Рассказы для художественного чтения

Порядка трех тысяч юных читателей, воспитателей, педагогов и специалистов библиотек чувашской республики приняли участие в республиканской читательской акции день чтения

Порядка трех тысяч юных читателей, воспитателей, педагогов и специалистов библиотек Чувашской Республики приняли участие в республиканской читательской акции «День чтения вслух», посвященной Всероссийскому дню чтения

Смысл акции заключался в том, чтобы дети и взрослые всерьез поговорили о книге, задумались, поделились читательскими впечатлениями, а в итоге взяли книгу в руки и все дружно начали читать. Это праздник книголюбов, писателей, библиотекарей, всегда готовых поделиться с читателями рекомендациями о самых удивительных книгах мира.

В этот день во всех библиотеках республики прошли встречи с интересными людьми, литературные занятия и марафоны, литературные викторины, громкие чтения, театрализованные путешествия с героями сказок по страницам книг.

Самыми читаемыми в этот день стали книги: Ивана Бунина, Виктора Драгунского, Марины Дружининой, Бориса Житкова, Михаила Зощенко, Тамары Крюковой, Николая Некрасова, Николая Носова, Валентины Осеевой, Александра Пушкина, Николая Сладкова, Андрея Усачева, Евгения Чарушина и Евгения Шварца, а также Леонида Агакова, Галины Белгалис, Дмитрия Суслина, Валентины Тарават и многих других.

Активное участие в республиканской читательской акции приняли библиотеки и читатели Аликовского, Батыревского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Урмарского, Чебоксарского районов и городов Алатырь, Канаш, Чебоксары.

Дети и взрослые не только увлеченно читали и слушали, но и активно обсуждали прочитанное, участвовали в театрализованных постановках по мотивам произведений и литературных играх, а также записывали видеосюжеты громких чтений и выставляли их на страницах социальных сетей с хэштегом #День_чтения_вслух.

Участники из Централизованной библиотечной системы г. Алатыря отправились литературное путешествие по книгам Евгения Чарушина «Волшебный мир зверей и птиц». Ребята ознакомились с биографией писателя, а затем читали отрывки из сборников «Тюпа, Томка и сорока», «Рассказы про зверей и птиц», «Волчишко», «Кот Епифан», «Верный Трой».

В рамках Года, посвященного трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, для читателей Алатырского района были организованы чтения книги «Чувашия древняя и вечно молодая».

            Для читателей из Чебоксарского района библиотечные специалисты организовали литературное ассорти «Поэтическая шкатулка». Во время встречи дети и их родители читали любимые поэтические произведения о природе, родном крае, дружбе и семье: А. Барто, А. Григорьева, С. Маршака, С. Михалкова, А. Пушкина, Л. Смолиной, Ф. Тютчева, К. Чуковского.

            В городе Канаш вниманию школьников библиотекари представили отрывок из книги Тамары Крюковой «Женька Москвичев и его друзья». Ребята с удовольствием прослушали рассказ «Человек нового типа», а затем посмотрели отрывок из художественного фильма «Потапов, к доске!», снятого по мотивам рассказов о Женьке Москвичеве, его друзьях и одноклассниках.

            Читатели Красноармейского района стали участниками литературной программы «По волшебной стране книжных страниц», выбрав для чтения вслух рассказы из книг М. Пляцковского «Урок дружбы», Н. Носова «Затейник», В. Осеевой «Просто старушка».

            Городская детская библиотека-филиал №1 им. С. Я. Маршака города Шумерля присоединилась к акции. В роли чтецов выступили студийцы Центра детского творчества. Для прочтения вслух и обсуждения были выбраны отрывки из произведений: В. Драгунского, М. Зощенко, Н. Носова, А. Пушкина.

Активное участие в акции приняли читатели и специалисты библиотек Козловского района. Здесь состоялись: час художественного чтения «Веселая радуга стихов Даниила Хармса», литературная игра-викторина «Обычный волшебник Евгений Шварц», праздник чтения «Путешествие по страницам детского писателя Виктора Драгунского», литературная гостиная «Сказки любимые с детства».

Республиканская акция «День чтения вслух» была широко поддержана преподавателями и студентами Чувашского республиканского училища культуры. В ходе всего тематического дня на странице сообщества училища в социальной сети ВКонтакте звучали произведения поэтов и писателей в исполнении студентов.

Следует отметить, что громкие чтения во время республиканской читательской акции «День чтения вслух» вдохновили детей и взрослых читать больше, читать эмоционально и с удовольствием, читать с радостью. Акция наглядно продемонстрировала, что чтение вслух – очень мощный инструмент эмоционального восприятия и общения и, конечно, один из самых действенных способов продвижения книги и чтения.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека благодарит всех участников акции и соорганизаторов – библиотеки республики и образовательные учреждения за активное участие в социокультурном мероприятии и неравнодушное отношение к книге и чтению. Фоторепортаж

Советы библиотекаря: малышам — веселые сказки, ребятам постарше — увлекательные приключенческие повести, а подросткам — рассказы американских писателей ХХ века.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые помогут сделать домашний вечер теплым и уютным. Надежда Боброва, которая работает в библиотеке № 81, рекомендует обратить внимание на проверенную временем классику, способную увлечь как детей, так и родителей.

Надежда Боброва

Малышам

«Сказки почемучки» Тамары Крюковой

Это прекрасная книжка для детей, которые очень любят задавать вопросы о том, как устроен мир. Она расскажет много интересного и неожиданного: что произошло с мамонтами, почему у дятла красная шапочка и много чего еще. Текст сопровождают яркие иллюстрации — ребята точно проведут много времени, разглядывая их.

Автор книги — современная писательница лауреат многочисленных литературных премий Тамара Крюкова. Не так давно я брала у нее интервью для одного из проектов нашей библиотеки, и конечно, мы коснулись и этой книги. Тамара Крюкова рассказала, что в детстве зачитывалась «Сказками» Редьярда Киплинга, в которых британский писатель тоже отвечал на интересные вопросы, касающиеся окружающего мира и животных. Повзрослев, она решила написать свои сказки.

«Сказки и картинки» Владимира Сутеева

Обязательно возьмите почитать книжку Владимира Сутеева — советского писателя, художника-иллюстратора, одного из главных отечественных мультипликаторов. Истории, написанные и нарисованные им, развивают у детей фантазию. «Кто сказал “мяу”?», «Цыпленок и утенок», «Три котенка» — родители наверняка помнят сказки Сутеева, которые сами читали в детстве. «Сказки и картинки» незаменимы и в домашней библиотеке: там мало текста и много картинок, что понравится самым юным читателям.

В нашей библиотеке проходят интерактивные занятия. Мы часто предлагаем детям создать собственные театральные постановки по сказкам Сутеева, им очень нравится. Во-первых, легко запоминается текст, во-вторых, ребята сами додумывают сюжетную линию, получается очень интересно. Все остаются довольны.

Рассказы для художественного чтения

Ребятам постарше

«Говорящий сверток» Джеральда Даррелла

Английский писатель Джеральд Даррелл совмещал в своем творчестве два увлечения: путешествия и изучение животных. Роман-сказка «Говорящий сверток» объединяет оба.

Мальчики Саймон и Питер приезжают из хмурой Англии на каникулы в солнечную Грецию, где живет их двоюродная сестра Пенелопа. Однажды ребята находят на морском берегу сверток, из которого звучат разные человеческие голоса. Внутри обнаруживается попугай, который сообщает, что на самом деле он не обычная птица, а политик из волшебной Мифландии. Его страну захватили василиски, и теперь всем, кто там живет, включая единорогов, фениксов и грифонов, грозит смертельная опасность. Ребята отправляются им на выручку — так начинается увлекательнейшее приключение.

«Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова

Прекрасная повесть Александра Волкова была одной из любимых книг моего детства. Сейчас приключениями девочки Элли и ее песика Тотошки увлечен мой сын — он прочитал книгу четыре или пять раз. Сюжет захватывает буквально с первых строк: читатель вместе с Элли перенесется из Канзаса в волшебную страну, где подружится с пугалом Страшилой, Железным Дровосеком, Трусливым Львом.

Многие знают, что «Волшебник Изумрудного города» начался с «Удивительного волшебника из страны Оз», написанного в 1900 году американским писателем Лайменом Фрэнком Баумом. В 1939 году вышла первая версия книги Волкова, по сути, являющаяся пересказом повести Баума. В 1959 году писатель представил вторую версию, значительно переработав ее, добавив новых персонажей и сюжетные линии. Впоследствии Волков написал несколько продолжений. 

Очень рекомендую познакомиться с экранизациями повести. В 1968 году вышел двухсерийный кукольный телеспектакль в озвучке Марии Виноградовой, Ростислава Плятта, Олега Табакова и других прекрасных актеров. В 1973-м по «Волшебнику Изумрудного города» был снят многосерийный мультфильм, а в 1994-м — полнометражный художественный фильм (режиссер — Павел Арсенов).

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Подросткам

«Последний дюйм» Джеймса Олдриджа

Летчик и телеоператор Бен получает заказ на подводную съемку акул в Красном море. В далекую Акулью бухту он отправляется со своим 10-летним сыном Дэви. Поездка, которая обещала быть мирной и спокойной, оборачивается настоящим кошмаром: акула нападает на Бена, а Дэви приходится оказывать отцу помощь и вести самолет.

«Последний дюйм» — прекрасный рассказ о взаимоотношениях родителя и ребенка, силе духа, решительности и других качествах, которые необходимы для воспитания хорошего человека. Кстати, автор в свое время увлекался подводной съемкой и, как и его герой, снимал акул. Умел он и управляться с самолетом — во время Второй мировой войны Олдридж был пилотом бомбардировщика.

«Дары волхвов» О. Генри

Еще хочу порекомендовать поучительный рассказ «Дары волхвов». Его главная мысль очень проста: нет лучше и ценнее подарка, чем искренняя любовь, которая проявляется в готовности пожертвовать самым дорогим. Так поступают главные герои — супруги Джим и Делла.

Они живут очень бедно, и дорогие подарки на Рождество им не по карману. Чтобы порадовать мужа платиновой цепочкой для единственной его ценной вещи — золотых часов, — Делла продает свои роскошные волосы. А Джим, не зная об этом, продает часы, чтобы купить жене дорогие черепаховые гребни, о которых она мечтает.

Впервые рассказ увидел свет в декабре 1905 года на страницах одной из нью-йоркских газет. Уже через год он вошел в сборник рассказов О. Генри «Четыре миллиона».

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС); примерной (авторской) программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В.П. Журавлёва, Ю.В. Лебедева.- М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература.10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев.- 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-х классов. Уровень изучения предмета — базовый.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно — эстетической системы;

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического

кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

2. Планируемые результаты освоения курса литературы в 10 классе.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;

  • формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений;

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • формирование основ саморазвития и самовоспитания в процессе освоения нравственных основ художественной словесности XIX века;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства; формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощенному в русской классической литературе XIX века;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Обучающиеся научатся:

  • понимать образную природу словесного искусства;

  • понимать содержание изученных литературных произведений;

— находить и сопоставлять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

— применять основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Обучающиеся получит возможность научиться:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Предметные результаты:

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных письменных высказываниях;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

Обучающиеся научатся:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в

качестве аргумента как тему произведения, так и его проблематику;

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты

произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять

основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и

связей элементов художественного мира произведения;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном

произведении, оценивать их художественную выразительность;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в

произведении;

• осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или

создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения;

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

3. Содержание курса литературы 10 класс

Введение(3ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов.Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников. И.С.Тургенев (10 ч) Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров — нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Н.Г.Чернышевский (3 ч) Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». И.А.Гончаров (9 ч) Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа. А. Н. Островский (8 ч) Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Ф. И. Тютчев (3 ч ) Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим.», «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое.»), «Эти бедные селенья.», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха. Н. А. Некрасов (11 ч) Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом.», «Мы с тобой бестолковые люди.», «Я не люблю иронии твоей.», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода.»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт.», «Внимая ужасам войны.», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба.», «Умру я скоро.». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. А. А. Фет (3 ч) А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега.» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым.», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч) Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). Страницы истории западноевропейского романа XIX века (3 ч) Обзорная лекция по творчеству Ф. Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя. Ф. М. Достоевский (11 ч) Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога. Л.Н.Толстой (17 ч) Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» — роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года — Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире. Н. С. Лесков (3 ч) Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века (3 ч) Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. А. П. Чехов (9 ч) А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования. Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Подведение итогов года (4 ч) Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

На изучение курса литературы в 10 классе отводится по 105 часов.

В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «СОШ № 20» на прохождение программы отводится отводится по 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

КР

РР

Введение

3

И. С. Тургенев

10

1

Н. Г. Чернышевский

3

И. А. Гончаров

9

2

А. Н. Островский

8

2

Ф. И. Тютчев

4

Н. А. Некрасов

11

1

2

А. А. Фет

3

М. Е. Салтыков — Щедрин

4

Страницы истории западноевропейского романа XIX века

3

Ф. М. Достоевский

11

1

Л. Н. Толстой

17

2

Н. С. Лесков

3

Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

3

А.П.Чехов

9

2

Мировое значение русской литературы

4

1

Итого:

105

2

12

Календарно-тематическое планирование по литературе

урока

урока в

разделе

тем

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректиро ванные сроки изучения учебного материала

Введение 3ч

1

Введение. Русская литература XIX века.

01.09.20

2

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.

04.09.20

3

Русская литературная критика второй половины XIX.

04.09.20

И. С. Тургенев 10 ч

1

«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

08.09.20

2

Рассказы цикла «Записки охотника».

11.09.20

3

Вн.чт. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

11.09.20

4

Творческая история романа «Отцы и дети». Трагический характер конфликта в романе. Анализ 5-11 глав романа

15.09.20

5

Споры Базарова с Павлом Петровичем. Анализ 12-16 глав романа

18.09.20

6

Внутренний конфликт в душе Базарова.

Испытание любовью. Анализ 17-19 глав романа

18.09.20

7

Мировоззренческий кризис Базарова. Анализ 20-21 глав романа

22.09.20

8

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ 22-24 глав романа

25.09.20

9

«Отцы и дети» в русской критике. Подготовка к классному сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

25.09.20

10

Р.р. Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

29.09.20

Н. Г. Чернышевский 3 ч

1

Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского История создания романа «Что делать?» Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия.

02.10.20

2

Своеобразие жанра романа «Что делать?» Основные элементы его художественного мира

02.10.20

3

«Старые» и «новые» люди в романе. Особенный человек.

06.10.20

И. А. Гончаров 9ч

1

Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.

09.10.20

2

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова. ( 1-8 гл. 1ч)

09.10.20

3

Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).

13.10.20

4

Андрей Штольц и Об ломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ ломов. (Анализ 1-4 глав II- ой части романа «Об 5-12 глав II-ой части романа «Обломов».

16.10.20

5

Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»).

16.10.20

6

Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»).

20.10.20

7

Роман «Обломов» в зеркале критики.

23.10.20

8

Р.р. Классное сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».

23.10.20

9

Р.р. Классное сочинение по роману И.А. Гончарова. «Обломов»

27.10.20

А. Н. Островский 8 ч

1

А. Н. Островский — создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни.

10.11.20

2

Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).

13.11.20

3

Р.р. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).

13.11.20

4

Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).

17.11.20

5

«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).

20.11.20

6

«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»). «Гроза» в оценке русской критики.

20.11.20

7

Вн. чт. В тёмном царстве.Обсуждение пьесы Островского «Бесприданница»

24.11.20

8

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Н. Островского.

27.11.20

Ф. И. Тютчев 4ч

1

Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.

27.11.20

2

Поэзия Ф. И. Тютчева в контексте русского литературного развития. Хаос и космос в лирике Тютчева.

01.12.20

3

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.

04.12.20

4

Литературоведческий практикум. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

04.12.20

Н. А. Некрасов 11ч

1

Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь.». Обзор жизни и творчества Н. А.

Некрасова.

08.12.20

2

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца.»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.

11.12.20

3

«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.

11.12.20

4

КР по литературе второй половине XIX века. Тест

15.12.20

5

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ.»: тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова.

18.12.20

6

Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.

18.12.20

7

Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш»

22.12.20

8

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

25.12.20

9

«Путь славный, имя громкое народного заступника. » (Анализ главы «Пир — на весь мир»).

25.12.20

10

Р.р. Классное сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

29.12.20

11

Р.р.Классное сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

А. А. Фет 3 ч

1

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

2

Основные мотивы творчества А.А.Фета

3

Литературоведческий практикум. Лирика А. А. Фета.

М. Е. Салтыков-Щедрин 4 ч

1

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста»

2

История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала “Истории”.

3

«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4

Вн. чт. «Господа Головлевы» — общественный роман.

Страницы истории западноевропейского романа XIX века

1

Творчество Ф.Стендаля(Обзорная лекция)

2

Творчество О. де Бальзака (Обзорная лекция)

3

Творчество Ч.Диккенса(Обзорная лекция)

Ф. М. Достоевский 11 ч

1

«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.

2

В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

3

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

4

Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

5

«Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

6

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

7

Три встречи — три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

8

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

9

Роман «Преступление и наказание» в русской критике конца 60-ч годов.

10

Психологизм прозы Достоевского.

Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Роман «Бесы». Спор с нигилизмом. Романы «Подросток», «Братья Карамазовы» (Обзорная лекция)

11

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Л. Н. Толстой 17 ч

1

Страницы великой жизни. Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель.

2

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

3

Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П.

Шерер. Петербург. Июль 1805 г..»

4

Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы.

5

Изображение войны 1805-1807 годов.

Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3

6

Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н.

Толстого).

7

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

8

Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3

9

Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года.

Изображение войны 1812 года.

10

Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

11

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

12

Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)

13

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

14

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

15

Л. Н. Толстой о назначении женщины. Образ Наташи Ростовой.

16

Р.р.Классное сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

17

Р.р. Классное сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Н. С. Лесков 3 ч

1

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

2

«Очарованный странник». Идейно­художественное своеобразие

3

Изображение национального русского характера в повести.

Страницы зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

1

Творчество Г.Ибсена (Обзорная лекция).

2

Творчество Г. де Мопассана (Обзорная лекция).

3

Творчество Б.Шоу (Обзорная лекция).

А. П. Чехов 9 ч

1

Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. Рассказы «Студент».

2

«Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»).

3

Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Рассказ «Человек в футляре»

4

А. П. Чехов — драматург. Общая характеристика «новой драмы». Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Исторические истоки «новой драмы». Особенности поэтики.

5

Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.

6

Разлад между желаниями и реальностью существования — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.

7

Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Смысл финала

8

Р.р.Классное сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

9

Р.Р.Классное сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Мировое значение русской литературы 4ч.

1

КР по русская литературе XIX века за курс 10 класса. Тест

2

Мировое значение русской литературы

3

Нравственные уроки русской литературы XIX века »

4

Итоговый урок. Список произведений для летнего чтения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники

· Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. :

Просвещение, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018.

· Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Базовый уровень.

В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение, 2014, 2015,

2016, 2017, 2018.

Методические пособия

· Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс. — М. : Просвещение, 2006.

· Ерёмина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. — М. :

Просвещение, 2006.

· Беляева Н. В. Проверочные работы. 10—11 классы. — М. : Просвещение, 2010.

· Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум / Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение, 2004.

12

Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:

Осень

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А. Майков Осенние листья по ветру кружат

А. Плещеев «Осенью»        

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

В Бианки «Прячутся»

Г. Скребицкий «Осень»

Е. Трутнева «Осень»

З. Федоровская «Осень»

И. Бунин «Листопад»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Волошин «Осенью»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Рапов «Ёжинька и белочка»

М. Садовский «Осень»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Украинская народная сказка «Колосок»

Овощи        

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»                

Фрукты, ягоды

Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»                

Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»

Я. Тайц «По ягоды»

Грибы

В. Даль «Война грибов с ягодами»

В. Катаев «Грибы»

В. Сутеев «Под грибом»        

С. Аксаков «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

Деревья

В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»

Г. Скребицкий «Мать и кормилица»                

З. Александрова «Белая черёмуха»

И. Токмакова «Дуб»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

М. Исаковский «Вишня»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Игрушки

А. Барто «Игрушки»

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

Л. Воронкова «Новая кукла»                

С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»

С. Михалков «Андрюша»

Мебель

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Дикие животные

В. Берестов «Заячий след»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Яблоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»

И. Бутман «Прогулка по лесу»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»

К. Коровин «Белка»

М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Сушёные камни»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Воронько «Испугались зайку»

С. Козлов «Большое спасибо»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

С. Михалков «Как друзья познаются»

Русские народные сказки о животных

Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Животные жарких стран

А. Куприн «Слон»

Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

К. Чуковский «Айболит»

Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»

С. Баруздин «Рави и Шаши»

Посуда

А. Гайдар «Голубая чашка»

Братья Гримм «Горшок каши»

К. Чуковский «Федорино горе»

Н. Носов «Мишкина каша»

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

Почта        

С. Маршак «Почта»                

Одежда        

В. Зайцев «Я одеться сам могу»

Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»

Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»

Н. Носов «Заплатка»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»        

Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)

Стройка

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

М. Пожарова «Маляры»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»                

Семья

А. Барто «Вовка – добрая душа»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я. Аким «Неумейка»

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)

«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)

Транспорт

А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»

А. Дугилов «Моя улица»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

М. Кривич «Школа пешехода»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Новый год

Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»

З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»

Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»        

Зимние забавы

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»

А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

И. Суриков «Детство»

Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Зима

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Г. Скребицкий «4 художника. Зима»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Е. Трутнева «Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

И. Суриков «Зима»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Л. Чарская «Зима»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Н. Сладков «Суд над декабрём»

Р. Кудашева «Зимняя песенка»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»

Я. Аким «Первый снег»

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),

Зимующие птицы

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

8 марта

А. Милн «Непослушная мама»

Г. Виеру «Мамин день»

Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»                

Космос

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»                

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Армия

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»

Е. Благинина «Шинель»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Весна

А. Плещеев «Уж тает снег»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»

Е. Баратынский «Весна, весна»

Е. Серова «Подснежник»

И. Токмакова «Весна»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»

Н. Павлова «Под кустом»        

Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Я. Колас «Песня о весне»

Перелётные птицы

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Домашние животные

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)

В. Осеева «Почему»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»

К. Паустовский «Кот – ворюга»

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»

С. Михалков «Щенок», «Котята»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)

Домашние птицы

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Н. Емельянова «Окся – труженица»

О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной

Русская народная сказка «Петушок»

Украинская народная сказка «Колосок»        

Животные холодного климата

Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»

Профессии

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Заходер Стихи о профессиях

В. Маяковский «Кем быть»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»        

Я. Аким «Неумейка»

Насекомые

В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»

В. Драгунский «Он живой и светится»        

В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»

Л. Квитко «Жучок»

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

Э. Шим «Сказки, найденные в траве»

Рыбы

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»                

Цветы

А. Платонов «Неизвестный цветок»        

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»

Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»

Л. Воронкова «Золотые ключики»

М. Пришвин «Золотой луг»

Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»

Н. Сладков «Весенние радости»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Э. Шим «Солнечная капля»

Лето

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»                

Школа

А. Алексин «Первый день»

А. Барто «В школу»

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дополнительная литература

Русские народные сказки и сказки народов мира

«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)

«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)

«Василиса Прекрасная»

«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)

«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой

«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)

«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»

«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)

«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского

«Никита Кожемяка»

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)

«Садко» (отрывки)

«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Сивка – Бурка»

«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой

«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)

«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Царевна – Лягушка»

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)

«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)

А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

А. Ремизов «Хлебный голос»

А. Усачёв «Про умную собачку Соню»

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»

Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»

В. Даль «Старик – годовик»

В. Левин «Сундук», «Лошадь»

В. Осеева «Волшебная иголочка»

В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)

Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»

Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Г. Скребицкий «Всяк по – своему»

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)

Д. Хармс «Очень страшная история»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»

И. Соколов – Микитов «Соль земли»

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

К. Чуковский «Телефон»

Л. Пантелеев «Буква «Ы»

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

М. Зощенко «Великие путешественники»

М. Москвина «Кроха»

М. Пришвин «Курица на столбах»

М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Сладков «Неслух»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

С. Воронин «Воинственный Жако»

С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»

С. Михалков «Дядя Стёпа»

С. Романовский «На танцах»

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)

Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)

Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)

Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского

Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова

Рассказы В. Драгунского

Рассказы Н. Носова

Стихи о природе

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказы для читательского дневника 3 класс длинные
  • Рассказы для темы человек путешествующий
  • Рассказы для старшей группы детского сада
  • Рассказы для улучшения разговорной речи
  • Рассказы для темы преступление и наказание