Рассказы гоголь на букву н

Введение конспект урока будет удобен для 5 класса на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока, организационный

Введение

Конспект урока
будет удобен для 5 класса на уроке литературы, здесь есть цель и задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, рассказ о
писателе,  изучение нового материала, анализ текста, работа в группах,
физкультминутка, обобщение материала,  составление синквейна, итог урока,
домашнее задание.

Конспект урока
по литературе для 5 класса на тему:  Н. В.
Гоголь

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с
творчеством Гоголя, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с личностью
писателя и его творчеством, со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Пробудить интерес к личности Гоголя. Научить делать характеристику героя (по
повести «Заколдованное место»).

Развивающая: развитие связной речи, аналитических
способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.
Обучить умению находить “ключ” к пониманию
личности писателя; развивать познавательную активность, умение работать с
дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Воспитывающая: привитие внимательного отношения к слову,
уважения к взглядам писателя.

Воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность и эстетический
вкус.

Средства
обучения: учебник, презентация, проектор, иллюстрации к произведению,
словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

1.     Вводное слово учителя.

Прозвенел
уже звонок.

Начинается
урок.

В
путешествие пойдём.

В страну
сказок попадём.

Слушай,
думай, наблюдай,

Сказку
нашу отгадай.

Глазки
дружно закрывайте.

Сказку в
душу пропускайте.

8. Есть
просто храм, есть храм науки,

А есть ещё
природы храм –

С лесами,
тянущими руки,

Навстречу
солнцу и ветрам.

Он свят в
любое время суток,

Открыт для
нас в жару и стынь,

Входи
сюда, будь сердцем чуток,

Не
оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

   Учитель:
  Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы
открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей
мировой литературы. Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно
долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 5 лет
обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта 
мастера прозы.

Обращение к
портрету писателя

  • Знаете ли вы, кто
    изображен на этом портрете?
  • Каким
    представляется вам писатель по этому портрету? (необычная прическа,
    добрые внимательные глаза, смотрит насмешливо)
  • Дома вы прочитали 
    повесть «Заколдованное место». Каким  человеком вам представился писатель
    по этому произведению? Ваши предположения. (Приблизительный ответ:
    повествователь — человек с юмором.

Учитель:  перед нами  Николай Васильевич Гоголь.  Невероятный
Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный
Гоголь – такими эпитетами называли и называют этого писателя.

Сегодня на уроке  мы
попробуем сделать  открытия и приступить к разгадке тайн творчества Гоголя.
Возьмем с собой в дорогу знания, сообразительнось, вдохновение и вместе пойдем
дорогами его жизни, его творчества.  И хочется верить, что школьное изучение
творчества Николая Васильевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный
мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего
сегодняшнего урока звучит именно так: » Тропа к  Гоголю. В начале
бесконечного пути…» Открываем тетради, записываем тему урока.

  Перечитайте правый столбик.
Посмотрите, что вы должны заполнить. Итак, в путь…

II.              
Рассказ о писателе:

Н.В. Гоголь
родился 20 марта (1 апреля)  1809 года в местечке Великие Сорочинцы
Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские
годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем
легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную
роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который  обладал литературными
способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

   Мать
Гоголя, Марья Ивановна, — женщина добрая, нежная, суеверная. Она
происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на
Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Кроме Николая у
Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819),
дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга
(1825 — 1907).

   1821-1828
гг.
Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к
одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине
(с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером
гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в
несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был
очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь
учится в Нежинской гимназии. Время отрочества  — время сложной и глубокой
внутренней работы, внешне  носящей печать замкнутости и скрытности. В это
время, как и все  в юности, он испытывает романтические влияния: «он
загадочный,  одинокий и гонимый светом мечтатель».

   Из
письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал
меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. 
В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом —  угрюмый, задумчивый,
неотесанный и проч.; в третьем — болтлив  и докучлив до чрезвычайности; у иных
умен — у других глуп.  И обязательное гонение света».

   Его
называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,  об
исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

Учитель:  В последних классах гимназии Гоголь завел
“Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он
в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и
словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений
малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия
малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной
энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими
произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту
записную книгу, Гоголь пользовался, например,  при издании «Вечеров
на хуторе близ Диканьки».

В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его
неприветливо.

Приехав в
Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему
украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей,
издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Обращение Гоголя к
украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине.
Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь
к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя
почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь
так занимает всех все малороссийское”, —  с радостным изумлением сообщает
матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

 Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное
время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь
перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают
фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в
“Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат
черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

      III. Народные
предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

Учитель:   На этом мы пока прервем свой путь по жизни
Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ
Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий.

Физкультминутка

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три
хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть
опять

Рисуй глазами
треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его
переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру
веди.

Рисуй восьмерку
вертикально.

Ты головою не
крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее
клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко,
не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для
глаз.

Вправо, влево
посмотрели,

Глазки все
повеселели.

Снизу вверх и
сверху вниз.

Ты, хрусталик, не
сердись,

Посмотри на
потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче
стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем
циркуль брать,

Будем взглядом
круг писать.

А теперь слова
напишем.

Чьи же буквы будут
выше?

«Папа», «мама»,
«дом», «трава» —

За окном у нас
видна.

За окно ты
посмотри.

Что ты видишь там
вдали?

А теперь на кончик
носа.

Повтори так восемь
раз —

Лучше будет видеть
глаз.

Глазки нас
благодарят,

Поморгать нам всем
велят.

Плавно глазками
моргаем,

Потом глазки
закрываем.

Чтобы больше было
силы,

К ним ладошки
приложили.

(Дети закрывают
глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от
рук.)

Раз, два, три,
четыре, пять —

Можно глазки
открывать!

  III.
Анализ текста.
«Заколдованное
место».

— Дома вы читали
повесть „Заколдованное место“. Понравилось произведение?

— Вам страшно было
читать эту историю ? Почему?

— Кто рассказчик 
в повествовании  Гоголя  о заколдованном месте.? (быль, рассказанная
дьячком  …ской церкви)

— Какие слова он
использует? Все ли слова были понятны?

Работа по
вопросам.

  – Повесть
называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?

Заколдованное место – это особое пространство, где
реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное
место, получает возможность перехода из одного мира в другой.  Обычно волшебный
мир находится в уединенном  месте  — на отшибе села, в овраге, в лесу.

– Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его
понимаете?

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают о пережитом
самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или

 «былички», «бывальщины», — «это страшные рассказы,
отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят.

Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но
главное в рассказах 

деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и
что, бывало, ни

скажет, то именно так и было». В подзаголовке
содержится

 противоречие: с одной стороны утверждается, что все
происшедшее с

 дедом, — быль, а с другой стороны, встреча деда с
нечистой силой

фантастична.

Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком
повести является дьячок ***ской церкви  Фома Григорьевич. Это рассказчик явный,
но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы Григорьевича, только он мог
поведать  внуку о том, что с ним происходило в заколдованном месте.

 По каким приметам  узнаем, что история случилась в
прошлом?
 Рассказчик Фома
Григорьевич был в то время ещё ребенком. В повести

 
Чем запомнился рассказчику дед?

     Дед Фомы Григорьевича, судя по всему,  зажиточный
крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и
общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и
сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному
галушки».
Дед Максим –
человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице
важную грамоту, однако он любит прихвастнуть,  себе на уме.

 – Почему дед попал в заколдованное место и каким
образом это произошло?

Что ж вы думаете? не успел он сказать — не вытерпел
старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.

 — Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот
как танцуют! — сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив
каблуками.<…>
 Только что дошел, однако ж
до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою
штуку, — не подымаются ноги, да и только
! <…> И в самом деле сзади
кто-то засмеялся.

 Итак,
дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце.
Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости  деда дали
возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и  пришлось ему  плясать под
чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его. А черт – тут как тут, не
замедлил обморочить наивного и прижимистого  человека.

 Дед вырастил из семян, которые ему достались
издалека, дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змея. Дед называл  эту дыню
турецкою.

 Как известно, в христианской символике змея
олицетворяет сатану. Дед  недаром называет дыню турецкой – это тоже сыграло
свою роль в том, что он  оказался во власти нечистой силы. Турки в восприятии
запорожских казаков были нехристями, а в знаменитом ответе запорожских казаков
турецкому султану они называют  Магомета
IV  чертом: «Ты,
султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь».

 – Сколько раз дед
оказывался в заколдованном месте?

 Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз
пытался

попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз
дед отправляется

 на поиски заколдованного места под вечер. Во второй
раз дед 

 попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись
на середине, где

 не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.

 – Почему дед
стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там

     происходит?

Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он
понимает, что  клад, данный  нечистой силой, счастья не принесет. В
заколдованном месте  с  ним происходят различные чудеса, правда, не столько
жуткие, сколько

 смешные:  то очи заплюет нечистая сила, то язык
покажет.  Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота,
мрак, могила  и свеча на ней.  Однако странные существа, наблюдающие за дедом,
– это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос  блеющая
овечья голова и медведь  не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.

Работа в группах.

Группа 1. Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность)

Заколдованное место – место, где пересекаются
волшебный и обыденный

 миры.  На первый взгляд, сказочный мир ничем не
отличается от

 привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое:
сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что
за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже
что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир
только  притворяется знакомым.  « Но то, что это – не подлинное сходство, а
обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной
несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя»  пространство обыденного, но
оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. «
Вышел и на поле — место точь-в-точь
вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. «Нет, это не то
место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!»
Поворотил назад, стал идти другою дорогою — гумно видно, а голубятни нет! Опять
поворотил поближе к голубятне — гумно спряталось».  Точка в пространстве
волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, –  «разлезлось»
в обыденном, превратившись в обширную площадь.  Но стоило … вернуться в
фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку:
«Глядь, вокруг него опять то же
самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман). Чем дольше дед находится
в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте
среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: «
 вокруг провалы; под ногами круча без
дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на
него!»

В
заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо
месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается,  нет  звезд,
месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна. 

Единственный  
источник света –  свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает
камень.

В заколдованном
месте  происходят странные явления, слышатся странные звуки.

Группа 2. Какие существа встретились деду в
заколдованном месте?

Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий

нос без тела.
Птичий нос  забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько
страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в
символическом плане  некоторые  птицы являлись посредниками между миром мертвых
и живых.

 Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ
глупости. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов  изображался с
тремя головами, одна из  которых была бараньей.

Медведь — характерный для русского фольклора образ,
герой многочисленных сказок.
Как представитель природного мира медведь,
согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие
родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат».
Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых
местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей.
В 
христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.
Битва Давида с медведем символизирует
конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.

Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина, ряженый.
Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и
харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя
хвалит.

 В значении
«маска» на Руси употреблялось слово «харя»: например, когда
Аввакум прогоняет скоморохов, он ломает их бубны и «хари». Возможно,
«харя» обозначала маску, изображающую свиное рыло (от
«хавря», «хавронья»).

Таким образом,
фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и
грехи деда: слабость, жадность, глупость.

Группа 3.

Найти средства
художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в
тексте.    

Гиперболы

·       
…под ногами круча без
дна,

·       
ноздри – хоть по
ведру воды влей в каждую…

Сравнения

·       
…нос – как мех в
кузнице, губы…как две колоды,

·       
 дыня… словно змея.

·       
народ, знаете,
бывалый: пойдет рассказывать — только уши развешивай! А деду это все равно
что голодному галушки.

·       
ноги как деревянные
стали

·       
задал он такого
бегуна, как будто панский иноходец.

·       
как опарила! как
будто свинью перед рождеством!

·       
в животе, ей-богу,
как будто петухи кричат

·       
и захрапел так, что
воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

Эпитеты

·       
проклятый камень

·       
красные очи

·       
мерзостная рожа

·       
сатанинское
наваждение

·       
хитрая бестия

·       
низенький дубовый лес

Ученики
анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания
фантастических картин, а какие для создания обыденного мира.

3.Ответы на
вопросы. Обобщение материала.

 –  Как еще в
повести называется заколдованное место?

Проклятое место,
дьявольское место

 – Как закончилось
приключение деда?

«Посмотрите-ка,
посмотрите сюда, что я вам принес!» — сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали,
такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно
сказать, что такое.

.…на заколдованном
месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что
и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не
огурец… чорт знает, что такое!

Составление
синквейна и анализ работы на уроке.

Пример синквейна

Заколдованное место

Таинственное,
страшное

Манит, увлекает,
притягивает

Опасайтесь
заколдованных мест

Это обман

Итоговый вывод
урока.

IV. Вывод: Писатель переосмыслил текст  предания по-своему:
«нечистое» богатство» превращается в мусор. Почему? (достается даром)

Клад,
подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит
человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе, 
воплощенные Гоголем в сказочных образах, неизменно  приводят героев к проигрышу
и посрамлению.

Таким образом, повесть „Заколдованное место“, как и
другие повести „Вечеров“, опирается на традиционные фольклорные мотивы. Но и в
этой повести, как и в других, Гоголь не воспроизводит в точности фольклорный
материал, а создает свое собственное произведение. Для „Заколдованного места“
особенно характерен юмористический тон изложения. Фантастические элементы
вставлены в бытовую реалистическую рамку, автор вводит множество бытовых
деталей комического характера и самой речи придает сугубо-житейский разговорный
характер.

V. Домашнее задание.

Повесть «Заколдованное место» является
завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в
ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Выписать
реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы. (слайд 17)

VI.
 Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к 
началу  урока. (На слайде портрет Гоголя)

Понравился ли вам
урок?  Что показалось интересным?  О чем хотелось бы узнать?

  Любой человек – это мир. А у каждого свой мир.
Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных
людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть
сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И
пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место

В преддверии зимних праздников предлагаем пройтись по Рождественскому бульвару, любуясь усадьбами.

Рождественский бульвар знаком всем, кто интересуется русской живописью XIX века. Именно здесь Василий Перов написал свою знаменитую картину «Тройка» (1866). Герои полотна — трое детей — тянут бочку с водой, а рядом с ними весело бежит собачка. Их путь пролегает мимо стен старейшего женского монастыря Москвы — Богородице-Рождественского, который и дал название бульвару. Он был основан в 1386 году княгиней Марией Константиновной, матерью князя Владимира Храброго, в честь дня победы русских войск в Куликовской битве.

В то время на месте Рождественского бульвара были стены Белого города. В XVIII веке их разобрали, чтобы обустроить бульвар. Кстати, еще в первой половине следующего столетия атмосфера там царила почти сельская. Об этом свидетельствует в одном из своих очерков 1840-х годов писатель Михаил Загоскин: «Вот расхаживают по улице куры с цыплятами, индейки, гуси, а иногда вам случится увидеть жирную свинку, которая прогуливается со своими поросятами».

Дом братьев Фонвизиных

Рождественский бульвар, дом 12/8, строение 1

1(963206)

Один из старейших особняков, дошедших до наших дней, был построен здесь еще в XVIII веке. Тогда он принадлежал княгине Анастасии Голицыной. После нее хозяином дома стал Александр Фонвизин, брат известного писателя. Двое его сыновей — Иван и Михаил — были декабристами, и в усадьбе проходили собрания «Союза благоденствия». Здесь же в 1821 году было принято решение о роспуске тайного общества.

В 1869 году хозяйкой дома стала баронесса Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната. Большая любительница музыки, она одной из первых разглядела талант Петра Чайковского. Обеспечив композитору материальную поддержку, она дала ему шанс заниматься исключительно творчеством. Около 13 лет они состояли в переписке, но ни разу не общались лично. Чайковский с братом Модестом гостили однажды в доме в отсутствие хозяйки.

При баронессе главный дом особняка объединили с флигелями, фасад был декорирован в духе эклектики. Со стороны Малого Кисельного переулка возвели дополнительный корпус. Владимир Гиляровский упоминает, что перед входом в дом были две скульптуры льва — увидеть их сейчас нельзя, львы были утрачены в советское время. Николай Некрасов в балладе «Секрет» упоминает «старинный, гербами украшенный дом». Сегодня на фасаде остался портик с четырьмя пилястрами, а крышу венчает балюстрада.

Дом писателя Н.Ф. Павлова

Рождественский бульвар, дом 14, строение 1

1(963220)

Рядом с усадьбой Фонвизиных стоит особняк в стиле рококо. Его неширокий фасад украшают четыре пилястры, лепнина в виде гирлянд, венков и ракушек. По бокам расположены две сквозные арки. На аттике красуется горельеф в виде путти (мальчиков-купидонов), а над ними можно разглядеть монограмму одного из владельцев дома. Буква М указывает на фамилию французского купца Эмилия Маттерна — при нем усадьба была перестроена в 1870 году.

До Маттерна особняк принадлежал профессору химии и физики Карлу Янишу. Его дочь Каролина владела восемью языками, переводила стихи русских поэтов и писала свои. В нее был влюблен польский поэт Адам Мицкевич, но отец Каролины выдал ее за беллетриста Николая Павлова. Не без участия жены Павлов организовал в доме литературный салон. О павловских вечерах знала вся Москва — на них бывали Николай Гоголь, Афанасий Фет, Александр Герцен, Петр Чаадаев и многие другие. Кстати, именно здесь в 1840 году Михаил Лермонтов прощался с московскими литераторами перед отъездом в ссылку на Кавказ.

Городская усадьба А.П. Карамышевой (дом, в котором жил Демьян Бедный)

Рождественский бульвар, дом 16, строение 2

1(963217)

К дому Павлова вплотную примыкает здание, история которого тоже связана с литературой, правда, уже ХХ-го столетия: с 1933-го по 1943 год здесь проживал советский поэт Демьян Бедный. Это было самое сложное время в его жизни: в 1930 году на него, успешного в 1920-х, свалилась жесткая критика, а в 1938-м поэта исключили из партии.

Изначально усадебный комплекс включал в себя главный дом и два флигеля. В 1851 году его владельцем стал купец и коммерческий директор Государственного банка Российской империи Иосиф Ценклер. Его семья занимала главный дом, а два других сдавали.

Усадьбу несколько раз перестраивали. В 1864 году флигели соединили с главным домом переходами на уровне второго этажа. Следующая реконструкция здания была в 1883 году под руководством архитектора Бориса Фрейденберга. Он оформил дом элементами архитектуры крепостей итальянского Возрождения. Карниз фасада опирается на аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда небольших декоративных арок. Этот архитектурный элемент напоминает крепостные машикули — навесные бойницы, предназначенные для обстрела штурмующих стены противников. Крышу центрального дома венчает балюстрада, а по бокам фасада на уровне второго этажа расположены черные балконы, сочетающиеся со стилем всего здания.

Усадьба М.А. Лагофита

Рождественский бульвар, дом 13, строения 1 и 2

1(963214)

На другой стороне бульвара, почти напротив дома Фонвизиных, стоят два здания-близнеца. Двухэтажные строения в стиле классицизма соединяются воротами. Оба дома являются примером типовой застройки после пожара 1812 года. Образец здания с четырехколонным портиком входил в специальный альбом. В нем заказчик мог выбрать понравившийся фасад — это было дешевле, чем нанимать архитектора. Для украшения дома можно было купить копии античных барельефов.

Изначально постройки были деревянными. В усадьбе некоторое время жили майорша Пелагея Лагофит и ее потомки. Последним владельцем перед Октябрьской революцией был Николай Гульшин. В советское время в зданиях располагались коммунальные квартиры. А в 1982 году обветшалые дома снесли и построили на их месте кирпичные копии.

Доходный дом Р.Б. Бебутовой

Рождественский бульвар, дом 9

1(963209)

Здание было построено в 1908–1909 годах по проекту мастера московского модерна Густава Гельриха. Дом считается одним из лучших творений архитектора.

На фасаде сочетаются два нежных оттенка: нижняя часть дома светло-розовая, а верхняя облицована бежевой плиткой. Центральный эркер венчают лепные фигуры двух юношей, держащих венки славы. Боковые эркеры украшают горельефы в виде сфинксов. Также на фасаде можно рассмотреть женские маскароны. Примечательны волнообразный карниз с гирляндами и растительным орнаментом и балкончики в стиле модерн.

Дом принадлежал княгине Розе Бебутовой, жене статского советника Владимира Бебутова. В 1910-е годы здесь проживал и проводил встречи философ-мистик Георгий Гурджиев. Некоторое время в доме находилась мастерская его двоюродного брата, скульптора Сергея Меркурова. В 1915 году здесь располагалась «Контора редакции модных журналов и выкроек Шульман». До 1917 года часть здания занимало Генеральное консульство Франции в Москве.

rozdestvenskybulvar 2 01 241221(1)

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои Кратко, о чём?
Николай Васильевич Гоголь 1836 Комедия Хлестаков – мелкий помещик

Городничий, его жена и дочь

Чиновники уездного города

  Сюжет комедии раскрывается через нелепую ошибку, которая дала возможность герою произведения почувствовать себя почтенной личностью.

Когда в небольшой городишко пришло известие о прибытии важной личности – ревизора, городничий и все его чиновники были в сильном смятении и страхе. Это было вызвано тем, что каждый из названных лиц постоянно нарушал законы во время выполнения своих должностных обязанностей.

Хлестаков волей судьбы оказавшись в этом городе и проживая в гостинице, по ошибке был принят за того самого ревизора. Его стали почитать как личность уважаемую, стали проявлять к нему изысканную трепетность. Его угощали, давали деньги, во всем старались угодить по первой прихоти.

От такого приема Хлестаков возвысился в собственных глазах, стал напыщенным и своенравным, чем нагнал еще больше страха на присутствующих.

Он даже умудрился посвататься к дочке городничего. После ее согласия Хлестаков получает много денег, сообщает, что должен отлучиться по делам на некоторое время и покидает уезд.

После отъезда Хлестакова вскрывается его обман, и неожиданно приезжает настоящий ревизор.

Мое мнение

Такие люди, как Хлестаков не редкость и в наше время. Многим хочется казаться знатнее, чем они есть на самом деле. Но правда все равно вскроется, рано или поздно. Поэтому нет смысла возвышать себя в глазах окружающих.

Другой вариант краткого содержания «Ревизора»

ТЕСТ

Если произведение Гоголя «Ревизор» уже пройдено по школьной программе, то будет не лишним проверить свои знания с помощью данного теста. Как-никак однажды придётся сдавать экзамен или отвечать у доски с домашним заданием по этому произведению. Поэтому будет полезно уже сейчас выявить пробелы в знаниях и ещё раз перечитать книгу, вспомнить сюжет и главных героев.

1. Дочь Городничего из комедии Гоголя «Ревизор» как зовут?

 

 

 

 

2. Кем была Анна Андреевна?

 

 

 

3. Кому Хлестаков писал письмо с рассказом, как его приняли за государственного человека?

 

 

 

4. Какую фамилию носил городничий Антон Антонович?

 

 

 

5. Почему почтмейстер читал письма, которые носил?

 

 

 

6. Завязка пьесы «Ревизор» происходит в

 

 

 

 

7. Кто сказал: «Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»?

 

 

 

 

8. Какую фамилию носил почтмейстер?

9. К какому жанру относится пьеса Гоголя «Ревизор»

 

 

 

 

10. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»?

 

 

 

 

11. Кому сообщил Антон Антонович о приезде ревизора?

 

 

 

12. Кем был Лука Лукич Хлопов?

 

 

 

13. Хлестаковщина — это

 

 

 

 

14. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии?

 

 

 

 

 

 

15. К кому городничий обратился с вопросом о взяточничестве?

 

 

 

16. В чем заключается своеобразие пьесы «Ревизор»?

 

 

 

 

17. Кому из героев пьесы «Ревизор» принадлежит эта реплика: «Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне»

 

 

 

 

18. Есть ли в комедии положительный герой?

 

 

 

 

19. Почему хозяин Осипа лишился денег?

 

 

 

20. Укажите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

 

 

 

 

 

 

21. Место действия пьесы «Ревизор»

 

 

 

 

22. Отметьте дату премьеры «Ревизора» в Петербурге?

 

 

 

 

23. Что советует городничий сделать Артемию Филипповичу?

 

 

 

24. Хлестаков был в чине

 

 

 

 

25. Кем был Артемий Филиппович Земляника?

 

 

 

26. Имя Хлестакова:

 

 

 

 

27. Кто из действующих лиц комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» не протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова?

 

 

 

 

28. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

 

 

 

 

29. О ком из героев в комедии «Ревизор» говорится, что «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою»?

 

 

 

 

30. О чём начинает подозревать судья?

 

 

 

31. Как называется сцена развязки в пьесе «Ревизор»:

 

 

 

 

32. Кому в комедии принадлежит высказывание: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать»?

 

 

 

 

33. Кого видел городничий во сне?

 

 

 

34. Портреты каких героев даны в этом фрагменте: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»

 

 

 

 

35. Где у судьи ходили гуси?

 

 

 

36. Кто из писателей «подарил» Гоголю идею «Ревизора»?

 

 

 

 

37. О ком из героев пьесы «Ревизор» идет речь в этом фрагменте: «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов»?

 

 

 

 

38. Кто является персонажем «Ревизора»?

 

 

 

 

39. Кто не является персонажем комедии «Ревизор»?

 

 

 

 

40. Кто из героев комедии «Ревизор» брал взятки борзыми щенками?

 

 

 

 

41. О чём Анна Андреевна спрашивала у городничего?

 

 

 

42. Когда была написана пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»?

43. Слугу Хлестакова звали

 

 

 

 

44. Сколько книг прочитал за всю свою жизнь судья?

 

 

 

Вопрос 1 из 44

«Красиво на фото, но давайте покажем, как это выглядит в реальности!» – так отреагировали многие читатели ForPost на материал о том, что исторические здания улицы Гоголя в Севастополе защитят единой охранной зоной.

Впрочем, что это за защита, спрашивают читатели, если красивейший дом в самом начале улицы, прямо у площади Ушакова, изуродован чёрной пристройкой «Казбека», а прямо напротив великолепного старого корпуса СевГУ возводятся высотки «Консоль Строй ЛТД»? Да и непонятная судьба развалин на месте бывшего хлебозавода спокойствия не добавляет.

Севастополь архитектура улица Гоголя

Не меньший урон архитектурному ансамблю наносят и рядовые жители улицы: чудовищные пристройки, застекленные и упакованные в сайдинг балконы и лоджии, разномастная окраска стен давно заслонили собой утонченные линии арок, колоннад и капителей.

Как относиться к этому – смириться или бороться? С этим вопросом ForPost обратился к двум защитникам исторической красоты Севастополя.

Севастополь архитектура Степан Самошин
Степан Самошин,
член ВООПИиК, создатель групп «Архитектура Севастополя» в
Facebook и ВКонтакте

До войны Гоголевская улица была ничем не примечательной окраиной Севастополя. В 1950-е годы на ней были возведены прекрасные здания, стилистически объединившие её с центральным городским кольцом. Здесь трудились лучшие севастопольские архитекторы послевоенного периода. Казарму на Гоголя, 37 проектировал Виктор Мелик-Парсаданов, жилой дом на Гоголя, 3 – Никита Сдобняков. Ядром всего ансамбля стал комплекс зданий Приборостроительного института авторства Бориса Митника. Украшают улицу и восстановленные дореволюционные здания, такие как жилой дом на Гоголя, 27.

Севастополь архитектура улица Гоголя

К сожалению, историческую застройку магистрали не миновала общая болезнь севастопольской архитектуры: искажение внешнего облика зданий.

«Горько говорить, но сами жильцы и торговцы просто не уважают труд строителя и зодчего: с каким остервенением квартиранты застекляют лоджии и балконы, и каждый раскрашивает или белит колонны уникальных фасадов Севастополя. Многое уже попорчено и даже утеряно», – говорил в последние годы жизни Адольф Львович Шеффер.

Как верно подметил Адольф Львович, «вся эта красота и великолепная гармония – обычное жильё для простого советского человека». Вы можете построить жилой дом, похожий на дворец, но не можете превратить его жильцов в дворян.

Севастополь архитектура улица Гоголя

Любопытно, что ещё в 1988 году Севастопольский горсовет принял решение «О порядке остекления балконов и лоджий в жилых домах Севастополя», согласно которому категорически запрещалось остекление лоджий и балконов домов – памятников архитектуры. В отношении обычных жилых домов предполагалось разработать и применить типовые решения остеклений, а ранее остеклённые балконы и лоджии привести в соответствие с типовыми.

Севастополь архитектура улица Гоголя

Я не склонен категорично осуждать обладателей «царь-балконов» или людей, искренне считающих, что побелка «освежает» белокаменные здания. Пристройки, бани на крышах <одна такая есть практически на площади Ушакова, – прим. авт.>, пробитые в стенах дверные проёмы – лишь симптомы, а сама болезнь называется «безнаказанность», и она развивалась в этой сфере 30 лет.

Процесс очищения домов-памятников от диссонирующих элементов не может быть безболезненным, однако делать это крайне важно, и не только в узком смысле спасения красоты конкретного дома, но и в широком – изменения сознания людей в сторону гражданственности, осознания ответственности за судьбу города.

Севастополь архитектура Полина Петренко
Полина Петренко,
активистка, проигравшая с соседями
бой за красоту дома

Когда Севастополь восстанавливался в сложные послевоенные времена, люди находили время подумать о красоте и гармонии, а не просто строили дома в четыре стены. Сейчас, в сытом и мирном XXI веке, люди рушат красоту – каждый и не задумываясь.

На словах мы любим свой город и гордимся им, но, когда дело доходит до личных интересов, большой балкон не оставляет шансов исторической красоте и архитектурной гармонии дома. Дома, который построен людьми, собравшими все силы в разоренной войной стране.

Севастополь архитектура улица Гоголя

«Помогают» и власти: программы капремонта домов предусматривают замену исторических подъездных дверей и окон, которые сами по себе являются неповторимыми архитектурными элементами. Чтобы снова радовать глаз, они требуют лишь небольшой реставрации. Но вместо них ставятся бездушные пластиковые и железные листы – без переплетов, без расстекловки, без прозрачности и красоты.

Севастополь архитектура улица Гоголя

Выходя из таких дверей, чувствуешь себя не человеком, а заключенным. Все это, к сожалению, происходит с молчаливого согласия жителей домов, и наши дети уже не увидят той красоты, которую наши отцы и деды пытались создать и сохранить для будущих поколений. Это больно, печально и заставляет испытывать к городу чувство горечи, а не любви.

Хотелось бы, чтобы люди, живя в городе среди других людей, думали не только о себе. Как тот, кто заменил железо и решетку на улице Гоголя, 3 на эту красивую, прозрачную дверь.

Рассказы гоголь на букву н

Мнения выслушивала Светлана Косинова

Фото: Неонилла Кудрик, Дмитрий Ларин

Художник: Иероним Босх Художник: Иероним Босх

Я не буду обсуждать выдержки из пособия дьякона Ильи Кокина для воскресных школ. С точки зрения нравственности они достаточно полно обсуждены и, на мой взгляд, совершенно справедливо осуждены протоиереем Александром Шаргуновым с соавторами, протоиереем Владимиром Переслегиным, публицистом Владимиром Семенко, председателем Союза православных граждан Валентином Лебедевым и другими весьма серьезными авторами. Тем более, не буду касаться юридической стороны вопроса – известные профессионалы в области права выполнили эту задачу. Хочу только добавить, что будь моя воля, я бы квалифицировала сие безобразие (нравственное и интеллектуальное растление детей) как особо тяжкое преступление. От цитат, обильно представленных в критических статьях, у меня не метафорически, а буквально потемнело в глазах. Поэтому позволю себе роскошь ничего не цитировать повторно: «И сказанного довольно»…

Кратко рассмотрю данную тему как детский психолог, много лет работающий с детьми и знающий психопатологию и психиатрию отнюдь не только по учебникам. У меня есть опыт работы в детской психиатрической больнице, да и сейчас приходится работать со все чаще отклоняющейся психикой детей. Прежде, чем перейти к рассмотрению, замечу, что гастрономическое сравнение в ответной на критику статье дьякона, где просроченные консервы противопоставляются «свежему салатику» (наши оппоненты, судя по их тяге к подобным сравнениям, знают толк в гастрономических изысках – даже в таких, как артишоки, не то что «салатик»!), мало того, что, в переносном смысле слова, дурного вкуса, а ошибочно по существу! Вневременное по определению не может быть ни просроченным, ни новейшим, ибо бессрочно. Манипуляция касательно «устаревшей» нравственности, в частности, «устаревших» целомудрия и стыдливости, дает право на «свежие» трактовки и потому столь любезны тем, кому не нравятся незыблемые устои. Ведь если нравственность, которая принята в православной этике, устарела, можно непристойность, скабрезный юмор, осквернение выдать за новую, современную нравственность, за «свежий салатик». А новое надо принять, не питаться же просроченными консервами!

Перехожу к так называемой экспертной оценке. Нас уже приучили к тому, что какие-то очевидные вещи якобы вовсе не очевидны. Только эксперт и может поведать, почему нехорошо растлевать детей. Да и можно ли говорить о растлении? Вопрос дискуссионный, другие эксперты так не считают и могут научно доказать свою правоту… Например, покойный академик Российской академии образования Игорь Семенович Кон был главным консультантом школьных программ по секспросвету, а противников публично именовал фашистами. До чего же мы дожили, если теперь надо привлекать экспертов для полемики на подобные темы с людьми церковными, да еще с клириками!

Сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология

Обсуждение с детьми и подростками вопросов, которые принято называть интимными, особенно если это делают авторитетные для школьников взрослые (воскресная школа при церкви – уж куда авторитетнее!) вредно для психики, так как раньше времени растормаживает сферу влечений, при том, что соответствующее влечение еще не имеет (во всяком случае, не должно иметь) естественного выхода. Учитывая интернет, влияние которого такое «культурное» просвещение вовсе не отменяет, а приплюсовывается к нему, а то и провоцирует интерес к сходной тематике в интернете, выход может быть патологическим – просмотр порносайтов в сочетании с рукоблудием, что превращается в противоестественную зависимость и в некоторых случаях кончается тяжелыми формами безумия, не говоря уж о потере интереса к противоположному полу в дальнейшем и, соответственно, о невозможности продолжить род. Выражаясь современным языком, сексуальное просвещение – эффективная антидетородная технология. К сожалению, я и мои коллеги знакомы с этим не понаслышке. Кстати, задолго до появления порносайтов и вообще интернета великий австрийский психиатр Виктор Франкл писал о психологической импотенции обращающихся к нему молодых, физически здоровых пациентов как о следствии сексуального просвещения в школе. Заметьте: в школе, а не в «подворотне», которую так любят приводить в пример в качестве опасной альтернативы полезному, «культурному» просвещению его адепты. Кто-то же, дескать, должен «нормально» говорить с ребятами о сексе, иначе они получат знания в подворотне. Опыт недавнего прошлого показал, что знания из подворотни с наступлением юношеского возраста из головы благополучно выветриваются, и наступает пора романтической влюбленности. Как утверждал известный отечественный сексопатолог Г.С. Васильченко, фаза романтической любви чрезвычайно важна для дальнейшего формирования полноценного мужчины. Помнится, студент психологического факультета Гамбургского университета в беседе со мной и моей коллегой Татьяной Львовной Шишовой сказал следующее: «Какие счастливые в России юноши и девушки! Они знают, что такое любовь. А я этого не знаю и никогда не узнаю». «Почему?» – удивились мы. Он ответил: «Вы как психологи должны это понимать». Но мы не понимали, поскольку встреча с ним происходила в теперь уже далеком 1994 году, и у нас в стране ничего подобного еще не было. Видя наше недоумение, студент, покраснев, добавил: «У нас в школах есть урок сексуального просвещения. По-настоящему влюбиться, пройдя этот школьный курс, невозможно. Что-нибудь одно: или видишь в девушке ангельское существо, или знаешь то, о чем нам рассказывали на этих уроках…» Он сказал «на уроках», а не «в подворотне». Дело в том, что мальчики — будущие мужчины — по своей природе очень брезгливы к физиологическим подробностям и стыдливы, и полученные в раннем возрасте сведения о физической стороне любви могут привести к тому, о чем писал вышеупомянутый Виктор Франкл.

Сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения

Надо сказать, что сегодня некоторые психиатрические симптомы выдаются за новые эталоны поведения, мировоззрения и мирочувствования. Психиатрия в лице своих честных представителей пытается такому перевороту помешать, и, скорее всего, именно поэтому ее на Западе, а сейчас и в России всячески стараются разрушить и даже вовсе отменить как медицинскую специализацию. Ведь для многих людей, которые поверили, что сейчас «новая» нравственность, психиатрия осталась единственным критерием нормы и патологии. Так вот: игривый тон, который так любезен автору «Приходской школы», способствует разрушению интимного стыда — одного из основных признаков психической нормы. Отсутствие интимного стыда бывает у больных шизофренией в стадии дефекта — так называется последняя стадия болезни, когда больному уже все равно, о чем говорить с окружающими (о погоде или о том, что происходит в спальне) и что показывать окружающим (ладонь, плечо или то, что ниже пояса). Но это полный распад личности, тяжелая ментальная инвалидность. Разрушение, пускай невольное, интимного стыда у детей можно считать искусственной инвалидизацией психики. Вот почему я полагаю, что это преступление. Как против чистоты, — главного сокровища детского возраста — так и против незрелой детской психики.

Хочу пояснить заголовок статьи. В одной из книг, написанных мною в соавторстве с Т.Л. Шишовой, под названием «Новое время — новые дети» (ее давно нет в продаже, но можно найти в интернете), есть глава «Скверный анекдот», в которой рассказывается о якобы культурном секспросвете. Разрешите процитировать начало.

«Был такой старый советский анекдот. На собрании секретарь обкома сообщает: ‟За истекший период в связи с внезапным падежом крупного рогатого скота потребление сливочного масла на душу населения снизилось на 100%”. Вопрос из зала: ‟Ну, и как народ?” Докладчик: “Нормально. Отнеслись с пониманием. (Продолжает) В связи с ремонтом ТЭЦ вода поступает к населению раз в квартал”. Голос из зала: ‟И как народ?” Докладчик: ‟С пониманием. В связи с пожаром на элеваторе хлебобулочные изделия в магазины не завозились. (Предвидя очередной вопрос) Но люди наши сознательные. И на этот раз поняли все правильно”. Голос из зала: ‟Иван Иванович! А вы дустом не пробовали?”»

В этой главе книги мы говорим о том, что в культуре нашего народа тема интимных отношений сверхсекретна, поэтому богатейший русский язык не дал для её обозначения литературных слов: это или ненормативная лексика, или профессиональный жаргон гинекологов – латынь. Ну, и немногочисленные архаизмы и библеизмы. Даже непристойная передача времён перестройки называлась «Про это». Кстати, именно так назвал соответствующую главу в своей книге диакон Илья Кокин.

Далее в главе «Скверный анекдот» мы размышляем над тем, что ни обнищание (книга писалась двадцать с чем-то лет назад), ни разные другие жизненные невзгоды и перемены не столь пагубны для наших граждан, как школьный секспросвет. Это — «дуст».

Конечно, тогда нам в страшном сне не могло присниться, что через пару десятков лет экспертам придется объяснять людям в сане, почему подобное недопустимо в школе воскресной… А они еще и будут вступать в ответную полемику. Цветаева: «Стыд Зевесовой вожжою/ Не охлестывает лба?»

  • Рассказы горького для детей 3 класса
  • Рассказы генерала аносова о любви
  • Рассказы гайдара для детей 2 класса
  • Рассказы где есть героизм
  • Рассказы врачей реанимации коронавирус