Рассказы для 4 х летних детей

Воспитание ребенка 4-5 лет скачать: вложение размер vospitanierebenka4-5let.docx 16.66 кб предварительный просмотр: консультация для родителей как правильно воспитывать ребнка 4

Воспитание ребенка 4-5 лет

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_rebenka_4-5_let.docx 16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как правильно воспитывать ребёнка 4 – 5 лет

К четырём годам у ребёнка проходит кризисный период трёх лет, происходит осознание своей самостоятельной значимости. В этот период у детей появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

С помощью взрослого и самостоятельно ребёнок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками, взрослыми, делится впечатлениями о том или ином событии, явлении окружающего мира, совершенствует умение пользоваться формами вежливого общения.

Дети с огромным интересом смотрят на мир, но подчас не замечают главного за яркими деталями. Именно взрослый в этот период акцентирует внимание на целостном восприятии предмета, явления, его особенностях, роли. А если взрослый побуждает не только смотреть, но и видеть, интересуется и удивляется вместе с детьми, то они становятся активными деятелями, почемучками и любознайками.

Стихотворения, рассказы и сказки, пословицы, загадки помогают дошкольникам расширять свои знания об окружающем мире. Чем больше ребенок слушает прочитанное, тем красивее он говорит, тем богаче его словарный запас. Именно в этом возрасте дети с особым удовольствием слушают волшебные сказки. Прочитав литературное произведение хорошо побеседовать с ребёнком по содержанию: задать вопросы, спросить его мнение о событии, проанализировать поступки героев, объяснить новые, непонятные слова и выражения. Обязательно хвалите малыша: «Какой ты умный! А как ты догадался?».

Шаг за шагом, через задушевную беседу, через игру, стихи и потешки, рассказы и сказки, вы научите ребёнка размышлять, правильно выражать свои мысли.

Дети четырёх лет продолжают усваивать сенсорные эталоны, то есть основные образцы, характеризующие свойства предметов (цвет, форма, величина, высота звука, вкус и т. д.), учатся классифицировать предметы по двум признакам (синие треугольники, маленькие мячики). В речи дошкольники используют слова обобщения (игрушки, мебель, одежда).

Ни для кого не секрет, что наши дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. Малоподвижность детей на сегодня является серьёзным недостатком системы дошкольного воспитания. Они много занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это приводит к снижению тонуса нервной системы, ухудшению физического, психического, духовного развития. Дети быстро утомляются, становятся раздражительными, часто бывают без настроения. Естественно, всё это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Детям четырёх лет необходимо активно двигаться не менее трёх часов в день. Это бег, прыжки, подвижные игры и упражнения, начальные элементы спортивных игр. Нет ничего страшного, если мама и папа поиграют с ребёнком в мяч, в снежки, летом возьмут на речку. Это полезно не только детям, но и взрослым.

Психологами и физиологами доказано, что ребёнок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего компьютером), по мнению многих учёных, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Дети усваивают знания формально и не умеют ими пользоваться, применять их.

Вообще-то специалисты против компьютерных игр дошкольников. И согласитесь, компьютер больше нужен взрослым, папе и маме, чтобы спокойно отдохнуть, пока ребёнок занят. Однако, это часть нашей сегодняшней жизни, и от этого никуда не денешься. Поэтому постарайтесь выполнять эти несложные правила:

— играйте вместе с ребёнком,

-время- не более 20 минут в день,

-игра, задание соответствует возрасту, понятна,

Непрерывный просмотр телевизора – 30 минут (до 5 лет!). При этом обращайте внимание на содержание программы. Дети четырёх лет впечатлительны, верят тому, что видят на экране, копируют модели поведения героев. Поэтому, если в мультфильме герои отрывают кому-то руки и ноги, бьют по голове, используют не очень хорошую лексику, то 90 % вероятность того, что ваш ребёнок, если не сегодня, то завтра повторит эти слова и действия на игрушках, сверстниках или на родителях. При этом он будет уверен в правильности своих поступков.

Ещё одной особенностью среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения, являются страхи. Это возраст расцвета страхов, их очень много: боязнь темноты, собак, сказочных персонажей, насекомых и т. д. К этому нельзя относиться пренебрежительно. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Задача взрослых на этом этапе – быть рядом, чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами.

Большое значение на формирование личности ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особо нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье. В семье, в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывает у него ответный отклик.

Семья воспитывает ребёнка тогда и только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребёнка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.

В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, приобщения к труду родителей.

В некоторых семьях родители живут рядом с детьми, но не вместе: между ними редко возникают беседы о труде родителей, какими должны быть взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Например: сын или дочь находится рядом с родителями – играет, что – то мастерит, и у них создаётся впечатление постоянного общения с ребёнком, тогда как общения практически нет.

Психологи считают, что именно в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Ну а самое главное – любите своего ребёнка. Он единственный и неповторимый. Как именно его надо воспитывать, знаете только вы. Обеспечивая своего ребёнка материальными благами, помните, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его семьи.

Ребенок, который достиг возраста четырех лет, уже имеет свои определенные достижения и успехи, поэтому родители с гордостью восхищаются ним. Но вопрос о том, как правильно воспитывать ребенка в 4 года, все равно беспокоит многих взрослых. Ведь им хочется развить в их чаде только лучшие качества, поэтому ниже и пойдет речь о том, как правильно воспитывать детей, без истерик и скандалов.

Кризис трех лет позади, и в 4 года перед родителями предстает самостоятельный и взрослый ребенок, понимающий, что он делает и несущий определенную ответственность за свои поступки. Если раньше он шел в садик с криками и истериками, то сейчас он начинает постепенно привыкать к нему. Кроме этого, дитя может понимать разницу между хорошим и плохим, и свои желания он изъясняет не плачем, а словами.

Данный вариант поведения ребенка возможен только тогда, когда родители на протяжении 4-х лет прилагали в воспитании усилия. Если малыш достиг этого возраста и остался капризным, требовательным и неуправляемым, то родители неправильно воспитали свое чадо, они многое позволяли ему и не объяснили границы допустимого.

Как правильно воспитать ребенка в 4 года? Качества, которые развиваются у четырехлетнего малыша:

— Общение в коллективе. Пришло то время, когда ребенок начинает оценивать свое место среди сверстников, он присматривается к ним и выстраивает новые отношения.

— Игры ролевого характера. В 4 года ребенок понимает, что он принадлежит определенному полу, поэтому и выбирает подобные игры: мальчишки играют в пожарных или военных, а девочки в мам или учительниц.

— Мама и папа – образцы отношений. В 4 года ребенок тщательно наблюдает за тем, какие отношения складываются между папой и мамой. Именно в этом возрасте мама для мальчика служит образом настоящей женщины и будущей жены, а папа для девочки становится образцом будущего мужа. Поэтому родители должны быть дружны, а все проблемы решать без участия детей.

— Развитие речи – важное качество, которое развивается в возрасте 4 лет. Если малыш имеет дефект речи, необходимо воспользоваться развивающими книгами и играми. В это время можно начать знакомство с цифрами, буквами и даже слогами.

— Умение фантазировать. Фантазия является первым другом ребенка, поэтому он иногда сочиняет такие замысловатые истории, что даже взрослые приходят в недоумение. Важно объяснить малышу, что зло в каждой истории всегда должно быть наказанным.

— Развитие индивидуальности. В данном периоде жизни дети очень резко реагируют на критику. Поэтому главная ошибка многих взрослых – сравнение с другими детьми. Это может пагубно сказаться на воспитании ребенка и развить у него много комплексов. За каждую мелочь стоит хвалить свое чадо, тогда оно вырастит воспитанным и понимающим.

— Помощь взрослым. Нельзя быть рабом своего ребенка, выполнять за его все прихоти, убирать игрушки, одежду и мусор. Он должен в этом возрасте иметь свои обязанности: это может быть и полив растения, и мойка посуды.

Как правильно воспитывать детей 4-х летнего возраста?Несмотря на то, что многие родители лелеют детей, они все равно остаются раздражительными, закатывают истерики по пустякам и поле каждой ссоры с ребенком остается неприятный осадок в душе. Поэтому нужно знать причины, по которым четырехлетний малыш устраивает скандалы и недовольства:

— Брак внимания со стороны родителей. Выход только один – проводить больше времени с крохой, играть с ним и общаться.

— Проявление своего «Я». Ребенок показывает свою индивидуальность и хочет самоутвердиться в тех семьях, где родители много ему позволяют и опекают. Это своего рода протест, который говорит о том, что нужно немного отпустить ребенка, дать ему больше свободы.

— Замкнутость в себе. Если малыш постоянно слышит от взрослых ругательства и обзывания, он будет терять веру в себя, не пытаясь сделать что-то по-другому.

Для того чтобы понять,как правильно воспитывать ребенка в 4 года, нужно найти причину его недовольства и непослушания. Если она будет найдена, доверительные отношения с родителями будут длиться долгие годы.

В заключение стоит добавить, что не нужно нести себя выше ребенка, ведь он все понимает, несмотря на свой столь юный возраст. Следует помнить, что то, что родители отдадут детям в детстве, они пронесут через всю жизнь и будут очень благодарны им.

Воспитание 4-х летнего ребенка

Как воспитывать ребёнка в 3, 4 года

Знаем ли мы, что капризы и упрямства чаще всего вызваны тем, что трехлетние дети считают себя уже взрослыми, а мы этого не замечаем и не принимаем?

Позиция трехлетнего ребенка: «Я сам», «Я умею», «Я знаю», а позиция взрослого все еще: «Ты маленький». С этим связан кризис трех лет. Это сложный период и для ребенка, и для взрослого. Чем он кончится, с какими последствиями, — зависит от нас. Как поступить, чтобы не потерять уважение ребенка, признать его право выбора и в то же время направить его желания в нужное русло?

А можно ли уступать во всем? Это вопрос для психологов. Мы же предлагаем некоторые педагогические приемы для разрешения конфликтных ситуаций, основанные на знании психологических особенностей детей трех лет.

— Почему сын или дочь должен есть ту кашу, которую предложила мама, а не ту, которую он(а), выбрал(а) сам(а)?

— Почему надо ложиться спать, когда мама с папой смотрят телевизор, а игра ребенка в самом разгаре?

Вот типичные конфликты «отцов и детей» трех-четырех лет.

Разрешая их, нельзя забывать, что каждый ребенок — это личность, единственная и неповторимая. Не все приемы пригодятся для ВАШЕГО ребенка, из них надо выбрать те, которые помогут выйти из конфликта без ущерба для обеих сторон.

Полезные советы для родителей по воспитанию детей

Нужно:

♦ Любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он «хороший», и ничего не требовать взамен. (Я тебя люблю, и ты должен меня слушаться! — Но разве за любовь мы должны?!)

♦ Предоставлять ребенку право выбора, возможность иметь собственное мнение, ведь он такой же член семьи, как и все другие. (А ты как считаешь? А ты что выбираешь?)

♦ Чаще хвалить малыша за хорошие поступки. Не бойтесь, вы не перехвалите. (Ты сегодня убрал все игрушки, молодец! Помог мне, да и игрушки довольны. А иначе бы они огорчились, да и я тоже!)

♦ Быть с ребенком на равных, а не давить на него своим авторитетом (ведь авторитетом давить нельзя, его нужно заслужить).

♦ Чаще играть с ним, ведь в игре он взрослый и все умеет делать сам. А если он «взрослый» в игре, так, может, и кризис пройдет незаметно, плавно?

♦ Требовать что-то от ребенка с уважением к нему (Я тебя люблю, но пока ты не умоешься, мы не пойдем гулять. У тебя свои условия, у меня свои. Давай вместе выполнять их.)

♦ Осуждать отдельный поступок, а не самого ребенка. «Ты разбросал свои вещи, ты плохой!» — так нельзя делать замечания, это формирует у ребенка чувство вины и сознание собственной неполноценности. Нужно говорить: «Ты разбросал свои вещи — это плохой поступок, это на тебя не похоже, ведь ты аккуратный!»

♦ При порицании сравнивать плохой поступок ребенка с его хорошим поступком. (Сегодня ты порвал книгу, а вчера сложил аккуратно все игрушки в коробку.) Обнимать ребенка не менее 5 раз в день. Это дает ребенку чувство защищенности, уверенности в себе. Его любят, значит, он хороший.

Нельзя:

♦ Сравнивать поступки ребенка с поступками других детей. Это унижает его, создает неуверенность в себе. Отсюда стыд и страх: а вдруг его разлюбят.

♦ Ругать ребенка за плохие поступки. Нужно лишь огорчаться. (Ты сегодня не слушал бабушку, это меня огорчило.)

В последнее воскресенье ноября в России традиционно отмечают День матери. Почему много детей — это всегда ответственность родителей? Как сохранять мир в большой семье и поддерживать друг друга? Об этом «Башинформу» рассказала мама пятерых девочек и пятерых сыновей, 38-летняя Гульназ Курманаева.

В сентябре этого года вы в 10-й раз стали мамой. Всегда думали, что будете многодетной?

— На самом деле, никогда об этом не задумывалась. Но уже учась на первом курсе университета, мечтала о семье, о детях. Вскоре моим мечтам суждено было сбыться. С будущим мужем мы познакомились в селе Казангул Давлекановского района, откуда я родом. Айнур приезжал туда к тёте, как-то познакомились и завертелось. Родился старший сын Нурфаяз (18 лет), затем дочь Алсу (16 лет). Когда уже поняла, что жду третьего ребёнка, решила поговорить с мужем. Тогда он сказал, в любом случае я буду заботиться о благополучии семьи, твоя задача — растить и воспитывать детей, если тебе это под силу, рожай. Так родились Аэлита (15 лет), Аделина (13 лет), Динияр (11 лет), Артур (8 лет), Ислам (7 лет), Виктория (5 лет), Самира (3 года) и наш младшенький Богдан. Готовить, стирать, убирать каждый день для меня не сложно. Счастье ведь не в деньгах и не в их количестве, а в семье. Моя семья — это моё многодетное счастье. В последнее время у меня часто спрашивают — а 11-го родишь? Если Бог даст, рожу и это будет только наш с мужем выбор.

Почему бы и нет?! Все десять наших детей родились здоровыми, прекрасно справляются в школе.

Материнство даётся вам легко? Говорят, с одним сложно, но потом уже не имеет значения, сколько детей.

— Материнство для меня не работа. Бывает, что устаю физически, морально – нет. Мне интересно помогать им, вникать в их проблемы, развивать способности каждого из них. Они все разные, у каждого есть какая-то особенность, свой характер, свои увлечения, и наша задача, как родителей, чтобы эти способности не пропали, а раскрылись в полной мере.

Старший Нурфаяз уже студент I курса Физико-технического института БашГУ, выпускник ФК «Уфа», занимается футболом. Алсу хорошо играет в шашки, баскетбол, футбол, занимает призовые места в районных и республиканских соревнованиях. Аэлита увлекается научными исследованиями, посещает театральный кружок. Аделина любит спорт, у неё второй юношеский разряд по спортивной гимнастике, занимается самбо.

Динияр у нас ответственный за кормление домашних животных – собаки и двух кошек, ходит на шахматы. Вместе с ним мы участвовали в конкурсе «Моя спортивная семья», где заняли первое место, принимали активное участие в районном спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья.

Артур и Ислам занимаются самбо, с самых маленьких лет участвуют в детских стартах «Чемпионат малышей», «Карапузы на старт».  Младшая Виктория и Самира тоже участники конкурса «Карапузы на старт», надеюсь, что трехмесячный Богдан тоже будет брать с них пример.

Какие семейные традиции передали вам ваши родители или бабушки с дедушками?

— Я выросла в обычной деревенской семье. Каких-то особенных традиций у нас нет. Мы любим все нашей большой семьёй, вместе с бабушкой и дедушкой, отмечать дни рождения, праздники. Они всегда проходят у нас весело. Главное блюдо на столе —  суп лапша, курица или гусь, летом шашлыки. Девочки обычно помогают мне с салатами.

В этом году вы зарегистрировали своё АНО «Нурсултан». Каково это — совмещать материнство и общественную деятельность?

— Автономная некоммерческая организация «Нурсултан» — это, наверное, ещё один мой ребёнок. Зачем мне это надо? Все получилось само собой. Нашу семью часто стали приглашать на различные конкурсы, семейные мероприятия, выступать на форумах.  И я поняла, что это мне интересно, что такие мероприятия нужно проводить и в маленьких городах, районах. Теперь я сама организовываю мероприятия для детей и их родителей, различные семинары по воспитанию. В декабре планирую провести встречу для семей, воспитывающих детей-инвалидов, конечно, если это позволит эпидемиологическая обстановка. Пока пандемия коронавируса затормаживает весь этот процесс.

С какими проблемами сталкиваются современные многодетные семьи?

— Если для меня многодетная семья – это естественно, то, надо признать, есть люди, которые воспринимают нас с определённой агрессией. Много детей – это всегда ответственность родителей! Это ни хорошо и ни плохо, это наш выбор, наш мир, со своими радостями и проблемами, как и в любой другой семье. Об этом я всегда говорю и на своих семинарах.

Еще один важный момент — жилищный вопрос. Кстати, он актуален для большинства российских семей, не только многодетных. Наша ситуация такова, что мы уже девять лет стоим в очереди в программе по улучшению жилищных условий. У нас, конечно, есть крыша над головой и достаточно хорошие условия для жизни. Свой огород, где мы выращиваем овощи. Но нужно думать и о будущем.

Что касается пособий и выплат, то все, что нам полагается, мы получаем.

В этом году глава вашей семьи Айнур Курманаев стал обладателем республиканской общественной награды «Отцовская доблесть». Для вас это признание?

— Конечно, это приятно. Но для нашей семьи самая большая радость — это то, что наш папа больше не ездит на заработки на Север, а работает здесь, в нашем городе. Особенно рады дети, теперь они чаще могут вместе проводить время — ходить на рыбалку, на каток или кататься на лыжах. Айнур, действительно, очень заботливый и ласковый папа и муж. Он наша главная поддержка и гордость!

Дайте три главных совета всем родителям.

— Любите и уважайте друг друга!

Чаще разговаривайте с детьми, не наказывайте, а объясняйте.

Помните, семья и дети — это самая большая ценность!

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказы для детей 10 лет интересные список
  • Рассказы для внеклассного чтения 2 класс распечатать
  • Рассказы для 5 класса по литературе для читательского дневника
  • Рассказы дзен анна рассказова
  • Рассказы для 2 класса с автором