Рассказы для детей про птиц зимующих

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.время реализации проекта: с 21.01.2021 по 01.02. 2021 г.участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги,

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Время реализации проекта: с 21.01.2021 по 01.02. 2021 г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. У детей недостаточные знания о зимующих птицах. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья!» Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Продукт проекта: Экологическая акция «Покормите птиц зимой», беседа – показ презентаци «Птицы – наши друзья, изготовление родителями кормушек для птиц.

1. Подготовительный этап

2. Основной этап

Раздел

Задачи

Формы

1. Физическое развитие.

— упражнять в прыжках на двух ногах;
— развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке;
— упражнять в ходьбе и беге в колонне друг за другом, ходьбе с высоким подниманием колена, в метании, закреплять бег врассыпную;
-развивать ловкость, быстроту, внимание, равновесие;
-развивать стремление у детей играть в подвижные игры

Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Пальчиковые игры: «Воробьи»,
«Птички», «Где обедал воробей?»

2.Социально-коммуникативное развитие

учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда;
— поощрять стремление заботиться о птицах.

Беседы с детьми
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
Игра – имитация «Мы птички»
Строительная игра: «Домик для птиц»

3.Познавательное развитие

— формирование знаний у детей о зимующих птицах, чем они питаются, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие); воспитание заботливого отношения к птицам;
— развивать познавательные способности.

Д/и: «Один–много», «Кто улетел?» «Назови ласково», «Счет птиц»,
«Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», «Узнай по голосу»; «Доскажи словечко»;
Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

4. Речевое развитие

— знакомить детей с новыми литературными произведениями;
— продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного;
— воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Чтение Г.Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А.Стрижева «Птицы зимой»; Н.Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», «Покормите птиц зимой».
Просмотр презентации: «Зимующие птицы».
Составление рассказа помощью педагога: «Как я спас птичку». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Игра-драматизация «Птичий двор»

5.Художественно-эстетическое развитие

— расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц; — учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности;
— создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков;
— научить изображать снегиря и синицу с помощью нетрадиционных техник рисования, передавать особенности внешнего облика, развивать композиционные навыки.

Аппликация на тему: «Ворона»
Рисование на тему: «Зимующие птицы»
Конструирование из бумаги на тему «Синица»
Лепка «Снегирь»
Слушание песни «Птички», муз.Т.Ломовой, «Воробей»,
муз. Ветлина.
Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл.
Е.Тиличеевой.
Слушание записи с голосами птиц.

6.Взаимодействие с родителями

— рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах;
— приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Оформление ширмы «Зимующие птицы».
Акция «Покормите птиц зимой» — привлечение родителей к изготовлению корма для птиц
Изготовление кормушек для птиц
Выставка книг – подбор познавательного материала

Самостоятельная деятельность детей:

— прививать любовь к птицам;
— развивать умение правильно держать карандаш.

Книжки-раскраски «Птицы»,
Шаблоны: «Птицы».
Слушание записи «Голоса птиц».

3 этап. Итог работы

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад № 77» городского округа

город
Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект

по образовательной
деятельности
в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Воспитатель:

Ибрагимова
Эльвира Эльдаровна

image001

Программное содержание:  совершенствовать
у детей навыки игрового взаимодействия; содействовать развитию у детей
устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на
наглядной и звуковой основе; закрепить умения детей отвечать на вопросы полным
предложением;  учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;  активизировать
и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
Учить детей передавать в
аппликации образ птицы, вырезать по частям из цветной бумаги, соблюдая
относительную величину. Передавать окраску птиц разной породы (снегири,
синицы). Учить работать ножницами. Учить располагать изображения на листе.
Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему
изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать
бережное отношение к птицам зимой.

         Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, Ватман,
гуашь, кисти. Белые листы А4 (ствол дерева)

Треугольник черного цвета (хвост) Прямоугольник черного цвета
(крылья)

Круг желтого и красного цвета (грудки птиц) Овал черного цвета (туловище)

Полоски коричневого цвета (кормушка) Кусочки ваты (снег) Веревочка
(для кормушки) Клей-карандаш, тряпочка, клеенка. Дополнительные элементы:
глазки, клюв

Ход:

Звучит аудиозапись с голосами птиц леса.
Дети подходят к воспитателю.

Чьи голоса вы слышите? (Голоса птиц.)

Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво.
Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют
таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

На столе разложены разрезные картинки с
изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне,
воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).

Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки,
обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и
соберите их. Что у вас получилось? (Ответы детей).

Правильно, птицы. А кто может назвать, как
называются птицы, которых вы собрали? (ответы детей).

А одним словом, как назвать этих птиц? (ответы
детей)

Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему
они так называются – зимующие? (ответы детей). 

Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а
вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки. Смотрите и слушайте
внимательно. 

1.Различаемся мы цветом,

Узнать больше

Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)

3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)

4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона). 

5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).

6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири). 

7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.) 
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка). 

Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы
детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей).
Молодцы!

Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с
заданием. 

Птицы, которые с наступлением холодов прилетают
к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы
назовете, мне этих птиц? (ответы детей) Снегирь, клест, свиристель, синица.

Вы отлично справились. Обратите внимание, перед
вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно
картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено. 

— Какие птицы прилетели к кормушке?
— Что едят синички?
— Как называется домик для птичек?
— Из чего можно смастерить кормушку?
— Назовите зимующих птиц?
— Зачем нужно помогать птицам?
— Чем питаются птицы? 
Молодцы, мне очень понравилось, как вы
составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я
прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек, и мы вместе с вами
посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
        Зимующие птицы не боятся морозов, они
много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они
отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов,
отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с
семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь
пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они
выжили в холодное время года? (ответы
детей).

Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать
зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем
положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается? (ответы
детей).

— Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
— Синицы – питаются зернышками, хлебными
крошками, а любимое их лакомство – это сало.

— Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать
ягоды рябины.

— Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Мы с вами будем делать коллективную аппликацию с элементами рисования «На
кормушке птички: снегири, синички!»

Порядок выполнения работы:

Для начала мы возьмем ватман и закрасим его краской, сделаем фон.
Дальше приклеим с двух сторон ствол дерева. Для этого мы свернем лист бумаги в
трубочку и склеим ее. Разрисуем ствол черными черточками, для того чтобы
показать, что это береза. Нарисуем ветви.

На дерево мы повесим кормушку. Для этого возьмем коричневую
бумагу, сделаем трубочки и сформируем прямоугольник. Внутри кормушки смажем
клеем и насыплем пшена. С помощью ваты мы придадим снежку на кормушке
пушистости, а зимней аппликации – объемности. Нанесите с помощью клея-карандаша
клейкий слой, а сверху приложите тонкие частички ваты.

Изготовление птичек

1.Предложить детям самим выбрать, какую птицу они хотят выполнить.

2. Рассматривание образца. Обратить внимание на детали
изображения, их геометрические формы.

3. Подготовка деталей для птиц. (Крылья) Разрезать прямоугольник
черного цвета по диагонали. Получится два треугольника. Складываем треугольник
«гармошкой». Сначала складываем треугольник пополам, потом ещё
пополам и так далее, чтобы получились ровные, одинаковые полоски.

Треугольник, сложенный «гармошкой» складываем пополам.
Промазываем клеем внутренний край и прижимаем.

Это крылья.

4. Расположить детали аппликации на клеёнке с опорой на образец.

5. Наклеить последовательно каждую деталь.

6. Наклеить получившиеся изображения птиц на плакат (ватман,
находя место в общей композиции.

Посмотрите, ребята, какая у нас получилась разноцветная
птичья столовая! Сколько птичек на ней разместилось! У нас появились новые
друзья, которым мы не дадим замерзнуть зимой. Нам будет радостно и весело, от
того, что все птички будут жить у нас в группе.

Содержание:

  • Воробей на часах
  • Лебеди
  • Скворцы
    (Отрывок)
  • Песня скворца
  • Жаворонок
  • Лебедь
  • Движения лебедя
  • Воробей
  • Зимние долги
  • Синички-арифметички
  • Храбрый утёнок
  • Галка
  • Сиротка
  • Лесной голосок
  • Дружба

Воробей на часах

Толстой Л.Н.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Рассказы для детей про птиц зимующихЛебеди

Толстой Л.Н.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Рассказы для детей про птиц зимующихСкворцы
(Отрывок)

Куприн А.И.

… Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

… Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными…

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

… И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка…»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы… дерутся гораздо больше…

Песня скворца

Куприн А.И.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

И. Соколов-Микитов

Из множества звуков земли:пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеша крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь…

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Аксаков С. Т.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Движения лебедя

Аксаков С. Т.

Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.

Рассказы для детей про птиц зимующихВоробей

Чарушин Е. И.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!

А папа говорит:

— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Зимние долги

Н.И. Сладков

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— Во напугала!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— Клевал.

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— Подбирал.

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

— А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Синички-арифметички

Н.И. Сладков

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды два, дважды два, дважды два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четы- ре-четыре!»

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

«Дважды два, дважды два, дважды два!» — выкрикивают одни.

«Четыре-четыре-четыре!» — весело отвечают другие.

Синички-арифметички.
Рассказы для детей про птиц зимующих

Храбрый утёнок

Борис Житков

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Галка

Борис Житков

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, — поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

— Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

— Ничего я не брал, — ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

— Что у вас тут? — говорит. — Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки — нет очков.

— Только что на стол их положила, — плачет бабушка. — Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

— Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, — а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

— Говори, где мои очки?

— На крыше! — сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

— Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом.

Бабушка сказала:

— Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Сиротка

Георгий Скребицкий

Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор… Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло… Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Лесной голосок

Георгий Скребицкий

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Дружба

Георгий Скребицкий

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока — прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.

…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

Информационно-практико-ориентированный проект группы «Солнышко»

«Птицы зимой!»

Воспитатели: Черезова Е.В., Котельникова Е.В.

Краткая аннотация проекта

Тема: «Птицы зимой».

Сроки реализации: 1 неделя (22.01.18 – 28.01.18).

Место проведения: МКДОУ Рамонский детский сад №2.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников.

Цель проекта: помощь зимующим птицам.

Актуальность

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Когда правильно выстроишь цепочку отношения к природе, то замечаешь за детьми изменения в поведении и поступках. Именно поэтому так важен начальный этап знакомства с окружающей средой.

Птицы нас окружают круглый год, приносят нам радость и пользу. В холодное время года, птицам страшен не холод, а отсутствие пищи, недостаточное ее количество. Зимой подкормка птиц – самый лучший способ помочь им. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие из них погибают. Каждый из нас может помочь решить эту проблему. Кормушки могут спасти жизнь многим десяткам птиц.

В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться помогать им, заботиться о них.

Цели и задачи проекта

  • Изучить зимующих птиц нашей местности, оказать им помощь в зимнее время года.

1. Закрепить представление о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в их жизни.

2. Изготовить кормушки и развесить их.

3. Организовать регулярную подкормку птиц.

4. Познакомить детей с различными видами, способами и правилами подкормки птиц.

5. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Реализация проектной деятельности

Подготовительный этап. Были поставлены цели и задачи, составлен план работы и взаимодействие всех участников проекта. Подобрали методическую, художественную литературу, дидактический и демонстрационный материал. Провели беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Основной этап. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Содержание работы в процессе реализации проекта

1. Проведение природоохранной акции:

  • Изготовление совместно с родителями кормушек
  • Размещение кормушек
  • Уход за кормушками
  • Подкормка и наблюдение за птицами
  • Тематические выставки (выставка демонстрационного материала)
  • Выставка детских работ (рисунки, аппликации; рисунки – раскраски; фигурки птиц, сделанных из шерстяных ниток)

2. Развитие речи:

  • НОД «Птицы зимой»
  • Беседы: «Что нужнее птице тепло или пища?»; «Для чего кормушке крыша»
  • Ознакомление с художественной литературой: М.Богданов «Птичья столовая», Г.Серебицкий «Берегите птиц»; рассказы о «Синице», «Воробье», «Снегире», «Дятле»; стихи С. Егоров «Воробьи», Е.Евсеева «Сон синички», Я.Воронец «Кормушка для птиц», Л.Арвачева «Выручайте птичек»
  • Дидактические игры: «Узнай по голосу птицу». Цель: учить определять птицу по голосу. «Угадай по описанию». Цель: учить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не называя ее. «Счет птиц». Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

3. Физическое развитие

  • Утренняя гимнастика
  • Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. «Птички в клетке». Цель: повышать мотивацию к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедляя темп передвижения.
  • Пальчиковая гимнастика: «Я зимой кормлю всех птиц», «Кормушка». Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование: «Снегирь на ветке»
  • Конструирование – оригами: «Птица»
  • Аппликация: «Синица» — назвать части тела, окраску, чем питается
  • Изготовление из шерстяных ниток фигурок «Снегирей»
  • Изготовление угощения для птиц – шишки, семена подсолнечника, топленое масло, нитка

5. Совместная деятельность с родителями

  • Рекомендации на совместные прогулки
  • Совместно с ребенком сделать кормушку
  • Заучивание пословиц о птицах («Всякая птица свои песни поет»; «Одна ласточка весны не делает»; «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Хорошо птице в золотой клетке, а лучше – на зеленой ветке»; «Сорока стрекочет – гостей пророчит»; «Пуганная ворона куста боится»; «Видна сокола по полету»; «Наряд соколий, а походка воронья».

Заключительный этап. Систематизация материалов. Проведение выставки рисунков. Оценка воспитанниками своего участия в проекте, а так же его пользы для птиц.

Результаты реализации проекта

После всей проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

  • Птицы, намного легче переносят холод, если у них достаточно корма
  • К нам на участок прилетают несколько видов птиц: синицы, воробьи, поползни
  • Больше всего из кормов они предпочитают: семена подсолнечника, крошки хлеба, не соленое сало, яблоки.
  • Человек может помочь перезимовать птицам, развешивая кормушки и регулярно внося корм
  • У детей сформировалась любознательность, познавательная активность и творческие способности

Воспитанники и их родители приняли активное участие в помощи птицам в холодные зимние дни.

 20180125 080810

DSC0058020180125 112040

Библиографическое описание:

Юракова, Е. Г. Конспект квест-игры на тему «О зимующих и перелетных птицах Белгородской области» / Е. Г. Юракова, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6697/ (дата обращения: 09.01.2022).




Цель:

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.


Задачи:

Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их приспособлении к среде обитания, роли человека в жизни зимующих птиц.

Формирование интереса к природе.

Воспитание бережного, ответственного отношения к птицам.


Материалы.

Карточки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, географическая карта, ягодки рябины.


Ход квест-игры




Какая сегодня погода? Какое время года?

Затем подчеркнуть приметы зимы. Дети рассказывают, в каком состоянии деревья, кого они видели по дороге в детский сад.

Воспитатель зачитывает стихотворение из книги А.Степанова, а дети по очереди находят соответствующие в стихотворении картинки.

  1. Пусть снег вокруг искрится и зимний ветер злится, поёт не уставая


    синица


    расписная.
  2. Алой кисточкой заря красит грудку


    снегиря


    . Чтоб в морозы и пургу не замёрз он на снегу.


  3. Скворец


    за морем жил зимой, теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине запел о солнце и весне.
  4. Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести. Может в них и мало прока, но горда собой


    сорока.

  5. Где у


    тетерева


    дом. В теплой ямке под кустом. Любит тетерев покой, брови красные — дугой.


  6. Глухаря


    не встретишь в поле, место выбрал он глухое, там где сосны-великаны, там где синие туманы, где в тиши лесных болот клюква красная растет.
  7. Он украшен хохолком. Дом его в дупле сухом. Знает весь лесной народ эту птицу звать


    удод.

  8. По тропинке, по дорожкам скачет серый


    воробей



    .

    Что он ищет? Ищет крошки для себя и для детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать из отложенных карточек изображения тех птиц, которые могли встретиться или встретились детям по дороге в детский сад. Почему их можно встретить зимой?

Как можно назвать таких птиц? (Оседлыми и зимующими).

Воспитатель предлагает детям загадку:


Ей на месте не сидится


Все летает целый день,


Суетится, суетится.


Целый день звенит: тень-тень.

Правильно, это синица. Какая она птица — оседлая или зимующая? Почему?

Оседлая

птица всю жизнь проводит на небольшой территории, не очень далеко от гнезда. К оседлым птицам относятся синицы, сороки, дятлы, хохлатые жаворонки. Воспитатель рассказывает, что не все птицы, отлетающие на зиму от места расположения гнезда, оказываются перелетными. Бывают еще птицы

кочующие

. Они перелетают на более короткие (до 700–1000 км) расстояния. Причем перемещения птиц беспорядочны. Их зимовка происходят не всегда в одном и том же месте. С одной такой птицей мы хорошо знакомы. Кто же это угадайте:


Что там за (черная) птица на поле важно гуляет весенним раздольем?

Воспитатель предлагает найти изображение данной птицы на карточках. Уточняет, почему ребенок отложил именно грача?

(Скворец, которого тоже можно найти на поле, весной имеет желтый клюв и белые пятнышки на концах перьев. Он станет черным только летом, после периода размножения, когда перья несколько обносятся).

Наши грачи улетели на юг Украины, там для них теплее и больше корма. Предлагает найти на карте Белгород и Украину и посмотреть, куда полетели наши грачи. Дети полоской красной бумаги отмеряют расстояние до места зимовки. Воспитатель предлагает детям отгадать еще одну загадку:


Красногрудый, черноклювый,


Любит зернышки клевать,


С первым снегом на рябине он появится опять.

Вы угадали, эго снегирь. Видели ли вы снегиря? Какое время года было тогда? Можем ли мы увидеть снегиря круглый год? Где он зимует? А где же снегирь проводит лето?

Снегирь живет в лесах. Он прилетает к нам в Белгородскую область зимовать. Правильно ли будет назвать снегиря птицей оседлой? Почему?

Можно ли назвать снегиря птицей кочующей? Конечно, можно. А можно ли назвать его птицей, зимующей в нашей области? Да, конечно.

Зимующие птицы встречаются у нас только осенью и зимой, и не строят здесь гнезд. Снегирь — птица кочующая и зимующая в нашей области.

Воспитатель спрашивает еще раз: какую птицу мы называем оседлой? А какую зимующей? Чем отличаются птица оседлая и зимующая?

А какую птицу мы можем назвать перелетной?

Перелетная птица зимует в определенных, очень удаленных от гнезда районах. Например, ласточка зимует в Африке. Летят такие птицы по определенным маршрутам. Воспитатель просит детей найти на карте Африку. Дети полоской зеленой бумаги отмеряют расстояние от Белгорода до Африки. Полученные полоски сравниваются по длине с теми, что были сделаны ранее (для грача). Делается вывод о том, что перелетные птицы летят дальше, чем кочующие.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Командам придумываются названия. Первая должна называться по имени птицы перелетной, вторая — птицы оседлой. Например, синички и ласточки. Воспитатель по очереди зачитывает фразы для каждой из команд. Если фраза неправильная, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Сова слетает на зимовку в теплые страны. —
  2. Скворец — птица кочующая. —
  3. Ласточка зимует в Африке.

    +
  4. Тетерева спят, зарывшись в снег. +
  5. Ворона — птица оседлая. +
  6. Клёст высиживает птенцов летом. —
  7. Глухари часто посещают кормушки. —
  8. Синица зимой прилетает ближе к жилью человека. +
  9. Снегирь зимой питается насекомыми. —
  10. Дрозды часто едят рябину. +

Примечание: «+» — правильно, «-» — неправильно.

Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены


синица, дятел, сорока, тетерев, щегол, снегирь, зяблик, стриж, клест, удод

,

воробей, грач, серая ворона, сова, поползень, кукушка, скворец, дрозд, глухарь.

Команды соревнуются, кто быстрее отберет птиц оседлых от птиц кочующих и перелетных. Правильный ответ здесь и далее по ходу занятия оценивается ягодкой рябины (одно очко).

Игра

«Птичий танец».

Перед игрой детям прикрепляются карточки с изображением птиц. Дети танцуют под музыку. Как только музыка прекращается, команда перелетных птиц перебегает на другую сторону комнаты, а команда оседлых остается на месте и приседает. Затем команды меняются местами.

Игра

«Угадай птицу».

Детям предлагаются голоса птиц. Надо угадать, что это за птица и сказать, перелетная она или оседлая.

Игра

«Собери птицу».

Детям предлагаются отдельные части птиц. Команде синичек предлагаются части клеста, стрижа, кукушки, а команде ласточек — дятла, тетерева, глухаря. Они угадывают от какой птицы та или иная часть и собирают изображения (на их выбор). Они рассказывают об этой птице — оседлая она или перелетная, где выводит птенцов, чем питается сама и чем выкармливает птенцов. Правильный ответ с пояснениями оценивается тремя ягодками, без пояснений — одной.

Игра

«Кто это?».

Командам предлагается придумать загадку- описание одной из птиц, а вторая команда должна отгадать, что это за птица и сказать, оседлая она или перелетная.

Игра

«Найди корм».

Детям предлагаются карточки с изображением птицы (ласточки, воробья, дрозда, снегиря, тетерева, скворца, кукушки, сокола) и их возможного корма (сала, семечек, гусениц, птиц, мух, почек березы, ягод рябины и т. д.). Надо обвести кружком тот корм, который ест данная птица.

Воспитатель спрашивает у детей, у кого на карточках изображены птицы перелетные, а у кого — зимующие? Какую пищу едят птицы оседлые и зимующие? А что едят птицы перелетные?

Дети уточняют, что перелетные птицы едят преимущественно животную пищу. Ласточка, скворец, кукушка любят насекомых.

Воспитатель уточняет, что и сроки отлета птиц часто связаны не только с изменением длительности дня, понижением температуры, но и с их пищей. Так, стрижи улетают первыми.

Чем они питаются? Как они ловят насекомых?

Правильно, стрижи ловят летающих насекомых. Это зависит от особенностей строения глаза этой птицы. Глаз позволяет стрижу видеть только летающих насекомых. Поэтому, когда при похолодании насекомые перестают летать по воздуху, птице становится нечего есть.

У ласточки другой глаз. Она может видеть насекомых, сидящих на ветке. Ласточка научилась вспугивать таких насекомых и поэтому она может жить у нас немного дольше. Кто же улетает на юг наиболее поздно? Правильно, утки улетают самыми последними.

Что же едят утки?

Они питаются водными растениями и насекомыми. Поэтому до тех пор, пока реки и озера не покрылись льдом, утки остаются в нашей области.

Воспитатель просит вспомнить детей сказку «Серая шейка». О чем говорится в этой сказке? Как уточка смогла выжить зиму? Кто был ее врагом? Кто ей помогал? Может ли человек помочь таким оставшимся на зиму птицам? Каким образом?



Игра



«Найди ошибку».

На двух фланелеграфах (для двух команд) в соответствии с изображениями птиц. На одном — птицы оседлые, на втором — перелетные. Каждая из птиц изображена с 1–2 ошибками. Дети должны найти ошибку и рассказать, что они знают об этой птице.

Воспитатель задает детям вопросы:

— Почему снегирю дали такое имя?

— Где зимой спят синицы?

— Где спят тетерева?

— Зимуют ли птицы в скворечниках?

— Каким птицам хорошо у нас зимой и почему?

— Кто выводит птенцов зимой?

—В народе говорят «Эта птица приносит весну на крыльях. О какой птице это сказано?

— Почему грач прилетает первым?

— Почему кукушка прилетает последней?

— Как мы можем помочь зимующим птицам?

Команды подсчитывают очки

Воспитатель предлагает, чтобы эти ягодки были использованы для «кормления» птиц, и просит назвать ту птицу, которая любит ягоды рябины. Дети находят изображение дрозда и «отдают» ему ягоды.

  • Рассказы для детей первого класса читать
  • Рассказы для детей про весну
  • Рассказы для детей о совести и долге
  • Рассказы для детей о зимующих птицах 5 6 лет
  • Рассказы детей о своих прадедах участниках вов