, брошки, браслетки, часики с цепочкой — все продула гостю.

Тут он домой сторопился.

— Однако поздно. На прошшанье дарю вам обратно ваши уборы. Мне-ка не нать, а вам от папы трепка. А Раиска нахальне:

— Я бы все одно в суд подала, что у тебя карты фальшивы.

— Как это фальшивы?

Она искусственно захохотала: — А вот эк!

Выхватила колоду да к себе под карсет. — Докуль у меня рюмку-другу не выпьете, дотуль не отдам.

Делать нечего. Дорогой гость две-три рюмочки выкушал и пал на ковер. В графине было усыпаюшшее зелье. Шпионы выскочили из-за ширмов, раздели сонного догола и кошелек нашли. Тело на худой кляче вывезли далеко в лес и хвоснули в овраг, куда из помойных ям вываливают.

На холоду под утром Мартын очнулся. Все вспомнил:

— О, будь ты проклята, королевнина гостьба! Куда теперь подамся, нагой, без копейки?

Како-то лохмотье вырыл, завесился и побрел лесом. Думат: «Плох я сокол, что ворона с места сбила». И видит: яблоки растут белого цвету. — Ах, как пить охота! Сорвал пару и съел. И заболела голова. За лоб схватился, под рукой два волдыря. И поднялись от этих волдырей два рога самосильных.

Вот дак приужахнулся бедный парень! Скакал, скакал, обломить рогов не может. Дале заплакал:

— Что на меня за беды, что на меня за напасти! Та шкура разорила, пристрамила, разболокла, яблоком объелся, рога явились, как у вепря у дикого. О, зада-виться ли, утопиться?! Разве я кому надоел? Уйду от вас навеки, буду жить лучче с хичныма хехенами и со львами.

Во слезах пути-дороженьки не видит и наткнулся опять на яблоню. Тут яблочки красненьки, красивы. — Объистись разве да умереть во младых летах?.. Сгрыз яблоко, счавкал друго,— головы-то ловко стало. Рукой схватился и рога, как шапочку, сронил. Все тело согрелось, сердце звеселилось и напахнула така молодось, дак Мартын на голове ходить годен. Нас бы с вами на ум. Мартына на дело: этих красных молодильных яблоков нарвал, воротился на старо место, рогатых яблоков натряс, склал за пазуху и побежал из лесу.

Дорога в город повела, а Мартынко раздумался: «В эдаких трепках мне там нельзя показаться. В полицу заберут».

А по пути деревня, с краю домик небольшой — и старуха кривобока крыльцо пашет. Мартынко так умильно:

— Бабушка, дозвольте в ызбу затти обогреться. Не бойтесь этих ремков, меня бродяги ночесь раздели.

Старуха видит: парень хоть рваной, а на мазурика не похож — и запустила в кухню. Мартынко подает ей молодильного яблока: — Баба, на-ко съешь! Баба доверилась и съела.

— Парень, чем ты меня накормил, будто я вина испила?

Она была худа, морщевата, рот ямой; стала хороша, гладка, румяна.

— Эта я ли? Молодец, как ты меня эку сделал? Мне ведь вам нечем платить-то!

— Любезна моя, денег не надо. А нет ли костюма на мой рост — мужнева ли, братнева ли? Видишь, я наг сижу. — Есь, дитетко, есь! Отомкнула сундук.

— Это сынишка моего одежонка. Хоть все понеси, андел мой, благодетель!.. Оболокайся, я самоварчик согрею.

Мартыну гостить некогда. Оделся в простеньку троечку и в худеньки щиблеты, написал на губы усы, склал свои бесценны яблоки в коробок и пошел в город. У Раискиных ворот увидел ейну стару фрелину:

— Яблочков не прикажете-с?

— Верно, кисляшши.

— Разрешите вас угостить.

Подал молодильного. Старой девки лестно с кавалером постоять. Яблоко на обе шшоки лижот. И кряду стала толста, красна, красива. Забыла спасибо сказать, полетела к королевны:

— Раичка, я-та кака!

— Машка, ты ли? Почто эка?

— Мушшина черноусой яблочком угостили. Верно, с этого… У их полна коробка.

— Бежи, ростыка, догоняй. Я куплю, скажи: королевна дорого даст!

Мартынка того и ждал. Завернул пару рогатых, подает этой Машки:

— Это для барыни. Высший сорт. Пушшай едят на здоровье. За деньжонками потом зайду.

Раиска у себя в спальны зеркалов наставила, хедричество зажгла, стала яблоки хряпать:

— Вот чичас буду моложе ставать, вот чичас сделаюсь тельна, да румяна, да красавица…

Ест яблоко и в зеркало здрит и видит — на лбу поднелись две россохи и стали матеры, и выросли у королевны рога долги, кривы, кабыть оленьи.

Ну, уж эту ночку в дому не спали. Рога те и пилой пилили, и в стену она бодалась — все без пользы. Как в зеркало зглянет, так ей в омморок и бросат. Утром отправили телеграмму папаше, переимали всех яблочных торговцев, послали по лекарей.

Нас бы с вами на ум. Мартына на дело: наклеил бороду, написал морщины, наложил очки. Срядился эким профессором и с узелочком звонится у короле-виной квартеры: — Не здесь ли больная? — Здесь, здесь!

Раиска лежит на постели, рошшеперя лапы, и рога на лямках подвешаны. Наш дохтур пошшупал пуп — на месте ли, спросил, сколько раз до ветру ходила, и были ле дети, и были ле родители, и не сумашеччи ле были, и папа пьюшшой ле, и кака пинтература?

Также потребовал молоток, полчаса в пятки и в темя колотил и дышать не велел. Тогда говорит:

— Это вполне научное явление с рогами. Дайте больной съись два куска мыла и ташшыте в баню на снимок. Она ела-ела, тогда заревела:

— О, беда, беда! Не хочу боле лечицца-а! Лучче бы меня на меленки смололи-и, на глину сожгали, на мыло сварили-и!

Тут Мартын выгонил всех вон и приступил нако-ротки:

— Я по своей практике вижу, что за некотору подлось вам эта болесь! — Знать ницего не знаю, ведать не ведаю. Тогда добрый лекарь, за рога ухватя, зачал ей драть ремнем:

—- Признавайся, дура, не обидела ле кого, не обокрала ле кого?!

— О, виновата, тепере виновата!

— В чем виновата?

— У тятенькиного министра карты высадила.

— Куда запехала?

— Под комод.

Мартын нашел карты. Достал молодильные яблоки:

— Ешь эти яблоки!

— О, боюсь, боюсь!

— Ешь, тигра рогатая!

Она яблоко съела,— рога обмякли и отпали; друго съела — красавица стала.

Была черна, суха, стала больша, красна, налита! Мартынко взглянул, и сердце у него задрожало. Конешно, против экой красоты кто же устоит! Глядел, глядел, дале выговорил: — Соблаговолите шайку воды.

Подала. Он бороду и краску смыл. Раиса узнала,— где стояла, тут и села. Мартынко ей:

— Рая, понапрасну вы на меня гору каменну несли. Это я из-за многих хлопот не поспел вас тогда высмотреть, а тепериче страстно абажаю.

Дальше нечего и сказывать. Свадьба пошла у Мартынка да у Раиски. Песни запели, в гармонь заиграли.

Вот и живут. Мартынко всех в карты обыгрыват, докуль этих карт не украдут. Ну, а украдут, опять и выпнут Мартына.

Читать сказки Бориса Шергина. Содержание

Сказки Бориса Шергина. Произведения и биография писателя

Варвара Ивановна
Волшебное кольцо
Ворон
Грумаланский песенник
Данило и Ненила
Дивный гудочек
Золоченые лбы
Кот котофей
Кроткая вода
Мартынко
Пронька Грезной
Пойга и Лиса
Судное дело Ерша с Лещом
Шиш Московский

Читать все сказки Шергина.Список произведений.
Читать сказки из раздел «Авторские сказки»

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.
Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.
Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).
Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.
В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.
Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя Бориса Шергина было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.
Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).
Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Читать онлайн все сказки Шергина.Содержание
Читать сказки из раздела «Авторские сказки»
Борис Шергин

Борис Шергин

Борис Шергин

Имя при рождении Борис Шергин
Дата рождения 26.07.1893
Место рождения г. Архангельск, Российская империя
Дата смерти 31.10.1973
Место смерти г. Москва, СССР
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель, фольклорист, публицист, художник
Язык произведений русский
Срок авторских прав 31.12.2047

Борис Викторович Шергин — писатель, фольклорист, публицист, художник.

Борис Шергин / Биография

Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.

С детства Борис Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.

С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Борис Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.

В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.

В Москве оценили не только художественные способности Бориса Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.

В студенческие годы Борис Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917).
Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).

В 1915 г. Шергин встретился с земляками — известными учеными-фольклористами братьями Борисом и Юрием Соколовыми, которые не раз приглашали его в Московский университет иллюстрировать пением лекции по народной словесности.

В 1916 г. по поручению Отделения русского языка и словесности Академии наук Шергин совершил поездку в Архангельскую и Олонецкую губернии. Записанный им фольклорный материал был высоко оценен учеными.

Окончив Строгановское училище (1917), Шергин вернулся в Архангельск. Работал в Архангельском краеведческом музее (1917–1919), занимаясь реставрацией и составлением новых коллекций, организацией выставок, археографией. Состоял членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).

Борис Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило разорвать помолвку.

Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.

В 1921 г. принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.

В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.

В 1924 г. вышла первая книга Бориса Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.

В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, — ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком» (1928, № 24; 1829 № 4–5).

  • Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
  • Рассказы и сказки шергина

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказы и сказки шергина

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказы и сказки шергина

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказы и сказки шергина

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

Сказочная «эпопея» о Шише — беглом холопе, мошеннике и плуте, складывалась еще при Иване Грозном, но в наиболее полном виде эпос сохранился лишь на Севере. Здесь в Архангельской губернии Шергин собрал более 100 сказок о Шише.

В конце 20-х гг. Борис Шергин начал переводить на язык народных преданий избранные литературные произведения, публикуя свои рассказы в журнале «Дружные ребята». В 1928 г. вышел сказ «О лопарях» — поэтическое переложение в духе «Калевалы» одной из глав повести М. Пришвина «За волшебным колобком». В 1929 г. перевел на фольклорную почву очерк писателя-этнографа П. П. Инфантьева, посвященного истории северных мореплавателей, рассказав о «Мурманских зуйках», юных мальчишках, работающих на промысловых кораблях. Зуйком был в юности отец Шергина.

В 1930 году была издана первая книга сказок о веселом бродяге Шише «Шиш московский». Необычайный успех принесли Борису Шергину выступления со сказками о Шише на радио под псевдонимом «Шиш Московский» (1932–1933). Шергину удалось передать музыку устного исполнения народных сюжетов, увлечь слушателей народной сказкой. В его исполнении балагур, бродяга и плут, надувающий богачей, стал любимым героем детей тех лет.

В 1931 г. в Ленинграде вышел сборник актрисы и фольклористки О. Э. Озаровской «Пятиречие», в который вошли сказка-скоморошина «Золоченые лбы», «Волшебное кольцо» и др. В этих сказках Шергин задумал перенести фольклорных героев в современность, где они бы жили собственной жизнью.

В 30-е годы начиналось оригинальное литературное творчество Шергина-прозаика. Героями его новелл становятся почитаемые в народе мастеровые-художники. В 1934 г. Шергиным был создан сказ «Рождение корабля», посвященный талантливому архангельскому кораблестроителю. Максим Горький назвал его одним из лучших рассказов писателя и напечатал его в журнале «Колхозник». В 1932-1933 гг. рассказы Шергина выходили на страницах журналов «Чиж», «Юный натуралист» и др.

В 1936 г. вышел второй сборник Шергина — «Архангельские новеллы». Шергин поместил в книгу новеллы и сказки, бытовавшие на Севере, услышанные от бывалых людей и художественно обработанные писателем. В них Шергин не реставрировал, а продолжал традиции народного и сказочного искусства.

В 1934 году Шергин вступил в Союз писателей и от Московской организации был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд писателей.

  • Борис Шергин
  • Рассказы и сказки шергина

    Борис Шергин. «Незабудки», 1969 год

  • Рассказы и сказки шергина

    Борис Шергин. «Шиш Московский», 1930 год

  • Рассказы и сказки шергина

    Борис Шергин. «Авдотья Рязаночка». 1965 год

В 1939 г. в Гослитиздате вышла новая, очень заметная в творчестве писателя книга «У песенных рек», которая открывалась большим циклом авторских, собственных шергинских произведений. В сборник вошла большая часть прозы писателя, созданная в 30-е гг. и посвященная Белому морю, рыболовному промыслу, городу Архангельску. В сборник вошли маленькие поэмы о морском искусстве и житейской мудрости людей Поморья. В книгу Шергин поместил созданный к 100-летнему юбилею Пушкина сказ «Пинежский Пушкин», преподнесенный писателем от лица трех женщин-крестьянок.

Отдельные сказки и новеллы Бориса Шергина печатались в «Литературной газете», «Известиях», «Ленинградской правде», в газетах, издаваемых в Архангельске, в журналах «30 дней», «Октябрь», «Смена», «Пионер», «Вокруг света», «Нева», «Колхозник».

В годы Великой Отечественной войны Шергин выступал в воинских частях Москвы, школах, в вузах, сельских клубах. Событиям военных лет он посвятил свои рассказы «Золотая сюрприза», «Офонина бабушка», «Три сына». Не смотря на проблемы со здоровьем, и почти полную потерю зрения, писатель продолжал работать.

Сразу после войны Борис Шергин выпустил книгу «Поморщина-корабельщина» (1947), в которую он включил наиболее «обкатанные» в живом исполнении фольклорные обработки и рассказы о Севере. К моменту выхода книги в стране началась беспрецедентная государственная компания по удушения искусства. Творчество Шергина объявили псевдонародным, его перестали печатать, не позволяли выступать со сцены.

Лишь через десять лет в «Детлите» вышла очередная книги писателя «Поморские были и сказания» (1957, 1971), оформленная В. А. Фаворским. Сборник вобрал в себя все лучшее, изначально адресованное детям или вошедшее в детское чтение.

Настоящую славу и признание писателю принесла книга «Океан — море русское», изданная в «Молодой гвардии» (1957, 1959, 1961). В нее вошли лучшие оригинальные произведения Шергина 30-х и 50-х гг. Шергин поместил в сборник «Сказ о Ломоносове», созданный к 250-летию ученого. Писатель взял за основу и обработал дореволюционную книгу Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов».

В 1960 г. Шергин переехал со Сверчкового переулка на Рождественский бульвар. Здесь писатель прожил 13 лет, выезжая на лето в подмосковное Хотьково.

В 1967 г. за заслуги в развитии советской литературы Борис Шергин был награжден орденом трудового Красного Знамени.

Тогда же была выпущена книга «Запечатленная слава» (1967, 1983) — наиболее полное прижизненное издание писателя. Еще одна книга Шергина «Гандвиг — студеное море» (1971, 1977, 1987) вышла на родине писателя в 1971 г.

Борис Викторович Шергин умер 31 октября 1973 года в Москве. Писатель был похоронен на Кузьминском кладбище.

  • Борис Шергин
  • Рассказы и сказки шергина

    Разделочная доска на сюжеты сказов Бориса Шергина. Художник Евгений Монин, 1969 год

  • Рассказы и сказки шергина

    Разделочная доска на сюжеты сказов Бориса Шергина. Художник Евгений Монин, 1969 год

В конце 70-х — начале 1980-х гг. книги Шергина издавались довольно часто и большими тиражами. В сборниках понемногу печатались отрывки из дневников Шергина, которые писатель вел большую часть жизни. В этот период были опубликованы: «Избранное» (1977); «Повести и рассказы» (1984); «У Ахангельского города : рассказы, сказки и были» (1985); «Древние памяти : поморские были и сказания» (1989 ); сборник «Изящные мастера» (1990).

В разные годы издательство «Детская литература» выпускала для детей былины, сказки и рассказы писателя: «Авдотья Рязаночка» (1958); «Илья Муромец» (1963); пословицы «Добрый молодец» (1964), в серии «Книга за книгой» — «Гости с Двины» (1970), «Рассказы и сказки» (1987); «Незабудки : пословицы в рассказах» (1969); «Одно дело делаешь, другого не порть» (1977); рассказ «Миша Ласкин» (1976) с рисунками Н. Устинова; «Сказки о Шише» (1981, 1989) с рисунками А. Костина. Многие произведения автора выходили в коллективных сборниках и периодических журналах для детей.

В красочном оформлении вышли книги: «Небылицы в лицах» (1970) с рисунками В. Лосина; «Ваня Датский» (1971) с рисунками В. Перцова; рассказ «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (1986). В разные годы

«Ваня Датский» (1979, 1982, 1988, 1991) в разные годы издавался с рисунками А. Олина и Т. Сергеевой. Ставропольское книжное изд-во выпустило «Три сказки о Шише» (1986), Новосибирское книжное издательство — рассказ «Рождение корабля» (1988).

  • Иллюстрации Владимира Перцова к архангельской были Бориса Шергина «Ваня Датский»
  • Рассказы и сказки шергина

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин

  • Рассказы и сказки шергина

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин.

  • Рассказы и сказки шергина

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин.

В постсоветский период вновь начали появляться сказки Шергина: «Лисичка, иди играть!» (1991); сказки Шергина с иллюстрациями художника В. Чапли из серии «Моя любимая книжка» (2003).

Современные издания сказок писателя под названием «Волшебное кольцо» выходили в Москве с иллюстрациями разных художников — с рисунками художников А. Елисеева (2011), В. Чапли (2016).

Книга Шергина «Рождение корабля» (2017) вышла на Соловецких островах с рисунками художницы Анастасии Соротокиной.

В 2012-2015 гг. издательством «Москвоведение» было выпущено четырёхтомное собрание сочинений «Борис Викторович Шергин», наиболее полно отражающее его литературное творчество. В четырёх томах собраны самые лучшие произведения поэзии и прозы Шергина, его очерки об искусстве, литературно-критические статьи, письма, дневники, иллюстрации фотографии и статьи о писателе.

Книги писателя-помора неоднократно переиздавались на Севере.

В городе Архангельске к 110-летннему юбилею Шергина была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина» (2003).

Читает писатель Борис Шергин

Борис Шергин / Книги

  • Шергин Б. В. У Архангельского города, у корабельного пристанища : сборник старин / Б. Шергин ; [ил. автора] — Москва ; Петроград : Гос. изд-во, [1924]. — 52 с., 5 л. ил. : нот. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин Б. В. Шиш Московский / Б. Шергин ; рис. и обл. А. Самохвалова. — Москва ; Ленинград : Гос.изд-во, 1930. — 80 с. : ил. [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Шергин Б. В. У песенных рек : [сб. устного нар. творчества Сев. края]. — Москва : Гослитиздат, 1939. — 196 с. : ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Собрание сочинений : [в 4 томах] / Борис Викторович Шергин ; [сост. Шульман Ю. М., подбор ил. Перцов В. В.]. — Москва : НО «ИЦ «Москвоведение», 2012–.
    • Т. 1 : Былины. Песни. Сказки : [послесловие Ю. Шульмана ; ил.: Б. В. Шергин, В. Н. Лосин, В. А. Чижиков и др.]. — 2012. — 447 с. : цв. ил.
    • Т. 2 : Сказы. — 2013. — 495 с. : цв. ил.
    • Т. 3 : Дневник. 1939–1968. — 2014. — 495 с. : цв. ил. — Имен. указ.: с. 490–494.
    • Т. 4 : Очерки. Статьи. Письма : [послесловие Ю. Коваля]. — 2015. — 495 с. : ил., цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Б. В. Шергин ; [сост. и авт. вступ. статьи, Ю. Ф. Галкин ; худож. Г. Н. Бурмагина]. — Москва : Советская Россия, 1977. — 382 с. : портр.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Борис Шергин. — Архангельский литературный музей, cop. 2016. — 240 с. : ил., портр., факс. — (Библиотека исторического, авантюрного и приключенческого романа).
    • Содерж.: Детство в Архангельске ; Слово о Ломоносове ; Дневник. 1941 год. [Хранится в фонде РГБ].
  • Добрый молодец : русские пословицы / составил Борис Шергин ; рисунки Г. Валька. — Москва : Детская литература, 1964. — (Школьная библиотека). [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Шергин, Б. В. Авдотья Рязаночка : былины / в пересказе Б. Шергина; [грав. В. Фаворского]. — 4-е изд. — Москва : Детская литература, 1982. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Шергин Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. Шергин ; худож. В. Перцов. — Москва : Малыш, 1971. — 8 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. В. Шергин ; худож. А. Олин. — Ижевск : Удмуртия, 1979. — 16 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Борис Шергин ; худож. Т. Сергеева. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 20 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Волшебное кольцо / Б. Шергин ; худож. А. Елисеев. — Москва : Рипол Классик, 2011. — 48 с. : цв. ил. — (Поморские сказки).
    • Содерж.: Золоченые лбы ; Кобыла ; Тили-тили ; Пожила барыня на свете, посмешила добрых людей.
  • Шергин Б. В. Волшебное кольцо / Борис Шергин ; художник Владимир Чапля. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 79 с. : цв. ил. — (Образ Речи).
    • Содерж.: Волшебное кольцо ; Дивный гудочек ; Ваня Датский ; Пойга и Лиса ; Умная Дуня и др.
  • Шергин, Б. В. Гандвик — студеное море / Б. Шергин ; [предисловие Ю. Галкина] . — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1977. — 160 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Гости с Двины / Б. В. Шергин. — Москва : Детская литература, 1970. — 64 с. : грав., портр. — (Книга за книгой).
  • Шергин, Б. В. Гость с Двины : сказки, былины, рассказы / Б. В. Шергин ; предисл. Ю. Шульмана ; худож. А. Аземша. — Москва : Астрель: Аст, 2007. — 255 с.: ил. — (Хрестоматия школьника).
  • Шергин, Б. В. Древние памяти : поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; вступ. ст. А. Нелепина. — Москва : Художественная литература, 1989. — 557 с. : 1 л. портр.
  • Шергин, Б. В. Запечатленная слава : поморские были и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Советский писатель, 1967. — 438 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Изящные мастера : поморские былины и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — 431 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Борис Шергин ; рисунки П. Павлинова. — Москва : Детская литература, 1963. — 71 с. : ил., нот. [Первое издание, хранится в фонде редкой книги РГДБ]
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Б. В. Шергин ; худож. П. Павлинов. — Москва : Детская литература, 1968. — 65 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Шергин, Б. В. Лисичка, иди играть! : лопарская сказка / пересказал Б. Шергин ; худож. В. Гошко — Москва : Малыш, 1991. — 12 с. : ил. — (Библиотека детского сада).
  • Шергин, Б. В. Небылицы в лицах : [для ст. дошк. и мл. школьного возраста] / рис. В. Лосина. — Москва : Малыш, 1970. — [47] с. : ил. — (Серия сказок советских писателей. Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок). [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Повести и рассказы / Б. В. Шергин ; сост. и послесл. Ю. М. Шульмана. — Ленинград : Лениздат, 1984. — 495 с. : портр. — (Мастера русской прозы XX века).
  • Шергин, Б. М. Поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; предисл. А. Югова ; грав. А. Ф. Билль и др. — Москва : Детская литература, 1971. — 207 с. : ил., портр.
  • Шергин, Б. В. Рождение корабля : рассказ / Б. В. Шергин ; худож. В. К. Чебанов. — Новосибирск : Книжное издательство, 1988. — [20] с. : цв. ил.
  • Шергин Б. В. Рождение корабля : [рассказ] / Борис Шергин ; [художник Анастасия Соротокина]. — Соловецкие острова : Издательство ТСМ, сор. 2017. — 27, [1] с. : цв. ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Сказки о Шише : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1989. — 24 с.
  • Шергин, Б. В. Собирай по ягодке — наберешь кузовок : [рассказ] / Б. В. Шергин ; худож. М. Петров — Москва : Малыш, 1986. — [10] с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Одно дело делаешь, другого не порть : пословицы в рассказах / Б. В. Шергин ; худож. Н. Афанасьева. — Москва : Детская литература, 1983. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
  • Шергин, Б. В. У архангельского города / Б. В. Шергин ; [худож. В. Д. Кудрявцева ; фотопортрет В. Г. Ускова]. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1985. — 255 с. : ил., 6 л. цв. ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Шиш и барин : сказки / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1991. — 16 с. : цв. ил. — (Мои первые книжки).

Книги Б. В. Шергина в Национальной электронной детской библиотеке

  • Шергин, Б. В. Авдотья Рязаночка (Текст : электронный ресурс) / былины в пересказе Б. Шергина ; (гравюры В. Фаворского). — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: В здании РГДБ.
  • Б. В. Шиш Московский (Текст : электронный ресурс) / Б. Шергин ; рис. и обл. А. Самохвалова. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Москва : РГДБ, 2012). — 80 с. : ил. — Режим доступа: В здании РГДБ. — Редкая книга. — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
  • Шергин, Б. В. Незабудки : пословицы в рассказах (Текст : электронный ресурс) / Б. В. Шергин ; (худож. Ю. Авдеев). — Москва : Детская литература, 1969 (Москва : РГДБ, 2013). — 30 с. : ил. — (Книга за книгой). — Режим доступа: В здании РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Александрова Е. Богатырщина народной жизни / Елена Александрова // Детская литература. — 1972. — № 8. — С. 49–53. — Портр.
  • Борис Викторович Шергин : биобиблиографический указатель / (сост. В. С. Смирнова , Л. Е. Каршина). — Архангельск : Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова, 2006. — 191 с. : портр. — (Северная библиотека).
  • Галкин, Ю. Ф. Борис Шергин : Златая цепь / Ю. Галкин. — Москва : Сов. Россия, 1982. — 172 с. — (Писатели Сов. России). (Хранится в фонде РГБ).
  • Галкин Ю. Отцово знанье / Ю. Галкин // Изящные мастера / Б. В. Шергин ; худож. Ю. Фролов. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — С. 5–16.
  • Горелов А. А. Поморское узорочье : (вступительная статья) / Ал. Горелов // Сказы и сказки / Б. В. Шергин, С. Г. Писахов ; худож. М. Дорохов. — Москва : Современник, 1985. — C. 6–14.
  • Земцова, Г. В. «Сердце моё — ларец» : (cценарий, посвящённый жизни и творчеству писателя Б. В. Шергина : для 5–8 кл.) / Г. В. Земцова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 6. — С. 25–30. — Ил. — Фот. — Библиогр. — (Книга — дар бесценный).
  • Ильин, Г. Жил-был Шиш : (сценарий по «Сказкам о Шише» Бориса Шергина) / Г. Ильин, В. Веларий // Театр круглый год. — 2005. — Вып. 3. — С. 78–82.
  • Коваль, Ю. Веселье сердечное : (воспоминание о Б. В. Шергине) / Юрий Коваль // Веселье сердечное : сказки и поморские сказания / Б. В. Шергин. — Москва : ОГИ, 2006. — С. 293–337.
  • Корф, О. Б. Борис Викторович Шергин (1896–1973) // Детям о писателях. XX век от О до Я / О. Б. Корф. — Москва : Стрелец, 2006. — С. 54.
  • Лесина, Н. М. Собирай по ягодке — наберешь кузовок : фольклорные образы в произведениях Б. В. Шергина (1896–1973) : (сценарий для детей 9–12 лет) / Н. М. Лесина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2006. — № 5. — С. 20–24.
  • Лойтер С. Фольклорные сюжеты и образы в книгах Б. Шергина для детей / Софья Лойтер // Проблемы детской литературы : межвузовский сборник / Петрозаводский государственный университет имени О. В. Куусинена. — Петрозаводск : Б. и., 1979. — С. 78–95.
  • Марсимук, В. М. Неиссякаемый свет души роднит писателя с великим ученым : читаем сказ Б. Шергина «Слово о Ломоносове» / В. М. Марсимук // Литература в школе : Уроки литературы : прилож. к журн. «Литература в школе». — 2003. — N 4. — С. 4–7.
  • Молдавская, К. Живее всех : (рецензия на кн.: Шергин, Б. Волшебное кольцо (Москва : Самокат, 2005)) / Ксения Молдавсая // Книжное обозрение. — 2005. — № 23–24. — C. 29.
  • Налепин, С. Наставленье к добру : (предисловие) / С. Налепин // Древние памяти : поморские были и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Художественная литература, 1989. — С. 3–14.
  • Овчинникова, Л. В. Фольклорно-литературные сказки как составная часть отечественно-литературного процесса 20–50-х гг. XX–го в. (Б. В. Шергин) / Л. В. Овчинникова // Русская словесность. — 2002. — № 3. — С. 15–20.
  • Померанцева Э. В. Писатель-сказитель : (Б. В. Шергин) // Писатели и сказочники. — Москва : Советский писатель, 1988. — С. 103–111.
  • Порядина, М. Бумажные памятники : (об издании полного собрания сочинений Б. Шергина в 4-х томах) / М. Порядина // Читаем вместе. — 2013. — № 10. — С. 38. — Портр. — (Читаем с родителями).
  • Потаённый Шергин : (послесловие) // Борис Викторович Шергин. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4 : Очерки. Статьи. Письма. — Москва : Москвоведение, 2015. — С. 473–489.
  • Токмаков, Л. Заиграл Садко, задорно, весело : (об иллюстрациях художника В Перцова к книге Б. В. Шергина «Ваня Датский») / Л. Токмаков // Детская литература. — 1972. — № 8. – С. 79–80.
  • Тычков, М. А. Новое о Борисе Шергине : биографические сведения, изобразительное творчество : монография / Максим Тычков, Елена Галимова ; Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова. — Архангельск : АОНБ им. Н. А. Добролюбова, 2018. — 115 с., (12) л. цв. ил. : ил. (Хранится в фонде РГБ).
  • Фотоглас : (об открытии памятника Борису Шергину в Архангельске) // Литературная газета. — 2013. — 2–8 окт. — С. 2. — Фот.
  • Шеваров, Д. Человек, который жил на облаке : (об издании дневников Б. В. Шергина «Праведное солнце» (изд-во «Библиополис», 2009)) / Д. Шеваров // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2010. — 1–15 фев. — С. 24–27.
  • Шубарева, Л. В. Певец Русского Севера : к 120–летию со дня рождения писателя и художника Б. В. Шергина (1896–1973) : (сценарий для детей 8–10 лет) / Людмила Вячеславовна Шубарева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 12. — С. 9–13. — (Большая литература для маленьких). — Из содерж.: мини-спектакль по сказке Б. Шергина «Пойга и лиса».
  • Шульман, Ю. М. Борис Шергин: Запечатленная душа. — Москва : Фонд Бориса Шергина, 2003. — 288 с. (Хранится в фонде РГБ).
  • Шульман, Ю. Живые цветы народной души : (о жизни и творчестве Бориса Шергина) / Ю. Шульман // Гость с Двины : сказки, былины, рассказы / Б. В. Шергин. — Москва : Астрель : АСТ, 2007. — С. 3–12.
  • Шульман, Ю. «Мое упование в красоте Руси» : (о жизни и творчестве Бориса Шергина) / Ю. М. Шульман // Повести и рассказы / Б. В. Шергин. — Ленинград : Лениздат, 1984. — С. 477–491. — (Мастера русской прозы XX века).
  • Шульман Ю. Послесловие / Юрий Шульман // Борис Викторович Шергин. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 : Былины. Песни. Сказки. — Москва : Москвоведение, 2012. — С. 359-428.
  • Шульман Ю. Природа в творчестве Б. В. Шергина / Ю. Шульман // О литературе для детей : Вып. 27. — Ленинград : Детская литература, 1984. — С. 77–86.
  • Югов А. О творчестве писателя / Алексей Югов // Поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; предисл. А. Югова ; грав. А.Ф. Билль и др. — Москва : Детская литература, 1971. — С. 5–16.
  • Библиотечно-краеведческий центр Бориса Шергина в Московской обл. (пос. Хотьково, Сергиево-Посадский муниципальный район) (Электронный ресурс) — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Коновалов А. Шергин Борис Викторович / Алексей Коновалов, С. Малая // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ.
  • Галимова Е. Ш. Борис Викторович Шергин : (Текст : электронный ресурс) / Е. Ш. Галимова // Литературная карта Архангельской области. — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Логинова, Н. «Моё упование – в красоте Руси» (Текст : электронный ресурс) : юбилей поморского сказителя / Наталия Логинова // Литературная газета. — 2016. — 27 июля-2 авг. (№ 30). — C. 9. — (Литература) (Борис Шергин — 120). — Режим доступа: Открытый доступ. — Ресурс доступен в залах РГДБ.
  • Музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину (Электронный ресурс) : (информация о музее Б. В. Шергина в «Соломбальской библиотеке №5 имени Б. В. Шергина») // Литературная карта Архангельской области. — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система» «Соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина» (Электронный ресурс). — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Фильм «В Москву к Шергину» создан Архангельским региональным отделением Союза писателей России. (Хранится в музейной экспозиции «Соломбальской библиотеки №5 имени Б. В. Шергина»).

Литературные премии

  • 2017 г.— Книга Б. В. Шергина «Рождение корабля» с иллюстрациями художницы Анастасии Соротокиной стала лауреатом конкурса «Книга года — 2017» в номинации «Книга для всей семьи».

Борис Шергин / Экранизации

Рассказы и сказки шергина

Режиссёр-мультипликатор Леонид Носырев.

  • Золочёные лбы. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1971.
  • Ваня Датский. Кукольный мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1974.
  • Дождь. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1978 г.
  • Чудо-мороз. Мультипликационный фильм (по мотивам северных сказов Б. Шергина). Реж. Ц. Оршанский. СССР, 1976.
  • Пойга и лиса. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Голованов. СССР, 1978.
  • Волшебное кольцо. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1979.
  • Про Ерша Ершовича. Мультипликационный фильм (по мотивам сказок Б. Шергина). Реж. С. Соколов. СССР, 1979 г.
  • Матвеева радость. Художественный фильм (по мотивам морских новелл Б. В. Шергина). Реж. И. Поплавская. СССР, 1985.
  • Мартынко. Мультипликационный фильм. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Поморская быль. Мультипликационный фильм. (По рассказу Б. Шергина «Для увеселения»). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987 г.
  • Смех и горе у Бела моря. Мультальманах (по мотивам произведений Б. Шергина и С. Писахова). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 1. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 2. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1990.
  • Данило и Ненила (новый вариант). Фильм. Реж. Ю. Тимофеев. СССР, 1990.
  • Mister Пронька. Мультипликационный фильм (по сказке Б. Шергина «Пронька Грёзной». Реж. Л. Носырёв. СССР, 1991.
  • Пинежский Пушкин. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. Российская Федерация, 2003 г.

Музеи писателя

  • В 2008 г. Соломбальской библиотеке № 5. г. Архангельска присвоено имя Б. В. Шергина. В библиотеке создана музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину, ежегодно проводятся Шергинские чтения для специалистов библиотек, педагогов, краеведов, журналистов.
  • Библиотечно-краеведческий центр в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район) носит имя Б. В. Шергина.
  • В 2003 году в ознаменование 110-летия со дня рождения писателя была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина». Учредители конкурса — мэрия города Архангельска и Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Организатор конкурса — управление культуры и молодёжной политики мэрии города. Первые премии имени Б. В. Шергина были вручены в 2005 году и до 2009 года являлись ежегодными. В 2010 году было принято решение вручать премию имени Шергина один раз в два года. В 2015 году премия вручалась седьмой раз.

Памятники писателю

  • Памятник Б. В. Шергину в г. Архангельске на проспекте им. Чумбарова-Лучинского. Скульптор С. Н. Сюхин. 2013 г.

См. также

  • Панькин Иван Фёдорович

  • Рассказы и сказки об осени для дошкольников
  • Рассказы ивана яковлевича яковлева для детей читать на русском
  • Рассказы и сказки бианки для 2 класса читать
  • Рассказы и сказки и алтынсарина
  • Рассказы и романы яндекс дзен расплата