Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов по картинам на тему профессии»
Зульфия Никифорова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов по картинам на тему профессии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» Красноярский край, г. Лесосибирск
Задачи:
• Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план.
• Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
• Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов — действий.
• Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
• Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
• демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;
• мелкие картинки с профессиями на каждого ребёнка; мяч;
Ход занятия:
Организационный момент.
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Вова рад и Паша рад,
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
(улыбаемся)
Воспитатель: Ребята, я вчера была в библиотеке и мне в руки попалась одна интересная книга, Натальи и Сергея Гордиенко «Большая книга профессий».
Мне очень понравилась эта книга
Воспитатель: Ребята, когда вы подрастёте, обязательно задумаетесь о выборе профессии. В мире тысячи профессий, все они почётны, значимы и нужны.
А много ли вы знаете профессий? (ответы детей) Давайте проверим!
Я буду читать вам загадки, а вы называйте профессии, когда я делаю паузу.
(По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.)
1)Мама лечит всех зверей —
Кошку, пса и ламу.
Болен друг? Звонят скорей,
Вызывают маму.
Мама знает все таблетки
Для ежа и птички в клетке.
(Ветеринар)
2).В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ….
(Артист)
3)Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)
4)Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.
(Воспитатель)
5)Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — Разрешит погулять.
(Доктор)
6) Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
7) У кого золотые руки, шьет нам рубашки, платья, брюки? (Портной)
Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать? (учитель)
9)Он войдёт в огонь и дым угарный! Скажите, кто это? (пожарный)
10)Над грядою гор — рассвет, моросящий серый дождик,
Натюрморт, пейзаж, портрет, кистью пишет нам? (художник)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о людях разных профессий и составлять рассказы о них.
Давайте немного с вами поиграем, я вам буду говорить высказывания, если вы со мной согласны, вы киваете головой, если нет, то исправьте меня.
Игра — “Исправь ошибку”
• строитель туши пожар, а пожарный шьёт одежду;
• художник строит дома, а учитель рисует картины;
• портной учит детей, а строитель шьёт вещи;
• учитель спасает людей из пожаров, а художник задаёт уроки;
Игра с мячом — “Кто, где работает?”
Профессии мы назвали, кто, чем занимается вспомнили, а теперь давайте с вами назовём, кто, где работает.
Воспитатель… — в садике;
Строитель…. – на стройке;
Портной…. – в ателье;
Учитель… в школе;
Пожарный… в пожарной части;
Художник… в студии;
Полицейский… в
в полиции;
Врач…в больнице;
Сейчас мы немного отдохнём!
Физминутка:
Мы в профессии играли-
В миг художниками стали
Мы картину рисовали
И артистами вдруг стали
Рояль теперь у нас в руках,
Играем быстро, просто класс!
Вот закончилась игра
Нам на стульчики пора!
Игра — “Кому, что нужно для работы?”
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку маленькие карточки с изображением профессий)
Представьте, вы выросли и стали работать, а кем вы стали, изображено у вас на картинке. Расскажите, какие инструменты нужные для вашей профессии.
– Строителю нужны кирпичи, цемент, лестница, рулетка;
– Портному нужны ножницы, мел, ткань, швейная машинка и т. д.
4. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
(Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания)
Воспитатель: А теперь я расскажу схему по которой строится рассказ:
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Отличительная одежда
4. Что нужно ему для работы.
5. С кем или чем работает?
6. Что делает человек данной профессии?
Воспитатель: Послушайте, как я расскажу о профессии продавца.
Это продавец. Он работает в магазине. У продавца есть специальная форма. Для работы продавцу нужны : касса, весы, счёты, калькулятор. Продавец продает разные продукты питания, ему дают деньги за продукты, а он дает сдачу.
Самостоятельные рассказы детей.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня отвечали на занятии, полными предложениями, рассказали много интересного о работе людей разных профессии. Кто- то немного затруднялся, но ничего страшного, мы и дальше будем с вами учиться составлять рассказы по схемам.
Сегодня на занятии мы с вами рассказали только о некоторых профессиях, а их очень много в наше время. Предлагаю вам, узнать дома о профессиях ваших родителей. Расспросите, чем их профессия интересна.
Воспитатель: А закончить наше занятие мне бы хотелось вот таким стихотворением:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны!
Врач, психолог и учитель,
Программист и попечитель,
Тракторист, геодезист
И юрист, экономист.
Продолжать сейчас не буду,
Но скажу вам точно я:
Разные профессии,
Каждому – своя!
Вы скорее подрастайте,
Профессией овладевайте.
Старайтесь в деле первыми быть
И людям пользу приносить!
Паспорт проекта
1. | Вид проекта | Творческо-информационный |
2. | Продолжительность | Долгосрочный |
3. | Участники проекта |
|
4. | Общая характеристика проекта | Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
|
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, о городе, в котором они живут, о стране.
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
* Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и достопримечательностей.
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Орск», «С чего начинается Родина», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, дошкольников.
Проблема: Выяснить с детьми – с чего начинается Родина?
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап | Подготовительный: — Изучение интереса детей для определения целей проекта. — Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности | Сентябрь 2021г |
2 этап | Основной | Октябрь — Ноябрь 2021 |
3 этап | Заключительный | Апрель 2022 |
4 этап | Презентация результатов деятельности | Май 2022 |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные);
- презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
Первый раздел: «Мой дом, моя семья»
• Познавательное занятие «Моя семья».
• Беседа «Мой дом».
•Составление рассказов на тему: «Моя семья».
• Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы».
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня».
•Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка.
• Пальчиковая гимнастика «Семья».
• Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощницы».
• Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
• Дидактическая игра «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных»?
• Просмотр сказки «Три поросёнка».
• Сотворчество детей с родителями: «Фотоальбом «Моя семья».
Второй раздел «Мой детский сад»
• Словотворчество на тему: «Детский сад – это…».
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
• Экскурсия по детскому саду.
•Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду».
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
• Выставка рисунков и поделок «Мой любимый детский сад».
• НОД «Труд взрослых в детском саду».
Третий раздел «Мой город Орск»
Беседа «Как и почему называется наш город»
• Знакомство с символикой Орска.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций о природе родного края, животных, растениях.
• Рассматривание фото альбома «Мой старый-новый город».
• Показ презентации «Моя малая родина».
• Изготовление фотостенда «Город, в котором я живу».
Фото конкурс «Как я провел лето».
• Экскурсии по ближайшим улицам (школа).
•Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице».
• ОД «Мой любимый город Орск».
• Конкурс рисунка на асфальте «Разноцветные дорожки».
• Конкурс чтецов «Мой город лучше всех на свете».
Четвертый раздел «Моя страна Россия»
Познавательное занятие «Россия – Родина моя».
•Лепка: «Флаг России».
•Рисование: «Русская березка».
•Прослушивание: гимна РФ, народных песен.
•Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору».
•Пятый раздел презентация «С чего начинается Родина?»
Д/И «Народные промыслы»
Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина»
• Беседа о Москве.
• Рассматривание кукол в народных костюмах.
• Иллюстрации «Русский народный костюм».
•Драматизация русских народных сказок: «Маша и медведь, «Теремок», «Репка».
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключение
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
- Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
- Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, — 112 с.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
- Как любить детей (опыт самоанализа)/ Ш.Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского угиверситета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Лекции авторского семинара Амонашвили Ш.А. Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном пространстве (система Школа Жизни). – Абакан, 2009.
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
- Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.
Вид: групповой.
Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры, сюжетно — ролевые игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр видеофильмов, драматизация.
Продолжительность проекта: 3 недели (ноябрь).
Место проведения: группа, семья.
По характеру содержания: включает ребёнка и его семью, общество и культуру.
По характеру участия ребёнка: исполнитель.
По характеру контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьей.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Стимулом для творческой деятельности ребёнка и толчком в речевом развитии служит драматизация. Именно в драматизации ребёнок получает внутренний комфорт, ведёт себя раскованно и начинает говорить легко
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели и логопед.
Возраст детей: 5 — 6 лет.
Актуальность проекта
Педагогический проект по драматизации сказки «Репка» направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой активности, коммуникативных способностей, эмпатии, преодоления застенчивости. Создание спектакля для наших детей — самое увлекательное, интересное, радостное и, конечно, полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс работы над спектаклем даже недостаточно активных, вялых, нерешительных детей, помогая им преодолевать зажатость, застенчивость, излишнюю скромность. Чудеса, тайны превращения — всё это удивительный мир сказки, который является неотъемлемой частью развития ребенка-дошкольника. Сказка, как волшебное лекарство, которое излечивает от обиды, неприятностей, помогает детям стать добрее, справедливее. Сказки пробуждают в детях сострадание, желание помочь, понять другого человека. Поэтому «подсказкой» в выборе материала часто становится желание детей поиграть в эту сказку — сказку, которая для них самая любимая, самая интересная. Педагогический проект «Репка» включает планирование, пути и формы реализации проекта для работы с детьми и родителями по развитию театрализованной деятельности на основе сказки «Репка». Проект адресован педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к драматизации и формирование коммуникативных качеств посредством театрально — игровой деятельности.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться с взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
2. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
3. Формировать представление о различных видах театра.
4. Создавать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
5. Способствовать пополнению и активизации словаря детей, развивать воображение и мышление.
6. Заинтересовать и привлечь родителей к созданию совместных творческих работ с детьми.
7. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируется устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
- сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
- свободно держаться во время театрализованной деятельности;
- дети станут дружнее, зародится чувство партнерства;
- пополнится кейс сценариев и видеозаписей драматизацией сказки «Репка на новый лад» в детском саду;
- повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ;
- пополнится костюмерная новыми костюмами, сделанными руками родителей и педагогов;
- пройдёт премьера мини — спектакля «Репка на новый лад» перед детьми всей группы и всего подразделения детского сада;
- в группе появится печатный сценарий и видеозапись сказки в исполнении детьми группы;
- появятся новые декорации в копилке группы.
Работа над проектом:
I этап – Информационный (подготовительный)
Цель этапа:
1.Познакомить всех участников с проектом
С педагогами:
- обсуждение сценария;
- предварительное распределение ролей;
- обсуждение постановки
С детьми:
- чтение сказки «Репка»;
- беседа по содержанию сказки;
- показ иллюстраций;
- рассказы детей о посещении театров;
- беседа — диалог о театрализованной игре с вопросами к детям поискового характера: зачем нужны декорации, костюмы и т. д.;
- беседа о театральной терминологии с объяснением значений терминов «эпизод», «роль»;
- чтение сценария сказки «Репка на новый лад» по мотивам русской народной сказки «Репка»;
- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Знакомство с героями сказки: Дед, Свёкла, Морковь, Капуста, Лук. В ходе знакомства с героями сказки беседа с детьми о пользе и использовании овощей, принимающих участие в сказке. Работа над выразительностью речи.
Формы работы с детьми: показ, объяснение, рассуждение, помощь;
Игры: «Давай поговорим», «Сочини предложение», «Фраза по кругу» и т.д.
- просмотр мультфильма;
- рисование;
- коллективная аппликация «Репка»;
- конструирование деревьев и грядок для сада — огорода;
- художественные чтения детьми — декламация стихотворений, сказок, рассказов;
- театральные игры: этюды, игры, направленные на развитие импровизаций знакомых сказок, развитие коммуникабельности и умения общаться в разных ситуациях;
- работа над дикцией. Разучивание и повторение скороговорок: Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача. Лу-лу-лу – наточил Толя пилу. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- работа над дыханием и артикуляцией (упражнение на артикуляцию согласных свистящих и шипящие звуки; упражнение на речевое дыхание «Свеча»);
- индивидуальная работа над содержанием текста (пересказ в одном лице и по ролям); над выразительностью движений; над интонационной выразительностью
С родителями:
- консультации: «Значение театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей». «Интонационная выразительность при заучивании стихотворений»
- беседы: «Формирование правильной речи воспитанников через театрализованную деятельность».
Создание в группе необходимых условий для реализации проекта
Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, литературного материала, изготовление дидактических игр, атрибутов к сюжетно — ролевой игре с элементами театрализованной игры: «Путешествие в театр» премьера сказки «Репка»
Оформление в книжном уголке выставки книг разных изданий сказки «Репка»
Результаты 1 этапа:
Дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей. Умеют отгадывать описательные загадки о персонажах. Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Родители имеют представление о значении театрализованной деятельности для развития ребенка.
2 этап – Основной
Цель этапа: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к драматизации «Репка на новый лад»
Взаимодействие с родителями
№ | задачи | действия | ответственные |
1. | Закреплять с детьми дома определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействовать с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду | Домашние задания | Воспитатели |
2. | Заинтересовать родителей деятельностью детей в детском саду, привлечь к посильной помощи | Изготовление костюмов и декораций к спектаклю | Воспитатели |
3. | Привлечь родителей к самому важному представлению, доставить радость от результата, гордость за своих детей | Видеосъемка премьеры сказки «Репка на новый лад» | Воспитатели, логопед |
Работа с детьми
№ | задачи | действия | ответственные |
1. | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей | 1.Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок» 2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат» | Воспитатели, логопед |
2. | Продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных | Репетиция сказки «Репка на новый лад»: 1. Упражнение для голоса «Воробьи» 2. Беседа о театральной терминологии 3. Репетиция сказки | Воспитатели, логопед |
3. | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию | Репетиция сказки: 1. Работа над дикцией 2. Репетиция события | Воспитатели, логопед |
4. | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работа над голосом | Репетиция сказки: 1. Работа над дыханием, артикуляцией 2. Работа над голосом 3. Репетиция событий сказки | Воспитатели, логопед |
5. | Способствовать развитию чувства правды и веры в замысел; учить действовать на сцене согласованно | Действия с воображаемыми предметами: 1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами» 2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» | Воспитатели, логопед |
6. | Продолжать работу над событием | Репетиция сказки: 1. Упражнения на дыхание, на артикуляцию. Работа над скороговорками. 2. Репетиция события | Воспитатели, логопед |
7. | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга | Разыгрывание этюдов на эмоции: возмущение, протест | Воспитатели, логопед |
8. | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Репка» в единый спектакль | Репетиция спектакля: | Воспитатели, логопед |
9. | Репетировать спектакль «Репка» с использованием — музыки, света, костюмов, реквизита, декораций. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, мимику, жесты, верное исполнение движений | 1. Работа над техникой речи. Скороговорки 2. Репетиция спектакля Репетиция спектакля | Воспитатели, логопед |
Результаты этапа:
Дети внимательно слушают сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки. У детей проявляется словотворчество. С небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, его характер, настроение, действия. Дети не перебивают, слушают и дополняют друг друга. Эмоционально воспроизводят отрывки из сказки, диалоги персонажей, используя выразительные средства (речь, мимику, жесты). С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей. Дружно работают в мини — группах, создавая выразительный образ героев. Родители стали активными участниками в подготовке к спектаклю, проявили творческую активность. У педагогов повысилась социально-профессиональная компетентность.
3 этап — Результативный
Цель этапа: Предоставить возможность детям и родителям продемонстрировать результаты совместного творчества в драматизации
- Представление спектакля «Репка на новый лад» детям всем детям структурного подразделения детского сада.
- Публикация видео ролика «Репка на новый лад» в чате родительской группы в Вайбере.
- Пополнение кейса детского сада и группы материалами по реализации проекта «Репка» (сценарий сказки «Репка на новый лад» по мотивам русской народной сказки «Репка», видеозапись сказки с выступлением актёров группы, проект «Репка»).
Результаты этапа:
Дети овладевают навыками публичных выступлений, развивают коммуникативные навыки, согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля. Родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей.
Пополнение РППС группы в рамках проекта:
Книги со сказками «Репка» разных изданий.
Мультфильм сказки «Репка».
Бутафорские грядки, печь в доме деда, корзина, овощи, деревья и грядки на занавесе
Костюмы.
Сценарий сказки «Репка на новый лад».
Видеозапись сказки «Репка на новый лад» в исполнении детей – актёров группы.
Сценарий сказки «Репка на новый лад»
Ведущий. Дедка репку посадил,
Дедка репке говорил:
Дед. Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать (Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий. Спит дедуля без забот.
Репка между тем растет,
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в октябре
Дед проснулся, испугался (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед. Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась (Хватает репку и тянет.)
Ведущий. Хвать, но репка возмутилась.
Морковка. Экий, дедка, ты неловкий!
Я — не репка, я — морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет.
И еще один секрет.
Я богата витамином,
Всем полезным каротином.
Я — отличный урожай!
Дед. Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.
Картошка. Ой, ой, ой, я протестую!
Я — не репка. Я — Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот, смотри,
Стать могу картошкой фри,
Я — твой главный урожай!
Дед. Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста. Я — хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет.
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить.
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!
Дед. Милости прошу в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде.
Свекла. Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах.
Я одна — источник цвета!
А свекольная котлета —
Это просто объеденье!
Сто процентов — похуденье.
Я — отличный урожай!
Дед. Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно,
Где же репка? Может эта?
Лук. Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я — твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают,
В суп и в кашу добавляют.
Я — отличный урожай!
Дед. Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
(Выезжает машина: ребёнок с рулём и с большим медальоном на шее в виде машины, все овощи во главе с дедом уезжают на машине под музыку.)
Ведущий. Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов.
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.
Программное содержание: учить детей составлять рассказ из личного опыта по плану, предложенному воспитателем, рассказывать связно, понятно, четко, выстраивать композицию по предложенному плану. Упражнять в выделении первого звука в слове и соотнесении его с буквой. Совершенствовать умение образовывать слова разными способами ( приставочным, суффиксальным). Развивать умение подбирать антонимы, составлять предложение по схеме, выделять первое, второе и третье слово.
Материал: предметные картинки: иголка, гриб, ракета, утюг, шапка, клоун, индюк; набор букв: И, Г, Р, У, Ш, К, И, Л, У, Н; картинка автобус и дорога, шляпа, настольно-печатная игра «Логические цепочки» ( серия картинок из серии «Что сначала, что потом»), резиновые игрушки по количеству детей.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие «Развитие речи». Чему мы учимся на этом занятии?
Дети: Учимся говорить красиво, правильно. Учимся составлять рассказы.
Воспитатель: Правильно. На занятии по развитию речи мы развиваем свою речь и учимся говорить грамотно, правильно и красиво. Сегодня вам будут помогать… Ребята, я не могу догадаться кто наши помощники! Мне нужна ваша помощь! Надо расшифровать это послание. Как вы, думаете, что нужно сделать?
(На мольберте рисунок дороги. В вверху расположены картинки: иголка, гриб, ракета, утюг, шапка, клоун, индюк. слева и справа вразброс буквы: И, Г, Р, У, Ш, К, И, Л, У, Н.
Дети: Надо найти буквы к картинкам.
Воспитатель: Как? (Предлагает вариант: инрушки — буква г, гриб -ракета и тому подобное).
Дети: Нет. Иголка — буква И. Начинаетсяна со звука «И».
Воспитатель: Давайте попробуем. В каждом слове выделим первый звук и подберем соответствующую букву. (Если дети затрудняются, то педагог сам предлагает этот вариант).
В результате получается слово игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Расшифровали послание. без вашей помощи я бы не справилась! Сегодня наши помощники — игрушки. Они приглашают нас на выставку игрушек. Добраться туда мы сможем на городском транспорте. На чем можем доехать?
Дети: На трамвае, на троллейбусе, на автобусе, на такси, на маршрутке.
Воспитатель: Сколько много вариантов. Но мы поедем на
Что за чудо длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
и питается бензином.
Дети: На автобусе!
Воспитатель: Правильно. Мы поедем на автобусе. Вот наш автобус. (Выставляет картинку автобуса.) Во время поездки нужно будет собрать родственные слова слову ехать. Как только автобус остановиться на кружочке, там и ищем родственное слово.
Педагог передвигает автобус по дороге, останавливает на кружочках, дети образовываеют слова отъехал, заехал, подъехал, переехал, съехал, уехал, доехал и другие слова. (Чтобы помочь детям образовать слова, на рисунке нарисовать мост — подъехал, переехал, съехал, дерево — заехал за…, выехал из-за…, гараж — доехел до…, въехал в …)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Во время поездки вы много слов — родственников нашли. Давайте их повторим. (Дети называют родственные слова). Каждый получает билет на выставку. Проходите в зал. Находите свое место — на столах лежат карточки. Найдите свои и разложите их по порядку «Что сначало, что потом». (Во время работы педагог ведет индивидуальную работу: «Почему разложил в этой последовательности?», «Как считаешь, для чего купили этот торт?» и тому подобное).
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько здесь игрушек. Это любимые игрушки малышей. А у вас есть любимые игрушки?
Дети: Да. Есть.
Воспитатель: Я предлагаю вам рассказать о своих игрушках. Рассказывать будете по плану : Какая любимая игрушка? Как она появилась у вас? Опишите ее внешний вид. Как вы с ней играете?
Помогут вам составлять рассказ волшебный стул и волшебная шляпа. Послушайте о моей любимой игрушке.
Педагог садится на волшебный стул, надевает волшебну шляпу и дает образец рассказа.
Дети составляют рассказ о своей любимой игрушке по плану. После 2-3 рассказов педагог дает оценку рассказам детей.
Воспитатель: Много интересного узнали о ваших игрушках. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть вот с этим котом.
1, 2, 3, 4
Мы с котом шалить решили.
Предлагает этот кот
Делать все наоборот.
Я буду давать вам задания, а вы будете делать их наоборот.
Не крутитесь (дети крутятся); опустите руки вниз (поднимают руки вверх); поднимите руки вверх (опускают руки); опустите ногу (поднимают ногу); встаньте на стул (садятся на стул).
Воспитатель: Хорошо пошалили. Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». Вы поочереди друг другу называете словосочетание, а ваш друг говорит эту фразу ласково.
Хитрая лиса — хитренькая лисичка,
Серый волк — серенький волчок,
большой слон — большой слоник и так далее.
Воспитатель: Ребята, игрушки очень любят придумывать небылицы. давайте и мы попробуем придумать веселые нелепицы. В нашем предложении должно быть три слова. Эта схема предложения поможет нам. (Дети составляют предложения небылицы, по предложенной схеме).
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась. Пора возвращаться в детский сад. Возвращаемся в автобус. Что вам понравилось на экскурсии? Чему научились? О какой игре расскажете родителям? Кому сегодня было скучно? Почему?
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
? адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
? правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
? рассуждать, а также излагать своё мнение;
? правильно использовать устойчивые выражения;
? объяснять значение слов;
? понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
? уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого — «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование — это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи — это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехническое запоминание состоит из 4-х этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Какие могут быть виды кодирования: предметное (цветные картинки предметов или персонажей, фигурки предметов и персонажей, цветные картинки персонажей, выполняющий какое-то действие в сказке или рассказе, стихотворении, чистоговорке); графическое (зарисовка сюжета с помощью схематических рисунков); самый трудный вид – схематический (использование вместо картинок и зарисовок геометрических фигур разного размера и цвета), его используют с детьми более старшего возраста, имеющих опыт работы с предметно-графическим моделированием. Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей старшего возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа/пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками (мномодорожки), или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляются картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей).Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы-символы (героев/их действий) рассказа/стихотворения/сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; зачитывание отрывков текста (например, повторяющихся слов, песенок, диалогов); оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и/или, чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; определение и резюмирование смысла рассказа педагогом;
Текст прочитывается еще раз и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя символы в нужном порядке или соединяя их стрелками).
На этом, этапе желательно придерживаться следующих принципов:
— для привлечения внимания к тексту и к его лучшему восприятию прочтение педагогом текста должно быть ярко интонировано (нужно максимально точно передать голосом характер и настроение героев);
— вопросы по тексту должны быть заданы последовательно по содержанию текста;
— на начальном этапе работы с моделированием лучше подбирать: простые по объему и содержанию тексты или же хорошо знакомые ребенку (в которых четко выражен характер героев, понятны мотивы их поступков, есть четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью событий); тексты с знакомыми героями; соответствующие возрасту ребенка; имеющие воспитательную ценность.
Третий – пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем детей на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый — воспроизведение мнемотаблицы и закрепление в памяти. После пересказа, рассказа, детей просят воссоздать таблицу педагога по памяти, основываясь на тексте, а на более поздних этапах составлять таблицу самому, отбирая или зарисовывая нужные символы.
Моделирование может использоваться также для:
• обогащения словарного запаса;
• обучения правильному построению предложений;
• развития диалогической речи;
• отгадывания и загадывания загадок;
• заучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Какой план работы можно предложить педагогу для развития связной речи в старшей и подготовительной группе? На начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания — пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рекомендуется использовать небольшие незнакомые тексты и рассказы. Одновременно, детям предлагают придумать свои концовки к сказкам, рассказам, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Фрукты», можно провести занятие на тему: «Фрукт, который я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает воспитанникам попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
В Приложении 1 представлены несколько конспектов занятий с использованием моделирования. Конспекты отображают, как можно использовать моделирование в разных видах занятий и для решения разных задач. Конспект № 1 показывает использование моделирования для развития словаря в рамках лексической темы «Посуда», навыка составления предложений и составления описательного рассказа по схеме-модели. Также в нем есть материал, как заучить рифмовку по мнемосхеме. Конспект № 2 – отображает использование мнемотехники для составления пересказа знакомой сказки. Конспект № 3 – составление рассказа по одной сюжетной картинке.