Рассказ Марины Дружининой для детей
На переменке Петька Редькин предложил Владику Гусеву:
– Давай с тобой заключимся на «сижу»!
– Это как? – спросил Владик.
– А очень просто. Ты всегда, когда будешь садиться на стул, стол, подоконник, в общем, всё равно куда, хоть на потолок, должен говорить: «Сижу». Если не скажешь, я начинаю считать: раз, два, три… до тех пор, пока ты не скажешь «сижу». Сколько я успею насчитать, столько ты должен будешь исполнить моих желаний. Ну а ты тоже смотри за мной и считай, если я не скажу «сижу». И я буду исполнять твои желания. Это очень интересно!
– Ну ладно, давай, – согласился Владик.
И они потрясли друг друга за мизинчики со словами:
Скажу, скажу, скажу:
«Сижу», «сижу», «сижу»,
Не скажешь мне «сижу» —
Исполнишь, что скажу!
– Ну всё, – провозгласил Петька, – заключились!
Прозвенел звонок, ребята побежали в класс. Владик уселся на своё место, начал доставать тетради и учебники. И вдруг до него донёсся быстрый шёпот: «…десять, одиннадцать…» Он тут же вспомнил, что не сказал заветное слово, и как закричит Петьке: «Сижу!»
Все удивлённо посмотрели на Владика. Некоторые ребята даже покрутили пальцем у виска. Хорошо, что учительница ещё не вошла в класс.
– А я уже насчитал тебе двенадцать желаний! – ехидно захихикал Петька. – Так что готовься.
Когда урок закончился, Петька, фыркнув, заявил Владику:
– Вот, значит, моё первое желание. Подойди к Катьке Плюшкиной и пропой приятным голосом, с чувством:
Свет мой, Плюшечка, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
– Да ты что, Петька! – ужаснулся Владик. – Меня же засмеют все! Не стану я это делать! Придумай лучше другое желание!
– Нет уж, – настаивал Петька, – такое моё желание. Выполняй! А то получится нечестно!
Владик понял, что влип в дурацкую историю. Как он себя ругал, что попался на удочку с этим «сижу»! Но теперь ничего не поделаешь – слово есть слово. Владик старался сдерживать своё слово и поступать честно.
Он собрался с духом, подошёл к Плюшкиной и пробурчал:
Свет мой, Плюшечка, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Плюшкина взглянула на бледного хлипкого Владика и прыснула со смеху.
– Ты на свете всех дурее! – еле выговорила она. – Совсем рехнулся!
Ребята вокруг тоже захохотали и спросили Владика:
– Ты чего это, Владька? Правда, рехнулся?
– Да не рехнулся я! – оправдывался Владик. – Это я Петькино желание выполнял! Я ему проиграл.
А Петька, приплясывая от восторга, кричал ребятам:
– Ещё одиннадцать желаний! Вот умора-то! Вот повеселимся! Ха-ха-ха!
Прозвенел звонок. Владик сел за парту и тут же подскочил как ужаленный и завопил: «Сижу!»
– А я тебе ещё одно желание насчитал, – ткнул Петька Владика ручкой в спину. – Так что опять двенадцать! Хи-хи-хи! А сейчас сделай вот что.
И Петька зашептал Владику своё задан ие…
В класс вошла учительница математики Алевтина Васильевна и сказала:
– Ребята! Как я вам обещала, сегодня будет контрольная работа.
И тут поднял руку Владик.
– В чём дело, Гусев? – спросила учительница.
– Алевтина Васильевна! – запинаясь, промямлил Владик. – Давайте лучше пойдём в кино фильмы ужасов смотреть. Они вам понравятся! Они очень познавательные!
Класс захлебнулся от хохота.
– Да ты что, Владик, в своём уме? – изумилась Алевтина Васильевна. – Ты меня просто поразил! Гораздо сильнее любого фильма ужасов!
Владик, красный как рак, сел, потрясённый собственной дерзостью. Однако успел сказать «сижу». Второе желание Петьки было исполнено. А Петька чувствовал себя героем дня и победоносно поворачивался во все стороны, делая ребятам знаки, что, мол, то ли ещё будет!
Алевтина Васильевна раздала всем задание, и контрольная началась. Владик ещё не успел опомниться от своей выходки, а Петька уже опять толкал его в спину.
– Реши мне задачку и пример!
– Подожди, Петь! Я ещё со своей задачей не разобрался.
– Ну и что? «Сам погибай, а товарища выручай». Поговорка есть такая. Знать надо. И моё желание выполняй. А то нечестно будет!
Владик вздохнул и принялся за Петькин вариант. Еле успел потом свою задачу решить.
Уроки закончились. Владик собрал портфель и вышел на улицу. Его догнал Петька.
– Подожди, Гусев! У меня ведь ещё десять желаний есть. Слушай мой план. Я хочу проучить Катьку Плюшкину. Уж очень она воображает в последнее время. Списывать не даёт. В общем, завтра принесёшь хороший мешок и поймаешь Плюшкиного Кузьку. И будет у нас кот в мешке! – Петька хихикнул. – А Плюшка пусть побегает, поищет. Может, меньше воображать будет. А потом мы подкинем ей записку, чтобы несла килограмм конфет. И тогда получит Кузьку. Здо́рово?
– Я это делать не буду, – насупился Владик.
– Интере-есно… – медленно произнёс Петька. – Ты дал слово, что, если проиграешь, станешь всё выполнять. Это дело чести – держать своё слово. Не сдержишь слово – значит, не будет у тебя чести. Береги, Гусев, честь смолоду! Поговорка такая есть. Знать надо. Раньше, между прочим, даже стрелялись, только чтоб честь была. Так что неси завтра мешок. А то я всем скажу, что ты врун и трепло.
Петька повернулся и побежал к своему дому. Владик медленно побрёл к себе. На душе у него скребли кошки. Точнее, это были не кошки, а только один котёнок, Кузька. Но скрёбся этот Кузька на душе у Владика изо всех сил, как дюжина здоровых котов, и приговаривал: «Почему это мы с Плюшкой должны страдать из-за твоей глупой игры? Это ты проиграл Петьке его дурацкое желание! Вот и отдувайся как можешь. А мы-то при чём? Мяу! Мяу!»
И Владик опять ругал себя за то, что связался с Редькиным.
На следующий день Петька спросил первым делом у Владика:
– Ну что, принёс мешок кота ловить?
– Нет, – ответил Владик.
– Это почему же?! – возмутился Петька. – Ишь какой! А выполнять мои законные желания? Забыл, что ли, про дело чести?
– Нет, Петька, – спокойно сказал Владик, – не забыл. Просто так получается, что дело чести – это как раз НЕ выполнять твои желания. Очень уж ты вредный. Ну прямо не Редькин, а Вредькин какой-то! И можешь говорить про меня кому угодно что угодно.
Владик пошёл в класс. Он сел на своё место и тут же неожиданно для себя громко крикнул: «Сижу!» Все засмеялись. И Владик тоже. И на душе у него стало легко.
-Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять: В чем же назначенье Человека, как надо жить? Спокойно, ни во что, не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?.
Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экрана телевизора, встречаются на страницах книг и газет. Употребляя их в разговоре, мы едва задумываемся над значением этих слов.
— На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему.
-А как, вы думаете, что значит слово «честь»?
1)Словарная работа.
-Какое определение дают этому слову авторы учебника? с 46(до слов Достоинство)
Работа в группах.
— Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.
Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
Составляют и записывают своё определение слова честь.
Честь-это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь, который не допускает низких поступков и помыслов, сила его души, готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства.
2)А теперь давайте, прочитаем, как понимает слово «честь» один из героев рассказа.
Чтение рассказа М. Дружининой « Дело чести».
Объясни название рассказа.
— Какой договор предложил заключить Владику Гусеву Петька Редькин?
— Какие желания были у Петьки? Почему они его веселили, а Владика огорчали?
— Что испытывал Владик, выполняя их?
— Понимал ли Петька, что поступает плохо?
-Найди пословицу, объясни её значение. К месту ли её употребил Петька? (Это дело чести — держать своё слово. Не сдержишь слово, не будет у тебя чести)
Не пострадала ли честь Владика, когда он отказался выполнить условие договора?
— Как бы вы объяснили Петьке смысл слов « дело чести»?
3)Работа с понятием через подбор ассоциаций и синонимов.
— Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и начинающиеся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).
Ч_______________________(честный, честность)
Е _______________________(единосильный)
С ________________________(совесть, справедливость, сила))
Т ________________________(труд)
Ь.
4).Запишите синонимы к слову честь (благородство, мужество, верность, справедливость, правдивость, достоинство.)
5)Анализ иллюстраций на с.46 – 47 и из электронного приложения урок 22, «Иллюстрации».
Работа в парах.
— Придумайте к этим фотографиям названия в виде фраз со словом «честь» или словами, образованными от него.
6) Проявление чести в повседневной жизни.
-Как проявляется честь в повседневной жизни?
-Объясните эти понятия:
Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как и рядовому, так и полководцу.
Гражданская честь — человек, вступившийся за слабого или оскорблённого.
Рыцарская честь.
Кого в наше время называют рыцарем?
(В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за слабого)
Спортивная честь. ( отстаивать честь страны на международных соревнованиях, олимпиадах-Сочи2014г, Александр Зубков-братчанин чемпион олимпийских игр по бобслею).
7) Вывод.
П. Корнель (французский поэт, драматург) сказал « Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь».
-Какой вывод из сказанного можно сделать? (пострадала честь- это значит, пострадало твоё собственное имя, достоинство, верность благородство. Не даром честь отдают офицеры, дают клятву президент, врачи,. Это помогает людям осознать свою ответственность, взять её на себя.)
Следовательно, жить надо так, чтобы окружающие сказали про тебя «человек чести».
-Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать? Групповая работа.
-Запишем эти качества:
Человек чести:
умение сдержать своё слово,
прийти на помощь слабым,
не предать друзей, Родину,
не изменить своим моральным принципам
1)- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».
-Что такое достоинство человека?
— Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.
-Значит честь и достоинство близки по смыслу. Но между ними есть различие. Каково же оно?
2) Чтение текста учебника. Приём инсерт.
3) Прочитайте определение « достоинство» в учебнике.
-Что такое чувство собственного достоинства?
( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)
-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?
( К голосу совести).
— Теперь с помощью учебника выпишем моральные качества, которыми должен обладать достойный человек.
Групповая работа.
Достойный человек:
честно живёт,
отличает добро от зла,
не совершает безнравственных поступков,
способен быть справедливым
уважает достоинство других и не теряет собственного
-Что значит «безнравственный поступок»?
-Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?
(Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность)
-Теперь сравним понятия « человек чести» и « достойный человек».
-Мы видим много общего, это подтверждает что «достоинство» и «честь» понятия синонимичные.
-Так в чём же их различие? (если дети не смогут чётко ответить на этот вопрос – помощь учителя)
Часто моральные качества «Человек чести» совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.
«Достойный человек»- это осознанный выбор человека.
-Итак, достоинство- это моральное качество человека, основанное на уважении к другим людям и на самоуважении.
4)- Об одном из качеств достойных человека мне хочется с вами поговорить, а поможет нам притча. Послушайте.
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которой стояла чёрная точка.
-Что вы здесь видите?- спросил старец.
-Точку.- ответил один.
-Чёрную точку. — подтвердил другой.
-Жирную точку.- уточнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
-Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?- удивились ученики.
-Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку. И никто из вас не заметил чистого белого листа.
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.
-Чему учит эта притча? (нужно видеть в другом человеке только достоинства, его положительные черты характера).
-Поможет ли это качество вам в жизни?
-Как? (это поможет в общении, избежать вражды, мести, взаимных обид).
5)-Исходя из всего сказанного сделаем вывод, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ?
Работа с материалами электронного приложения (урок 22 «Золотое слово» — «Человек».
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. Р. Киплинг
— Какие условия того, чтобы человек стал человеком, называет Киплинг? Запишите их в тетрадь (в виде цитат)
— Можно ли назвать такого человека честным и достойным? Ответ обоснуйте.
— Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.
— Как вы понимаете это высказывание?
Курс «Основы светской этики»
Тема урока:
«Честь и достоинство»
Цель: сформировать общие представления о понятии чести и достоинства личности и ответственности за их нарушение.
Задачи: — способствовать формированию отношения к чести и достоинству как высшим нравственным ценностям человека;
— предупредить об опасностях, связанных как с возможностями совершения преступлений против личности, так и вероятностью стать объектом этих преступлений;
— развивать умения работать с документами, анализировать источники, делать выводы, моделировать ситуацию.
Тип урока: сообщение новых знаний
Оборудование: учебник «Основы светской этики», мультимедиа презентация, карточки с заданиями
Основные понятия: честь, достоинство, оскорбление, клевета, хулиганство, ответственность, закон.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Слово учителя. На прошлом уроке мы говорили с вами о традициях воспитания. У вас на столе есть карточки в которых необходимо соединить линией понятие с его определением.
— Что такое традиции?
—Зачем нужны традиции?
—Что такое сословия?
—Какие сословия были в России?
-Сейчас мы послушаем сообщение «Воспитание дворян» и «Поведение дворян».
-Какие традиции воспитания сохранились в вашей семье?
2. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя. В жизни человека существует много ценностей. Назовите, что, на ваш взгляд самое ценное для вас? (дети дают ответы, учитель комментирует их по необходимости).
Но часто для людей ценнее жизни такие понятия как честь и достоинство. И не раз люди платили жизнью за восстановление доброго имени, чести и достоинства и защищали их всеми возможными способами. Например, А.С. Пушкин защищал свою честь на дуэли и М.Ю. Лермонтов написал такие строки:
«Погиб Поэт! – невольник чести!
Пал, оклеветанный молвой…»
И затем, самому Лермонтову пришлось защищать свою честь на дуэли. Но это был 19 век. А сейчас 21 век. Что же изменилось в обществе за 200 лет? Являются ли честь и достоинство такими же важными для человека ценностями в наше время, и какими способами мы можем их защитить сейчас? На эти вопросы мы должны ответить с вами на сегодняшнем уроке. Итак, тема нашего урока «Честь и достоинство»
3. Сообщение новых знаний
План.
-
Что такое честь и достоинство.
-
Нарушение чести и достоинства.
-
Защита чести и достоинства.
Давайте познакомимся с главными понятиями темы «честь» и «достоинство. Опорой нам станут высказывания великих людей и русские пословицы и поговорки на эту тему, которые вы видите на экране.
«Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь».
П. Корнель
— Береги платье снова, а честь смолоду.
— За доброе имя и честь приготовься и голову снесть.
— Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
— По заслугам и честь.
Вопрос: На основе приведенного высказывания и пословиц сформулируйте, что такое честь.
(Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация)
Честь — это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В.И. Даля. (На экране).
Вопрос: С каким понятием оно тесно связано? (достоинство)
Что же такое достоинство? Как вы это понимаете?
Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самих себе. (На экране) Высшим проявление человеческого достоинства является благородство. (На экране).
Давайте попробуем привести примеры из жизни, кинофильмов, книг, где показан человек чести.
Примеры.
— Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу. Во время войны, сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки ” — допросы, пытки. И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы дети их многострадальные сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.
Ученица читает стихотворение С. Михалкова
Жили три друга – товарища
В маленьком городе Эн
Были три друга – товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого,
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
Главному лозунгу суворовцев, нахимовцев и кадетов России «Жизнь — Отечеству, честь — никому!», который был взят от кадет Русских императорских корпусов, уже более 300 лет.
— Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.
— Религия. Священнослужитель, подвергающийся гонениям или осуждению, но не предающий своих религиозных убеждений – человек чести.
— Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.
Великий философ древности Цицерон так говорил: «Нет ничего мучительнее оскорбления человеческого достоинства».
К сожалению, мы должны признать, что и в нашем 21 веке совершаются преступления против чести и достоинства человека. Что же мы отнесем к таким видам преступлений?
Задание: Перед вами карточка №1 с описанием ситуаций из реальной жизни. Прочтите эти ситуации и назовите, какие преступления против чести и достоинства человека описаны в них (оскорбление, клевета, похищение человека, хулиганство).
Познакомимся подробнее с этими видами преступлений. Для этого возьмите карточку 2, с извлечениями из статей УК РФ и внимательно познакомьтесь с ними и ответьте на поставленные вопросы. Работаем в группах по парам. Каждая группа со своей статьей закона, которая отмечена на карточке.
Обсуждение по вопросам и работа с понятиями:
1.Что такое оскорбление? Какая мера наказания предусмотрена в УК РФ за данное преступление?
Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Наказание: штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда, обязательные или исправительные работы до 6 месяцев; при публичном оскорблении наказание усиливается в два раза (штраф до 200 минимальных размеров оплаты труда, исправительные работы до 1 года).
2. Что такое клевета? Какая мера наказания предусмотрена за клевету?
Клевета – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Наказание: штраф в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательные, либо исправительные работы до одного года; за клевету в публичном выступлении наказание удваивается; за особо опасные виды клеветы предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы.
3. Что такое похищение? Какое наказание предусмотрено за данное преступление?
Похищение – это незаконное лишение человека свободы.
Наказание: наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет; похищение, совершенное при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет; совершенные преступной группировкой и повлекшие за собой смерть потерпевшего или тяжкие последствия – лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
4. Что такое хулиганство? Какие меры наказания предусмотрены за хулиганство?
Хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества.
Наказание: обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы до 1 года, либо лишение свободы на срок до 2 лет. При отягчающих обстоятельствах лишение свободы на срок до 5 лет; при применении оружия лишение свободы на срок от 4 до 7 лет.
Итак, мы видим, что защитить свою честь, и достоинство каждый человек может при помощи закона, обратившись в суд. Закон предусматривает достаточно суровые наказания за данные преступления.
Учитель. Ребята, а вы сталкивались в своей жизни, в школе с действиями, нарушающими вашу честь и достоинство? Приведите свои примеры (ребята приводят примеры: оскорбления, прозвища, клички, ложь, драки, вымогательство денег и т.д.).
Таким образом, в школе мы так же можем стать жертвой преступлений против чести и достоинства. Можем ли мы в школе защитить себя? Как? Составив законы жизни школы.
Сейчас мы этим и займемся. Представьте себе, что мы с вами комиссия Государственной Думы по законотворчеству в сфере защиты чести и достоинства человека. Нам поручено составить проект законов о защите чести и достоинства, учащихся в школах.
Разделимся на 3 группы по рядам и на подгруппы по 4 человека. Каждая группа возьмет рабочий лист с заданием и выполнит свою часть законотворческой деятельности.
1 группа – определить перечень правонарушений, совершаемых в школе и направленных против чести и достоинства учащихся.
2 группа – придумать правоохранительный орган. Который бы занимался разбирательством и защитой чести и достоинства и определить его полномочия (название, кто может входить, права).
3 группа – определить меры наказания, которые могут применяться к правонарушителям в рамках школы.
(На самостоятельную работу 3 минуты)
Обсуждение предложений и подведение итогов. Отображение их на экране.
Проект «Закон о защите чести и достоинства учащихся школы»
Глава 1.
Преступлением против чести и достоинства, учащихся мы считаем:
— оскорбление;
— употребление прозвищ, кличек;
— нецензурная брань;
— унижение из-за физических недостатков;
— распространение клеветы;
— угрозы, запугивание, шантаж;
— вымогательство, воровство имущества;
— порча школьного имущества;
— рукоприкладство (драки, побои, избиения).
Глава 2.
1.Защита чести и достоинства учащихся возлагается на Суд чести школы.
2. В состав Суда чести входят: учащиеся, учителя, родители.
3. Суд чести имеет право приглашать учащихся для ведения разбирательства по совершенному правонарушению и определять меру наказания.
Глава 3.
Суд чести имеет право выносить следующие решения:
1.Примирение сторон.
2. Публичное извинение.
3. Возмещение причиненного ущерба.
4. Исключение из школы (за особо тяжкие правонарушения).
Учитель. Итак, мы составили проект Закона о защите чести и достоинства учащихся школы. Вы можете передать его на обсуждение вашего школьного парламента. Если парламент примет этот закон, то он станет обязательным для всех учащихся школы и поможет защищать им свои честь и достоинство.
3. Рефлексия.
Итак, сегодня мы на уроке познакомились с понятиями «честь» и «достоинство» граждан. Давайте проверим, как вы поняли основные вопросы этой темы. Перед вами лежат буклеты, являющиеся опорными конспектами по теме урока. Я буду задавать вам вопросы, а вы мысленно отвечайте на них. Затем сверяйте свой ответ с буклетом. Если ваш ответ совпал, то ставьте знак плюс, если нет – то минус. Таким образом, мы с вами увидим, какие вопросы вы усвоили хорошо, а над какими вам предстоит поработать дома и данный буклет окажется вашим помощником.
Вопросы для повторения:
1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
2. Что такое честь?
3. Что такое достоинство?
4. Какие преступления совершаются против чести и достоинства?
5. Где гражданин может защитить свою честь и достоинство?
6.О чем вам хотелось бы рассказать дома?
Учитель. В каких вопросах вы поставили минусы? Давайте ещё раз выясним непонятные моменты (выясняются с помощью учащихся, усвоивших эту тему).
Завершить сегодняшний урок я хотела бы словами российского ученого 20 века, академика Д.С. Лихачева:
«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек не человека»
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание:
1) § 22 прочитать;
2)Творческое задание по выбору:
— Составить кодекс чести семьи.
— подготовить сообщение о людях чести и достоинства
— нарисовать рисунок по теме урока
— составить вопросы и взять интервью у родителей по теме урока.
Приложение
Карточка №1.
1. На собрании избирателей Гордынин А.В. в публичном выступлении употреблял бранные слова по отношению к Полежаеву С.К. и Казанникову М.И. («цепной пёс», жулик, трус, подлец и т.д.). Судом эти слова были признаны носящими оскорбительный характер, унижающими честь и достоинства человека.
Задание: По данным примерам определите виды преступлений, совершенных против чести и достоинства граждан.
2. Дегтярев в интервью, которое было опубликовано в газете, умышленно распространил заведомо ложные и позорящие Александрова И.К. и Михеева Т.Н. измышления, обвинив их в совершении тяжкого преступления, а именно в том, что они продали в Германию партию креветок на сумму 740 тысяч долларов и деньги присвоили.
Задание: По данным примерам определите виды преступлений, совершенных против чести и достоинства граждан.
3. Дышеков предложил своей знакомой Сундуковой похитить несовершеннолетнюю дочь начальника производства мукомольного завода Кузнецова, с целью получения выкупа.
21 ноября они подъехали к зданию университета, где училась Людмила, обманом посадили её в машину, привезли на квартиру и психически воздействуя, усыпили её, дав чай со снотворным. В течение месяца они удерживали девушку, требуя от отца выкуп в 500 тысяч долларов.
Задание: По данным примерам определите виды преступлений, совершенных против чести и достоинства граждан.
4. 28 января 2005 г. в 23 часа в селе Т. Нечаев, после совместного распития спиртных напитков с несовершеннолетним Беляевым предложил пойти выяснять отношения к Гамаеву. Грубо нарушая общественный порядок, разбив оконное стекло, они проникли в дом Гамаева и беспричинно, из хулиганских побуждений, демонстрируя цинизм и явное неуважение к обществу, сопровождая свои действия нецензурной бранью, учинили в доме Гамаева погром и стали его избивать.
Задание: По данным примерам определите виды преступлений, совершенных против чести и достоинства граждан
Карточка №2.
Статья 130 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Оскорбление.
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
Наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или …., либо обязательными работами на срок до 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении,… или средствах массовой информации, —
Наказывается штрафом в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда…., либо исправительными работами на срок до 1 года.
Вопросы: Что такое оскорбление? Какие меры наказания предусмотрены за оскорбление?
Карточка №2.
Статья 129 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Клевета.
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, —
Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда…, либо обязательными работами…, либо исправительными работами на срок до 1 года.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —
Наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда… вплоть до ареста на срок от 3 до 6 месяцев ( за особо опасные виды клеветы предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет).
Вопросы: Что такое клевета? Какие меры наказания предусмотрены за клевету?
Карточка №2.
Статья 126 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Похищение человека.
1. Похищение человека, то есть незаконное лишение человека свободы, —
Наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет.
2. То же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.
3. Деяния…, совершенные организованной группой, повлекшие смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
Вопросы: Что такое похищение? Какие меры наказания предусмотрены за похищение?
Карточка №2.
Статья 213 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Хулиганство.
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —
Наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
2. То же деяние, если оно совершено при отягчающих обстоятельствах,-
Наказывается…, лишением свободы на срок до 5 лет.
3. Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
Наказывается лишением свободы на срок от 4 до 7 лет.
Вопросы: Что такое хулиганство? Какие меры наказания предусмотрены за хулиганство?
Карточка №3
Проект Закона о защите чести и достоинства учащихся МОУ СОШ №1
Глава 1.
Оскорблением чести и достоинства учащихся школы мы считаем:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Карточка №3
Глава 2.
1. Защита чести и достоинства учащихся возложена на______________ школы.
2. В состав_________________ входят:_________________________________
Карточка №3
Глава3.
_________________________ имеет право выносить следующие решения (о наказании):
1)
2)
3)
4)
Богородская Анна Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Катунинская СШ»
Приморского района
Архангельской области
УРОК ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
Тема урока: Честь и достоинство.
Цель урока: сформировать у учащихся первоначальное представление о чести и достоинстве; показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.
Задачи урока:
Определить понятия «честь», «достоинство» как высокие моральные качества человека.
Способствовать воспитанию данных нравственных качеств на основе стихотворений и рассказов, побудить детей к анализу собственных поступков. Обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
Совершенствовать коммуникативные умения, умения работать с текстом, в парах.
УУД: Личностные:
— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
— развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
— развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
— способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
Регулятивные:
— создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
— создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— создать условия для совместного решения учебной задачи;
— способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в группе;
— помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);
Познавательные:
— развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
— помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
— устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
— способствовать высказыванию детьми своего мнения;
— способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
— развивать умение работать с разными видами информации.
Организационный момент
— Послушайте отрывок из песни и подумайте, о каких людях мы будем сегодня говорить. («Огромное небо»)
— Что случилось с самолетом? (отказал мотор, самолет стал падать)
— Могли ли летчики из него выпрыгнуть? (и да, и нет)
— Почему летчики не стали прыгать? (самолет упал бы на город, многие погибли бы тогда)
Так о каких же людях мы поговорим сегодня?
(о мужественных,
отважных)
— Да, поговорим о смелых и отважных людях.
Актуализация знаний учащихся
— Наш урок мы посвятим очень важному для каждого из нас вопросу. Решив кроссворд, вы узнаете тему урока.
Ребус 7Я (семья)
Очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная… (совесть)
Летчик в высь летит бесстрашно,
Потому что он … (отважный)
… всегда побеждает зло. (добро)
На свете много разных стран, но есть одна:
От белых льдов до теплых рек раскинулась она…
Наша Родина -…. (Россия)
Ведь нам недаром выбор дан между добром и … (злом)
Когда я не прав, я признаю свою… (вину)
Как в древности называлось наше государство? (Русь)
Столица России. (Москва)
Определение темы урока
— О каких нравственных понятиях мы будем говорить сегодня?
(честь и достоинство).
— Это тема нашего урока. Запишем ее.
— Как вы думаете, на какие вопросы мы получим ответы, изучая эту тему?
— Что такое честь?
— Что такое достоинство?
— Как связаны честь и достоинство между собой?
— Какие люди обладают честью и достоинством?
Открытие нового.
— Давайте вспомним рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».
Маленький мальчик стал играть с большими ребятами – он был часовым «у порохового склада», но мальчишки забыли о нем и ушли домой. А малыш так и остался сторожить склад до самого вечера.
…Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю, — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж ты тогда стоишь?
— Я честное слово сказал…
— Почему мальчик не ушел? — Как бы вы поступили в подобной ситуации?
— Можно ли назвать этого мальчика честным человеком?
— Сделаем вывод. (Человек чести держит свое слово)
Самуил Яковлевич Маршак написал «Рассказ о неизвестном герое»
Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…
Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.
—Что случилось в доме? (пожар)
— Кто мог погибнуть? (ребенок)
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.
— У дома было много людей. Почему никто из смотревших не пошел спасать ребенка? (было очень высоко)
—Послушаем отрывок из этого произведения.
Даром минуты одной Не теряя, Бросился парень С площадки трамвая Автомобилю Наперерез И по трубе Водосточной Полез. Третий этаж, И четвертый, И пятый… Вот и последний, Пожаром объятый. Черного дыма Висит пелена. Рвется наружу Огонь из окна. Надо еще Подтянуться немножко. Парень, Слабея, Дополз до окошка, Встал, Задыхаясь в дыму, На карниз, Девочку взял И спускается вниз. | Вот ухватился Рукой За колонну. Вот по карнизу Шагнул он к балкону… Еле стоит На карнизе нога, А до балкона — Четыре шага. Видели люди, Смотревшие снизу, Как осторожно Он шел по карнизу. Вот он прошел Половину Пути. Надо еще половину Пройти. Шаг. Остановка. Другой. Остановка. Вот до балкона Добрался он ловко. Через железный Барьер перелез, Двери открыл — И в квартире исчез… |
— Это парень был пожарным?
— Почему же он так рисковал собой?
-Сделаем вывод. (Человек чести всегда приходит на помощь слабым)
— Вспомните сказку «Золотая антилопа».
Охотники догоняют волшебную антилопу, а крестьянский мальчик-сирота ее спасает.
Жадный раджа узнает, что антилопа может выбить копытом деньги и просит мальчика привести антилопу.
— Посмотрим фрагмент этого мультфильма.
— Что могло случиться с мальчиком?
— Почему мальчик не рассказал, как найти антилопу?
— Мог ли мальчик предать антилопу?
(Человек чести не предает друзей)
Физминутка:
В моем школьном прошлом мы ходили в походы и пели песни. Но непросто, а в ОРЛЯТСКОМ КРУГУ.
Все вставали в круг, держали друг друга за плечи и пели песни.
В. Высоцкий «Если друг…» (орлятский круг)
Нам известно, что самые лучшие и самые худшие качества человека проявляются во время войны. До нас дошло немало свидетельств о беспримерных подвигах наших солдат и офицеров. Вот один пример.
Дмитрий Михайлович Карбышев — Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для строительства оборонительных сооружений. При попытке вырваться из окружения был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.
— Какие моральные качества присущи героям войны?
(Умение не предать друзей, Родину,
не изменить своим моральным принципам)
— Сделайте вывод, что же такое честь?
*** ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Нам встретилось слово ДОСТОИНСТВО.
Что же такое достоинство?
Попробуем разобраться.
— Вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
— Почему мальчик заплакал?
(Стыдно за то, что солгал, своровал,
он совершил недостойный поступок)
— Что же такое достоинство?
*** ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
КАРТОЧКИ ПРО ДОСТОИНСТВО
— Какой человек считается достойным?
Это человек, который достоин уважения за то, что он морален:
— честно живёт,
— отличает добро от зла,
— не совершает безнравственных поступков,
— способен быть справедливым.
Давайте подведем итог урока.
Прочитайте и допишите слова, которые есть на ваших листочках.
Что бы с тобой ни случилось, помни:
у тебя есть самоеглавное –
твоя честь и твое человеческое достоинство,
которые никто у тебя не сможет отнять,
никто их не сможет уронить, кроме тебя.
Рефлексия.
— Задумывались ли вы до этого урока о таких понятиях, какчесть и достоинство?
— Поняли ли вы смысл этих понятий?
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только плохих поступков, но и плохих мыслей.
Достойный человек:
—не совершает безнравственных поступков,
— способен быть справедливым.
— Вы честные люди?
— Трудно ли вы быть честным и достойным человеком?
В завершение урока притча:
«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»
6
1 ответ:
0
0
Давным-давно жили люди быстрого ума и пламенной души. Много лет блуждали, искали место для своего дома. А когда пришли к Великой Реке, решили там и остановиться. Построили себе дома, основали свои деревни и породили большое, многочисленное и здоровое потомство. И короля избрали себе, по имени Разум. Расцвели у них и вера, и язык, и письменность. Так возник народ. Далеко-далеко слава разнеслась о его честности и мудрости.
Пролетело время. Жизнь их была богатой. Но все хорошее привлекает завистливых людей. Королевой у них была Зависть, жили они за тридевять земель, где властвовали рознь и ненависть. И напали они на этот народ. Разрушали дома, отнимали детей, сжигали книги…
Но народ был храбр и неустрашим. Тогда Зависть решила убить Разум. Так и сделала. Народ остался без короля и решил, что власть теперь переходит к его жене. Звали ее Честь. У нее были дочь Свобода и сын Жив. И вместо того, чтобы пропасть без разума, народ под водительством Чести стал еще сильнее. Честь правила справедливо и с достоинством. Была скромна, искренна и праведна. Дочь ей во всем помогала. Свобода была красивейшей девочкой на свете и любимицей народа.
Взбесилась Зависть и попыталась убить и Честь, но без успеха. Тогда попробовала отнять Свободу, но и та не далась. Люди были добрыми, потому что хранили заветы предков. Но Зависть не унималась: торила путь ко злу. Все-таки уговорила Жива отречься от матери и сестры в обмен на обещание вечной славы и власти. Жив поверил ей. Обманом запер Честь и Свободу в ящик забвения. Сам стал королем. Народ увидел при новом короле, что Жизнь без Чести и Свободы — Жизнь в страхе. Тогда правда и надежда далеко, а горе и зло — близкие соседи. У Зависти была дочь Ложь, и мать настояла, чтобы та вышла замуж за короля. С нею Жив стал еще более жестоким, а народ еще несчастнее. Жив и Ложь породили дочь Обманщицу и сына Забвение.
Но потом пришли еще более черные времена. Люди становились с каждым днем все хуже. Вместо разумных, честных и свободных остались лишь обманутые. И все позабывшие.
Немного спустя Зависть решила покинуть в те края, потому что там не осталось ничего, чему можно позавидовать. Чтобы развлечься, с нею вместе уехали дочь Ложь и внучка Обманщица. Жив мучился. Когда король остался наедине с сыном Забвением, он стал горевать и каяться истово в том, что сделал со своим народом, и слег в постель. Сыну было жалко отца, и он решил найти ящик забвения. Это оказалось нетрудно.
Доставили ящик забвения во дворец. Обрадовался сын, но все оказалось напрасно. Сын сидел перед отцовской постелью и надеялся лишь на чудо, чтобы отца излечить.
Но однажды появилась маленькая девочка с золотой косой и спросила его:
„Знаешь ли ты Честь и Свободу?”
„Нет, я сам родился после них,” ответил Забвение, „но их знает мой отец Жив.”
„Слушай меня внимательно,” сказала золотокосая, „если хочешь, чтобы Жив выздоровел, нужно исполнить три заветных желания. Тогда откроется ящик памяти.”
— Первое желание: навсегда изгнать из жизни Зависть, Ложь и Обман.
— Второе желание: возврати народу Честь и Свободу!
—Третье желание: Не позволь народу забыть свой язык!
Забвение так и сделал, и тогда Жив пробудился вновь. И жил долго и счастливо вместе с Честью и Свободой. Живут и сейчас, если держать их подальше от ящика забвения.
Читайте также
…в ней храниться многолетний жизненный опыт писателей, а также их эмоции, которые мы переживаем и через них осмысляем события нашего бытия
Проделки дьявола
Отчего смерть змея приключится.
Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
Агриков меч найден.
Змей убит.
Мудрая девушка из села Ласково.
Условие Февронии и исцеление.
Заговор против княгини Февронии.
“Дайте то, что я прошу! ”
Прозорливость Февронии.
Возвращение в Муром и счастливое княжение.
“Приспело время преставления”.
<span>Чудеса с телами Петра и Февронии.</span>
Всему тому о чем та рассказывается
Я никогда не забуду, как в детстве с мамой ходила в парк и мы весело вертелись на каруселях. Теперь туда же ходит моя дочка со мной и радуется американским горкам не меньше меня, борясь со страхом и плохим настроением.
Я никогда не забуду последний школьный рассвет и расставание с одноклассниками, с которыми провела в храме знаний 11 лет. Это была не просто место, где учат наукам, но и жизни.
Я никогда не забуду, как смотрела на мальчика, который убедительно, эмоционально, рассказывая о Наполеоне, встряхивал энергично головой и жестикулировал. В нем я видела своего героя. И ощущение это было прекрасно.
Можно забывать , а можно помнить. Память возвращает нас к детству, юности , к миру.
«Страшная месть». Поднята тема греха и наказания за него. Ответственность человека в его борьбе со злом. В борьбе со злом человек не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло. Основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.
Свою христианскую позицию Гоголь показал в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Христианская позиция Гоголя заключается в том, что каждый человек на свете должен служить, что каждый человек должен стать христианином. И, самое главное, каждый человек должен заглянуть себе в душу, познать ее, проанализировать, потому как «найдя ключ к своей душе, найдешь ключ и к душам других людей». Гоголь говорил, что верховная инстанция всего есть церковь и разрешение вопросов жизни — в ней.