Рассказы Валентины Осеевой — произведения, которые любят и читают во многих семьях. Написанные легким и увлекательным слогом творения Валентины Осеевой представляют читателю события из жизни его сверстников, домашних и диких зверей. В описанных автором ситуациях может оказаться любой человек. Как он поступит в них, и как верно поступить? Обо всем этом расскажут произведения Валентины Осеевой. Они обогатят духовный мир ребенка, покажут ему ориентиры добра и зла.
-
Волшебное слово
Волшебное слово — рассказ Валентины Осеевой, в котором ребята могут узнать себя или своих знакомых. В нем представлена встреча расстроенного мальчика Павлика со стариком в парке. Дедушка участливо спрашивает, чем огорчен…
-
Бабка
Бабка — рассказ Валентины Осеевой, который время от времени стоит перечитывать и детям, и взрослым. В нем демонстрируется жизнь обычной семьи. Муж, жена, сын приютили у себя бабушку, маму жены. Супругу не нравится проживание…
-
Сыновья
Сыновья — короткий рассказ Валентины Осеевой, который будет полезно прочесть всей семьей. В нем три женщины встретились у колодца, чтобы набрать воды. Рядом с колодцем в это время присел старик. Он услышал разговор женщин…
-
В классе
В классе — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть с ребятами среднего школьного возраста. В нем демонстрируется ситуация, когда в очень дружный класс приходит новый ученик. Его зовут Петя Набатов. Все ребята рады…
-
В лагере
В лагере — рассказ Валентины Осеевой, который отлично познакомит современных ребят с атмосферой детского лагеря прошлых лет. В нем описано, как две девочки, Наташа и Муся, договариваются искупаться на сразу после завтрака…
-
Печенье
Печенье — краткий рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть каждому ребенку. В нем описана сцена чаепития Вовы и Миши. Они обрадовались возможности полакомиться печеньем. Ребята даже поровну поделили его. Почему…
-
До первого дождя
До первого дождя — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть ребятам всех возрастов. В нем показано, как две девочки, Таня и Маша, вместе ходят в детский сад. В один из дней, когда подружки направлялись в сад, начался…
-
Волшебная иголочка
Волшебная иголочка — рассказ Валентины Осеевой, который напоминает собой русскую народную сказку. В ней показана девочка Машенька. Она умеет шить и вышивать оживающие узоры при помощи волшебной иголки. Были девочка со своей…
-
Синие листья
Синие листья — краткое произведение Валентины Осеевой, которое стоит прочесть всем детям. В нем представлена картина обычной школьной жизни. Девочка Лена просит у одноклассницы Кати один из двух ее зеленых карандашей, чтобы…
-
Три товарища
Три товарища — небольшой рассказ Валентины Осеевой, который любят во многих семьях. В нем изображена сцена школьного завтрака. Ребята завтракают куском хлеба и замечают, что Витя стоит в стороне и ничего не ест. Коля спрашивает…
-
Почему?
Почему? — рассказ Валентины Осеевой, без которого нельзя считать детскую библиотеку полной. В ней главным действующим лицом и рассказчиком является мальчик. Он дурачится в столовой со своим псом, сидя за столом. Из-за собственной…
-
Что легче?
Что легче? — рассказ Валентины Осеевой, который будет актуален и сегодня. В нем показано, как трое ребят отправились в лес и заигрались там дотемна. По дороге домой мальчики обсуждают, что сказать дома, чтобы их не наказали…
-
Хорошее
Хорошее — произведение Валентины Осеевой, которое стоит включить в свою семейную библиотеку. В нем показано, как мальчик Юра мечтает сделать хороший, даже героический поступок. Только вот незадача: сестренка не тонет в воде…
-
Долг
Долг — рассказ Валентины Осеевой, который знаком многим взрослым и детям. В нем показаны два главных героя. Мальчики Ваня и Петя учатся в одном классе. В один из дней Ваня принес в школу свой альбом с марками. Петя заметил…
-
Плохо
Плохо — короткий рассказ Валентины Осеевой, который знаком не одному поколению ребят. В нем представлены два мальчика. Они наблюдают, как собака грозно лает на маленького котенка, который жмется к изгороди и жалобно призывает…
-
Отомстила
Отомстила — небольшой рассказ Валентины Осеевой, на который стоит обратить внимание юного читателя. В нем показана ссора брата и сестры. Она произошла, когда Катя заметила, что Алеша без спроса рисовал ее красками и оставил…
-
Добрая хозяюшка
Добрая хозяюшка — краткий рассказ Валентины Осеевой, который напомнит юным слушателям сказку. В нем маленькая девочка живет дружно с петушком, курочкой и уточкой. Только вот дружит добрая хозяйка с ними по очереди. Кто разорвет…
-
Время
Время — рассказ Валентины Осеевой, который иногда стоит перечитывать всей семьей. В нем описано, как двое одноклассников встретились под часами. Юра и Олег должны отправляться в школу. До начала занятий остается 30 минут…
-
Вырванный лист
Вырванный лист — рассказ Валентины Осеевой, который наглядно показывает сюжет из школьной жизни. В нем рассказывается, как у мальчика Димы кто-то вырвал лист из тетради. Никто из одноклассников не заметил, кто так поступил…
-
На катке
На катке — короткое произведение Валентины Осеевой, которое заставит задуматься юного и взрослого читателя. В нем изображена картина катка. В ее центре по праву оказался мальчик Витя. Он уверенно катается на коньках, делает…
59 рассказов
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу. Мама сказала: — Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу. — Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик. Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих: — Вот какие умницы вы у меня!
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Бедный ёжик
Спит медведь. Уснула галка. Сон сморил лису. Я не сплю. Мне очень жалко Ёжика в лесу. Бедный ёжик, бедный ёжик! По ночам не спит. Весь в иголках, лечь не может, Сядет и сидит! На бочок приляжет – колко. Колется спина. Я б не мог всю ночь под ёлкой Просидеть без сна. Как себя он спать уложит? Снял бы…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Болтушки
Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек. Вдруг из лесу выскочил заяц. — Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я. Присел заяц за куст. Замолчали сороки. Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями. -…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
В гости к ягодам
На берёзовой полянке Земляничка расцвела, Закраснелась, заалелась, В гости Груню зазвала: «Кушай, Груня, земляничку, Для тебя созрела я. А поешь – запей водичкой Из студёного ручья!» Съела Груня земляничку, Запила её водичкой, Побежала на село. А наутро всё село В гости к ягодам пришло.
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
В золотом колечке
Наклонилось солнце низко над домами, Заблестели стёкла жёлтыми огнями. Наклонилось солнце низко над крылечком. Посижу на солнце в золотом колечке. Наклонилось солнце низко над садами, И запели птицы разными ладами. Наклонилось солнце над зелёной грушей, Зажелтела груша — грушу можно кушать. Сяду…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
В одном доме
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Важные коровы
На лугу колхозном За густой дубравой Медленно шагают Важные коровы. Медленно шагают, Медленно жуют, В полдень лягут в травы И доярок ждут. Потечёт в подойник Молоко густое, Повернёт корова голову свою И как будто спросит: «Много ли? Какое? Пусть ребята знают, что я им даю!»
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Веселые деньки
Проснулся я, слышу – залаял Дружок. Гляжу – на кого он? На первый снежок! Конечно, он не жил на свете зимой И с горки ещё не катался со мной. Коньков не видал. Ну и лает, чудак. А вот посмотрел бы на взрослых собак! Они так и рвутся на первый снежок… Бежим-ка и мы поскорее, Дружок! И если явился со снегом…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Весенний дождик
Дождевые лужицы На земле. Вьются капли весело На стекле, По крылечку прыгают, Как горох. Спать ложатся капельки В тёплый мох. Дождевые лужицы На земле. Голубые бусинки На стебле, Тучки тёмно-синие В небесах, Птичек потревоженных Голоса… Дождики, пролитые На поля, Ваши капли…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Волшебная иголочка
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 7 мин.)
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал: – С тобой что-то случилось? – Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик. – Мне ничего. А…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 3 мин.)
Время
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали. – Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра. – А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег. – Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время! Часы на улице показывали половину второго. – У нас целых полчаса, – сказал Юра. –…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Все вместе
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками. – Давай будем дружить, – сказала Наташа. – Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться! Наташа удивилась: – Разве если дружить, так надо вместе баловаться? – Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Вырванный лист
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист. – Кто бы это мог сделать? – спросил Дима. Все ребята молчали. – Я думаю, что он сам выпал, – сказал Костя. – А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестрёнка вырвала этот лист. Мало ли что бывает… Правда, ребята? Ребята молча пожимали плечами. – А ещё…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Гостья
В детский сад пришла чужая кошка, В сильный дождь откуда-то пришла, Постучалась лапкою в окошко, На карниз уселась и ждала. По стеклу сбегали быстро капли На худое кошкино лицо, Лапки серые в воде обмякли… Мы открыли двери на крыльцо. Все гурьбой мы бросились к окошку — Сыпал дождь на головы с берёз! Первый я…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Два коня
Мама, ноги у меня Всё равно что два коня! Я их утром запрягаю, Я сапожки обуваю, Зашнурую, запрягу И бегу, бегу, бегу! По дорожке скачут ножки, Где вприпрыжку, где в галоп, Звонко стукают сапожки. Кони – рысью! Кони – гоп! По камням и по пескам, Через речку по мосткам, По полям и по лугам… Как я рад своим ногам!
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Девочка с куклой
Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл военный. Юра вскочил: – Садитесь, пожалуйста! – Сиди, сиди! Я вот здесь сяду. Военный сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка. Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его. «Некрасиво получилось», – подумал Юра и стал зорко смотреть на…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. – Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня. – Я не могу, я промокну! –…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Добрая хозяюшка
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт: – Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка! Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок! Увидала как-то раз девочка у соседки курочку…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 2 мин.)
Долг
Принёс Ваня в класс коллекцию марок. – Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. – Бери, конечно! – согласился Ваня. Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 2 мин.)
Ежинка
В глубокой прохладной ложбинке, Где летняя травка свежа, Привольно живётся Ежинке, Единственной внучке Ежа. Весь день она тихо играет, Шуршит прошлогодним листом, Еловые шишки бросает И дремлет в тени под кустом. Однажды надвинулась тучка, Стал ветер деревья качать, И Ёжик любимую внучку Заботливо вышел…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Загадка
У мамы моей Пять сыновей. Начну я считать — И вовсе не пять. Считайте хоть сами: Володя, Игнат, Серёжа и Саня — Мой маленький брат. Четыре? Четыре! А пятого нет. Считаю сначала — Всё тот же ответ. Считаю по пальцам Вперёд и назад. Скажите, ребята, Где пятый мой брат? Ведь точно я знаю: У мамы моей Пять сыновей.
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Заячья шапка
Жил-был заяц. Шерсть пушистая, уши длинные. Заяц как заяц. Да такой хвастунишка, что во всём лесу другого такого не сыскать. Играют зайчишки на поляне, прыгают через пенёк. – Это что! – кричал заяц. – Я могу через сосну перепрыгнуть! Играют в шишки – кто выше подбросит. А заяц опять: – Это что! Я на самую тучу…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 2 мин.)
Какой день?
Кузнечик вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки, затрещал: – Пр-р-е-е-красный день! – Отвр-ратительный! – отозвался дождевой червяк, глубже зарываясь в сухую землю. – Как! – подпрыгнул кузнечик. – На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день! – Нет…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Колыбельная песенка
Спи, мой мальчик. Спи и слушай Песенку мою. Вот в саду упала груша. Баюшки-баю. Ночью тихою дорожкой Месяц золотой В красных шёлковых сапожках Сад обходит твой. Он в меду купает сливы, Сушит на ветру. Ты увидишь, как красиво Будет поутру. Как заморских птичек стайки, Тесно сбившись в…
Автор: Валентина Осеева
(Время чтения: 1 мин.)
Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро.
Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.
Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всю работу с книгой в первом классе организует и направляет учитель. Пути и средства, которыми учитель для этого располагает, достаточно разнообразны. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить минимальный коллективный и индивидуальный читательский опыт и своевременно подготовить сознание и чувства детей к самостоятельному выбору и чтению небольших художественных произведений: сказок, рассказов, стихов. В.А.Осеева написала много рассказов для детей, которые учат добру, справедливости, учат дружить. Предлагаю учителям начальных классов, библиотекарям, воспитателям дошкольных учреждений презентацию с рассказами В.А.Осеевой. Данную работу можно использовать на уроках внеклассного чтения. © Татьяна Владимировна Курова Татьяна Владимировна Курова Понравилось? Сохраните и поделитесь:
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация к уроку по теме «Рассказы В.А.Осеевой»» категории «Литературное чтение 1 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Понравился сайт? Получайте ссылки на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации:
|
Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
Один раз мама сказала папе:
— Не повышай голос!
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
БАБУШКА И ВНУЧКА
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
— Вот какие умницы вы у меня!
ТРИ СЫНА
Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
— Ну, какие ваши достижения?
— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.
— Гм… — сказал отец.
— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили — игрушек хватало на всех.
— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.
— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.
— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
— Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
— Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
— Вот она! — обрадовался Саша. — Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
— Вы-хо-ди!..
НОВАЯ ИГРУШКА
Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.
— Ну, что кому привезти? — спросил он.
Ребята заулыбались, придвинулись ближе.
— Мне куклу!
— А мне автомобильчик!
— А мне подъемный кран!
— А мне… А мне… — Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.
Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить… Дома у него весь угол завален игрушками… Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны… Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити… Ему даже нечего пожелать… А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет…
— Что же ты молчишь, Витюк? — спросил дядя.
Витя горько всхлипнул.
— У меня… все есть… — пояснил он сквозь слезы.
ЛЕКАРСТВО
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
— Кто наказал его? — спросила соседка.
— Он сам наказал себя, — ответила мама.
КТО ХОЗЯИН?
Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня молчал.
ОТОМСТИЛА
Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
— Алешка! — закричала Катя. — Алешка!.. — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад.
Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. — Держись за меня. — Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. —
Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!
ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
— До обеда далеко еще!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
НА КАТКЕ
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к
скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то
кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.
Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
НАВЕСТИЛА
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь,
бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну, что? Каковы наши сыновья?
— А где ж они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убирай сама — некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Еще бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!..
— Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает — другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от
тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берет тебя брат?
— А почему вы все спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя
прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и
накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном
слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное
морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил
руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные
зонтиком непонятные знаки.
ВЫРВАННЫЙ ЛИСТ
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.
Все ребята молчали.
— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестренка вырвала этот лист.
Мало ли что бывает… Правда, ребята?
Ребята молча пожимали плечами.
— А еще, может, ты сам где-нибудь зацепился… Крах! — и готово!..
Правда, ребята?
Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.
— Кошка тоже могла вырвать этот лист… Еще как! Особенно котеночек какой-нибудь…
Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться.
Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:
— Хватит тебе!
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
— Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая!..
Злая Галя
Злая Галя — рассказ Евгения Чарушина, который стоит включить в собственный список чтения каждому человеку. В рассказе показана девочка Галя, гуляющая по зоологическому саду. Как и все дети, Галя веселится, наблюдая и играя с животными. Как именно развлекается юная посетительница зоосада, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Евгения Чарушина. Произведение поможет взрослым воспитать в детях рассудительность, сочувствие и доброту к братьям нашим меньшим.
Зоосад
Зоосад — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник с историями о «Никитке и его друзьях». В небольшом произведении демонстрируется желание ребят завести настоящих диких зверей для своего зоологического сада. В этом им решила помочь тётя Маня. Вместе с мальчиками и девочками она запаслась различными емкостями и отправилась на луга. Кого юные охотники встретили по дороге, а кого принесли с полей, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит следовать за своей мечтой и бережно относиться к природе.
Храбрость
Храбрость — произведение Бориса Житкова, которое можно прочесть всей семьей. В нем молодой человек рассуждает о том, как в детстве думал о храбрости. Когда он стал юношей, рассказчику пришлось испытать сомнения в своей смелости. Сумел ли он победить свой страх, и как это делали знакомые и друзья рассказчика, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно наполнено примерами подлинного бесстрашия, оправданного риска, ответственности и справедливости. Кроме того, рассказ учит любви к своей родине и делу.
Охотник и собаки
Охотник и собаки – рассказ Бориса Житкова для ребят школьного возраста. Автор рассказывает об охотнике, который рано утром отправился в лес пострелять зайцев. Мужчина взял с собой верных помощников – двух собак. Охота удалась на славу, только дорогу домой было невозможно найти, да ещё началась метель. Как охотнику помогли собака и смекалка не замёрзнуть в лесу – ребята узнают из рассказа. Произведение учит не теряться в сложных ситуациях и ценить помощь.
Заячья шапка
Заячья шапка — небольшой рассказ Валентины Осеевой, который любим многими детьми уже более полувека. В нем передана слушателю короткая жизнь зайчика. Он был хвастуном, но однажды зайчишка стал добычей охотника. Из его шкурки сшили шапку для охотничьего сына. Неожиданно для всех мальчик заявил, что знает все лучше учительницы. Когда он снял шапку, мальчик удивился своему хвастовству. Как сложилась дальнейшая судьба удивительной шапки, и кому она досталась, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит скромности, осуждает высокомерие и дерзость.
Вырванный лист
Вырванный лист — рассказ Валентины Осеевой, который наглядно показывает сюжет из школьной жизни. В нем рассказывается, как у мальчика Димы кто-то вырвал лист из тетради. Никто из одноклассников не заметил, кто так поступил. И все ребята молчали. Сможет ли Дима найти похитителя тетрадного листа, и чем себя выдаст этот «преступник», прочтите с детьми в коротком рассказе Осеевой. Он учит быть честным, не брать чужого и прислушиваться к голосу своей совести.
Запах неба и махорочки
Запах неба и махорочки — небольшое произведение Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», который любим во многих семьях. В этом рассказе мальчик Денис сетует на то, что он никогда еще не летал на самолетах, как его друг Мишка. Хотя однажды он почти отправился в долгожданный полет. Что помешало мальчику совершить путешествие на самолете, прочтите вместе с ребятами из произведения. Оно учит умению быстро находить друзей, реально оценивать риски и заботиться о близких людях.
Все вместе
Все вместе — произведение Валентины Осеевой, которое стоит прочесть всем ребятам. В ней приведен разговор двух первоклассниц, Наташи и Оли. Девочки рассуждают о достоинствах дружбы и о том, что делают вместе друзья. К каким выводам придут девочки, станут ли они подругами? Узнайте об этом вместе с юными читателями из короткого рассказа Валентины Осеевой. Он поведает детям о том, что в дружбе не ищут выгоды, и напомнит, что не каждого человека стоит называть своим другом.
Время — Валентина Осеева
Время — рассказ Валентины Осеевой, который иногда стоит перечитывать всей семьей. В нем описано, как двое одноклассников встретились под часами. Юра и Олег должны отправляться в школу. До начала занятий остается 30 минут. Мальчики сознаются друг другу, что каждый из них не сумел найти ответ к одному примеру по математике. Ребята думают, что вместе справятся и найдут решение. Решат ли они пример, и как распорядятся оставшимися минутами, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе Валентины Осеевой. Он напомнит, что время нужно ценить и использовать его с умом.
Вот что интересно
Вот что интересно — рассказ Виктора Голявкина, с которым стоит познакомить каждого дошкольника. В нем говорится о мальчике Гоше. Он никак не хотел учиться читать. Вместо этого он предлагал помочь бабушке помыть посуду или сходить за хлебом. И, когда родители мальчика вернулись из длительной командировки, они поняли, что дальше так продолжаться не может. Что предприняли взрослые члены семьи, чтобы привить Гоше интерес к чтению, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он говорит о самостоятельности и важности обучения в жизни каждого человека.
Вот какие бывают мышки
Вот какие бывают мышки — рассказ Михаила Зощенко, который заинтересует не только ребят, но и их родителей. В нем описана погоня кошки за мышкой, их беседа и уловки кошки. Чем закончилась атака хищника на маленькую мышку, узнайте из небольшого рассказа Зощенко вместе с детьми. Произведение посвящено смелости, хитрости, смекалке, умению не сдаваться в сложных обстоятельствах. Рассказ с долей юмора также показывает, как можно поднять свою самооценку.
Воробей и ласточка
Воробей и ласточка — небольшой рассказ Льва Толстого, который познакомит ребят с миром животных в непривычном ракурсе. Однажды рассказчик наблюдал, как пара ласточек выпорхнула из гнезда. Когда одна из них вернулась, она обнаружила в гнезде воробья. Стала ли ласточка выгонять незваного гостя, узнайте вместе из небольшого произведения Льва Толстого вместе с детьми. Оно научит их вежливости, уважению к чужой собственности, умению постоять за себя и своих товарищей.
Ворон и сорока
Ворона и сорока — небольшой рассказ Константина Ушинского, которое стоит читать и перечитывать всем ребятам. В нем показано, как сорока прыгает с ветку на ветку и рассказывает новости. Все это молчаливо слушает ворона. О чем спросит сорока соседку по дереву, когда заметит молчание вороны? Узнайте вместе с детьми о состоявшейся беседе двух птиц из короткого произведения. Оно научит юных читателей тщательно выбирать свое окружение, следить за своими словами, избегать лжи и сплетен.
Воробей
Воробей — рассказ Евгения Чарушина, который увлекает читателей всех возрастов с первых строк. В нем показывается, как на прогулке с отцом Никита замечает удивительного воробья. Никита даже утверждает, что он не настоящий. Папа отвечает сыну, что он кажется не таким, как взрослые птицы, потому что это птенец воробья. Как поступят с находкой папа с Никитой, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он учит чуткости, ответственности и заботе о более слабых существах.
Волшебное слово
Волшебное слово — рассказ Валентины Осеевой, в котором ребята могут узнать себя или своих знакомых. В нем представлена встреча расстроенного мальчика Павлика со стариком в парке. Дедушка участливо спрашивает, чем огорчен мальчик, когда Павлик сел рядом с ним на скамейку. Оказывается, дома мальчика не ценят, не любят и не жалеют. Сумеет ли седовласый собеседник помочь мальчику, и какое слово окажет волшебное действие на всех членов семьи Павлика? Узнайте об этом в коротком рассказе. Он учит деликатности, вежливости и отзывчивости к близким людям.
Волшебная иголочка
Волшебная иголочка — рассказ Валентины Осеевой, который напоминает собой русскую народную сказку. В ней показана девочка Машенька. Она умеет шить и вышивать оживающие узоры при помощи волшебной иголки. Были девочка со своей помощницей неразлучны, но однажды Машенька потеряла иголку. Узнала мастерица, что иголочка ее у Бабы-Яги и отправилась за нею в путь. Какие опасности поджидают девочку, и сможет ли она выручить свою волшебную иголочку, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она учит трудолюбию, настойчивости, смелости и взаимовыручке.
Сова — Виталий Бианки
Сова – сказка Виталия Бианки о неблагодарном старике и мудрой сове. Однажды старик незаслуженно обидел сову, которая ловила мышей у него на лугу. Попивая чай с молоком, он прогнал птицу, да ещё и пригрозил вслед. Сова от обиды выполнила своё обещание – тут то и начались у старика проблемы. Узнайте из рассказа Сова, как старик поплатился за свой скверный характер и неблагодарность. Произведение учит ребят ценить добрые поступки, быть благодарными и не обижать близких.
Музыкант — Виталий Бианки
Музыкант – поучительный рассказ Виталия Бианки для детей. Автор рассказывает о старом медвежатнике, которому очень хотелось стать музыкантом, для этого он даже играл на скрипке. Но мелодия получалась корявой и неказистой. Случайный колхозник дал совет медвежатнику бросить игру на скрипке, лучше поохотиться на медведя. Нерадивый музыкант последовал совету прохожего, однако от увиденного в лесу его мнение изменилось. Рассказ Музыкант с необычной концовкой поднимет настроение всем членам семьи.
Рассказ Макс
Макс — рассказ Виталия Бианки о цирке Дурова, который позволит окунуться всей семье в воспоминания об общих развлечениях. Главным героем этой истории стала слониха Макси. Коротко ее называли просто «Максом». Как вела себя слониха на арене, в путешествиях по городам, с кем дружила и как озорничала, прочтите вместе с детьми в рассказе Виталия Бианки. Он учит подлинной любви к животным. Кроме того, произведение учит наблюдательности, мудрости и терпению.
Ваня — охотник
Ваня-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в цикл произведений «Никитка и его друзья». В нем показана ежевечерняя встреча зайца и пастушка Вани. Однажды в мальчишке проснулся охотничий азарт. Решил он застрелить косого, хотя никогда до этого не приходилось Ване ни в кого стрелять. Сможет ли мальчик с ружьем дождаться в засаде свою добычу, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Произведение покажет им, что иногда даже хорошо продуманный план порой может провалиться из-за самой маленькой случайности.
Весна света
Весна света — рассказ Михаила Пришвина, который познакомит ребят с бытом советских людей конца 30-х годов. В нем показано то, как рассказчик прогуливается в конце зимы по улицам Москвы. На улицах он встречает детей. Повествователь говорит о том, что они своими поступками приближают весну. Как это происходит, и в чем секрет весны в разных уголках света, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Пришвина. Произведение научит их быть чуткими, любознательными и доброжелательными людьми.
Рыцари — рассказ
Рыцари — рассказ Виктора Драгунского, который рассказывает о новом событии в жизни Дениса Кораблева. В нем говорится о том, как школьный учитель пения расспрашивает Дениса и его одноклассников после репетиции хора об их поступках. На этот раз Борис Сергеевич интересуется, что мальчики подарили мамам на 8 марта. Что ответит Денис и его друзья учителю, и как изменится течение их беседы после этого, прочтите вместе с детьми в рассказе. Он научит ребят заботиться о близких людях и проявлять благородство.
В шкафу
В шкафу — рассказ Виктора Голявкина, который полезно прочесть с младшим школьником в начале его учебного пути. В нем показано, как мальчик забрался на перемене в школьный шкаф, чтобы оттуда мяукнуть на уроке. Удалось ли ему эта шалость, и чем закончилась для проказника эта история, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он показывает яркий пример того, как не надо вести себя в школе. Произведение также напоминает детям, что поведение школьника отражается на репутации всей его семьи.
В лесу
В лесу — произведение Леонида Пантелеева, которое входит в цикл «Рассказов о Белочке и Тамарочке». На этот раз девочки отправились в лес за грибами вместе с мамой. Мама показала им разные грибы, съедобные и не съедобные. Потом сестры заметили, что их корзинки все еще пустые. Они отправились в сторону от матери, чтобы самостоятельно набрать грибов. Получилось ли у них это, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он напоминает, как важно детям знать границу между забавной шуткой и реальной опасностью.
В классе
В классе — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть с ребятами среднего школьного возраста. В нем демонстрируется ситуация, когда в очень дружный класс приходит новый ученик. Его зовут Петя Набатов. Все ребята рады ему, потому что он отличник, и с ним не скучно на переменах. Как постепенно меняется отношение одноклассников к новичку, и сможет ли Петя вернуть дружеское расположение ребят к себе, узнайте вместе с юными читателями из самого произведения. Оно поднимает вопросы эгоизма, жизни в коллективе и взаимной помощи.
В лагере
В лагере — рассказ Валентины Осеевой, который отлично познакомит современных ребят с атмосферой детского лагеря прошлых лет. В нем описано, как две девочки, Наташа и Муся, договариваются искупаться на сразу после завтрака на речке. Удастся ли девочкам исполнить свое желание, и как это произойдет, прочтите вместе с детьми в рассказе Валентины Осеевой. Он говорит о подлинной дружбе, детских желаниях, совместной работе, ответственности и бескорыстной помощи людям.
Умей обождать
Умей обождать — небольшое произведение Константина Ушинского, которое полезно прочесть всей семьей. В нем говорится о том, как жили брат и сестра. Петушок с курочкой жили дружно. Только Петя стремился скорее познать мир вокруг и не любил слушать советов сестрицы. К чему привела петушка такая жажда испытать все на себе, узнайте вместе с ребятами из короткой сказки. Она учит терпению, умению извлекать уроки из чужих советов и собственных ошибок. Также произведение напоминает всем, как важно ценить отношения между близкими людьми.