Рассказы достоевского для детей дошкольного возраста

30.11.21 воспитатель аргатюк екатерина витальевна мкдоу ауринко, г.костомукша скачать материал: краткосрочный познавательный проект игрушки, аргатюк е.в. в педагогической теории

30.11.21

Воспитатель Аргатюк Екатерина Витальевна

МКДОУ «Ауринко», г.Костомукша

Скачать материал: Краткосрочный познавательный проект Игрушки, Аргатюк Е.В.

__________________

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых”. С этой целью и был разработан краткосрочный познавательный проект “Игрушки”.

Цель проекта:

  1. Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  2. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации;
  3. Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними;
  4. Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.

Задачи:

  1. Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  2. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  3. Развивать общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.

Участники проекта: дети первой группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный, познавательный.

Планируемый результат проекта:

  1. Пополнить представление детей об игрушках;
  2. Проявлять интерес и желание играть с игрушками;
  3. Развивать речевую активность детей;
  4. Научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог;
  5. Научить детей бережнее относиться к игрушкам;
  6. Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым;
  7. Подготовить совместно с родителями рассказы на тему «Моя любимая игрушка».

Предлагаемые итоги проведения проекта:

  1. Активизировать словарь детей: играть вместе, любимая игрушка;
  2. Научиться бережно относиться к играм, игрушкам;
  3. Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

Итог проекта: Мини-конференция на тему «Игрушки».

Реализация проекта:

Образовательная область: «Познавательное развитие».

  1. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», «Угадай игрушку по описанию».
  2. Игры с водой, «Пускаем бумажные кораблики» «Купаем уточек».
  3. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», «Угадай игрушку по описанию», «Солнечный зайчик», «Чудесный мешочек».
  4. Сюжетно-ролевые игры «Купание кукол», «Уложим куклу спать», «Магазин игрушек», «Семья».
  5. Настольные игры: «Лото», «Мозайка», «Купание кукол».
  6. Рассматривание картины «Дети играют».
  7. Игровые ситуации «Из чего сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки».
  8. Игровое упражнение «Большие и маленькие».
  9. Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т. д.
  10. Чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки».
  11. Беседы на темы «Зачем нужны игрушки?», «Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки», «Магазин игрушек».

Образовательная область: «Речевое развитие».

  1. Чтение: И. Бродского «Солнечный зайчик», Островского Ю. «Догони зайчика». Чтение В. Сутеев «Кораблик», Г. Цыферов «Пароходик», чтение сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».
  2. Разучивание стихотворений из книги А. Барто «Игрушки».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Игровая ситуация «Поможем кукле Кате».
  2. Игровая ситуация «Оденем (разденем кукол»).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Лепка «Подарок для любимой игрушки», «Яблочко для любимой игрушки», «Мяч».
  2. Рисование «Платье для матрешки», «Пирожки для Маши», «Конфетки для зайчат», «Помоги зайке» и др.
  3. Пение песен Е. Тиличеевой «Догони зайчика».
  4. Игровое музыкальное занятие «Звучащая игрушка».

Образовательная область: «Физическое развитие».

  1. Физминутки: «Зайка», «Буратино», «Самолет», «Божья коровка», «Мы любимые игрушки».
  2. Подвижные игры: «Перебрось игрушки», «Каждому игрушку», «Поезд», «Автомобиль».

Вывод по окончании проекта:

Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.

Вместе с родителями ребята приняли участие в совместной продуктивной работе “Игрушки”, которая была проведена в форме конференции. Дети совместно с родителями подготовили рассказы о своих любимых игрушках.

Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.

razvi%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8tie rechi

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к смазанности речи.

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.

Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных задатков ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх.

Полезно использовать при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инструменты со звуками неопределенной высоты.

Методы и приемы.

Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:

— исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

— слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

— использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.

— использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:

— показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

— показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

— «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

— показ педагога с утрированными ошибками;

— показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; — использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Словесные методы:

Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии

Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

Сюжетные рассказы, пояснения, беседы. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений.

Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Используемый источник:

1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.

3. Теплов, С. А. Психология музыкальных способностей. — М.: 1985.

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Библиографическое описание:


Федина, Е. В. Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста» / Е. В. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86441/ (дата обращения: 06.01.2022).



Это вторая тема разговора с родителями детей моей младшей группы. В процессе наблюдения за детьми я заметила очень много ошибок взрослых в развитии психических процессов малышей.

Воспитывать и развивать детей раннего дошкольного возраста непросто, но очень интересно. Это период, когда маленький человек знакомится с окружающим миром, познает его и самого себя. Мы, родители и педагоги, должны создать максимально благоприятные условия для этого. Только от нас зависит, как ребенок овладевает культурно-гигиеническими навыками, осваивает окружающий мир, познает законы общения со взрослыми, сверстниками, учиться быть внимательным, слышать и понимать родителей и воспитателей.

Работа с малышами требует от нас огромного терпения, мудрости, эмоциональной отдачи и артистизма, а главное- понимание их возрастных особенностей.

При встрече с родителями я остановилась на ключевых аспектах развития психических процессов малышей, которые необходимо нам учитывать в каждодневной работе. Обратим серьёзное внимание на то, что главную роль среди психических процессов играет восприятие. У малышей должны участвовать все органы в исследовании окружающего мира, они учатся выделять главные признаки предметов, делают первые попытки сравнения, сопоставления. В два года у малышей уже должен быть сформирован новый тип зрительного восприятия- по образцу. Это когда признаки одного предмета становятся для них эталоном определения других признаков. Ребенок должен уже уметь из двух предметов разной формы и величины выбрать похожий на образец. При работе с пирамидкой из 8- 10 колец я обращаю внимание на сенсорное развитие и развитие мышления. Это очень важно! Сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом- по величине, и наконец- по цвету.

Важно учить сравнивать предметы, отличающиеся друг от друга: круг- квадрат, треугольник- овал, предметы красного- зелёного цветов, белого- синего. Потом постепенно переходит к сравнению близких форм и цветов: квадрат- прямоугольник, круг- овал, красный- оранжевый, синий- фиолетовый цвета.

Исследования восприятия детьми цветов Л. Венгера показала, что, если ребенок, например, знает жёлтый цвет, но не знает оранжевого, то он воспринимает оранжевый, как жёлтый. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с основными цветами спектра. Спешу успокоить родителей, что дети 2- 3х летнего возраста ещё не могут запомнить все основные цвета, достаточно, чтобы они усвоили само понятие «цвет». Поэтому, часто, когда ребенок начинает рисовать, он не обращает внимание на цвет изображения и пользуется карандашом, который ему понравился.

К концу третьего года жизни у ребенка уже появились постоянные образцы для сравнения. Например, эталон круглой формы — «мяч», треугольной — крыша домика». Я заметила, что разносторонняя сенсорная среда способствует развитию умственных способностей. Мышление ребенка в раннем возрасте имеет наглядно- действенный характер. Это значит, что дети учатся выделять предмет, как объект исследования, манипулировать предметами, они понимают для чего нужна мебель, посуда, игрушки. Малыши учатся обобщать. Обобщение- главная мыслительная операция. В это же время у детей развивается зрительный контроль за движениями руки. Но у нас в группе почти 50 % детей не могут справиться с пуговицами, шнурками. И всё потому, что мы «облегчаем» жизнь малышей, покупая одежду и обувь на всевозможных липучках, застежках.

Доказано, что внимание детей данного возраста непостоянна. Они легко отвлекаются на каждый новый яркий предмет. Мы, педагоги, должны работать над глубиной и длительностью внимания. Ведь внимание — это ворота к процессу обучения. Образная память у малышей развивается лучше, чем словесно- логическая. Поэтому они лучше запоминают эмоциональный материал, который проиллюстрирован яркой наглядностью и звуковым сопровождением. Они запоминают маленькие стихи, потешки, считалки. Но, если их не повторять, очень скоро забываются.

Мы переходим к главному вопросу — это развитие речи. Всё базируется на общении ребенка с родителями. Не отправляйте своего малыша к гаджетам, чтобы он вам не мешал заниматься своими делами. Ему необходимо много разговаривать. А вы в это время следите за становлением звуков, развитием словарного запаса, корректируете построение предложений. Тогда не будет ваш ребенок на всё отвечать: Ок!

При развитии речи нельзя сравнивать детей. Каждый ребенок развивается в своём личном природном темпе. И мы, родители и педагоги, должны правильно влиять на этот темп развития речи. Важно помнить, что дети уже хорошо понимают речь взрослых. С удовольствием слушают рассказы из их жизни или из жизни сверстников.

С развитием речи очень тесно связано развитие мелкой моторики. Давно пришла к выводу: чтобы хорошо говорить, необходимо пальцами чудеса творить.

Предлагаю экспресс- тест по развитию речи и мелкой моторики. (За Л. Фоминой)

Малышам предлагают показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. («Сделай вот так!» — и показывают, как необходимо делать). Дети, которым удается изолированно показывать пальчик за пальчиком, разговаривают лучше. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или наоборот «ватные», то такие малыши не могут хорошо говорить. Таким образом, не услышав от ребенка ни единого слова, можно определить по движениям пальцев на каком уровне его развитие речи.

Поэтому, организовывая жизнедеятельность детей раннего возраста, мы должны учитывать их возрастные особенности, все занятия проводить в игровой форме, используя яркую наглядность, соединять ознакомление с предметами и практические действия самих детей, позитивно их оценивать, создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Только тогда, зная, что ребенок в детском саду развивается и познает мир через игру, родители не станут отдавать малышей к репетиторам по подготовке к школе, лишая его игровой деятельности.

Литература:

  1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
  2. Л. А. Венгер «Домашняя школа мышления».
  3. Л. В. Фомина «Развивающие занятия в детском саду».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, малыш, окружающий мир, мелкая моторика, пальчик, предмет, психический процесс малышей, ранний возраст, яркая наглядность.

  • Рассказы добрые для души
  • Рассказы достоевского список названий
  • Рассказы для чтения на ночь детям
  • Рассказы для читательского дневника 3 класс список
  • Рассказы для чтения 1 класс для пересказа