Рассказы для выразительного чтения

Класс: 4 тема: рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе н. шмелев, и. бродский. тип урока: онз цель урока: познакомить

Рассказы для выразительного чтения

20210413 vu tg sbscrb2

Класс: 4
Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,
И. Бродский).
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;
Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;
Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

Рассказы для выразительного чтения

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Класс: 4

Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,

И. Бродский).

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;

Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;

Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию Н.Шмелева и И. Бродского, знают рассказ Н.Шмелёва «Рождество»; умеют читать выразительно стихотворение И. Бродского «Рождество».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение; владеют приемами выразительного чтения, использовать речь для регуляции своего действия;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем;

коммуникативные: умеют грамотно формулировать мысли в устной форме; аргументируют свою точку зрения; строят монологические высказывания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование учебно-познавательной мотивации, уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле.

Средства обучения: презентация, компьютер, аудиозапись.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Садитесь. Начнем наш урок.

-Ребята, какое сейчас время года?

-Какой праздник отмечают 7 января?

-Ребята, что вы знаете об этом празднике?

-А хотите узнать что-то новое?

-Надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много интересного о Рождестве в России.

Приветствуют учителя

Отвечают.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

— Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку.

1. «Воздушный шарик»

На 4 счета делаем вдохи, «надуваясь» как воздушные шарики, потом медленно выдыхаем под счет (от 1 до 8).

2. «Выдох со счетом».

Сделайте глубокий вдох. На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

-Хорошо, ребята. Поработаем над пословицами.

-Наши предки в течение долгих лет отслеживали природные явления, поведение животных, а также действия и поступки людей в Рождество. Из этих многолетних наблюдений и складывались народные поговорки, прибаутки и пословицы, в которых заключен глубокий смысл. Рассмотрим некоторые из пословиц.

-Предположите тему нашего урока.

-Чтобы раскрыть тему урока, предположите цель.

-Для достижения цели, поставим задачи.

Выполняют дыхательные упражнения.

Работают над пословицами.

Высказывают мнения.

3.Подготовка к восприятию произведения

-Для решения первой задачи, работая в парах, изучите текст о творчестве Ивана Сергеевича Шмелева и ответьте на вопросы.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) – русский писатель. Все его творчество пронизано добротой к простому русскому человеку, ностальгией по красоте родной России.

Иван Сергеевич воспитывался в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В детстве очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации повести «Человек из ресторана».

Иван Сергеевич не принял Октябрьскую революцию и смену власти, поэтому, как и многие писатели 20 века переехал во Францию.

Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье». Они отличались высокой поэтичностью, одухотворенностью, невероятно живым народным языком.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Вопросы.

-Когда Иван Сергеевич начал проявлять писательские способности?

-Когда он написал свой первый рассказ? Как он назывался?

-В какую страну переехал писатель и из-за чего?

-Сколько раз номинировался на Нобелевскую премию?

-Познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Шмелева «Рождество», для этого прослушаем аудиозапись.

(Аудио)

-Какую задачу вы выполнили? Прочитайте.

Физкультминутка

Слушают рассказ.

Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Во Францию, из-за несогласия со сменой власти во время Октябрьской революции.

Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе

Слушают аудиозапись.

Читают: познакомились с творчеством И. Шмелева и его рассказом «Рождество».

Проводят физкульминутку.

4.Аналитико-синтетическая работа над произведением

-Чтобы решить вторую задачу послушайте мой рассказ о творчестве Леонида Николаевича Андреева.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в памяти поэта и оказал влияние на его творчество.

Своё первое произведение написал в возрасте 18 лет. Он много читал и учился, на творчество его вдохновляло творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

Иосиф Александрович писал провокационные стихотворения, потому в России их не публиковали. В последствии из-за этого его отправили в ссылку заграницу, а именно в Финляндию. Там он продолжил своё творчество, публикуясь в местных журналах.

Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

-Проверим, как внимательно вы слушали. Ответьте на вопросы по содержанию.

-Познакомимся со стихотворение И. Бродского «Рождество». Однажды в возрасте 20 лет Иосифу Александровичу пришла мысль писать стихотворения на каждое Рождество.

-Разберем непонятные слова.

-Найдите в стихотворении олицетворение. (Что такое олицетворение?)

-Прочитаем стихотворение выразительно.

-Выполним словесное рисование. Какая картина предстаёт перед вами?

Разбирают:

Буран – сильная вьюга или метель.

Вздымали – поднимали.

Караваны – группа людей, путешествующих на верблюдах.

Отвечают: буран выматывал душу, выл ветер, звезда смотрела.

Читают .

Воображают, описывают.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Над какими произведениями мы работали на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи мы решили?

-Оцените свою работу на уроке словами: отлично, хорошо, удовлетворительно.

— Запишите домашнее задание: прочитать о Рождестве.

Урок окончен.

Рассказ И. Шмелева «Рождество» и стихотворение И. Бродского «Рождество».

1. Познакомиться с творчеством И. Шмелева и рассказом «Рождество».

2. Узнать биографию Л. Андреева. Стихотворение «Рождество».

Оценивают деятельность.

Записывают домашнее задание.

Отметка: ________________________-

102433 5e313331c61e7

-75%

Сохранить у себя:

Рассказы для выразительного чтения Конспект урока чтения по теме: : «Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев, И. Бродский)». (415.86 KB)

icon visionoff

icon visionon

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Тема урока внеклассного чтения:

«РОДНЫЕ ПОЭТЫ»

(Стихи поэтов-классиков XIX – начала XX века)

с использование ИКТ

Учитель начальных классов

С.Л.Зязева

высшая категория

Цель и задачи:

  • Расширить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе;

  • Формировать и развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление;

  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: мультимедиопроектор («Своя игра»), муз. запись на стихи А.С.Пушкина («Зимняя дорога»), портреты писателей, карточки с буквами, карточки с заданием, табличка для проверки задания.

Предварительная подготовка: детям дано задание найти стихи русских поэтов-классиков XIX – начала XX века; узнать, каких поэтов принято называть «родными» и почему; прочитать как можно больше стихотворений разных поэтов, отметить те, которые больше всего понравились; выучить любое из них; узнать о жизни этого поэта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Беседа.

— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. А как вы представляете себе эту страну? …

— Но она очень большая. Мы долго готовились к путешествию по этой стране. Но чтобы попасть в нее, нужно выполнить одно задание. Работать будете в группах. У вас на столах лежат карточки.

Задание. К известным вам ФАМИЛИЯМ подберите правильно ИМЕНА и ОТЧЕСТВА, соединив их линиями.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

Никитин Иван Захарович

Пушкин Федор Иванович

Суриков Иван Саввич

Фет Александр Сергеевич

Проверка. Учитель открывает на доске правильные ответы.

Тютчев Федор Иванович

Никитин Иван Саввич

Пушкин Александр Сергеевич

Суриков Иван Захарович

Фет Афанасий Афанасьевич

— Ребята, а что объединяет всех этих людей? …(они писали стихи, жили в XIXXX веках)

— А как их назвать одним словом? Кто это? … (это русские поэты)

— Подумайте, в какой именно уголок Литературной страны мы с вами отправимся? …( в поэтический)

— Да, мы с вами сегодня побываем в поэтическом уголке Литературной страны. Ведь сегодня тема нашего урока – РОДНЫЕ ПОЭТЫ. Каких поэтов принято называть «родными»? …(тех, кто живет или жил в России, в нашей родине)

— В пути нам пригодятся ваши знания, сообразительность и смекалка, внимание и память.

Работа по теме урока.

  1. А.С.Пушкин.

— Итак, дверь открылась и мы с вами попали …

И сейчас вы узнаете, к кому в гости мы с вами отправляемся к первому. Я прочитаю вам отрывки из его произведений, вы внимательно послушаете, а потом мне ответите.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

У лукоморья дуб зеленый:

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

— Кто автор этих строк? …(А.С.Пушкин)

Портрет.

— С творчеством А.С.Пушкина вы знакомы с раннего детства. Какие сказки вы знаете?

(Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Руслан и Людмила)

— А что вы можете рассказать об этом поэте? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— А какие стихотворения А.С.Пушкина вы приготовили к нашему уроку? …(несколько учащихся читают стихи А.С.Пушкина)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Почему ты выбрал это стихотворение?

— Какие чувства вызвало у тебя это стихотворение, когда ты его прочитал?

  1. А.А.Фет

Портрет.

— Портрет какого поэта появился у нас на доске? …(поэта А.А.Фета)

— Да, это А.А.Фет. И мы отправляемся к нему в гости.

— Расскажите об этом человеке, что вы о нем узнали… (рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи А.А.Фета)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Чем тебе понравилось это стихотворение?

— Какой рисунок ты нарисовал к этому стихотворению?

— Какие краски бы ты взял, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?

ФИЗМИНУТКА

  1. Ф.И.Тютчев

На доске буквы в разном порядке.

— Соберите фамилию поэта.

Ю Ч Т В Т Е

(ТЮТЧЕВ)

Портрет.

— Что вы приготовили рассказать о Федоре Ивановиче Тютчеве? …(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Ф.И.Тютчева)

Учитель задает читающим вопросы, например:

— Почему ты выбрала читать сегодня стихотворение Ф.И.Тютчева?

— Какое явление природы описал в своем стихотворении автор?

— Какое настроение было у автора этого стихотворения, когда он его написал? Почему?

  1. Н.А.Некрасов

— Отгадайте загадку: какой автор и в каком произведении изображает сильный холод на улице в роли военного человека? … (Н.А.Некрасов)

— Правильно, это Николай Алексеевич Некрасов, «Мороз-воевода».

Я думаю, что в классе есть ребята, которые выбрали для чтения сегодня этого поэта. Расскажите о нем…(рассказы учащихся, что они узнали о поэте)

— Прочитайте, какие стихотворения этого поэта вы приготовили к уроку…(несколько учащихся читают стихи Н.А.Некрасова)

— Я еще со школы люблю произведения этого поэта и сегодня на урок приготовила чтение отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Учитель читает наизусть стихотворение:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

А кой тебе годик?— «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

  1. Вывод.

— С какими поэтами мы сегодня встретились в Литературной стране?

— Обратите внимание, а когда они жили и писали свои стихи?

— Век. А сколько это лет? Все они жили очень давно, более 100 – 150 лет назад. Но стихи их дошли и до наших времен, мы их читаем.

— Как вы думаете, почему прошло так много лет, а стихи этих поэтов живут и читаются до сих пор?

Вывод: эти стихи о Родине, о жизни людей, о природе. Читая эти стихи, мы чувствуем, как горячо любили русские поэты свою родину, какие прекрасные посвящали ей стихи.

Творчество таких прекрасных поэтов вдохновляло композиторов на создание музыкальных произведений. На слова многих стихов написаны песни и романсы. Я предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения. Слушайте внимательно и определите на слова, какого поэта написан этот романс.

Музыка.

Георгий Васильевич Свиридов

«Зимняя дорога» (из цикла романсов на стихи Пушкина, 1935 год).

— Пройдет несколько лет, вы станете взрослее и тогда узнаете и другие произведения русских поэтов. И пусть на вашей полке обязательно будет стоят книга с такими стихами. Захочется вам почитать стихи – откроете вы книгу, и каждый раз вам будет радостно узнать какое-нибудь новое стихотворение, перечитать особенно любимое.

  1. Закрепление. «Своя игра».

— А сейчас мы проверим, проведя «Свою игру» по теме «Родные поэты», как вы готовились к сегодняшнему уроку, насколько подробно изучили творчество поэтов, какие стихи читали.

«Своя игра».

Презентация.

  1. Итог урока.

— Чьи стихи вам больше всего понравились сегодня на уроке?

— Стихи какого поэта вам захотелось прочитать?

— Как вы считаете, кто лучше сегодня поработал на уроке?

— Встаньте те, кто считает, что он поработал сегодня на «пять».

— Благодарю всех за сегодняшний урок. К сожалению, сегодня всех выслушать мы не смогли, т.к. мы ограничены временем урока, но на следующих уроках чтения обязательно заслушаем всех желающих.

semeyny knizhny shkaf kvadrat

Накануне Международного
дня семьи Центральная библиотека им.А.С.Пушкина проводит онлайн-акцию, которая
называется — Семейный книжный шкаф.

В нашем шкафу найдётся
место для книг обо всех членах семьи: мамах и папах, бабушках и дедушках,
братиках и сестричках, и даже о наших любимых домашних питомцах, ведь они тоже
полноценные и любимые члены семьи. Сегодня мы вспомним книги и стихи о семье, а
14, 15, 16 мая предложим ответить на вопросы на сайте http://chelib.ru/. Почти все вопросы составлены по
материалам нашего блога. Если вы внимательно всё читаете, вам нетрудно будет на
них ответить. На всякий случай в качестве подсказки мы дадим путеводитель по
постам блога, отражающим тему семьи, и подборку стихов о семье — тоже в
основном по нашим постам.

Во всех трёх частях —
путеводителе, стихах и викторине — одинаковые подразделы-полочки. Их семь —

Семья в целом

Мама

Папа

Дети

Бабушки и дедушки

Чтение в семье

Младшие члены семьи —
домашние животные.

Семейный книжный шкаф в
блоге:

Семья в целом

Читаем книги о семье

«Семья: единство
помыслов и дел». книжная выставка

Русская семья в
истории и литературе

Семейные саги.
Два культовых произведения: В. Аксёнова «Московская сага»
и английского писателя Д. Голсуорси знаменитая «Сага о Форсайтах» (первый роман
«Собственник»).

«Счастье — это когда
у тебя все дома!»

Когда все дома: Стихи

Песни о доме

«Солнечный писатель»
Олег Кургузов

Творчество Кургузова
можно определить как «взрослые рассказы для детей и детское повествование для
их родителей». «Рассказы маленького мальчика», которые кто-то очень точно
назвал молитвой о счастливой семье — это самая главная книга, которую Олег
Кургузов писал всю жизнь. В его произведениях создан абсолютно счастливый и
гармоничный мир, где взрослые и дети сосуществуют в атмосфере взаимопонимания и
любви. Писатель устами своего героя, маленького мальчика, озвучил самый главный
закон, на котором построен мир: «Мама любит папу, папа любит меня, я люблю
маму. Вот и получается КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ».

Дорога в жизнь Фриды
Вигдоровой

Книги Фриды Вигдоровой
«Семейное счастье» и «Любимая улица» о настоящих, честных людях, о любви к
мужу, к детям, к родителям, к профессии и к Родине. В дилогии Вигдоровой —
редкий опыт созидания счастливой семьи, непростое взросление детей, горечь
разрывов, серьезные раздумья о совести, любви, ответственности за другого. Это
книги о семейных отношениях, о воспитании детей, о жизни, о смерти, о дружбе и
о порядочности.

Книга «Девочки» —
подлинный материнский дневник (он охватывает период с октября 1941 г. по июль
1955 г.) Он приобретает ценность художественного произведения: за описанием
частной жизни, каждодневных материнских забот, живых диалогов на сиюминутные темы
встает образ определенной эпохи; но писательница ставит и вечные вопросы: что
такое детство? Что такое любовь? Что такое материнство? Притягивает к себе
картина жизни семьи, её маленькие тревоги и радости.

Семейные истории Энн
Тайлер

К семейной саге Энн
Тайлер «Катушка синих ниток» вполне подходит цитата Л. Толстого «Все счастливые
семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Это неспешное повествование истории семьи Уиттшенков в 3-х поколениях

Олег Бундур —
семейный психотерапевт

Почти все стихи Олега
Бундура — о семье, о папе и маме, бабушках и дедушках, о детях и коте. Как и
рассказы О. Кургузова, это гимн счастливой семье.

Яснов: «Олег с какой-то
удивительной трогательностью рассказывал о своем маленьком герое, о его семье,
о том, как складываются у него отношения с мамой и папой, близкими и друзьями.
Со временем эта тема стала для него главной, и в своих новых стихах он
продолжает работать над этой столь необходимой для нас семейной поэтической
педагогикой».

Сокровища Валентина
Берестова

В поэзии Берестова слова
«мать», «отец», «бабушка», «брат» встречаются особенно часто. Если собрать все
эти стихи вместе, то получится своеобразная семейная хроника. В жизни Берестова
большую роль сыграла семья: «Сколько ласковых глаз сияло надо мной! Привык, что
все меня любят…»

Валентина Осеева

В книгах «Динка», «Динка
прощается с детством» рассказывается о дружной семье Арсеньевых и можно
почерпнуть много полезного в плане воспитания детей.

Маша Трауб: «Все, что
заложено в детстве, останется с тобой навсегда»

«Дневник мамы
первоклассника».

«Семейная кухня» — это
сборник рассказов в автобиографическом стиле. Все рассказы объединяет тема еды.
В стиле Маши Трауб: детство, мама, муж, дети…

«Не накормить ребенка —
это самое страшное преступление. Карается проклятием. Родовым. И ничем его не
искупишь», просто потому что «Дети должны есть вкусно и много, и все, что
захотят и когда захотят. И ты встанешь к плите и приготовишь. Заработаешь,
достанешь, приволочешь, надрывая спину. Себя куска лишишь, но они будут сыты».
Совет из книги: Чтобы удержать рядом мужчину, нужно его кормить, чтобы ему было
вкусно и сытно, и делать это лучше всех женщин на свете. А главный рецепт
семейного счастья — уметь накрывать стол для мужа и детей.

О книге Луизы Мей
Олкотт «Маленькие женщины»

Елена Верейская и
«Три девочки»

Верейская часто
описывает в своих книгах семьи, дружные и счастливые. Самые разные семьи — в
повести «Три девочки»

Дружба девочек
начинается с момента, когда семья Наташи въезжает в коммунальную квартиру, и в
квартире меняется всё. Жизнь всех жильцов становится новой, наполненной и
интересной. Наташа с мамой, папой и братом занимают одну комнату, Люся с мамой
другую, Катя с дедушкой третью. Ещё две комнаты занимает доктор, который после
смерти жены живёт один. Общими усилиями его пытаются расшевелить, вернуть ему
веру в людей и привычку улыбаться. Папа Наташи по вечерам диктует маме свои
научные труды, а по выходным водит дочку в музей. Люся с мамой предпочитают не
музеи, а развлечения попроще, например, цирк. Стеснительная отличница Катя, её
брат Вася и строгий дедушка.

«Сантехник, его кот,
жена и другие подробности» Славы Сэ

Главней всего погода
в доме… Ко Дню семьи и Международному дню
климата – психологический климат в семье

Мама

Мамы бывают разные и
в литературе тоже…

Книги о мамах и для
мам

День матери: 60 стихов + поэма

Книги о мамах

Стихи о маме

С праздником, дорогие
мамы! С днём матери!
— стихи

С праздником, дорогие
мамы!
— стихи

Мудрые советы мамам о книгах Марии Метлицкой.

«Мудрые слова мудрой
женщины – берегите друг друга! Прощайте. Будьте терпимы к слабостям. Доверяйте
друг другу. И еще – будьте жалостливы и милосердны…», – написала Мария
Метлицкая.

Папа

Самый лучший папаподборка
увлекательных детских книг про папу, которые помогут привить ребенку любовь к
чтению!

Зарубежная проза о
лучших папах

Размышления об
образах отца в русской литературе

Евгений Леонов
«Письма сыну»: настольная книга всем отцам

«Все о моем отце» —
специальный литературный номер журнала «Сноб»

Дети

О книге Луизы Мей
Олкотт «Маленькие женщины»

Книги для маленьких
принцесс и их мам

Екатерина Тимашпольская
или доктор исторических наук – кто круче напишет про диплодока? Митю Тимкина Екатерина Тимашпольская не выдумала, она
его «списала»… со своего сына. Митя — вечный романтик, при этом очень шустрый,
жизнерадостный и никогда неунывающий.

«Манюня» Наринэ
Абгарян

Наринэ Абгарян:
«Улыбайтесь, и будет вам счастье. Обязательно!»

«Сережа» Веры Пановой

Бабушки, дедушки

Фредрик Бакман о
дедушках и бабушках

«Если у тебя есть
бабушка, считай, что за тобой целая армия».

Истории шведского
писателя, блогера и колумниста Фредрика Бакмана: «Вторая жизнь Уве» и «Бабушка
велела кланяться и передать, что просит прощения». Место супергероя здесь по
праву принадлежит бабушке восьмилетней Эльсы.

Стихи о бабушке

Чтение в семье

Детские книги. Как выбрать и заинтересовать

Читаем детям вслух

40 стихов о чтении
ребёнку в семье

Международный день
детской книги: Стихи

Волшебные миры.
Погружение всей семьей

Читаем и смеемся всей семьей

Даниэль Пеннак и его
книги

Родителям и
руководителям детского чтения будет полезно прочитать книгу известного
французского писателя и педагога Даниэля Пеннака «Как роман» — она обращена ко
взрослым, обеспокоенным тем, что их дети не читают и стремящимся восстановить
утраченную связь между ребёнком и книгой. Он размышляет о том, в чем наша вина. 
Мы слишком рано оставляем ребенка один на один с книгой. «Если, как постоянно
говорится, мой сын, моя дочь, молодёжь не любит читать — и глагол выбран верно,
именно любовь тут и ранена, — не надо винить телевизор, наше время, школу. Или
всё вместе, если угодно, но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы
сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в те времена, когда сами
мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его…» 

Шаг за шагом
показывает Пеннак этапы этого «предательства» — от колыбели до подросткового
возраста, этапы, которые приводят не только к утрате любви к книге, но к потере
контакта, душевной близости между ребёнком и взрослым. Вместе с читателем автор
проходит весь этот путь, путь утраты радости чтения — от первой рассказанной на
ночь сказки до школьных программ по литературе. То, что предлагает Пеннак в
качестве лекарства от «нечтения», не хочется называть скучным словом
«методика». Прежде всего потому, что предложенное средство очень простое.
Читайте «Как роман»! — рассказывает писатель о своём методе убедительно,
вдохновенно, виртуозно. И всё же это — методика, тщательнейшим образом
продуманная, подробно изложенная и уже опробованная. Прислушайтесь к совету
Даниэля Пеннака: Для того, чтобы возобновить детский интерес к книге, не нужно
ничего… только любящие родители, готовые броситься ребенку на помощь. Читать.
Вслух. Даром.

Марина Бородицкая

М. Бородицкая
«Телефонные сказки Маринды и Миранды». Книжка эта — пёстрая, добрая, всякая —
из тех, что годятся для семейного чтения, для детей и их родителей.

Марина Бородицкая о том,
как приучить детей читать – советы поэтессы, переводчика, мамы двух взрослых
сыновей, могут пригодиться для тех, кто озабочен чтением или нечтением своих
детей: как воспитывать из ребёнка читателя?

Григорий Остер «Читайте
детям не нотации, а книги!»

Михаил Яснов
стихи и советы как привлечь ребенка к чтению

Младшие члены семьи — домашние животные

Коты и кошки в
художественной литературе

Книги о кошках 142 книги о кошках

Новинки кошачьей
литературы

Без кота и жизнь не
та!

Двадцать кошачьих
стихов. Стихотворные коты Михаила Придворова

Десять сказок о котах

Кошки, коты и котята: стихи. Часть 1

Кошки, коты и котята: стихи. Часть 2

Собаки в
художественных произведениях

Собаки в художественной
литературе

Стихи о собаках для
детей

Международный день
домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Домашние любимцы: от
Бронтозавра до Мангуста

Бенефис домашних
животных

Можно почитать в нашем блоге:

Зинаида Александрова
стихи

Агния Барто
стихи

Поэт и сказочник
Тимофей Белозеров стихи, сказки

Посидим в тишине.
Елена Благинина стихи

Стихи Марины
Бородицкой стихи

Олег Бундур –
семейный психотерапевт Рассказы из книги «Как воспитывать папу» и стихи

«Непедагогичный»
Артур Гиваргизов: смешные рассказы и стихи

Наш добрый писатель
Виктор Голявкин рассказы

«Астровитянка» Н.
Горькавого — интеллектуальная
фантастика для дилетантов

Король Вообразилии
Борис Заходер стихи

Сказка «Базар»
Василия Кузнецова

Лев Кузьмин:
Звездочет с планеты детства Стихи и сказки Льва Кузьмина

«Солнечный писатель»
Олег Кургузов очень
светлые небольшие рассказы

Игорь Мазнин и его
стихи для детей стихи

Маршак для детей и
взрослых стихи

Сергею Махотину – 65
стихи и рассказы

Рената Муха — стихи
для бывших детей и будущих взрослых веселые стихи

Добрый собеседник
детства Владимир Орлов

Григорий Остер
«Читайте детям не нотации, а книги!» «вредные советы»

Правдивые сказки Нины
Павловой сказки и
рассказы

Ирина Пивоварова:
«Очень люблю, когда дети смеются…» тихие и звонкие стихи

Стихотворные коты
Михаила Придворова двадцать
кошачьих стихов

В. Приходько: «Вот
когда я взрослым стану»

Фантазилки Елены
Ранневой стихи,
загадки

Джанни Родари –
сказочник из пекарни стихи
и советы по придумыванию сказок

Сказочник Сергей
Седов  сказки и страшилки

Страна детства
Екатерины Серовой стихи
о детях, школе

Зелёная страна
Екатерины Серовой стихи
о природе

Николаю Сладкову — 100 лет
рассказы и сказки

Страна чудес Ирины
Токмаковой стихи

Елена Тринова и её
сказки «кружевные
сказки»

Евгения Трутнева и её
стихи стихи

Андрею Усачеву – 60!
много стихов

Стихи и сказки Елены
Хоринской стихи и
сказки

Жил на свете Геннадий
Цыферов сказки

Михаил Яснов
стихи и советы как привлечь ребенка к чтению

Стихи о собаках
Михаила Яснова

Тим Собакин
стихи

Папа Умки Юрий Яковлев
стихи

Леонид Яхнин
стихи и сказки

Шилову — УРА!
стихи Николая Шилова

Римма Дышаленкова
стихи

Лидия Преображенская
стихи и сказки

Северина Школьникова
стихи и сказка

Стихи Северины
Школьниковой стихи

Прогулки по
Петербургу с Майей Борисовой стихи о Петербурге

Андрей Усачёв «Прогулки по
Третьяковской галерее» стихи о картинах

И определиться

Книги и авторы для семейного чтения

Татьяна Александрова,
художница и сказочница

Книги Ф.Бёрнетт

Приключенческие
истории Энид Блайтон

Майкл Бонд
«Медвежонок по имени Паддингтон»

Мир детства Любови
Воронковой

Сергей Георгиев

Время для чтения всегда хорошее О книгах Андрея
Жвалевского и Евгении Пастернак

А. Жвалевский, Е.
Пастернак «Время всегда хорошее»

Праздник под названием
Юрий Коваль

Правда, он будет
всегда? Сергей Козлов

Книжная палитра
Тамары Крюковой

Десять сказок о
котах. Сказочные коты Светланы Лавровой

Астрид Линдгрен «Надо
помнить, каким ты был в детстве»

Сказочный мир Дейзи
Медоус

«Письма о любви от 0 до 10» Сюзи
Моргенштерн

Мастер весёлых
приключений Николай Носов

Валентине Осеевой –
115!

Дядя Стёпа на все
времена

Даниэль Пеннак и его книги советы как привлечь ребенка к чтению

Ольге Перовской -115 лет  

Поллианна

Волшебный мир Беатрис
Поттер

Мир сказок Софьи
Прокофьевой

Что вы знаете о
накситраллях?

Сказки для взрослых и
детей Дины Сабитовой

Юрий Сотник и его
герои

Стражи белых ночей

Художник-сказочник
Владимир Сутеев

Создательница Леди
Совершенства Памела Трэверс

Илья Туричин «Крайний
случай»

Вспоминая Веру
Чаплину

Добрый мир зверей и
птиц Евгения Чарушина

Библиотерапия с
Эдуардом Успенским

Волшебница Элинор
Фарджон

«Знакомый незнакомец»
Корней Чуковский

Занимательно-познавательные
книги Георгия Юдина

Юдин «Главное чудо
света»

«Черный котенок» –
любимые детективы из детства

Книги для маленьких
принцесс и их мам

Как устроен
мир?  познавательные книги для детей

Фрауке Шойнеманн
Кот-детектив Уинстон, Нурдквист Петсон и Финдус

Самые популярные
герои современных книг Шойнеманн, Нурдквист, Холли Вебб, Джулия
Дональдсон, Алекс Хирш.

Читайте также

Семейный книжный шкаф — Стихи по полочкам

  • Рассказы для второго класса читательский дневник
  • Рассказы для внеклассного чтения 2 класс список
  • Рассказы для внеклассного чтения шукшина 6 класс
  • Рассказы для второго класса читать
  • Рассказы для 3 класса читать 9 лет