Рассказы и повести старого моряка н бестужева

07:32 2 декабря 2021 г. в ряду советских афоризмов таких, как никто не забыт и ничто не забыто! ольга

07:32 2 декабря 2021 г.

В ряду советских афоризмов – таких, как «Никто не забыт и ничто не забыто!» (Ольга Берггольц), «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…» (Сергей Орлов), тихоновское высказывание «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» вошло в отечественный лексикон прежде и тоже навсегда.

Позднее Тихонов скажет: «Мне казалось, что нет на свете крепче этих стальных, закаленных легендарных моряков Балтфлота, кричавших «ура!», погибая». Сергей Орлов писал: «Мы уходили на Великую Отечественную войну с этой формулировкой долга», и называл Николая Семеновича Тихонова «учителем фронтовых поэтов» – и это было верно как с литературной точки зрения, так и с политико-организационной.

Участник Первой мировой войны, Гражданской войны, советско-финской войны, Тихонов с первых дней обороны Ленинграда был в городе, выступал по радио, выполнял задания Совинформбюро, руководил группой писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, куда вошли Александр Прокофьев, Виссарион Саянов, Евгений Федоров, Леонид Соболев и другие. «Я работал вместе со многими писателями Ленинградского фронта, которые делили со всеми ленинградцами тяготы осады и всевозможные лишения, связанные с полным или почти полным окружением города, – напишет он потом. – Мы чувствовали ежедневную, постоянную, могучую помощь партии, правительства, родины».

Родился Николай Тихонов 4 декабря (22 ноября) 1896 года в Петербурге, в доме №25 по Большой Морской улице – это на углу с Гороховой улицей (в советское время – Герцена и Дзержинского) в семье ремесленника-парикмахера, занимавшегося мужскими стрижками, и матери-портнихи. От скучной жизни мальчика спасало чтение приключенческих книг и попытки писать самому. Большим потрясением стал для него расстрел 9 января 1905 года царскими войсками мирной демонстрации рабочих, проходившей с хоругвями мимо его дома на Дворцовую площадь, к Зимнему дворцу. «На странно притихшей улице валялись повсюду шапки, кепки, платки, калоши, перчатки, какие-то пакеты, палки, – вспоминал он в статье «На всю жизнь» о «Кровавом воскресенье». – В переулках стоял шум и гам. Кричали от испуга, от негодования, от ярости». Те незабываемые эпизоды трагедии определили и политические настроения его, хотя родители пытались направить мальчика по торгово-административной линии. Закончив гимназию, которая находилась тоже неподалеку, на Почтамтской улице, он учился в Петровской торговой школе, выпускавшей мелких чиновников, и был принят конторщиком в Главное морское хозяйственное управление, располагавшееся в ту пору в Адмиралтействе. А в 1915 году Тихонов, мобилизованный в армию, напишет стихотворение «Петербург», продолжая традиции русских классиков, считавших город и прекрасным и трагическим:

Ты сотворен тяжелою рукою,
И мыслью ты мозолистой украшен,
Вот почему ты величав и страшен,
И я люблю, что ты такой.
О, усмехнись же и ответь мне: нет!
Я знаю, сероглазый демон,
Пускай не каждый житель твой – поэт,
Но каждый камень твой – поэма!

Стихи Тихонов писал все эти годы, а до войны даже печатался в журнале «Нива», но «Меня поэтом сделала Октябрьская революция», нередко говорил и писал он, добавляя: «Нож сломанный в работе не годится, Но этим черным сломанным ножом разрезаны бессмертные страницы». А когда революция произошла, он служил гусаром под Ригой, вернулся в Петроград, вступил в Красную Армию, воевал на Пулковских высотах против белогвардейцев Юденича. Отсюда с 1-й Советской ротой имени Карла Либкнехта он дойдет до Перекопа, последнего рубежа барона Врангеля, который будет взят красноармейцами в ожесточенной схватке с классовым врагом: «За море, за горы, за звезды спор, Каждый шаг – наш и не наш. Волкодавы крылатые бросились с гор, Живыми мостами мостят Сиваш», – писал поэт о жестоких боях, подчеркивая стойкость и мужество своих товарищей в битве за идеалы Великого Октября:

Но мертвые, прежде чем упасть,
Делают шаг вперед –
Не гранате, не пуле сегодня власть,
И не нам отступать черед.

Эти стихи будут написаны в 1922 году, когда закончится Гражданская война, Николай Тихонов возвратится в родной город, поселится в Доме искусств, что на Мойке, 59, открытом и опекаемом Алексеем Максимовичем Горьким, вступит в группу «Серапионовы братья», которые приветствовали друг друга словами: «Здравствуй, брат, писать очень трудно» и в которую входили Илья Груздев, биограф Горького, прозаики Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Константин Федин, поэтесса Елизавета Полонская, драматург и литературовед Лев Лунц. Себя Николай Тихонов характеризовал так: «Праздничный, веселый, бесноватый, С марсианской жаждою творить, Вижу я, что небо небогато, Но про землю стоит говорить». Писатель Михаил Леонидович Слонимский, часто бывавший в ленинградском отделении газеты «Известия», где я работал собкором, рассказывал: «Свежесть юности была отнята у нашего поколения кошмарами Первой мировой войны, но революция омолодила наше поколение, она озарила нас романтикой, оптимизмом, и это с удивительной выразительностью зазвучало в творчестве Тихонова». Здесь, в Доме искусств, готовил поэт первые книги «Орда» и «Брага», сразу выдвинувшие его в первые ряды молодой советской литературы, у которой герой по-революционному активен, боевит, но и нежно лиричен:

Ты написала на холодной льдине –
Не помню я, и лед и небеса
Не помнят тоже, что ты написала, –
Теперь та льдина в море, далеко.
Плывет и дышит глубоко и тихо,
Как этот вечер в золотых осколках
Плывет в груди…

Поэт Всеволод Александрович Рождественский, у кого я не раз брал интервью, рассказывает, что пригласил он однажды в Дом искусств свою знакомую – молодую театральную художницу Марию Неслуховскую, и Тихонов в нее влюбился, как говорится, с первого взгляда и стал часто бывать на Петроградской стороне, в квартире № 21 по Зверинской улице, 2, принадлежавшей ее отцу – инспектору и преподавателю пехотного юнкерского училища генералу К.Ф. Неслуховскому, давно сочувствовавшему революции, жившему на Малой Гребецкой улице, дом 9/5 (угол с улицей Музыкантской), где бывали В.В. Воровский, В.Д. Бонч-Бруевич, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, а с конца лета и осени 1906 года в течение двух месяцев работал В.И. Ленин – писал, встречался с товарищами, проводил встречи журналистов большевистских газет. Об этом Тихонов в стихотворении, посвященном Марии Константиновне Неслуховской, уже жене, напишет:

О, эта редкая квартира,
Где с наивысшей простотой
Крыло неведомого мира
Касалось мебели простой.
…Какое б грянуло смятенье,
Когда б узнали стороной,
Что здесь в тиши работал гений
Над мира новою судьбой.
…Над прошлым бури и туманы,
Но все он в памяти живет, –
Тот ленинский, всегда нежданный,
Всегда волнующий приход.

Рассказы и повести старого моряка н бестужева

Друзья иногда называли Николая Тихонова поэтом-путешественником. Начиная с 20-х и годов он ездит по стране, особенно полюбились ему Средняя Азия и Кавказ – пишет о социалистическом преображении жизни разных народов, делает переводы со многих языков, отзывается на международные события в стихотворениях, поэмах, балладах, разрабатываемых новаторски по стилю и по духу – «Афганская баллада», «Индийский сон», поэма «Сами» с образом Ленина как политика мирового масштаба. На Первом съезде советских писателей в 1934 году Николая Семеновича Тихонова избирают в президиум правления, что прибавляет ему важные общественные обязанности и служит новым источником вдохновения. Он поэтически осмысливает тему пролетарского интернационализма, дружбы народов, пишет лирические циклы «Стихи о Кахетии» и «Горы»: «Я прошел над Алазанью, Над волшебною водой, Поседелый, как сказанье, И, как песня, молодой». Когда он в 1935 году  съездит в составе советской делегации в Париж на Конгресс в защиту прогресса и мира, то выпустит книгу «Тень друга» (1935–1936) о своих впечатлениях от западных стран, где уже ощущалось приближение войны, заметив: «Я не знал, возвращаясь домой, что новая война скоро меня самого позовет на защиту родного города Ленинграда».

В войне с белофиннами Тихонов работает военным корреспондентом газеты «На страже Родины». Статьи, стихи, репортажи, написанные тогда, он объединит в цикл «Палатка под Выборгом». С началом Великой Отечественной войны Николай Семенович находится в Ленинграде, организовав, напомню, при Политуправлении Ленинградского фронта группу писателей, участвовавших в боевых операциях, наладивших выпуск фронтовых газет. А уже 23 июня в «Ленинградской правде» печатается его стихотворение с такими словами: «Пусть тянет руку дерзкий враг К нам в ленинградские пределы. Их было много, тех вояк, Чья рать войти сюда хотела. На неприступном берегу Обрубим руку мы врагу».

В 24-ю годовщину Октябрьской революции , 7 ноября 1941 года, Тихонов выступает по радио, обращаясь к интеллигенции: «Писатели и поэты, артисты и инженеры, врачи, художники, скульпторы Ленинграда – мы боремся вместе со всеми бойцами, потому что мы сами – бойцы. Когда настанет момент нам всем оставить оружие своей профессии и взять винтовки, мы возьмем их и будем сражать врага до последней капли крови, до последнего вздоха». Так и вышло: десятки и десятки ленинградских литераторов погибли на фронтах, о чем сообщала памятная доска при входе в Дом писателя имени В.В. Маяковского, сгоревшего (подожженного?!) в перестроечное время, чтобы открыть там «элитный» отель…

Огромным художественным и политическим событием стала поэма «Киров с нами», напечатанная 1 декабря 1941 года в «Правде»: «Под грохот полночных снарядов, В полночный воздушный налет, В железных ночах Ленинграда по городу Киров идет…» – писал поэт, создавая яркий портрет руководителя ленинградских коммунистов. Впервые эту поэму он читал на Кировском заводе. Присутствовавший там А.А. Фадеев вспоминал: «Сила этой поэмы, прекрасной самой по себе, удваивалась оттого, что она была написана Николаем Тихоновым той жестокой зимой, в промерзшей квартире, при свете коптилки, и тем, что читал он ее сам кировским рабочим в подвале одного из зданий Кировского завода в то время, когда шел сильный артиллерийский обстрел завода. В лицах слушателей было что-то суровое и трогательное». А один из участников той «литературной встречи» говорил, что у многих в глазах навернулись слезы, когда Тихонов читал:

Пусть наши супы водяные,
Пусть хлеб на вес золота стал,
Мы будем стоять, как стальные,
Потом мы успеем устать.
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу.

В течение мая 1942 – января 1944 года, вплоть до полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, Николай Семенович напишет еще и «Ленинградские рассказы», и книгу стихов «Огненный год», и примерно тысячу статей, очерков, заметок, объединив многое в цикл «Ленинград принимает бой». Жители города предстают перед нами сегодня как многоликий портрет поколения, о котором Тихонов скажет точно, с выразительной образностью: «Люди, население и защищавшие Ленинград, превратились в одну семью, в один небывалый коллектив». Лишь 16 января 1944 года Тихонов переехал в Москву, став председателем Союза писателей СССР. Хотя ненадолго – до постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года (отменено 20 октября 1988 г.). Перипетии эти не оторвали, однако, поэта от главного – от творчества. Он продолжает писать о том, в чем принимал активное участие и что не могли затмить никакие ошибки, как бы кто ни старался раздуть их ни раньше, ни теперь, – о революции, о социалистическом строительстве, о Ленине: «В Смольном комната есть небольшая, Ее знает вся наша страна. Глыбы времени в прах сокрушая, Все такая ж, как прежде, она. И все кажется в этом молчанье, А оно неподвластно перу, Что в нее он с ночных совещаний, Как всегда возвратится к утру…»

К слову сказать, нынешняя антисоветская кампания, развернутая сильно побитыми на сентябрьских выборах 2021 года единороссами и жириновцами, имеет давние корни. В то время как Николай Семенович Тихонов продолжал свои поездки по стране и миру, писал стихи, поэмы, повести, рассказы, работал на постах члена Всемирного совета мира, председателя Советского комитета защиты мира, депутата Верховного Совета СССР, затаившиеся враги советской власти копили силы на «перестройку» и уничтожение социалистических завоеваний Великого Октября. И сейчас немногие знают, что началась «перестройка с того, что кто-то ночью, по-бандитски трусливо, разбил мемориальную доску на Зверинской улице, 2, где было написано: «Здесь с 1922 по 1944 год жил и работал Герой Социалистического Труда, писатель и общественный деятель Николай Семенович Тихонов». Доску быстро восстановили, но факт фактом и остается – антисоветчики ни перед чем не остановятся, если не давать им решительный отпор, разоблачать их гнусную клевету на русский народ и живущие рядом с ним народы, избравшие революционный, социалистический путь в своей жизни. Верно же писал Тихонов:

Наш век пройдет, откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Николай Семенович Тихонов никогда не забывал свой родной город. На праздновании 500-летия азербайджанского поэта-мыслителя Насими я познакомился в Баку с Тихоновым, и он, пожимая мне руку своей крепкой рукой, радостно воскликнул: «О, вы из Ленинграда, родного моего Ленинграда!» Он был великим поэтом-ленинградцем, стал известен всей стране и множеству стран, восславив свой город и свою страну. Скончался Н.С. Тихонов 8 февраля 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Созданное им в поэзии, прозе, публицистике продолжает жить и жить поныне, а его политическая деятельность учит новые поколения умению сопрягать личное и общественное, ставить во главе угла интересы Родины.

Советская Родина высоко оценила заслуги Тихонова. Он, Герой Социалистического Труда, был удостоен трех Сталинских премий первой степени – за поэму «Киров с нами» (1942), за сборник стихов «Грузинская весна» (1949), за сборники стихов «Два потока» и «На Втором Всемирном конгрессе сторонников мира» (1952); Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957); Ленинской премии (1970); награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Октябрьской революции, другими орденами и медалями. Он был поэтом нового времени – времени просвещения, социальной справедливости, этической и эстетической красоты. Светлый и мужественный образ его сохраняется, как я знаю, у всех, кто работал с ним и встречался.

Петербург–Ленинград

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бестужев.

Никола́й Алекса́ндрович Бесту́жев (13 (24) апреля 1791 года, Санкт-Петербург — 15 (27) мая 1855 года, Селенгинск) — капитан-лейтенант 8-го флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник.

СемьяПравить

Отец — Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761—20.3.1810).
Мать — Прасковья Михайловна (1775—27.10.1846).
Братья — Александр, Михаил, Пётр, Павел.
Сёстры — Елена, Мария, Ольга, Прасковья.

Военная службаПравить

22 марта 1802 года поступил в Морской кадетский корпус. С 7 мая 1807 года в чине гардемарин, с 29 декабря 1809 года — мичман. 7 января 1810 года в звании подпоручик зачислен в Морской корпус. 14 июня 1813 года переведён во флот мичманом. 22 июля 1814 года произведён в лейтенанты. В 1815 году участвовал в морском походе в Голландию, в 1817 году — во Францию.

15 июня 1820 года назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте.

В 1822 году организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, где весной того же года начал писать историю русского флота. 7 февраля 1823 года награждён орденом Святого Владимира IV степени за организацию литографии.

В 1824 году на фрегате «Проворный» в качестве историографа совершил плавания во Францию и Гибралтар. 12 декабря 1824 года произведён в капитан-лейтенанты. С июля 1825 года — директор Адмиралтейского музея, за что получил от друзей прозвище «Мумия».

Писатель и переводчикПравить

Памятник Н. А. Бестужеву в Новоселенгинске

С 1818 года — член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения. С 28 марта 1821 года — член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности, с 31 мая — действительный член. С 1818 года сотрудничал с альманахом «Полярная звезда», журналами «Сын отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и другими. С 1822 года — член Цензурного комитета. Редактор.

С 1825 года — член Общества поощрения художников. Вольнослушателем посещал классы академии художеств. Учился у А. Н. Воронихина и Н. Н. Фонлева. С 12 сентября 1825 года — член Вольного экономического общества.

С 1818 года — член масонской ложи «Избранного Михаила».

Находясь в ссылке в Иркутской губернии, прочитал работу Алексиса де Токвиля «О демократии в Америке» и перевёл отдельные отрывки из неё на русский язык. Бестужеву принадлежит и первый перевод известной новеллы Вашингтона Ирвинга «Рип Ван Винкль», опубликованный в 1825 году в журнале «Сын Отечества»[4].

ДекабристПравить

В 1824 году принят в Северное тайное общество К. Ф. Рылеевым, предлагавшим ему стать членом Верховной думы Северного общества. Н. А. Бестужев — автор проекта «Манифеста к русскому народу». Вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж.

КаторгаПравить

Арестован 16 декабря 1825 года, в тот же день доставлен в Петропавловскую крепость.

Осуждён по II разряду; 10 июля 1826 года приговорён к пожизненной каторге.

7 августа 1826 года вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург. Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года. Прибыли в Читинский острог 13 декабря 1827 года. Переведены в Петровский завод в сентябре 1830 года.

8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года — до 13 лет.

Работал акварелью, позднее маслом на холсте. Написал портреты декабристов, их жён и детей, городских жителей (115 портретов), виды Читы и Петровского Завода, китаеведа о. Иакинфа.

СсылкаПравить

10 июля 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы обращены на поселение в город Селенгинск Иркутской губернии, куда прибыли 1 сентября 1839 года.

До этого, 14 марта 1838 года, в Селенгинск переехали мать и сестра декабриста К. П. Торсона. В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение и ходатайствовала о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск. После смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года) сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.

Николай Бестужев на каторге и поселении занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом. Разработал новую конструкцию высокоточного хронометра совершенно оригинальной системы, секрет которой унёс в могилу. Во время Крымской войны работал над конструкцией ружейного замка[5], создал «бестужевскую печь» и, совместно с братом Михаилом, двуколку «бестужевку».

Проводил метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения. Выращивал табак и арбузы, пытался организовать тонкорунное овцеводство. Описал Гусиноозерское месторождение каменного угля.

Проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. Открыл следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья, петроглифы на берегах Селенги.

В 1841 году приехал в Иркутск, где пробыл почти год, написав 72 портрета, в том числе членов семей генерал-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачёвых, Наквасиных, Басниных и других. В 1855 году написал детские портреты — внука С. Г. Волконского и детей своего близкого друга И. С. Персина, у которого он проживал в Иркутске[6]

В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов Хамбо-ламой Дампилом Гомбоевым. Михаил Бестужев написал трактат о буддизме, который до сих пор не найден. Младший брат Хамбо-ламы Николай Гомбоев принял христианство и уехал в Китай, где стал начальником почтово-телеграфной службы Российского посольства в Пекине. За него вышла замуж дочь Николая Александровича — Екатерина.

Жил в гражданском браке с буряткой Дулмой Сабилаевой. Имел от неё двоих детей: Алексея Старцева (1838—1900) и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929 или 1930 году в Харбине в возрасте около 90 лет).

Николай Александрович умер 15 мая 1855 года в Селенгинске. Б. В. Струве писал:

Умер Н. А. Бестужев в 1855 году, совершив едва-ли кому-либо известный подвиг истинного человеколюбия: возвращаясь в марте из Иркутска в Селенгинск, он нагнал на Байкале двух пеших старушек-странниц, при постепенно усиливавшейся метели. Он вышел из своей повозки, усадил в неё этих старушек, а сам сел на козлы и так продолжал переправу через Байкал. При этом он простудился; приехав в Селенгинск, слег в постель и через несколько дней скончался, как праведник

Воспоминания о Сибири

Похоронен на Посадском кладбище на берегу Селенги рядом с Константином Торсоном и его матерью. Дети жили в семье селенгинского купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию.

Автор книгПравить

Автор статей по этнографии, археологии, экономике. Автор прозаических произведений. Среди них:

  • «Опыт истории российского флота» (1822);
  • «Русский в Париже 1814 года»;
  • «Записки о Голландии 1815 года» (СПб.: В типографии Императорскаго Воспитательнаго дома, 1821);
  • «Заметки о войне 1812»;
  • Плавание фрегата Проворного в 1824 году. СПб., 1825
  • «Кондратий Фёдорович Рылеев воспоминания Н. А. Бестужева» (М.: Альциона, 1919);
  • «Рассказы и повести старого моряка» (М.: тип. Грачёва и комп., 1860);
  • «Гусиное озеро» — этнографический очерк в соавторстве с П. А. Кельбергом;
  • Статьи и писльма. М.-Л., 1933
  • Воспоминания Бестужевых. — М.; Л. 1951 (Первоначально: Петроград: Огни, 1917)
  • Опыт истории Российского флота. Л., 1961
  • Избранная проза. М., 1983
  • Гусиное озеро. Улан-Удэ, 1991

ПамятьПравить

Могилы Марии Александровны и Николая Александровича Бестужевых. Новоселенгинск

  • В 1975 году в Новоселенгинске, в доме купца Дмитрия Дмитриевича Старцева был открыт Музей декабристов;
  • Фильм режиссёра Бараса Халзанова «Нет чужой земли» (1990) посвящён жизни Николая Бестужева в Сибири. Роль Бестужева исполнил советский и белорусский актёр Пётр Юрченков-ст.;
  • В Улан-Удэ Русский государственный драматический театр с 1991 года носит имя Николая Бестужева;
  • Создано Общество потомков Бестужева.

БиблиографияПравить

  • Спектор М. Память потомкам // Забайкальский рабочий. 1975. 20 нояб.
  • Пасецкий В. М. Географические исследования декабристов. М., 1977.
  • Декабристы: Биогр. справочник / Под ред. М. В. Нечкиной. М., 1988.
  • Зильберштейн И. С. Художник-декабрист Николай Бестужев. 3-е изд. М., 1988.
  • Тиваненко А. Археологические увлечения Н. А. Бестужева // Сибирь и декабристы. Иркутск, 1988. № 5.
  • Тоддес Е. А. Бестужев Николай Александрович // Русские писатели, 1800—1917 : биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 258—260.
  • Константинов М. В. Оракулы веков: Этюды об исследователях Сибири. Новосибирск, 2002.
  • С. Метелица. Драма «Гражданин России» о жизни и деятельности Н. Бестужева в Старом Селенгинске. 1973. Улан-Удэ.

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Белинков А. В., Белинков А. В. Бестужев // Краткая литературная энциклопедияМ.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1. — С. 584—585.
  2. Nikolaj Aleksandrovič Bestužev // Artists of the World Online, Allgemeines Künstlerlexikon Online (нем.) / Hrsg.: A. Beyer, B. Savoy — B: K. G. Saur Verlag, Verlag Walter de Gruyter. — doi:10.1515/AKL
  3. 1 2 Архив изобразительного искусства — 2003.
  4. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века.. — М.: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  5. Николай Бестужев и его живописное наследие // Литературное наследство — М.: Изд-во АН СССР, 1956, Т. 60, Кн. 2, с. 383.
  6. Бестужев, Николай Александрович. — Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск: Сибирская книга, 2011. — 596 с..

ЛитератураПравить

  • Бестужев, Николай Александрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Бестужевы, братья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Декабристы. Биографический справочник / Под редакцией М. В. Нечкиной. — М.: Наука, 1988. — С. 21—22, 224—225. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-009485-4.
  • Cледственное дело Н. А. Бестужева // Восстание декабристов. Т. II. — С. 57—98, 383—385.
  • Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. — М.: Госкультпросветиздат, 1954. — 295 с.
  • Сочинения и письма. — Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2003
  • Н. А. Бестужев. Воспоминание о Рылееве // Воспоминания Бестужевых. — М.-Л., 1951. — С. 7—40, 679—691.
  • Павлова Г. Е. Декабрист Николай Бестужев — историк русского флота / Худож. Б. С. Иванов. — М.: Воениздат, 1953. — 84 с.

СсылкиПравить

  • Сочинения Бестужева на сайте Lib.ru: Классика

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 мая 2017; проверки требуют 12 правок.

Анто́н Ива́нович Гера́щенко (2 мая 1937 — 7 декабря 2012[1]) — русский советский писатель, прозаик и журналист. Член Союза писателей СССР, затем Союза писателей России.

Биография[править | править код]

Родился 2 мая 1937 года[2] в Ташкенте в семье военного[3].

Отец Антона Геращенко, кадровый офицер Красной армии, погиб в феврале 1944 года на фронте Великой Отечественной войны при освобождении Керченского полуострова. После войны в 1948 году его мать с детьми с заездом в Одессу к родне уехали родину матери, на Кубань. Там семья обосновалась в станице Каневской. Мама Антона надорвалась в войну, стала трудовым инвалидом.

В 1951 году его мать умерла, будущий писатель остаётся круглым сиротой[4]. Его помещают с братом в детский дом для детей погибших офицеров, расположенный под Кропоткином. Здесь он окончил семь классов, и затем стал трудовым воспитанником колхоза в Гулькевичском районе Краснодарского края. Оттуда его посылают на учёбу в школу ФЗО города Новочеркасска. Закончив её по специальности «строитель-отделочник», Геращенко работает в Ростове-на-Дону, Грузии, Волгодонске, Новосибирске, одновременно получает полное среднее образование, окончив школу рабочей молодёжи.

Затем его призывают в ряды Советской армии, и он проходит там действительную службу. После демобилизации был строителем на заводе «Ростсельмаш». Тогда же начинает писать свои первые рассказы и очерки.

В 1962 году поступает на заочное отделение в Литературный институт имени А. М. Горького и переходит на журналистскую работу в газету Северо-Кавказского управления гражданской авиации «Воздушный путь».

В 1963 году вступает в ряды КПСС.

Окончив в 1968 году Литературный институт, Геращенко до 1982 года работает литературным сотрудником в журнале «Дон».

Геращенко долго не мог пробиться в печать со своими произведениями, но его поддержал известный донской писатель Анатолий Калинин, написав предисловие к его рассказу «Улица Стачек», который опубликовала «Литературная Россия». Затем в этой же газете были опубликованы и другие рассказы Геращенко, в том числе «Своды» и «Лысый курган».

Затем публикует повести «Трава зелёная» (1971, о молодых рабочих), «Личное счастье» (1972, о молодых рабочих, в отдельном издании — «Одержимость»), «Баллада об окраине» (1975), «Завязь» (1977, о современной молодёжи села) «Яблоневый цвет» (1978, о молодых рабочих).

В 1976 году Геращенко принимают в Союз писателей СССР.

Писал также и для детей. В 1975 году выходит его фантастико-приключенческая повесть «Бомбар-I» о Гражданской войне на Кубани, а в 1985 «повесть о необыкновенном путешествии» «Долгий путь домой».

Долгих шесть лет, с 1975 по 1981 год Геращенко работает над романом «Ярь» о строителях Атоммаша[5], поставив в нём значительные производственные и нравственные проблемы. В 1981 году роман выходит в московском издательстве «Современник».

Также писал литературно-критические статьи о произведениях Виктора Астафьева, Валентина Овечкина, Ивана Зубенко, Николая Смирнова, Григория Гасенко, Руслана Тотрова и других.

После распада Советского Союза и разделения Союза писателей СССР на Союз писателей России и Союз российских писателей Геращенко вошёл в первый из них.

В 1990-х и 2000-х годах Геращенко продолжает писать, выпускает автобиографический роман «Ростов-папа»[6], обрисовав в нём жизнь Ростова с 1960-х по 1990-е годы и создав образы многих донских писателей, в том числе миллионера Георгия Махоркина, а также представителей номенклатуры и членов банды братьев Толстопятовых.

Скончался 7 декабря 2012 года.

Награды и почётные звания[править | править код]

Книги[править | править код]

  • Трава зеленая: Рассказы. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1971. — 108 с. — 30 000 экз.
  • Одержимость: Очерки. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1972. — 103 с. — 15 000 экз.
  • Бомбар-I. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1975. — 117 с. — 30 000 экз.
  • Яблоневый цвет: Повесть. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1978. — 144 с. — 30 000 экз.
  • Ярь: Роман. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1979. — 368 с. — 30 000 экз.
  • Ярь: Роман. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1982. — Т. Кн. 2. — 207 с. — 30 000 экз.
  • Ярь: Роман. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1984. — Т. [Кн. 1, 2]. — 464 с. — 30 000 экз.
  • Ярь: Роман и повесть [Завязь]. — М.: Современник, 1981. — 400 с. — (Новинки «Современника»). — 75 000 экз.
  • Личное счастье: Повести и рассказы. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1986. — 285 с. — 30 000 экз.
  • Горицвет: Роман / [Худож. В. И. Костров]. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1988. — 285 с. — 30 000 экз.
  • Расколдованный круг: Роман. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1990. — 206 с.
  • Ростов-папа: Роман-хроника о временах застоя, перестройки и смуты. — Ростов н/Д.: ГинГо: NB, 2002. — 301 с. — ISBN 5-88816-129-5.

Литература[править | править код]

  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. — изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1986. — С. 85—88. — 416 с. — 20 000 экз.
  • Вельяминов В. Техническое озорство донского писателя [О А. И. Геращенко и его творчестве] // Молот. — 3 апреля 2001.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Геращенко, Антон Иванович на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Похожие работы на — Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье
Нужна качественная работа без плагиата?

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье: история и современность

Глава 1. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)

.1 Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)

.2 Материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)

Глава 2. Недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)

.1 Недвижимое наследие декабристов в Бурятии

.2 Недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае

IV. Список использованных источников литературы

Актуальность. Пребывание героев Сенатской площади в Забайкалье — одна из самых ярких страниц истории нашего региона. В разные годы специалисты неоднозначно оценивали роль этих людей в развитии общества. В настоящее время многие историки считают: их гуманитарный вклад просто бесценен.

Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов: научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в любые времена аграрного вопроса.

Проблема декабризма имеет не только культурно — историческое, но современное значение, и, несмотря на обилие научной и популярной литературы, сегодня является до конца не исследованной. Об этом говорят и документы, таких ученых, как С.Ф.Коваль, В.В.Гапоненко и др., где чётко обозначились наиболее важные проблемы по изучению наследия декабристов, в том числе периода ссылки и каторги в комплексном их исследовании.

Кроме того, сегодня, когда объявлено Правительством Российской Федерации формирование на территории Забайкалья особой экономической зоны, связанной с развитием туризма, особенно возрастает роль музеев. В процессе идентификации исторического самосознания народов важную роль играет музейный предмет и музей, как собрание коллекций. Каждый человек, группа, организация или учреждение желают видеть себя в социальной и этнической структуре общества, понять свое место в историческом процессе. Вместе с тем для общества сегодня самое важное сохранить для потомков событийную историю в артефактах — документах, фотографиях и предметах, характеризующих те или иные явления истории и культуры. Создание музеев, посвященных жизни и деятельности декабристов на территории Забайкалья, это уникальное событие, которое несет в себе дух просвещения. Это возможность более глубокого знакомства с историей нашего края.

До определенного времени декабристская тема была одной из самых популярных в Отечественной истории. Ей посвящались научные исследования, документальные и художественные фильмы, театральные постановки, многочисленные издания. Музеи гордились своими коллекциями, связанными с историей декабристского движения. Сегодня мы вновь наблюдаем всевозрастающий интерес к этой проблеме. Функционирование музеев, связанных с декабристами, дает возможность соприкосновения с той эпохой, когда жили декабристы.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью исследования истории региональной культуры, выявления роли и влияния культурного наследия декабристов на культуру Забайкалья.

Степень изученности проблемы. Изучение культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без использования опыта исследований различных вопросов российской культуры. Литература, посвящённая декабристам, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Анализ исторической и философской литературы по проблеме декабризма способствовал пониманию и обоснованию места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирского региона. В этом плане следует считать первыми исследователями изучения «движения 14 декабря 1825 г.» самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение исторический, биографический, духовно-нравственный, мировоззренческий аспекты. Определяя место декабристов в истории русского общества, А.И. Герцен — организатор «потаённой печати» второй половины XIX в. — писал о «нравственном действии» событий 14 декабря на целое поколение.

Неутраченный интерес к декабризму отмечается и в последующий период российской истории, он получает новые оттенки исследования данной проблемы. Выпущенный к 100-летию (1925 г.) восстания 14-го декабря 1825 г. читинский юбилейный сборник «Декабристы в Забайкалье» под редакцией A.B. Харчевникова содержит богатейшие (неизданные до того времени) материалы о движении и творческом наследии «первых реформаторов». Главная мысль этого труда сосредоточена в следующих словах предисловия: «Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного переустройства, но тем не менее они были и остались людьми первой четверти XIX в. Узнать декабристов, понять условия, в каких выработалось их движение, уяснить обстановку, в какой оно протекало, значит установить теснейшую преемственную связь развития революционного движения, найти его истоки.

В последние годы получил особенно интенсивное развитие краеведческий аспект, начало которому было положено ещё в 20-е гг. XX в. учёным М.К. Азадовским. В его работах, как и в более поздних трудах других исследователей: М.Ю. Барановской, Е.В. Вагановой, Г.В.Гапоненко, В.П. Изгачёва, С.Ф. Коваля, А.Н. Копылова, М.Д. Сергеева, Г.П. Шатровой и др. доказывается положение о том, что культурное наследие декабристов сыграло значительную роль в развитии производительных сил сибирского региона, просвещения, образования, сельского хозяйства, семейных отношений.

Цель курсовой работы: изучить движимое и недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье.

· Рассмотреть литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.);

· Описать материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.);

· Определить недвижимое наследие декабристов в Бурятии;

· Изучить недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.

Объектом исследования является культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.).

Предметом — история и современное состояние культурного наследия декабристов на поселении в Забайкалье.

Хронологические рамки работы охватывают период с 30-60-х гг. XIX в. — по настоящее время (2012 г.), обусловлены временем пребывания декабристов в ссылке и современным состоянием культурного наследия.

Территориальные рамки: территория Забайкалья в его современных географических границах.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части (двух глав, четырех параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Во Введении рассматривается актуальность темы, выделяются объект, предмет исследования, цель, задачи работы, хронологические и территориальные рамки, анализируется степень изученности проблемы.

В первой главе «Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.)» раскрывается литературное и материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье.

Вторая глава «Недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.)» посвящена музеям декабристов в Бурятии и Забайкальском крае, а так же здесь описываются могилы декабристов.

Заключение подводит итог работы, дает общее представление о культурном наследии декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.).

Глава I. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

.1 Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)

Огромное место в жизни декабристов на каторге в ссылке занимали книги. Дворянские революционеры были людьми высокой культур, большинство из них получило прекрасное образование. Интересы декабристов были чрезвычайно широки: история и общественные науки, математика и естествознание, литература и философия, которые они глубоко и серьезно изучали. По письмам и воспоминаниям декабристов мы можем проследить, что входило в круг их чтения, более наглядно раскрыть богатую интеллектуальную жизнь представителей революционного дворянства. Нам помогут в этом те не многие уцелевшие экземпляры книг, которые были их спутниками в Сибири. В Чите, куда декабристов отправили после Нерчинских рудников, им запрещалось писать письма родным и книги для чтения не выдавались. Заниматься чтением было трудно. Но некоторое время спустя последовало разрешение получать литературу. Постепенно в Читинской тюрьме из книг, привезенных самими декабристами и высылаемых им, образовалась довольно большая коллективная библиотека. Она постоянно пополнялась и к концу пребывания декабристов в Чите насчитывала более 6000 экземпляров. Благодаря хорошей библиотеке декабристы посвящали много времени ученым трудам. Они написали много статей по политическим, экономическим, юридическим наукам. Так же декабристы писали рассказы, устраивали литературные вечера.

В августе 1830 г. декабристов отправили на новое место каторги — в Петровский Завод. К этому времени связи декабристов с родными укрепились. Выписка книг и периодики была бессистемной, недостаточно продуманной. Поэтому Д. Завалишин, С. Волконский и Митьков организовали библиотечную артель. Декабристы получали массу литературы благодаря общению с женами. В так называемую, казематскую библиотеку поступали мировая классика, книги по истории, философии, политической экономии, математике, естественным наукам, так же в библиотеке было много изданий, посвященных Америке и Калифорнии. Библиотека декабристов в Петровском каземате собралась довольно внушительная. Число всех книг по свидетельству Д. Завалишина, переходило за полмиллиона томов. Библиотека просуществовала до 1835 г.

Помимо артельной библиотеки у декабристов были личные собрания книг. В 1856 г. манифестом об амнистии декабристам было разрешено оставить Сибирь. Многие книги из личных библиотек декабристов, находившихся в Восточной Сибири, попали к купцу-библиографу Г.В. Юдину в Красноярск. К сожалению, в 1907 г. Юдин вынужден был продать богатое книжное собрание библиотеке Конгресса в Вашингтон. Часть книг декабристов поступила в учебные заведения сибирских городов, где жили декабристы, частные библиотеки, была разобрана отдельными лицами или вывезена из Сибири. Многие книги декабристов погибли.

Из литературного и эпистолярного наследия декабристов для краеведения Бурятии представляют интерес произведения В.К. и М.К. Кюхельбекеров. Особенно ценным среди них является сочинение М.К. Кюхельбекера «Краткий очерк Забайкальского края», созданный в 1836 г., опубликован был только в 1963 г. Эта статья посвящена описанию естественно-геогрфических условий Забайкалья, характеристике основных отраслей хозяйства с точки зрения общего их состояния. Вопросы быта, хозяйства, населения края занимают не много места, так как этой теме была посвящена специальная не дошедшая до нас статья. Содержание очерка свидетельствует о широте и разносторонности интересов декабриста, о его наблюдательности, умении подмечать наиболее характерные черты в окружающей его жизни, природе. В документах Государственного Архива Иркутской области сохранились любопытные сведения о литературных сочинениях В.К. Кюхельбекера. Дошедшие до нас письма и дневник, который В. К. Кюхельбекер вел последние 20 лет жизни в крепостях и ссылке, дают представление о характере занятий поэта-декабриста. Читать и писать декабристу не запрещали, но и не разрешали главного — публиковать написанное. О первоначальных радужных литературных планах декабриста рассказывает его письмо к издателю «Сына Отечества» Н. И. Гречу, отправленное из Баргузина 13 апреля 1836 г. В.К. Кюхельбекер сообщает, что им уже написаны статьи о Пушкине, Кукольнике, Марлинском, Шекспире, Шиллере, Гете, Томсоне, Муре, Скотте. Дневник В.К. Кюхельбекера, этот своеобразный рукописный литературно-критический журнал, с удовольствием читали, передавая друг другу, остальные члены забайкальской группы декабристов. Особенно долго дневник и книги В.К. Кюхельбекера находились в Селенгинске, где были поселены братья Бестужевы и К.П. Торсон. Об этом маленьком Забайкальском городке М.А. Бестужев писал историку М.И. Семесвскому: «Двадцать лет жизни общества много значит. Теперь это общество, в котором мы должны были составлять звено, улеглось в общечеловеческие формы; теперь это самое общество не отдается душою и телом патриархальным пирушкам; оно читает журналы и газеты, их интересует общая жизнь Руси; а в эпоху нашего прибытия в этот город их жизнь и развлечения были чисто материальные…». Это был итог большой просветительской работы декабристов в Селенгинске.

Много и плодотворно работал в области краеведения Н.А. Бестужев. Ни что не характеризует лучше образ жизни и мысли Н.А. Бестужева, его взаимоотношения с коренными жителями, как написанные им статьи: «Очерки забайкальского хозяйства» — здесь подробно рассказывается об искусстве сенокошения, разновидностях покосов и трав, об особенностях местного земледелия и орошения. «Бурятское хозяйство» — в этой статье любопытны сведения о сроках заготовления домашнего запаса мяса на зиму и способе его хранения вплоть до лета или об остроумном сплаве дров по рекам. Самым значительным памятником литературного наследия декабристов о бурятах является произведение «Гусиное озеро», написанный в начале 50-х гг. XIX в., очерк был опубликован в первых номерах «Вестника естественных наук» за 1854 г. без подписи. Затем он был переиздан в отдельном собрании сочинений Н.А. Бестужева «Рассказы и повести старого моряка». Надо отметить, что в создании этого произведения принимал участие П.А. Кельберг, ближайший сподвижник Н.А. Бестужева в области этнографии и краеведения. В дни подготовки и празднования 100-летней годовщине восстания декабристов профессор Иркутского университета М.К. Азадовский вновь ввел в научный оборот и вернул читателям замечательное, но забытое сочинение Н.А. Бестужева, опубликовав его в сборнике «Декабристы в Бурятии». Между тем «Гусиное озеро» — это цельное литературное произведение с продуманным отбором материала, подчиненным единой сюжетной линии. Сочувствие к угнетенным бурятам-беднякам, ненависть к правящей верхушке — тайшам, зайсанам, ламам «ламское сословие есть язва бурятского племени…» — проходят красной нитью через все описания, детали, характеристики. Первым в русской литературе Н.А. Бестужев в своем произведении показал социальные типы бурятского народа, нарисовал развернутые картины его быта, описал обстановку, обычаи, привычки, одежду людей. Обобщение, сделанное в конце произведения, свидетельствует о глубоком интернационализме автора: «Несмотря на все стесняющие обстоятельства бурят сметлив и на все способен…Что же касается до умственных способностей бурят, то, по моему, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода». В своем произведении Н.А. Бестужев использовал три бурятские сказки, услышанные из уст кузнеца Цыдена Баклановича, и одну бурятскую песню о горькой доле бедного сироты, которую исполнила ему собравшаяся молодежь. Итак, без знания прошлого невозможно объять настоящее. Краеведческое наследие Н.А. Бестужева является одним из тех ценных источников, которые освежают память и проясняют чувство отчей земли. Это особенно важно теперь, когда резко изменилась демографическая и экологическая ситуация не в пользу естественной гармонии человека и природы, взаимосвязи этноса и исторической среды его обитания.

Большое значение для понимания характера и сущности краеведческой деятельности декабристов представляют их письма с каторги и мест поселения, написанные по свежим следам, они передают живое восприятие окружающей жизни, дают не ретроспективную, как в сочинениях, а перспективную оценку жизненных фактов, явлений, событий. Богатый краеведческий материал содержится в письмах братьев М. и Н. Бестужевых. Большая часть переписок хранится неопубликованной в фондах Института русской литературы, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдельные письма — в других архивохранилищах. В делах Государственного Архива Иркутской области имеется переписка о детях декабристов С.Г. Волконского, Н.М. Муравьева, В.Л. Давыдова и С.П. Трубецкого.

Литературное наследие Михаила Бестужева не велико по объему и пестро по составу: он переводил западноевропейских классиков, писал повести о морской жизни, занимался фольклором и этнографией. Он много и плодотворно работал в области краеведения Бурятии, еще в период пребывания на каторге Михаил написал «Дневник путешествия нашего из Читы в Петровский Завод», в котором рассыпаны его краткие, но выразительные замечания о бурятах, семейских крестьянах. В этом же «Дневнике» он пишет, что им был составлен краткий словарь для бесед с бурятами, записано несколько их сказок, к сожалению, утерянных. Особый интерес М.А. Бестужева вызывают религия, народная медицина бурят. Не имея возможности публиковаться в печати, ввиду запрета литературного творчества декабристам, М.А. Бестужев пишет пространные письма родным и друзьям, в которых излагаются итоги его наблюдений и вызванных ими мыслей. Это наглядно проявляется в публикуемых в сборнике двух письмах М. А. Бестужева к родным от января 1842 г. и в письме к Наквасиным. В первом он подробно описывает обряд встречи нового года в буддийском дацане, во втором — бедственное положение Забайкальского края. Письмо к Наквасиным интересно не только своим краеведческим содержанием, но и ясно выраженным отрицательным отношением декабриста к внутренней политике царизма.

Братья А.И. и П.И. Борисовы с первых лет пребывания в Забайкалье, в условиях каторги занимались сбором растений, насекомых, готовили альбомы с рисунками. В сохранившемся рукописном наследстве П.И. Борисова в области общественных наук больше места занимают вопросы философии, права, истории и совсем немного отводится описанию края, в котором он оказался. Письма П.И. Борисова интересны для понимания условий жизни братьев на поселении в Бурятии.

Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. В этом легко убедиться на примере известного подвига жён декабристов. Следование за ссылаемыми в Сибирь мужьями существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах простонародья и не рассматривалось не как подвиг и даже не как осознанное поведение — это была общепринятая норма.

.2 Материальное наследие декабристов проживавших на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

Братья Бестужевы заметно выделялись среди товарищей страстью к постоянной деятельности. Оказавшись в тюремных камерах они учились всяким ремеслам.

До нас дошли многочисленные рисунки декабристов: портреты, сцены тюремного быта, виды Читинского и Петровского острогов и мест ссылок, зарисовки домов, в которых жили декабристы, интерьеров и убранств, комнат, мест погребения. В народной памяти Николай Бестужев оставил яркий след не только как выдающийся литератор, но и талантливый художник; первый историограф отечественного флота; изобретатель морского хронометра (это его юношеская мечта) он проявлял особый интерес к книгам о часосотворении, так необходимых ему в работе по созданию часов и хронометра; бурятский этнограф-фольклорист. Еще будучи на каторге, а она длилась долгих 12 лет, Николай Александрович написал акварельные портреты всех декабристов и их жен. Только в 1858 г. эти портреты попали в Москву. Их привезла Н.А. Бестужева, сестра художника, продала их Козьме Терентьевичу Солдатенкову. Деньги от продажи портретов стали значительной поддержкой трех престарелых сестер декабристов Бестужевых. В 1860 г. в периодике сообщалось кое-что о портретах декабристов. Эта информация исходила от историка М.И. Семевского. Начатый в 1905 г. поиск этих портретов был неудачным. Только 40 лет назад советскому искусствоведу Зильберштейну удалось найти 76 акварелей Бестужева.

Среди них 68 портретов декабристов, выступавших на Сенатской площади, в восстании Черниговского полка, портреты вожаков и деятелей тайных обществ: Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества, общества соединенных славян, общества военных друзей, сосланных в Сибирь на каторгу после казни пяти своих руководителей.

На 71 портрете есть собственноручные автографы того, кто нарисован. Вот характерная надпись: «Воспоминание есть единственный рай, из которого ни в коем случае нет изгнания. Андрей Розен». Кроме 68 портретов декабристов в Бестужевской коллекции представлены еще 8 других лиц. Кроме декабристов в остроге сидели офицеры Оренбургского полка В.П. Колесников и Д.П. Таптыков, которые состояли в тайном обществе раскрытом в 1827 г. их портреты тоже написал Бестужев. На четырех портретах изображены жены декабристов: П.Е. Анненкова, А.И. Давыдова, К.П. Иванова и М.К. Юшневская.

Седьмой портрет представляет собой копию с портрета сестры декабриста П.Н. Свистунова. Восьмой — портрет участника восстания 1831 г. польского художника Леопольда Немировского. На портрете — карандашная надпись на польском языке: «В память изгнания. 1843. 10 марта. Забайкалье. Н.В.». Сейчас, по одним источникам, эти бесценные творения декабриста Николая Бестужева находятся в частной коллекции искусствоведа Зильберштейна, в Москве. Но, так же, в статье «Забайкальские страницы жизни декабристов» научным сотрудником музея истории Бурятии, Евгением Дугаржаповым рассказывается что в 2001 году на выставке была представлена портретная галерея декабристов и их жен, выполненная Н.А. Бестужевым.

Первого сентября 1839 г. братья Бестужевы приехали на поселение в Селенгинск. Старожилы древнего Селенгинска были приятно удивлены появлением новых жителей на нового вида тележках, сразу завоевавших их пристальное внимание. Это были сидейки с деревянными рессорами простейшей конструкции. Вскоре сидейки стали во всеобщем употреблении не только в городах, но и у бкрят. Тем более что они были просты. Оригинальные «сидейки», в большом количестве изготовлявшиеся под авторским надзором Михаила Николаевича Бестужева, быстро расходились в ближние и дальние уголки Сибири и вскоре стали называться «бестужевками». Слава о них даже превзошла известность водометного двигателя «государственного преступника». Эти «бестужевки» использовались вплоть до наших дней.

У старушки Всеволодовой по словам Э.В. Демина находится диван, стол и два кресла — это работы Михаила Бестужева.

В сегодняшние дни в Селенгинске находится интересный памятник старины. Это огромный памятник, до 3 метров высотою, деревянный крест, совершенно почерневший от времени. На лицевой стороне барельефное цветное изображение распятого Иисуса Христа, а вот тыльная сторона креста привлекает внимание любого человека. На ней вырезана старославянская надпись: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое Славим. Лето 1798 года. Строил атаман Диятьев».

В переводе на современное летоисчисление крест соорудили в 1690 г. было время, когда мы на всегда могли потерять эту священную православную реликвию Забайкалья.

Дело в том, что однажды местные краеведы уже теряли след данного креста. В воспоминаниях декабристов Бестужевых мы нашли указание на наличие общепризнанного символа старого Селенгинска. По существовавшим полтора века тому назад преданиям крест был найден глубоко в песках ниже исчезнувшего поселения-крепости. Его три раза водружали в церкви, но они сгорали дотла, а удивительный памятник оставался невредимым (только изрядно прокоптился). По другим данным его водрузили близ стен Селенгинского острога по приказу опального гетмана Украины Д.И. Многогрешного. Святой Крест уже в середине XIX столетия считался главной исторической святыней юга Забайкалья, живым свидетелем далекого времени русского освоения края в XVII в. А вот куда задевались его следы 100 лет тому назад, не знал никто. Старый Селенгинск исчез с лица земли.

Однако местные старожилы говорили, что в одинокой каменной часовне до сих пор хранятся древние реликвии. Группа ученых Бурятского Научного Центра и сотрудники государственного органа охраны памятников, при согласии общины верующих побывали в часовне Старого Селенгинска. Они обнаружили здесь не просто знаменитый крест со старославянской вязью. По обе его стороны находились лики святых в рост человека. У стен стояли застеленные скатертями, столы, стулья, малые и большие икон, другая церковная утварь из разрушенного Спасского собора. Причем мебель явно старинная, с прошлого столетия.

Группа ученых сразу обратили внимание на лики святых, образующих с крестом единый иконостас. Чувствуется опытная рука художника, который прекрасно рисовал лица, но был слаб в соблюдении пропорций тела и в передаче деталей одежды. В то же время автор явно не иконописец: лица святых больше напоминают реальные человеческие образы. Сразу припомнилась картина «Молящаяся женщина» из экспозиции Кяхтинского краеведческого музея. Кажется, что эту картину и лики святых писал один человек. А автором «Молящейся женщины» является селенгинский узник, художник-декабрист Николай Бестужев.

Брат Николая, Михаил Бестужев подтверждал неоднократно, что тот занимался иконописными работами в кяхтинских и селенгинских церквях, впоследствии сгоревших.

Прообразом ликов святых послужили образы родных и друзей Н.А. Бестужева. А все это, в целом, может рассматриваться как единственный и уникальный в своем роде сохранившийся памятник монументального искусства художника-декабриста.

Глава II. Недвижимое наследие декабристов проживавших на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

.1 Недвижимое наследие декабристов в Бурятии

наследие декабрист забайкалье бурятия

В пяти верстах от Нового Селенгинска, на берегу Селенги ниже Англичанского утеса, неподалеку от бурятского улуса, за белой каменной оградой находятся могилы декабристов Бестужевых и Торсона. Пребывание декабристов в Селенгинске, т.е. 40-50 гг. XIX в. представляют одну из ярких страниц жизни города. За белой каменной стеной, как бы снова в тюрьме, где декабристы уже провели многие годы при жизни, стоят над их могилами четыре памятника. Памятники первый и третий (считая справа от входа) представляют собой квадратное каменное основание. На этом основании четырехугольный чугунный пьедестал меньшего размера и на нем чугунная колонна, увенчанная позолоченным крестом. Надписи на первом памятнике — на лицевой стороне «Здесь погребенъ Констанитин Петрович Торсон», на обратной стороне «Умеръ в Селенгинске 1851 года». Надписи на третьем памятнике — на лицевой стороне «Здесь похороненъ Николай Александрович Бестужевъ», на обратной стороне «Родился 1792 г. Умеръ 15 мая 1855 г. въ Селенгинске».

Второй и четвертый памятники представляют собой простые чугунные плиты, на средине которых стоит крест. Надпись на втором памятнике «Отрокъ Николай Михайлвичъ Бестужевъ, родился 1857 г. января 25 дня. Умеръ 1863 г. Ноября 19 дня », надпись на четвертом памятнике «Мария Николаевна Бестужева Скончалась 1866года декабря 7 дня на 39 году отъ рождения».
Первым музеем, посвященным декабристам в Забайкалье, стал Новоселенгинский. История музея декабристов в Новоселенгинске началась за долго до его официального основания. В 1960 г. Был создан при Новоселенгинской средней школе кружок «Из искры возгорится пламя», руководителем которого тала Нина Степановна Ларионова — преподаватель русского языка и литературы и увлеченный краевед. Под ее руководством кружковцы вели поисковую работу по выявлению предметов и документов, к которой подключились жители села. Потомки купцов Лосевых, Лушниковых, которые жили тогда в Новоселенгинске, подарили кружковцам вещи, принадлежащие декабристам братьям Николаю и Михаилу Бестужевым, их сестрам, Константину Петровичу Торсону. На основе этих находок был создан школьный музей, посвященный декабристам.

Музей декабристов был открыт в декабрьские юбилейные дни — 25 декабря 1975 г. в чудом сохранившемся доме купца Дмитрия Дмитриевича Старцева — современника и друга декабристов Константина Петровича Торсона и братьев Николая Александровича и Михаила Александровича Бестужевых периода их поселенческой жизни в Селенгинске.

Концепция музея разрабатывалась научными сотрудниками Государственного исторического музея (ГИМ) Г.А. Митрофановой, Е.Г. Гороховой, И.З. Тераскольской, и ими же с привлечением сотрудников Краеведческого музея им. М.Н. Хангалова (Н.В. Комиссаровой, Н.Б. Бадлаевой и др.), была реализована. Главным художником-экспозиционером музея декабристов выступил заслуженный художник РСФСР А.И. Коренцов.

Это был первый музей декабристов в Забайкалье со всеми типологическими признаками историко-революционного музея того времени, основывающимися на марксистско-ленинской методологии: классовости, партийности историко-культурных процессов. Сообразно этому в концепции была заложена идея — показать последовательно все этапы декабристского политического движения, а именно: предпосылки и возникновение, деление его на различные общества; подготовку восстания и выступление Северного (14 декабря 1825 г.) и Южного (1 января 1826 г.) обществ, их поражение, следствие и суд над декабристами, казнь пяти из них; ссылка дворянских революционеров в Сибирь и на Кавказ; пребывание декабристов на каторге и в ссылке в Сибири, поселение 14-ти из них в Бурятии и среди этой хроники событий в истории декабристского движения — жизнь К.П. Торсона (1837- 1851 гг.), Н.А. Бестужева (1839-1855 гг.), М.А. Бестужева (1839- 1867 гг.) в Селенгинске.

Эта задача была реализована в 12 залах музея, два из которых (небольшого размера) вместили материалы о пребывании в Селенгинске вышеназванных «политических преступников». Сам музей разместился, как уже говорилось, в одном из сохранившихся зданий того времени, являющимся образцовым памятником русской классической архитектуры первой половины XIX в., но, к сожалению, истории этого памятника не нашлось места в экспозиции музея, как и истории семьи Старцевых, его когда-то населявшей. С первых дней существования музей вызвал огромный интерес у жителей и гостей Бурятии и стал образовательным центром для школьников, изучающих этот период истории Отечества.

Самой яркой страницей в жизни Музея декабристов было празднование 28 апреля 1991 г. 200-летия со дня рождения Николая Александровича Бестужева. Оно ознаменовалось Всероссийской XI-ой научно-практической конференцией, проходившей вначале в Улан-Удэ, а затем в Новоселенгинске, выпуском ее «Тезисов
Похожие работы на — Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье Курсовая работа (т). История.
Безъядерный Мир Утопия Или Реальность Эссе
Эссе На Тему Цветы
Эссе На Тему Психологический Возраст
Сочинение На Тему Дружба Центр Межличностных Отношений
Дипломная работа по теме Статистична оцінка динамічного моделювання соціально-економічних явищ та процесів
Дипломная работа: Защита прав граждан-потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
Сочинение Пустомели 4 Буквы
Дипломная работа по теме Финансовые механизмы управления формированием и использованием прибыли строительной организации
Курсовая работа: Общая теория глобализации
Реферат: Образованный человек: принципы и критерии Николая Рубакина
Какой Должен Быть Объем Диссертации
Темы Итогового Сочинения 2022 2022 Произведения
Реферат по теме Влияние ментальных особенностей и традиций на формирование политических элит Ближнего Востока
Контрольные Работы 1 Класс Перспектива
Реферат: Процесс законотворчества и его стадии в России
Реферат: Domestic Violence Essay Research Paper Domestic Violence
Матренин Двор Краткое Сочинение
Учебное пособие: Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таможенные органы РФ
Реферат: Белое и серое вещество головного мозга. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Computers Essay Research Paper Computers Today
Курсовая работа: Моніторинг якості ґрунтів на околицях м. Шепетівка
Реферат: Обзор Олимпиад и Олимпийских игр 60-64 г
Курсовая работа: Интернет-магазин бытовой техники


Есть особая грусть

IMG 20210317 070854

 В этой древней земле –
Там, где маки в пыли,
Словно искры в золе,
И где крокусов синие огоньки
Не боятся ещё человечьей руки.
Вековая, степная, высокая грусть!
Ничего не забыла великая Русь.
О, шеломы курганов,
Каски в ржавой пыли!
Здесь Мамая и Гитлера
Орды прошли…  

Юлия Друнина (1924-1991), Степной
Крым 

Крымский полуостров всю свою
многотысячную историю был ареной бесчисленных войн. Кого только ни привлекал
этот цветущий край! Греки, римляне, готы и гунны, хазары и воины Золотой Орды,
крымские ханы и турки – все хотели управлять им. 

В апреле 1783 года Екатерина
Вторая приказала заложить военно-морскую базу в Крыму.  Так появился новый город Севастополь. В
переводе с греческого это означало «высокочтимый, священный город». К тому же
«Севастос» издавна считался равноценным латинскому титулу «Август». Поэтому
Севастополь означал ещё и «августейший город», «императорский город», «величественный город». Вот так
Севастополю предстояло стать городом великой воинской славы. Первым отметил
уникальность Севастопольской бухты для базирования Черноморского флота России   русский полководец, основоположник русской
военной теории Александр Васильевич Суворов (1730-1800), не проигравший ни одного сражения…

Даже после подписания в 1783
году Императрицей Екатериной Второй Манифеста о присоединения Крыма к России
судьба полуострова не была определена окончательно. Для этого потребовалось ещё
время, целых 220 лет… 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, на котором 96 процентов населения полуострова высказались за воссоединение с Россией… http://kremlin.ru/events/president/news/20603

IMG 20210317 074325

18 марта в нашей стране
отмечается важный день – День воссоединения Крыма с Россией. К этому дню в школьной
библиотеке организована книжная выставка «Крым: символ неувядающей воинской
славы»
, на которой представлены источники, освещающие исторические события
времён Екатерины Второй, русско-турецких, Крымской, Гражданской и Великой
Отечественной войн. 

Воссоединение Крыма с Россией – событие знаковое, открывшее
новую страницу в истории нашего полуострова. Выставка знакомит читателей с
историей Крыма и даёт возможность осознать важность этого политического события
для нашей страны. Выставка будет экспонироваться до конца марта.

IMG 20210317 072743

Мединский В.Р. Военная история России :  учебное пособие для общеобразовательных
организаций / В.Р. Мединский, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров. – Изд. 4-е, ипр.,доп.
– М. : Абрис, 2019. – 456 с. : ил. – (Российское военно-патриотическое общество –
школьнику).

Книга
адресована школьникам и всем тем, кто 
интересуется историей нашей страны. На её страницах история военного
дела в России, развитие нашей армии, вооружений и техники предстают  в увлекательной, яркой, запоминающей форме.
Рассказ  о важных сражениях, выдающихся
полководцах, героях, не жалеющих жизни ради защиты Родины…

IMG 20210317 072921

 Алексеев С. П. Великая Екатерина :
рассказы о русской императрицы Екатерине Второй / Сергей Алексеев ; [вступ. Ст.
Т.Д, Полозовой] ; худож. В. Бритвин. – М. : Дет. лит., 2007. – 153 с. : ил. –
(Школьная библиотека).

В
книге рассказывается об императрице Екатерине Великой, стоявшей во главе
Российского государства во второй половине восемнадцатого века. Екатерина
Вторая, женщина умная и деятельная, много сделала для процветания страны и
народа.  

IMG 20210317 073332

Зверев Б.И. Севастопольская оборона
1854-1855
/ Б.И. Зверев ; худ. В.Д. Бажко. – М. : Государственное
учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 182
с. : ил. – (Школьная историческая библиотека).

Книга
повествует о героической обороне Севастополя в 
период  Крымской войны 1853-1856
годов. В
изложении боевых действий под Севастополем показан беспримерный героизм солдат
и матросов, их воинское боевое мастерство, развитие военного искусства того
времени. В работе использованы многочисленные архивные  и печатные источники:  Адмирал Нахимов: Материалы для истории
русского флота. – М.,1954; Русский архив,1891; Пирогов Н.И. Севастопольские
письма. – СПБ, 1871 и другие.

Народ-герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца,

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца! (Некрасов Н.А.)

В памяти народной  навсегда остались славные боевые дела
севастопольцев. Народ сложил о них былины, сказания, песни. Передаются они  из 
поколения в поколение…

%25D0%25A1%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%258B

Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы / Л.Н. Толстой; вступ. ст. Е.В. Тарле ; рис. В. Высоцкого. М. : Детская литература, 2002.  155 с. : ил.  (Школьная библиотека).

Рассказы, вошедшие в эту книгу, посвящены героической обороне Севастополя в 1854-1855 годах, участником которой был молодой поручик Л.Н. Толстой. Война предстаёт в настоящем её выражении  «в крови и страданиях, в смерти», в противоречии с вечным стремлением человека и природы к миру и гармонии. «Надолго
оставит в России великие  следы эта
эпопея Севастопольская, которой героем был народ  русский», 
– писал Лев Николаевич Толстой. 

IMG 20210317 073133

Панорама » Оборона Севастополя» / Автор текста Б.Р. Рейсекин; фото Г.Т. Магаса (цветные) и С.И. Муравьёва. Киев: Мистецтво, 1970.

О героической истории города Севастополя красноречиво рассказывают его памятники. Одним из них является широкоизвестная панорама «Оборона Севастополя»замечательное произведение живописи монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг. Автор панорамывыдающийся русский художник-баталист мастер панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо (1856-1928).

IMG 20210317 073028
Фрагмент панорамы

 С самого начала Великой Отечественной войны Севастополь стал ареной ожесточенных боёв. 25 июня 1942 года фашистские войска подвергли город бомбардировке. Одна из бомб попала в панораму. В охваченном огнем помещении погибла значительная часть живописного полотна. Гибель панорамы казалась неминуемой. Но, невзирая на смертельную опасность, группа наших воинов спасла 86 кусков живописного полотна. Спасённые фрагменты были вывезены из осаждённого города на военном корабле. 

IMG 20210317 072952
Фрагмент панорамы
IMG 20210317 073008
Фрагмент панорамы

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного гитлеровцами города. Восстанавливались и создавались новые замечательные памятники. Была поставлена задача возродить и панораму «Оборона Севастополя».  Художники внесли в картину уточнения,  дополнения и ряд новых эпизодов. Они изобразили приезд на перевязочный пункт Малахова кургана выдающегося русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Н.И. Пирогова, а также возвращение после ночной вылазки знаменитых разведчиков Петра Кошки и Фёдора Заики. Сотни волнующих записей оставляют посетители, осмотрев панораму замечательный памятник бессмертной славы русского народа.

IMG 20210317 071918

Капица П.И. Черноморцы: Повесть/И.П.
Капица;  худ. В.Шевченко.  – Л.: Дет. лит., 1990.- 111 с.: ил. –
(Морская слава).

Повесть
о героических катерниках-черноморцах Дмитрии Глухове и Петре Чеслере,
прославившихся во время Великой Отечественной войны.

IMG 20210317 072134

Орлов О.П. Глобус  адмирала: Очерки и рассказы/ О.П. Орлов;
предисл. Н.В. Скосырева; рис. В. Скрылева. 
– М.: Дет. Лит., 1988. – 111с. : ил.

Очерки
и рассказы о моряках советского военного и торгового флота, совершавших подвиги
в годы гражданской и Великой Отечественной войн, чей пример храбрости и
беззаветной любви к Родине заслуживает уважения и найдёт отклик у юного
поколения.

…Фашисты
рвались к Севастополю.  Они почти
захватили Крымский полуостров. Но Севастополь взять с ходу не смогли.  Проходили дни, недели, месяцы. Севастополь не
сдавался… 

IMG 20210317 071636

Соболев Л. 
Батальон четверых
:
Рассказы  и
очерки / Л.С. Соболев ; худ. В. Алексеев. – Л. : Дет.лит., 1988. – 127с.6 ил.-
(Морская слава).

Морская
душа, шутливое и ласкательное это прозвище краснофлотской тельняшки, давно
бытовавшее на  флоте,  приобрело в Великой Отечественной войне новый
смысл, глубокий и героический.  Морская
душа – это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая
стойкость… Морская душа – это стремление к победе. Сила моряков неудержима…
Потому враг и зовёт моряков на суше «чёрной тучей», «чёрными дьяволами»… Если
они идут в атаку – то с тем, чтобы опрокинуть врага во что бы то ни стало. Если
они в обороне – они сражаются до последнего… И когда моряки гибнут в бою, они
гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть
столько врагов, сколько он видит перед собой… Писателю
не пришлось  выдумывать своих героев –
это были реальные люди, сделавшие подвиг своей 
обыденной жизнью…

IMG 20210317 074143

Кассиль Л., Полянский М. Улица младшего сына:
повесть / Лев Кассиль, Макс Полянский; худ. И. Ильинский. – М.: Детская
литература, 1972. –  510 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Не
так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы.  А вот в 
Керчи  есть такая улица. И названа
в честь керченского паренька  Володи
Дубинина, о подвигах которого знают все жители города.  О делах,  которыми 
прославился юный партизан 
расскажет повесть  «Улица младшего
сына», её написали замечательные писатели – Лев Абрамович Кассиль и Макс Леонидович
Полянский. 

IMG 20210317 211744

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944» / Автор тескта Г.В. Тепновский; фото Г.Т. Магаса.– Киев : Мистецтво, 1970.

  • Рассказы и повести советских писателей
  • Рассказы и отзывы туристов о крите
  • Рассказы и повести про животных
  • Рассказы и повести достоевского список
  • Рассказы и крохотки солженицын александр исаевич