Полезный материал для проверки техники чтения детей в 1 классе.
Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Важно настроить ребенка на быстрое чтение.
Енот – полоскун.
Енот-полоскун живёт у воды. Своё прозвище он получил за удивительную привычку: всё, что попадёт к нему в лапы, он обязательно пополощет, то есть помоет в воде. Моет он и еду, и несъедобные вещи. Охотится енот по ночам. Ест почти всё, что ему попадётся: лягушек, мышей, ящериц, птичьи яйца, насекомых, жёлуди, орехи, ягоды.
Благородный олень.
Олень живёт в хвойных и лиственных лесах. Он довольно крупное животное: длина его тела около двух метров, а весит он триста килограммов. Рога есть только у самцов. Весной они их сбрасывают, а к осени рога вырастают снова. Первые, покрытые нежной шёрсткой рожки, начинают пробиваться у оленят в возрасте 8 месяцев.
Пума.
Пума- большая и дикая кошка. Её иногда называют американским львом, хотя по размерам она заметно меньше. Пума- хищник. Охотится она ночью, в основном на оленей. Места обитания пума выбирает труднодоступные – обычно это поросшие лесом ущелья и каньоны.
Ягуар.
Ягуар – угрюмый хищник. Он живёт в тропических лесах Америки. Внешне он напоминает африканского леопарда. Однако ягуар сильнее, массивнее, у него короткое тело и крупная тяжёлая голова. Ягуары охотятся на оленей, диких свиней, ловят черепах, рыбу и даже нападают на крокодилов.
Муравьед.
Муравьед – забавный зверь. Он живёт в Южной Америке. Муравьедом его зовут потому, что он ест муравьёв и термитов. Большими сильными когтями он разрывает муравейник или термитник и с помощью своего длинного клейкого языка добывает насекомых. Зубов у муравьеда нет, так что жевать свою добычу он не может.
Тукан.
Тукан – это яркая и нарядная птица. У тукана огромный клюв. Хотя клюв этот и производит впечатление очень тяжёлого, на самом деле он внутри полый, а поэтому совсем лёгкий.
Ара.
Ара –это попугай. Он самый крупный из всех попугаев, живущих на Земле. Вес его достигает 2 килограмма. В полёте ара развивает большую скорость. Живёт ара в тропических лесах Америки.
Пираньи.
Небольшая, но довольно страшная рыба — это пиранья. У неё очень сильные челюсти и острые зубы. Пираньи всегда держатся стаями. Едва почуяв в воде кровь, они мгновенно бросаются на свою жертву и за считанные минуты расправляются с ней.
Жираф.
Жираф – это самое высокое животное в мире. Ростом он с двухэтажный дом. Благодаря своей длинной- длинной шее жираф баз труда срывает листья с высоких деревьев.
Африканский слон.
Африканский слон — это самое крупное животное из всех, кто живёт на суше. Самец слона весит как 5 легковых автомобилей. При этом слон прекрасно плавает, а ходит он совершенно бесшумно. С помощью хобота слон может поднимать тяжести и мелкие предметы, может пить и даже устраивать себе душ.
Зебра.
Зебра — это дикая африканская лошадь. Она – основная пища львов, поэтому очень часто ей приходится спасаться от них бегством. Здесь-то и выручает зебру её необычная окраска: во время бега чёрно- белые полосы превращаются в однородную серую массу, и бегущий табун животных сливается с окружающим фоном.
Носорог.
Впереди на носу у него два рога: один большой, а чуть позади – другой, маленький. Эти рога – грозное оружие, но применяет их носорог только для защиты. Питается он растениями. Хотя носорог живёт на суше, он очень любит воду. Самое большое наслаждение для него — принять грязевую ванну, хорошенько поваляться в грязи.
Гиена.
Гиена – это хищник, но не очень крупный. Стая гиен может успешно охотится на зебр, антилоп и других быстроногих животных. Охотятся гиены ночью. Во время погони они могут развивать большую скорость. Гиены не брезгуют и падалью: могут доесть то, что осталось от трапезы львов.
Лев.
Лев — царь зверей. У него длинная густая грива. Грива спасает голову и шею льва от зубов и когтей соперника, когда самцы устраивают между собой схватки за место вожака стаи. Львы так же, как тигры и леопарды, -огромные хищные кошки. Живут и охотятся львы небольшими стаями. Такая львиная стая называется ПРАЙД.
Горилла.
Горилла – это самая крупная человекообразная обезьяна, значит похожая на человека. Рост её около 2 метров. Огромные размеры и густая тёмная шерсть гориллы производят довольно устрашающее впечатление. На самом деле эти животные миролюбивы и доброжелательны. Они никогда не нападают, питаются в основном листьями и молодыми побегами.
Крокодил.
Крокодил – это самый древний житель Земли. Они жили на нашей планете ещё в те времена, когда здесь были динозавры! Крокодилы живут в реках, они прекрасно плавают и ныряют. Добычу свою крокодил подстерегает, затаившись в воде. Обычно его жертвой становятся антилопы. Некоторые виды крокодилов нападают на человека.
Пеликан.
Эта птица с удивительным клювом. Питается он рыбой. У него огромный клюв, а в нижней его части имеется большой кожаный мешок. Этим мешком, словно сачком, пеликан вылавливает себе рыбу.
Жако.
Жако зовут большого попугая. Его сразу можно узнать по окраске: сам он светло- серый, а оперение хвоста ярко-красного цвета. Жако живёт в тропическом лесу. Он прекрасно летает и отлично лазает по деревьям. Крепкий клюв служит ему при этом хорошей опорой. Питается жако орехами, бананами и другими плодами.
Шимпанзе.
Шимпанзе – это обезьяна, похожая на человека. Ростом она около 1 метра. Живут шимпанзе семьями, спят на деревьях. Питаются они листьями, плодами, корнями растений, насекомыми, иногда могут поймать зверька.
***
Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, чтобы оказать им своевременную помощь.
Связанные страницы:
Читательский опыт
Составь историю: развиваем фантазию
Задание, которое поможет ребенку научиться последовательно излагать свои мысли в устной форме, развить фантазию и воображение
больше
Сравнение чисел
Уборка у совы: что значит «не в своей тарелке»?
Задание способствует формированию речевой и математической компетентности
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 1
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Составляем истории
Строим сложноподчиненные предложения №1: причина
Это задание поможет ребенку научиться строить сложноподчиненные предложения со значением причины, развить связную речь, навыки письма
больше
Литературные герои
Развиваем пространственное воображение: звери в рукавичке
Задание поможет ребенку развить пространственное воображение и образное мышление
больше
Формируем читательскую компетентность
Употребляем предлоги и союзы №1
Задание поможет ребенку научиться употреблять в речи предлоги и союзы, развить навыки связной речи
больше
Формируем читательскую компетентность
Стена чтеца: развиваем навыки чтения
Задание поможет ребенку развивать навыки чтения вслух, речевую культуру, обогатить словарный запас
больше
Составляем истории
Строим сложноподчиненные предложения по рисункам
Задания этого комплекта помогут ребенку научиться строить сложноподчиненные предложения со значением цели/причины, развить связную речь, навыки письма
больше
Формируем читательскую компетентность
Употребляем предлоги и союзы
Комплект заданий, которые помогут ребенку научиться употреблять в речи предлоги и союзы, развить навыки связной речи
больше
Сравнение чисел
Уборка у совы: расшифровываем и объясняем фразеологизмы
Комплект заданий, которые будут способствовать формированию речевой и математической компетентности
больше
Фантазируем и рисуем
Слова в зеркале: пишем и читаем
Комплект заданий, которые помогут ребенку развить навыки чтения и письма, закрепить знание букв
больше
Фантазируем и рисуем
Слова в зеркале №1
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и письма, закрепить знание букв
больше
Читательский опыт
Изучаем названия разных частей книги
Задание, которое поможет изучить внешнее и внутренне строение книги, названия ее частей, а также обогатить словарный запас и кругозор
больше
Фантазируем и рисуем
Восстанавливаем тексты, тренируем навыки чтения и письма № 1
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и письма
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 2
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Литературные герои
Имена гномов: развиваем эмоциональный интеллект
Задание поможет развить логическое мышление и эмоциональный интеллект ребенка
больше
Формируем читательскую компетентность
Заполняем читательский журнал
Задание будет способствовать формированию читательской компетентности детей младшего школьного возраста
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 6
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Фантазируем и рисуем
Создаем комиксы: фантазируем и рисуем
Комплект заданий, которые помогут развить фантазию ребенка, а также навыки рисования, чтения и письма
больше
Формируем читательскую компетентность
Истории цветов: читаем, раскрашиваем, размышляем
Комплект заданий, которые позволят ребенку больше узнать об истории появления различных цветов, развить навыки чтения и письма, а также критическое мышление
больше
Составляем истории
Строим сложноподчиненные предложения №2: причина
Это задание поможет ребенку научиться строить сложноподчиненные предложения со значением причины, развить связную речь, навыки письма
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 4
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 3
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Формируем читательскую компетентность
Учимся читать и понимать тексты № 5
Задание поможет ребенку развить навыки чтения и понимания текстов
больше
Сказки для 1 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 1 класса
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
СБОРНИК
ТЕКСТОВ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 КЛАСС
УМК «Школа России»
Богородицк-2017 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих
успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется
довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и
формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1
классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов.
Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно,
ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при
выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не
усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой
технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная
истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных
за определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз,
нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или
наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную
составляющую техники чтения.
Одним из
вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у
детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год.
Делать это следует для того, чтобы следить за
динамикой
формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты,
согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но
понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих
конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и
диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное
чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя
прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться
к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и
попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен
следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько
вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто
запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения
на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким
проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым
строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«Просто чудо!» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«Это здорово!» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«Замечательно» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«Эх, маловато» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику
чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из
них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение
на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное
чтение текста. Суть такого упражнения заключается в
следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По
истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до
которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически.
Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое
(как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и
сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение
наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева
направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует
ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки
да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова,
закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На
доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет
учитель.
Самозамер
чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того,
чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
Чтение
«вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в
книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Техника чтения за 1 четверть
У
Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики
у Макара милые!
У
Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка
украл сосиску. Вот так плут!
У
Сани санки. Он катает Марину.
У
Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.
У
Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное
молоко.
( 60 слов)
Техника чтения за II четверть
Юля
и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за
животными в живом уголке.
У
Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить
одежду для кукол.
Летом
Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями.
Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
(65 слов)
Техника
чтения за III
четверть
Орёл
Орёл свил себе гнездо на большой дороге,
вдали от моря, и вывел детей.
Один
раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в
когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла
камнями.
Орёл
выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл
сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили
корма.
(66 слов)
Техника
чтения за IV четверть
Утята и стрекоза
Каждое
утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку
возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада
вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в
траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась
на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не
подходили к тарелке.
(65
слов. Е. Житков)
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.
Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:
- сформировался ли способ чтения по слогам;
- насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
- понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
- соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
Требования к чтению
В 1 полугодии первого класса технику чтения можно не проверять.
На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.
Нормы техники чтения в первом классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:
- в 1 полугодии — 25-30 слов в минуту;
- во 2 полугодии — 30-40 слов в минуту.
Особенности проверки
В 1 классе оценки за обучение не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.
Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картинок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался. Важно настроить ребенка на быстрое чтение.
В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в произнесении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы проверить его понимание текста.
Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, чтобы оказать им своевременную помощь.
Тексты для проверки в 1 классе
Текст №1. 1 класс (апрель)
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
(31 слово. Л. Толстой)
Текст №2. Дедушка
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
(23 слова)
Текст №3
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
(18 слов. Л. Толстой)
Текст №4 Игрушки
У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.
(23 слова)
Текст №5 Как Алик напугал маму и папу
Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки.
А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!
(37 слов)
Текст №6 Галка
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(38 слов. Г. Скребицкий)
Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса
Текст №1. В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
(38 слов. К. Ушинский)
Текст №2. Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(41 слов. А. Седугин)
Текст №3 Мурзик
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
(40 слов. А. Мусатов)
Текст №4 Галка и голуби
Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.
(46 слов. Л. Толстой)
Текст №5 Осинки
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
(43 слова. М. Пришвин)
Тексты подобраны Ткачевой Ирины Алексеевной, Борщ Оксаной Геннадьевной.
У вас есть свои тексты?
Вы можете дополнить эту статью, выслав свои тексты в комментариях к этому материалу или выслав в редакцию по электронной почте с темой письма: «Дополнение к статье Техника чтения».
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.