Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

Пояснительная записка рабочая программа по курсу чтение 2 класс четвртый год обучения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение» 2 класс (четвёртый год обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), Адаптированной ООП для детей с ОВЗ СОШ№1 г. Белоярский.

Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:

  • развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

В период обучения грамоте:

  • углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

  • выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;

  • исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

  • уточнение и развитие словарного запаса;

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных навыков повествовательной речи.

Во 2 классе решаются такие задачи:

  • воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;

  • коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;

  • формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;

  • формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;

  • овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.

Цели образовательно-коррекционной работы

Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

 Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Общая характеристика учебного предмета

Для чтения во 2 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. 

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.

Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с приказом директора школы от 01.09.2021г. №1011 «Об организации индивидуального обучения на дому Гаджиевой А.» учащаяся Гаджиева Алия Лачиновна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (НОДА, УО лёгкой, ТНР-ФГОС ОВЗ НОО, вариант 6.3 с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года.

По учебному плану на изучение предмета «Чтение» выделено 4 часа в неделю (34 учебных недели), 136 часов в год. Приложение 1 к приказу СОШ №1 г.Белоярский №1011 от 01.09.2021 «Индивидуальный учебный план»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  • участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе нор и правил; представление о мире, человеке, обществе и социальных норм, принятых в нём; выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • слушать небольшие по объему тексты и отвечать на

вопросы учителя или с опорой на картинку;

  • читать по слогам короткие тексты;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

  • пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

  • выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом.

Содержание учебного предмета «Чтение»

Букварный период. 2-й этап

Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).

Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).

Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.

Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»).

Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур.

Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?»

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации.

Послебукварный период

Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.

Примерные лексические темы: «Про школу», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт!».

Техника чтения

Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:

• слогов и слов со стечением согласных;

• слогов и слов с оппозиционными звуками;

• слогов и слов с разделительными ь и ъ;

• слогов и слов со сходными буквенными знаками.

Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Повторение. Букварный период

41

2

Про школу

16

3

«Ой ты, зимушка-зима»

17

4

«Почитаем — поиграем»

9

5

«В гостях у сказки»

13

6

«Животные рядом с нами»

16

7

«Что такое хорошо и что такое плохо»

19

8

«Весна идёт!»

5

Итого:

136

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебные пособия для обучающегося:

1. Букварь. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– В 2 частях. М.: Просвещение, 2017

2. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

Учебно-методическая литература для учителя:

1. Букварь. 1 класс. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

2. Обучение грамоте. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2016

3. Дидактический материал. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

4.. Чтение. Методические рекомендации. 2-4 классы. Ильина С.Ю., Головкина Т.М., Богданова А.А Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразовательные программы . М.: Просвещение, 2017

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И.

Демонстрационные и печатные пособия

Технические средства обучения

  • наборное полотно;

  • касса букв и слогов;

  • демонстрационное пособие «Образцы печатных и письменных букв»;

  • магнитная азбука;

  • демонстрационная таблица «Алфавит»;

  • наборы сюжетных тематических картинок;

  • репродукции картин художников;

  • портреты поэтов и писателей;

  • детские книги;

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки);

  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

  • слоговые таблицы;

  • дидактические игры

  • персональный ноутбук;

  • проектор;

  • многофункциональное устройство;

  • магнитная доска

  • аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;

  • настольное литературное лото

Школьная программа по литературе для 6-го класса в кратком изложении

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Левша ?

    Николай Лесков · повесть

    Русский мастер превзошёл английских. Его отправили в Англию, чтобы похва­статься. Там он узнал военный секрет и передал его русским генералам, но его, простого человека, не послушали и проиграли войну.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Ночь перед Рожде­ством

    Николай Гоголь · повесть

    На смену последнему дню перед Рожде­ством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Алые паруса ⛵

    Александр Грин · повесть

    Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготов­лением и продажей моделей парус­ников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Маленький принц

    А. де Сент-Экзюпери · повесть

    В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, прогло­тившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утвер­ждали, что это шляпа…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Дубровский ??

    Александр Пушкин · роман

    Молодого дворянина обманом лишили имущества. Он стал разбой­ником и решил отомстить обидчику, но влюбился в его дочь, попытался спасти её от нежеланного брака, опоздал и навсегда покинул страну.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Бежин луг ?

    Иван Тургенев · рассказ

    Заблу­див­шийся охотник к ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и расска­зывают друг другу страшные истории о покой­никах, русалках, домовых и прочей нечисти.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Дары волхвов

    О. Генри · рассказ

    Торгуясь с зелен­щиком, бакалей­щиком и мясником так, что горели уши, Делла насобирала всего доллар и восемь­десят пять центов. На эти гроши она должна купить подарок на рождество своему мужу Джиму…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Станци­онный смотритель

    Александр Пушкин · повесть

    Дочь бросила отца и сбежала с богатым офицером. Отец нашёл дочь, но вернуть не смог, с горя спился и умер. Несколько лет спустя дочь, ставшая важной дамой, нашла могилу отца и долго рыдала над ней.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Выстрел

    Александр Пушкин · повесть

    Офицер завидовал графу и добился дуэли с ним. Граф промах­нулся, а офицер восполь­зовался выстрелом спустя несколько лет, когда граф женился. Офицер не выстрелил, удовлетво­рившись страхом графа.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    В дурном обществе ?️

    Владимир Короленко · рассказ

    Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном город­ского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, …

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Слепой музыкант

    Владимир Короленко · повесть

    На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догады­вается об этом по странному выражению лица маленького Петруся…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Уроки француз­ского ?️

    Валентин Распутин · рассказ

    Мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. Он стал играть на деньги и попал в плохую компанию. Учительница узнала и стала играть с ним, нарочно проиг­рывая деньги. За это её уволили.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Кладовая солнца ?

    Михаил Пришвин · сказка

    Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропи­тывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Белый пароход

    Чингиз Айтматов · повесть

    Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Любовь к жизни

    Джек Лондон · рассказ

    Двое усталых людей спустились по каменной россыпи к небольшой речке. «Их лица выражали терпе­ливую покор­ность — след долгих лишений», а плечи оттягивали тяжёлые тюки, связанные ремнями…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Конь с розовой гривой ?

    Виктор Астафьев · рассказ

    Бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. Хулиган надоумил его набить корзину травой, а сверху наложить ягод. Обнаружив обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.

  • 13-й подвиг Геракла ?️

    Фазиль Искандер · рассказ

    Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устра­ивает всему классу вакци­нацию от тифа. Учитель называет его поступок «трина­дцатым подвигом Геракла» и высме­ивает перед однокласс­никами.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Неизвестный цветок

    Андрей Платонов · сказка

    Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, выросшего на бесплодном пустыре. Пустырь удобрили, на нём выросли дети цветка, но самым красивым вновь оказался цветок, выросший среди камней.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Маттео Фальконе

    Проспер Мериме · новелла

    Если пройти от Порто-Веккьо в глубь Корсики, то можно выйти к обширным зарослям маки — родине пастухов и всех, кто не в ладах с право­судием. Корси­канские земле­дельцы выжигают часть леса и с этой земли получают урожай…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Страшная месть

    Николай Гоголь · повесть

    Празд­новал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, краса­вицей Катериною, и годовалым сыном…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Гекль­берри Финн

    Марк Твен · роман

    Гекль­берри Финн, от лица которого ведётся повест­во­вание, разбо­гател и живёт у вдовы Дуглас. С помощью своей сестры, старой девы мисс Уотсон, вдова всеми силами старается воспитать из него культурного человека…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткиеРассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Кентер­вильское приви­дение

    Оскар Уайльд · новелла

    Амери­канский посол покупает английский замок с приви­дением, которое пугало его обита­телей в течение трёхсот лет. Семья не боится призрака, но чистота и любовь доброй девочки спасает его душу.

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Майская ночь

    Николай Гоголь · повесть

    Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие

    Срезал

    Василий Шукшин · рассказ

    К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытас­кивали чемоданы из багажника…

  • Рассказы для 6 класса читать внеклассное чтение короткие         

    Рассказы учащихся 2 «б» класса по теме «Моя малая Родина«


    Кондрашова
    Лиза

       Я родилась в городе Барнауле. 

       Датой основания Барнаула считается
    1730 год. Статус город Барнаульский завод получил в 1806 году, а в 1846 году
    был утверждён герб города.Многие из городов Сибири получили свои имена от
    названия реке, на берегах которых они возникли. Наш город тоже не был
    исключением. До середины 18 века нынешняя Барнаула называлась рекой Барнаул.
    Именно от этого варианта имени реки получил своё название построенный на ней
    демидовский завод, а позднее горный город Барнаул.


    Шебалин
    Владик

        У каждого человека есть одна Родина!
    Алтайский край – это моя Родина. Мне нравиться природа края: поля, леса, рощи.
    У меня есть любимое место. Это дом в посёлке Спутник. Там живут мои бабушка и
    дедушка. Все каникулы я провожу там. У них есть кошка, с которой я играю. Я
    люблю помогать деду в мастерской, ездить с ними на машине.


    Юрьева
    Соня

         Родина
    – это то место, где нам всё дорого, где мы родились. У каждого человека есть
    своя Родина. Наша Родина – Алтайский край, город Барнаул. Он основан в в 1730
    году. Расположен на юге Западной Сибири в месте впадения реки Барнаулки в Обь.
    Барнаул является двадцать первым (21) по численности населения в Росси. Барнаул
    – крупный промышленный, культурный и образовательный центр Сибири: 9 вузов, 5
    театров, музеи, памятники архитектуры 18-20 веков.


    Шипулин
    Стёпа

         Родина
    – это земля, на которой я родился и вырос. Для меня нет ничего дороже моего
    дома, моих друзей, школы. Родители учителя прививают нам любовь к нашему
    родному краю. Красива и необычайна наша природа. Наш край имеет все четыре
    времени года. Ничто не заменит мне наших степных пейзажей, водоёмов и рыбалку,
    которую мы с папой так любим. Я не забуду свою малую Родину, никогда не смогу
    забыть свой край, свой дом.


    Языкова
    Даша

         Я живу в Индустриальном районе. Индустриальный
    район – самый молодой район Барнаула. Он образован 5 апреля 1978 года. Район
    граничит с Павловским и Калманским районами Алтайского края, а также
    Железнодорожным, Ленинским и Центральным районами города Барнаула.

    Мне
    нравиться мой район, в котором я живу.
     Здесь красиво и уютно, посажено много
    деревьев. Ухоженные дворы с новыми качелями и горками. А скоро в нашем районе
    построят аквапарк


    Устинов
    Вова

         Моя малая Родина – Барнаул. В
    Барнауле есть много музеев, кинотеатров. В Барнауле протекает река Обь. Она
    очень большая. У нас очень красивый город. Мне нравится моя родина.


    Борзова
    Алина

         Я
    родилась в Барнауле в роддоме №2. В этом же родильном доме родились мои мама и папа. Я
    живу в трёхкомнатной квартире на улице Панфиловцев. Я живу с мамой, бабушкой и
    дедушкой. Я очень люблю город Барнаул. 


    Устинова
    Катя

         Барнаул самый красивый город. В
    Барнауле живут много людей и им нравится в нём жить. В Барнауле есть много
    музеев, театров и кинотеатров. В Барнауле много высоких домов. Барнаул – самый лучший
    город! 


    Курченко
    Никита

         Моя Родина – это место, где я родился.
    Моя малая Родина – город Барнаул. Здесь я счастлив со своими родителями и
    братом. Я люблю свой двор, где всё мне кажется родным. 

         Слово РОДИНА – это что-то родное и
    от него становиться тепло.


    Иванов
    Коля

        Я родился в городе Барнауле. Барнаул
    – это столица Алтайского края. Барнаул очень красивый город. Мой город
    расположен на берегу реки Обь. В Барнауле много заводов и фабрик. Город очень
    зелёный: много деревьев, цветов, летом много красивых цветочных клумб. В
    Барнауле есть Дворец Спорта, театр Драмы, и ещё много других театров, есть
    парки развлечений и скверы.

        Я очень люблю свой родной Барнаул.


    Кукушкин
    Кирилл

        Моя малая Родина – Барнаул. В моём
    городе есть много школ и большие магазины. Они называются «Мария-ра» и «НОВЕКС»,
    торгово-развлекательный центр «Европа», есть «Детский мир», торговый центр «Лента»
    и ещё много других.

        Я живу в девятиэтажном доме, а есть
    ещё и пятиэтажные дома. В девятиэтажных домах есть лифт, а в пятиэтажных домах
    лифта нет. В нашем Индустриальном районе есть парк, а в нём — зоопарк есть, где
    живут разные животные: лисы, волк, зайцы, медведь, петухи, верблюд, белки, пони.


    Стёпочкин Данил

         Каждому
    человеку дорого и близко то место, где он родился. Моя малая Родина – Барнаул  – это столица Алтайского края. Он расположен
    на берегу реки Обь. Основателем Барнаула является А. Демидов, который начал здесь
    строительство завода.

         Я
    люблю свой город. Он красив в любое время года. Летом город весь зелёный, много
    деревьев, клумб с цветами и красивых фигур из травы и цветов. А зимой на
    площади всегда есть на площади прекрасный ледяной городок и большая горка. В
    центре площади устанавливают огромную ёлку с ёлочными игрушками.

         За
    городом есть ленточный бор, где с удовольствием жители города отдыхают, вдыхая
    свежий запах хвои. 

    В
    Барнаул приезжают много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы и
    достопримечательностями города.

        Барнаул
    – город культуры и образования. 

        Каждый человек должен
    любить свою Родину. Мне очень нравиться мой город. Я люблю свой Барнаул!



    Список литературы для летнего чтения в 6 классе (для школьников, закончивших 5 класс) содержит произведения русских классиков. Самым объемным произведением в обязательном списке для шестиклассников является повесть А.С. Пушкина «Дубровский».

    Список литературы для летнего чтения в 6 классе

    Обязательная литература для 6 класса

    1. А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
    2. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Майская ночь, или Утопленница
    3. И. Тургенев Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
    4. А. Чехов рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга»,  «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
    5. А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
    6. М. Пришвин «Кладовая солнца» Таинственный ящик. Синий лапоть
    7. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Корова
    8. В. Распутин «Уроки французского»
    9. Н. А. Некрасов  Железная дорога
    10. Н. Г. Гарин-Михайловский  Детство Темы
    11. Н. С. Лесков  Человек на часах
    12. Л. Н. Андреев Петька на даче. Ангелочек
    13. В. П. Астафьев  Монах в новых штанах. Зачем я убил коростеля? Конь с розовой гривой
    14. Б. Шергин  Детство в Архангельске. Миша Ласкин
    15. Ф. А. Абрамов Собачья гордость. О чем плачут лошади   

    Литература для внеклассного чтения в 6 классе

    Детям о детях

    • С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
    • А. Алексин «Звоните и приезжайте»
    • В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
    • В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
    • М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
    • В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
    • О. Генри «Вождь краснокожих»
    • В. Драгунский «Денискины рассказы»

    Люди и звери

    • Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
    • Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
    • Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

    Приключения и фантастика

    • В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»
    • А. Дюма «Три мушкетёра»
    • М. Рид «Всадник без головы»
    • Ж. Верн «Таинственный остров»
    • Ф. Купер «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
    • Г. Уэллс «Человек-невидимка»
    • К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
    • И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
    • Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
    • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
    • Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
    • Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

    Сказки

    • Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
    • А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
    • В. Гауф «Карлик-нос»
    • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

    Русская и зарубежная классика

    • Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
    • Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
    • И. Тургенев «Хорь и Калиныч»
    • Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
    • М. Зощенко Рассказы для детей
    • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
    • М. Твен «Принц и Нищий»
    • Державин Г.Р. Лебедь
    • Аксаков С.А.     Детские годы Багрова – внука. Буран
    • Батюшков К.Н.                На развалинах замка в Швеции
    • Давыдов Д.В.   Партизан
    • Глинка Ф.Н.       «Не слышно шуму городского». «Утро вечера мудрее»
    • Рылеев К.Ф.     Державин
    • Баратынский Е.А.          Родина
    • Жуковский В. А.             «Светлана»
    • Пушкин А.С.     Жених. «Во глубине сибирских руд…».Выстрел. Гробовщик. Песнь о вещем Олеге
    • Гоголь Н.В.        Страшная месть. Вий
    • Языков Н.М.     Родина. Настоящее. Две картины
    • Тютчев Ф.И.      Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь…»
    • Лермонтов М.Ю.           Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна. Ашик-Кериб
    • Одоевский В.Ф.              Отрывки из журнала Маши
    • Толстой А. К.    Князь Серебряный
    • Майков А.Н.     «Боже мой! Вчера – ненастье…». Сенокос. Емшан
    • Островский А.Н.             Снегурочка
    • Кольцов А.В.    «Не шуми ты, рожь…». Лес
    • Некрасов Н.А.  Влас. Дедушка
    • Тургенев И.С.  Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы».Хорь и Калиныч
    • Достоевский Ф.М.        Мальчик у Христа на елке
    • Толстой Л.Н.     Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат
    • Лесков Н.С.       Левша. Тупейный художник
    • Куприн А. И.     Чудесный доктор. Ю-Ю. Изумруд. Белый пудель
    • Гаршин В. М.    Сказка о жабе и розе. Сигнал
    • Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы
    • Чехов А.П.         Беззащитное существо. Жалобная книга. Мальчики. Налим. Детвора. Лошадиная фамилия. Дочь Альбиона. Злой мальчик
    • Черный Саша   Дневник фокса Микки
    • Чарская Л.         Начало жизни. Княжна Джаваха
    • Платонов А.П. Разноцветная бабочка. Неизвестный цветок
    • Паустовский К.Г.            Бакенщик. Растрепанный воробей. Далёкие годы. Последний черт. Кот Ворюга. Стальное колечко. Мещерская сторона
    • Катаев В. П.       Сын полка. Электрическая машинка
    • Астафьев В.П.  Деревья растут для всех
    • Железников В.К.           Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро
    • Лиханов А.А.    Последние холода
    • Пришвин М.М.               Корабельная чаща. Лесная капель
    • Искандер Ф.     Приключения Чика
    • Крапивин В.П. Брат, которому семь. Звезды под дождем
    • Яковлев Ю.А.   Багульник. Рыцарь Вася. Мальчик с коньками. А Воробьев стекла не выбивал
    • Распутин В.Г.    Уроки французского
    • Шварц Е.Л.        Два клена
    • Рыбаков А.        Кортик. Бронзовая птица
    • Шукшин В.М.   Экзамен
    • Булычев К.        Приключения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Сто лет тому вперёд

    Мифы, сказания, легенды народов мира

    • Гомер  Илиада (отрывок). Одиссея (отрывок)
    • Сказки народов мира
    • Детская Библия
    • Песнь о Роланде

    Приключения

    • Эдгар По             Овальный портрет. Очки
    • Гюго В. Козетта. Гаврош
    • Уайлд О.             Кентервильское привидение
    • О. Генри.            Вождь краснокожих
    • Честертон Г.     Тайна отца Брауна
    • Верн Ж.              Таинственный остров Двадцать тысяч лье под водой. «Дети капитана Гранта».
    • Уэллс Г.               Человек-невидимка.
    • Кэрролл Л.        Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье
    • Мало Г.               Без семьи
    • Додж М.             Серебряные коньки
    • Конан Дойл А. Горбун. Рассказы о Шерлоке Холмсе
    • Твен М.               История с привидением. Приключения Гекльберри Финна
    • Сент-Экзюпери А.         Маленький принц
    • Брэдбери Р.     Рассказы
    • Таркинтон Б.    Приключения Пенрода
    • Уайт Т.Х.             Свеча на ветру
    • Ирвинг В.           Жених-призрак
    • Сетон-Томпсон Э.         Животные-герои. Рассказы о животных
    • Эндэ М.              Бесконечная книга
    • Фарджон Э.       Седьмая принцесса

    Приблизительное время чтения: 6 мин.

    В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучаютУ себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.

    Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.

    И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

    Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

    Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

    Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

    1 

    Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

    Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 14 лет.

    2

    Вячеслав Комков. «Я — немец»

    Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 12 лет.

    3

    Елена Долгопят. «Часы»

    Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 12 лет.

    4

    Анна Игнатова. «Джинн Сева»

    Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для детей от 10 лет.

    Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.

    Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:

    5

    Нина Литвинец. «Антиквар»

    Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 14 лет.

    6

    Олег Рябов. «Смерть старика»

    В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 16 лет.

    7

    Андрей Волос. «Калитка»

    Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 16 лет.

    8

    Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

    Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 16 лет.

    9

    Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

    Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 16 лет.

    10

    Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»

    Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 15 лет.

    11

    Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

    По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 14 лет.

    12

    Игорь Лёвшин. «Полет»

    Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

    12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

    Подходит для подростков от 16 лет.

    На заставке: фото Johnny McClung on Unsplash

  • Рассказы для аутистов в картинках
  • Рассказы для 5 класса по литературе читать небольшие
  • Рассказы для внеклассного чтения 3 класс читать
  • Рассказы для выразительного чтения
  • Рассказы для второго класса читательский дневник