https://sputnik.by/20211219/istoriya-veterana-finskoj-i-velikoj-otechestvennoj-vojny-geroya-sovetskogo-soyuza-1028608650.html
На награждение в Кремль одевали всем полком: история героя Василия Мичурина
На награждение в Кремль одевали всем полком: история героя Василия Мичурина
Старейший Герой Советского Союза Василий Мичурин умер в минувшую пятницу в Минске в возрасте 105 лет, сегодня состоятся его похороны. Sputnik вспоминает его… 19.12.2021, Sputnik Беларусь
2021-12-19T08:25+0300
2021-12-19T08:25+0300
2021-12-20T10:54+0300
беларусь.live
минск
василий мичурин
великая отечественная война (1941-1945)
советско-финская война (1939—1940)
герой советского союза
история ветерана
истории ветеранов вов
новости беларуси
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102860/77/1028607776_0:0:1647:927_1920x0_80_0_0_689ff57106600d104ba35ab70c55df46.jpg
Звезду Героя Василий Сергеевич получил в 23 — за мужество и подвиг, совершенный в Финскую кампанию, а потом были Великая Отечественная, сражения, ранения и другие награды, боевые ордена Красной Звезды и Отечественной войны.Пулеметы на лыжи — и 30 километров пешком до фронтаСтрах был и в Финскую, и в Великую Отечественную, признавался ветеран. И крови было много в обе кампании. Но в Финскую еще было очень холодно и много снега, проваливались по пах.Он не планировал делать военную карьеру, работал агротехником. Но в 1939-м прямо из отпуска его забрали в армию. Говорит, в пулеметчики попросился сам, освоил «Максим».Снег, холод, сложный ландшафт и мощные оборонительные укрепления — доты, противотанковые надолбы и другие неприступные хитрости линии Маннергейма, все это существенно осложняло тогда продвижение вперед советских войск.Но именно в Финскую кампанию 23-летний Мичурин стал героем. Остался по сути один с тремя пулеметами против наступающих финнов и сумел удержать рубеж.ПодвигТам же как было: или они тебя заберут, или я их не пущу, объяснял Мичурин. Их взвод (3 расчета, 15 человек) должен был выдвинуться на передовую и сдерживать наступление противника. По дороге ранили командира, и Мичурин оказался за старшего.»Расположились. Справа Хмельницкий, я в центре, слева — Окунев. Слышу, часа в два ночи Хмельницкий открывает огонь из пулемета, пострелял и смолк. Смотрю: по траншее бежит его второй номер: Мичурин, помоги, пулемет заело. Я туда, действительно — перекос патрона. Я говорю: «Давай новую ленту». Поставил ее, хлопнул крышкой, рядом рванула мина — и полголовы у Хмельницкого нету. Я стрелять, и тут же в 30 метрах финнов положил — будь здоров сколько. Они отошли от этой точки и пошли на левый фланг, где Окунев. Окунев открыл огонь и замолк. Думаю: что такое? Бегу туда, а Окунев погиб, я сразу же здесь открыл огонь. И вот так в течение 2-3 часов постреляю тут, перейду к другому пулемету», — делился воспоминаниями Василий Сергеевич.Таким образом он сумел отразить порядка шести атак. Когда подоспела подмога, в живых были только двое: Мичурин и еще один боец — серьезно раненый Александр Королев.Задачу они выполнили: прорвать оборону и замкнуть вокруг советского батальона кольцо финские войска тогда не смогли.Кремль и обгоревшая шинельВойна с Финляндией закончилась 13 марта 1940 года, а 7 апреля, когда Мичурин был в наряде, чистил пулеметы, его срочно вызвали к комиссару батальона.»Вдруг бежит солдат и кричит во всю Ивановскую: «Мичурин, к комиссару на политинформацию!» Я подымаюсь. А тут вся рота вскакивает, меня под руки и «Ура!». Я обалдел: в чем дело, что такое. Кричу: «Вы меня уроните». А комиссар говорит: «Ничего-ничего, Василь Сергеевич. Поздравляю тебя с высокой наградой. Вы — герой Советского Союза. Указ опубликован сегодня в газете». Я не поверил — я ж не летчик, не танкист, а рядовой солдат-пулеметчик, этого не может быть», — вспоминал Мичурин.На вручение Звезды Героя его собирали всем полком. Нашли новые «хорошие темно-синие бриджи, суконную гимнастерку и хромовые сапоги».Кремль его очень впечатлил. «И живой Калинин!». Мичурин же до этой поездки председателя президиума Верховного Совета СССР видел только на фотографиях в газетах.»Когда видишь его, его рукопожатие — это уже другое чувство. А страшно, знаете, было, когда слово представили. Я третий получал награду, и мне сразу предоставляют слово, а я что — солдатик был, 23 года», — вспоминал ветеран.С волнением он тогда, конечно, справился, как справлялся с гораздо более сложными чувствами на войне.»Страх всегда был — и в Финскую, и в Великую Отечественную. Нельзя говорить, что бесстрашно было. Было страшно. Но надо было перебороть страх и выполнять задачу», — признавался Василий Сергеевич.С карабинами против немецких десантниковВеликая Отечественная застала Мичурина в Минске, он был к тому времени курсантом Военно-политического училища.Бывшие курсанты помогали выбраться из разгромленного Минска испуганным местным жителям, воевали под Смоленском и Ярцево. Под Ярцево Мичурина серьезно ранили. Подлечившись, он вернулся на фронт.»Вызывают меня в Москву, в политуправление ЦК, говорят: «Василий Сергеевич, мы вас хотим послать на Урал, в Уральский округ». Я говорю: «Вы что, с ума сошли. Никуда я не поеду. Я молодой, опыт службы имею, оставьте меня, пожалуйста, в любом подразделении, любой части, но только на фронт». Так я попал на 1-й Белорусский», — рассказывал Мичурин.В составе 128-го стрелкового корпуса 28 армии он освобождал Барановичи, Брест, брал Кенигсберг и Берлин, а потом еще до 13 мая 1945-го теснил немцев в чешских лесах.»Эта группировка — юго-западная — она не подчинилась Акту о капитуляции. Это было около 100 тысяч солдат и офицеров. Так что 9 мая победу мы не праздновали. Вот когда уже кончили бои, тогда уже пошли банкеты. Чехи нас хорошо приняли», — рассказывал ветеран.И о любвиЛюбовь в войну, конечно же, была. Он, к примеру, свою встретил в госпитале. Молоденькую женщину-фельдшера обязали ухаживать за раненым бойцом, следить за выполнением предписаний.Его Полина потом нашла его в Москве, они расписались, и Василий Сергеевич уехал на фронт.Они прожили вместе долгую послевоенную жизнь, вырастили двоих сыновей. В 1989-м его Полина ушла, а он продолжал жить и участвовал в заседаниях ветеранской организации, не отказывал в интервью журналистам и приходил на встречи со школьниками.»О войне надо помнить и надо говорить, хотя бы ради тех, кто воевал. Потому что они — герои — отдали жизнь», — убежден герой Советского Союза.
https://sputnik.by/20211203/senator-rf-o-voyne-nado-peredavat-pravdu-iz-pokoleniya-v-pokolenie-1058454658.html
минск
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2021
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Василий Мичурин о капитуляции берлинского гарнизона
Василий Мичурин о капитуляции берлинского гарнизона
2021-12-19T08:25+0300
true
PT1M07S
Василий Мичурин рассказал о том, как встретил свою любовь на фронте
Ветеран ВОВ Василий Мичурин поведал о том, как он встретил на фронте свою любовь
2021-12-19T08:25+0300
true
PT0M29S
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102860/77/1028607776_226:0:1562:1002_1920x0_80_0_0_1b296106bfe9af67580cae8004c187f6.jpg
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
беларусь.live, минск, василий мичурин, великая отечественная война (1941-1945), советско-финская война (1939—1940), герой советского союза, история ветерана, истории ветеранов вов, новости беларуси
08:25 19.12.2021 (обновлено: 10:54 20.12.2021)
Старейший Герой Советского Союза Василий Мичурин умер в минувшую пятницу в Минске в возрасте 105 лет, сегодня состоятся его похороны. Sputnik вспоминает его рассказы о подвиге в Финскую кампанию и любви в Великую Отечественную.
Звезду Героя Василий Сергеевич получил в 23 — за мужество и подвиг, совершенный в Финскую кампанию, а потом были Великая Отечественная, сражения, ранения и другие награды, боевые ордена Красной Звезды и Отечественной войны.
Пулеметы на лыжи — и 30 километров пешком до фронта
Страх был и в Финскую, и в Великую Отечественную, признавался ветеран. И крови было много в обе кампании. Но в Финскую еще было очень холодно и много снега, проваливались по пах.
Он не планировал делать военную карьеру, работал агротехником. Но в 1939-м прямо из отпуска его забрали в армию. Говорит, в пулеметчики попросился сам, освоил «Максим».
«5 декабря у нас была присяга в Горьком. А 12 декабря — в вагон, и поехал. Куда едем, не знаем. Никто нам не говорит. Только в Ленинграде сказали, что едем на фронт: пулеметы на лыжи — и пешком 30 километров до фронта», — рассказывал Василий Сергеевич.
Снег, холод, сложный ландшафт и мощные оборонительные укрепления — доты, противотанковые надолбы и другие неприступные хитрости линии Маннергейма, все это существенно осложняло тогда продвижение вперед советских войск.
Но именно в Финскую кампанию 23-летний Мичурин стал героем. Остался по сути один с тремя пулеметами против наступающих финнов и сумел удержать рубеж.
Подвиг
Там же как было: или они тебя заберут, или я их не пущу, объяснял Мичурин. Их взвод (3 расчета, 15 человек) должен был выдвинуться на передовую и сдерживать наступление противника. По дороге ранили командира, и Мичурин оказался за старшего.
«Расположились. Справа Хмельницкий, я в центре, слева — Окунев. Слышу, часа в два ночи Хмельницкий открывает огонь из пулемета, пострелял и смолк. Смотрю: по траншее бежит его второй номер: Мичурин, помоги, пулемет заело. Я туда, действительно — перекос патрона. Я говорю: «Давай новую ленту». Поставил ее, хлопнул крышкой, рядом рванула мина — и полголовы у Хмельницкого нету. Я стрелять, и тут же в 30 метрах финнов положил — будь здоров сколько. Они отошли от этой точки и пошли на левый фланг, где Окунев. Окунев открыл огонь и замолк. Думаю: что такое? Бегу туда, а Окунев погиб, я сразу же здесь открыл огонь. И вот так в течение 2-3 часов постреляю тут, перейду к другому пулемету», — делился воспоминаниями Василий Сергеевич.
Таким образом он сумел отразить порядка шести атак. Когда подоспела подмога, в живых были только двое: Мичурин и еще один боец — серьезно раненый Александр Королев.
Задачу они выполнили: прорвать оборону и замкнуть вокруг советского батальона кольцо финские войска тогда не смогли.
Кремль и обгоревшая шинель
Война с Финляндией закончилась 13 марта 1940 года, а 7 апреля, когда Мичурин был в наряде, чистил пулеметы, его срочно вызвали к комиссару батальона.
«Вдруг бежит солдат и кричит во всю Ивановскую: «Мичурин, к комиссару на политинформацию!» Я подымаюсь. А тут вся рота вскакивает, меня под руки и «Ура!». Я обалдел: в чем дело, что такое. Кричу: «Вы меня уроните». А комиссар говорит: «Ничего-ничего, Василь Сергеевич. Поздравляю тебя с высокой наградой. Вы — герой Советского Союза. Указ опубликован сегодня в газете». Я не поверил — я ж не летчик, не танкист, а рядовой солдат-пулеметчик, этого не может быть», — вспоминал Мичурин.
На вручение Звезды Героя его собирали всем полком. Нашли новые «хорошие темно-синие бриджи, суконную гимнастерку и хромовые сапоги».
«Конечно, всем полком одевали, а что вы думаете. С Финской войны половина шинели обгорелой была у меня», — отмечал Василий Сергеевич.
Кремль его очень впечатлил. «И живой Калинин!». Мичурин же до этой поездки председателя президиума Верховного Совета СССР видел только на фотографиях в газетах.
«Когда видишь его, его рукопожатие — это уже другое чувство. А страшно, знаете, было, когда слово представили. Я третий получал награду, и мне сразу предоставляют слово, а я что — солдатик был, 23 года», — вспоминал ветеран.
С волнением он тогда, конечно, справился, как справлялся с гораздо более сложными чувствами на войне.
«Страх всегда был — и в Финскую, и в Великую Отечественную. Нельзя говорить, что бесстрашно было. Было страшно. Но надо было перебороть страх и выполнять задачу», — признавался Василий Сергеевич.
С карабинами против немецких десантников
Великая Отечественная застала Мичурина в Минске, он был к тому времени курсантом Военно-политического училища.
«23 июня наша рота курсантов была направлена в Уручье на полигон отражать десант немцев. Хорошо, что они не высадились, а то побили б нас. Ну что мы с учебными карабинами против десанта, ни пулеметов, ни автоматов, ничего не было», — вспоминал ветеран.
Бывшие курсанты помогали выбраться из разгромленного Минска испуганным местным жителям, воевали под Смоленском и Ярцево. Под Ярцево Мичурина серьезно ранили. Подлечившись, он вернулся на фронт.
«Вызывают меня в Москву, в политуправление ЦК, говорят: «Василий Сергеевич, мы вас хотим послать на Урал, в Уральский округ». Я говорю: «Вы что, с ума сошли. Никуда я не поеду. Я молодой, опыт службы имею, оставьте меня, пожалуйста, в любом подразделении, любой части, но только на фронт». Так я попал на 1-й Белорусский», — рассказывал Мичурин.
В составе 128-го стрелкового корпуса 28 армии он освобождал Барановичи, Брест, брал Кенигсберг и Берлин, а потом еще до 13 мая 1945-го теснил немцев в чешских лесах.
«Эта группировка — юго-западная — она не подчинилась Акту о капитуляции. Это было около 100 тысяч солдат и офицеров. Так что 9 мая победу мы не праздновали. Вот когда уже кончили бои, тогда уже пошли банкеты. Чехи нас хорошо приняли», — рассказывал ветеран.
И о любви
Любовь в войну, конечно же, была. Он, к примеру, свою встретил в госпитале. Молоденькую женщину-фельдшера обязали ухаживать за раненым бойцом, следить за выполнением предписаний.
«Начальник госпиталя приказал ей смотреть за мной, чтобы своевременно лекарства принимал и так далее. Она это дело делала. А потом поцеловались. И я вылечился», — вспоминал ветеран.
Его Полина потом нашла его в Москве, они расписались, и Василий Сергеевич уехал на фронт.
Они прожили вместе долгую послевоенную жизнь, вырастили двоих сыновей. В 1989-м его Полина ушла, а он продолжал жить и участвовал в заседаниях ветеранской организации, не отказывал в интервью журналистам и приходил на встречи со школьниками.
«О войне надо помнить и надо говорить, хотя бы ради тех, кто воевал. Потому что они — герои — отдали жизнь», — убежден герой Советского Союза.
1050
864
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» — 2021 (региональный этап)
Даты проведения: 12.01.2021 — 15.03.2021
Даты сбора материалов: 13.01.2021 — 03.03.2021
Автор мероприятия: Володько Наталья Валерьевнa
Конкурс для:
для школьника для родителя для учителя
Вернуться к списку мероприятий
С 21 декабря 2020 года в Москве проводится региональный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
Учредителем Конкурса выступает Министерство Просвещения Российской Федерации. Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Цель проекта — сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся:
- первая категория – обучающиеся 5-7 классов;
- вторая категория – обучающиеся 8-9 классов;
- третья категория – обучающиеся образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы среднего общего образования в возрасте не старше 18 лет (обучающиеся 10–11-х классов и студенты колледжей не старше 18 лет).
В конкурсных сочинениях участники Конкурса рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (далее — тематические направления):
- отражение событий Великой Отечественной войны в истории субъекта Российской Федерации, города или населенного пункта;
- история создания мемориала или музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса;
- биография участников боевых действий и работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- музыкальные произведения, книги, документальные и художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов или посвященные ей;
- деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Выбор тематического направления, жанра и названия работы участниками Конкурса осуществляется самостоятельно.
Конкурсное сочинение представляется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, письма, сказки, дневника, очерка, репортажа, интервью, эссе, заочной экскурсии, рецензии.
Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.
Установочные материалы для учителя (обязательны для ознакомления)
Инструкция по оформлению конкурсной документации (обязательна для подробного изучения)
Методические рекомендации для учителей (Презентация)
Установочные материалы для участников (обязательны для ознакомления)
Памятка участнику (обязательна для подробного изучения)
Конкурсную работу необходимо дополнить списком использованной литературы или других источников (отдельный лист в документе, содержащем скан конкурсной работы). Правила оформления списка находятся в методических рекомендациях.
Конкурс проводится в два этапа.
- Региональный этап конкурса в Москве проводится дистанционно в срок с 21 декабря 2020 года по 15 марта 2021 года на сайте https://konkurs.mosmetod.ru/. Загрузка конкурсных работ и сопроводительных документов возможна только до 03 марта 2021 года. С 04 по 15 марта 2021 года – проверка работ жюри.
- Федеральный этап конкурса проводится с 16 марта по 15 апреля 2021 года.
Официальный сайт Всероссийского конкурса сочинения»Без срока давности» https://memory45.su.
Региональный этап конкурса проводится дистанционно.
Загрузка конкурсных работ обучающихся образовательных организаций г. Москвы производится из личного кабинета участника (сертификаты будут выданы на имя владельца личного кабинета).
Скачать положение о Конкурсе (региональный этап)
Скачать сопроводительные документы:
Бланк конкурсной работы
Бланк конкурсной работы (pdf)
Заявка (форма 2)
Заявка (форма 2) (pdf)
Согласие участника на обработку персональных данных
Согласие законного представителя участника на обработку персональных данных
Контактное лицо: Володько Наталья Валерьевна, методист Городского методического центра, координатор регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в Москве, тел.: 8 (495) 912-63-37 (доб. 401), volodkonv@mosmetod.ru.
Внимание! В конкурсе участвуют только работы, загруженные в систему из личного кабинета участника. Работы, присланные координатору по электронной почте, рассматриваться не будут в соответствии с положением о Конкурсе.
Регистрация пользователя (инструкция)
Восстановление доступа (инструкция)
При возникновении технических сложностей (отсутствие школы в списке, невозможности зарегистрировать личный кабинет и т.д.) вы можете обратиться в службу технической поддержки с 10:00 до 18:00 по рабочим дням по телефону: 8(499) 550-50-97.
№ 2821 Посыльный из штаба бригады и дежурный по кораблю
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2821 | Чистый | 30,00 руб. | |
г2821 | Гашеный | 9,00 руб. |
- Описание
- Характеристики
Новая серия марок, приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., посвящена военной форме одежды Красной армии и флота СССР.
Обмундирование и знаки различия в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) менялись каждые несколько лет, подстраиваясь под актуальные запросы и требования времени. Несмотря на то, что чаще изменения были небольшими, в истории униформы РККА были свои переломные моменты.
Униформа в широком понимании появилась в Рабоче-крестьянской Красной армии в 1920-х годах. С 1922 года начал широко действовать приказ 1919 года: был введён единый покрой одежды, петлицы, верхняя часть рубахи и шинели снабжалась тремя клапанами-«разговорами». Красные звёзды-кокарды с 1920-х сменили плуг на серп, приблизившись к классическому образцу. С 1930-х в РККА устанавливаются персональные военные звания (лейтенант, командир бригады и др.), форма делится на повседневную, походную и караульную, вводят гимнастёрки и френчи, поясные ремни. В 1935 году вводятся пилотки.
К 1940 году красноармеец в строю носил гимнастёрку с двумя нагрудными карманами и закрытой планкой, пилотку с красной звездой, бриджи, сапоги. Вся одежда была цвета хаки. Фуражки с цветным околышем (цвет означал принадлежность к роду войск) полагались командному и начальствующему составам. Яркие знаки различия носились на стояче-отложном воротнике гимнастёрки, а также нашивались на рукава. В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия. Также шились ватные телогрейки и ватные шаровары. На голове зимой носили шапки-ушанки.
В 1941 году, в первые месяцы войны, был принят приказ, согласно которому отныне все рода войск в поле должны были носить форму и знаки различия защитного цвета. 3 августа 1941 года вышел приказ, согласно которому в форму для женщин входили берет с металлической звездой, пальто из серого сукна, платье защитного цвета из сукна или шерсти. В том же году были отменены нарукавные знаки различия, генералы стали носить шаровары без лампасов в повседневной форме.
На почтовой марке изображены солдаты в военной форме 1941 года: красноармеец и командир стрелковой роты; лётчик-истребитель и механик самолёта; заряжающий, командир танка и механик-водитель; посыльный из штаба бригады и дежурный по кораблю.
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат марки | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 37х50 | 120 000 |
Лист
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2821 | Чистый | 360,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат листа | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 168х177 | 10 000 |
№ 2822 Заряжающий, командир танка и механик-водитель
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2822 | Чистый | 30,00 руб. | |
г2822 | Гашеный | 9,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат марки | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 37х50 | 120 000 |
Лист
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2822 | Чистый | 360,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат марки | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 168 х 177 | 10 000 |
№ 2823 Красноармеец и командир стрелковой роты
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2823 | Чистый | 30,00 руб. | |
г2823 | Гашеный | 9,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат марки | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 37х50 | 120 000 |
Лист
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2823 | Чистый | 360,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат листа | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 168х177 | 10 000 |
№ 2824 Летчик-истребитель и механик самолета
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2824 | Чистый | 30,00 руб. | |
г2824 | Гашеный | 9,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат марки | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 37х50 | 120 000 |
Лист
Артикул | Тип | Цена | Наличие |
---|---|---|---|
2824 | Чистый | 360,00 руб. |
- Характеристики
Бумага | Способ печати | Перфорация | Формат листа | Тираж |
---|---|---|---|---|
Мелованная | Офсет + защитный комплекс | Гребенчатая 11¼:12 | 168х177 | 10 000 |
С этим покупают
Первая в мире почтовая марка поступила в обращение в мае 1840 года в Англии. «Чёрный пенни» — так называется эта миниатюра номиналом в один пенни потому, что печаталась чёрной краской. На марке был изображён профиль королевы Виктории. Появление первой марки тесно связано с именем англичанина Роулэнда Хилла. Он был одним из первых, кто предложил ввести удобный и единый для всех способ оплаты почтовой корреспонденции — знак с указанием цены почтовой услуги, наклеивающийся на конверт. И оказался первым, кому удалось идею, витавшую в воздухе, воплотить в жизнь.
После Великобритании марки появились в Бразилии (1843 год), в ряде швейцарских кантонов — в Цюрихе, Женеве, Базеле — в 1843–1845 годах, в США — в 1847 году, и ещё через два года — во Франции. К 1857 году марки издавались уже в 60 странах.
В России первая почтовая марка выпущена в почтовое обращение 1 января 1858 года. В центре почтовой марки был размещён овал, в нём государственный герб — двуглавый орёл, под гербом эмблема почтового ведомства — два скрещённых почтовых рожка. Вокруг центральной части рисунка расположена овальная рамка с надписью: «Почтовая марка» и «10 коп. за лот», что обозначило цену марки. Рисунок первой русской почтовой марки был создан старшим гравёром Экспедиции заготовления государственных бумаг (в наши дни АО «Гознак») Ф.М. Кеплером. В связи с тем, что марки были разосланы в почтовые отделения заранее, реальное почтовое обращение их началось в декабре 1857 года.
До 1883 года марок с другими изображениями не выпускалось. Сегодня марки России имеют разнообразные сюжеты и выпуски условно разделяют на стандартные и художественные. В интернет-магазине АО «Марка» вы можете купить негашеные и гашеные художественные марки России.
Стандартные почтовые марки
Стандартные выпуски издаются сериями, состоящими из нескольких почтовых марок с разными номиналами. Это позволяет подобрать действующий тариф, соответствующий различным услугам почтовой связи.
Стандартные марки выпускаются массовыми тиражами и допечатываются по мере необходимости. Тема серии и тарифная линейка стандартных марок меняется при изменении почтовых тарифов или не реже одного раза в 10 лет.
Художественные почтовые марки
Художественные почтовые марки (коммеморативные) выпускаются к памятными датам и отражают культурное и историческое наследие, основные события внутренней и международной жизни, достижения человечества во всех областях знаний, богатый животный и растительный мир нашей страны. Тиражи художественных марок ограничены и дополнительно не допечатываются.
Благодаря своему разнообразию и художественной ценности, коммеморативные почтовые марки становятся основным коллекционным материалом для филателистов — коллекционеров почтовых марок.
Марки в филателии
Впервые слово «филателия» (от греч. «филио» — люблю и «ателия» — освобождение от оплаты) и «филателист» были напечатаны во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.
В филателии существуют два основных направления: традиционное (классическое) и тематическое. Традиционная филателия — коллекционирование и систематизация почтовых марок одной или нескольких стран, в хронологическом порядке, согласно каталогам. В нашей стране большинство приверженцев традиционной филателии коллекционируют хронологию негашеных марок России. Гашеные марки коллекционируют реже. Объектами тематической филателии, в отличие от традиционной, являются марки разных стран по выбранной теме: флора, фауна, искусство, транспорт, космос, спорт, наука и техника и др.
Выпуск марок в наши дни
АО «Марка» осуществляет издание почтовых марок Российской Федерации, обеспечивая ими все отделения почтовой связи и филателистические салоны «Коллекционер». В 1857 году Почтовый департамент Российской империи учредил Марочную экспедицию, отвечавшую за выпуск первых марок Российской империи. Именно с этого момента ведёт свою летопись нынешнее акционерное общество «Марка». Сегодня АО «Марка» в партнёрстве с АО «Гознак» выпускает в среднем сто пятьдесят почтовых марок с различными сюжетами ежегодно.
С 2001 года АО «Марка» неоднократно издавались поистине уникальные почтовые миниатюры. Среди них почтовые марки с тиснением фольгой из 22-х и 24-х каратного золота и серебра, почтовые марки со скрытым текстом, ароматическим покрытием, имитацией различных покрытий, дополненной реальностью. Одним из важных направлений деятельности АО «Марка» является организация совместных почтовых выпусков с разными странами. Почтовые миниатюры, созданные АО «Марка», занимают призовые места на всемирных и международных конкурсах, а также крупнейших филателистических выставках и форумах.
Где купить почтовые марки
Нашу продукцию можно заказать в интернет-магазине rusmarka.ru с доставкой по всей России и сети салонов «Коллекционер». Цена марок соответствует их номиналу. Интернет-магазин АО «Марка» также является каталогом марок, в котором вы можете видеть все выпуски марок России начиная с 1992 года.
Для удобства наших клиентов в интернет-магазине и сети салонов АО «Марка» организовано абонементное обслуживание. Абонементное обслуживание гарантирует получение всей филателистической продукции, выходящей в течение указанного в абонементе периода и в указанном в абонементе объёме. Оформив абонемент, вы исключаете возможность возникновения пробелов в своих коллекциях. Пополняйте свои коллекции вместе с АО «Марка»!
Рассказы о Великой Отечественной Войне.
Лев Кассиль «Твои защитники»
«Воздух!»
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в черном небе летят фашистские самолеты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит — и ту услышат. Звезда упадет — и ее заметят.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:
— Враг летит! Будьте готовы!
Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио: «Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздается команда:
— Воздух!
И заводят моторы своих самолетов летчики- истребители.
— Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
— Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
— По фашистским самолетам — огонь!
И сотни желтых звездочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!» — говорят прожектористы.
И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолетами. Вот сошлись лучи — запутался в них самолет, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
— Огонь! Огонь! Еще раз огонь!
И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил черный дым из самолета. И рухнул на землю фашистский самолет. Не удалось ему пробраться к городу.
Долго еще потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо все кругом. Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
Таран
Прилетел в наше небо большой самолет. Черно-желтые кресты на крыльях. Сзади — фашистская метка, как репей-колючка на собачьем хвосте. Вражеский самолет. Бомбардировщик.
Но есть у нас всех и у тебя храбрые защитники — славные летчики наши.
Словно буря пронеслась по полю. Только мелькнули красные звезды на крыльях — и вот уже в небе они! И ревет мотор, и воздух воет, ветер отстал, облака — в клочья! Это махнул навстречу врагу маленький и быстрый самолет-истребитель. Сердитый, острый, как пуля, «ястребок».
Догнал фашистов наш быстрый «ястребок» и стал клевать врага, бить из пулеметов: в крыльях у него пулеметы.
Отбивались фашисты. Палили из пушки, стреляли изо всех своих пулеметов.
Ранила одна пуля нашего летчика в руку. Больно было летчику, но ни за что не хотел он упускать врага. Как рассерженная пчела, жужжал «ястребок» и вился над фашистским самолетом. Залетал сбоку и заходил спереди. Нагонял сзади и бросался на врага сверху. Вертелся фашист, плевался огнем из пушки, огрызался пулеметами.
Долго шел бой в небе.
Вдруг замолчали пулеметы «ястребка».
Что такое?..
Кончились патроны. Нечем больше стрелять.
Обрадовались фашисты: «Что он может с нами сделать без патронов!»
«Нет, не уйдешь от меня! — сказал наш летчик, разогнал что есть духу свой маленький «ястребок» и смело полетел прямо к самому хвосту вражеского самолета. — Не уйдешь! »
Отчаянно стреляли в него фашисты. Целые стаи пуль неслись навстречу.
Но «ястребок» с налету ударил своим винтом по рулю бомбардировщика и перерубил фашисту хвост — словно острым мечом отсек.
Разом рухнул вниз фашистский самолет. Ткнулся с размаху носом в землю и взорвался на своих бомбах.
А у «ястребка» только пропеллер погнулся от удара. Раненый летчик дотянул машину до своих и доложил командиру, что задание выполнено: враг уничтожен.
— Вы ранены, сядьте, — сказал командир. — Благодарю за службу. Отличный таран!
А таран — это и есть тот смелый удар, которым наш «ястребок» разрубил фашиста.
Прямой наводкой
Приказ: не пропускать фашистов на дорогу! Чтобы ни один не прошел! Важная это дорога. Гонят по ней на машинах снаряды для боя… Походные кухни обед бойцам подвозят. И тех, кто в бою ранен, отправляют по этой дороге в госпиталь.
Нельзя на эту дорогу врага пускать!
Стали наступать фашисты. Много их собралось. А у наших здесь только одна пушка, и всего-то наших четверо. Четыре артиллериста. Один снаряды подносит, другой орудие заряжает, третий целится. А командир всем управляет: куда стрелять, говорит, и как пушку наводить.
Решили артиллеристы: «Умрем, а не пропустим врага».
— Сдавайся, русские! — кричат фашисты. — Нас много, а вас только четверо. В два счета всех перебьем!
Отвечают артиллеристы:
— Ничего. Много вас, да толку мало. А у нас в каждом снаряде по четыре ваших смерти сидит. На всех вас хватит!
Рассердились фашисты и бросились на наших. А наши артиллеристы выкатили на удобное место свою легкую пушку и ждут, чтобы фашисты ближе подошли.
Есть у нас пушки тяжелые, огромные. В длинное дуло телеграфный столб влезет. На тридцать километров бьет такая пушка. Ее только трактор с места свезет. А здесь у наших — легкое полевое орудие. Его вчетвером повернуть можно.
Выкатили свою легкую пушку артиллеристы, а фашисты прямо на них бегут. Ругаются, сдаваться велят.
— А ну, товарищи, — скомандовал командир, — по наступающим фашистам прямой наводкой — огонь!
Навели артиллеристы дуло пушки прямо на врагов.
Вылетел из дула огонь, и меткий снаряд уложил сразу четырех фашистов. Недаром говорил командир: в каждом снаряде по четыре смерти сидит.
Но фашисты всё лезут и лезут. Отбиваются четыре артиллериста. Один снаряды подносит, другой заряжает, третий целится. Командир боем управляет: говорит, куда бить.
Упал один артиллерист: убила его фашистская пуля. Упал другой — раненный. Остались у пушки двое. Боец снаряды подносит, заряжает. Командир сам целится, сам по врагу огонь ведет.
Остановились фашисты, стали назад отползать.
А тут к нашим подмога пришла. Еще пушек привезли. Так отогнали артиллеристы врага от важной дороги.
Саперы
Речка. Через речку мост.
Решили по этому мосту фашисты свои танки и грузовики перевезти. Узнали про то наши разведчики, и командир послал к мосту двух отважных бойцов-саперов.
Саперы — умелый народ. Дорогу проложить — зови саперов. Мост построить — посылай саперов. Взорвать мост — опять саперы нужны.
Залезли саперы под мост, заложили мину. Полна мина взрывчатки. Только брось туда искру — и страшная сила родится в мине. От этой силы земля дрожит, дома рушатся.
Положили саперы мину под мост, вставили проволоку, а сами незаметно уползли и спрятались за бугром. Размотали проволоку. Один конец под мостом, в мине, другой — в руках у саперов, в электрической машинке.
Лежат саперы и ждут. Холодно им, но они терпят. Нельзя пропустить фашистов.
Час лежат, другой… Только к вечеру показались фашисты. Много танков, грузовиков, пехота идет, тягачи пушки везут…
Подошли враги к мосту. Вот передний танк уже загремел по доскам моста. За ним — второй, третий…
— Давай! — говорит один сапер другому.
— Рано, — отвечает другой. — Пускай все на мост войдут — тогда уж сразу.
Передний танк уже до середины моста дошел.
— Давай скорей, пропустишь! — торопит нетерпеливый сапер.
— Погоди, — отвечает старший.
Передний танк уже к самому берегу подошел, весь фашистский отряд на мосту.
— Теперь время, — сказал старший сапер и нажал рукоятку машинки.
Побежал по проволоке ток, соскочила искра в мину, и так грохнуло, что за десять километров слышно было. Гремучее пламя вырвалось из-под моста. Высоко вверх взлетели танки, грузовики. С треском взорвались сотни снарядов, что везли на грузовиках фашисты. И все — от земли до неба — закрыл густой черный дым.
А когда ветер сдул этот дым, не было там ни моста, ни танков, ни грузовиков. Ничего от них не осталось.
— В самый раз, — сказали саперы.
Сестра
Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно: пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:
— Умру?
— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
— Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.
— Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
Как наши подводники победили врага под облаками
В далекое плавание ходила наша подводная лодка. Два вражеских корабля потопила она и скрылась в волнах моря.
Долго гонялись за лодкой фашистские самолеты. Миноносцы врага рыскали по морю, подстерегая ее. А лодка опустилась на морское дно и лежит там, притаившись. Фашистские миноносцы не дождались лодки, ушли к своим берегам. Тихо в морской глубине. Только рыба иногда стукнется о железный борт подлодки.
Прошло много времени. В подлодке стало трудно дышать. Нужно проветрить лодку, впустить в нее чистый, свежий воздух. А для этого надо подняться на поверхность моря. Командир приказал всплывать. Лодка стала осторожно подниматься с морского дна.
А там, наверху, кружили под облаками два фашистских самолета и высматривали, не покажется ли из моря советская лодка. Как только лодка вынырнула, ее сразу заметили вражеские летчики. И стали фашисты бросать в лодку бомбы и стрелять из пулеметов. Закипела вода вокруг нашей подлодки. Не успеть ей уйти глубоко под воду. Достанут ее глубинные бомбы.
Но не растерялись наши краснофлотцы- подводники. Сразу бросились к зенитной пушке. Стоит пушка на мокрой площадке, как на тарелочке. Верти, целься, стреляй во все стороны.
— Огонь! — скомандовал командир с капитанского мостика.
Тах, тах, тах, тах!.. Снаряд за снарядом — в небо.
Не увернулся фашист. Достала его зенитка подводников. Загорелся вражеский самолет — и кувырком в море. Только брызги вверх да вода зашипела.
И нет самолета.
А другой фашист испугался, повернул самолет и пустился удирать.
Подводники надышались свежего воздуха, проветрили лодку, потом завинтили все люки и двери, закупорились плотно, чтобы ни капельки воды не просочилось внутрь. И ушла лодка в морскую глубину. И снова не видно ее.
Вперед, танкисты!
Не хотели фашисты с нашей земли уходить. Вырыли окопы, спрятались в них. Из толстых бревен крыши сделали, тяжелыми камнями дорогу перегородили и все кругом опутали колючей проволокой. Навезли пушек, наставили пулеметов. Как подступишься! Ни слева обойти, ни справа объехать.
Ударили по этому месту наши тяжелые пушки. Затряслась земля, задрожали враги. И пошли тогда в бой наши танки. Вот он — железный «всех давишь», наш могучий советский танк. Проволоку — толстую, колючую, — как нитки, рвет. Деревья и бревна, словно спички, ломает. Пушку — в лепешку. Ружья — в щепки. Камни — в порошок.
За тяжелой, прочной броней сидят наши танкисты и бьют по врагам из пушек и пулеметов. А вражеские пули — как горох о стену. Похваливают танкисты свои машины:
— Эх, спасибо рабочим нашим! Крепкую сталь нам сработали: и пуля не берет.
По грязи, по снегу, по воде проберутся наши танки. На колесах у них железные гусеницы надеты. Танк сам себе дорогу подстилает. Яма впереди — яму переползет. Лес на пути — сквозь лес проломится. Гора крутая — на гору взберется. Широкую реку переплывет. А если надо, под воду уйдет и по дну переползет. И ударит по врагам на другом берегу.
Смелые люди, умелые бойцы славные наши танкисты!
Пешком с неба
Снег идет. Падают с неба белые пушинки. Только что-то уж очень большие они. Все больше и больше делаются хлопья. Каждый как облачко стал. И под каждым облачком человек качается. Вот уже землю ногами достает. Стал на землю. Шагнул…
Что за люди? Кто с неба пешком? Парашютисты.
Высоко над тем местом, где засели фашисты, пронеслись большие наши самолеты. В самолетах — бойцы с лыжами. Все в белых халатах. Сзади и спереди белые сумки-ранцы. Высмотрели наши летчики подходящее место далеко позади фашистов. Открыли дверцы самолетов — за дверцами пусто. Только ветер гуляет да облака мимо пролетают. Землю внизу еле видно. Прыгай!
Бросились смельчаки вниз головой один за другим. И сразу за спиной у каждого белый шелк вырвался. Ветер выхватил парашюты из ранцев, расправил, развернул, словно зонтики, — и медленно плывут, качаются в небе парашютисты. Снежинки летят кругом, и парашюты вместе со снежинками опускаются на землю.
Сразу за дело! Быстро! На лыжи! В бой! Ставь пулемет!
Заметались фашисты. Не сразу поняли, откуда за спиной у них советские бойцы взялись. С неба, что ли, свалились?
С неба!
Богатыри
Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря… А сейчас не сказку услышишь. Расскажу, что вправду было.
Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега — разобьет волна корабль.
«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. — Ни в одной сказке еще таких богатырей не придумали!»
В сказке не придумали, а в Советской армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в тридцать тысяч раз больше! Морская пехота.
Ранним утром появился на море советский корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но спустили с корабля шлюпки-лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу.
Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала соленая вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка — в другой. Зашатала наших бойцов морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли — не дрогнули. Через волны пробились — и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолеты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг.
Собирались генералы на совет
Собирались в одном селе генералы на совет. А фашисты перед этим все село пожгли. Осталась цела только одна изба: не успели ее враги спалить.
Пришла в село наша армия. Выбили вон фашистов. Устроили в избе походный штаб. Положили штабные командиры на стол свои карты. Поставили телефон. Провода во все стороны протянули. И радиостанцию наладили. Чтоб можно было отсюда приказы давать, войсками командовать.
Приспело время наступать на врага.
К этому дню давно уже готовились.
К вечеру приехали в село генералы. Устроили военный совет. Как лучше наступать на противника, с какой стороны ударить, где пушки поставить, где конницу пустить, а куда танки. Всё рассчитали по минутам и часы сверили. В Москву главному командованию о том, что задумано, доложили.
Пошли по телефонным проводам приказы. И по радио — тайные сигналы. Тире-тире. Точка… То-то-то… Ти-ти-ти…
Помчались в полки верховые с секретными пакетами.
Артиллеристам тайный приказ: чтобы ночью из всех своих пушек ударили.
Летчикам секретный приказ: чтобы в нужный час бомбы на фашистов бросили.
Пехоте приказ: чтоб грянула к утру на врага.
Танкистам: чтобы моторы проверили, горючим заправились, снарядами орудия зарядили.
Кавалеристам приказ: чтоб с вечера коней хорошо покормили для похода.
Докторам и санитарам приказ: чтобы лекарства и бинты для раненых готовили.
Поварам и походным кухням приказ: чтоб щи бойцам пожирнее сварили.
До самой ночи засиделись генералы на военном совете.
Потом встал старший генерал, взглянул на часы:
— Пора. Приказываю начать наступление! В добрый час!
И ударили в тот час наши пушки. Полетели с бомбами ночные самолеты.
А чуть свет загудела земля под танками, поднялась из окопов пехота. Пошли полки в атаку.
Двинулся весь фронт в наступление.
«Катюша»
Словно тысяча коней за лесом заржала. Будто десять тысяч труб сразу затрубили. То заговорила наша «катюша».
Прозвали ее так наши бойцы. Знали «катюшу» по имени во всем мире. Но не многие видели ее своими глазами на войне. Она ото всех пряталась.
Кто из врагов хоть раз глянул на «катюшу», тот ослеп. Кто из фашистов голос ее близко слышал, навсегда оглох. А кто из них с «катюшей» в бою встретился, от того и костей не собрали.
Как услышат, бывало, фашисты, что «катюша» близко, попрячутся куда попало: «Ой, ой, “катюша”! Капут!»
Значит, конец их пришел — спасайся!
Охнет, заговорит «катюша» своим неслыханным голосом. Словно тысяча коней заржет. Будто десять тысяч труб сразу затрубят. И гудят в небе тугие огненные струны. Целой стаей летят каленые снаряды. За каждым — хвост из огня. Рухнули на землю, рвутся, шипят, молнией брызжут, дымом кроют.
Вот она какая, «катюша»!
Придумали «катюшу» советские инженеры, чтобы неповадно было врагу на нашу землю лезть. И только наши верные гвардейцы, храбрые из храбрых, знали, как действует «катюша» — гвардейский миномет.
Теперь-то уж все знают: это ракетами «катюша» стреляла. Сейчас у нас уже не отдельные машины «катюши», а целые ракетные войска. Самые грозные для врагов.
Главное войско
Не гром ударил — «ура» загремело.
Не молния блеснула — штыки засверкали.
Пошла в бой наша пехота.
Главное войско, без него победы нет.
Самолет бросит бомбы — улетит.
Танк дорогу проложит и уйдет.
А пехота всем завладеет, каждый дом отобьет, из-под куста врага выгонит, под землей его достанет.
Велика сила у советского солдата. А храбрости и умения еще больше. Один на один против танка выходит с гранатой.
На все руки мастер. Где штыком врага не достанет, там пулей не промахнется.
Оружие бережет, лопату уважает.
В бою смерти не боится.
В походе отдыха не просит.
Солнце жарит, пыль — идет пехота.
Мороз трещит, снег — идет пехота.
Дождь льет, грязь — идет пехота.
День светлый — идет пехота.
Ночь темная — идет пехота.
Пришла пехота, залегла, окопалась. Ждет приказа, чтобы в наступление идти. Пулеметы — на место, патроны — в ружье, гранату — в кулак.
Самолеты наши разведали, где враги.
Пушки наши продолбили путь, танки дорогу расчистили.
Вперед, пехота! Поднялись…
— Ура!
Не гром гремит, не молнии блещут — идет пехота в наступление.
Вот так про пехоту нашу во время войны говорили. А с тех пор она стала еще сильнее во много раз. И оружие у нее теперь новое. И в поход она уже не пешком идет, а на быстрых машинах мчится. Солдаты в них надежной броней укрыты — пуля не пробьет.
И зовутся теперь эти солдаты не пехотинцами, а мотострелками, войска же — мотострелковыми.
Наши пулеметчики
Сожгли, разгромили фашисты станцию. Только собрались дальше бежать, сели в вагоны, сейчас тронутся…
— Стоп! Станция Березайка! Ну-ка, враг, вылезай-ка!
Заработали наши пулеметы: та-та-та-та-та!.. то-то-то-то-то!..
Не заметили фашисты, как подкрались к станции наши бойцы. Как окружили поезд. Справа — станковый пулемет, тяжелый, на колесах. Патроны на длинной ленте. Глотает эту ленту пулемет и выплевывает из дула пулю за пулей. Сто, двести, триста пуль…
А слева — бойцы с легкими, ручными пулеметами. У этого патроны в круглой коробке, как семечки в подсолнухе. Вставил коробку пулеметчик, нажал курок — защелкал пулемет свинцовыми семечками.
Бросились фашисты бежать со станции, а вдогонку им сзади, слева, справа: та-та-та-та- та-та!.. то-то-то-то-то-то!..
Наша станция! Не вернутся сюда больше фашисты.
— Дежурный, открывай семафор! Путь свободен!
Важное сообщение
Знаешь ли ты, дружок, почему в праздничный вечер с тихого, ясного неба вдруг бухает двадцать раз подряд гром? Над крышами разноцветные звезды то взойдут в один миг, то растают… И каждый раз на улице то как днем видно, то словно все зажмурилось…
Это — салют. Добрая огненная памятка о силе и славе наших защитников. Часто во время войны слышали мы, бывало, вечером слова: «Сейчас будет передано по радио важное сообщение». И по всей стране — везде, на всех улицах, в каждом доме — раздавалось: «Говорит Москва! Приказ Верховного Главнокомандующего.. .»
Победа! Новая победа! Наши войска освободили от фашистов большой город. Враг бежит. Сотни танков и пушек достались нам. Тысячи фашистов попали в плен. Сейчас будет салют.
И в Москве со всех сторон люди спешили к Кремлю. Стемнело давно. Но красные, желтые, зеленые огни светофоров указывали дорогу.
Пробили часы на кремлевской башне: бим- бом-бум-бом, бэ-бам!.. Все небо шарахнулось от пламени. Дрогнула земля. Дррам-рамм-ба-ба- барах!!! Ударили разом триста пушек. И вдруг будто все огни московских светофоров взлетели в небо. Рассыпались шипучие, веселые ракеты. Красные, желтые, зеленые…
Светло стало как днем. Все кругом видно: Кремль, Москву-реку… На плечах у взрослых Дети прыгают, радуются. А те, кто поменьше, уже легли спать.
И снится ребятам, что огромный добрый великан, по имени Салют, громко шагает по крышам, сыплет с неба цветные огни и стучит во все окна: «Драм-ба-ба-бах! Выходите, люди добрые, на улицы! Важное сообщение! Победа и слава!»
И много-много раз мы слышали по вечерам эти важные сообщения.
А когда просыпались дети наутро, то узнавали хорошую весть.
— С добрым утром, дружок! С добрым утром! Победа и слава!
Вот в память этих побед и сейчас в Москве и в других наших больших городах несколько раз в году грохочет салют. Празднуют свой день артиллеристы — салют им! Пришел день танкистов — им салют! И летчикам в их день — салют. И морякам. А в День Советской армии — самый главный салют всем солдатам, офицерам и генералам, всем храбрым защитникам страны нашей и крепкого мира на всем свете.
Сергей Михалков «Нет войны»
Спать легли однажды дети —
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете —
В окнах свет, и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель —
Красной Армии солдат!
Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?
С чего начать беседу?
Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшим пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, даритьте им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….
Что можно рассказывать?.
Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:
1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.
2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.
3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.
4)Рассказать детям как началась война:
Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!
5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :
Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.
А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!
6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)
7) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».
8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.
Детям старшего дошкольного возраста :
1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:
— кто такие ветераны;
— почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;
— за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;
— для чего нужен вечный огонь;
— как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.
2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.
3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.
(Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» — 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Бретской крепости» — 1951 год).
4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.
5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.
6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».
Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.
При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.
7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»
Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.
9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.
10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.
Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек — самоделок.
11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднованию Дня Победы! К дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.
К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.
И самое главное, нам никогда не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.