Рассказы достоевского список названий

Сочиненияпо литературедостоевскийсмысл названия романа преступление и наказаниепо замыслу фдора михайловича достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во
  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Смысл названия романа Преступление и наказание

По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.

Безысходность чувствуется уже с первых страниц и слов. Раскольников живёт бедно, его комната тесна и узка. В такой обстановке Родион чувствует себя ничтожным и одиноким. Вскоре он задумывает убийство процентщицы, испытывая ненависть к ней. Главный герой начинает считать, что преступление, которое совершит, будет благим делом, потому что старушонка, по его мнению, приносит лишь вред. Всё это сказывается на мировоззрении главного героя романа. Раскольников начинает считать себя великим человеком, Наполеоном, а сама эта идея становится настоящей страстью. Но, к сожалению, она вскоре лишь вводит Родиона в замешательство, мешает ему жить. Его мечты несопоставимы с реальностью, из-за этого внутренний мир бывшего студента начинает раскалываться на части. Когда же наступает момент убийства, вся теория Раскольникова начинает разрушаться, потому что из-за него умирает невиновный человек.

Наказанием для главного героя становится его совесть. Нравственные мучения — вот что ждало Родиона в дальнейшем. Он понимает, что сделал непростительную вещь, совершив убийство, но ничего не может исправить. То, во что верил Раскольников, рушится. «Зло во имя добра» становятся лишь пустыми словами, теряют всякий смысл. Настоящим наказанием для главного героя стала не каторга, а чувство вины. Разрушение идеалов также играет немалую роль в судьбе Родиона. Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину. Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.

Название романа «Преступление и наказание» было выбрано автором неслучайно. Первая часть произведения описывает преступление, вторая — наказание. Можно заметить, что большая часть принадлежит именно второй. Этим Ф.М.Достоевский хотел показать читателям, что каким бы не являлся проступок, наказание за него всё равно придёт. Спасение же наступит только тогда, когда он осознает всю тяжесть содеянного.

Сочинение Смысл названия Преступления и наказания

Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.

Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.

С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.

Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…

Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.

Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.

Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.

Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.

Преступления и преступники

По сути, Сонечка – одновременно и антитеза, и логическое продолжение образа Раскольникова. Человек, преступивший мораль ради денег. Но в ее случае движущим фактором было не самоутверждение, а альтруизм. Поэтому, в отличие от главного героя, Сонечка сохранила душевную чистоту. Именно она помогает Раскольникову пережить кризис, она подсказывает ему идею о покаянии как способе искупить грех. И Раскольников действительно идет с повинной. Хотя ему вовсе не жаль старуху, никакого сочувствия он не испытывал и не испытывает. Ему жаль себя, жаль прежней жизни, жаль навсегда утраченного самоуважения. И покаяние, по сути, – всего лишь способ его восстановить.

В тексте есть одна забавная фраза. Ее произносит следователь, которого главный герой упрекает в подслушивании. Полицейский удивляется тому, что, по мнению Раскольникова, подслушивать – бесчестно, а «старушек по голове чем попало лущить» — вполне достойно. В этом – вся суть главного героя. Таковы его представления о достойном поведении.

Этому парадоксальному взгляду на мораль и посвящен роман «Преступление и наказание». Смысл названия заключается в том, что такая позиция сама по себе преступна, она не может вести ни к чему, кроме зла. И наказание – это не тюрьма, а осознание ошибочности собственного пути.

Образец №4

Одним из наиболее известных произведений Федора Михайловича Достоевского является психолого-социальный роман «Преступление и наказание». Почему писатель именно так назвал свое произведение?

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает читателям об идейном убийстве, совершенном Родионом Раскольниковым. С одной стороны название романа в прямом значении характеризует концепцию сюжета. Раскольников совершает преступление и несет за него наказание назначенное судом. Однако название романа, также как и все повествование, несет и более глубокий смысл.

Главной сюжетной линией произведения является преступление, совершенное бывшим студентом Раскольниковым: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Герой совершает преступление под влиянием своей нравственной теории о неравенстве людей в этом мире. Раскольников убежден, что люди делятся на две группы: первая группа людей, по мнению героя, материал история, а вторая ее вершители, сверхлюди, которые «право имеют». Ко второй группе людей Раскольников относит и себя.

Герой живет своей идей, она же разрушает его нравственные устои, опустошает душу. Чтобы утвердится в правоте своей нравственной теории, Раскольников совершает убийство. Однако сразу же после смерти двух женщин, герои начинает понимать, что его утверждения изначально были неверны. Весь месяц, от совершенного убийства до признания Раскольникова терзают муки совести. Отвергнув идею равенства людей, Раскольников совершает моральное преступление и тем самым порывает и с человечеством и с Богом.

Единственным человеком, с которым Раскольников смог общаться после совершенного преступления стала Соня Мармеладова. Хотя девушка является нравственным антиподом героя, у них много общего. Они оба одиноки, оба героя отсоединены от общества, и главная их схожесть заключается в том, что и Соня и Родион совершают нравственное преступление против себя. Именно Соне Раскольников признается в совершенном им преступлении.

Название романа полностью отражает смысл, который писатель вложил в свое произведение. Главный герой под влиянием своей безнравственной теории, которая сама по себе является моральным преступлением, совершает убийство. За свое преступление Раскольников несет наказание, назначенное судом. Однако, на мой взгляд, наиболее тяжелым наказанием для героя служит разрушение его души, разрыв с обществом и с Богом. Сможет ли герой когда-нибудь вернуться к прежней обыденной жизни? Я думаю, нет.

Мораль в романах Достоевского

Для Достоевского вопрос следования моральным нормам – или голосу Бога в душе — один из ключевых в творчестве. Его персонажи не могут быть счастливы вне этого условно очерченного круга. И дело не в религиозности. Достоевский, несмотря на специфику своей личности, а может быть, благодаря ей, полагал гуманизм, нравственность естественным свойством человеческой души. Причем именно в христианском, а не в светском значении слова. Чистая душой блудница – сквозной образ, который присутствует почти во всех произведениях автора. Да и святой безумец – типаж, который любит Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» в этом плане не исключение. Раздавленный свалившимся на него сознанием реальности, Раскольников обретает помощь в лице Сонечки Мармеладовой. Бедной девушки, ставшей проституткой, чтобы помочь семье.

Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями.

В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”.

Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации, И — что самое главное — русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” — спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.

Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.

Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Ставрогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но что ждет этих преступников за порогом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Информация о работе «Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 6270 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»

81967

1

… его идея и святая вера в нее. А это даст право на воскрешение, ведь «истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть». Цветопись в романе Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ …

Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого («Война и мир») и Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»)

4812

… зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание «Преступления и наказания» составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем …

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа

73841

… меры и своих пределов; заглянул в глубину своего “я”, и перед бездонной пропастью у него закружилась голова. Он испытывает себя, делает опыт, спрашивает: кто я? Что я могу? На что имею право? Велика ли моя сила?”[4] Достоевский не просто выявляет в «Преступлении и наказании» отрицательную духовную энергию байроновского индивидуализма: это уже было сделано Пушкиным в “Цыганах” и “Евгении Онегине”. …

Инфернальные женщины в романах Достоевского

50550

… » парадоксальным образом следует из её пассивности. Эта женская сила и есть – инфернальность. 1.1 Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её …

  • Рассказы для чтения на ночь детям
  • Рассказы для читательского дневника 3 класс список
  • Рассказы для чтения 1 класс для пересказа
  • Рассказы для чтения 2 класс литературное чтение
  • Рассказы для чтения для дошкольников по слогам короткие с вопросами