Рассказы для чтения с остановками

Советы библиотекаря: малышам книги о милых зверятах, подросткам фэнтези о спасении человечества.по выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Мастер
— класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках
литературы и во внеурочной деятельности»

                  
Автор: Бектасова Г.Х

В новых образовательных стандартах выделены
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди
которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с
текстом.

Поэтому формирование действия смыслового чтения в
нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.

Целью нашего мастер-класса является
обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом
притчи.

Мы познакомим вас лишь с несколькими
приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8
классах с разными типами текстов. Они используются всеми
учителями-предметниками.

        Представляем
вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с
текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета
«Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами
чтения.

        Вспомните,
как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое
чтение

это общее знакомство с любым текстом.

-Просмотрите газету «Узелок на
память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)

Хорошо,
тогда познакомимся с приёмом
«Ассоциативный
куст».
Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи
«Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга,
мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас
послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал
её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, — пожал
плечами ученик.

— Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть,
— ответил стар
ец.

Ещё
одна ассоциация со словом книга — духовная пища.

Этот
приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать
познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с
текстом
.

Следующий тип чтения —  ознакомительное
чтение.
Текст
читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или
приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.

        — Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по
цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и
сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил
завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор
под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел
на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро
вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и
пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:
«Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек
протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

При работе с
данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»


Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо
было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

— Купил себе человек новый дом. (Да)

— Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

— Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

— Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором.
(Да)

— Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

        Изучающее
чтение
предусматривает максимально полное и точное понимание всей
содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

        -А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два
волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

Притча
«Два волка»

Когда-то
давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом
человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой
волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук,
тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а
потом спросил:

— А какой волк в
конце побеждает?

Старик едва
заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает
тот волк, которого ты кормишь.

        При
знакомстве с данной притчей был использован приём«Ключевые слова». Это
наиболее важные слова в тексте.


Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

В своей работе пользуемся и другими приемами:


приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед
чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять
текст);

— приём «Закладки
– подсказки» (
помогает
научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

— приём «Чтение с
остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови
текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная
история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного
произведения)

        Итак,
использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете)
помогает нам:

-научить детей ориентироваться
в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте
требуемую информацию;

-выделять не
только главную, но и второстепенную информацию;

-читать
внимательно и вдумчиво.

Начинается
работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11
классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того
выделяют
главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения
речевого высказывания.

        Читать
— это ещё ничего не значит,

что
читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в
наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения
учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего
успешного обучения.

I Вводно – подготовительная
часть.

Организационный момент.

Проверка ДЗ

Актуализация знаний и
умений.

Сообщение темы и цели
урока.

Мотивация и планирование
учебной деятельности.

Приветствие.
Проверка присутствующих, готовности к уроку.

Приветствие.
Проверка присутствующих, готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Поприветствуем друг друга, чтобы наш
урок прошёл в хорошей дружной атмосфере.

1.Настройка
правильного дыхания.

Представьте, что ваша грудь и легкие — гармонь. Играйте на
ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:
Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями “гопака”!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!
Пляшем, сердце веселя!

2.Артикуляционная
гимнастика.

1)
скороговорка 
(отработка чёткости артикуляции): Стоит
воз овса, возле воза — овца.

3. Коррекционные
упражнения: «Произнеси верно»

упражнение
на развитие зрительного внимания  
(корректурные
упражнения) — найти среди букв слова: НПОЮНЕВАМНККАФТАНВЗДБОТФОРТХЦЧПЕТРДПЗ;

Проверка
дом. задания

Поприветствуют друг друга

Повторяют движения, проговаривают текст

Чтение скороговорки шёпотом, хором, с «разбегу»

Ответы, чтение по ролям

II Основная часть.

Изучение нового
материала.

Закрепление изученного
материала.

Систематизация и
обобщение изученного материала.

— Ребята, мы с
вами продолжаем с вами изучать рассказы, посвящённые истории нашей Родины.
Перед вами на слайде обложки книг. Что это за книги?

 (слайд 2)

-Как вы думаете,
что их объединяет? (Эти книги о мужестве и славных победах русских солдат,
автором является Сергей Петрович Алексеев, (
1922-2008) для которого
история нашей Родины стало главной темой творчества
. Начинаем
изучать рассказы С. Алексеева о Суворове.

(слайд 3) Кто
такой Суворов? Расскажите, что вы знаете о нем?
(информация о
Суворове от детей).

Вывод учителя.

Сегодня мы
прочитаем еще один рассказ С. Алексеева.
— Прочитайте
название нового рассказа. (Медаль) Слайд 4

— Как вы
думаете, о чем речь пойдет в рассказе?

Кому вручают
медали? (героям, кто совершает подвиг)) Медаль – государственная награда за
заслуги (слайд 5)

А кто такой
герой? А героями рождаются? (Становятся). Тему нашего урока я
обозначила так: «Героями не рождаются, героями становятся» (слайд 6)

-Вам знакомо это
выражение? Нет. Кто говорил так? Мы должны выяснить, что означает это
выражение? Для этого мы изучим рассказ…

Словарная работа: 

1) Перед чтением
рассказа, давайте узнаем, что обозначают незнакомые вам слова Гренадёр
– военнослужащий. Слайд 7

2) Объясни
значение слов и выражений Слайд 8

Окопы
углубление в земле, защищающее солдат и военную технику от поражения
различными видами вооружения

Необстрелянный
солдат
(не
побывавший в боевых действиях, тот, кто не привык к стрельбе.)

Сторонится – держится
от товарищей в стороне, избегает.

Потупил глаза
опустил вниз.

Изглодала
совесть –
измучила.

Покоя себе не
находит

– не может успокоиться, переживает

медаль язык
придавила 
– замолчал, (стыдно).

Изнемог
потерял силы, ослабел.

Помятуй
помни.

III. Первичное восприятие текста

Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль» учителем с
комментариями.

— Назовите главных героев.
Работа с текстом
(кто такой герой?).
Анализ текста.
Беседа по вопросам.


Назовите главных действующих лиц в рассказе.


Каким человеком изображает автор Суворова?

— Каким
человеком видим в начале рассказа Кузьма Шапкин?

— Как он себя
чувствовал после получения медали?

— Почему он
вернул медаль?

— Как повел себя
Шапкин в следующем бою?

-Каким человеком
Кузьма Шапкин показан в конце рассказа?

Стал ли
Шапкин героем?

— О чём самом
главном хотел сказать автор?

 — Как вы
понимаете слова: «Героем не рождаются, героем становятся»?

Так значит
героями не рождаются?

— Какое
человеческое качество помогло Кузьме Шапкину побороть свой страх, стать
храбрым? (Совесть) Совесть чувство нравственной
ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

— Чему учит
данный рассказ?

— В чем мудрость
Суворова? Почему он мудрый? (Н.В. Суворов — великий русский полководец. Верит
в русского солдата. Учил солдата честности и геройству)

Вывод. Но
Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы
в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из
труса превращался в храброго и бравого вояку, то есть,  не родился наш Кузьма
героем. Он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец сумел воспитать
солдата, помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою.

Работа с афоризмами

Я
предлагаю вам поработать с афоризмами  Суворова,

Тяжело
в учении, легко в бою.

Мать
победы — дисциплина

Ученье
свет, а неученье  — тьма

Героями
не рождаются, героями становятся.

— Какой афоризм самый главный для вас?

Разгадать название произведения

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение по предложению по цепочке.
Чтение по ролям.
Самостоятельное чтение с заданием

Пересказ

Обсуждение незнакомых слов, выражений

Прием «Чтение с остановками»
смотри учебник.

Кузьма Шапкин, А.В. Суворов

Мудрым,
справедливым, добрым

неопытным,
трусливым

ему стыдно

Смелым, храбрым,
он стал героем

«Героем не
рождаются, героем становятся»

-Героями
становятся только тогда, когда человек побеждает в себе страх, неуверенность
в своих силах

-Честности,
совестливости, геройству не все сразу бывают смелыми в бою, но важно, чтобы
кто-то смог помочь преодолеть слабость, страх

ответы

III Заключительная часть.

Подведение итогов,
выводы, оценивание.

Сообщение ДЗ

Рефлексия.

Организованное окончание
урока.

Итог урока.Чему же научил вас А. В. Суворов в рассказе «Медаль»? (честности и геройству, преодолеть страх)  А как вы бы
поступили на месте Кузьмы Шапкина? У вас были случаи, где вы испугались, а
потом вы все-таки перебороли себя…? А как вы думаете, в наши дни есть место
подвигу?

Я довольна вашей работой на уроке, Сегодня
вы были любознательные, рассуждали, делали выводы, высказывали свое мнение,
старались говорить правильно, четко. Я хочу каждого из вас спросить,
заслужили ли вы медаль за активность на уроке?
Объяснение оценок.

Домашнее задание: стр. 60-62 выразительное чтение. Написать 3 пословицы о храбрости и смелости
Сегодня
я узнал….

Было
интересно…

Я
понял, что…

Теперь
я могу …

ответы

отвечать на уроке боялся, но ответил

«Оцени соседа»

Запись дом. задания в
дневник

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Приемы, представленные в данном докладе, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Приемы для формирования функциональной грамотности

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку». Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение). А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов. (Приложение).

Прием «Яркое пятно» — прием, повышающий познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующий мыслительную деятельность ребенка. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев.

«Метод кейсов». В основе метода проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации? Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной. Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор. В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

— Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (Приложение).

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора».

Сейчас, вам предлагается поработать в группах.

Задание 1: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. (Приложение)

1. Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?

2. Как поступил отец Вани?

3. Чем мальчик выдал себя?

4. Почему Ваня заплакал?

5.Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.

6. Какие эмоции и чувства вы испытали?

Задание 2: Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

Соблазн___________1

Стыд______________4

Проступок_________2

Отцовский урок____3

Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?

Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах.

Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако, знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.

Приложение

  • Рассказы для чтения в первом классе
  • Рассказы до слез на живую классику
  • Рассказы для чтения 1 класс с вопросами
  • Рассказы для читательского дневника 4 класс краткое содержание произведений и страницы
  • Рассказы для художественного чтения