Рассказы для детей 4 класса для читательского дневника краткое содержание

Читательский дневник по литературе для 4 класса это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника.

4 3136

Читательский дневник по литературе для 4 класса – это важная составляющая при изучении школьного предмета и своеобразная шпаргалка для четвероклассника. В 4 классе список произведений для чтения летом уже больше, чем в предыдущих классах. Запомнить произведения и уложить мысли по полочкам поможет наш читательский дневник по литературе для 4 класса. С его помощью детям легче излагать свои мысли, вспомнить суть произведений и его главных героев.

  • 1907 31

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…

  • 1878 86

    Конёк-горбунок

    Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.

  • 1875 150

    Двенадцать месяцев

    Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.

  • 1859 34

    Снежная королева

    Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.

  • 1870 38

    Аленький Цветочек

    В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…

  • 36 24

    Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…

  • 1845 37

    Русалочка

    Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.

  • 1551 159

    Маленький Мук

    В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…

  • 1543 141

    Карлик Нос

    Краткое содержание сказки «Карлик Нос» — яркая картина того, как бессердечная колдунья превратила жизнь юного Якоба в череду испытаний. Мальчик сумеет выбраться из сложной ситуации только благодаря своим стараниям и преданной дружбе.

  • 618 170

    О жабе и розе

    Краткое содержание сказки «О жабе и розе» для читательского дневника рассказывает о том, как прекрасная роза своим цветением и благоуханием подарила последнюю радость умирающему мальчику.

  • 603 177

    Городок в табакерке

    Краткое содержание сказки «Городок в табакерке» для читательского дневника рассказывает о путешествии мальчика Миши внутри табакерки. Мальчик знакомится с ее жителями и начинает понимать много нового об устройстве мира…

  • 1828 701

    Серебряное копытце

    Краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника рассказывает о том, как сбылась мечта маленькой девочки увидеть козлика Серебряное копытце, который выбивал из-под копытца драгоценные камни.

  • 6348 1216

    Сказка о потерянном времени

    Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» рассказывает, как злые волшебники превратили третьеклассника Петю Зубова и других школьников в стариков, потому что они не ценили время и тратили его впустую.

  • 6304 165

    Витя Малеев в школе и дома

    Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» показывает дружбу двух мальчиков, которых сплотила общая беда. Они получили «двойки» за четверть. Как Витя и Костя смогут выйти из сложившегося положения — рассказывается в произведении.

  • 1908 41

    Сказка о золотом петушке

    Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» » для читательского дневника рассказывает о неблагодарном царе, волшебном золотом петушке и коварной царице-красавице.

  • 1225 1050

    Кот-ворюга

    Краткое содержание рассказа «Кот-ворюга» для читательского дневника повествует о рыжем коте, который сначала воровал у рыбаков, но потом, когда его накормили, начал в знак благодарности проявлять заботу и помогать им.

  • 850 100

    Черная курица, или Подземные жители

    Краткое содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители» для читательского дневника рассказывает удивительную историю о мальчике Алеше и его дружбе с волшебной черной курицей, которая стала причиной его необыкновенных приключений.

  • 851 139

    Тимур и его команда

    Краткое содержание повести «Тимур и его команда» представляет молодому поколению живые образцы для подражания. Отважный и решительный подросток Тимур сумел организовать ребят в дружный коллектив для анонимной помощи семьям фронтовиков.

  • 809 1946

    Ёлка

    Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника рассказывает, как мальчик Минька и его сестра Леля поддались искушению заранее попробовать новогодние сладости и тем самым испортили настроение себе, родителям…

  • 1826 661

    Голубая змейка

    Краткое содержание сказки «Голубая змейка» для читательского дневника рассказывает, чем может обернуться шутка над ближним, а также о том, что только хорошие помыслы и действия вознаграждаются.

Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;

  2. делать выводы;

  3. структурировать мысли;

  4. запоминать ключевые моменты;

  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

  2. Название книги.

  3. Год написания книги.

  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

  5. Главные герои и их характеристика.

  6. Главная мысль книги.

  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

  3. Король. Мудрый, благодарный.

  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

  4. Иванович – важный гусь.

  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

  2. Злые и коварные волшебники.

  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

  2. Цезарь – умная собака, пудель.

  3. Настя – кухарка.

  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 4

Краткое содержание книги «История России в рассказах для детей» для читательского дневника в 6 предложений

Родина — мать, умей за неё постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Пример героев зовёт на подвиг.

Русский молодец — басурманам конец.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Читать краткое содержание, пересказ книги «История России в рассказах для детей» по главам:

Древнерусское государство 6-12 века.

В те далёкие времена не было городов, а были лишь болота и непроходимые леса. В них жили гордые и смелые люди, дорожащие своим словом. Их называли Славяне.

Чтобы избежать ссор, славяне пригласили править собой варягов.

Князь Рюрик правил в Новгороде, а его сын Игорь уже в Киеве. Киев был захвачен и сделан столицей Олегом, прозванным Вещим. Он правил как опекун Игоря.

Игорь много воевал, но был убит древлянами. За смерть мужа отомстила Ольга. Эта княгиня первой приняла христианство.

Святополк не разделял веру матери и был убит. А вот Владимир, начав как язычник, стал христианином и крестил Русь.

После смерти Владимира много раз случались ссоры и войны между князьями, делившими власть. Объединить Русь пытались Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Но после их смертей ссоры продолжались. 

Русь удельно-вечевая 12-13 века.

В это время была основана Москва, тогда мелкий и невзрачный городишко. Но столицей в разные годы побывали Киев, Суздаль и Владимир.

Прославились в это время князья Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Первый правил в Суздале, второй — во Владимире-Залесском.

В это же время случился и знаменитый поход против половцев Игоря, князя Новгород-Северского, про который рассказывает «Слово о полку Игореве».

А на северо-западе создавался Ливонский орден меченосцев, немецких рыцарей, покоривших латышей и чудь.

Русь покорённая. 13-14 века.

В 1223 году у границ Руси появились татары. Они разбили половцев и русские князья решили выступить им навстречу. У реки Калка произошла битва, в которой русские рати потерпели сокрушительное поражение.

В 1237 году на Русь вторглись орды Батыя. Первой пала Рязань. Там прославил себя Евпатий Коловрат. Потом Батый сжёг Москву, Владимир и другие русские города. Батый рвался к Новгороду, но его силы сковал Козельск, пятьдесят дней сопротивлявшийся татарам. После его разрушения Батый вернулся в степь.

На следующий год Батый взял Киев и отправился в Европу. Русские князья покорились Батыю.

Только Новгород оставался свободным. Но его ждала другая беда. По Неве пришли шведы, а с запада — рыцари. И тех и других разгромил великий полководец князь Александр Невский.

После смерти Александра Невского Русь ждали тяжёлые времена — мор, засуха, голод. Князья ездили за ярлыками к татарам.

В это время начало усиливаться Московское княжество. Некоторое время оно соперничало с Тверью, но заручившись помощью татар, победило соперников.

Прославился князь московский Иван Калита, при котором Москва стала столицей Руси. При нём был построен дубовый Кремль.

Но в 1352 году случилась эпидемия чумы, уничтожавшая целые селенья.

От Куликова поля до реки Угры. 14-15 века.

Когда великим князем стал Дмитрий Иванович, он решил положить конец зависимости Руси от татар. Татарские ханы дрались между собой и момент был благоприятным.

В 1380 году он разгромил войска хана Мамая и получил прозвище Донского.

Но через два года Москва снова оказалась в руках татар, которых возглавил хан Тохтамыш. Город был разорён, погибло более 24 тысяч жителей.

Едва справившись с последствиями нашествия, Дмитрию Донскому пришлось усмирять Новгород.

Много славных дел было совершено в годы его правления: появились серебряные монеты — деньги, была крещена Литва и Пермь, появилось на Руси огнестрельное оружие.

После смерти Дмитрия правил его сын Василий и много бедствий происходило в те годы. Враги грозили Руси со всех сторон. В конце правления мятежные бояре под руководством Шемяки ослепили Василия. Так появилось выражение Шемякин суд.

После Василия правил Иван 3, усмиривший Новгород и женившийся на Софье Палеолог, византийской принцессе.

При Иване 3 завершилось освобождение Руси от татар. Русские войска и татарские рати простояли три дня на Угре, но в битву не вступили. После чего татары бежали.

Московская Русь 15-16 века.

После смерти Ивана 3 князем стал Василий 3, а другой сын Ивана Дмитрий был заключён в темницу. Василий начал правление с покорения вольного Пскова. Двадцать семь лет правил Василий, занимаясь государственными делами.

После его смети регентшей стала его жена Елена Глинская, жестокая и своевольная княжна.

Но вскоре на трон вступил Иван 4. 

Царство Грозного царя и последние Рюриковичи. Конец 15 века.

В 17 лет Иван Грозный короновался, став первым русским царём. Первое время всё в стране было отдано Глинским, но их бесчинства вызвали небывалый гнев народа. Иван Грозный отказался от поддержки Глинских, а потом и сам обратился к вере, как основе государства.

Вскоре он задумался о покорении Казани, для чего поставил крепость Свияжск.

Южные границы страны стали охранять казаки, присягнувшие на службу Руси, но сами выбиравшие себе атаманов.

Вскоре Казань была взята и Иван Грозный обратил свой взор на Астрахань, а потом и на Ливонский орден, вернув Руси много потерянных ранее земель.

Но с кончиной царевны Анастасии нрав Ивана Грозного переменился. Он основал опричнину, которая чинила террор и несправедливость.

При Грозном Ермак покорил Сибирь, но сам погиб при этом.

А после смерти Грозного править стал его сын Фёдор, человек слабый. При нём в силу вошёл Борис Годунов. Его обвиняли в убийстве царевича Дмитрия, ещё одного сына Ивана Грозного.

Смутное время. Начало 17 века.

После смерти Фёдора царём стал Борис Годунов. В его правление случилось несколько неурожаев и крестьянских восстаний. А вскоре появился и первый самозванец, Григорий Отрепьев, объявивший себя царевичем Дмитрием. Поляки поддержали Отрепьева и посадили его на Московский трон. Борис Годунов был убит.

Однако Лжедмитрий 1 был очень скоро убит заговорщиками. Царём был назван Василий Шуйский.

Но появился Лжедмитрий 2 и поляки вновь захватили Москву.

В это время на спасение Отечества поднялся народ. Его вождями стали князь Пожарский и мещанин Козьма Минин.

Народное ополчение освободило Москву и изгнало поляков. А вскоре был избран новый царь. Им стал Михаил Романов.

Россия в годы правления первых Романовых. 17 век.

Начало царствования Михаила было тяжёлым. Последствия Смутного времени долго давали о себе знать. Было заключено несколько невыгодных для России мирных договоров. Однако военные неудачи на западе компенсировались успехами на востоке. Русские казаки добрались уже до Камчатки и присоединили этот край к России.

А в 1654 году к России присоединилась и Малороссия. Большую роль в этом сыграл гетман Богдан Хмельницкий. Произошло это уже во время царствования сына Михаила Алексея Михайловича.

В 1672 году случилось ещё одно важное для страны событие — родился царевич Пётр.

После смерти Алексея царём стал его сын Фёдор, больной и слабый. Он правил недолго и умер в 1682 году в возрасте 21 года.

Россия накануне перемен.

Стать царицей мечтала старшая сестра Петра, Софья. Она заручилась поддержкой стрельцов, которые в результате бунта возвели Софью на трон.

Пётр вынужден был жить в Преображенском дворце, где создал два потешных полка, ставших позднее основой его гвардии. Он очень скоро вошёл в силу и низвергнул Софью, отправив её в монахини. С этого времени начались военные победы Петра.

Вскоре у Турции был отнят Азов, давший России выход к Чёрному морю. Но Пётр мечтал о море Балтийском.

Он посетил многие страны Европы, изучая различные науки. А вернувшись победил шведов и велел отмечать новый год с 1 января.

Россия во времена реформ Петра.

В 1703 году в устье Невы Пётр основал Санкт-Петербург, который сделал новой столицей России. Шведам это не понравилась и началась новая война. Её исход решился на полях Полтавы, где армия Петра разбила наголову армию шведского короля Карла 12.

Потом последовал мир с Турцией и Швецией.

Пётр стал императором и совершил много великих дел, совершенно изменив образ России.

Его кончину с горестью оплакивал весь народ.

Рисунки и иллюстрации к книге «История России в рассказах для детей»

1

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Илья Муромец уезжает из родного села Карачарова, что под Муромом, на службу в Киев. По пути он разбивает вражескую рать у города Чернигова. От черниговцев богатырь узнает о Соловье-разбойнике, тридцать лет уже промышляющем У речки Смородины. Илья Муромец смело едет вперед и пленит Со- ловья-разбойника, которого берет с собой в Киев.

Муромца замечают дочери Соловья, младшая из которых догадывается о произошедшем с ее батюшкой. Дочери кличут мужей, чтобы те спасли Соловья. Но разбойник при появлении зятьев велит им покормить и одарить Муромца, надеясь на освобождение. Они спешат исполнить приказ тестя, но Илья торопится в Киев и не обращает внимания на их приглашение.

Богатырь является к князю Владимиру, который спрашивает, какой дорожкой Илья добирался в Киев. Услышав ответ, князь не хочет верить «мужичине», потому что на той дорожке сидит Соловей-разбойник. Тогда Муромец показывает плененного Соловья и велит ему засвистеть вполсилы. Соловей свистит изо всех сил, предчувствуя скорую расправу над ним. От его свиста гибнут люди, рушатся здания. Муромец увозит разбойника в поле, рубит его буйну голову.

Три поездки Ильи Муромца

Илья Муромец со славными русскими богатырями собирался на заставу богатырскую. Илье Муромцу досталось ехать в западную сторону и там вести дозор богатырский. Выехал богатырь в дорогу и увидел белый камень, а на камне надпись:

Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!

Илья Муромец подумал и решил смерть свою искать. И поехал прямо: здесь он показывает свой ум и свое бесстрашие. Жадный человек захотел бы богатства, а глупый — жену. А тут вдруг из кустов выскочили разбойники. Илья Муромец сразился с ними и победил разбойников. В этом бою он показал свою мужественность и храбрость. Подумал, подумал и отправился туда, где женатому быть. Приезжает, а там его красавицы встречают и в мужья зазывают. А он и говорит:
Погодите вы с венчаньем таким!
Семь раз я отмериваю,
Один раз отрезываю!

И приказал он им отвести его во спаленку, чтоб с дороги отдохнуть. Увела его красавица кровать показывать, а он увидел, что с хитриной она. Если б он не был умен, то оказался бы в погребе. Хитростью Илья Муромец смог уберечь себя и раскрыть тайный замысел прекрасных девушек. Илья Муромец выпустил из погреба женихов и решил идти туда, где предписано богатым быть. А там его добрые люди уговаривают променять свой русский закон на их веру.

Илья Муромец верен своему закону и не желает принимать их веру. Тогда превратились люди в воинов, а Илья Муромец вынул меч и сравнял их с сырой землей, замуравил травой муравой. И подумал Илья Муромец, что, раз сказано ему богатым быть, то где-то клад зарыт. И увидел он крест, а под крестом — подземелье с кладом. В этой былине Илья Муромец показывает себя мужественным, сильным, храбрым, бескорыстным, умным и справедливым. Свой ум он показывает в том, что решил использовать все три дороги. Он знал, что на камне была неправда, и хотел победить злых людей.

Добрыня и Змей

Мать Добрыни Никитича — «честная вдова» Офимья Александровна — не велит сыну ездить на гору Сорочинскую и купаться там в Путай-реке. Добрыня не слушает ее: он отправляется на гору, г де губит «малых змеенышей», освобождает русских пленников и купается в Пучай — реке. Богатырь дивится, что мать считала это место опасным, но затем видит змея «о двенадцати хоботах» .

Спасаясь, он переправляется на другой берег Пучай — реки, где находит трехпудовый «колпак да земли греческой». Этим колпаком богатырь бьет змея и одерживает над ним верх. Чудовище молит пощадить его и предлагает сговор: Добрыня не появляется больше на Сорочинской горе, а змей не летает на Русь, не пленит русский народ; пользуясь замешательством Добрыни, улетает прочь. Добрыня Никитич возвращается в Киев. Здесь князь Владимир обращается к богатырям с жалобой на» змея, похитившего его племянницу Забаву Потятичну (Путятичну).

Алеша Левонтьевич говорит, что освободить Забаву под силу лишь Добрыне Никитичу. Князь велит Добрыне освободить племянницу. Бога- тырь едет сначала домой, где рассказывает обо всем матери. Она помогает подобрать сыну коня и учит, как управляться с ним. На следующий день Добрыня едет на гору Сорочинскую топтать змеенышей. Появляется змей и спрашивает, почему богатырь нарушил данное слово. Добрыня возражает: змей первым нарушил слово, похитив Забаву Потятичну, и требует вернуть ее без боя.

Змей не соглашается и борется с богатырем трое суток и три часа. Когда змей издыхает, Добрыня слышит голос с небес, велящий воткнуть в землю копье и просить землю поглотить черную кровь чудовища. Добрыня выполняет приказ, и земля «пожре. кровь змея. Добрыня долго ходит по пещерам чудища и в последней находит пленников змея, которых отпускает домой, а также Забаву. Он везет ее с собой в Киев, а девушка просит богатыря быть ей другом и полюбить, на что Добрыня Никитич отвечает отказом, ссылаясь на их разное положение в обществе.

Садко

Гусляр Садко развлекает знатных новгородцев на пирах. Случилось, что три дня его не звали на застолья. Обидевшись, Садко идет играть на берег озера Ильмень. Там поднимается буря, и Садко убегает. Так повторяется еще два раза, но в последний Садко решает доиграть до конца. Тогда из бурных вод выходит морской царь, который доволен игрой гусляра и в благодарность решает помочь ему разбогатеть: царь советует Садко биться об заклад с купцами, что в озере Ильмень живет рыба с золотым пером (плавниками), и обещает победу в этом споре. Садко выполнил все, как велел морской царь.

Три купца ставят свои лавки в споре с гусляром и проигрывают, когда вылавливают три такие рыбины из озера. Садко разбогател и стал купцом. Он устраивает пир, где бьется об заклад, что может скупить все товары новгородские. Но проигрывает спор: его богатств не хватило. Посрамленный купец пускается в долгий путь, чтобы вновь нажить богатства. На морских просторах его корабли попадают в бурю, и Садко догадывается, что это морской царь требует дани. Сначала царю бросают в пучину бочки с сокровищами (золотом, серебром, жемчугом), но буря не прекращается. Тогда решают бросить в море живого человека. Тянут жребий три раза: все три раза выходит Садко.

Купец прощается с командой и прыгает в воду с дубовой доской. На ней он засыпает, а проснувшись, видит морское дно. Морской царь велит купцу повеселить его игрой на гуслях. Садко играет, и царь пускается в пляс. На море поднимается буря. Она продолжается три дня, пока Садко играет, а царь пляшет. Гибнет множество кораблей. Народ молит святого Николу Можайского о помощи. Он подсказывает Садко, как можно, не нарушая приказа морского царя, перестать играть (нужно незаметно испортить гусли) и вернуться домой (вы- брать из предложенных невест последнюю — Чернавку — и «не творить с ней блуда» ).

Садко следует советам. Морской царь в благодарность за игру предлагает Садко жениться. Из трехсот писаных красавиц купец выбирает, как говорил ему Никола Можайский, Чернавку, идущую позади всех. Свершается чудо: Садко оказывается в Новгороде. Здесь он встречает свои суда, вернувшиеся из дальнего плавания. Купец строит на свои деньги храм Николы Можайского и молит Бога о прощении грехов, обещая больше не ходить в сине море.

Повесть о Петре и Февронии Муромских

В этой былине жене муромского князя Павла стал являться дьявол в образе змея. Она узнает, что ему грозит смерть «от Петрова плеча, от Агрикова меча», и сообщает о том мужу. Князь просит своего брата Петра отыскать чудо-меч и погубить змея. Петр выполняет просьбу брата, но, убивая змея, пачкается его кровью, отчего заболевает. Лекаря для Петра княжеские слуги ищут среди рязанских целителей. Здесь один отрок находит мудрую деву Февронию, обещающую вылечить князя, если тот согласится жениться на ней.

Петр испытывает мудрость Февронии и, убедившись, что по уму она ему равная, соглашается на брак. Феврония дает князю мазь, велит нанести ее на все тело, кроме одного струпа. Через день князь чудесным образом исцеляется и отказывается от своего обещания. Однако он заболевает снова и еще раз просит деву вылечить его. Феврония ставит прежнее условие. Петр соглашается и, выздоравливая, берет ее в жены. Бояре по наущению своих супруг требуют от князя прогнать Февронию. Она согласна уйти, забрав с собой князя.

С одобрения бояр Петр вместе с супругой покидает город. Вельможи начинают бороться за власть. Вскоре бояре догоняют Петра и Февронию и просят вернуться. Те возвращаются в город и мудро правят там до конца своих дней. Незадолго до смерти князь и княгиня принимают постриг и молят Бога забрать их на небо в один день, что и происходит. Они заранее велели сделать общий гроб и положить их вместе.

Однако сначала Петра и Февронию хотят захоронить по отдельности, но тела супругов оказываются в общем гробу, и бояре соглашаются с волей неба.

Вольга и Микула Селянинович

Вольга Святославович в былине — князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за получкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может догнать три дня.

Рождение Вольги носит мифологический характер. Когда начал Вольга «растеть-матереть», «похотелося Вольге много мудрости», но рыбы ушли «во синие моря», птицы улетели «за облока», звери ускакали «во тёмные леса». Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку храбрую» и поехал «к городам да за получкою», то есть за данью.

Сюжет былины — эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своем добром коне не может догнать Микулу, который едет на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил.

В состязании между Вольгой и Микулой князь оказывается «глупым», потому что оценивает предметы по внешнему виду, а не по их сути, сожалея, что кобыла, которая легко обгоняет его доброго коня, — не конь. Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!

Только после ответа пахаря Вольга наконец понимает, что имеет дело не с простым крестьянином, и спрашивает его имя. После этого он одаривает пахаря тремя городами , так как видит, каким уважением пользуется Микула у простолюдин.

Абрамцева Наталья
«А я кто?»
«Мало ли что»
«Речка» («Тише, пожалуйста, тише»)
«Сказка о веселой пчеле»
«Сказка про старый дом»

Аксаков Сергей
«Аленький цветочек»
«Облако»

Александрова Татьяна
«Домовенок Кузька»
«Медвежонок Бурик»
«Хрюшка и Чушка»

Алексин Анатолий
«В стране вечных каникул»

Алиш Абдулла
«Болтливая утка»

Антошин Максим
«Легенда об Абакане»

Астафьев Виктор
«Стрижонок Скрип»

Бажов Павел
«Голубая змейка»
«Горный мастер»
«Две ящерки»
«Железковы покрышки»
«Золотой волос»
«Каменный цветок»
«Малахитовая шкатулка»
«Медной горы Хозяйка»
«Огневушка-Поскакушка»
«Приказчиковы подошвы»
«Про великого полоза»
«Серебряное копытце»
«Синюшкин колодец»
«Сочневы камешки»
«Таюткино зеркальце»
«Травяная западенка»
«Уральские сказы»
«Хрупкая веточка»

Балл Георгий
«Желтячок»

Барто Агния
«Медвежонок невежа»

Берестов Валентин
«Аист и соловей»
«Злое утро»
«Змей-хвастунишка»
«Как найти дорожку»
«Мастер Птица»
«Солнечный зайчик»
«Хворостина»
«Честное гусеничное»

Беспалов Валентин
«Сила слова»
«Совушка»

Бианки Виталий
«Где раки зимуют»

«Глаза и уши»

«Заяц, косач, медведь и весна»
«Заяц, косач, медведь и дед мороз»
«Как муравьишка домой спешил»

«Как муха медведя от смерти спасла»
«Кому зуек кланяется»
«Красная горка»
«Кто чем поет»

«Лесной колобок — колючий бок»
«Лесные разведчики»
«Лесные домишки»
«Лис и Мышонок»

«Люля»
«Мастера без топора»
«Мышонок Пик»
«Оранжевое горлышко»
«Отчего у сороки такой хвост»
«Первая охота»
«Почему чайки белые»

«Разговор птиц в конце лета»
«Синичкин календарь»
«Теремок»
«Терентий тетерев»
«У кого дом лучше всех»
«Хвосты»
«Хитрый Лис и Умная Уточка»
«Чей нос лучше»

«Чьи это ноги»

Булгаков Михаил
«Мастер и Маргарита»

Булычев Кир
«Заповедник сказок»
«Камень-ребус»

«Консилиум»
«Кустики»
«Миллион приключений»
«Путешествие Алисы»
«Сто лет тому вперед»

Бунин Иван
«Сказка о дураке Емеле»

Вагнер Николай
«Береза»
«Курилка»
«Сказка»

Велтистов Евгений
«Чемодан с четырьмя ручками»

«Электроник мальчик из чемодана»

Вересаев Викентий
«Состязание»

Волков Александр
«Волшебник Изумрудного города»
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
«Семь подземных королей»
«Огненный бог марранов»
«Желтый туман»
«Тайна Заброшенного замка»

Воронин Сергей
«Необыкновенная ромашка»

Гайдар Аркадий
«Горячий камень» 

Гарин-Михайловский Николай
«Знаем»
«Книжка счастья»

«Охотники на тигров»

«Чапоги»

Гаршин Всеволод
«Attalea princeps»
«Лягушка-путешественница»
«Сказание о гордом Аггее»
«Сказка о жабе и розе»
«То, чего не было»

Гераскина Лия
«В стране невыученных уроков»

Гоголь Николай
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Заколдованное место»
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
«Майская ночь или Утопленница»
«Нос»
«Ночь перед Рождеством»
«Портрет»
«Пропавшая грамота»
«Сорочинская ярмарка»
«Страшная месть»

Горький Максим
«Про Иванушку дурачка»
«Самовар»
«Случай с Евсейкой»

«Утро»
«Хан и его сын»

Грибачев Николай

«Рыжие листья»

Губарев Виталий
«В тридевятом царстве»

«Королевство кривых зеркал»
«Путешествие на Утреннюю звезду»
«Трое на острове»

Даль Владимир
«Война грибов с ягодами»

«Ворона»
«Девочка Снегурочка»
«Лиса и медведь»
«Лиса-лапотница»

«О дятле»
«Ось и чека»
«Правда и кривда»
«Привередница»
«Про мышь зубастую, да воробья богатого»
«Старик-годовик»
«У тебя у самого свой ум»

«Что значит досуг»

Домаренок Татьяна

«Золотая осень на школьном дворе»

«Осень»

Достоевский Федор
«Мальчик у Христа на елке»

Драгунская Ксения
«Ерунда на постном масле»
«Крайний случай»
«Лекарство от послушности»

Дружков Юрий

«Приключения Карандаша и Самоделкина»

Ершов Петр
«Конек-Горбунок»

Емец Дмитрий

«Таня Гроттер и магический контрабас»

Житков Борис
«Кружечка под елочкой»
«Храбрый утенок»

Жуковский Василий
«Война мышей и лягушек»

«Как мыши кота хоронили»
«Кот в сапогах»
«Мальчик с пальчик»
«Марьина роща»
«Сказка об Иване-царевиче и Сером волке»
«Сказка о царе Берендее»
«Спящая царевна»
«Тюльпанное дерево»

Заходер Борис
«История гусеницы»
«О чем индюк думал»
«Почему деревья не ходят»
«Почему рыбы молчат»
«Птичья школа»
«Русачок»
«Серая звездочка»
«Сказка про всех на свете»
«Собачкины огорчения»
«Хрюк на елке»

Зощенко Михаил
«Умная белка»

Иванов Альберт
«Как неразлучные друзья дорогу переходили»
«Как Хома картины собирал»
«Приключения Хомы и Суслика»

Каверин Вениамин
«Легкие шаги»
«Летающий мальчик»

Каминский Леонид
«Три желания второклассника Вити»

Карганова Екатерина

«Лекарство без рецепта»

Катаев Валентин
«Дудочка и кувшинчик»
«Цветик-семицветик»

Коваль Юрий
«Сказка об огромных существах»
«Сказка о серебряном соколе»
«Сказка про жену Змея Горыныча»

Козлов Сергей
«Весенняя сказка»

«Ёжик в тумане»
«Черный омут»

Коростылёв Вадим

«Вовка в тридевятом царстве»

Крапивин Владислав
«Костер»

Крюкова Тамара
«Паровозик Пых»
«Повторение пройденного»
«Чудеса не понарошку»

Куприн Александр
«Синяя звезда»
«Слон»
«Четверо нищих»

Кургузов Олег
«Как мы на люстре висели»
«Мальчик-папа»

«О чём думал кот»
«Телевизионные макароны»

Курляндский Александр
«Возвращение блудного попугая»

Лагин Лазарь
«Старик Хоттабыч»

Ларри Ян
«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Лермонтов Михаил
«Ашик-Кериб»
«Морская царевна»

Лесков Николай
«Лев старца Герасима»
«Левша»
«Маланья — голова баранья»
«Неразменный рубль»
«Час воли божией»

Лоскутов Михаил
«Рассказ о говорящей собаке»

Лунин Виктор
«День рождения Мурзилки»

Мамин-Сибиряк Дмитрий
«Аленушкины сказки»
«Ванькины именины»
«Лесная сказка»
«Пора спать»
«Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
«Про Комара Комаровича»
«Серая Шейка»
«Сказка о том, как жила-была последняя муха»
«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
«Сказка про славного царя Гороха»
«Сказка про храброго зайца»
«Сказочка про воронушку и желтую канарейку»
«Сказочка про козявочку»
«Умнее всех»

Маршак Самуил
«Вот какой рассеянный»

«Двенадцать месяцев»
«Кот и лодыри»
«Кошкин дом»
«Сказка об умном мышонке»
«Сказка о глупом мышонке»
«Сказка о глупости»
«Сказка про козла»
«Тихая сказка»
«Чего боялся Петя»

Махотин Сергей
«Самый маленький»

Медведев Валерий
«Баранкин, будь человеком!»
«Как воробьенок придумал голосами меняться»

Михайлов Михаил
«Думы»

«Лесные хоромы»

Михалков Сергей
«Как медведь трубку нашел»
«Новогодняя быль. Елочка»
«Праздник непослушания»
«Три поросенка»
«Упрямый козленок»

Мориц Юнна

«Песенка про сказку»

Москвина Марина
«Увеличительное стекло»

Мошковская Эмма
«Сказка про твёрдый и мягкий знаки»

«Чужая морковка»

Некрасов Андрей
«Приключения капитана «Врунгеля»

Некрасов Николай
«Дедушка Мазай и зайцы»

Носов Евгений
«Как ворона на крыше заблудилась»

Носов Николай
«Бобик в гостях у Барбоса»

«Приключения Незнайки и его друзей»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Незнайка на Луне»
«Три охотника»

Одоевский Владимир
«Бедный Гнедко»
«Городок в табакерке»
«Два дерева»
«Игоша»
«Мороз Иванович»
«Необойденный дом»
«Разбитый кувшин»
«Серебряный рубль»
«Сказка о четырех глухих»
«Червячок»

Олеша Юрий
«Три толстяка»

Орлов Владимир
«Как малышу нашли маму»

Осеева Валентина

«Волшебная иголочка»

Осоргин Михаил
«Пенсне»

Остер Григорий
«Зарядка для хвоста»
«Бабушка удава»
«Как получаются легенды»
«Котенок по имени Гав»
«Петька-микроб»
«Попался, который кусался»

Павлова Нина
«Чьи башмачки?»

Пантелеев Леонид
«Две лягушки»

«Раскидай»
«Фенька»

Паустовский Константин
«Дремучий медведь»
«Жильцы старого дома»
«Квакша»
«Растрепанный воробей»
«Теплый хлеб»

Петрушевская Людмила
«Кот, который умел петь»

Пермяк Евгений
«Вечный король»
«Волшебные краски»
«Две пословицы»
«Долговекий мастер»
«Маркел-самодел»
«Некрасивая елка»
«Пропавшие нитки»

«Торопливая куница»

Писахов Степан
«Северное сияние»

Платонов Андрей
«Безручка»
«Волшебное кольцо»
«Неизвестный цветок»
«Разноцветная бабочка»
«Солдат и царица»

Пляцковский Михаил
«Как Чернобурчик в футбол играл»
«Разноцветные зверята»

«Тюлентяй»
«Урок дружбы»

Погорельский Антоний
«Черная курица»

Пришвин Михаил
«Кладовая солнца»

Прокофьева Софья
«Астрель и Хранитель леса»
«Лоскутик и Облако»
«Маша и Ойка»
«Приключения желтого чемоданчика»

«Приключения мальчика без тени»
«Сказка о том, что надо дарить»
«Ученик волшебника»

Пушкин Александр
«Руслан и Людмила»
«Песнь о вещем Олеге»
«Сказка о Золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне»
«Сказка о Попе и работнике его Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»

Романова Наталья
«Муравей Красная точка»

Салтыков-Щедрин Михаил
«Бедный волк»
«Богатырь»
«Дикий помещик»

«Добродетели и пороки»
«Как один мужик двух генералов прокормил»
«Карась-идеалист»
«Кисель»
«Коняга»
«Медведь на воеводстве»
«Премудрый пескарь»
 «Самоотверженный заяц»

Седов Сергей
«Два медведя»

Сергеев Марк

«Волшебная галоша»

Сергуненков Борис

«Сладкая трава»

Скребицкий Георгий

«Четыре художника»

Сладков Николай
«Апрельские шутки»

«Бежал ёжик по дорожке»

«Бюро лесных услуг»
«Весна идет»
«Всему свое время»
«Зимнее лето»
«Как заяц всех напугал»
«Как медведя переворачивали»

«Лесные шорохи»
«Медведь и солнце»
«Непослушные малыши»

«Осень на пороге»
«Почему год круглый»
«Суд над декабрем»
«Чья проталина?»

Собакин Тим
«Игра в птиц»

Соколов-Микитов Иван
«Листопадничек»

«Перед зимой»

Сутеев Владимир
«Дядя Миша»
«Елка»
«Живые грибы»
«Кораблик»
«Кот-рыболов»
«Кто сказал Мяу»
«Мешок яблок»
«Мышонок и карандаш»
«Палочка-выручалочка»
«Петух и краски»
«Под грибом»
«Разные колеса»
«Цыпленок и утенок»
«Яблоко»

Телешов Николай
«Белая цапля»

«Зоренька»
«Крупеничка»
«Покровитель мышей»

Токмакова Ирина
«Аля, Кляксич и буква А»

«Вечерняя сказка»

«Может, нуль не виноват?»

«Сказочка о счастье»

Толстой Алексей Николаевич
«Ведьмак»

«Ёж»
«Желтухин»
«Золотой ключик или приключения Буратино»
«Иван да Марья»
«Илья Муромец»
«Как лиса училась летать»
«Кикимора»

«Козёл»

«Кот Васька»

«Кочеток и курочка»
«Кривая уточка»
«Лев, щука и человек»

«Мышка»
«Прожорливый башмак»
«Русалка»

«Сорока»
«Фофка»

Толстой Лев
«Белка и волк»

«Визирь Абдул»

«Волга и Вазуза»
«Волк и мужик»
«Волк и собака»
«Два брата»

«Девочка и разбойники»

«Ёж и заяц»
«Как гуси спасли Рим»
«Как мужик гусей делил»
«Китайская царица Силинчи»

«Комар и лев»

«Лев и мышь»
«Липунюшка»

«Награда»
«Ореховая ветка»

«Праведный судья»
«Работник Емельян и пустой барабан»

«Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»
«Три калача и одна баранка»
«Уж»
«Царский сын и его товарищи»
«Царь и рубашка»

«Шат и Дон»

Тукай Габдулла
«Шурале»

Тургенев Иван
«Восточная легенда»

Усачев Андрей
«Колесо обозрения»
«Умная собачка Соня»

Успенский Эдуард
«Вниз по Волшебной реке»
«Гарантийные человечки»
«Дядя Федор, кот и пес»
«Крокодил Гена и его друзья»
«Любимая девочка дяди Федора»
«Меховой интернат»
«Про Веру и Анфису»
«Школа клоунов»

Ушинский Константин
«Бишка»
«Ветер и солнце»
«Два козлика»
«Два плуга»
«Дети в роще»
«Жалобы зайки»

«История одной яблоньки»

«Как рубашка в поле выросла»
«Медведь и бревно»
«Мена»

«Охотник до сказок»

«Петух да собака»
«Плутишка кот»
«Проказы старухи зимы»

«Пчёлки на разведках»
«Пчелы и муха»
«Слепая лошадь»

«Спор воды с огнём»

«Спор деревьев»

«Спор животных»

«Умей обождать»

Хармс Даниил
«Во-первых, во-вторых»
«Врун»
«Хвастун Колпаков»
«Храбрый еж»

Цыферов Геннадий
«Дневник медвежонка»
«Жил на свете слоненок»
«Как лягушонок искал папу»

«Как отдыхал подъёмный кран»

«Кто кого добрее»

«Надо подумать»

«Паровозик из Ромашково»
«Про слоненка и медвежонка»

«Про цыпленка, солнце и медвежонка»
«Тайна запечного сверчка»
«Что у нас во дворе»

Чарская Лидия
«Дочь Сказки»
«Живая перчатка»
«Сказка о красоте»
«Царевна Льдинка»

Черный Саша
«Домик в саду»
«Дневник Фокса Микки»
«Серебряная елка»

Чехов Антон
«Беседа пьяного с трезвым чертом»
«Страшная ночь»

Чуковский Корней
«Айболит»

«Айболит и воробей»
«Доктор Айболит»
«Краденое солнце»
«Мойдодыр»

«Муха в бане»
«Муха-цокотуха»
«Приключения Бибигона»
«Путаница»
«Радость»
«Тараканище»

«Телефон»
«Федорино горе»
«Храбрый Персей»

«Чудо-дерево»

Шварц Евгений
«Два брата»
«Два клена»
«Новые приключения Кота в сапогах»
«Рассеянный волшебник»
«Сказка о потерянном времени»

Шергин Борис
«Волшебное кольцо»

«Гость с Двины»

Шим Эдуард
«Медведь-рыболов»

Языков Николай
«Сказка о пастухе и диком вепре»

Яковлев Юрий
«Умка»

  • Рассказы для детей 5 лет читать короткие интересные и смешные
  • Рассказы для детей 6 7 читать поучительные рассказы о животных
  • Рассказы для детей 7 лет читать на ночь поучительные читать
  • Рассказы для детей 7 лет читать поучительные длинные
  • Рассказы для детей 11 лет читать интересные 5 класс