СОДЕРЖАНИЕ
КНИГА ПЕРВАЯ
Гимн Союза Советских Социалистических Республик.
Текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана 2
Важный день. С. Михалков 4
ЛЕТО И ОСЕНЬ.
Красное лето. И. Соколов-Микитов 5
Дождь. С. Маршак 7
Зелёной листвою одеты деревья И. Соколов-Микитов. 8
Никто его не видывал Н. Некрасов —
Эхо. Е. Трутнева 9
Колхозный календарь. В. Бианки 10
Знаете меня? А. Прокофьев 13
Жатва. Э. Шим 14
Дни стали ненастные Э. Шим
День пригреет — возле дома А. Твардовский 15
Барсучий нос. К. Паустовский 16
Есть в осени первоначальной Ф. Тютчев 23
Славная осень! Н. Некрасов 24
Осень. М. Лермонтов
Ласточки пропали А. Фет 25
Лебеди Л. Толстой
Уж небо осенью дышало А. Пушкин 27
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
Моя Родина. М. Пришвин 30
Люблю берёзу русскую А. Прокофьев 32
Снегирь. С. Алексеев —
Лесная кормушка. В. Чаплина 37
Ребята и утята. М. Пришвин 45
Мы не заметили жука. А. Барто 48
Воробьишко. М. Горький 49
Заячьи лапы. К. Паустовский 54
Праздник леса. С. Маршак 62
Родина. 3. Александрова 64
ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ДО РЕВОЛЮЦИИ.
Школа. С. Алексеев 66
Плач детей. Н. Некрасов 69
Янко-музыкант. Г. Сенкевич 71
Баринок. Л. Кон 79
Богатый человек. Б. Емельянов 82
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ.
Владимир Ильич Ленин. Н. К. Крупская 93
Смело, товарищи, в ногу! Л. Радин 96
Я горжусь своими детьми. 3. Воскресенская 98
Рассказ о том, как Ленин перехитрил жандармов.
М. Зощенко 100
Листовки. А. Голубева 105
На мосту. А. Кононов 116
Новый учитель. С. Алексеев 120
Разговор с сыном. С. Михалков 123
ОКТЯБРЯТА — БУДУЩИЕ ПИОНЕРЫ.
Командир звёздочки. Л. Воронкова 127
Наша мама на работе. С. Баруздин 133
Честное слово. Л. Пантелеев 135
Песенка про звёздочку. 3. Александрова 144
Команда действует. А. Гайдар 145
Бревно. С. Баруздин 152
Встреча с Гайдаром. К. Паустовский 153
Горячий камень. А. Гайдар 155
ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА.
Старик-годовик. В. Даль 166
Встреча зимы. И. Никитин 167
Шёл первый снег. А. Чехов 169
Пороша. С. Есенин 170
Серая Шейка. Д. Мамин-Сибиряк 171
Не ветер бушует над бором. Н. Некрасов 184
На льдине. Б. Житков 186
Зимний вечер. А. Пушкин 189
Зимнее утро. А. Пушкин 191
Опрятней модного паркета. А. Пушкин 192
СЛАВИМ РОДИНУ ТРУДОМ.
Субботник. А. Кононов 194
Всё для всех. Ю. Тувим 199
Без чего не может жить человек? Ю. Яковлев 200
Дети нашего двора. С. Маршак 204
«Славка». Е. Пермяк 206
Надюша. А. Барто 212
Чужая калитка. Е. Пермяк 213
Вишня. М. Исаковский 219
КНИГА ВТОРАЯ
В БОРЬБЕ ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ.
Рождение армии. А. Кононов 2
Там вдали, за рекой. Н. Кооль
Рассказ о Щорсе. Н. Тихонов g
Голой рукой нас не возьмёшь В. Маяковский
Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его
твёрдом слове. А. Гайдар 12
Быль для детей. С. Михалков 26
Соловушка. П. Цвирка 31
Белая берёза. С. Васильев 38
Плот Алексея Андреевича. Л. Кассиль 39
Слава народу. М. Исаковский 49
ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЕ ЕЙ РАДО
Синичкин календарь. В. Б панки 52
Ласточка примчалась А. Майков 56
Прибавились значительно дни. С. Аксаков
Жаворонок. В. Жуковский 58
На реке. А. Чехов —
Ледоход. С. Маршак 60
Дедушка Мазай и зайцы. Н. Некрасов 61
Весенний сев. А. Мусатов 65
Юные друзья. М. Джалиль 71
Двенадцать месяцев. С. Маршак 72
Черёмуха. С. Есенин 80
ИМЯ ЛЕНИНА В СЕРДЦЕ КАЖДОМ.
Всегда мы помним Ленина. О. Высотская 82
Детские и школьные годы Ильича. А. И. Ульянова 83
След человека. Н. Богданов 88
В Смольном. А. Кононов 91
Как все. Г. Кржижановский 95
Ильич и девочка. М. Рыльский 96
Лучшие на свете игрушки. Н. Ходза 98
У Мавзолея Ленина. М. Исаковский 101
ЗА МИР И ДРУЖБУ.
Май. А. Кононов 104
Москва майская. В. Лебедев-Кумач 108
Пароль. В. Железников 109
Всемирный хоровод. Дж. Родари 117
Урок родного языка. С. Маршак 118
НАША РОДИНА — СССР.
Родина! 121
Наша страна. Г. Эмин 123
Советский герб. В. Бонч-Бруевич 125
Наш герб. С. Маршак 127
У нас в Москве. Л. Кассиль 130
I Песня о Москве. М. Исаковский 132
Закон твоей жизни. Ю. Яковлев —
Посланец Земли. С. Михалков 135
Я выхожу в космос. А. Леонов 136
БАМ. Я. Мустафин 138
Нет на свете Родины милее А. Прокофьев 140
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Посев льна. (Русская народная песня.) 142
Пословицы и поговорки 144
Загадки 147
Сказки
Морозко. (Русская народная сказка.)
Каша из топора. (Русская народная сказка.) 154
Три сестры. (Татарская сказка.) 156
Айога. (Нанайская сказка.) 158
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.
Александр Сергеевич Пушкин 162
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди
Иван Андреевич Крылов 205 ,
Слон и Моська —
Мартышка и Очки 207
Зеркало и Обезьяна 209
Лев Николаевич Толстой 210
Прыжок —
Лев и собачка 214
Алексей Максимович Горький 217
Как я учился —
Фрагмент.
Л. Кононов
СУББОТНИК
…Советской стране приходилось заново строить своё хозяйство. И тут началось великое дело: советские люди стали собираться по праздникам или в будни — в свободные от работы часы — и трудиться бесплатно, чтобы помочь своей стране.
Начали это дело рабочие — коммунисты Московско-Казанской железной дороги 10 мая 1919 года.
Они добровольно, по собственному желанию принялись разбирать «кладбище паровозов», отыскивали уцелевшие части, разгружали поезда с углём и дровами.
Сперва такая добровольная работа делалась в конце недели, по субботам. Поэтому и дни, когда советские люди собирались для такой работы, стали называться субботниками.
По примеру железнодорожников Московско-Казанской дороги стали проводить у себя субботники и рабочие других дорог, заводов и фабрик.
А день 1 мая 1920 года был объявлен Всероссийским субботником. В этот праздничный день работали везде, начиная с Кремля и кончая рабочим посёлком где-нибудь в далёкой Сибири. Но на работу люди шли, как на праздник,— с оркестрами.
В этот день в восемь часов утра в Кремле три раза подряд ударила пушка. Рабочие, служащие, курсанты Кремлёвской военной школы вышли на площадь.
Когда все выстроились в ряды, чтобы идти военным строем на работу, комендант Кремля сказал:
— Товарищ Ленин идёт принять участие в субботнике.
Владимир Ильич прошёл вперёд быстрыми шагами.
Комиссар военной школы попросил его занять место впереди, справа, как старшему.
Ленин сразу же стал, где ему указали.
Раздалась команда:
— Ряды, стройся!
И затем:
— Направо, шагом марш!
Все пошли в ногу под музыку, по-военному, к тому месту Кремля, где были свалены брёвна, камни, доски, мусор. Тут же валялись разбитые повозки; на земле виднелись ямы от разорвавшихся снарядов. Всё это осталось здесь после сражения с белогвардейцами во время Октябрьской революции.
Нужно было за день очистить и привести в порядок всю Кремлёвскую площадь.
Сначала взялись за брёвна. Каждое бревно приходилось нести вдвоём, а то и вчетвером, если оно было очень большое. Ленин работал в паре с одним военным. Тот всё старался подать Ленину тонкий конец бревна, а сам брался за толстый, более тяжёлый. Но Владимир Ильич сразу это заметил и стал первый браться за брёвна.
Тогда военный сказал:
— Мне двадцать восемь лет, а вам пятьдесят.
Ленин положил тяжёлый конец себе на плечо и усмехнулся:
— Вот вы и не спорьте со мной, если я старше.
Перетащили с площади все брёвна и взялись за огромные дубовые кряжи. Их клали на палки и несли вшестером. Это была нелёгкая работа; даже у привычных рабочих по лицам текли крупные капли пота.
1 Кряж — короткий обрубок толстого бревна.
Теперь с Владимиром Ильичём работали три курсанта и двое рабочих.
Один рабочий глядел, глядел на Ленина и наконец сказал:
— Владимир Ильич! Мы без вас тут сами управимся, у вас есть дела поважней.
Владимир Ильич ответил:
— Сейчас это дело самое важное.
И от яркого солнца, оттого, что рядом работает товарищ Ленин, все чувствовали: сегодняшняя трудная работа — это радостный праздник.
Каждый хотел отличиться в работе, слышны были шутки, смех, песни. Все старались не отстать от Ленина.
Наконец, все устали и присели отдохнуть, покурить.
Владимир Ильич не курил, да и отдыхать как будто не собирался. Он поглядывал то на часы, то на оставшиеся дубовые кряжи и груды камней. Наконец всё-таки подсел к отдыхавшим товарищам. Кто-то предложил ему закурить. Ленин отказался и рассказал, что он начал было курить, когда учился в гимназии, но скоро бросил и с тех пор не курит. Все рады были поговорить с Владимиром Ильичём подольше, но он опять вынул часы: всё-таки, видно, он спешил куда-то.
После отдыха начали перетаскивать на носилках кучи камней и мусора.
Ленин торопился, старался работать ещё быстрей, но за несколько минут до конца субботника ему всё-таки пришлось уйти: сегодня его ждали на закладке памятника Карлу Марксу.
Да и работы на площади осталось уже немного.
Участники субботника быстро её закончили и разошлись, усталые и очень довольные. Сегодня они сделали действительно важное дело — на следующий субботник выйдет ещё больше народу, подымутся новые миллионы повсюду, по всей необъятной Советской стране.
1. Расскажи, где проходил субботник и кто в нём участвовал.
2. Чем был необычен субботник 1 мая 1920 года?
3. Как проходил этот субботник? Почему В. И. Ленин принял участие в нём? Как он работал?
4. Объясни примерами из рассказа смысл слов В. И. Ленина: «Сейчас это дело самое важное».
5. Как участники субботника относились к Владимиру Ильичу? О чём он говорил с ними? Что ты узнал из этого рассказа о В. И. Ленине?
6. Как в наши дни проходят субботники и воскресники? Как дети помогают в эти дни взрослым?
Сказки для 2 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 2 класса
Лиса и тетерев
Быстрый просмотр
-
Лиса и тетерев – русская народная сказка. Сказка легко и понятным языком показывает, что на хитрого человека найдется еще более хитрый. Не стоит верить всем подряд. Сидел на дереве тетерев. И даже пе…
Зимовье зверей
Быстрый просмотр
-
Зимовье зверей — русская народная сказка Алексея Толстого. Сказка о зверях, которые сначала подружились, а потом решали, как зиму переживать будут. Бык предложил дом построить, но остальные из-за лен…
В. Карасева
Друг
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
— Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
— Выкинь его!
А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
— Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.
Вопросы и задания
1. Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.
2. Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти предложения.
3. Как друзья Светланы отнеслись к её беде?
4. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?
5. Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная мысль рассказа.
6. Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?
По А.Митяеву
Однажды внук сказал деду:
— Дедушка, давай я буду твой орден носить. Всё равно он лежит в коробке.
— Что ж, носи.
— А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
— Нет, не жалко. Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь.
— А за что тебе дали?
— Расскажу тебе. Слушай. Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Очень простой рассказ. Я всё запомнил. Вышел внук на улицу. С орденом. Тут соседка тётя Маша его спрашивает:
— Это за что ж тебе орден дали?
— Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Какой ты герой! Даже раненый стрелял? А в какую руку ранило? В правую или в левую?
— Не знаю.
— Ну, это просто узнать: на какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего на этот раз не ответил внук. Побежал к дедушке орден отдавать.
Вопросы и задания
1. Почему мальчишке очень хотелось поносить ордена деда?
2. Прочти рассказ деда и подумай: почему ветеран говорил так кратко и сдержанно?
3. Почему мальчик решил вернуть орден деду?
П. Бажов
Серебряное копытце
Жил на заводе один старик — Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нее.
— И то правда, — отвечает Кокованя. — Уговорю как-нибудь. В праздничный день пришёл он к тем людям:
— Это у вас Григорьева подарёнка?
— Она самая.
— Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? — спрашивает девчушка.
— Да так, — отвечает Кокованя, — само вышло.
— Ты кто? — спрашивает Дарёнка.
— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Видит девчоночка — старик весёлый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!
— Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».
Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было…
Вопросы и задания
1. Перескажи начало сказки «Серебряное копытце». Как в доме старого охотника появились девчушка Дарёнка и кошка Мурёнка?
2. Можешь ли ты нарисовать словесный портрет девочки? Какой ты её себе представляешь?
Г.Скребицкий
Сказка о весне
Собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако — так, значит, на нём Весна-красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей…
Вопросы и задания
-
Прочитайте вступление сказки. Что вы из него узнали?
-
Из основной части сказки прочтите красивые сказочные моменты.
-
Перечислите признаки сказки.
-
Прочитайте концовку сказки. С какой интонацией вы её читали?
-
Хотелось ли вам продолжить сказку? Доскажите сказку.
-
Нарисуй Весну-Красну.
Джек- поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек на остановку!» — и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведёт в гастроном.
— Джек теперь мне взамен глаз! — не хвалится своим поводырём бывший лётчик.
1.
(Г. Юрмин. 152 слова)
Кукушка
(ненецкая сказка)
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
— Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится.
1. Что ты можешь сказать о детях? Какие они?
2. Какова главная мысль сказки?
(206 слов)
Лоси
Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.
-Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас.
-Хорошенькие, — ответил дед.
-Ну какие же они хорошенькие! — сказал я. — Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные.
-Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?
-Ты же убить её хотел?
— Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время всё забыл, только думаю убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете?
-Думаю, — сказал я, — она отбежит к лесу и будет наблюдать.
-Нет, — перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела…
— И ты их не тронул?
— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…
1. Почему дед не выстрелил?
2. Почему для деда лоси были хорошенькие?
Как ты понимаешь предложение: Мать так яро на меня посмотрела.
(М. Пришвин. 191 слово)
Во какие!
Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.
(Ю. Качаев. 103 слова)
Дыхание поздней осени
» Дохнул ноябрь осенним хладом…» Холодный ветер, студёные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь — месяц ветров, месяц сева лесных семян.
Распуганные шорохом листвы трусливые беляки… снова вернулись в лесные чащи.
Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру вянущая листва.
Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада.
Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана.
Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощитинились навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.
(А. Каминская. 101 слово)
« Счастливый жучок».
Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни.
— Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.
Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими ,как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:
— Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.
— Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко:
— Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещенок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щелей, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Г.Скребицкий
В. Карасева
Друг
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
— Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
— Выкинь его!
А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
— Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.
Вопросы и задания
1. Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.
2. Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти предложения.
3. Как друзья Светланы отнеслись к её беде?
4. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?
5. Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная мысль рассказа.
6. Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?
По А.Митяеву
Однажды внук сказал деду:
— Дедушка, давай я буду твой орден носить. Всё равно он лежит в коробке.
— Что ж, носи.
— А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
— Нет, не жалко. Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь.
— А за что тебе дали?
— Расскажу тебе. Слушай. Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Очень простой рассказ. Я всё запомнил. Вышел внук на улицу. С орденом. Тут соседка тётя Маша его спрашивает:
— Это за что ж тебе орден дали?
— Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Какой ты герой! Даже раненый стрелял? А в какую руку ранило? В правую или в левую?
— Не знаю.
— Ну, это просто узнать: на какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего на этот раз не ответил внук. Побежал к дедушке орден отдавать.
Вопросы и задания
1. Почему мальчишке очень хотелось поносить ордена деда?
2. Прочти рассказ деда и подумай: почему ветеран говорил так кратко и сдержанно?
3. Почему мальчик решил вернуть орден деду?
П. Бажов
Серебряное копытце
Жил на заводе один старик — Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нее.
— И то правда, — отвечает Кокованя. — Уговорю как-нибудь. В праздничный день пришёл он к тем людям:
— Это у вас Григорьева подарёнка?
— Она самая.
— Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? — спрашивает девчушка.
— Да так, — отвечает Кокованя, — само вышло.
— Ты кто? — спрашивает Дарёнка.
— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Видит девчоночка — старик весёлый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!
— Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».
Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было…
Вопросы и задания
1. Перескажи начало сказки «Серебряное копытце». Как в доме старого охотника появились девчушка Дарёнка и кошка Мурёнка?
2. Можешь ли ты нарисовать словесный портрет девочки? Какой ты её себе представляешь?
Г.Скребицкий
Сказка о весне
Собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако — так, значит, на нём Весна-красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей…
Вопросы и задания
-
Прочитайте вступление сказки. Что вы из него узнали?
-
Из основной части сказки прочтите красивые сказочные моменты.
-
Перечислите признаки сказки.
-
Прочитайте концовку сказки. С какой интонацией вы её читали?
-
Хотелось ли вам продолжить сказку? Доскажите сказку.
-
Нарисуй Весну-Красну.
Джек- поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек на остановку!» — и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведёт в гастроном.
— Джек теперь мне взамен глаз! — не хвалится своим поводырём бывший лётчик.
1.
(Г. Юрмин. 152 слова)
Кукушка
(ненецкая сказка)
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
— Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится.
1. Что ты можешь сказать о детях? Какие они?
2. Какова главная мысль сказки?
(206 слов)
Лоси
Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.
-Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас.
-Хорошенькие, — ответил дед.
-Ну какие же они хорошенькие! — сказал я. — Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные.
-Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?
-Ты же убить её хотел?
— Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время всё забыл, только думаю убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете?
-Думаю, — сказал я, — она отбежит к лесу и будет наблюдать.
-Нет, — перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела…
— И ты их не тронул?
— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…
1. Почему дед не выстрелил?
2. Почему для деда лоси были хорошенькие?
Как ты понимаешь предложение: Мать так яро на меня посмотрела.
(М. Пришвин. 191 слово)
Во какие!
Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.
(Ю. Качаев. 103 слова)
Дыхание поздней осени
» Дохнул ноябрь осенним хладом…» Холодный ветер, студёные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь — месяц ветров, месяц сева лесных семян.
Распуганные шорохом листвы трусливые беляки… снова вернулись в лесные чащи.
Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру вянущая листва.
Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада.
Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана.
Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощитинились навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.
(А. Каминская. 101 слово)
« Счастливый жучок».
Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни.
— Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.
Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими ,как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:
— Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.
— Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко:
— Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещенок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щелей, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Г.Скребицкий
Список книг для детей, перешедших во второй класс.
Первоклассники только начали знакомство с «большой» литературой. И от того, с чего и как начнется этот путь в страну книг, зависит, станет ли подрастающий человек читателем, сформируется ли у него та потребность в чтении, которая необходима для развития лучших качеств личности.
Мы предлагаем вам перечень книг, которые рекомендовано читать детям во втором классе летом и в течение всего учебного года.
От редакции.
Для уроков внеклассного чтения
Фольклор.
- Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».
- Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».
- Богатырские сказки.
Литературные сказки.
- Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.
- Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».
- Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».
- В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».
- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».
О природе и животных.
- В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».
- М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».
- Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».
- Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».
- Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»
- Г. Снегирев. «Про пингвинов».
Рассказы о детях и для детей.
- Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»
Русская классическая поэзия. Басни.
- А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»
- С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»
- Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».
- А.А.Фет. «Ласточки пропали…»
- И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».
- Н. Некрасов. «Саша».
- И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»
- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Из истории Отечества.
- С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)
Для самостоятельного чтения
Фольклор.
- Малые жанровые формы.
- Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».
- Богатырские сказки.
Литературные сказки.
- А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».
- В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»
- Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».
- Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»
- Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».
- Б. Поттер. «Ухти-Тухти».
- Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».
- Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».
- А. Толстой. «Приключения Буратино».
- А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
- М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».
О природе и животных.
- Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «
- И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».
Рассказы о детях и для детей.
- В. Осеева. «Сыновья».
- В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».
- Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».
- Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».
Современная поэзия.
- Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».
- В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».
- Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»
- Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».
- Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».
- И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».
- А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».
- А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».
- Г. Остер. «Сказка с подробностями».
- Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»
Из истории Отечества.
- А. Старостин. «Куликовская битва «
- Я. Тайц. «Приказ»
- А. Приставкин. «Портрет отца»
Методические материалы
Статья предоставлена сайтом «Лицей 104»
Столько книжек нужно к школе купить. У нас еще и школа необычная. Все учебники нужно самим покупать. Где можно в Москве подешевле купить кто нибудь знает? И сразу много. Может оптовки какие нибудь или магазины хорошие?
2013-08-27, Иванова Катя
Зачем вам оптовки? Если сразу много хотите купить закажите лучше в интернете. Вот сайт есть хороший Озон ру. Там и книжки выберете, может и на акцию попадете. Они там у них часто.
2013-08-27, Галанян Ирэн
Спасио за список. Мы занимаемся по системе начальная школа 21 века, и уже все перечитали, что нам задали Прямо оторваться не можем от книг, возьмем на заметку новые произведения.
2018-06-08, ЮляшкаДаринова
у них и распродажи частенько и скидки на литературу. По моему перед учебным годом есть какие то скидки. Зайдите посмотрите.
2013-08-27, Галанян Ирэн
Я тоже на озоне постоянно закупаюсь))) сыну к школе покупала учебники.
2013-08-27, Кузнецова Виктория
Озон это интернет магазин? Рекламу вроде видела. И что за акции?
2013-08-27, Иванова Катя
Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.
09.06.2011
Обновлено 07.11.2021