Рассказы для детей о совести и долге

Время прочтения: 5 минут 2745 карпачев наверняка вы слышали о василии сухомлинском украинском педагоге и писателе. но в чем


Время прочтения: 5 минут


2745

Василий Сухомлинский: жизненный путь, книги и советы родителям - Психология, Интересное, Воспитание

Наверняка вы слышали о Василии Сухомлинском — украинском педагоге и писателе. Но в чем суть его педагогической системы, знают не многие. В этой статье мы расскажем об этом великом человеке и о наследии, которое он оставил. 

Биография Сухомлинского

Родился В. А. Сухомлинский в с. Василевка (Херсонская губерния) 28.09.1918. Окончил сельскую школу, а потом продолжил образование в Кременчуге на рабфаке. Потом поступил в Полтавский пединститут и параллельно с учебой преподавал в заочной школе в небольшом селе рядом со своей малой родиной.

После института работал учителем, а в 1941 году ушел на войну добровольцем. После ранения под Москвой и лечения на Урале вернулся в Украину — в поселок Павлыш Кировоградской области. Там устроился в местную школу, в которой проработал на должности директора всю оставшуюся жизнь.

Несмотря на скромные карьерные достижения, Сухомлинский не переставал двигаться по академической стезе, защитив в 1955 году кандидатскую диссертацию. А еще через два года стал член-корреспондентом Академии педагогических наук. В 1958 году ему присвоили звание заслуженного учителя УССР, а спустя 10 лет — звание Героя социалистического труда. В этом же году он стал член-корреспондентом Академии педагогических наук уже на всесоюзном уровне. 

Оборвалась жизнь педагога и писателя рано — в 52 года. Но этой короткой жизни ему хватило, чтобы оставить ценнейшее для современников и потомков наследие:

  • 48 монографий;
  • 600 статей;
  • 1 500 детских рассказов и сказок.

О педагогической системе 

Василий Александрович Сухомлинский — автор новаторской педагогической системы, в основе которой — принцип гуманизма. Он ратовал за признание личности ребенка, как высшей ценности. Считал, что на нее должны быть ориентированы все воспитательные и образовательные подходы. 

Учеба должна восприниматься детьми, как радостный труд, в котором развивается, прежде всего, их мировоззрение. Важно взращивать в детях личное отношение к тому, что происходит в мире. Начиная с понимания своей роли в нем и заканчивая осознанием долга, ответственности перед родителями и обществом. 

Воспитание красотой

Это комплексная эстетическая программа, которую разработал Сухомлинский. Ее идея изложена в книге «Сто советов учителю»: ребенок, познает мир не только вокруг себя, но и в себе. И знания эти приходят как умом, так и сердцем. 

В концепции воспитания красотой особое место отводится учителю. Знаменитая фраза Василия Александровича Сухомлинского — «По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает» — как раз об этом. Чем разнообразнее и богаче знания педагога, тем лучше он способен обучать.

Учеников нужно мотивировать на получение знаний, вызывать у них стремление быть не только умным, но и хорошим человеком. Радовать родителей, беречь природу, лелеять своих подопечных животных, помогать старшим, по-настоящему дружить и любить. 

Взрастить человечность в ребенке — самая трудная задача, как считал Сухомлинский. Потому что для этого нужно вовлечь педагога в жизнь ученика — вместе с родителями заниматься его воспитанием.

Также читайте: «Двоечники и отличники: в чем разница и кто успешнее».

Биография Сухомлинского

Принцип чуткости и такта

Дети должны видеть и ощущать к себе доброе и сердечное отношение от учителя. В этом заключается суть принципа чуткости и такта, который исповедовал Сухомлинский. По его мнению, каждый учитель должен:

  • обладать высокими морально-нравственными качествами;
  • применять творческий подход в процессе обучения и воспитания;
  • самоотверженно любить свою работу;
  • иметь высокую квалификацию.

Эволюция взглядов на наказание

На старте своей карьеры Сухомлинский считал наказания неотъемлемой частью учебного процесса. Однако со временем он отошел от этого убеждения и на базе Павлышевской школы, в которой был директором, создал экспериментальный проект — воспитание детей без каких-либо наказаний и штрафных санкций. Система поощрений была построена на оценке позитивных результатов учебы. 

После эксперимента педагог окончательно пришел к выводу, что никаких отчитываний, высмеиваний и порицаний учеников в стенах школы быть не должно. Недопустимы любые формы унижения. Только положительное подкрепление и благодарность за старания.

Отношение к прекрасному

Как писал Василий Александрович Сухомлинский о своей системе воспитания, «в мире есть не только нужное и полезное, но и красивое». Он считал природу живительным источником для взращивания личности человека. И учил своих воспитанников замечать красоту окружающего мира. Но также помогал находить красоту и в других людях, и в себе. 

Красота людей выражается в их поступках — этот тезис раскрыт в книге «Как воспитать настоящего человека».

Формировать отношение к прекрасному лучше всего через:

  • позитивные эмоции, полученные во время созерцания объекта изучения;
  • доверительные отношения с родителями, ведь именно семья открывает для ребенка мир прекрасного.

Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он правильно развивался и не имел психологических проблем — на бесплатном онлайн-мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель». 

Книги Василия Сухомлинского

Литературные произведения

Книги Василия Сухомлинского найдут своего читателя и среди детской, и среди взрослой аудитории. Вот список его изданий, которые стоит почитать родителям:

  1. «Как воспитать настоящего человека» — сборник бесед о морально-нравственных ценностях. Если откинуть пассажи о коммунистической идеологии (их там совсем немного), то можно получить практическое руководство для привития детям таких понятий, как порядочность, достоинство, честь, справедливость и чуткость.
  2. «Родительская педагогика» — рассказы о добре и зле, совести и любви. Книга поможет понять своего ребенка и воспитать родителя в себе. Автор раскрывает педагогические приемы с позиции общечеловеческих ценностей и учит воспитанию детей в атмосфере взаимоподдержки и искреннего диалога.
  3. «Сердце отдаю детям» — трилогия из связанных по смыслу произведений на психолого-педагогическую тему. Книга открывает нам практическую сторону концепции Василия Александровича Сухомлинского: как он относился к воспитанникам, как раскрывал их потенциал, знакомил с красотой окружающего мира и прививал морально-этические нормы.

Огромную часть творческого наследия Василия Сухомлинского занимают произведения для детей. Вот некоторые сборники, которые будут интересны дошкольникам и младшим школьникам:

  1. «Цветок солнца» сборник коротеньких рассказов из жизни детей. В каждом из них — глубокий смысл, мораль, призыв задуматься над последствиями своих действий. Некоторые истории настолько трогательные, что вызывают слезы. Полезно читать вместе с детьми, чтобы после обсудить сюжет.
  2. «Я расскажу вам сказку…» — философские рассказы для детей. Открывают бескрайний простор для фантазии, размышлений и правильных выводов. Тонкий художественный стиль мастерски ограняет мощную морально-нравственную подоплеку каждой истории. Книга больше подходит для школьников, которым уже знакомы базовые понятия нравственности, чести, достоинства и справедливости.
  3. «Огнегривый конёк» — сборник для детей дошкольного возраста: сказки, мудрые притчи и новеллы. Сюжеты незамысловатые, но выразительно изображают красоту окружающего мира, всеобъемлющую силу добра и значение искренних отношений между людьми.

Книга Василия Александровича Сухомлинского

Заветы Сухомлинского: 5 правил воспитания 

  1. Умение воспитывать. В семье создают фундамент, на который опирается ребенок в процессе своего становления. Отцу нужно постоянно самосовершенствоваться, не допускать лени, безразличия по отношению к детям. Ведь именно от пап они перенимают ценностные ориентиры. Мама же отвечает за формирование личностных качеств. Ее задача не только подавать хороший пример, но и поддерживать доверие в отношениях с ребенком, чтобы по-настоящему знать его.
  2. Констатация неуспеха ученика. Школа не должна отмечать низкую успеваемость учеников (особенно публично). Ее задача — найти и развить те способности, которые позволят ребенку быть максимально эффективным в своей роли и демонстрировать высокие результаты работы/усилий. Как писал Василий Александрович, обращаясь к учителям, «ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет».
  3. Наказания. Если возникла в них необходимость, значит, были допущены пробелы в воспитании. Но даже если приходится наказать ребенка, то форма этой воспитательной меры должна быть корректной: без запугивания, давления, унижений. Все чрезмерные методы наказаний губительно сказываются на детской психике.
  4. Любознательность. Прививайте детям навык наблюдать за явлениями и объектами окружающего мира, находить причинно-следственные связи, анализировать их и делать выводы. Такая деятельность формирует новые нейронные связи в головном мозге и благотворно влияет на способность к обучению, развитию критического мышления.
  5. Свобода и самостоятельность. Нужно давать ребенку достаточно свободы для принятия собственных решений и осознания их последствий. Но перед этим оцените его готовность к самостоятельности. Ориентируйтесь на желания ребенка: если он пока не может взять на себя ответственность, отложите этот вопрос на некоторое время.

___________

Педагогические идеи и ценный практический опыт В. А. Сухомлинского до сих пор привлекают внимание научной общественности. Мощная теоретическая основа и новаторские подходы педагога находят отклик во многих современных образовательных программах. А его советы по воспитанию помогли уже нескольким поколениям родителей вырастить добрых, умных и счастливых детей.


5-го июля 2021 г.

2022-01-09

2021-07-05

Понравилась статья? Поделитесь в
социальных
сетях

Рассказы для детей о совести и долге

от 0
до 11 лет

3, 4, 5
января

Бесплатный онлайн интенсив

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

Хотите узнавать о новых статьях о воспитании детей и построении отношений, видео и онлайн мастер классах Дмитрия Карпачева?

Подпишитесь на рассылку, заполнив форму ниже. Письма будут приходить к вам не чаще 1 раза в неделю

Библиографическое описание:


Болдырева, В. Э. Направления воспитательной системы при работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы / В. Э. Болдырева, З. Л. Газиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82858/ (дата обращения: 09.01.2022).




В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждого вида воспитания. В качестве дополнительных направлений изучены социализация и её элементы, а также профориентация, предшествующая трудоустройству — основному фактору социализации умственно отсталого ребёнка.



Ключевые слова:



дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа, воспитательная система, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе.


Постановка проблемы.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: субъекта, цели, содержания, способов деятельности (Л. И. Новикова). Цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.

Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении.

Она создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями и, соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив [1].


Анализ исследований по данной проблеме.

Как феномен она изучалась педагогической наукой с конца 1970-х гг.

А к концу 90-х гг., сотрудниками лаборатории «Коллектив и личность» АПН СССР (под руководством Л. И. Новикова), была создана целостная концепция воспитательной системы (А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.).

В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя следующие направления:

  1. Физическое;
  2. Нравственное;
  3. Эстетическое;
  4. Гражданское;
  5. Трудовое.

Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».

Направление I. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций человеческого организма, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств.

Задачи:

  1. Совершенствование функций организма;
  2. Развитие двигательных навыков (метание, бег, прыжки т. д.);
  3. Развитие зрительно-двигательной координации [3];
  4. Повышение физической выносливости и здоровья детей за время их пребывания в школе;
  5. Приучение к ведению здорового образа жизни [2].

Как считают некоторые авторы, занятия физической культурой способствует социальной адаптации умственно отсталых детей, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом.

Методы, которые используются во время проведения занятий физической культурой:

  1. Игровой метод;
  2. Метод развития двигательных навыков;
  3. Метод развития физических способностей;
  4. Метод психического регулирования.

Направление II. Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Задачи:

  1. Формирование умений, навыков и привычек правильного поведения;
  2. Формирование нравственных представлений о долге, совести, дружбе [4];
  3. Формирование набора нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма [5].

Не стоит забывать о том, что личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания — важнейший источник для детей.

Методы:

  1. Методы формирования общественного поведения (трудовая деятельность, учебная);
  2. Методы формирования нравственного сознания (методы убеждение, стимулирования);
  3. Художественные (литература, музыка, кино);
  4. Внешние педагогические воздействия;
  5. Собственная деятельность.

Направление III. Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Задачи воспитания умственно отсталых школьников делятся на две группы: прямые и косвенные [6].

  1. К прямым задачам относятся:
  2. Развитие способности воспринимать эстетические явления (в окружающей среде и искусстве);
  3. Воспитание эстетической отношения и оценки;

Косвенные задачи — это задачи, которые реализуются в процессе решения задач других направлений воспитания (например, нравственного) и основанные на привлечении внимания детей к произведениям искусства.

Методы:

  1. Формирование эстетической восприимчивости (рассматривание и прослушивание произведений искусства);
  2. Формирование элементов эстетического сознания (наблюдения, экскурсии);
  3. Приобщение к художественной деятельности;
  4. Развитие эстетических способностей, творческих умений и навыков (создание поисковой творческой ситуации).

Направление IV. Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

Задачи:

  1. Формирование гражданской позиции — осознание прав и обязанностей по отношению к обществу;
  2. Воспитание патриотизма;
  3. Формирование знаний и уважение к отечественной истории;
  4. Формирование знаний прав гражданина России и уважение к ним [7].

Методы:

  1. Встречи с ветеранами ВОВ;
  2. Уроки памяти;
  3. Просмотр картин военного времени;
  4. Рассказы о героях прошлого;

Направление V. Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.

Задачи:

  1. Воспитание потребности в труде;
  2. Формирование положительных черт личности: целеустремлённости, честности;
  3. Подготовка учащихся к получению профессии [8];
  4. Формирование навыков самообслуживания;
  5. Формирование навыков выполнения операций в доступном виде труда [9].

Методы:

Индивидуальные: общественные поручения;

  1. Микрогрупповые: кружки, клубы по интересам;
  2. Коллективные: викторины, классные часы, соревнования;
  3. Массовые: субботники, походы, праздники.

Как уже говорилось выше, можно выделить в качестве одного из видов воспитания направление VI — социализация и адаптация.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности.

Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе [10], т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность.

Задачи:

  1. Всестороннее развитие личности умственно отсталого ребёнка;
  2. Адаптация к условия окружающей среды;
  3. Коррекция и развитие психических процессов в различных видах деятельности;
  4. Воспитание положительных качеств личности: сознательности, трудолюбия и т. д.

Методы:

  1. Экскурсии;
  2. Праздники;
  3. Игровая терапия (директивная — направленная и не директивная — ненаправленная). Например, конкурсы, турниры;
  4. Дидактические игры.

На данный момент существует два подхода по социализации умственного отсталого ребёнка:

  1. Вхождение умственно отсталого ребёнка в общество и его адаптацию к окружающим условиям;
  2. Не только вхождение детей с умственной отсталостью в общество, но и подготовка общества к принятию таких детей.

Одним из основных факторов социализации детей с нарушениями интеллекта является трудоустройство. Также оно способствует нравственной и физической реабилитации. Трудоустройству предшествует период профориентации, которая проводится в старшем школьном возрасте.

Среди психолого-педагогических мероприятий, направленных на профориентацию, выделяют следующие:

  1. Диагностические — определяются уровень развития профессиональных интересов учащихся, способности и склонности, личностные особенности (характер, темперамент) и т. д.;
  2. Просветительские — на классных часах детей знакомят с миром профессий, условиям труда. В качестве внеклассной работы можно проводить экскурсии на предприятия в городе и т. д.;
  3. Консультационные — большое внимание уделяется формирование у умственно отсталых учеников представлений о профессиях, помощь в выборе профессии или профессионального профиля обучения.

Большое значение имеет трудовая подготовка учащихся в условиях школы: например, работа на школьном участке.

В заключение можно сказать, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, Её цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.

Стоит упомянуть, что она отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив.

В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя направления физического, нравственного, эстетического, гражданского и трудового воспитания. Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».

Литература:

  1. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания / А. Н. Ходусов / — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 142–143 с. (дата обращения: 30.05.2021)
  2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б. П. Пузанова / — 2-е изд., исправ. и доп. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 242 с. — (Серия «Коррекционная педагогика») (дата обращения: 30.05.2021)
  3. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37059556 (дата обращения: 30.05.2021)
  4. Трубина Е. Н. Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11667595 (дата обращения: 01.06.2021)
  5. Кондакова О. Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21162786 (дата обращения: 02.06.2021)
  6. Игнатович В. Г. Эстетическое воспитание как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32821761 (дата обращения: 02.06.2021)
  7. Жукова Т. Г., Клевцова А. В. Особенности гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26260634 (дата обращения: 02.06.2021)
  8. Савин В. В. Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13082800 (дата обращения: 08.06.2021)
  9. Золотарева М. Н. Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на занятиях по трудовому обучению [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318763 (дата обращения: 03.06.2021)
  10. Айтиева А. Дж. Социализация умственно отсталых детей в условиях вспомогательных школ [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30485297 (дата обращения: 08.06.2021)

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, отсталый ребенок, направление, воспитательная деятельность, задача, окружающая среда, педагогический процесс, умственная отсталость, формирование, воспитательный процесс.

КЛАКСОНЫ

 
Еду на работу. Дворники истерически сгребают с лобового стекла мокрый снег.
Погодка та еще, весь ноябрь. В такую погоду хочется плакать навзрыд, читать
Бродского, учить молитвы и слушать виолончель. А я еду на работу.

  
Впереди сужение дороги из двух полос в одну и прогнозируемая пробка. Прямо
перед сужением —пешеходный переход. Обледенелый, неудобный, с горочкой, которую
припорошило снегом, что только усугубило ситуацию. Перед пешеходным стоит
угрюмая беременная девчонка и никак не решится ступить на дорогу — скользко,
страшно.

 
Машины целеустремленно едут мимо, водители смотрят вперед, никому нет дела до
неуклюжей, нерешительной девчонки с шестимесячным пузом.

 
Торможу перед пешеходным. Включаю аварийку. Считай, закупориваю пробку. Меня
нельзя объехать, нет места.

 
Выхожу из машины, накидывая капюшон. Подбегаю к девушке, протягиваю руку:


Спускайтесь! Давайте, смелее.

Она
благодарно улыбается в ответ, впивается в мою руку двумя руками и начинает
аккуратно соскальзывать с бордюра.


Спасибо вам. А то тут скользко…

 
Сзади раздается сигнал клаксона. Один, потом еще один. Люди спешат на работу, я
задерживаю очередь. Водители недовольны, выражают нетерпение.


Не обращайте внимания и не спешите, — говорю я девушке голосом мамы. — Две минуты
ничего не решат…

 
Мы переходим дорогу, девушка все же торопится — ей неловко задерживать людей.
Живот большой — значит пол ребенка уже известен.


Кого ждете? — спрашиваю я приветливо.


Дочку, — расцветает девушка. — Наш первенец.


Можно я поглажу вас по животу? Я тоже очень хочу дочку…


Конечно! — Девушка берет мою ладошку, прикладывает к своему животу, накрывает
сверху двумя своими ладонями. Мы обе улыбаемся.


Спасибо вам, — говорит девушка. Она уже на безопасном спасительном бордюре с
другой стороны дороги. — А то я бы еще час там стояла.


И вам с дочуркой спасибо, берегите ее! — говорю я и машу на прощание ладонью,
впитавшей энергетику материнства.

 
Какофония клаксонов продолжается, хотя на все это у меня ушло не больше минуты.
Нетерпеливые какие! Я бегом возвращаюсь к своей машине. Из синего «пежо»,
стоящего прямо за мной, выскакивает мужик в дубленке.

 
Я сначала испугалась, что он на разборки выскочил, но потом вижу — улыбается.
Улыбка — это отсутствие угрозы.


Маладес, — говорит мужик с армянским акцентом. — Я тоже хотел помочь, но ты
опередил. Маладес! Это тебе!

Протягивает
три тюльпанчика.


Да ну что вы, — растерялась я.


Нет-нет! Это я везу заказ на предприятие. Там будут женщин сегодня поздравлять.
У меня палатка цветочный. И букетов у меня как раз с запасом — если помнутся
там, то-сё.


Значит я «то-сё»? — смеюсь я и беру тюльпаны.


Нэээт, — испугался мужик. — Ты просто женщин! Хотел тебе и ей, но не успел ей.
— Мужик махнул в сторону беременной девушки. — Так что только тебе. С васмым
мартом!


Спасибо, — говорю я и машу всем остальным в моей искусственной пробке.

 
Сейчас поедем, ребята! Народ взрывается симфонией приветливых клаксонов.
Оказывается, они бибикали не от нетерпения, они бибикали в поддержку! Как бы
говорили: «Мы с вами, девчонки!» Вы замечали, что иногда клаксоны играют
неплохие мелодии? Я запрыгиваю в машину и стартую нагонять упущенные минуты.
Какая сегодня погода чудесная, снежок танцует. Хочется улыбаться, обнимать
людей и нюхать тюльпаны!

САША

 
Мы с детьми покормили уток и спешим по делам. По узкой заснеженной тропинке я
качу коляску с дочкой, сын скачет рядом вприпрыжку. Впереди идет мужчина с
дочкой, он нас не видит. Ведет дочку за ручку, очень трепетно. Но в другой руке
у него бутылка пива.

 
Я такое очень не люблю, вскипаю. С ребенком и алкоголем? Ну как не стыдно,
папаша.

 
Мужчина выкинул бутылку в урну, идет дальше и… подбирает пустую бутылку,
оставленную кем-то. И кидает ее в следующую урну. А вот бумажка скомканная,
фантик, упаковка от сырка… Он все подбирает и кидает мусор в урну.

 
Меня затопило раскаянием и восхищением. Все не так, как мне показалось сразу.
Он не пьет при дочке, наоборот, он показывает ей пример уникального в наше
время неравнодушия и гражданской ответственности. Я сокращаю между нами
дистанцию, практически подслушиваю его разговор с дочкой.

 
Он говорит девочке о том, что птичкам нечего есть зимой, и дома они обязательно
сделают скворечник из пакета молока.

  
Дочка слушает внимательно, высоко задирая голову в смешном капюшоне. Дочке
годика три-четыре.

 
Они поднимаются по лесенке на мостик, мы идем следом и тоже поднимаемся.
Мужчина слышит стук колес моей коляски о ступеньки, оборачивается, торопливо
спускается, чтобы помочь мне управиться с подъемом.


Да ну что вы, — смущаюсь я. — Мне привычно таскать коляску.


А мне привычно помочь девушке, — говорит он.

 
Он мне нравится. В обычном, человеческом

смысле.


Мы за вами давно следим, — признаюсь я, когда лестница остается позади.


Ой, — пугается мужчина. — И что же мы такого сделали?


Вы чудесные. Вы санитары города. Это невероятно трогательно.


А, вы про мусор? Так мне несложно.


Так всем несложно, а делают это единицы.


Только не надо из этого делать подвиг. Это норма.


Когда все так будут думать, профессия дворника изживет сама себя, — вздыхаю я.

 
Мужчина улыбается. Поправляет дочке шапочку и очки.


Как вас зовут? — спрашиваю я, любуясь этой

парочкой.


Саша.


Саша, я писатель. Я хочу о вас написать.


А что написать? Вы же про меня ничего не знаете…


Ох, Саша, поверьте, я знаю о вас достаточно.

Вы
чудесный папа, хороший человек, достойный мужчина. А еще вы настоящий.


Ну, скажете тоже, — смущается Саша.

Он
скромный.


Вы даете мне разрешение на публикацию? — спрашиваю я.


Даю. Спасибо, Ольга, — говорит он.

 
Его дочка машет нам рукой, мы все машем в ответ,

и
они уходят в другую сторону. Я смотрю им вслед.

Думаю
о том, что от общения с некоторыми людьми

становится
очень тепло в любой мороз. И что я не говорила ему своего имени…

 
Саша, спасибо тебе, что ты есть и что ты такой. Побольше бы таких Саш.

ЗАВЕДУЮЩАЯ

 
Я стою перед ее кабинетом и репетирую, как войду и не заплачу.


Здравствуйте, Людмила Александровна, — скажу я. — Мне нужна помощь. Моя дочь —
ей десять месяцев — перенесла гнойный менингит. Осложнение — полная глухота. Я
собираю документы для комиссии по инвалидности. Нужно пройти диспансеризацию.


Ну, записывайтесь через систему и проходите, — скажет мне заведующая. — В чем
проблема?


Проблема во времени. Его нет.  Если проходить в общем порядке, то
диспансеризация займет пару недель. А мне срочно нужно делать дочке операцию.
Дело в том, что улитка в ухе может закостенеть, и нужно успеть поставить
импланты до того, как это случится. И тогда мой глухой ребенок будет жить
полноценной жизнью.

 
Дома я репетировала этот текст, произносила его с холодной отстраненностью.

 
Ну, пошла…


Здравствуйте, Людмила Александровна… — Голос предательски дрожит. — Мне нужна
помощь… Моя дочь — ей десять месяцев — перенесла гнойный менингит. Осложнение
— полная глухота.

 
Слезы катятся по щекам, безобразно морщится лицо. Все репетиции — коту под
хвост.


Успокойтесь, — говорит заведующая. — Чем можно помочь?


Диспансеризация, — с трудом выговариваю я и погружаюсь в глухие рыдания.


Давайте, мамочка, успокаивайтесь. Это жизнь, нельзя сдаваться. Я помогу вам
всем, чем могу. Завтра сможете прийти ко мне прямо с утра? Собрать все анализы
и прийти с малышкой? Я проведу по всем врачам…


Я не записана, — бормочу я.


Понятно, что не записаны. По записи будет очень долго…

 
Она сама проговорила мой текст. Она все знает. Я вытираю слезы.


Спасибо вам.


Все. Успокаивайтесь. Вы нужны дочери. Завтра жду вас в девять. Вот направления
на анализы.

 
Я вспоминаю, что в моем кармане лежат деньги. Это взятка.

 
Наша страна борется с коррупцией. Нельзя брать и нельзя давать взятки. Это
правильно.

 
«Если каждый начнет с себя и будет осознанно делать выбор не кормить
коррупционеров, то мы сможем победить коррупцию», — думала я. И вдохновенно
много лет следовала этому правилу.

 
А потом у меня заболела дочь. И я готова была дать все взятки мира, чтобы врачи
отнеслись к ней с большим вниманием, чтобы не случилось халатности, чтобы
заметили что-то, что важно для постановки диагноза, чтобы время до закостеневания
улитки не было упущено.

 
Потому что законы про борьбу с коррупцией пишут люди со здоровыми детьми. Когда
становится страшно за жизнь ребенка, нормативные формулировки бледнеют в тумане
реальности, и становится очевидно, что вылечить ребенка от смертельной болезни
и остаться законопослушным гражданином в нашей стране пока невозможно.


Спасибо вам, Людмила Александровна, — говорю я и пытаюсь переложить деньги из
своего кармана в ее.


Уберите деньги, — хмуро говорит Людмила Александровна. — За кого вы меня
принимаете?

 
Она и правда обиделась. А я не хочу ее обидеть.

Она
мне нужна.


Но вот хоть конфеты возьмите!


Мамочка, не плодите коррупцию. Я делаю свою работу. И мне за нее платят. А
деньги вам на лечение дочери ооочень пригодятся. До завтра!

 
Я, слегка растерянная, выхожу в коридор. Какая хорошая, порядочная женщина.
Надо же…

 
В девять утра следующего дня я с дочкой стою под ее дверью. Я не боюсь ее и не
жду плохого.

 
Она выходит из кабинета, улыбается моей дочери, говорит мне приветливо:


Пойдемте!

 
Мы идем по коридору. С разных сторон к заведующей бросаются люди со своими
вопросами. Она мгновенно переключается, отвечает точно и по существу, всех
помнит, со всеми любезна…

 
И все это разные люди, разные вопросы.

 
Людмила Александровна помогла нам пройти диспансеризацию за один день. Без денег,
конфет и спасиб.

 
Я рассказала о ней мужу.


И это обычная поликлиника! Наверняка она копейки получает за эту напряженную и
ответственную работу.


Такие, как она, работают не за деньги. За чистую совесть.

 
Мы потом периодически с дочкой появлялись в поликлинике: ходили на прием к врачам…

 
Каждый раз Людмила Александровна, встречая нас в коридоре, спрашивала, как
дела, как Катюня. Она помнит нашу историю. Хотя такие истории —это ее работа, и
их у нее миллион. А она работает

по
призванию и получает зарплату чистой совестью. И улыбками выздоровевших при ее
участии детей…

 
Сегодня я купила букет желтых роз и пришла к ней без повода. Она, как всегда,
занята, летит по коридору, за ней свита просителей. Я присоединяюсь к свите. Она
меня замечает.


Что-то случилось? — спрашивает. — Как дочка?


Дочка отлично. Готовимся к операции…


Дай Бог…


Да… Людмила Александровна, я хочу подарить вам этот букет. Просто так. Это
мое крохотное спасибо, которое просто создаст вам солнечное настроение…


Ну вот, придумала! Неугомонная, — говорит Людмила Александровна и улыбается.
Первый раз вижу ее улыбку — обычно она сосредоточена.


Возьмите. Это же просто цветы. Желтые розы. Вестники разлуки. Надеюсь, мы
больше никогда не увидимся по такому поводу!


Это точно, — смеется заведующая и, смущаясь, берет букет.

 
На ее кабинете, кстати, висит табличка. Там написано, что она — врач высшей
категории. Я не знаю, что это значит в медицинской иерархии, но по человеческим
меркам это чистая правда. Она человек высшей категории. Таких единицы. Но сам
факт их существования дает нашей погрязшей в коррупции стране шанс, что туман
рассеется. Просто надо начать с себя…

Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Жизнь
человека — долгое путешествие, в течение которого он учится жить,  формируется
как личность, познает себя и других.  Судьба любого человека- это, в первую
очередь,  путь духовных исканий, возможность осознания смысла жизни.

Так,
герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отправились
в нелегкий и дальний  путь, чтобы найти ответы на волнующие их вопросы:  «Кому
живется весело, вольготно на Руси?» «В чем заключается счастье человека?».

 Правдоискатели,  встретив попа, помещика,  бедных и  обездоленных крестьян, 
поняли, что счастливых среди них нет.  Не оказалось счастливых и среди 
крепостных женщин – «ключи от счастья женского потеряны… у бога самого». Ни 
«покой, богатство, честь», ни  сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеб
досыта, ни верность холопа, ни щедрость помещика  не убедили  странников в
истинности народного счастья. Встречи с разными людьми, рассказы о народных
заступниках — вот что дает крестьянам понимание того, что счастье народа не может
зависеть от материальных вещей. Их заинтересовала история  жизни Ермила Гирина,
который старался всегда поступать по совести. Он не мог не поддержать жителей
бунтующего села, потому что  понимал, что  счастье – в свободной жизни. Это
понимали и  Савелий-богатырь,  и молодой семинарист Григорий Добросклонов. 
Жизнь этих свободолюбивых героев, их идеалы и стремления  стали ответом на
вопросы крепостных.  Странствие   по Руси подвело крестьян к выводу, что
счастье может быть лишь в «Непоротой губернии, Непотрошеной волости».

А  в чем видит
счастье отправившийся в путешествие герой рассказа И.А.Бунина «Господин и
Сан-Франциско»?
Он всю жизнь работал с одной
целью – отправиться в путешествие ради развлечения. В этом проявляется, по его
мнению, смысл жизни богатого американца, достигшего в этом мире всего, о чем
только можно мечтать. Морское путешествие на пароходе «Атлантида», который
представлял собой огромный отель, не предвещало ничего плохого. Семья была
счастлива от осознания того, что  материальное благополучие позволяло им
чувствовать себя благодетелями для прислуживающих.  Господин был щедр с ними,
предупреждавшими его малейшую прихоть, он верил в их искреннюю заботливость. Но
все резко изменилось для семьи, мир померк, и они стали чужими для всех на
пароходе, когда господин умер. Никто не проявил сочувствия и сострадания, все
хотели поскорее забыть о существовании господина из Сан-Франциско. Мир капитала
лишен жалости, и  ему чужды душевные порывы. Герой, лишенный  имени, оказался в
забвении, а его тело, вокруг которого было столько нечеловеческого невнимания и
жестокости, долго странствовало из одного портового сарая в другой. Всю жизнь
господин готовился к тому, чтобы почувствовать себя в путешествии по Старому
Свету  всемогущим и счастливым. К сожалению, это продлилось недолго в бездушном
мире, где все поклоняются золотому тельцу, где все продается и покупается, где
лицемерие  прикрывается фальшивыми улыбками и неискренним почтением.

Поиски смысла
жизни волновали  героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир».  
Андрей
Болконский — богатый и знатный князь, он  занимает блестящее положение в высшем
 обществе, но  ему скучно вести пустую светскую жизнь. Князь мечтает о славе,
восторгается победами Наполеона, и поэтому отправляется на войну в поисках
своего Тулона. Ранение и встреча с Наполеоном, далеко не идеальным, подводят
его  к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, что ради этого не
стоит рисковать жизнью. Душевные переживания после смерти жены и рождения сына
заставили его переосмыслить отношение к семье:  любовь к близким и забота  о
них  стали  смыслом его жизни.

Впоследствии
долгие разговоры о любви и долге с  Пьером Безуховым, знакомство с
жизнерадостной Наташей Ростовой, встреча со старым дубом  заставили Болконского
задуматься о большем: о нужности человека в мире, о пользе, которую он может
принести обществу. Он  понял, что жизнь не кончена, в нем  снова  появляется
честолюбие,  и он отправляется на службу в Петербург. Участвуя в составлении
законов, Князь Андрей ощутил лицемерие государственных мужей, разочаровался в  Сперанском. 
Спасает князя Андрея от глубокого жизненного разочарования Наташа Ростова, 
которую он  встретил на балу. Искренность и естественность девушки  покорили
Болконского, и он  решил жениться. Но счастью не суждено было осуществиться, жизнь
преподнесла новое испытание. Отец князя был против брака на юной Ростовой, и
Андрей Болконский, оставив на год Наташу, отправился на лечение в Европу.

 Измена
Наташи Ростовой разбередило душевные раны князя. Он решил отомстить Курагину за
то, что он опозорил честь возлюбленной и лишил его счастья быть с ней. Князь Андрей 
вновь отправился на войну 1812 года не только с целью найти обидчика, он,
следуя завету отца, готов был преданно сражаться за Отечество. Болконский стал
замечательным  командиром, которого любили солдаты и гордились им, называя его
«наш князь». В Бородинском сражении  Болконский получил серьезное ранение в
живот. Жестокость войны, увиденные страдания раненого Анатоля Курагина, нежная
забота Наташи о нем   заставили  князя Андрея переосмыслить жизнь. 

 Он
прошел трудный путь нравственных исканий, но он обрел вечную истину в душевном
покое, во всепрощении. Андрей Болконский  прожил достойную жизнь и  умер с
улыбкой на лице,  со словами  любви.

Жизненные
испытания не сломили героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Андрею Соколову, как и миллионам людей  военной поры, выдалась нелегкая судьба.
Он рано познал голод и батрачество, смерть матери и сестры, прошел Гражданскую
войну. И вот наступили и счастливые времена,  рядом любящая жена и дети,
хорошая работа. Но в один день все рушится: началась Великая Отечественная
война.  С первых дней войны Андрей Соколов  был дважды ранен, контужен.
Случилось и  самое страшное – он попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие
муки и страдания. Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена,  пытался
бежать, но неудачно. Он вынужден был убить своего, русского солдата — предателя,
который, спасая свою шкуру, хотел выдать комиссаров. Чувство собственного
достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке
Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, обессиленный, но гордый и
несломленный, Андрей Соколов отказался выпить за победу немецкого оружия,  он  готов
был встретить смерть, но  мужество и выдержка пленного   поражают  фашиста.

После
двухлетнего  пребывания в плену Андрею Соколову  все же удалось бежать из
плена.   Не раз смерть смотрела ему в глаза. Вернувшийся с войны победителем,
Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом,
построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Погибли все
члены его семьи.  Много пережил Андрей Соколов, но душа его не очерствела, он
смог сохранить любовь в сердце. Всю теплоту  души герой отдал  сироте Ванюше, в
нем солдат увидел смысл жизни.  Судьба Соколова – это жизненный путь  русского
человека, проявившего в военные годы нравственную силу, стойкость, терпение, чувство
человеческого достоинства.

Таким
образом, жизнь – это путь исканий, борьбы за счастье, свободу.  Одни люди 
странствуют ради новых впечатлений, получения новых знаний  о мире,  другие,
путешествуя, обретают душевную гармонию, смысл жизни.  Жизненный  путь   настоящего 
человека делает сильнее и мудрее, а  чтобы дойти до благородной цели, по словам
классика, человеку нужно только одно – идти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Литература в годы Великой Отечественной
войны»

Содержание

Введение

Глава
I.  Развитие литературного процесса в военные годы…………………….4

1.1
Художественные особенности литературы в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………………………………4

1.2  Роль литературы в годы Великой
Отечественной войны……………………4

1.3
Основные направления литературы…………………………………………..4

1.3.1 
Поэзия…………………………………………………………………….4

1.3.2 
Проза………………………………………………………………………6

1.3.3 
Публицистика……………………………………………………………7

1.3.4 
Драматургия………………………………………………………………7

2.4
Донские писатели в годы Великой Отечественной войны……………………8

2.4.1 
Михаил Александрович Шолохов………………………………………8

2.4.2 
Виталий Александрович Закруткин……………………………………9

2.4.3 
Петр Васильевич Лебеденко…………………………………………..11

2.4.4 
Анатолий Вениаминович Калинин…………………………………… 12

2.5 
Послевоенная литература…………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список
использованной литературы…………………………………………….15

Введение

Актуальность работы

Патриотическое воспитание – актуальная проблема в
условиях современной России. Патриотизм способствует формированию чувства
уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения
к памяти прошлого.

Исследовательский проект направлен на развитие и
поддержание интереса к литературе в годы Великой Отечественной войне, поскольку
он имеет особое воспитательное значение.

Цель работы

Цель: формирование знаний о героическом
подвиге русского народа в Великой Отечественной войне через знакомство с
художественными   произведениями.

Задачи работы

ü  Изучить
жизненный путь известных писателей в годы ВОВ

ü  Расширить
знания о донских писателях, писавших во времена ВОВ

ü  Изучить
направления и развитие литературы в годы ВОВ

ü  вызвать
эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Глава
I.  Развитие литературного процесса в военные годы

1.1.
Художественные особенности литературы в годы Великой Отечественной войны

Годы Великой Отечественной войны были исключительно кровопролитным
и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях
ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда
оставшихся в народной памяти.

Для всех литературных произведений военных лет характерно
эмоциональное воодушевление. Героический пафос и национальная гордость стали
неизменными атрибутами любой книги.

 В первый день войны на митинге советских писателей
прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь
свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной
народной войны против врагов нашей Родины».
Фронтовые
писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость
побед.

1.2   Роль литературы в годы Великой Отечественной
войны

Литература периода Великой Отечественной войны отличается
целенаправленностью. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к
своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество
любой ценой.

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла
—  они становились единым.  Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве
военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами.

Главная задача этих произведений – поднятие и
поддержание воинского духа, патриотизма в рядах Советской армии.

1.3
  Основные направления литературы

1.3.1 
Поэзия

Поэзия становится голосом народа. Наиболее музыкальные
стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были
незаменимы, как лекарства. Выделяется три основных жанровых группы военных
стихов: лирическая, сатирическая, лирико-эпическая.

Литература периода Великой отечественной войны для
большинства советских людей – это стихи в формате песен, которые облетали даже
самые удаленные уголки фронта. Стихи также публиковались центральной и фронтовой
печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и
политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на
фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались
наизусть.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Константин Симонов

Любима народом песенная лирика Михаила Васильевича
Исаковского, Василия Ивановича Лебедева-Кумача, Алексея Александровича Суркова,
Константина Михайловича Симонова и многих других. Именно в стихотворениях этих
авторов слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь
утрат и сознание жестокой необходимости войны.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

«Священная война» Василий Иванович
Лебедев-Кумач

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью
распространяется на фронтах и в тылу. К такой литературе можно отнести поэму Александра
Трифоновича  Твардовского «Василий Теркин», которая выражает всю тяжесть
военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата.

Переправа,
переправа!

Берег
левый, берег правый,

Снег
шершавый, кромка льда,

Кому
память, кому слава,

Кому
темная вода, —

Ни
приметы, ни следа.

Ночью,
первым из колонны,

Обломав
у края лед,

Погрузился
на понтоны.

Первый
взвод.

Погрузился,
оттолкнулся

И
пошел…

…На
войне живут бойцы,

Как
когда-нибудь в двадцатом

Их
товарищи — отцы…

Тем
путем идут суровым,

Что
и двести лет назад

Проходил
с ружьем кремневым

Русский
труженик-солдат.

Отрывок из поэмы «Василий Теркин»

1.3.2   Проза

В годы Великой Отечественной войны получила особое развитие
проза. Она представлена очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью.
Малые формы литературы пользовались особенной известностью. Каждый автор
придерживался основной темы: несовместимость естественного человеческого и
милосердного начала и войны. Статьи писали такие известные авторы, как Леонид
Леонов, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали
своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к
фашизму, раскрывали подлинное лицо «устроителей нового порядка».

Крупные произведения появились только в конце войны,
после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство
обеспечило писателям условия для творчества. Народ нуждался в поддержке, ему
необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие
жизни.

1.3.3   Публицистика

Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи,
очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Все то, что опубликовывали в
газетах, солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные
непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки.
Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую
ценность.

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты
насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты
отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что
вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно
аргументировали патриотическую позицию. Никакие сделки с врагом не могли
гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать
это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными,
которые практиковали солдаты Третьего рейха.

1.3.4  Драматургия

Драматические произведения Константина Симонова, Леонида
Леонова, демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту
и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К.
Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.

Драматургия в период Великой Отечественной войны – это
очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным
эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее
зрителю.

В каждой пьесе главной идеей становился призыв к
единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе
Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, чуждый пролетарской
идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам
автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне
любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по
отношению к родине не менее значимы и сильны.

2.4   Донские писатели в годы Великой Отечественной
войны

Благодатный донской край, богатый своими высокими и
прочными духовными традициями русской культуры дал отечественной и мировой
литературе столько славных имен, что этим не только можно, но и должно
гордиться.           

Донская земля всегда была богатой на литературные
таланты. На ней родились или жили, учились или работали известные в стране и в
мире поэты и писатели. Большинство из них – поэты фронтовики, героические люди,
которые ушли, в основном в молодом возрасте, добровольцами на фронт, участвовали
в боевых действиях, работали специальными корреспондентами на линии фронта в
боевых газетах, многие из них свои первые стихи начали писать в окопе на передовой.

Героическое время, удивительные, храбрые люди, о
которых, нам, молодому поколению надо знать, учиться у них мужеству и терпению.

2.4.1  Михаил
Александрович Шолохов

Михаил Александрович
Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой
семье. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году
вышла первая его книга— «Донские рассказы».

После выхода в свет
первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу.

В 1926 году Шолохов начал
работать над «Тихим Доном». Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова
широко известным.

В годы Великой
Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа
против фашистских захватчиков. С первых дней Великой Отечественной войны
Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную
схватку со злейшим врагом всего человечества — германским фашизмом. В эти годы
он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти»,
главы романа «Они сражались за Родину».

Особое место среди
произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова
«Наука ненависти» (1942), в котором создан образ участника войны лейтенанта
Герасимова. В нем воплощены лучшие черты воюющего советского народа. Образ
Герасимова предваряет образ Андрея Соколова из послевоенного рассказа автора
«Судьба человека».

Рассказ заканчивается
словами главного героя о ненависти и любви: «И воевать научились по-настоящему,
и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как вражда, все чувства отлично
оттачиваются».

Рассказ «Наука ненависти»
был ступенью к роману «Они сражались за Родину», в котором Шолохов поставил
задачу показать судьбу воюющего народа, раскрыть глубоко и полно душевное
богатство рядовых защитников Родины.

В своей публицистике автор
утверждает величие победы советского народа над гитлеровским фашизмом.
Советские воины дошли до Берлина, «навсегда похоронив под развалинами
разбойничьей столицы бредовые мечтания гитлеровцев о мировом господстве.

Одно из лучших
произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека» — создан писателем, когда
прошло свыше десяти лет после окончания Великой Отечественной войны
(опубликован в начале 1957 года). В центре рассказа образ рядового защитника
Родины Андрея Соколова.

В Андрее Соколове
сосредоточены лучшие черты характера русского человека. Его героизм, лишенный
внешнего блеска, составляет органическое свойство его натуры. Андрей Соколов
всегда и везде чувствует себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым
источником его силы. Трагедия Соколова близка и понятна сердцу каждого
советского человека. На его судьбе Шолохов показал судьбу народа, пережившего
все ужасы войны.

Отличительная особенность
автора-художника — величайшее чувство ответственности перед народом. В его
произведениях сочетались различные способы повествования: эпический,
драматический и лирический, и это способствовало огромной впечатляющей силе их
воздействия. Отразив эволюцию народных характеров, писатель показал
формирование положительного героя, единение народа с Коммунистической партией.

2.4.2  Виталий
Александрович Закруткин

Тема войны и человека в
войне волновала многих писателей. Среди них был и Виталий Александрович
Закруткин.

В донской станице
Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и
работал известный советский писатель, лауреат Государственных премий СССР и
РСФСР Виталий Александрович Закруткин.

В первый же месяц Великой
Отечественной войны Закруткин написал публицистическую работу о фашизме –
«Коричневая чума». Ростовское издание выпустило работу в печать, и газета
Северо-Кавказского военного округа «Красный кавалерист» уже в сентябре 1941
года опубликовала на нее рецензию, в которой отмечалось: «Яркую по своим
фактам, книгу Закруткина следует настоятельно рекомендовать красноармейскому
читателю. Она рассказывает правду о фашизме».

Длинными оказались дороги
военного корреспондента Закруткина. Они начались на Дону и в предгорьях
Кавказа. Ему пришлось участвовать в Корсунь-Шевченковской операции, форсировать
Вислу и, наконец, штурмовать Берлин в составе Пятой ударной армии.

Война во многом
определила дальнейшую литературную судьбу Виталия Закруткина. В его памяти
словно застыли картины пожарищ и взорванных полей, оскверненные трупами воды
рек, плач обездоленных детей, женщин, стариков – картины, составившие скорбную
панораму жизни и смерти.

В 1944 году он прислал с
фронта в Ростовское издательство сборник рассказов «О живом и мертвом». Это
были невыдуманные рассказы о мужестве и стойкости советского солдата, о долге и
чести человека на войне. Одним из произведений этого сборника является поветь
«Матерь человеческая», напечатанная в 1969 году. Этой повести была присуждена
Государственная премия РСФСР имени Горького. В произведении передана судьба
русской женщины, оказавшейся в разоренном и сожженном хуторе.

Волею судьбы Мария
оказывается одна в затерянном в степи донском хуторке. Муж и сын погибли, хутор
сожжен, жители угнаны, а беременная женщина остается один на один со своей
бедой. Впереди – суровая зима, вокруг – никого. Сила воли и мужество помогают
выжить Марии, нечеловеческие усилия прилагает она для своего спасения: находит
и благоустраивает жилище, заготавливает на зиму продукты, выполняет нелегкую
крестьянскую работу. К ней, простой русской женщине, как будто притягиваясь её
любовью ко всему живому, сходятся все оставшиеся в живых животные, ищут защиты.
Всех принимает Мария. На всех хватает её любви и заботы. Даже в молоденьком раненом
немце видит она не врага, а ребёнка, жалеет его, выхаживает, как может:

«Сжимая
в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба,
прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он не мигая
смотрел на нее… Мария успела заметить, что немец был бледный, изможденный, с
тонкой мальчишеской шеей и что он был ранен. Мария заметила, что немец
испугался ее, и поняла, что он безоружен. Наклонившись над лазом, она молча
смотрела на немца. Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса
глаз… Все выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого
ужасом недоростка…»

Каждый день, пересиливая
себя, выходит Мария на работу, обходит окрестности в поисках нужных вещей. Так
однажды находит она в стоге сена детей, маленьких горемык, чудом не умерших от
голода и мороза. И в жизни Марии появляется смысл. Всю свою нерастраченную
материнскую любовь отдает она этим детям, спасает их от неминуемой гибели.

Мария не только выживает
вопреки судьбе, но и спасает и обогревает всех вокруг себя. Становиться матерью
не только для своего родившегося собственного сына, но и для чужих детей.
Неудивительно, что советский офицер, потрясенный её мужеством, становится перед
ней на колени.

И Андрей, и Мария сумели
сохранить в своей душе нежность и стремление любить и заботиться о ком-то.
Андрей приютил мальчишку-сироту, назвавшись его отцом. Мария родила своего
ребёнка, при этом уже став матерью найденышей. Суровая жизнь не сломила героев,
сохранив в них самые лучшие человеческие черты: сострадание, сопереживание,
любовь, доброту. И пусть Андрей Соколов на первый взгляд кажется суровым, душа
его полна нерастраченной любовью и нежностью к маленькому человечку,
потерявшему на войне всех родных.

2.4.3   Петр Васильевич Лебеденко

Одним из самых известных донских писателей военный лет
был Лебеденко Петр Васильевич. Он родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле,
его детство прошло в Азове, с тринадцати лет он жил в детских домах.

В 1934—1936 служил юнгой, матросом парусно-моторной
шхуны. В 1936 году Лебеденко становится летчиком Гражданского воздушного флота,
затем — Великая Отечественная война, полеты на передовую. После войны Петр Васильевич
серьезно увлекся литературным трудом. Его первая книга, в которой Лебеденко
воспел величие и красоту донского края «Сказки Тихого Дона» была написана и
опубликована в 1950 году.

Позже стали появляться многочисленные романы и повести
Петра Лебеденко: «Льды уходят в океан», «Четвертый разворот», «Черные листья»,
«Красный ветер», «В дальнем лимане», «Клуб отважных», «Голубые дороги», «Особый
рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано».

Ярко и образно писал Петр Васильевич и о трудной жизни
лётчиков, и о сказочных героях. Романы и повести Лебеденко сразу покорили
сердца читателей и получили широкое признание, как на Дону, так и далеко за его
пределами. Произведения Петра Лебеденко жизненно правдивы, наполнены любовью к
своей родине, учат мужеству и отваге

2.4.4   Анатолий Вениаминович Калинин      

Калинин Анатолий Вениаминович родился 22 августа 1916 года
в станице Каменской в семье учителя.

В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские
внучата» и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных
газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года — корреспондент
«Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на
Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на
фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Первая книга А. Калинина вышла в 1940 году. Это был
роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае.  В 1943 году в
Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале
«Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге», в 1945-м — повесть «Товарищи».
На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман
«Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А. Калинин поселился на хуторе
Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц «Неумирающие
корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи» начинали галерею героев,
которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная
зона», посвященный строительству Волго-Донского канала. Калинин автор таких
известных романов, как Суровое поле», «Цыган», «Эхо войны» (1963), «Гремите,
колокола!», «Возврата нет».

В 1982—1983 годах в издательстве «Советская Россия»
вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание,
помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Ни от могилы затравевшей,

Ни от солдатки постаревшей,

Ни от сиротского крыльца

Не отворачивай лица!

…Ни от улитки первородной,

Ни от ветров войны холодной,

Ни от огня, ни от свинца

Не отворачивай лица!

…Живи по совести и чести,

Служа без подлости и лести,

И от Отчизны до конца

Не отворачивай лица!

2.5   Послевоенная литература

Многие произведения о Великой Отечественной войне
стали писаться позже, в 1960-1970-х годах. Это относится к повестям Василя
Быкова «Обелиск», «Сотников», Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «В списках
не значился», «Завтра была война».

«История – не веревка, ее заново не
свяжешь, однажды разрубив. Понадобится новая веревка, которую и начнут вить из
народа»

Борис Васильев.

Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала
основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Прочитывая
каждую строку,  нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

Одним из классических примеров произведений о Великой
Отечественной войне можно считать роман Юрия Бондарева «Горячий снег».  Написан
он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие
под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие
только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до
победного конца.

Заключение

Великая Отечественная
война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература
того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Писатели жили
одной жизнью с воюющим народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали
подвиги и писали.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих
лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня,
читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Дух свободы, рожденный в
испытаниях войны, питавший литературу и питаемый ею, уже невозможно было
истребить до конца, он был жив и пробивался в творениях литературы и искусства.

О,
книга! Друг заветный!

Ты
в вещмешке бойца

Прошла
весь путь победный

До
самого конца.

Твоя
большая правда

Вела
нас за собой.

Читатель
твой и автор

Ходили
вместе в бой.

С. П. Гудзенко

Список
использованной литературы:

1.       
«Вверх» Познавательный журнал. Специальный
выпуск. Москва, 2009 г. Издательство «Наши дети»

2.       
Градобоев В.А. «Поиск:1941-1945гг.
Страницы истории. Поисковый отряд «Донской» им. Анатолия Калинина. –
Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2018. -224с., ил.

3.       
«Донское слово».
Литературно-художественный и общественно-политический журнал. – Ростов-на-Дону,
2006 г. Издательство «АКРА»

4.       
Калинин А.В. А на рассвете грянул гром.
Поэмы.- Ростов-на- Дону: издательство «Приазовск
iй
Край», 2004 г. – 64с.

5.       
Лебеденко П.В. Избранные произведения: В 3
т. Т.1. Высокое мужество.  Льды уходят в океан: Роман. – Ростов-на-Дону:
Книжное издательство, 1987. – 496 с.

6.       
«Станица сердцу дорогая» Историко-краеведческое
повествование В. Шевченко Ростов-на-Дону 2004 г. Издательство «Приазовский
Край»

  • Рассказы для детей о зимующих птицах 5 6 лет
  • Рассказы детей о своих прадедах участниках вов
  • Рассказы детям слушать на ночь для детей 7
  • Рассказы для детей 3 класса внеклассное чтение читать
  • Рассказы для детей 4 года слушать