Рассказы и повести о великой отечественной войне

Мы собрали для вас самые лучшие рассказы о великой отечественной войне 1941-1945 гг. рассказы от первого лица, не придуманные, живые

Мы собрали для вас самые лучшие рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказы от первого лица, не придуманные, живые воспоминания фронтовиков и свидетелей войны. 

Рассказ о войне из книги священника Александра Дьяченко «Преодоление»

— Я не всегда была старой и немощной, я жила в белорусской деревне, у меня была се­мья, очень хороший муж. Но пришли немцы, муж, как и другие мужчины, ушел в партизаны, он был их командиром. Мы, женщины, поддерживали своих мужчин, чем могли. Об этом ста­ло известно немцам. Они приехали в деревню рано утром. Выгнали всех из домов и, как ско­тину, погнали на станцию в соседний городок. Там нас уже ждали вагоны. Людей набивали в те­плушки так, что мы могли только стоять. Ехали с остановками двое суток, ни воды, ни пищи нам не давали. Когда нас наконец выгрузили из ваго­нов, то некоторые были уже не в состоянии дви­гаться. Тогда охрана стала сбрасывать их на зем­лю и добивать прикладами карабинов. А потом нам показали направление к воротам и сказали: «Бегите». Как только мы пробежали половину расстояния, спустили собак. До ворот добежали самые сильные. Тогда собак отогнали, всех, кто остался, построили в колонну и повели сквозь ворота, на которых по-немецки было написано: «Каждому — свое». С тех пор, мальчик, я не могу смотреть на высокие печные трубы.

Она оголила руку и показала мне наколку из ряда цифр на внутренней стороне руки, бли­же к локтю. Я знал, что это татуировка, у моего папы был на груди наколот танк, потому что он танкист, но зачем колоть цифры?

— Это мой номер в Освенциме.

Помню, что еще она рассказывала о том, как их освобождали наши танкисты и как ей повезло дожить до этого дня. Про сам лагерь и о том, что в нем происходило, она не расска­зывала мне ничего, наверное, жалела мою детскую голову.

Об Освенциме я узнал уже позд­нее. Узнал и понял, почему моя соседка не мог­ла смотреть на трубы нашей котельной.

Мой отец во время войны тоже оказался на оккупированной территории. Досталось им от немцев, ох, как досталось. А когда наши по­гнали немчуру, то те, понимая, что подросшие мальчишки — завтрашние солдаты, решили их расстрелять. Собрали всех и повели в лог, а тут наш самолетик — увидел скопление людей и дал рядом очередь. Немцы на землю, а пацаны — врассыпную. Моему папе повезло, он убежал, с простреленной рукой, но убежал. Не всем тог­да повезло.

В Германию мой отец входил танкистом. Их танковая бригада отличилась под Берли­ном на Зееловских высотах. Я видел фотогра­фии этих ребят. Молодежь, а вся грудь в орде­нах, несколько человек — Герои. Многие, как и мой папа, были призваны в действующую ар­мию с оккупированных земель, и многим было за что мстить немцам. Поэтому, может, и воева­ли так отчаянно храбро.

Шли по Европе, осво­бождали узников концлагерей и били врага, до­бивая беспощадно. «Мы рвались в саму Герма­нию, мы мечтали, как размажем ее траками гу­сениц наших танков. У нас была особая часть, даже форма одежды была черная. Мы еще сме­ялись, как бы нас с эсэсовцами не спутали».

Сразу по окончании войны бригада моего отца была размещена в одном из маленьких не­мецких городков. Вернее, в руинах, что от него остались. Сами кое-как расположились в подва­лах зданий, а вот помещения для столовой не было. И командир бригады, молодой полков­ник, распорядился сбивать столы из щитов и ставить временную столовую прямо на площа­ди городка.

«И вот наш первый мирный обед. Полевые кухни, повара, все, как обычно, но солдаты си­дят не на земле или на танке, а, как положено, за столами. Только начали обедать, и вдруг из всех этих руин, подвалов, щелей, как тараканы, начали выползать немецкие дети. Кто-то сто­ит, а кто-то уже и стоять от голода не может. Стоят и смотрят на нас, как собаки. И не знаю, как это получилось, но я своей простреленной рукой взял хлеб и сунул в карман, смотрю ти­хонько, а все наши ребята, не поднимая глаз друга на друга, делают то же самое».

Рассказы о войнеА потом они кормили немецких детей, отда­вали все, что только можно было каким-то обра­зом утаить от обеда, сами еще вчерашние дети, которых совсем недавно, не дрогнув, насилова­ли, сжигали, расстреливали отцы этих немецких детей на захваченной ими нашей земле.

Командир бригады, Герой Советского Со­юза, по национальности еврей, родителей ко­торого, как и всех других евреев маленького бе­лорусского городка, каратели живыми закопа­ли в землю, имел полное право, как моральное, так и военное, залпами отогнать немецких «вы­родков» от своих танкистов. Они объедали его солдат, понижали их боеспособность, многие из этих детей были еще и больны и могли рас­пространить заразу среди личного состава.

Но полковник, вместо того чтобы стре­лять, приказал увеличить норму расхода про­дуктов. И немецких детей по приказу еврея кормили вместе с его солдатами.

Думаешь, что это за явление такое — Рус­ский Солдат? Откуда такое милосердие? Поче­му не мстили? Кажется, это выше любых сил — узнать, что всю твою родню живьем закопа­ли, возможно, отцы этих же детей, видеть кон­цлагеря с множеством тел замученных людей. И вместо того чтобы «оторваться» на детях и женах врага, они, напротив, спасали их, кор­мили, лечили.

С описываемых событий прошло несколь­ко лет, и мой папа, окончив военное училище в пятидесятые годы, вновь проходил военную службу в Германии, но уже офицером. Как-то на улице одного города его окликнул молодой немец. Он подбежал к моему отцу, схватил его за руку и спросил:

— Вы не узнаете меня? Да, конечно, сейчас во мне трудно узнать того голодного оборванного мальчишку. Но я вас запомнил, как вы тог­да кормили нас среди руин. Поверьте, мы ни­когда этого не забудем.

Вот так мы приобретали друзей на Западе, силой оружия и всепобеждающей силой хри­стианской любви.

***

Живы. Выдержим. Победим.

ПРАВДА О ВОЙНЕ

Надо отметить, что далеко не на всех произвело убедительное впечатление выступление В. М. Молотова в первый день войны, а заключительная фраза у некоторых бойцов вызвала иронию. Когда мы, врачи, спрашивали у них, как дела на фронте, а жили мы только этим, часто слышали ответ: «Драпаем. Победа за нами… то есть у немцев!»

Не могу сказать, что и выступление И. В. Сталина на всех подействовало положительно, хотя на большинство от него повеяло теплом. Но в темноте большой очереди за водой в подвале дома, где жили Яковлевы, я услышал однажды: «Вот! Братьями, сестрами стали! Забыл, как за опоздания в тюрьму сажал. Пискнула крыса, когда хвост прижали!» Народ при этом безмолвствовал. Приблизительно подобные высказывания я слышал неоднократно.

Подъему патриотизма способствовали еще два фактора. Во-первых, это зверства фашистов на нашей территории. Сообщения газет, что в Катыни под Смоленском немцы расстреляли десятки тысяч плененных нами поляков, а не мы во время отступления, как уверяли немцы, воспринимались без злобы. Все могло быть. «Не могли же мы их оставить немцам», — рассуждали некоторые. Но вот убийство наших людей население простить не могло.

В феврале 1942 года моя старшая операционная медсестра А. П. Павлова получила с освобожденных берегов Селигера письмо, где рассказывалось, как после взрыва ручной фанаты в штабной избе немцев они повесили почти всех мужчин, в том числе и брата Павловой. Повесили его на березе у родной избы, и висел он почти два месяца на глазах у жены и троих детей. Настроение от этого известия у всего госпиталя стало грозным для немцев: Павлову любили и персонал, и раненые бойцы… Я добился, чтобы во всех палатах прочли подлинник письма, а пожелтевшее от слез лицо Павловой было в перевязочной у всех перед глазами…

Второе, что обрадовало всех, это примирение с церковью. Православная церковь проявила в своих сборах на войну истинный патриотизм, и он был оценен. На патриарха и духовенство посыпались правительственные награды. На эти средства создавались авиаэскадрильи и танковые дивизии с названиями «Александр Невский» и «Дмитрий Донской». Показывали фильм, где священник с председателем райисполкома, партизаном, уничтожает зверствующих фашистов. Фильм заканчивался тем, что старый звонарь поднимается на колокольню и бьет в набат, перед этим широко перекрестясь. Прямо звучало: «Осени себя крестным знамением, русский народ!» У раненых зрителей, да и у персонала блестели слезы на глазах, когда зажигался свет.

Наоборот, огромные деньги, внесенные председателем колхоза, кажется, Ферапонтом Головатым, вызывали злобные улыбки. «Ишь как наворовался на голодных колхозниках», — говорили раненые из крестьян.

Громадное возмущение у населения вызвала и деятельность пятой колонны, то есть внутренних врагов. Я сам убедился, как их было много: немецким самолетам сигнализировали из окон даже разноцветными ракетами. В ноябре 1941 года в госпитале Нейрохирургического института сигнализировали из окна азбукой Морзе. Дежурный врач Мальм, совершенно спившийся и деклассированный человек, сказал, что сигнализация шла из окна операционной, где дежурила моя жена. Начальник госпиталя Бондарчук на утренней пятиминутке сказал, что он за Кудрину ручается, а дня через два сигнальщика взяли, и навсегда исчез сам Мальм.

Мой учитель игры на скрипке Александров Ю. А., коммунист, хотя и скрыто религиозный, чахоточный человек, работал начальником пожарной охраны Дома Красной Армии на углу Литейного и Кировской. Он гнался за ракетчиком, явно работником Дома Красной Армии, но не смог рассмотреть его в темноте и не догнал, но ракетницу тот бросил под ноги Александрову.

Быт в институте постепенно налаживался. Стало лучше работать центральное отопление, электрический свет стал почти постоянным, появилась вода в водопроводе. Мы ходили в кино. Такие фильмы, как «Два бойца», «Жила-была девочка» и другие, смотрели с нескрываемым чувством.

На «Два бойца» санитарка смогла взять билеты в кинотеатр «Октябрь» на сеанс позже, чем мы рассчитывали. Придя на следующий сеанс, мы узнали, что снаряд попал во двор этого кинотеатра, куда выпускали посетителей предыдущего сеанса, и многие были убиты и ранены.

Лето 1942 года прошло через сердца обывателей очень грустно. Окружение и разгром наших войск под Харьковом, сильно пополнившие количество наших пленных в Германии, навели большое на всех уныние. Новое наступление немцев до Волги, до Сталинграда, очень тяжело всеми переживалось. Смертность населения, особенно усиленная в весенние месяцы, несмотря на некоторое улучшение питания, как результат дистрофии, а также гибель людей от авиабомб и артиллерийских обстрелов ощутили все.

У жены украли в середине мая мою и ее продовольственные карточки, отчего мы снова очень сильно голодали. А надо было готовиться к зиме.

Мы не только обработали и засадили огороды в Рыбацком и Мурзинке, но получили изрядную полосу земли в саду у Зимнего дворца, который был отдан нашему госпиталю. Это была превосходная земля. Другие ленинградцы обрабатывали другие сады, скверы, Марсово поле. Мы посадили даже десятка два глазков от картофеля с прилегающим кусочком шелухи, а также капусту, брюкву, морковь, лук-сеянец и особенно много турнепса. Сажали везде, где только был клочок земли.

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Жена же, боясь недостатка белковой пищи, собирала с овощей слизняков и мариновала их в двух больших банках. Впрочем, они не пригодились, и весной 1943 года их выбросили.

Наступившая зима 1942/43 года была мягкой. Транспорт больше не останавливался, все деревянные дома на окраинах Ленинграда, в том числе и дома в Мурзинке, снесли на топливо и запаслись им на зиму. В помещениях был электрический свет. Вскоре ученым дали особые литерные пайки. Мне как кандидату наук дали литерный паек группы Б. В него ежемесячно входили 2 кг сахара, 2 кг крупы, 2 кг мяса, 2 кг муки, 0,5 кг масла и 10 пачек папирос «Беломорканал». Это было роскошно, и это нас спасло.

Обмороки у меня прекратились. Я даже легко всю ночь дежурил с женой, охраняя огород у Зимнего дворца по очереди, три раза за лето. Впрочем, несмотря на охрану, все до одного кочана капусты украли.

Большое значение имело искусство. Мы начали больше читать, чаще бывать в кино, смотреть кинопередачи в госпитале, ходить на концерты самодеятельности и приезжавших к нам артистов. Однажды мы с женой были на концерте приехавших в Ленинград Д. Ойстраха и Л. Оборина. Когда Д. Ойстрах играл, а Л. Оборин аккомпанировал, в зале было холодновато. Внезапно голос тихо сказал: «Воздушная тревога, воздушная тревога! Желающие могут спуститься в бомбоубежище!» В переполненном зале никто не двинулся, Ойстрах благодарно и понимающе улыбнулся нам всем одними глазами и продолжал играть, ни на мгновение не споткнувшись. Хотя в ноги толкало от взрывов и доносились их звуки и тявканье зениток, музыка поглотила все. С тех пор эти два музыканта стали моими самыми большими любимцами и боевыми друзьями без знакомства.

К осени 1942 года Ленинград сильно опустел, что тоже облегчало его снабжение. К моменту начала блокады в городе, переполненном беженцами, выдавалось до 7 миллионов карточек. Весной 1942 года их выдали только 900 тысяч.

Эвакуировались многие, в том числе и часть 2-го Медицинского института. Остальные вузы уехали все. Но все же считают, что Ленинград смогли покинуть по Дороге жизни около двух миллионов. Таким образом, около четырех миллионов умерло (По официальным данным в блокадном Ленинграде умерло около 600 тысяч человек, по другим — около 1 миллиона. — ред.) цифра, значительно превышающая официальную. Далеко не все мертвецы попали на кладбище. Громадный ров между Саратовской колонией и лесом, идущим к Колтушам и Всеволожской, принял в себя сотни тысяч мертвецов и сровнялся с землей. Сейчас там пригородный огород, и следов не осталось. Но шуршащая ботва и веселые голоса убирающих урожай — не меньшее счастье для погибших, чем траурная музыка Пискаревского кладбища.

Немного о детях. Их судьба была ужасна. По детским карточкам почти ничего не давали. Мне как-то особенно живо вспоминаются два случая.

В самую суровую часть зимы 1941/42 года я брел из Бехтеревки на улицу Пестеля в свой госпиталь. Опухшие ноги почти не шли, голова кружилась, каждый осторожный шаг преследовал одну цель: продвинуться вперед и не упасть при этом. На Староневском я захотел зайти в булочную, чтобы отоварить две наши карточки и хоть немного согреться. Мороз пробирал до костей. Я стал в очередь и заметил, что около прилавка стоит мальчишка лет семи-восьми. Он наклонился и весь как бы сжался. Вдруг он выхватил кусок хлеба у только что получившей его женщины, упал, сжавшись в ко-1 мок спиной кверху, как ежик, и начал жадно рвать хлеб зубами. Женщина, утратившая хлеб, дико завопила: наверное, ее дома ждала с нетерпением голодная семья. Очередь смешалась. Многие бросились бить и топтать мальчишку, который продолжал есть, ватник и шапка защищали его. «Мужчина! Хоть бы вы помогли», — крикнул мне кто-то, очевидно, потому, что я был единственным мужчиной в булочной. Меня закачало, сильно закружилась голова. «Звери вы, звери», — прохрипел я и, шатаясь, вышел на мороз. Я не мог спасти ребенка. Достаточно было легкого толчка, и меня, безусловно, приняли бы разъяренные люди за сообщника, и я упал бы.

Да, я обыватель. Я не кинулся спасать этого мальчишку. «Не обернуться в оборотня, зверя», — писала в эти дни наша любимая Ольга Берггольц. Дивная женщина! Она многим помогала перенести блокаду и сохраняла в нас необходимую человечность.

Я от имени их пошлю за рубеж телеграмму:

«Живы. Выдержим. Победим».

Но неготовность разделить участь избиваемого ребенка навсегда осталась у меня зарубкой на совести…

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Второй случай произошел позже. Мы получили только что, но уже во второй раз, литерный паек и вдвоем с женой несли его по Литейному, направляясь домой. Сугробы были и во вторую блокадную зиму достаточно высоки. Почти напротив дома Н. А. Некрасова, откуда он любовался парадным подъездом, цепляясь за погруженную в снег решетку, шел ребенок лет четырех-пяти. Он с трудом передвигал ноги, огромные глаза на иссохшем старческом лице с ужасом вглядывались в окружающий мир. Ноги его заплетались. Тамара вытащила большой, двойной, кусок сахара и протянула ему. Он сначала не понял и весь сжался, а потом вдруг рывком схватил этот сахар, прижал к груди и замер от страха, что все случившееся или сон, или неправда… Мы пошли дальше. Ну, что же большее могли сделать еле бредущие обыватели?

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ

Все ленинградцы ежедневно говорили о прорыве блокады, о предстоящей победе, мирной жизни и восстановлении страны, втором фронте, то есть об активном включении в войну союзников. На союзников, впрочем, мало надеялись. «План уже начерчился, но рузвельтатов никаких»,— шутили ленинградцы. Вспоминали и индейскую мудрость: «У меня три друга: первый — мой друг, второй — друг моего друга и третий — враг моего врага». Все считали, что третья степень дружбы только и объединяет нас с нашими союзниками. (Так, кстати, и оказалось: второй фронт появился только тогда, когда ясно стало, что мы сможем освободить одни всю Европу.)

Редко кто говорил о других исходах. Были люди, которые считали, что Ленинград после войны должен стать свободным городом. Но все сразу же обрывали таких, вспоминая и «Окно в Европу», и «Медного всадника», и историческое значение для России выхода к Балтийскому морю. Но о прорыве блокады говорили ежедневно и всюду: за работой, на дежурствах на крышах, когда «лопатами отбивались от самолетов», гася зажигалки, за скудной едой, укладываясь в холодную постель и во время немудрого в те времена самообслуживания. Ждали, надеялись. Долго и упорно. Говорили то о Федюнинском и его усах, то о Кулике, то о Мерецкове.

В призывных комиссиях на фронт брали почти всех. Меня откомандировали туда из госпиталя. Помню, что только двубезрукому я дал освобождение, удивившись замечательным протезам, скрывавшим его недостаток. «Вы не бойтесь, берите с язвой желудка, туберкулезных. Ведь всем им придется быть на фронте не больше недели. Если не убьют, то ранят, и они попадут в госпиталь», — говорил нам военком Дзержинского района.

И действительно, война шла большой кровью. При попытках пробиться на связь с Большой землей под Красным Бором остались груды тел, особенно вдоль насыпей. «Невский пятачок» и Синявинские болота не сходили с языка. Ленинградцы бились неистово. Каждый знал, что за его спиной его же семья умирает с голоду. Но все попытки прорыва блокады не вели к успеху, наполнялись только наши госпитали искалеченными и умирающими.

С ужасом мы узнали о гибели целой армии и предательстве Власова. Этому поневоле пришлось поверить. Ведь, когда читали нам о Павлове и других расстрелянных генералах Западного фронта, никто не верил, что они предатели и «враги народа», как нас в этом убеждали. Вспоминали, что это же говорилось о Якире, Тухачевском, Уборевиче, даже о Блюхере.

Летняя кампания 1942 года началась, как я писал, крайне неудачно и удручающе, но уже осенью стали много говорить об упорстве наших под Сталинградом. Бои затянулись, подходила зима, а в ней мы надеялись на свои русские силы и русскую выносливость. Радостные вести о контрнаступлении под Сталинградом, окружении Паулюса с его 6-й армией, неудачи Манштейна в попытках прорвать это окружение давали ленинградцам новую надежду в канун Нового, 1943 года.

Я встречал Новый год с женой вдвоем, вернувшись часам к 11 в каморку, где мы жили при госпитале, из обхода по эвакогоспиталям. Была рюмка разведенного спирта, два ломтика сала, кусок хлеба грамм 200 и горячий чай с кусочком сахара! Целое пиршество!

События не заставили себя ждать. Раненых почти всех выписали: кого комиссовали, кого отправили в батальоны выздоравливающих, кого увезли на Большую землю. Но недолго бродили мы по опустевшему госпиталю после суматохи его разгрузки. Потоком пошли свежие раненые прямо с позиций, грязные, перевязанные часто индивидуальным пакетом поверх шинели, кровоточащие. Мы были и медсанбатом, и полевым, и фронтовым госпиталем. Одни стали на сортировку, другие — к операционным столам для бессменного оперирования. Некогда было поесть, да и не до еды стало.

Не первый раз шли к нам такие потоки, но этот был слишком мучителен и утомителен. Все время требовалось тяжелейшее сочетание физической работы с умственной, нравственных человеческих переживаний с четкостью сухой работы хирурга.

На третьи сутки мужчины уже не выдерживали. Им давали по 100 грамм разведенного спирта и посылали часа на три спать, хотя приемный покой завален был ранеными, нуждающимися в срочнейших операциях. Иначе они начинали плохо, полусонно оперировать. Молодцы женщины! Они не только во много раз лучше мужчин переносили тяготы блокады, гораздо реже погибали от дистрофии, но и работали, не жалуясь на усталость и четко выполняя свои обязанности.

Рассказы и повести о великой отечественной войне

В нашей операционной операции шли на трех столах: за каждым — врач и сестра, на все три стола — еще одна сестра, заменяющая операционную. Кадровые операционные и перевязочные сестры все до одной ассистировали на операциях. Привычка работать по много ночей подряд в Бехтеревке, больнице им. 25-го Октября и на «скорой помощи» меня выручила. Я выдержал это испытание, с гордостью могу сказать, как женщины.

Ночью 18 января нам привезли раненую женщину. В этот день убило ее мужа, а она была тяжело ранена в мозг, в левую височную долю. Осколок с обломками костей внедрился в глубину, полностью парализовав ей обе правые конечности и лишив ее возможности говорить, но при сохранении понимания чужой речи. Женщины-бойцы попадали к нам, но не часто. Я ее взял на свой стол, уложил на правый, парализованный бок, обезболил кожу и очень удачно удалил металлический осколок и внедрившиеся в мозг осколки кости. «Милая моя, — сказал я, кончая операцию и готовясь к следующей, — все будет хорошо. Осколок я достал, и речь к вам вернется, а паралич целиком пройдет. Вы полностью выздоровеете!»

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Вдруг моя раненая сверху лежащей свободной рукой стала манить меня к себе. Я знал, что она не скоро еще начнет говорить, и думал, что она мне что-нибудь шепнет, хотя это казалось невероятным. И вдруг раненая своей здоровой голой, но крепкой рукой бойца охватила мне шею, прижала мое лицо к своим губам и крепко поцеловала. Я не выдержал. Я не спал четвертые сутки, почти не ел и только изредка, держа папироску корнцангом, курил. Все помутилось в моей голове, и, как одержимый, я выскочил в коридор, чтобы хоть на одну минуту прийти в себя. Ведь есть же страшная несправедливость в том, что женщин — продолжательниц рода и смягчающих нравы начала в человечестве, тоже убивают. И вот в этот момент заговорил, извещая о прорыве блокады и соединении Ленинградского фронта с Волховским, наш громкоговоритель.

Была глубокая ночь, но что тут началось! Я стоял окровавленный после операции, совершенно обалдевший от пережитого и услышанного, а ко мне бежали сестры, санитарки, бойцы… Кто с рукой на «аэроплане», то есть на отводящей согнутую руку шине, кто на костылях, кто еще кровоточа через недавно наложенную повязку. И вот начались бесконечные поцелуи. Целовали меня все, несмотря на мой устрашающий от пролитой крови вид. А я стоял, пропустил минут 15 из драгоценного времени для оперирования других нуждавшихся раненых, выдерживая эти бесчисленные объятия и поцелуи.

***

Рассказ о Великой Отечественной войне фронтовика

1 год назад в этот день началась война, разделившая историю не только нашей страны, а и всего мира на до и после. Рассказывает участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа.

Марк Павлович вспоминает день начала войны:

— День начала войны – это день, когда наша жизнь переломилась пополам. Было хорошее, светлое воскресенье, и вдруг объявили о войне, о первых бомбежках. Все поняли, что придется очень многое выдержать, 280 дивизий пошли на нашу страну. У меня семья военная, отец был подполковником. За ним сразу пришла машина, он взял свой «тревожный» чемодан (это чемодан, в котором всегда наготове было самое необходимое), и мы вместе поехали в училище, я как курсант, а отец как преподаватель.

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Сразу все изменилось, всем стало понятно, что эта война будет надолго. Тревожные новости погрузили в другую жизнь, говорили о том, что немцы постоянно продвигаются вперед. Этот день был ясный, солнечный, а под вечер уже началась мобилизация.

Такими остались мои воспоминания, мальчишки 18-ти лет. Отцу было 43 года, он работал старшим преподавателем в первом Московском Артиллерийском училище имени Красина, где учился и я. Это было первое училище, которое выпустило в войну офицеров, воевавших на «Катюшах». Я всю войну воевал на «Катюшах».

— Молодые неопытные ребята шли под пули. Это была верная смерть?

— Мы все-таки многое умели. Еще в школе нам всем нужно было сдать норматив на значок ГТО (готов к труду и обороне). Тренировались почти как в армии: нужно было пробежать, проползти, проплыть, а также учили перевязывать раны, накладывать шины при переломах и так далее. Хоть война и была внезапной, мы немного были готовы защищать свою Родину.

Я воевал на фронте с 6 октября 1941 по апрель 1945 г. Участвовал в сражениях за Сталинград, на Курской Дуге, и от Курской Дуги через Украину и Польшу дошел до Берлина.

Война – это ужасное испытание. Это постоянная смерть, которая рядом с тобой и угрожает тебе. У ног рвутся снаряды, на тебя идут вражеские танки, сверху к тебе прицеливаются стаи немецких самолетов, артиллерия стреляет. Кажется, что земля превращается в маленькое место, где тебе некуда деться.

Я был командиром, у меня находилось 60 человек в подчинении. За всех этих людей надо отвечать. И, несмотря на самолеты и танки, которые ищут твоей смерти, нужно держать и себя в руках, и держать в руках солдат, сержантов и офицеров. Это выполнить сложно.

Не могу забыть концлагерь Майданек. Мы освободили этот лагерь смерти, увидели изможденных людей: кожа и кости. А особенно помнятся детишки с разрезанными руками, у них все время брали кровь. Мы увидели мешки с человеческими скальпами. Увидели камеры пыток и опытов. Что таить, это вызвало ненависть к противнику.

Еще помню, зашли в отвоеванную деревню, увидели церковь, а в ней немцы устроили конюшню. У меня солдаты были из всех городов советского союза, даже из Сибири, у многих погибли отцы на войне. И эти ребята говорили: «Дойдем до Германии, семьи фрицев перебьем, и дома их сожжем». И вот вошли мы в первый немецкий город, бойцы ворвались в дом немецкого летчика, увидели фрау и четверо маленьких детей. Вы думаете, кто-то их тронул? Никто из солдат ничего плохого им не сделал. Русский человек отходчив.

Все немецкие города, которые мы проходили, остались целы, за исключением Берлина, в котором было сильное сопротивление.

У меня четыре ордена. Орден Александра Невского, который получил за Берлин; орден Отечественной войны I-ой степени, два ордена Отечественной войны II степени. Также медаль за боевые заслуги, медаль за победу над Германией, за оборону Москвы, за оборону Сталинграда, за освобождение Варшавы и за взятие Берлина. Это основные медали, а всего их порядка пятидесяти. Все мы, пережившие военные годы, хотим одного — мира. И чтобы ценен был тот народ, который одержал победу.

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Фото Юлии Маковейчук

Читать Рассказы о войне 1941-1945 гг.

[Видео] 1942. Разведка. Чудо на Адриана и Наталью

22 июня…

Монахиня Адриана (Малышева): Война — как фотография (ВИДЕО)

Правда о первых днях Великой Отечественной войны

Непридуманные рассказы о войне (портал)

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении исторической памяти принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

произведения о войне

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

произведения на тему войны

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х — начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи В. Лебедева-Кумача. А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт – А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

произведения о войне 1941 1945

Она — прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой – это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» — исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену писатель К. Воробьев. Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов – это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

художественные произведения о войне

Сила русского характера – шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название — «Судьба человека» — символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки – свидетельство непоколебимой силы духа, любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище — это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

человек на войне произведения

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев – писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец – всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый нравственный выбор в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

произведения литературы о войне

Произведения о войне 1941-1945 годов – это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.

Рассказы и повести о великой отечественной войне

Уважаемые читатели! Приближается 23 февраля, а значит, приближается праздник мальчиков, пап и дедушек, будущих и настоящих защитников Отечества. Праздник 23 февраля за всю свою историю был и днём рождения Красной Армии, и днём Советской Армии и Военно-Морского Флота, и Днём защитника Отечества, и Днём воинской славы России. Предлагаем вашему вниманию подборку книг для детей о воинах смелых и честных, любящих свою родину.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Никольский, Б. Н.

Солдатская школа [Текст]: рассказы: для младшего школьного возраста /рис. В. Шевченко. – Переизд. – Ленинград: Детская литература, 1985. – 104 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 08, 10, 11, ЦДБ.

Авторский сборник. Данное издание представляет собой сборник рассказов о Красной Армии: «Кто охраняет небо» – о ракетчиках; «Как я прыгал с парашютом» – о десантниках; «Что умеют танкисты» – о танкистах; «Солдатские часы» – о пехотинцах.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Маркуша, А. М.

Небо твое и мое [Текст]: повесть и рассказы: для среднего и старшего школьного возраста/ А. М. Маркуша. – Москва: Детская литература, 1981. – 334 с. : ил.

Имеются экземпляры в библиотеках:10.

В книгу входят повесть «Облака под ногами», цикл новелл «Ученик орла» (записки старого летчика) и рассказы разных лет: «Совесть», «Таежный солдат», «Ненаписанное сочинение», «Дорога», «Земля Цезаря», «Тропа» и другие. Как и все прочие книги Анатолия Маркуши, эта книга помогает молодым определить свой путь в жизни, расти смелыми, честными, благородными.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Митяев, А. В.

Подвиг солдата [Текст]: рассказы о Великой Отечественной войне: [для младшего и среднего школьного возраста] / Анатолий Митяев ; [худож.: Г. А. Мазурин, Н. Леонова]. — Москва : Оникс, 2012. – 159 с. : ил., портр. – (Библиотека младшего школьника) (Читаем по школьной программе).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Анатолий Васильевич Митяев о себе в дни войны сообщает скупо: «Летом 1942 года записался добровольцем. На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе». Вот и все. Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно. В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни. Издание рассчитано на детей младшего школьного возраста.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Асанов, Л. Н.

Все они люди храбрые [Текст]: рассказы: для младшего школьного возраста / худож. О. Пархаев. – Москва : Дрофа, 2002. – 124 с. : ил. – (Честь и отвага).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, ЦДБ.

Скифы – древний народ, много веков назад населявший обширные пространства на юге нашей страны. Впервые о скифах написал древне-греческий путешественник и историк Геродот. В своей книге «История» он рассказал о победе этого гордого степного народа над войском персидского царя Дария I Гистаспа, который решил покорить многочисленные скифские племена и присоединить их земли к своему царству. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор. Жизнь людей в те далёкие времена была совсем иной. Они говорили на незнакомом для нас языке, у них были другие обычаи, но и тогда, как и во все времена, люди любили свою родину, боролись за свободу и независимость.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Орлова, Нина Густавовна

Герои русских былин [Текст]: [для среднего школьного возраста] / Нина Орлова. – Москва : Белый город, 2009. – 47, [1] с. : цв. ил. – (История России в летописях, сказаниях и былинах).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ..

Серия «История России» – единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович… Едва заслышав эти имена, мы сразу понимаем, что речь пойдет о былинах. Автор книги с уважением и гордостью рассказывает о том, каких могучих и славных богатырей рождала земля Русская; размышляет о причудливом переплетении в ткани былин реальной исторической основы с фантастическими, сказочными элементами.

Для среднего школьного возраста. Цветные репродукции (Каразин, Рерих, Врубель, Рябушкин, Билибин, Васнецов, Рылов, Кибрик). Составитель: Н. Астахова.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Яковлев, Юрий Яковлевич

Семеро солдатиков [Текст]: сказка : [для младшего школьного возраста] / Юрий Яковлев ; рис. Г. Валька. – Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2016. – 70, [1] с. : цв. ил. – (Любимая папина книжка). – 6+.

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье… Это не просто дни недели, это имена семерых солдат, которые прибыли в село Петушки в гости к Олегу Комарову. К маленькому Олежке, которого все звали Олей и с которым никто не хотел дружить. Но, может, Олежка сам был в этом виноват? А солдатики – совсем не игрушечные, о которых изначально мечтал мальчик, а самые настоящие – помогли Олежке испытать себя и понять, что есть в нём и храбрость, и находчивость, и благородство… Очаровательных героев этой сказки с определённой долей юмора и симпатией создал известный детский иллюстратор Генрих Вальк.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Туричин, И. А.

Крайний случай [Текст]: повесть-сказка о Великой Отечественной войне: для дошк. и мл. шк. возраста / И. А. Туричин. – Ярославль : Академия развития, 2003. – 63 с. : ил. – (Библиотека мужества).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Повесть-сказка замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921–2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, мужественно сражающегося против фашистов. Книга выходит в серии «Библиотека мужества», куда включены произведения военной прозы для детей, прошедшие проверку временем. Повести и рассказы, на которых воспитано не одно поколение наших соотечественников, книги, которые пробуждают чувство патриотизма, вызывают у юного читателя гордость за нашу Родину.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

За Отечество! [Текст]: рассказы по истории / [худож. Д. С. Гиевский]. — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2012. – 125, [2] с.: ил. – (Школьная библиотека) (Для маленьких друзей).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

В данную серию вошли произведения писателей и поэтов, известных не только школьникам, но и взрослым: И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, А. Гайдара и многих других. В книгах данной серии представлены как сказки и юмористические рассказы признанных мастеров жанра: В. Драгунского, Л. Каминского, И. Антоновой, – так и более серьёзные рассказы и повести классиков и современных писателей. Чёрно-белые иллюстрации не отвлекают читателя от понимания текста, и в тоже время способствуют лучшему восприятию произведения.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Береги честь смолоду [Текст]: лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / [сост. А. Н. Маневич]. – Москва: Даръ, 2011. – 287 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Сегодня особенно важно, чтобы наши дети выросли добрыми и порядочными людьми. Эта книга поможет воспитать в ребенке самые лучшие человеческие качества такие, как честь и совесть, искренность и сочувствие, показав на примере наших предков, что именно эти личностные качества имеют непреходящую ценность. Данное издание ориентировано на читателей среднего и старшего школьного возраста, а также будет интересно всем любителям русской классики. Составитель: Маневич А. Н.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Лазарев, Андрей

Герои 1812 года [Текст]: Денис Давыдов, Александр Сеславин, Яков Кульнев, Иван Дорохов и другие: [для среднего школьного возраста] / Андрей Лазарев; худож. Ю. Каштанов. – Москва: Белый город, 2008. – 47, [1] с. : цв. ил., портр. – (История России). .

Имеются экземпляры в библиотеках: 02, 04, 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Книга о событиях Отечественной войны 1812 года рассказывает о борьбе партизан в тылу врага. Они вышли из разных слоев общества, у них был разный военный опыт, но мысль о том, что нельзя оставаться в стороне, когда Родина в опасности, придавала им сил. Составитель Астахова Н. В. Для среднего школьного возраста.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Рассказы о героях 1812 года [Текст]: [повести, рассказы: для среднего школьного возраста] / С. В. Алексеев [и др.]. – Москва: Оникс, 2012. – 411, [1] с. – (Книги нашего детства).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦРБ, ЦДБ.

Из книги вы узнаете об Отечественной войне 1812 года; о знаменитой Бородинской битве; о великих русских полководцах, а ещё – о храбрых солдатах, без которых невозможно одержать победу. В книге представлены карты-схемы основных сражений, рассказано о том, как была устроена русская армия. Составитель: Р. Е. Данкова.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Длуголенский, Яков Ноевич

Солдаты России [Текст]: несколько страниц из истории русской армии. Время Екатерины II – Александра I / Я. Н. Длуголенский; худож. В. Ф. Алексеев. – Санкт-Петербург: Иван Федоров, 2001. – 248 с.: ил.

Имеются экземпляры в библиотеках: 02, 03, 04, 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Настоящая книга содержит документальные рассказы, посвященные истории российской армии времени Екатерины II – Александра I. В основу каждого сюжета легли письма, реляции, дневники или воспоминания людей, живших во времена царствования Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I. Весь шестидесятилетний период состоял из непрерывных войн. Книга снабжена картами-схемами и иллюстрациями ряда сражений.


Рассказы и повести о великой отечественной войне

Туричин, И. А.

Защитники [Текст]: рассказы о Великой Отечественной войне: для мл. и сред. шк. возраста / И. А. Туричин, Н. Б. Богданов, Н. В. Внуков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 63 с.: ил. – (Библиотека мужества).

Имеются экземпляры в библиотеках: 05, 06, 08, 10, 11, 12, ЦДБ.

Рассказы замечательных прозаиков И. Туричина, Н. Внукова и Н. Богданова, собранные в этой книге, повествуют о ребятах, чье детство было опалено войной, о тех кто, несмотря на совсем юный возраст, старался помочь взрослым в их борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Для дошкольного и младшего школьного возраста.


Приятного прочтения! О наличии книг в библиотеках вы можете узнать в электронном каталоге на сайте Невской ЦБС. Будем рады вас видеть в наших библиотеках!

Ирина Постникова, библиотекарь детской библиотеки № 10 им. Николая Носова

Информационный сборник «Библиотечная жизнь»

06.05.2021

Рассказы и повести о великой отечественной войнеМуниципальные библиотеки города Ельца − участники XII Международной акции «Читаем детям о войне – 2021». Акция проводится ежегодно с 2010 года по инициативе Самарской областной детской библиотеки. Мероприятие посвящено одному из самых значимых праздников для всего человечества, а для нашей страны особенно – Дню Победы. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто жив.  В библиотеках, которые в дни майских праздников работают по установленному графику, мероприятия пройдут 6 – 7 мая (повторы ряда мероприятий 10 и 11 мая) по представленному вниманию читателей плану в офлайн-формате. Их участников ждет встреча с книгами о Великой Отечественной войне. 

Онлайн-старт акции был дан видеопрочтением отрывка из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (СМОТРЕТЬ), которое 6 мая в 12-00 в соцсети и на сайте библиотек запустила Библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С этого рассказа начался новый этап развития русской военной литературы.

В режиме офлайн (по предварительной записи и с соблюдением всех мер безопасности в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции) юные ельчане-участники Акции услышат и будут читать документальные издания и художественные произведения о событиях Великой Отечественной войны и ее героях, стихотворения о военных годах, встретятся с известными авторами, писавшими о войне для детей – С. Алексеевым, А. Митяевым, Л. Кассилем,  и др., обсудят отрывок из повести «Иван» В.О. Богомолова.

6 мая

◊ Детская библиотека им. А.С. Пушкина

Конференц-час «Их жизнь – сюжеты для романов»

Рассказы и повести о великой отечественной войнеЕсть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Воспоминания о Великой Победе не должны исчезнуть из нашей памяти. А помогут нам в этом книги.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеДля Детской библиотеки им. А.С. Пушкина уже стало традицией принимать участие в Международной акции «Читаем детям о войне». И 2021 год не стал исключением. В течении дня пользователям представили произведения, написанные на основе биографий героев войны, многие из которых ценой своей жизни защитили мирное небо над головой своих потомков.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеУчастники акции прослушали и прочли самостоятельно следующие произведения: С. Алексеев «Горовец»; отрывки из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»; отрывки из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»; отрывок из книги Е. Ильиной «Четвертая высота».

◊ Библиотека «Эльта»

6 мая в Библиотеке «Эльта» в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне-2021» начались патриотические часы «Через все прошли и победили» 6+. 6 мая участники мероприятия послушали и обсудили рассказы известного писателя Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова», «Титаев», «Чёрный день», «Ленинградская походка», «Данке шён».

Рассказы и повести о великой отечественной войне Рассказы и повести о великой отечественной войне

◊ Библиотека Ольшанская»

Марафон чтения «Я расскажу вам о войне…»

Рассказы и повести о великой отечественной войне6 мая 2021 года читатели Библиотеки «Ольшанская» стали участниками марафона чтения «Я расскажу вам о войне…», который проходил в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне-2021» и в рамках общебиблиотечной декады «Великое слово – Победа!».
Цель: познакомить детей с литературой о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная – самая страшная и кровопролитная в истории человечества война, унесшая миллионы жизней ни в чем неповинных людей. За победу над фашизмом, была заплачена самая высокая цена — цена жизни. Героический подвиг людей навсегда вписан в историю нашей страны.
События войны глазами очевидцев отражены в художественной литературе XX века писателями-фронтовиками. Они внесли весомый вклад в художественную литературу.
Читателей познакомили с писателями-фронтовиками: Б. Васильев, С. Алексеев и др. Для прочтения был предложен рассказ Константина Симонова «Малышка».
В нем рассказывается о семнадцатилетней девушке. Она была военным фельдшером. Звали её Марусей, но большинство называли её просто Малышкой за крошечные руки и ноги, а также тоненький детский голосок, но она настоящий герой! Стойкая, сильная и храбрая! Она многим солдатам спасла жизнь!
После прочтения было совместное обсуждение этих произведений. Учащиеся сделали вывод, что на войне было тяжело всем: и кто воевал, и кто был в тылу. Война в жизни любого человека – это огромная трагедия. Она не щадит никого: ни взрослых, ни детей, ни стариков. Чтобы не было повторений такой трагедии, об этом всегда нужно помнить и знать!
Это один из рассказов о подвиге советских людей во время Великой Отечественной войны, которые вместе шаг за шагом ковали Великую Победу!
Рассказы и повести о великой отечественной войнеВ заключение дети декламировали стихотворения о войне, рассказывали о родных, переживших войну.
Мероприятие проходило на фоне книжной выставки «Ты хочешь мира? Помни о войне!», с которой ребята познакомились в конце встречи.
Завершая мероприятие, почтили память людей, чьи жизни унесла война.

◊ Библиотечно-информационный центр «Засосенский»

Рассказы и повести о великой отечественной войнеИстория Великой Отечественной войны навсегда вписана в историю нашей страны! Мы все: взрослые и дети, должны бережно хранить эту память, не дать уничтожить ее. Именно должны, потому что за это заплачена колоссальная цена – человеческие жизни!
Библиотечно-информационный центр «Засосенский» присоединился к ежегодной Международной акции «Читаем детям о войне-2021». Для юных читателей здесь проведен час истории «Обязаны помнить».
Ребята в ходе мероприятия вспоминали, что Великая Отечественная война (1941-1945) – это война Советского Союза против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и ее союзников и является важнейшей составной частью Второй мировой войны – самой кровопролитной в истории человечества, завершившейся победой СССР над Германией, с помощью презентации «Обязаны помнить!» вспоминали вехи истории нашей страны.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеВместе с библиотекарями дети читали отрывок из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» о подвиге Алексея Маресьева, отрывки из книги Нисона Ходзы «Дорога жизни». Книга Н. Ходзы не вполне обычная, в ней нет вымышленных персонажей или придуманных диалогов, она документальна. Страница за страницей автор рассказывает, как жил блокадный Ленинград, чем были заняты люди, как прокладывали «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти людей, как на заводах работали школьники и школьницы, а уроки проводили в бомбоубежищах.
Мероприятию сопутствовала выставка «Под знаменем Победы». Цитатой к выставке послужили слова Р. Рождественского:
«Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!»

7 мая

◊ Библиотека «Набережная»

Рассказы и повести о великой отечественной войнеБиблиотека «Набережная» ко Дню Победы и в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне» провела с юными читателями час патриотического рассказа «Он сердцем принял боль войны» (6+). Мероприятие посвящалось творчеству Владимира Осиповича Богомолова писателя, основной темой творчества которого стали события Великой Отечественной войны. Владимир Осипович Богомолов на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Рассказы и повести о великой отечественной войнеБыл ранен, не раз награждён, о войне знал не понаслышке. Его перу принадлежат многие произведения. Одним из самых известных является повесть «Иван», написанная в 1957 году. Это трагический и правдивый рассказ о мальчике-разведчике, который решил положить собственную жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеЧитая и обсуждая прочитанные отрывки из книги, ребята, узнали о мужестве, стойкости и героической смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено войной. Очень трудно было читать последние страницы повести. Всем хотелось, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
Мы должны помнить о том, сколько страданий, боли и горечи приносит война, помнить о подвиге завоевавших победу и гордиться ими.

◊ Библиотека микрорайона №5

Рассказы и повести о великой отечественной войнеВ рамках XII Международной Акции «Читаем детям о войне» библиохронограф «Этих дней не смолкнет слава!», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, проходил в Библиотеке микрорайона №5 как мероприятие–рассказ о важнейших исторических событиях этой войны, построенный по типу летописи.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеВ ходе мероприятия были прочитаны рассказы известных авторов, писавших о войне для детей – С. Алексеева («Подвиг у Дубосекова», «Победа под Сталинградом»), А. Митяева («Кто брал Берлин»), Л. Кассиля («Федя из подплава») и др.
Ребята узнали о героической обороне Брестской крепости, битве за Москву, Сталинградской битве и о других главных событиях Великой Отечественной войны.
Мероприятие проходило у выставки «Бессмертна Победа, бессмертны её солдаты!»

◊ Детская библиотека «Лучковская»

Рассказы и повести о великой отечественной войне07 мая в библиотеке был проведён час мужества «Прочитать о войне, чтобы помнить» в рамках ежегодной Международной и общебиблиотечной акции «Читаем детям о войне – 2021». Были прочитаны рассказы и стихи о Великой Отечественной войне для детей: А.В. Митяева, Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева и других авторов.
Много лет прошло со времён войны. Мы благодарны тем, кто воевал за нашу Родину, и говорим им «СПАСИБО» за наше счастливое детство и мирное небо над головой. Во время акции память всех погибших ребята почтили «Минутой молчания». Акция будет продолжена 10 и 11 мая.

◊ Библиотека «Александровская»

Рассказы и повести о великой отечественной войне7 мая в библиотеке прошли громкие чтения «Память о войне нам книга оставляет» (6+), в которых приняли участие учащиеся средних классов ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца». Сотрудники библиотеки И.И. Фролова, В.Д. Фролова и воспитатель О.А. Рябцева прочитали рассказы С. П. Алексеева о подвигах героев Великой Отечественной войны: «Зоя», «Подвиг у Дубосекова», «Генерал Панфилов». Дети узнали, что все, родившиеся после тех далеких военных событий, обязаны жизнью тем воинам-героям, которые воевали четыре долгих и трудных года, и ценой своих жизней завоевали для нас мирную жизнь. После прочтения рассказов ребята охотно и с интересом отвечали на вопросы ведущего, делились своими впечатлениями, рассуждали о подвигах героев.
Рассказы и повести о великой отечественной войнеК мероприятию была оформлена книжная выставка-экспозиция «На пути к Победе» (6+), на которой вниманию ребят были представлены книжные издания с рассказами, стихами известных писателей.  Выставка дополнена предметами военной тематики: танк, армейский котелок, фигуры солдат, пилотки, георгиевская ленточка. Ребята с большим интересом рассматривали экспонаты.
Чтобы живая память о Великой Отечественной войне не ушла вместе с поколением, пережившим тяготы военных лет, в наших силах не дать времени поглотить воспоминания о людях, отдавших свой труд, здоровье и жизнь ради Великой Победы.

10-11 мая

◊ Библиотека «Эльта»

Рассказы и повести о великой отечественной войнеВ библиотеке «Эльта» в рамках XII Международной акции «Читаем детям о войне» прошли патриотические часы «Через все прошли и победили» 6+. 6 мая участники мероприятия послушали и обсудили рассказы известного писателя Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова», «Титаев», «Чёрный день», «Ленинградская походка», «Данке шён».
11 мая были прочитаны рассказы Николая Богданова «Лётчик Летучий», «Вдвоём с братишкой», «Чёрный кот», «Чемоданчик», «Фюнфкиндер», «Медовый танк». Восхищались мужеством наших лётчиков – Топаллера, Летучего, Близнюка, дивились смекалке бойца Анатолия Живина. Особенно запомнился детям рассказ «Медовый танк», где даже пчёлы сражались с фашистами-грабителями.

◊ Детская библиотека «Лучковская»

Рассказы и повести о великой отечественной войне07, 10 и 11 мая в детской библиотеке «Лучковская» проводился час мужества «Прочитать о войне, чтобы помнить» в рамках ежегодной Международной и общебиблиотечной акции «Читаем детям о войне – 2021». Акция проводится ежегодно с 2010 года по инициативе Самарской областной детской библиотеки. Мероприятие посвящено одному из самых значимых праздников для всего человечества, а для нашей страны особенно – Дню Победы. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто жив. В акции приняли участие 21 человек. Ребятами были прочитаны рассказы и стихи о Великой Отечественной войне для детей: А.В. Митяева (рассказы «Иван и Фрицы», «Лошади», «Гвардии медвежонок»), Л.А.Кассиля (рассказы «Барабасик», «Отметки Риммы Лебедевой», «Линия связи»), С.П. Алексеева (рассказы «Мишка», «Ударная», «Победа») и других авторов. Вместе ребята искали ответы на вопросы о характерах героев, их поступках.
Подобные мероприятия способствуют привлечению внимания детей к героическому прошлому России и продвижению книг нравственно-патриотической тематики.

  • Рассказы зощенко слушать для детей аудиосказки
  • Рассказы и сказки л н толстого для детей
  • Рассказы и повести толстого льва
  • Рассказы зощенко рассказы любовь
  • Рассказы зарубежных писателей 4 класс список