Рассказы для чтения по ролям

Цель: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления. тип урока: комбинированный. тема в.росин друзья

Рассказы для чтения по ролям

20210413 vu tg sbscrb2

Цель: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.

Тема

В.Росин «Друзья познаются в беде»

Цель

Знакомство с авторской сказкой В.Росина «Друзья познаются в беде»

Задачи

  • организовать деятельность учащихся по изучению произведения В.Росина «Друзья познаются в беде», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;
  • подвести школьников к осознанию нравственной ценности «взаимовыручка».

УУД

Личностные:

положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания; участвовать в творческом процессе; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.

Познавательные:

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 1 класс О.В.Кубасова,

ТПО №2 О.В.Кубасова, цветныекарандаши, пословицы, толковый словарь

Форма урока

Фронтальная, групповая

Рассказы для чтения по ролям

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 1 классе

по программе «Гармония»

Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде»

Учитель начальных классов : Тишичкина Т.В

Урок литературного чтения в 1 классепо программе «Гармония»

Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде»

Цель: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.

Тема

В.Росин «Друзья познаются в беде»

Цель

Знакомство с авторской сказкой В.Росина «Друзья познаются в беде»

Задачи

  • организовать деятельность учащихся по изучению произведения В.Росина «Друзья познаются в беде», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;

  • подвести школьников к осознанию нравственной ценности «взаимовыручка».

УУД

Личностные:

положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания; участвовать в творческом процессе; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.

Познавательные:

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 1 класс О.В.Кубасова,

ТПО №2 О.В.Кубасова, цветныекарандаши, пословицы, толковый словарь

Форма урока

Фронтальная, групповая

№п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

  1. Организационно – мотивационный этап

1

Эмоциональный настрой на урок

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

— Каким вы хотите видеть наш урок?

Настраиваются на работу

Личностные:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности

2

3.Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Выполняют упражнения для развития голоса (речевую разминку)

II

Актуализация опорных знаний

— Как называется раздел учебника, который мы читаем?

— О чем мы читаем в этом разделе?

— Какие произведения запомнились вам?

Сегодня мы продолжим читать произведения из этого раздела.

— «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ответы детей

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и одноклассниками

III

Этап усвоения знаний и способа действий

1

Введение в тему урока

— Послушайте куплет из песни…

«Дружба»

— Предположите, о чем мы сегодня будем читать в новом произведении?

— А что такое дружба?

Прочитаем определение. Вы согласны с ним?

— Давайте откроем с. 96 и прочитаем фамилию автора произведения. Показ портрета автора.

— А название?

— Давайте поставим задачи на урок

Учащиеся слушают песню

— О дружбе, о друзьях

Объясняют смысл слова…

— В.Росин

— Его нет, значит, мы должны узнать, как называется это произведение.

— Познакомиться с новым произведением о дружбе, узнать, как оно называется, учиться читать целыми словами, выразительно, правильно

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и одноклассниками

Познавательные:

осуществлять анализ, делать вывод

2

Подготовка к чтению с. 96

Речевая разминка.

  1. Прочитать по слогам.

  2. «Цепочки слов»

Учащиеся читают в учебнике слова из сказки

Читать самостоятельно (П)

3

Первичное чтение сказки

— Понравилась сказка?

— Назовите героев сказки.

Физкультминутка для глаз

Читает учитель, остальные слушают, отвечают на вопросы

— Белка, кукушка и дрозд.

Ученики делают гимнастику для глаз

Уметь слушать товарища, отвечать на вопросы(К)

IY

Этап первичной проверки понимания изученного

1

2

3

4

5

Работа с текстом.

  1. Повторное чтение текста

  2. Ответы на 1 – 2вопрос

— Кто из персонажей тебе понравился? Чем?

— Кто тебе неприятен? Почему?

  1. Сравнение кукушки и дрозда

  2. 3 задание выбор заголовка

— Как проверить, правы ли вы?

6. 4- задание повышенной сложности –дать название рисунку

Физкультминутка

Выполняют движения под музыку.

— Чему мы можем научиться у героев этой сказки?

Работа в паре

— Составь пословицы….

Всем вручаем символ дружбыv99682667 0 1

Работа в ТПО с. 49

Задание1. Прочитайте.

Скажите, какое незнакомое слово вам встретилось?

— Что нам делать, если мы не знаем значения слова?

Выполняйте задание

Работа в группе по 3 человека

  1. Готовимся в группе читать комикс по ролям, подумайте какие чувства, эмоции вы будете выражать при чтении

  2. Чтение вслух по ролям

Дети перечитывают текст сказки и отвечают на вопросы.

Сравнивают кукушку и дрозда, приходят к выводу, что кукушка только говорит, она плохой друг, а дрозд он молча делает, он настоящий друг.

Выбирают из трех названий заголовок ,который больше всего подходит к сказке. «Друзья познаются в беде».

Дают название рисунку «Дрозд спасает белку», «Дрозд идет на помощь»

Выполняют физкультминутку

Составляют пословицы и прочитывают во время проверки.

Уч-ся ищут значение слова КОМИКС в интернете и словаре.

Открывают тетради, находят задание.

— Комикс

— Посмотреть в толковом словаре

Выполняют задание, вырезают картинки, приклеивают их к нужным словам.

Готовятся в группе читать по ролям выразительно

Читают вслух по ролям

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы (П)

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

(К)

слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

(К)

Y

Этап подведения итогов

— Как называется сказка, с которой мы познакомились?

— Чему учит нас сказка?

— Какие цели ставили в начале урока?

Отвечают на вопросы.

YI

Этап рефлексии

— На лисах изобразите ваши ладошки. Обведите их красным, зеленым или желтым цветом.

Показ ладошек у доски с комментированием .

Изображают ладошки- символ дружбы на доске

адекватно оценивать свои достижения(Р)

Нет друга — ищи,

а нашёл -береги.

Недруг поддакивает,

а друг спорит.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Один за всех

и все за одного.

Человек без друзей,

что дерево без корней.

Старый друг

лучше новых двух.

Содержимое разработки


чистоговорки Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у Раи новое ведро. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.


Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо?


Дружба – это… когда люди хотят быть вместе, когда они интересны и доверяют друг другу.

Дружба – это…

когда люди хотят быть вместе,

когда они интересны и доверяют

друг другу.


Вениамин Росин Рассказы Сказки Басни

Вениамин Росин

Рассказы

Сказки

Басни


Рассказы для чтения по ролям


Рассказы для чтения по ролям


Рассказы для чтения по ролям


Пословицы о дружбе: а нашёл - береги. Нет друга ищи,

Пословицы о дружбе:

а нашёл — береги.

Нет друга ищи,


Пословицы о дружбе: Недруг поддакивает, а друг спорит.

Пословицы о дружбе:

Недруг поддакивает,

а друг спорит.


Пословицы о дружбе: а имей сто друзей. Не имей сто рублей,

Пословицы о дружбе:

а имей сто друзей.

Не имей сто рублей,


Пословицы о дружбе: Один за всех и все за одного

Пословицы о дружбе:

Один за всех

и все за одного


Пословицы о дружбе:

Пословицы о дружбе:

  • Человек без друзей
  • что дерево без корней


Пословицы о дружбе: Старый друг лучше новых двух

Пословицы о дружбе:

Старый друг лучше

новых двух


Рассказы для чтения по ролям


Оцени свою работу на уроке?

Оцени свою работу на уроке?


Рассказы для чтения по ролям


Законы дружбы

Законы дружбы

  • Дружба начинается с улыбки.
  • Не спорь с другом по пустякам, не обзывайся.
  • Один за всех и все за одного
  • Помогай другу в трудную минуту.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.
  • Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось .
  • В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
  • Будь честным и правдивым.
  • Первым прощай ошибки друга.
  • Выбирай друзей по душевным качествам.
  • Будь достоин своего друга.
  • Извинись, если ты не прав.


Спасибо, что ты рядом !

Спасибо, что ты рядом !

164241 59d393d19c475

-80%

Курсы профессиональной переподготовке

Учитель начальных классов

Продолжительность 300 или 600 часов

Документ: Диплом о профессиональной переподготовке

Сохранить у себя:

Рассказы для чтения по ролям Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония» Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде» (1.41 MB)

icon visionoff

icon visionon

1. Введение

1.1. Рабочая программа по литературному чтению для 6 класса разработана на основе школьной АООП О УО 6-9 классов на 2020-2021 учебный год.

Обучение ведется по учебнику «Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании» РФ от 29.12.12 г., а также в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей программе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

1.2. Цели обучения по программе:

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;

формирование умений работать с текстом, эмоционально воспринимать художественный текст;

воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к литературе.

Основные задачи преподавания литературного чтения:

1) отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

2) формировать навык чтения «про себя», последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

3) развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

4) учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме, развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

5) социально адаптировать учащихся в плане общего развития, воспитывать нравственно-эстетические и гражданские качества обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с интеллектуальными нарушениями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Учащиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Основные направления коррекционной работы:

  • корригировать артикуляционный аппарат;

  • расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь;

  • корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся;

  • развивать речь, владение техникой речи;

  • корригировать слуховое и зрительное восприятие;

  • формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развивать познавательные процессы;

  • корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

1.3. В соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год по предмету «Чтение (литературное чтение)» отводится 4 часа в неделю, общее количество часов – 136. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6-х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

Общая характеристика учебного курса

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.

В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.

Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.

Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

В этот период главное в работе над текстом — анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.

2. Содержание учебного предмета

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знамена­тельных событиях в жизни страны.

Изучаемые произведения

1. Моя Родина. 3 ч

В.Песков «Отечество».

М. Ножкин «Россия».

М. Пришвин «Моя Родина».

2. Золотая осень. 18 ч (2 ч ВЧ, 1 ч РР)

В. Бианки «Сентябрь».

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Ю. Качаев «Грабитель».

Б. Житков «Белый домик».

А. Белорусец «Звонкие ключи».

К. Паустовский «Заячьи лапы».

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

Е. Носов «Хитрюга».  

В. Бианки «Октябрь».

3. Великая радость — работа. 8 ч (1 ч ВЧ)

С. Михалков «Будь человеком».

Б. Заходер «Петя мечтает».

По Д. Биссету «Слон и муравей».

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

Дж. Родари «Пуговкин домик».

4. Страницы истории. 12 ч (1 ч ВЧ)

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Ф. Глинка «Москва».

В. Бианки «Ноябрь».

По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».

5. Что такое хорошо, что такое плохо. 5 ч (1 ч ВЧ)

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

Е. Пермяк «Тайна цены».  

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».

6. Здравствуй, гостья – Зима. 36 ч (4 ч ВЧ)

В. Бианки «Декабрь».

Е. Благинина «Новогодние загадки».

А. Никитин «Встреча зимы».

А. Дорохов «Тёплый снег».

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Д. Хармс «Пушкин».

В. Бианки «Январь».

Х.-К. Андерсен «Ель».  

А. Чехов «Ванька».

И. Никитин «Весело сияет» (отрывок).

И. Суриков «Белый снег пушистый».

М. Зощенко «Лёля и Минька».  

Ю. Рытхэу «Пурга».  

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

В. Бианки «Февраль».

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».

7. Весна – красна. 16 ч (2 ч ВЧ)

С. Смирнов «Первые приметы».

В. Бианки «Март».

По В. Песков. «Весна идёт».

М. Пришвин «Жаркий час».

Г. Скребицкий «Весенняя песня».

В. Жуковский «Жаворонок».

А. Толстой «Детство Никиты».

А. Твардовский «Как после мартовских метелей».

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой».

В. Бианки «Апрель».

К. Паустовский «Стальное колечко».          

8. Рассказы о животных. 16 ч (3 ч ВЧ)

По В. Астафьеву «Злодейка».

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Д. Хармс «Заяц и Ёж».

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

        9. Рассказы, сказки, стихи для детей. 22 ч (4 ч ВЧ, 3 ч РР)

В. Набоков «Дождь пролетел…»

В. Бианки «Май».

М. Дудин «Наши песни спеты о войне».

В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

В. Астафьев «Зорькина песня»

Н. Рыленков «Нынче ветер…»

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризую­щих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.

Литература для внеклассного чтения. 18 ч

  1. Сказки народов мира.

  2. Стихи о Великой Отечественной войне.

  3. Стихотворения русских поэтов о природе.

  4. А.С. Пушкин Стихотворения о зиме.

  5. С.П. Алексеев «Сто рассказов о войне».

  6. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

  7. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

  8. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».

  9. М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  10. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом».

  11. В.В Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка», «Птичья песенка».

  12. Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».

  13. А.И. Куприн «Слон».

  14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

  15. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».

  16. Х.-К. Андерсен Сказки.

  17. Юмористические стихотворения и рассказы (В.Ю. Драгунский, Н.Н. Носов, М.М. Зощенко и других авторов).

Произведения для заучивания наизусть.
М. Ножкин «Россия», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок), И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.), С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», В. Набоков «Дождь пролетел…», на уроках внеклассного чтения: стихотворение о природе весной и стихотворение о Великой Отечественной войне.

Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов

п/п

Тема

Количество

часов

Внеклассное

чтение

Развитие речи

1

Моя Родина.

3

2

Золотая осень.

18

2

1

3

Великая радость – работа.

8

1

4

Страницы истории.

12

1

5

Что такое хорошо, что такое плохо.

5

1

6

Здравствуй, гостья – Зима.

36

4

7

Весна – красна.

16

2

8

Рассказы о животных.

16

3

9

Рассказы, сказки, стихи для детей.

22

4

3

ИТОГО

136

18

4

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Формы организации учебного процесса.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Таким образом, основными являются следующие принципы:

принцип коррекционной направленности в обучении,

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, а также методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления знаний, методы применения знаний, методы контроля.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

— составление плана текста;

— пересказ текста по плану (краткий и подробный);

— пересказ текста по предполагаемым вопросам;

— продолжение текста;

— выразительное чтение;

— чтение наизусть;

— чтение по ролям;

— устные сочинения-характеристики героев;

— развитие художественной фантазии у детей;

— придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Виды организации учебной деятельности в зависимости от цели и задач урока могут быть различными: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний с учетом психофизических особенностей детей: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и др.).

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно, поэтому на уроках литературного чтения большое значение имеет работа по совершенствованию техники чтения обучающихся. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: презентации, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

— урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала), цель которого изучение и первичное закрепление новых знаний;

— урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок), который имеет целью выработку умений по применению знаний;

— урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок), который имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

— урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа, цель которой определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;

— комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Формы работы:

рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов фильмов, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении, викторина, заочная экскурсия, виртуальная экскурсия.

Занятия проводятся в классно урочной форме, поэтому организация учебных занятий может быть различной: урок, заочная экскурсия, викторина, игра, конкурс, путешествие (в том числе и виртуальное).

Для реализации данной программы в зависимости от цели и задач конкретного урока может использоваться культурно-образовательная среда района и города Рязани (территория интерната, Центральная городская библиотека им. С. Есенина, Детский эколого-биологический центр).

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 6 классе

Личностные результаты

формировать понимание важности процесса обучения;

-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

-формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

-формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-развивать умение составлять тексты в устной форме;

-развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

-совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по литературному чтению

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует общеобразовательной программе. Настоящая программа предусматривает разноуровневые требования к овладению знаниями.

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

— читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

— делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

— определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

— пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

— самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

— понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

— выделять главную мысль произведения;

— заучивать наизусть стихотворения, басни;

— совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)

Учащиеся должны знать:

8– 10 стихотворений наизусть.

Минимальный (достаточный) уровень

Учащиеся должны уметь:

— читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

— читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

— отвечать на вопросы учителя;

— пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

— оценивать поступки героев (с помощью учителя);

— заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

— участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Учащиеся должны знать:

наизусть 4 — 6 отрывков из стихотворений (объем текста определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

При проверке знаний учащихся необходимо исходить из достигнутого ими уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы учебную и практическую деятельность детей с интеллектуальными нарушениями, позволяла бы им почувствовать ситуацию успеха и осознать свои учебные достижения.

Оценивание знаний обучающихся осуществляется в соответствии с Приложением №2 к Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся» ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

4. Список учебно-методической литературы:

Обязательная литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013.

  2. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: / Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 10-е изд. — М., «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

  1. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. Сост. И.Г. Савельева, под общ. ред. В.В. Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. — 224с. (коррекционная педагогика).

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. — М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. — 335с. (коррекционная педагогика).

  4. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.

  5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В двух частях. – 2-е издание. — М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2016.

  • Рассказы для хорошего сна
  • Рассказы для пересказа детям 5 6 лет с вопросами про земноводных и пресмыкающихся
  • Рассказы для первоклассников слушать
  • Рассказы для засыпания взрослых слушать
  • Рассказы для обсуждения с подростками