Наверх
Темы
- Что мешает человеку двигаться вперед?
- Как дорожные приключения героев классики запомнились Вам лучше всего и почему?
- Для чего люди путешествуют?
- Что человек находит в путешествиях?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «пошел по кривой дорожке»?
- Как выбрать правильную дорогу в жизни?
- Дорога чести: вечный ориентир или устаревшее понятие?
- Как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт?
- Что меняет жизненный путь человека?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Как путешествие позволяет познать внутренний мир человека?
- Исторический путь России: какой он?
Аргументы
- И.А. Гончаров, «Обломов». Человеку мешает двигаться вперед только его лень. Главный герой романа каждый день добровольно проводит в постели, хотя ничем не болен. Он не выходит из душной и неубранной комнаты и довольствуется засаленным халатом, ведь ему никуда не нужно, ничего не хочется. Взрослый мужчина в расцвете сил не работает, не заводит семью, не имеет даже хобби. А тем временем приказчик присылает очередное письмо, сулящее снижение доходов помещика. Что предпринимает Илья Ильич? Ничего. Он так и не находит силы воли, чтобы спасти себя от разорения. Все насущные дела он перекладывает на Штольца, а бытовые обязанности уже лежат на Захаре. Герой ленится встать с кровати и начать жить полноценно. Поэтому в жизни Обломова ничего не меняется к лучшему: он застыл на месте и не развивается. Именно лень тормозит его на жизненном пути.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России.
- М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». В жизни легко заблудиться и попасть в тупик. Но человека всегда направляет его совесть. Вот и Пьер Безухов, получивший в наследство огромное богатство, был окружен соблазнами. Бесчестные люди вроде Курагиных манипулировали им, чтобы обогатиться за чужой счет. Веселые компании с вином и продажными женщинами, брак по расчету с Элен, лень и чревоугодие роскошного быта — все это отвлекало Пьера от его целей и духовных запросов. Что помогло ему не погрязнуть в обломовщине или разврате светского общества? Совесть. Безухову было стыдно ничего не делать и растрачивать свой капитал впустую. Ему было противно делить жену с другими мужчинами и смиряться с ее кодексом поведения. Он считал безнравственной интеллектуальную бездеятельность большинства. Поэтому Пьер превозмогал себя и направлял все силы на духовный рост. Совесть была его ориентиром.
- М. Горький, «На дне». «Кривая дорожка» — это бесчестный путь, который сокращает дистанцию до цели, но взамен требует отказа от нравственных принципов. Именно такую жизненную тропу выбрали обитатели ночлежки. Васька Пепел пошел по накатанной и повторил судьбу отца. Настя получала легкие деньги ценой унижения. Актер хотел забыться и снять стресс, а в результате стал рабом алкоголя. Сатин после каторги не смог найти работу и срезал путь — начал обманывать людей в азартных играх. Бубнов не захотел разбираться в своих семейных проблемах и стал бродягой. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Познание стран — украшение и пища человеческих умов. И это подтверждает пример Анны Карениной. После скандального ухода из семьи Анна оказалась в изоляции: прежние знакомые и друзья отказались от общения с «падшей женщиной». Поэтому героиня уехала в Италию вместе с Вронским. За границей они узнали много нового и интересного. Анна всерьез увлеклась искусством и чтением. Она повысила уровень эрудиции и стала блестящей собеседницей. Свежие впечатления и новые знакомства отвлекли ее от мрачных мыслей и настроили на позитивный лад. В спокойной обстановке влюбленным никто не мешал строить свою семью и развиваться. Даже Вронский открыл в себе талант живописца. После возвращения из зарубежной поездки Анна блеснула новыми знаниями и покорила даже консервативного Левина, который осуждал ее поступок. Путешествия действительно украсили ее ум.
- А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений.
- А.И. Куприн, «Поединок». Человек «сбился с пути», если чувствует, что находится не на своем месте и делает то, что ему не нравится. Таков, например, главный герой «Поединка». Ромашову не нравится военная служба, ему претит бесконечная муштра без смысла и жалости. Он искренне сочувствует солдатам, с которыми обращаются хуже, чем с животными. Да и успехи у него весьма сомнительные: он хуже всех выступает на смотре и получает выговор. Все указывает на то, что герой ошибся с выбором призвания. У него мягкий характер, чуткая душа, нет достаточно воли и силы, чтобы стать хорошим офицером и построить карьеру. Ему лучше было бы заняться творчеством. А так он стал жертвой местной интриганки и погиб на дуэли с ее мужем. Ромашов не должен был быть в этой части и в этих обстоятельствах, потому что он им не соответствовал, он «сбился с пути».
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Куда несется птица-тройка? Этот риторический вопрос задает нам автор «Мертвых душ». А стремится она вперед, к процветанию всего народа и справедливой жизни, наполненной созиданием. И движущей силой России Гоголь считает простых тружеников, которые каждый день обогащают страну своим вкладом в ее развитие. Он с уважением и даже восхищением описывает крестьян Собакевича, которые при жизни проявили большие таланты. А вот самих помещиков автор считает виновниками регресса и отставания страны. Дворяне ничего не делают и ведут паразитический образ жизни, используя подневольный труд других людей. Поэтому вполне логично предположить, что Гоголь видел будущее России в демократических тенденциях: все граждане страны должны иметь равные возможности и права, чтобы у всех был стимул трудиться во благо отчизны.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
- Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
- А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
- И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
- М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
- М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
- В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
- В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою
- И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
- А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
- С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
- С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
- А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
- В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие.
- Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным. - Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
- К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
- О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!
Автор: Виктория Комарова
Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Все темы для итогового сочинения 2021 года
Совсем скоро в декабре, школьники 11-х классов будут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении в 11 классе вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Человек путешествующий: дорога в жизни человека . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению пройдет 3 декабря 2021 года, 4 февраля и 7 мая 2022 года.
2021-2022 учебный год. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Человек путешествующий: дорога в жизни человека
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
Зачем люди отправляются в путешествие? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, так как разные люди преследуют разные цели. Но всё же я бы выделила то, что абсолютно все ожидают получить от путешествия новые эмоции и впечатления. Смена привычной обстановки всегда предполагает смену окружения, заведение новых знакомств, получение разного рода информации и фактов, интересных открытий, вдохновения и мотивации. Я считаю, не зря говорят: “Путешествие – маленькая жизнь.”
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов едет из Петербурга в Москву. Целью своего путешествия он ставит желание найти новый смысл жизни, обрести понимание бытия и занятие, которое было бы ему по душе. Во время поездки, Пьера знакомят с масонским обществом. Он становится посвящённым в это тайное учение. Изучая его постулаты, Безухов постепенно находит для себя новые смыслы бытия, изменяет свой образ жизни, загорается идеей ведения хозяйства. Его подсознание меняется, впитав новые идеи. В своих путешествиях Пьер находит то, что ищет. Таким образом, путешествие действительно может быть совершено в поисках чего-то нового и чего-то, что смогло бы изменить жизнь.
Однако не всегда путешественники ставят перед собой такие грандиозные цели. Герой рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” весьма богатый и знатный человек. Автор повествует нам о том, что этот господин большую часть своей жизни работал, чтобы стать материально обеспеченным человеком. Достигнув нужного уровня благосостояния, господин решает отправится в путешествие в Старый свет. Что побудило его на это и что он от этого ждёт? Господин из Сан-Франциско понимает под «путешествием» заслуженный отдых после бесконечной и трудной работы. В тоже время этой поездкой он хочет показать свой статус, поэтому выбирает самые лучшие отели, гостиницы и рестораны. Путешествие для господина – это нечто обязательное и показное. Он наслаждается не самим путешествием, а скорее – комфортом и роскошью, доступными ему. Таким образом, можно сказать, что не все совершают путешествия исходя из конкретных целей, а просто для самого факта его совершения.
Подводя итог, хочу сказать, что каждое путешествие совершается, исходя из очень разных побуждений. Но точно каждое путешествие для чего-то нужно человеку.
Вероятно, каждый задумывался над тем, с какой целью люди планируют путешествия. Что побуждает этих людей посетить новые места, сменить обстановку, открыть новые культуры?
Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. В самом начале романа мы знакомимся с молодым, амбициозным Пьером, недавно вернувшимся в Россию. Он является поклонником Бонапарта, считает его гением. Проходит некоторое время, Пьер женится на Элен Курагиной, брак приносит ему лишь только разочарование, и молодой граф осознает, что жизнь его повернула в неправильном направлении. Во время поездки из Москвы в Петербург он встречает главу русского масонского общества и впоследствии вступает в ряды масонов. Чтобы найти себя, привести свою жизнь в порядок, Пьер посещает заграницу, а после направляется в свои киевские имения, с целью поправить жизнь крестьян. Он путешествует не просто ради того, чтобы посетить как можно больше мест, а с целью понять свое истинное я, обрести душевный покой и умиротворение.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» также присутствует персонаж, отправившийся в путешествие – это Чичиков, коллежский советник. Он карьерист, стремится к богатству, уважению и высокому положению в обществе. Для достижения этой заветной цели он не гнушается даже тем, чтобы обманывать государство и торговать уже умершими крестьянами, то есть «мертвыми душами». Именно за этим он и отправляется в свое путешествие по губернии от одного помещика к другому. Что побудило его к подобному авантюрному путешествию? Наверное, скупость, расчетливость и страсть к легким деньгам.
Так зачем же люди отправляются в путешествия? Думаю, что каждый человек находит свою цель: первый едет куда-либо, чтобы просто посетить новые места, второе ищет себя, свое предназначение в жизни, а третий и вовсе ведом скупым расчетом и большими деньгами.
Таким образом, причины для путешествий у каждого разные, целиком и полностью зависящие от характера человека, его убеждений и жизненной ситуации, в которой он находится.
Читать сочинение далее…
.
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе на тему «Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Человек путешествующий»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
ИС-2022 г.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека.(по книге М.Л.Москвиной
«Изголовье из травы»(2002г.))Презентацию выполнила
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №28»
г. Балаково Саратовской области
Кудимова М.В. -
2 слайд
Описание слайда:
Марина Москвина
Москвина Марина Львовна родилась 25 июня 1954 года в Москве. После окончания факультета журналистики МГУ работала как журналист в периодической печати.
Член Союза Писателей.
В течении десяти лет вела на “Радио России” передачу “В компании Марины Москвиной”, делала авторские документальные фильмы для телевидения. Руководила творческой мастерской в Союзе Писателей и в Институте Современных Искусств.
Член редколлегии журнала “Мурзилка”, ее имя входит в энциклопедию “Детская литература 20 века”, а произведения вошли в “Антологию мировой детской литературы”(М., “Аванта Плюс”, 2002).
Сотрудничает с журналами “Дружба народов”, “Знамя”. В 2001 журнал “Знамя” напечатал ее роман “Мусорная корзина для алмазной сутры”. Весной 2003 в галерее “Знамя” состоялась выставка ее художественных работ — картин, фотографий, свитеров и кукол.
Проза Москвиной отмечена премией имени В. Катаева журнала “Юность” (1995), книга рассказов “Моя собака любит джаз” награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена (1998), премией журнала “Дружба народов” (2001), номинация на премию Букера (2001).
Роман и рассказы Москвиной переведены на английский, датский, японский,тайский и чешский языки.Книги М. Москвиной:
1975 — Увеличительное стекло. Сказки. М., “Малыш”;
1978 — Семь летучих пассажиров. Рассказы. М., “Детская литература”;
1997 — Моя собака любит джаз. Рассказы. М., “Олимпионик”;
2000 — Гений безответной любви. Романы и рассказы. Иллюстрации Леонида Тишкова. Предисловие Дины Рубиной. Екатеринбург, “У-Фактория”;
2001 — Голова профессора Шишкина. Рассказы. М., “Дрофа”;
2002 — Не наступите на жука. Повесть. М., “Дрофа”;
2002 — Блохнесское чудовище или Жизнь и приключения милиционера Караваева. Невероятные истории для детей и взрослых с картинками Леонида Тишкова. Екатеринбург, “У-Фактория”.
2002 — Изголовье из травы. Повесть-странствие в Японию писателя Марины Москвиной и художника Леонида Тишкова. Предисловие Дины Рубиной. Санкт-Петербург., “Ретро”.
2004 — Мусорная корзина для Алмазной сутры Современный апокриф о жизни мудрецов в миру. Москва, «София».
-
3 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Слова – японцы, прижившиеся в русском языке
Кабуки, харакири, кимоно, сёгун, самурай, дзэн, сумо, хайку, татами, сакура, бонсай, оригами, … -
4 слайд
Описание слайда:
«Изголовье из травы»
по-японски означает «путешествие»До сих пор Япония для нас – это страна, лежащая за пределами наших представлений о мире, за гранью действительности, обитель сновидений. Писатель Марина Москвина и художник Леонид Тишков побывали в Токио, Киото, Наре, прошли по тропинкам поэта Басё, медитировали в монастырях, поднялись на Фудзи – так родилась эта головокружительная книга, где сквозь современность просвечивает образ древней Японии, таинственной земли, по которой бродят тени дзенских Учителей, где звучат и поныне голоса мастеров японской поэзии, бросивших вызов не только поэзии о любви, но и самой любви…
Дина Рубина -
5 слайд
Описание слайда:
Зачем люди отправляются в путешествие?
«Среди наших попутчиков-европейцев, кроме очевидных чиновников, отчетливо вырисовывались очевидные мечтатели, приехавшие сюда с единственной целью, иначе зачем? Они хотели узнать – правда ли то, что они читали с детства про эту Страну Восходящего Солнца? Так это все, как в их коричневой книге сказок с корявой вишневой веткой или нет?
И старый дзэнский монах Какуан, о котором говорили: он не утруждает себя совершением чудес, но неожиданно мертвое дерево расцветает, отвечал им уклончиво: «Каждая мельчайшая частица в любой земле есть “я”, просто негде укрыться. Куда бы ты ни пошел, непременно встретишься с Этим; и если ты увидел Это, ты прозрел. В зарослях сотен трав, у врат суматошного города невозможно перепутать. В словах это невыразимо, поэтому ты не изрекаешь ничего».
«Да, это была страна, лежащая за пределами наших представлений о мире, за гранью действительности, обитель сновидений». -
6 слайд
Описание слайда:
Путешествие – это не только окно в другой мир, это путь познания человеком самого себя.
О человеке
…хотя человек и бьется в паутине иллюзий повседневности, он – некое таинственное существо, абсолютно себе неведомое, которое движется вверх и вниз по бесчисленным жизням, гонимый жесткими законами кармы. -
7 слайд
Описание слайда:
Отношение японцев к себе (самовоспитание и здоровье)
…они «спустились на землю, покинув Страну облаков»
…«сумимасэн» – (оно переводится как «мне нет прощения!») – в Японии употребляют на каждом шагу. Иногда оно даже заменяет простое приветствие, вроде: «Простите, что я есть!»
взращивают в себе
цветок миролюбия
С долголетием в Японии
дело обстоит очень серьезно.
…одержимость гигиеной -
8 слайд
Описание слайда:
Отношение к людям
Японцы избегают смотреть в глаза, им это кажется агрессивным
Японская женщина – это чудо нашей планеты. Ее украшением, по древнему законодательству китайца Конфуция, должны быть кротость, послушание, целомудрие, милосердие и безмятежность.
Их с детства учили беспрекословно слушаться старших …
…чайная церемония открывает просветленное сердце, а не демонстрирует виртуозное искусство перформанса.
– Принимайте своих гостей так, – сказал он, – чтобы они чувствовали тепло зимой и прохладу летом. -
9 слайд
Описание слайда:
К миру вещей
В Японии к предмету относятся с пониманием, сочувствием, восхищением, все знают, что он живой и светится.
…еда в Японии – высочайшего стандарта
…японцам чужд вандализм
…меч сам становился божеством, он исцелял людей, им лечили и даже воскрешали из мертвых!
К тому же японцы очень трепетно относятся к старым детским игрушкам, особенно куклам.
…у них тут фонари предназначены не только красоваться или освещать путь, они символизируют свет истины, разгоняющей мрак невежества. -
10 слайд
Описание слайда:
К природе
Их много, а места в Японии мало, они ценят простор.
Да что уж там! Вся природа в Японии одухотворена, все живое, без исключения, в каждой песчинке клокочет божественная сила. У нас как? Дышишь? Значит живой. А у них – живой в любом случае!!!
они «спустились на землю, покинув Страну облаков»
Нередко ночами встречаешь толпы людей, которые стоят, закинув головы и окаменев: какое-то буйство любования луной, неистовство, необузданность… У них даже есть этому процессу особое название: «цукими».
Гора Фудзи должна быть у нас в душе. Внутри. А не снаружи! -
11 слайд
Описание слайда:
К искусству
в Японии, каждый второй художник, каждый … без исключения – великий поэт…
Раз уж японцы так любят комиксы, – доносились до нас обрывки фраз, – надо им в комиксах выпустить всю мировую литературу – Толстого, Чехова!.. – вдохновенно говорил Лёня. – А то такая ерунда – инопланетяне прилетели или явились драконы, самураи рубятся, что за каша в голове? А так хотя бы узнают… почему эти три сестры все время плачут о вишневом саде! -
12 слайд
Описание слайда:
К религии
В синто почитается сама жизненная сила, непостижимая божественная энергия, которая заключена в неких сверхъестественных сущностях ками.
Вот за что я влюблена в Будду – он сделал великое научное открытие: человек в своей обычной земной жизни просто берег космического океана. А медитация – погружение в этот океан, путешествие в сущность бытия. -
13 слайд
Описание слайда:
К любви
Путь Прикосновения, считал он, ведет человека прямо к чудесному сердцу нирваны. Прикасайтесь к своим любимым, советовал монах Иккю, всякий раз, когда можете до них дотянуться, и ночью, и днем. Так вы поможете им ощутить, что они не одиноки, что они в безопасности, что их любят. Прикасайтесь так, будто прикасаетесь не рукой, а самим сердцем. -
14 слайд
Описание слайда:
К жизни и смерти
Да, жизнь – мимолетный дар, и наш путь от рождения до смерти – лишь волна, то она вздымается, то вновь сливается с вечным Океаном Существования.
Их с детства учили…равнодушно относиться к смерти.
В девяносто лет я проникну в тайны вещей. К ста годам я сделаюсь чудом, а когда мне будет сто десять лет, каждая моя
линия, каждая моя точка –
все будет совершенным. -
15 слайд
Описание слайда:
«Звук хлопка одной ладони»
– Вот если у тебя возникли сложные житейские проблемы…
– Надо медитировать, – отвечал он.
– Рождение, старость, смерть…
– Только медитация.
– А вдруг…
– Усиленная медитация.
– Но, что если, в конце концов…
– Медитация, медитация и медитация! – отвечал Мацунами-сан.
– Просветление?..
– Это равновесие между просветлением и заблуждением.
– А вы даете своим монахам коаны древних наставников? «Звук хлопка одной ладони»?
– Я даю им современный коан.
– ???
– Ваша повседневная жизнь – вот ваш коан. Вы сами – единственная проблема, неразрешимый вопрос, над которым надо работать. -
16 слайд
Описание слайда:
Советы пишущим
о путешествиях и дороге
…если в твоем восприятии нет неповторимости и новизны, то лучше молчи! И все ж увиденное по дороге невольно запечатлевается в сердце… И ты собираешь в единую картину случаи, встречи, пейзажи, тяготы и невзгоды пути, видя в этом прекрасный способ уподобиться облакам и подчинить себя воле ветра. (Басё)
…не дай тебе бог слагать стихи о чем-то, что самого тебя не затронуло: это будет иметь дурные последствия и, кстати, в первую очередь повредит тебе самому.
Надобно запечатлеть в слове то
мгновение,
когда сияние, исходящее
от вещи, еще не погасло в твоем сердце. -
17 слайд
Описание слайда:
Источники информации
1. М.Л.Москвина. Изголовье из травы.-https://libcat.ru/knigi/priklyucheniya/puteshestviya-i-geografiya/402086-58-marina-moskvina-izgolove-iz-travy.html#text
2.https://teacher.soiro.ru/course/view.php?id=2022
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Статья «Изучение биографии писателей на уроках литературы в ПОУ»
-
Конспект внеклассного мероприятия. Конкурс чтецов «Осенние кружева».
-
Презентация на тему «Крылья ангела»
-
Презентация к уроку литературы «В.В.Маяковский «Я — ваш поэт!»
-
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине ОУД. 01 Русский язык
-
Характеристика героев пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»
-
Литературно-музыкальная композиция «Великий сын России» (к 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова) (1-2 КУРС)
-
Литературно-музыкальная композиция «Великий сын России» (к 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова) (1-2 КУРС)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448483 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Каким
путём человек идёт к самому себе? - Какие
цели важно ставить на жизненном пути? - Что
значит «жизнь прожить – не поле перейти»? - Возможен
ли жизненный путь без ошибок? - Как
путешествия меняют человека? - Зачем
люди отправляются в путешествие? - Почему
говорят: «дорогу осилит идущий»? - Путешествие
— способ познания себя и мира. - Какие
ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? - Могут
ли мечты быть помощью на жизненном пути? - Согласны
ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор? - Что
значит «идти в ногу со временем»? - Как
прожить жизнь счастливо?
Литература:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»
А.П. Чехов «Крыжовник» и др.рассказы
М. Горький «На дне»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М. Шолохов «Судьба человека»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?
- Можно
ли обойтись без науки в современном мире? - Должен
ли ученый нести ответственность за научное открытие? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Как
на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? - Каким
должен быть технический прогресс? - К
чему могут привести научные открытия? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Кому
в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
риски цивилизации? - Какие
вызовы несут в себе достижения цивилизации? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
опасности таит в себе технический прогресс? - Что
значит «разумное использование технологий»? - Что
в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? - Что
важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое
общение? - Почему
многие люди боятся достижений цивилизаций? - Что
значит быть современным? - Как
в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дж. Оруэлл «1984»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
А.П. Чехов «Крыжовник»
Преступление и Наказание – вечная тема
- Что
значит быть совестливым человеком? - Нужно
ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль? - Что
можно считать преступлением? - Война
— преступление или подвиг? - В
чём различие между ошибкой и преступлением? - В
чем опасность преступлений? - Должен
ли человек нести ответственность за свои поступки? - Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? - Следует
ли хранить веру в доброе начало каждого человека? - Почему
важны оправдательные приговоры? - Может
ли преступление быть оправдано? - Совместимы
ли гений и преступление? - Нужно
ли быть милосердным к преступникам? - Зачем
анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? - Что
помогает человеку искоренять зло в себе? - Как
могут добро и зло сочетаться в одном человеке? - Каковы
могут быть причины преступлений? - Почему
за преступлением следует наказание? - Сила
или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? - Свобода
и ответственность в жизни человека. - Как
может совершенное зло повлиять на жизнь человека? - Можно
ли искупить свою вину?
Литература
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», «Идиот»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Островский «Гроза»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про
меня
- Какая
книга помогла Вам лучше понять себя? - Какую
книгу я считаю величайшим достижением культуры? - Как
Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить,
что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)? - «Где
не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких
произведениях можно найти подтверждение этой мысли? - Какую
роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? - Кумиры
моего поколения: какие они? - Что
добавляет читательский опыт жизненному опыту? - Чтение
какой книги потребовало от Вас душевной работы? - В
какой книге изображён портрет современного поколения? - Какие
вопросы волнуют человека в любую эпоху? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
добрые чувства пробуждает в человеке литература? - Какие
произведения искусства делают вас счастливым? - Какие
вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением
времени? - Похожи
ли мои ровесники на молодёжь былых времён? - Какие
черты ваших сверстников Вы считаете типичными? - Что
мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Бесприданница»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Рассказы
Ваша любимая книга (книги)
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина
- Всегда
ли общество ценит достойных людей? - Нужны
ли перемены современному обществу? - Что
такое общественная справедливость? - Бывает
ли общественное мнение ошибочным? - Как
связаны человек и государство? - Какие
перемены опасны в обществе и государстве? - Что
важнее: личное счастье или благополучие Родины? - Что
значит быть авторитетным человеком в обществе? - Когда
человек может чувствовать себя хорошо в обществе? - Какого
человека можно назвать гражданином? - В
чем и когда проявляется патриотизм? - Какими
качествами должен обладать счастливый человек? - Что
такое репутация человека в обществе? - Что
значит «быть в ладу с самим собой»? - Почему
человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? - Может
ли один человек изменить общество? - Как
не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? - Всегда
ли нужно прислушиваться к общественному мнению? - Что
лучше: быть как все или выделяться из толпы? - Как
человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Поэзия Маяковского, Ахматовой и др.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»
Военная проза