Рассказы для детей о воде 6 7 лет

Рассказы про наблюдения автора за тундрой, оживающей после длинной зимы. полярные березки высотой десяти-двадцати сантиметров надули почки. вышедшая из-под снега

Рассказы про наблюдения автора за тундрой, оживающей после длинной зимы. Полярные березки высотой десяти-двадцати сантиметров надули почки. Вышедшая из-под снега тундра во всех направлени­ях изрыта бесчисленными ходами бесхвостых мышей-пестру­шек..

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Полярная береза

Бродя по открытым проталинам в оживающей тунд­ре, я попал в целую «берёзовую рощу». Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле кро­шечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достига­ла десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоя­щие берёзы с надувшимися весенними почками, готовы­ми распуститься. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями покрытое почками корявое деревцо и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил деревцо в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сло­женные гармоникой зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была настоящая весен­няя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками величиной с крылышко мухи. Деревцо пах­ло обыкновенной берёзой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту…

Таким же крошечным кустарничком здесь растёт ива. Тонкие упругие стебли её прячутся в земле, порос­шей мёртвой травою. На тоненьких ветках надулись весенние пуховки. Странно видеть эти знакомые ласко­вые шелковистые пуховки среди незнакомой и такой чуждой природы.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Пеструшки

Так бывает: росту человек саженного, силы непобе­димой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспраши­вать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты,— скажут вам,— наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и си­лы— пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пестру­шек, зимою и летом живущих в полярной тундре.

Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструш­ка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошеч­ные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну,— думаешь,— дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлени­ях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее вре­мя: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь бес­покойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потом­ство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бро­дящие по тундре песцы, с необычайной быстротою рас­капывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острей­ший слух помогают песцам безошибочно находить жи­вую добычу под толщею снега.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Никого, кроме лютых врагов, не видят в тундре ма­ленькие пеструшки. Беспощадно глотают их хищные птицы, и даже миролюбивые травоядные олени не прочь полакомиться мясом пеструшки. Давно бы перевелись они в тундре, если бы не размножались с необычайной быстротою. От всех животных пеструшки ждут свою смерть и погибель. Быть может, поэтому зародилась в них такая жестокая, непримиримая злобность.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кор­мить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро при­вык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Плавунчик

На севере в тундре, среди множества разнообразней­ших птиц, часто встречается бойкий маленький кули­чок-плавунчик. Весною шейка и грудь у плавунчика ржаво-кирпичного цвета, на спине светлые полоски, на голове — красивая шапочка. Эти маленькие, очень про­ворные и нарядные кулички плавают всюду по мелким озёрам и бесчисленным лужицам, наполненным весен­ней прозрачной водою.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

Посмотришь на плавунчика-куличка: совсем как живая нарядная лодочка и человека почти не боится!

Не раз, бывало, идёшь по тундре задумавшись, а он тут как тут, совсем под ногами. Нагнёшься поближе, а плавунчик в лужице плавает, на человека ни малей­шего внимания. Всего полшага осталось, а он знай себе кормится, туда носиком, сюда носиком — такой провор­ный!

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

А каким огромным должен казаться ему склонив­шийся над лужицей человек!

Сделал я последний шаг, протянул к плавунчику руку. «Ну,— думаю,— теперь полетит!» А он по воде, да в травку, да на соседнюю лужицу. Туда носиком, сюда носиком, совсем как маленькая лодочка.

Смотришь на плавунчика и улыбаешься.

Как весна на север пришла - Соколов-Микитов И.С.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

Слайд 1

«Физическое развитие детей в 6-7лет» Выполнила: Воспитатель Бахарева А.Ю Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 4 » г.Аши Челябинской области

Слайд 2

Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения естественных форм и функций организма ребенка и основанных на них физических качеств.

Слайд 3

Цель- формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие; достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья

Слайд 4

. Задачи ДОУ по физическому развитию детей Охрана и укрепление здоровья детей Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Воспитание культурно-гигиенических навыков Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) Накопление и обогащение двигательного опыта Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Слайд 5

. Система физкультурно — оздоровительной работы Диагностика физического развития и уровня здоровья воспитанников ДОУ. Медосмотр детей специалистами. Организация и обеспечение выполнения режима дня в ДОУ. Создание условий для физического развития детей. Организация системы двигательной активности детей в ДОУ. Организация системы профилактически- оздоровительных мероприятий в ДОУ. Организация системы рационального питания.

Слайд 6

Методы физического развития Наглядно — слуховой — использование музыки; Словесный — команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы; Наглядный — показ упражнений, использование пособий, имитации, зрительные ориентиры; Практический — повторение упражнений, проведение в игровой и соревновательной форме;

Слайд 7

Формы физического развития Утренняя гимнастика Совместная физкультурная деятельность педагога с детьми Пальчиковая гимнастика Зрительная и дыхательная гимнастика Физкультминутка Ходьба по массажным дорожкам Бодрящая гимнастика Подвижные игры Физкультурные упражнения на прогулке Музыкальные занятия Самостоятельная двигательно — игровая деятельность детей

Слайд 8

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: 6-7 лет создавать условия для глубокого и продолжительного сна; поддерживать хороший аппетит; создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду; осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Слайд 9

Воспитание культурно-гигиенических навыков 6-7 лет Способствовать усвоению основных культурно-гигиенических навыков: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном; Напоминать о правильном пользовании носовым платком и расческой; Привлекать внимание к внешнему виду; Поощрять проявления детей, связанные самостоятельностью в раздевании и одевании, размещении одежды в определенном порядке, поддержании в чистоте одежды и обуви.

Слайд 10

Формирование начальных представлений о здоровом образе 6-7 лет Расширять представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Слайд 11

Развитие физических качеств 6-7 лет Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега (180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами; Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель; Способствовать проявлению статического и динамического равновесия, координации движений при выполнении сложных упражнении Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

Слайд 12

Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья; Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения; Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции; Способствовать формированию правильной осанки.

Слайд 13

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании 6-7 лет Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта; Поощрять проявление интереса к спортивным играм и упражнениям

Слайд 14

Центр физкультуры и спорта

Слайд 15

Утренняя гимнастика

Слайд 16

Утренняя гимнастика

Слайд 17

Физкультурное занятие

Слайд 18

Бодрящая гимнастика

Слайд 19

Бодрящая гимнастика

Слайд 20

Пальчиковая гимнастика

Слайд 21

Подвижные игры на улице

Слайд 22

Дыхательная гимнастика

Слайд 23

Дыхательная гимнастика

Слайд 24

Консультации для родителей

Слайд 25

Самомассаж

Слайд 26

Не традиционное оборудование изготовленное родителями

Слайд 27

Спасибо за внимание

«‎История изобретений. Моя первая книга о главных изобретениях человека», Кэтрин Барр

60eea8c777d4a555309172

Источник: сайт издательства «Самокат»

Возраст: 4–6 лет

Лампочка и марсоход, бумага и компьютер, компас и порох — одни изобретения кажутся нам фантастикой, а другие с нами так давно, что мы уже и забыли, что кто-то их придумал.

Книга поможет рассказать малышам о самых важных открытиях и технологиях современного мира. Отдельные аплодисменты автору симпатичных иллюстраций, художнице Эйми Хасбанд.

«‎Тайная жизнь болячек», Мариона Толоса Систере

60eea8c809119185657793

Источник: сайт издательства «Самокат»

Возраст: 5–7 лет

Дети постоянно разбивают коленки и локти. Что ж, дело житейское. Главное, держите под рукой эту книжку: она отвлечет малыша, когда он в очередной раз что-то себе расквасит. А заодно расскажет, как играть аккуратно и безопасно, и объяснит, что такое кровь, почему синяки меняют цвет и как оказать первую помощь.

«‎Энциклопедия мышки: мир большой и маленький», Тереза Вострадовска

60eea8c81f60e923923575

Источник: сайт издательства «Самокат»

Возраст: 5–7 лет

Пособие по природоведению для самых маленьких. Совершенно очаровательное издание, которое хочется брать с собой на прогулки, чтобы собирать гербарий, угадывать птиц по их песенкам, рассматривать всяких козявок в траве. С этой энциклопедией даже палисадник размером с коврик превращается в волшебный мир, полный чудес.

Книги помогают детям найти себя и заинтересоваться окружающим миром. Впрочем, мы в Skysmart занимаемся тем же самым! Приглашаем всех, кто хочет попробовать онлайн-занятия для детей, покрутить наше Колесо фортуны — все участники получат полезные материалы для детского развития и возможность выиграть бесплатные уроки!

«‎Большая книга динозавров», Анджела Мильнер

60eea8c840a41841747363

Источник: издательство «Альпина Паблишер»

Возраст: 6–8 лет

Наверное, каждый второй ребенок проходит период увлечения динозаврами и впечатляет родителей умением отличать игуанодона от велоцираптора. Если ваш наследник тоже интересуется ящерами, то эта трехметровая книга-раскладушка станет для него настоящей сокровищницей. Она написана не абы кем, а знаменитым британским палеонтологом, консультантом Лондонского музея естествознания.

«‎Колесо. Машины, шестерёнки, карусели и всё, что вращается и крутится», Трейси Тернер

60eea8c85af8b316636738

Источник: издательство АСТ

Возраст: 6–8 лет

Увлекательная книжка для юных технарей, очарованных разными механизмами. Тернер начинает с родословной колеса и потихоньку раскручивает эту историю, показывая, как важна механика для современного мира. От скейтборда до гигантского грузовика и американских горок — шестеренки и колесики крутятся везде!

«‎Чему я могу научиться у Стивена Хокинга», Сергей Король

60eea8c889e64046092502

Источник: издательство «Альпина Паблишер»

Возраст: 7–11 лет

На самом деле это не одна книжка, а целая серия издательства «‎Альпина Паблишер» «‎Уроки из жизни». Каждый выпуск посвящен человеку, который изменил мир, добился успеха в своем деле и может служить примером для подражания. Среди героев серии — Стив Джобс, Опра Уинфри, Анна Ахматова, Илон Маск, Сергей Королев и другие.

Но мы выбрали именно Стивена Хокинга — гениального ученого и популяризатора науки. Во-первых, потому что мы, как-никак, онлайн-школа и любим науку и технологии. Во-вторых, потому что пример астрофизика, который дотянулся до звезд, не вставая с инвалидного кресла, доказывает, что нет никаких ограничений и любая мечта может сбыться.

«‎Спасем воду вместе. Учебник юного эколога»

60eea8c89bd4a241783929

Источник: издательство «Альпина Паблишер»

Возраст: 8–12 лет

Уже сейчас доступ к чистой воде становится одной из глобальных проблем. Книга, написанная группой французских экоактивистов, рассказывает о том, почему с водой нужно обращаться бережно, что приводит к ее загрязнению и почему вода так важна для жизни на Земле. А заодно очень доходчиво и наглядно описывает природные процессы и учит разумному потреблению.

«‎Пальмы на Северном полюсе. Большой рассказ об изменении климата», Марк тер Хорст

60eea8c8af649623359901

Источник: издательство «Белая ворона»

Возраст: 8–12 лет

Взрослые часто говорят об изменении климата, но что это такое? Если климат меняется, значит, следующей зимы не будет? Когда он начал меняться и почему? Это хорошо или плохо? Книга нидерландского детского писателя и мастера научпопа удивительно глубокая: автор несколько лет изучал вопрос. Возможно, книга ответит не только на детские вопросы, но и на наши взрослые тоже.

«‎Атлас странствий и исследователей», Изабел Миньош Мартинш

60eea8c8d8f34895344976

Источник: издательство «Белая ворона»

Возраст: 10–12 лет

Сегодня можно сесть на самолет и за несколько часов добраться до Марракеша или Бангкока. А вот еще 500 лет назад все было совсем иначе! Путешествия были долгими, трудными и опасными, но отважные исследователи все равно отправлялись к дальним берегам.

Мартинш рассказывает, как Марко Поло, Жанна Барре, Чарльз Дарвин и другие открывали мир и наносили на карты неизвестные земли. Два года назад эта книга получила премию международной ярмарки детской книги в Болонье.

‎«Архистория. Рассказы об архитектуре»‎, Магдалена Еленская

60eea8c90d35a121770715

Источник: издательство «Белая ворона»

Возраст: 10–12 лет

Из чего сделаны здания и что могут рассказать окна, колонны и ступеньки? Эта книга рассказывает о знаменитых постройках — от египетских пирамид до Лондонского Тауэра. Магдалена Еленская знает, о чем говорит, — она сама архитектор и архитектурный критик (да, бывает и такое). Книга поможет расширить кругозор, а может, и выбрать будущую профессию.

Пила, Вино и Хохотало

они все в соплях строго друг за другом по 2 недели каждый!!!!

я задолбалась всех лечить!!! витамины с,д, цинк знаю, даю. нос промываю. ноги грею.

прокипятить их чтоль?????????????????????????­?????????

12.12.2021 20:20:58,

23 комментария

La vida

Моей 14, помогает (тьфу-тьфу-тьфу) чередование курсами прополис с Херба и такая шутка [ссылка-1]

15.12.2021 11:55:49, La vida

Ох! Держитесь! И я с вами, у меня третьеклассница, две недели ходит, потом 1-2 дома, я все надеюсь на среднюю школу, что будет лучше. Она заражает младшего домашнего 5 лётку, не садовского… Я после пневмонии его в три года, не могу его морально в сад отдать. Но вообще психосоматика у них или я им как-то передаю. Как только я решаю, больше заниматься своим личными делами (больше работать дома и быть сосредоточенной), так они сразу протестуют. Всем здоровья! Все пройдёт!!!)
13.12.2021 21:53:58, subarka

Мне от соплей у детей помогает вода активированная .Мертвую (кислую воду) капаю в нос на начальной стадии и сопли быстро заканчиваются и в горло ничего не уходит. 2-3 дня шмыганья максимум. Но у меня прибор давно есть, а если покупать, то стоит сначала проверить поможет или нет. может у кого-то напрокат взять?

13.12.2021 15:37:37, Nadek

Биссектриса ^^

1. имбирь потереть, залить кипятком, добавить лимон и мёд, пить насколько возможно горячим
2. купить набор гомеопатии для острых состояний: арсеникум альбум, аконит, белладонна, гельземиум, феррум фосфорикум, бриония и т.д., давать в соответствии с симптомами. Если интересно, то есть книга «Гомеопатия для детей» Пинто Г., Фельдман М., я своего всё детство по ней лечила…

13.12.2021 14:24:46, Биссектриса ^^

А раньше такого не было?
Мой никогда меньше, чем не 2 недели, не уходил на больничный. Для меня 2 — это вполне нормы. Прошлой зимой был 5 недель на больничном — вот это мрак, конечно был.

13.12.2021 13:37:24, Птичка снежная

egora

Все зло — от школы… Так говорит мой младший)))
Чуток потерпеть. После выпускного болеть почти перестанут))

13.12.2021 08:22:12, egora

Elo4Ka

Смеюсь, сначала все писали, что все зло от сада! Туда родители водят больных детей, т.к. им на работу нужно. Вот закончится садик и ребенок перестанет болеть. А теперь все от школы да? ))

13.12.2021 12:39:35, Elo4Ka

dama Petronila

Не, все зло от работы. Туда ходят все больные, потому что больничный брать дорого :)).
Итого все зло от жизни. Вечное зло :)).

13.12.2021 18:39:06, dama Petronila

egora

Работа — следующий этап))

13.12.2021 19:53:03, egora

о плюсах: они зато дома с Вами болеют, скоро, может быть, уедут учиться или служить в другой город или даже не в город. не погреешь, не обнимешь. знаешь, что дитё болеет, а у врача только люголь. Раз уж все на больничном можно играть в настольные игры совместные, а то когда ещё их поймаешь :) или фильм купить из общих интересов, что идут в кинотеатре сейчас и посмотреть. сопли проходят, а положительные эмоции и воспоминания остаются

13.12.2021 00:08:04, Рената

жираф Анатолий

Щитовидку проверить мне сказал врач в стационаре. Частоболеющим рекомендуют.

12.12.2021 21:46:58, жираф Анатолий

А я думала только у меня каждый месяц в этом году подросток болеет, если их два то так и получается.
Все равно надо что-то делать: горло полоскать, ножки))) растирать, Викс на ночь, к лору сходили, синупрет пропили.

12.12.2021 21:24:45, Zhu-zha

Люба С.

Лампа солнышко! :)
Маст хев всех, имеющих детей…

12.12.2021 21:14:42, Люба С.

Черепашка aka Bel

на исходе второй недели начинать промывать носы обоим(двоим тобишь)

12.12.2021 21:00:12, Черепашка aka Bel

Мусюша

Я как вспомню прошлый декабрь, так вздрогну. Полтора месяца, по очереди. Я думала свихнусь, но нет. Меня просто накрыло под НГ ковидом. И я ощутила все радости жизни с оливье без вкуса и шампанского без алкоголя.
Из сериалов: Аббатство Даунтон, Бумажный дом, Везёт, завидую, кто еще не смотрел Побег и Отчаянные домохозЙки. А еще я спасалась готовкой и турецкими сериалами

12.12.2021 20:50:11, Мусюша

Пила, Вино и Хохотало

я прошлом декабре и я с Т под 40 31 декабря лежала…

а сейчас как в мирные времена — сопли до пупа и каждый по индивидуальному графику!!!! пошла гуглить бумажый дом и побег — не слышала о них…
Хюррем Султан я уже познала, стыдно, надо бы кучу книг прочесть, но йоооооолкииииии….. силмоихнет.


12.12.2021 21:00:39, Пила, Вино и Хохотало

y_anna

Нужно немедленно налить коньяка в успокоительный чай и включить фильм, себе))

12.12.2021 20:29:59, y_anna

dama Petronila

+100. «Может, окрошки? Да! Только на пиве! И без всяких там огруцов-картошки-яиц» :)))

13.12.2021 18:41:41, dama Petronila

Пила, Вино и Хохотало

Ань, какой фильм меняя излечит??? что у нас есть типа бриджитджонс или секса в большом городе??? свежий сезон не хочу — там Собес в большом городе)))
Чай купила, вот как знала!!!!

злостные шмыги перекрывают мне звук компа!!!!


12.12.2021 20:44:10, Пила, Вино и Хохотало

Про Собес, ржу)))
13.12.2021 21:56:51, subarka

Я сама ещё не смотрела, но взяла на заметку. Нашла душевную рецензию в тематической сериальной группе в фб: «Наткнулась на милый, романтический сериал «Астрологический гид для разбитых сердец» Netflix. Я бы назвала это итальянской версией Бриджит Джонс с нотками «Новенькой» и каплей «Римских каникул». Из 2ух заявленных сезонов вышел один. Из 6 серий по 30 минут. Жаль, конечно, что снят не до конца. И, естественно, остановился на самом интересном месте… Но под Рождество и Новый год очень подойдёт.» Держитесь!
13.12.2021 00:41:00, yuliok

Вот присоединюсь) и можно без чая
12.12.2021 20:36:22, она самая

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказы для детей веселый двоечник слушать
  • Рассказы для детей новые интересные
  • Рассказы для детей на ночь читать 2 года
  • Рассказы для детей 5 лет слушать короткие интересные
  • Рассказы для 4 класса читать маленькие рассказы