Рассказы и басни льва николаевича толстого

Peskarlib.ru gt; русские авторы gt; лев толстой лев николаевич толстой 1828 1910 родился в родовой усадьбе графов толстых -

Peskarlib.ru > Русские авторы > Лев ТОЛСТОЙ

Рассказы для детей Льва Николаевича ТолстогоЛев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых — Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.  Читать далее…

Лев ТОЛСТОЙ

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Лев ТОЛСТОЙ

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Лев ТОЛСТОЙ

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город

Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул.

Лев ТОЛСТОЙ

Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашел пчелиных маток

Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду.

Лев ТОЛСТОЙ

Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит

Я и так брата люблю, а больше за то, что он за меня в солдаты пошел. Вот как было дело: стали бросать жеребий. Жеребий пал на меня, мне надо были идти в солдаты, а я тогда неделю как женился. Не хотелось мне от молодой жены уходить.

Лев ТОЛСТОЙ

Как я в первый раз убил зайца (Рассказ барина)

У меня был дядька Иван Андреич. Он выучил меня стрелять, когда мне было еще 13 лет. Он достал маленькое ружьецо и давал мне из него стрелять, когда мы ходили гулять. И я убил раз галку и другой раз сороку.

Лев ТОЛСТОЙ

Как волки учат своих детей

Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

Лев ТОЛСТОЙ

Как тетушка рассказывала о том, как у нее был ручной воробей – живчик

В нашем доме за ставнем окна воробей свил гнездо и положил пять яичек. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по перышку носил за ставень и вил там гнездышко. А потом, когда он положил туда яйца, мы очень обрадовались.

Лев ТОЛСТОЙ

Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом

У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит.

Лев ТОЛСТОЙ

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

Лев ТОЛСТОЙ

Яблони

Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони.

Лев ТОЛСТОЙ

Как я выучился ездить верхом

Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж».

Лев ТОЛСТОЙ

Солдаткино житье (Рассказ мужика)

Мы жили бедно на краю деревни. Была у меня мать, нянька (старшая сестра) и бабушка. Бабушка ходила в старом чупруне и худенькой паневе, а голову завязывала какой-то ветошкой, и под горлом у ней висел мешочек.

Лев ТОЛСТОЙ

Мильтон и Булька

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька и волк

Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя.

Лев ТОЛСТОЙ

Что случилось с Булькой в Пятигорске

Из станицы я поехал не прямо в Россию, а сначала в Пятигорск, и там пробыл два месяца. Мильтона я подарил казаку-охотнику, а Бульку взял с собой в Пятигорск.

Лев ТОЛСТОЙ

Конец Бульки и Мильтона

Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

Лев ТОЛСТОЙ

Булька и кабан

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мной. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это была в ноябре месяце; кабаны и свиньи тогда бывают очень жирные.

Лев ТОЛСТОЙ

Черепаха

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца.

Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите или перечтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

,

Лошакова
Елена Сергеевна,

учитель
начальных классов

МБОУ
«СШ №26» г. Смоленска,

Конспект
урока литературного чтения во 2-м классе

по
теме: «Л. Толстой «Филипок»»

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста

Цели: познакомить учащихся с творчеством
Л. Н. Толстого
; познакомить с
произведением Л.Н.Толстого «Филипок», совершенствовать умение правильно и
осознанно читать текст целыми словами; развивать умение определять жанр
литературного произведения; развивать умение давать характеристику герою;
развивать связную речь учащихся; развивать умение работать в паре, группе;
развивать умение самостоятельно оценивать свои действия; воспитывать
способность сопереживать, желание помогать кому-либо в трудной ситуации.

Оборудование:

1)   
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2класс 1 часть, М.: «Просвещение», 2012

2)    мультимедийное
оборудование;

3)    портрет
Л.Н. Толстого

4)   
карточки с
заданиями для работы в группах.


                                                 
Ход урока

1.    
Организационный момент.

Сегодняшний
урок я хотела бы начать мудрыми словами великого русского писателя Льва
Николаевича Толстого «Знание
только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли…»
Я желаю каждому из вас получить на
сегодняшнем уроке знания.

2.    
Подготовка к первичному восприятию.


Ребята, для того ,чтобы узнать тему нашего сегодняшнего разговора, нам
необходимо «собрать» из предложенных слов пословицу.

(«Азбука
– к мудрости ступенька»)


Как вы понимаете смысл данной пословицы?


Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда вам понадобилось знание
азбуки?


Наш урок я начала словами русского писателя Льва Николаевича Толстого. А знаете
ли вы, что он создал свою азбуку. Раньше
даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и
знатных семей. В деревнях же люди были безграмотными. Вот для таких детей из
простых крестьянских семей Лев Николаевич открыл свою школу и написал свою
азбуку. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы,
рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют
детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться. 

На
сегодняшнем уроке мы как раз познакомимся с произведением из Азбуки Льва
Толстого и попробуем ответить на вопрос, для чего он включил это произведение в
учебную книгу для детей.

3.    
Первичное восприятие.


Прочитайте название произведения. Предположите о ком или о чём пойдёт речь.


Какой жанр этого произведения? (быль)

— Какие слова приходят к
вам на ум, когда вы слышите слово быль? (
правдивый, имеющий
место в жизни; было, произошло, свершилось;

рассказ о свершившихся
событиях; достоверность)


Давайте прочитаем это определение в толковом словаре.

(толковый
словарь Ефремовой

1.     То,
что было в действительности, происходило на самом деле.

2.     Рассказ
о действительном событии, происшествии.)

Для того, чтобы на нашем
уроке все происходило так же, как в те давние годы, я предлагаю вам прочитать
начало текста именно таким, как он был напечатан в той самой Азбуке.

Филипокъ.
(Быль.)

Былъ
мальчикъ, звали его Филиппъ. Пошли разъ всѣ ребята въ школу. Филиппъ взялъ
шапку и хотѣлъ тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты, Филипокъ, собрался?»
—«Въ школу». — «Ты ещё малъ, не ходи», и мать оставила его дома.


Всё ли понятно вам в этом тексте? Почему? (незнакомые буквы, написан давно)


Чтобы лучше понять текст, давайте познакомимся с значением некоторых слов.

Подготовительные
упражнения перед чтением.

 -Выполним
упражнения, которые помогут при чтении.

1.
Читай целыми словами.

 Отец
– отцовскую

 Середина
– посередине

 Сохнет
– пересохло

 Смелый
– осмелился

2.    
Читай правильно.

 По́лы
 – 
нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Се́ни
(в сенцах)

Немо́й
–  лишённый способности говорить.

 Ко́ли
– если.

Слобода
(по слободе́) — большое село, деревня.

Бедо́вый
— – шустрый, смелый.

3.Читай
внимательно.

Подённая
работа —  
работа   с оплатой по отработанным дням
(по денная)

Украдкой
выполнение действия незаметно,
чтобы никто не узнал.

Бежать
во весь дух – очень быстро.

Чтение
произведения с остановками.

1
часть.

-Почему
Филипок остался дома?


Где были родители?

-Что
сделал Филипок, когда бабушка уснула?

-Почему
он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

2
часть.

-Далеко
ли была школа?

-Что
случилось по дороге в школу?


Почему собаки залаяли?


Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда
столкнулся с собаками?

 —
Подумайте, что было дальше?

 Древо
предсказаний — А как поступили бы вы?

 —
Узнаем, как поступил Филипок?

3
часть.

 —
Кто же помог Филипку?


Как он назвал Филипка?

 —
Что испытал Филипок на пороге школы?


Почему?

Древо
предсказаний.

-Какое
решение, по вашему мнению, принял Филипок?

4
часть.


Как же Филипок все-таки решился войти в школу?


Что он сделал когда вошел в школу?


Почему?


О чем это говорит?

-Почему
на вопросы учителя Филипок не отвечал?


А почему он заплакал?

5
часть.


Кто поддержал Филипка?


Что они рассказали о Филипке?

 6
часть.


Когда осмелел Филипок?


За что его похвалил учитель?

 —
Как о себе говорит мальчик?


Зачем он так сказал?


Что изменилось в жизни Филипка?


Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле? (В основу произведения положен случай, который сам Лев
Николаевич наблюдал в своей школе)

Физкультминутка.

4.    
Вторичное восприятие текста. Анализ
вторичного восприятия.

Работа в парах.

Составить
паспорт героя
.

(ответить
на вопросы)

1.    
Где живет?

2.    
Чем занимается?

3.    
Какие поступки совершает?

4.    
Что думает о нем автор?

5.    
Что вам понравилось или не понравилось в
герое?

(Учитель
заслушивает ответы, дети дополняют друг друга)

Работа
в группах.

1
группа.


Озаглавить части картинного плана, используя слова из текста.

1 
                 
3а                       8

19       
                   
17

2
группа.


Восстановить деформированный план. Пронумеровать карточки в соответствии с
порядком следования событий в рассказе.

image006image006 Филиппок
отправляется в школу.

image006  Скучно дома.

image006Опасная дорога в школу.

image006Встреча с учителем.

image006Раздумье на пороге школы.

image006 «… ты погоди хвалиться»

 Филиппок
читает

3
группа.


Найти в тексте и записать, какие препятствия пришлось преодолеть Филиппку на пути
в школу?

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

5.    
Итог урока.


После знакомства с былью «Филипок», можете ли вы ответить на вопрос, для чего
Лев Николаевич Толстой включил его с свой учебник «Азбука»? (
Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.
 Нужно ценить то, что есть возможность учиться в школе)


И в завершении урока давайте попробуем прочитать азбучную истину, которая
заложена в названии старинных русских букв.

http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/1.png 
http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/2.png     http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/3.png      http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/4.png      http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/5.png

        
Я           БУКВЫ         ЗНАЮ          ГОВОРЮ     ДОБРО

 https://www.kramola.info/sites/default/files/styles/page-main/public/images/vesti/_azbuka.jpg?itok=VVvRqZCr     
http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/6.png       http://tv-soyuz.ru/media/uploads/2015/10/23/7.png 

 
ЕСТЬ              ЖИЗНЬ             на ЗЕМЛЕ

6.    
Домашнее задание.


Пересказать текст по плану.


Пересказать текст от лица любого героя произведения

Лев Толстой всегда с большим вниманием следил за событиями в Армении, тяжело переживал трагические периоды в ее истории, а в своих произведениях неоднократно описывал армян. Смерть писателя была воспринята армянской интеллигенцией как тяжелая утрата не только для русского и армянского народов, но и для всего мира. Причем заупокойные молитвы были прочитаны исключительно в армянских церквях, гроб с телом Толстого несли армянские студенты, а армянскими писателями в память о нем было написано множество художественных произведений. Чем же автор «Анны Карениной» завоевал такую любовь армянского народа?

Граф Толстой присутствует в армянском художественном мире с самого начала своей творческой деятельности. С первой половины XIX века в армянской прессе Константинополя, Тифлиса, Еревана печатались отрывки из ранних произведений писателя, которые уже тогда обратили на себя внимание критики. В 1885 году в Москве на армянском языке было опубликовано сочинение «Чем люди живы», в 1886 году – «Бог правду видит, да не скоро скажет», в 1887 – «Два старика», которые давали читателю представление о творческом почерке и гуманистическом настрое автора.

Обращает на себя внимание именно тематика переведенных произведений. В то время в армянской действительности имели место те же духовные искания, которые волновали не только Россию, но и весь просвещенный мир. В этом плане пафос указанных произведений Толстого перекликается с пафосом произведений лучших армянских писателей того периода – Раффи, Александра Ширванзаде, Ованеса Туманяна, которые выдвигали на первое место в своей философии личность как смысл существования нашего мироздания. Человек в армянском миропонимании того времени имеет пороки, которые приводят к античеловеческим поступкам. Однако вина за такое положение не в человеке (он рождается непорочным), а в обществе, забитом отсталостью, бедностью, насилием и невежеством. Вот почему идеи Толстого находят столь яростных сторонников, которые пытаются донести их до армянских читателей.

В 1894 году в Тифлисе вышел в свет «Кавказский пленник» в переводе одного из классиков армянской литературы Перча Прошяна. И этот перевод напрямую был связан с актуальными на тот момент проблемами. Дело в том, что Кавказский хребет чаще всего пересекали армяне, занимавшиеся торговлей с российскими городами. Более того, армяне заселяли этот горный край. Как отметил Александр Пушкин в поэме «Тазит», горцы промышляли грабежом купцов, почему иногда те становились «кавказскими пленниками» и нередко бежали. Но вместе с тем армяне активно участвовали во всех военных кампаниях России того времени, в том числе и в описанной Толстым. Как установлено современными историками и литературоведами, легендарный Шамиль сдался генералу Ивану Лазареву – одному из ярких представителей армянской династии.

Важное место в армянской действительности занимали и идеологические концепции Толстого. Так, в 1905 году в Вагаршапате вышла в свет статья «О воспитании и образовании», в том же году в журнале «Арарат» – статья «Границы прогресса и образования», в 1906 году в Москве вышла работа «Половые отношения», в 1906 году – «Правительство, революция и народ» и другие, которые знакомили армянского читателя с передовыми идеями своего времени и в основном – с идеями Льва Толстого. Поскольку творчество мыслителя не ограничивалось только теоретическими указаниями по написанию учебников, воспитанию в духе доброты и труда, армянские ученые внимательно изучали его «Азбуку», считая ее примером простого и понятного изложения учебного материала. В армянских учебниках приводились краткие рассказы-басни Льва Николаевича «Лгун», «Лев, волк и лисица», «Лягушка и лев». Идеи Толстого воспринимались критически и нередки были работы, направленные против «толстовского гуманизма».

С установлением Советской власти в Армении начинается новый период познания произведений Толстого. Переводятся не только его основные сочинения: в 1948-1950-х годах армянскому читателю представили десятитомное собрание сочинений автора. Если дореволюционные издания выходили, как правило, тиражом не более 200 экземпляров, то собрание сочинений вышло тиражом в 5000 экземпляров, хотя и оно не удовлетворило полностью потребности в толстовской литературе.

Самый большой интерес вызвал роман «Война и мир». Он был восторженно воспринят в Армении, потому что соответствовал духу времени, несмотря на то что описывал события более чем столетней давности. Роман значителен для армянской действительности не только своими гуманистическими идеями, идейным содержанием, художественным стилем изложения. Под влиянием этого произведения написаны основные исторические романы Стефана Зорьяна «Царь Пап», «Армянская крепость», классический роман Дереника Демирчяна – «Вардананк» («Варданиды»), имевший большое патриотическое значение в период Великой Отечественной войны.

Важным свидетельством уважительного отношения армянского народа к личности писателя можно считать внимание к нему в последние дни его жизни. Во время болезни Толстого армянская пресса по часам передавала сообщения о состоянии его здоровья. После известия о кончине многие армянские организации, товарищества, коллективы школ провели собрания с целью определить форму участия в похоронах писателя. Многие пришли на похороны с траурными венками, другие подали телеграммы соболезнования.

Ованес Туманян в своем некрологе по поводу кончины Толстого писал: «Пал великий русский гений». Так, по сообщению газеты «Мшак», 8 ноября 1910 года студенты Лазаревского института восточных языков провели собрание, в котором предложили в знак траура прекратить занятия на три дня и в аудитории первого курса поместить портрет писателя, направить телеграмму вдове с выражением глубокого соболезнования, что и было сделано. Избрали делегацию для участия в похоронах и возложения на могилу писателя пальмовой ветви. Поскольку Толстой изучал восточные языки и в своих произведениях не раз обращался к Востоку, решили учредить золотую медаль его имени за исследования «Восток в описаниях Л. Толстого». Та же газета сообщила своим читателям, что недалеко от Москвы скончался самый крупный русский писатель, который был не только великим мастером слова, но и великим гуманистом, и армянский народ скорбит о нем вместе с великим русским народом. Можно привести длинный список соболезнований со всех уголков света. В армянской газете «Баку» некролог написал лидер кавказских большевиков Степан Шаумян, газеты «Тараз» и «Тачар» посвятили этому событию первые полосы.

Как известно, Святейший Синод отлучил графа Толстого от православной церкви и предал его анафеме в 1901 году – отпевание в православных церквях было невозможно. Поэтому первое богослужение по кончине мыслителя было совершено 8 ноября в Москве в армянской церкви при большом скоплении верующих. Дважды была совершена молитва в армянской церкви святой Екатерины Санкт-Петербурга. Это была заупокойная молитва, поскольку тела не было в церкви. Первую молитву совершили 9 ноября в 10 часов утра по указанию председателя армянской общины Санкт-Петербурга князя Семена Абамелек-Лазарева, который был крупным промышленником, одним из самых богатых людей России, меценатом, благотворителем и имел большое влияние на руководство армянской церкви. Семен Семенович и его жена Мария Павловна были близки со старшей и любимой дочерью Льва Николаевича Татьяной Сухотиной-Толстой. Эти отношения сложились в Тульской губернии, где рядом с Ясной Поляной находилось имение Абамелек-Лазаревых. Князь часто навещал Толстых, любил фотографировать писателя вместе со своей и его семьей. Кроме того, эти семьи объединяли и родственные связи: родной дядя князя генерал-майор Артемий Абамелек был женат на другой дочери Льва Николаевича – Екатерине.

Толстого привезли из Астапово, три часа несли на руках и похоронили в Ясной Поляне. Есть фотография, на которой гроб с телом великого мыслителя несут студенты-армяне. По воспоминаниям Ваана Терьяна, который принимал активное участие в организации похорон, полиция приняла все меры по предотвращению большого скопления народа и митингов. «Похороны Толстого прошли скромно и тихо. Похоронили быстро, чтобы многие не успели на похороны. По возвращении из Ясной Поляны встретил в Туле делегацию из Санкт-Петербурга, которая не знала, что Великий Старец уже предан земле… В похоронах Толстого не участвовала вся Россия, в то время как должен был участвовать весь мир», – писал он.

Памяти Толстого посвящено немало армянских художественных произведений, в том числе стихотворения «Памяти Толстого» A. Фаносяна и «Перед могилой Толстого» Сусан. «Литература Толстого всегда будет источником вдохновения для всех, – отмечал Уильям Сароян. – Мы не в состоянии воздать ему должное, – мы можем лишь вечно наслаждаться тем оздоровительным светом, которым озаряет нас солнце его жизни».

Армянский народ с большим уважением относится к памяти и наследию великого писателя, который так же с уважением и любовью относился к армянскому народу. По словам мемуаристов, он читал сообщения газет о восстании армян в провинции Сасун и, глубоко возмущаясь, говорил о безжалостном уничтожении мирного населения турками. Толстой участвовал в мероприятиях по оказанию помощи армянам – беженцам из Западной Армении. Он с большим сожалением пишет издателям сборника «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам» о том, что не смог участвовать в издании книги из-за болезни. Мыслитель гонорар за роман «Воскресенье» передал гонимым из родных земель духоборам и молоканам, в его произведениях нередко присутствуют персонажи-армяне, о которых он пишет с любовью и восхищением. Чего только стоит эпизод из романа «Война и мир», где Пьер набрасывается на наполеоновского солдата, защищая молодую армянку.

Лев Толстой отражал духовные искания русского народа, которые оказались близки и армянскому, что свидетельствует о близости их исторических судеб.

  • Рассказы зощенко слушать для детей аудиосказки
  • Рассказы и сказки л н толстого для детей
  • Рассказы и повести толстого льва
  • Рассказы зощенко рассказы любовь
  • Рассказы зарубежных писателей 4 класс список