Рассказы для первого класса для чтения

Класс: 4 тема: рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе н. шмелев, и. бродский. тип урока: онз цель урока: познакомить

Рассказы для первого класса для чтения

20210413 vu tg sbscrb2

Класс: 4
Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,
И. Бродский).
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;
Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;
Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

Рассказы для первого класса для чтения

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Класс: 4

Тема: Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев,

И. Бродский).

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с рождественскими рассказами и стихотворениями в родной литературе.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с творчеством Н.Шмелева и И. Бродского, изучить рассказ (фрагмент) Н.Шмелева «Рождество»; изучить стихотворение И. Бродского «Рождество», читать выразительно;

Развивающая: развивать умение выразительно читать стихотворение; развитие умения анализировать, умения переводить зрительную информацию в словесную, развитие любознательности, воображения, творческих способностей;

Воспитательная: воспитывать тёплое и бережное отношение к матери — самому дорогому человеку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию Н.Шмелева и И. Бродского, знают рассказ Н.Шмелёва «Рождество»; умеют читать выразительно стихотворение И. Бродского «Рождество».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение; владеют приемами выразительного чтения, использовать речь для регуляции своего действия;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем;

коммуникативные: умеют грамотно формулировать мысли в устной форме; аргументируют свою точку зрения; строят монологические высказывания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование учебно-познавательной мотивации, уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле.

Средства обучения: презентация, компьютер, аудиозапись.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Садитесь. Начнем наш урок.

-Ребята, какое сейчас время года?

-Какой праздник отмечают 7 января?

-Ребята, что вы знаете об этом празднике?

-А хотите узнать что-то новое?

-Надеюсь, сегодня на уроке вы узнаете много интересного о Рождестве в России.

Приветствуют учителя

Отвечают.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

— Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведем речевую разминку.

1. «Воздушный шарик»

На 4 счета делаем вдохи, «надуваясь» как воздушные шарики, потом медленно выдыхаем под счет (от 1 до 8).

2. «Выдох со счетом».

Сделайте глубокий вдох. На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

-Хорошо, ребята. Поработаем над пословицами.

-Наши предки в течение долгих лет отслеживали природные явления, поведение животных, а также действия и поступки людей в Рождество. Из этих многолетних наблюдений и складывались народные поговорки, прибаутки и пословицы, в которых заключен глубокий смысл. Рассмотрим некоторые из пословиц.

-Предположите тему нашего урока.

-Чтобы раскрыть тему урока, предположите цель.

-Для достижения цели, поставим задачи.

Выполняют дыхательные упражнения.

Работают над пословицами.

Высказывают мнения.

3.Подготовка к восприятию произведения

-Для решения первой задачи, работая в парах, изучите текст о творчестве Ивана Сергеевича Шмелева и ответьте на вопросы.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) – русский писатель. Все его творчество пронизано добротой к простому русскому человеку, ностальгией по красоте родной России.

Иван Сергеевич воспитывался в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В детстве очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации повести «Человек из ресторана».

Иван Сергеевич не принял Октябрьскую революцию и смену власти, поэтому, как и многие писатели 20 века переехал во Францию.

Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье». Они отличались высокой поэтичностью, одухотворенностью, невероятно живым народным языком.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Вопросы.

-Когда Иван Сергеевич начал проявлять писательские способности?

-Когда он написал свой первый рассказ? Как он назывался?

-В какую страну переехал писатель и из-за чего?

-Сколько раз номинировался на Нобелевскую премию?

-Познакомимся с рассказом Ивана Сергеевича Шмелева «Рождество», для этого прослушаем аудиозапись.

(Аудио)

-Какую задачу вы выполнили? Прочитайте.

Физкультминутка

Слушают рассказ.

Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Свой первый рассказ «У мельницы» написал во время обучения в университете.

Во Францию, из-за несогласия со сменой власти во время Октябрьской революции.

Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе

Слушают аудиозапись.

Читают: познакомились с творчеством И. Шмелева и его рассказом «Рождество».

Проводят физкульминутку.

4.Аналитико-синтетическая работа над произведением

-Чтобы решить вторую задачу послушайте мой рассказ о творчестве Леонида Николаевича Андреева.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в памяти поэта и оказал влияние на его творчество.

Своё первое произведение написал в возрасте 18 лет. Он много читал и учился, на творчество его вдохновляло творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

Иосиф Александрович писал провокационные стихотворения, потому в России их не публиковали. В последствии из-за этого его отправили в ссылку заграницу, а именно в Финляндию. Там он продолжил своё творчество, публикуясь в местных журналах.

Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

-Проверим, как внимательно вы слушали. Ответьте на вопросы по содержанию.

-Познакомимся со стихотворение И. Бродского «Рождество». Однажды в возрасте 20 лет Иосифу Александровичу пришла мысль писать стихотворения на каждое Рождество.

-Разберем непонятные слова.

-Найдите в стихотворении олицетворение. (Что такое олицетворение?)

-Прочитаем стихотворение выразительно.

-Выполним словесное рисование. Какая картина предстаёт перед вами?

Разбирают:

Буран – сильная вьюга или метель.

Вздымали – поднимали.

Караваны – группа людей, путешествующих на верблюдах.

Отвечают: буран выматывал душу, выл ветер, звезда смотрела.

Читают .

Воображают, описывают.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Над какими произведениями мы работали на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи мы решили?

-Оцените свою работу на уроке словами: отлично, хорошо, удовлетворительно.

— Запишите домашнее задание: прочитать о Рождестве.

Урок окончен.

Рассказ И. Шмелева «Рождество» и стихотворение И. Бродского «Рождество».

1. Познакомиться с творчеством И. Шмелева и рассказом «Рождество».

2. Узнать биографию Л. Андреева. Стихотворение «Рождество».

Оценивают деятельность.

Записывают домашнее задание.

Отметка: ________________________-

135701 618a53fd3c76b

-75%

Сохранить у себя:

Рассказы для первого класса для чтения Конспект урока чтения по теме: : «Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев, И. Бродский)». (415.86 KB)

icon visionoff

icon visionon

1. Введение

1.1. Рабочая программа по литературному чтению для 6 класса разработана на основе школьной АООП О УО 6-9 классов на 2020-2021 учебный год.

Обучение ведется по учебнику «Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании» РФ от 29.12.12 г., а также в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей программе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

1.2. Цели обучения по программе:

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;

формирование умений работать с текстом, эмоционально воспринимать художественный текст;

воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к литературе.

Основные задачи преподавания литературного чтения:

1) отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

2) формировать навык чтения «про себя», последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

3) развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

4) учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме, развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

5) социально адаптировать учащихся в плане общего развития, воспитывать нравственно-эстетические и гражданские качества обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с интеллектуальными нарушениями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Основные направления коррекционной работы:

  • корригировать артикуляционный аппарат;

  • расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь;

  • корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся;

  • развивать речь, владение техникой речи;

  • корригировать слуховое и зрительное восприятие;

  • формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развивать познавательные процессы;

  • корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

1.3. В соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год по предмету «Чтение (литературное чтение)» отводится 4 часа в неделю, общее количество часов – 136. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6-х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

Общая характеристика учебного курса

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.

В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.

Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.

Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

В этот период главное в работе над текстом — анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.

2. Содержание учебного предмета

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знамена­тельных событиях в жизни страны.

Изучаемые произведения

1. Моя Родина. 3 ч

В.Песков «Отечество».

М. Ножкин «Россия».

М. Пришвин «Моя Родина».

2. Золотая осень. 18 ч (2 ч ВЧ, 1 ч РР)

В. Бианки «Сентябрь».

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Ю. Качаев «Грабитель».

Б. Житков «Белый домик».

А. Белорусец «Звонкие ключи».

К. Паустовский «Заячьи лапы».

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

Е. Носов «Хитрюга».  

В. Бианки «Октябрь».

3. Великая радость — работа. 8 ч (1 ч ВЧ)

С. Михалков «Будь человеком».

Б. Заходер «Петя мечтает».

По Д. Биссету «Слон и муравей».

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

Дж. Родари «Пуговкин домик».

4. Страницы истории. 12 ч (1 ч ВЧ)

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Ф. Глинка «Москва».

В. Бианки «Ноябрь».

По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».

5. Что такое хорошо, что такое плохо. 5 ч (1 ч ВЧ)

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

Е. Пермяк «Тайна цены».  

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

6. Здравствуй, гостья – Зима. 36 ч (4 ч ВЧ)

В. Бианки «Декабрь».

Е. Благинина «Новогодние загадки».

А. Никитин «Встреча зимы».

А. Дорохов «Тёплый снег».

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Д. Хармс «Пушкин».

В. Бианки «Январь».

Х.-К. Андерсен «Ель».  

А. Чехов «Ванька».

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

И. Суриков «Белый снег пушистый».

М. Зощенко «Лёля и Минька».  

Ю. Рытхэу «Пурга».  

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

В. Бианки «Февраль».

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».

7. Весна – красна. 16 ч (2 ч ВЧ)

С. Смирнов «Первые приметы».

В. Бианки «Март».

По В. Песков. «Весна идёт».

М. Пришвин «Жаркий час».

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

В. Жуковский «Жаворонок».

А. Толстой «Детство Никиты».

А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой».

В. Бианки «Апрель».

К. Паустовский «Стальное колечко».          

8. Рассказы о животных. 16 ч (3 ч ВЧ)

По В. Астафьеву «Злодейка».

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

        9. Рассказы, сказки, стихи для детей. 22 ч (4 ч ВЧ, 3 ч РР)

В. Набоков «Дождь пролетел…»

В. Бианки «Май».

М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

В. Астафьев «Зорькина песня»

Н. Рыленков «Нынче ветер…»

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризую­щих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.

Литература для внеклассного чтения. 18 ч

  1. Сказки народов мира.

  2. Стихи о Великой Отечественной войне.

  3. Стихотворения русских поэтов о природе.

  4. А.С. Пушкин Стихотворения о зиме.

  5. С.П. Алексеев «Сто рассказов о войне».

  6. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

  7. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

  8. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».

  9. М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  10. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом».

  11. В.В Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка», «Птичья песенка».

  12. Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».

  13. А.И. Куприн «Слон».

  14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

  15. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».

  16. Х.-К. Андерсен Сказки.

  17. Юмористические стихотворения и рассказы (В.Ю. Драгунский, Н.Н. Носов, М.М. Зощенко и других авторов).

Произведения для заучивания наизусть.
М. Ножкин «Россия», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок), И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.), С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», В. Набоков «Дождь пролетел…», на уроках внеклассного чтения: стихотворение о природе весной и стихотворение о Великой Отечественной войне.

Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов

п/п

Тема

Количество

часов

Внеклассное

чтение

Развитие речи

1

Моя Родина.

3

2

Золотая осень.

18

2

1

3

Великая радость – работа.

8

1

4

Страницы истории.

12

1

5

Что такое хорошо, что такое плохо.

5

1

6

Здравствуй, гостья – Зима.

36

4

7

Весна – красна.

16

2

8

Рассказы о животных.

16

3

9

Рассказы, сказки, стихи для детей.

22

4

3

ИТОГО

136

18

4

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Формы организации учебного процесса.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Таким образом, основными являются следующие принципы:

принцип коррекционной направленности в обучении,

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, а также методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления знаний, методы применения знаний, методы контроля.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

— составление плана текста;

— пересказ текста по плану (краткий и подробный);

— пересказ текста по предполагаемым вопросам;

— продолжение текста;

— выразительное чтение;

— чтение наизусть;

— чтение по ролям;

— устные сочинения-характеристики героев;

— развитие художественной фантазии у детей;

— придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Виды организации учебной деятельности в зависимости от цели и задач урока могут быть различными: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний с учетом психофизических особенностей детей: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и др.).

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно, поэтому на уроках литературного чтения большое значение имеет работа по совершенствованию техники чтения обучающихся. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: презентации, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

— урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала), цель которого изучение и первичное закрепление новых знаний;

— урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок), который имеет целью выработку умений по применению знаний;

— урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок), который имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

— урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа, цель которой определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;

— комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Формы работы:

рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов фильмов, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении, викторина, заочная экскурсия, виртуальная экскурсия.

Занятия проводятся в классно урочной форме, поэтому организация учебных занятий может быть различной: урок, заочная экскурсия, викторина, игра, конкурс, путешествие (в том числе и виртуальное).

Для реализации данной программы в зависимости от цели и задач конкретного урока может использоваться культурно-образовательная среда района и города Рязани (территория интерната, Центральная городская библиотека им. С. Есенина, Детский эколого-биологический центр).

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 6 классе

Личностные результаты

формировать понимание важности процесса обучения;

-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

-формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

-формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-развивать умение составлять тексты в устной форме;

-развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

-совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по литературному чтению

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует общеобразовательной программе. Настоящая программа предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями.

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

— читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

— делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

— определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

— пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

— самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

— понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

— выделять главную мысль произведения;

— заучивать наизусть стихотворения, басни;

— совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)

Учащиеся должны знать:

8– 10 стихотворений наизусть.

Минимальный (достаточный) уровень

Учащиеся должны уметь:

— читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

— читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

— отвечать на вопросы учителя;

— пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

— оценивать поступки героев (с помощью учителя);

— заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

— участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Учащиеся должны знать:

наизусть 4 — 6 отрывков из стихотворений (объем текста определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

При проверке знаний учащихся необходимо исходить из достигнутого ими уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы учебную и практическую деятельность детей с интеллектуальными нарушениями, позволяла бы им почувствовать ситуацию успеха и осознать свои учебные достижения.

Оценивание знаний обучающихся осуществляется в соответствии с Приложением №2 к Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся» ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

4. Список учебно-методической литературы:

Обязательная литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013.

  2. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

  1. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. Сост. И.Г. Савельева, под общ. ред. В.В. Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. — 224с. (коррекционная педагогика).

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. — М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. — 335с. (коррекционная педагогика).

  4. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.

  5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В двух частях. – 2-е издание. — М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2016.

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Советы библиотекаря: с малышами читаем рассказы о животных, с подростками говорим о дружбе и любви.

По выходным сотрудники московских читален рассказывают читателям mos.ru о детских книгах, которые идеально подходят для семейного чтения. Кристина Коледина из библиотеки № 168 рекомендует современные истории и проверенную не одним поколением классику.

Малышам

«Рассказы и сказки о животных» Виталия Бианки

К хорошей, качественной литературе детей нужно приучать с самых пеленок. Поэтому советую вам обратить внимание на замечательный сборник советского писателя Виталия Бианки (1894–1959). Все 12 рассказов, которые вы найдете здесь, очень легко читаются и быстро запоминаются. Вы, конечно, с ними хорошо знакомы: это «Чей нос лучше?», «Лесной колобок — колючий бок» и многие другие.

Малыши узнают много интересного про животных и птиц. Кстати, сам автор какое-то время работал преподавателем биологии, а его отец, Валентин Бианки, был известным зоологом, поэтому тема живой природы была ему близка.

«Кролик Питер и его друзья» Беатрис Поттер

Еще советую самым маленьким читателям познакомиться с очаровательным кроликом Питером — героем английской писательницы Беатрис Поттер (1866–1943). Он ведет себя точь-в-точь как самый обыкновенный ребенок: Питер не прочь пошалить, любит приключения, из-за чего попадает в разные ситуации. Интересно наблюдать также за членами его семьи и их соседями — другими зверушками.

Беатрис Поттер не только написала сказку, но и создала к ней картинки. Она любила рисовать своих питомцев, а также ферму, где жила, и ее окрестности.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Ребятам постарше

«Приключения медвежонка Паддингтона» Майкла Бонда

С серией книг о милом и очень добром медвежонке Паддингтоне вы проведете немало приятных минут. Отважный мишка отправился в путешествие из Перу в Лондон — огромный город, где никому нет до него совершенно никакого дела. Но Паддингтон не сдается: во что бы то ни стало ему нужно обосноваться здесь, а также отыскать верных друзей. Он их находит в лице мистера и миссис Браун. После прочтения книги обязательно посмотрите фильм о косолапом путешественнике, снятый в 2014 году.

«Приключения медвежонка Паддингтона» — настоящая классика английской детской литературы. Писатель Майкл Бонд (1926–2017) создал этого персонажа после того, как увидел в одном из магазинов, находящихся недалеко от Паддингтонского вокзала, обычного плюшевого медведя. Он купил его в подарок жене, а потом придумал приключения, в которые мог бы попасть косолапый. Как говорил Бонд, изначально у него не было идеи издавать книги, он просто для удовольствия писал рассказы, которые читал бы сам, будь он ребенком.

«Васюткино озеро» Виктора Астафьева

Произведение, впервые опубликованное в 1956 году, будет интересно и сегодняшним детям. Взрослые его тоже с удовольствием перечитают. Маленький мальчик Васютка заблудился в лесу, куда отправился в поисках кедровых орешков для рыбаков — друзей отца. По тайге он бродил целых пять дней, охотясь на птиц, чтобы прокормиться, и в конце концов нечаянно наткнулся на озеро, полное рыбы. И потом, когда его отыскали, он показал рыболовной бригаде, где оно находится.

У писателя Виктора Астафьева (1924–2001) необычайно богатый литературный язык, очень красивый и эмоциональный. «Васюткино озеро» выросло из школьного сочинения, которое он написал еще будучи ребенком. Советую почитать с детьми и другие его рассказы — во многих из них он описывает родной Красноярский край, его природу и жителей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Гранатовый браслет» Александра Куприна

Многие считают, что детям в подростковом возрасте очень трудно воспринимать классическую литературу, но я думаю, что это не так. Вернее, все зависит от самого произведения. «Гранатовый браслет», написанный Александром Куприным в 1910 году, им точно понравится: здесь и интрига, и неразделенная любовь, и размышления, которые останутся в памяти надолго. Я уверена, что многие юные читатели очень полюбят эту повесть.

«Гранатовый браслет» научит детей понимать и принимать эмоции других людей, относиться добрее к окружающим. Это повесть о настоящей любви: чиновник Георгий Желтков, живущий более чем скромно, любит княгиню Веру Шеину. Любит просто так. Он любуется ею издалека, пишет ей письма, дарит подарки и совершенно не надеется на взаимность. И только потом, после его смерти, она понимает, что Желтков, возможно, и мог стать ее самой большой любовью.

«Дети подземелья» Владимира Короленко

Напоследок еще одно классическое произведение, которое Владимир Короленко написал, будучи в якутской ссылке в первой половине 1880-х годов. Он признавался, что кое-что для рассказа позаимствовал из реальной жизни: «Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс». Речь идет о городе Ровно, где писатель учился в гимназии.

«Дети подземелья» (изначально — «В дурном обществе») — это очень серьезное и интересное произведение о дружбе. Мальчик Вася из богатой семьи знакомится со своими ровесниками, которые вынуждены жить в невыносимых условиях заброшенного обветшалого замка на островке: их окружают сырые холодные стены, они часто голодают, а о новых красивых игрушках и говорить не приходится. Когда отец-судья узнает об этом, он возмущается, но потом понимает, что его ребенок не обделен благородством и чувством сопереживания. Короленко, чей отец тоже был судьей, говорил, что взял некоторые черты этого персонажа у него.

В 1886 году, когда рассказ выпустили в детском журнале «Родник», его значительно сократили. Тогда-то ему и дали название «Дети подземелья», под которым мы знаем его сегодня. После прочтения вам точно будет о чем поговорить со своим ребенком, который наверняка захочет обсудить отношения между героями.

Рассказы для первого класса для чтения

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Меня зовут Стас Гаранжа, я выпускник курса «Python-разработчик» в Яндекс.Практикуме. Я хочу помочь начинающим разработчикам, которые приступили к изучению Django Rest Framework (DRF) и хотят разобраться, как устроен этот фреймворк.

Я готовлю цикл статей, в которых расскажу о разных сторонах работы DRF. У меня пока нет значимого практического опыта для описания всех изюминок при работе с этим фреймворком, поэтому в основе статьи — исследование, обобщение и по возможности непротиворечивое изложение того, что у DRF под капотом.

В этой статье разберёмся, как сделать REST API на базе Django Rest Framework, чтобы получить по GET-запросу набор записей из базы данных (БД). Иными словами, рассмотрим, как DRF работает на чтение (о том, как с помощью него создавать, изменять и удалять записи в БД, поговорим в отдельной статье).

Общую схему решения этой задачи мы рассмотрим в первой части статьи. Вторая будет посвящена детальному разбору процесса сериализации данных.

Несколько вводных замечаний:

  • Учебный проект, на основе которого даны все примеры в статье, можно найти в репозитории на Гитхабе.
  • Стиль и объём изложения рассчитаны на тех, кто не знаком с DRF и только начинает свой путь в разработке.
  • Предполагается, что читатель в общих чертах уже знаком с Django и знает основы ООП на Python.

Надеюсь, статья станет хорошим подспорьем изучения DRF и работы с его документацией, прояснит процесс сериализации данных и даст уверенность, что любая магия исчезает, стоит только покопаться под капотом конкретной библиотеки.

API для сайта на Django: общая схема

Задача

На локальном сервере работает одностраничный сайт на Django. На единственной странице сайта по адресу http://localhost:8000 пользователи видят информацию о четырёх североевропейских столицах. Информация попадает на страницу из подключённой к сайту базы данных, в которой есть модель Capital с пятью полями:

Поле author через внешний ключ (foreign key) связано с моделью User, в которой есть вся информация о пользователе с конкретным id.

Мы хотим получить информацию из базы данных, не открывая сайт в браузере, а сделав запрос из другого Python-приложения.

В каком виде нужно получить информацию:

  • Набор информации должен быть списком из Python-словарей: ключ — название поля записи в таблице Capital, значение — содержимое конкретного поля.
  • Названия стран нас не интересуют — нам нужны названия столиц, численность населения, а также имя сотрудника, который внёс запись в базу. Имя получаем через id автора, указанный в поле author.
  • Для передачи по сети полученные из БД данные должны быть конвертированы в json-формат.

Таким образом, каждую запись, которая при извлечении из базы данных является Python-объектом, принимающее приложение после декодирования json-строки должно получать в виде словаря:

{
  'capital_city': 'Oslo',
  'capital_population': 693500,
  'author': 'test_user'
}

В этом и состоит одно из назначений API — дать возможность различным приложениям доставать из БД сайта информацию в виде структуры данных, которую дальше можно обрабатывать.

Решаем задачу с помощью Django Rest Framework

Задача решается в два шага:

  • Сложный объект (набор записей из Django-модели) нужно превратить в более простую структуру, в нашем случае в список словарей. Понадобится сериалайзер.
  • Сериализованные данные для дальнейшей передачи по сети нужно перевести (отрендерить) в json-формат — универсальный текстовый формат передачи данных, не зависящий от языка реализации. Понадобится рендер.

Небольшое отступление о json. Базовые структуры данных на python кодируются в json и декодируются обратно следующим образом:

Создаём сериалайзер

Каждая запись в таблице Capital — объект. И как у любого объекта, у записи есть свои атрибуты. Изучим их на примере первой записи о столице Норвегии, воспользовавшись атрибутом __dict__. Нам доступен словарь, который хранит информацию о динамических (writable) атрибутах объекта:

Capital.objects.first().__dict__

{
    '_state': <django.db.models.base.ModelState object at 0x00000126F2DB0BB0>,
    'id': 1,
    'country': 'Norway',
    'capital_city': 'Oslo',
    'capital_population': 693500, 
    'author_id': 1
}

Каждое поле модели Capital — атрибут объекта конкретной записи. При этом поле author, которое через внешний ключ связано с моделью User и содержит id объектов из неё, в атрибуте записи и в БД получает приставку _id.

Сериалайзер поможет достать данные из нужных атрибутов (полей) записи и сформировать упорядоченный python-словарь — объект класса OrderedDict. Отмечу, что в Python с версии 3.7 и «обычные» словари стали сохранять порядок вставки пар «ключ — значение».

Для сериалайзера нужно описать поля: каждое поле будет отвечать за извлечение и представление данных из корреспондирующего поля табличной записи.

Важный момент: здесь мы рассматриваем сериалайзер на основе базового класса Serializer, чтобы лучше понять принципы его работы. На более высоком уровне абстракции есть класс ModelSerializer, который позволяет частично уйти от ручного создания полей. В этой статье он не рассматривается.

Нас интересуют данные, которые есть в трёх полях каждой табличной записи:

  • поле capital_city,
  • поле capital_population,
  • поле author.

Значит, в сериалайзере должно быть тоже три атрибута-поля.

При создании поля сериалайзера нужно определиться с названием поля и его типом. Назвать поля сериалайзера можно как угодно: именно эти названия будут ключами в словаре, в который сериалайзер преобразует запись из таблицы.

Вот примеры трёх вариантов названий полей сериалайзера:

Но как сериалайзер понимает, в каком порядке стыковать собственные поля с полями табличной записи? Например, если поле сериалайзера условно называется a, то как он определяет, что его нужно состыковать с полем записи capital_city?

Логика такая:

  • При создании поля сериалайзера можно передать аргумент source и в качестве значения указать название поля табличной записи, данные из которого будут пропускаться через поле сериалайзера. Продолжая пример, если поле сериалайзера названо a и при этом указано source='capital_city', то из табличной записи будут извлекаться данные атрибута (поля) capital_city. Именно поэтому на выходе сформируется пара "a": "Oslo".
  • Через точечную нотацию в аргументе source можно передать значение объекта из записи, с которой сериализуемая запись связана через внешний ключ. Так можно достать имя автора из таблицы пользователей, указав source='author.username'.
  • Если аргумент source не передан, то сериалайзер будет искать в табличной записи атрибут с тем же названием, что и название поля сериалайзера. Если не найдёт, появится ошибка AttributeError.
  • Если передать в аргументе source значение, которое совпадает с названием поля сериалайзера, возникнет ошибка AssertionError, a DRF предупредит: такое дублирование избыточно.

Теперь нужно выбрать тип поля сериалайзера. Его нужно соотнести с тем, какие данные извлекаются из корреспондирующего поля табличной записи. Дело в том, что у каждого поля сериалайзера есть собственный метод to_representation. Как следует из названия, задача метода — представить извлечённые из записи данные в определённом виде.

Например, есть поле serializers.IntegerField. Посмотрим на его метод to_representation:

class IntegerField(Field):
    . . .
    def to_representation(self, value):
        return int(value)

Очевидно, этот тип поля сериалайзера нельзя выбирать для данных из табличной записи о названии столицы: int('Осло') вызовет ValueError. А вот для данных о численности населения — самое то.

Выберем следующие типы полей сериалайзера:

О соотношении полей сериалайзера и полей Django-моделей можно прочитать в документации DRF.

Код сериалайзера разместим в том же приложении, где находится Django-модель, под именем serializers.py:

# capitals/serializers.py
from rest_framework import serializers

class CapitalSerializer(serializers.Serializer):
    capital_city = serializers.CharField(max_length=200)
    capital_population = serializers.IntegerField()
    author = serializers.CharField(source='author.username', max_length=200)

В поле CharField указан необязательный параметр max_length, благодаря которому задаётся максимально допустимая длина передаваемого значения. О других параметрах поля написано в документации.

Для полей сериалайзера capital_city и capital_population мы не передаём аргумент source — названия поля сериалайзера и корреспондирующего поля табличной записи совпадают. Для поля author, наоборот, нужен аргумент source. В поле author модели Capital есть только id автора, а нам нужен его username. За этим значением мы идём в таблицу с данными о пользователях, с которой поле author связано по внешнему ключу. Используем точечную нотацию author.username.

Пропущенный через сериалайзер набор табличных записей доступен в атрибуте сериалайзера data. Посмотрим на содержимое этого атрибута, создав тестовый вариант сериалайзера.

Сериалайзер в действии

Обратимся к файлу serializer_example_1.py. Он имитирует работу сериалайзера без необходимости запускать сервер и делать запрос к сайту. После клонирования учебного проекта и установки зависимостей (шаги 1—6 из ридми) достаточно запустить файл как обычный Python-скрипт и посмотреть в консоли результат его работы.

В serializer_example_1.py созданы классы с данными об авторах и о столицах для записей в таблицах:

class User:
    def __init__(self, username):
        self.username = username

class Capital:
    def __init__(self, country, capital_city, capital_population, user: User):
        self.country = country
        self.capital_city = capital_city
        self.capital_population = capital_population
        self.author = user

Созданы объекты соответствующих записей:

author_obj = User('test_user')
capital_1 = Capital('Norway', 'Oslo', 693500, author_obj)
. . . 

Объединены записи в список по подобию кверисета из Django-модели:

queryset = [capital_1, capital_2, capital_3, capital_4]

Объявлен класс сериалайзера: код идентичен тому, который был приведён выше для class CapitalSerializer(serializers.Serializer). Затем создали его экземпляр:

serializer_obj = CapitalSerializer(instance=queryset, many=True)

При создании мы передали сериалайзеру набор записей, которые нужно преобразовать. Они передаются в аргументе instance.

Кроме того, мы указали аргумент many со значением True. Дело в том, что логика работы сериалайзера с одной записью и с набором записей разная. Указывая many=True, мы включаем логику обработки набора записей. В чём она заключается, расскажу во второй части статьи при детальном разборе работы сериалайзера.

Выведем в консоль содержимое атрибута data сериалайзера:

# serializer_obj.data
[
    OrderedDict([('capital_city', 'Oslo'), ('capital_population', 693500),
                 ('author', 'test_user')]),
    OrderedDict([('capital_city', 'Stockholm'), ('capital_population', 961600), 
                 ('author', 'test_user')]),
    ...
]

Каждая запись из набора превратилась в упорядоченный словарь класса OrderedDict. Он находится в Python-модуле collections. Поэтому, если взглянуть на строки импорта в исходном коде restframework.serializers, можно увидеть:

from collections import OrderedDict, defaultdict

В каждом OrderedDict содержится информация только из тех полей табличных записей, которые были состыкованы с полями сериалайзера. Данных о содержимом поля country нет — сериалайзер не настроен доставать эту информацию, потому что мы не создавали корреспондирующего поля в сериалайзере.

Отображаем (рендерим) информацию в формате json

Нам понадобится рендер — объект класса JSONRenderer. В файле serializer_example_2.py мы дополнили импорт — помимо модуля сериалайзеров из restframework мы импортировали модуль рендеров.

Далее необходимо создать экземпляр рендера нужного типа и вызвать у него метод render:

json_render_for_our_data = renderers.JSONRenderer()
data_in_json = json_render_for_our_data.render(serializer_obj.data)

В результате мы увидим байтовую строку с массивом json-объектов:

b'[{"capital_city":"Oslo","capital_population":693500,"author":"test_user"},{"capital_city":"Stockholm","capital_population":961600,"author":"test_user"},...]'

Эта байтовая строка и будет передаваться по сети в атрибуте ответа content, а принимающее приложение будет её декодировать в список из Python-словарей и вытаскивать нужную информацию из каждого.

Что нужно ещё

Итак, мы испытали сериалайзер и посмотрели, как пропущенный через него набор табличных записей был преобразован в json-формат.

Чтобы сайт начал отдавать сериализованные данные, остаётся описать контроллер (view) и указать url-маршрут — эндпоинт, при обращении к которому сайт будет отдавать данные о столичных городах.

Контроллер

Во views.py создадим класс контроллера. Нам понадобятся следующие инструменты DRF:

  • класс APIView, который служит каркасом для контроллера;
  • класс Response, с помощью которого будет создан объект ответа на запрос. Похожая схема есть в «классическом» Django, где в ответ на HTTPRequest должен возвращаться HTTPResponse.

Внутри контроллера описываем один метод — get. Почему он называется именно так?

Логика класса-родителя APIView, а значит, и класса контроллера, такова: в контроллере запускается метод, чьё имя совпадает с именем метода поступившего http-запроса в нижнем регистре. Ровно так же работает родительский View-класс в Django.

Пример: если поступил GET-запрос, то будет задействован метод get контроллера.

В методе get опишем ту же логику, что и в файле с пробным запуском сериалайзера:

  1. Подготовить набор записей.
  2. Создать экземпляр сериалайзера, который может обрабатывать не отдельную запись, а их набор (many=True).
  3. Отрендерить в json-формат данные, полученные от сериалайзера.

# capitals/views.py
from rest_framework.response import Response
from rest_framework.views import APIView

from .models import Capital
from .serializers import CapitalSerializer

class GetCapitalInfoView(APIView):
    def get(self, request):
        # Получаем набор всех записей из таблицы Capital
        queryset = Capital.objects.all()
        # Сериализуем извлечённый набор записей
        serializer_for_queryset = CapitalSerializer(
            instance=queryset, # Передаём набор записей
            many=True # Указываем, что на вход подаётся именно набор записей
        )
        return Response(serializer_for_queryset.data)

В отличие от файла serializer_example_2.py, где мы явно прописывали json-рендер и вызывали у него метод render, в коде контроллера ничего такого нет. Но рендер всё равно отработает: его работа описана под капотом внутри класса-родителя APIView.

После того как отработал метод get, работа контроллера выглядит так:

  1. Объект ответа, который вернул метод get (return Response({'capitals': serializer_for_queryset.data}), передаётся в метод finalize_response родительского класса APIView.
  2. В методе finalize_response объекту ответа добавляются атрибуты:
    • accepted_renderer — им как раз выступает объект JSONRenderer,
    • accepted_media_type — ‘application/json’,
    • context.

Благодаря этим атрибутам формируется rendered_content: у экземпляра JSONRenderer срабатывает метод render, который возвращает байтовую строку с данными в json-формат. Она помещается в атрибут ответа content.

Маршрут (эндпоинт)

Здесь та же схема действий, как в классическом Django. Подключаем маршруты приложения capitals:

# config/urls.py
from django.urls import include, path

urlpatterns = [
    path('', include('capitals.urls')),
]

Прописываем сам маршрут в приложении capitals и связываем маршрут с контроллером:

# capitals/urls.py
from django.urls import path

from . import views

urlpatterns = [
    path('api/capitals/', views.GetCapitalInfoView.as_view()),
]

API в действии

Чтобы посмотреть, как работает API, можно:

  1. Подготовить Python-скрипт, который будет отправлять запрос на адрес http://localhost:8000/api/capitals/ и что-то делать с полученным контентом.
  2. Запустить локальный сервер, на котором работает сайт — python manage.py runserver.
  3. Запустить в терминале Python-скрипт.

Первый шаг уже сделан: в корне учебного проекта есть файл get_info_from_our_site.py. Этот скрипт делает запрос к http://localhost:8000/api/capitals/, декодирует полученный json-ответ и записывает информацию о столицах и их населении в текстовый файл.

Осталось выполнить шаги 2 и 3.

Если всё отработало штатно, в корневой директории проекта появится файл capitals.txt со следующим содержимым:

The population of Oslo is 693500, author - test_user
The population of Stockholm is 961600, author - test_user
The population of Helsinki is 655300, author - test_user
The population of Reykjavik is 128800, author - test_user

Несмотря на то, что пример наивный, он показывает главное: как мы научили
веб-приложение отдавать информацию из базы данных в ответ на запрос, который поступает не от человека через браузер, а от другого приложения. И далее — как это приложение использует полученную информацию.

Browsable API — удобный инструмент для тестирования API на DRF

Django Rest Framework позволяет посмотреть в браузере, какую информацию будет отдавать API при обращении к конкретному маршруту (эндпоинту). Достаточно ввести маршрут в адресную строку, и откроется страница с данными о запросе и результате его выполнения. За такое отображение отвечает BrowsableAPIRenderer.

kq1mnupq7tax er6b67upa29yqw


Итак, мы рассмотрели, как сделать API на базе DRF, чтобы получить по GET-запросу набор записей из Django-модели. Во второй части подробно разберём работу сериалайзера на чтение.
Если у вас появились вопросы по решению задачи, пишите в комментариях.

  • Рассказы для постановки кукольного театра
  • Рассказы для подростков слушать бесплатно подростков
  • Рассказы для первого класса распечатать
  • Рассказы для подростков про школу
  • Рассказы для конкурса чтецов 3 класс