Рассказы для 3 класса читательский дневник краткое содержание

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Зачем вести читательский дневник?

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

011

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.
 
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».
 
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

022

033

044

055

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
 
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

066

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.
 
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.
 
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.
 
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.
 
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.
 
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.
 
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.
 
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.
 
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?
 
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.
 
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео

Абрамцева Наталья
«А я кто?»
«Мало ли что»
«Речка» («Тише, пожалуйста, тише»)
«Сказка о веселой пчеле»
«Сказка про старый дом»

Аксаков Сергей
«Аленький цветочек»
«Облако»

Александрова Татьяна
«Домовенок Кузька»
«Медвежонок Бурик»
«Хрюшка и Чушка»

Алексин Анатолий
«В стране вечных каникул»

Алиш Абдулла
«Болтливая утка»

Антошин Максим
«Легенда об Абакане»

Астафьев Виктор
«Стрижонок Скрип»

Бажов Павел
«Голубая змейка»
«Горный мастер»
«Две ящерки»
«Железковы покрышки»
«Золотой волос»
«Каменный цветок»
«Малахитовая шкатулка»
«Медной горы Хозяйка»
«Огневушка-Поскакушка»
«Приказчиковы подошвы»
«Про великого полоза»
«Серебряное копытце»
«Синюшкин колодец»
«Сочневы камешки»
«Таюткино зеркальце»
«Травяная западенка»
«Уральские сказы»
«Хрупкая веточка»

Балл Георгий
«Желтячок»

Барто Агния
«Медвежонок невежа»

Берестов Валентин
«Аист и соловей»
«Злое утро»
«Змей-хвастунишка»
«Как найти дорожку»
«Мастер Птица»
«Солнечный зайчик»
«Хворостина»
«Честное гусеничное»

Беспалов Валентин
«Сила слова»
«Совушка»

Бианки Виталий
«Где раки зимуют»

«Глаза и уши»

«Заяц, косач, медведь и весна»
«Заяц, косач, медведь и дед мороз»
«Как муравьишка домой спешил»

«Как муха медведя от смерти спасла»
«Кому зуек кланяется»
«Красная горка»
«Кто чем поет»

«Лесной колобок — колючий бок»
«Лесные разведчики»
«Лесные домишки»
«Лис и Мышонок»

«Люля»
«Мастера без топора»
«Мышонок Пик»
«Оранжевое горлышко»
«Отчего у сороки такой хвост»
«Первая охота»
«Почему чайки белые»

«Разговор птиц в конце лета»
«Синичкин календарь»
«Теремок»
«Терентий тетерев»
«У кого дом лучше всех»
«Хвосты»
«Хитрый Лис и Умная Уточка»
«Чей нос лучше»

«Чьи это ноги»

Булгаков Михаил
«Мастер и Маргарита»

Булычев Кир
«Заповедник сказок»
«Камень-ребус»

«Консилиум»
«Кустики»
«Миллион приключений»
«Путешествие Алисы»
«Сто лет тому вперед»

Бунин Иван
«Сказка о дураке Емеле»

Вагнер Николай
«Береза»
«Курилка»
«Сказка»

Велтистов Евгений
«Чемодан с четырьмя ручками»

«Электроник мальчик из чемодана»

Вересаев Викентий
«Состязание»

Волков Александр
«Волшебник Изумрудного города»
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
«Семь подземных королей»
«Огненный бог марранов»
«Желтый туман»
«Тайна Заброшенного замка»

Воронин Сергей
«Необыкновенная ромашка»

Гайдар Аркадий
«Горячий камень» 

Гарин-Михайловский Николай
«Знаем»
«Книжка счастья»

«Охотники на тигров»

«Чапоги»

Гаршин Всеволод
«Attalea princeps»
«Лягушка-путешественница»
«Сказание о гордом Аггее»
«Сказка о жабе и розе»
«То, чего не было»

Гераскина Лия
«В стране невыученных уроков»

Гоголь Николай
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Заколдованное место»
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
«Майская ночь или Утопленница»
«Нос»
«Ночь перед Рождеством»
«Портрет»
«Пропавшая грамота»
«Сорочинская ярмарка»
«Страшная месть»

Горький Максим
«Про Иванушку дурачка»
«Самовар»
«Случай с Евсейкой»

«Утро»
«Хан и его сын»

Грибачев Николай

«Рыжие листья»

Губарев Виталий
«В тридевятом царстве»

«Королевство кривых зеркал»
«Путешествие на Утреннюю звезду»
«Трое на острове»

Даль Владимир
«Война грибов с ягодами»

«Ворона»
«Девочка Снегурочка»
«Лиса и медведь»
«Лиса-лапотница»

«О дятле»
«Ось и чека»
«Правда и кривда»
«Привередница»
«Про мышь зубастую, да воробья богатого»
«Старик-годовик»
«У тебя у самого свой ум»

«Что значит досуг»

Домаренок Татьяна

«Золотая осень на школьном дворе»

«Осень»

Достоевский Федор
«Мальчик у Христа на елке»

Драгунская Ксения
«Ерунда на постном масле»
«Крайний случай»
«Лекарство от послушности»

Дружков Юрий

«Приключения Карандаша и Самоделкина»

Ершов Петр
«Конек-Горбунок»

Емец Дмитрий

«Таня Гроттер и магический контрабас»

Житков Борис
«Кружечка под елочкой»
«Храбрый утенок»

Жуковский Василий
«Война мышей и лягушек»

«Как мыши кота хоронили»
«Кот в сапогах»
«Мальчик с пальчик»
«Марьина роща»
«Сказка об Иване-царевиче и Сером волке»
«Сказка о царе Берендее»
«Спящая царевна»
«Тюльпанное дерево»

Заходер Борис
«История гусеницы»
«О чем индюк думал»
«Почему деревья не ходят»
«Почему рыбы молчат»
«Птичья школа»
«Русачок»
«Серая звездочка»
«Сказка про всех на свете»
«Собачкины огорчения»
«Хрюк на елке»

Зощенко Михаил
«Умная белка»

Иванов Альберт
«Как неразлучные друзья дорогу переходили»
«Как Хома картины собирал»
«Приключения Хомы и Суслика»

Каверин Вениамин
«Легкие шаги»
«Летающий мальчик»

Каминский Леонид
«Три желания второклассника Вити»

Карганова Екатерина

«Лекарство без рецепта»

Катаев Валентин
«Дудочка и кувшинчик»
«Цветик-семицветик»

Коваль Юрий
«Сказка об огромных существах»
«Сказка о серебряном соколе»
«Сказка про жену Змея Горыныча»

Козлов Сергей
«Весенняя сказка»

«Ёжик в тумане»
«Черный омут»

Коростылёв Вадим

«Вовка в тридевятом царстве»

Крапивин Владислав
«Костер»

Крюкова Тамара
«Паровозик Пых»
«Повторение пройденного»
«Чудеса не понарошку»

Куприн Александр
«Синяя звезда»
«Слон»
«Четверо нищих»

Кургузов Олег
«Как мы на люстре висели»
«Мальчик-папа»

«О чём думал кот»
«Телевизионные макароны»

Курляндский Александр
«Возвращение блудного попугая»

Лагин Лазарь
«Старик Хоттабыч»

Ларри Ян
«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Лермонтов Михаил
«Ашик-Кериб»
«Морская царевна»

Лесков Николай
«Лев старца Герасима»
«Левша»
«Маланья — голова баранья»
«Неразменный рубль»
«Час воли божией»

Лоскутов Михаил
«Рассказ о говорящей собаке»

Лунин Виктор
«День рождения Мурзилки»

Мамин-Сибиряк Дмитрий
«Аленушкины сказки»
«Ванькины именины»
«Лесная сказка»
«Пора спать»
«Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
«Про Комара Комаровича»
«Серая Шейка»
«Сказка о том, как жила-была последняя муха»
«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
«Сказка про славного царя Гороха»
«Сказка про храброго зайца»
«Сказочка про воронушку и желтую канарейку»
«Сказочка про козявочку»
«Умнее всех»

Маршак Самуил
«Вот какой рассеянный»

«Двенадцать месяцев»
«Кот и лодыри»
«Кошкин дом»
«Сказка об умном мышонке»
«Сказка о глупом мышонке»
«Сказка о глупости»
«Сказка про козла»
«Тихая сказка»
«Чего боялся Петя»

Махотин Сергей
«Самый маленький»

Медведев Валерий
«Баранкин, будь человеком!»
«Как воробьенок придумал голосами меняться»

Михайлов Михаил
«Думы»

«Лесные хоромы»

Михалков Сергей
«Как медведь трубку нашел»
«Новогодняя быль. Елочка»
«Праздник непослушания»
«Три поросенка»
«Упрямый козленок»

Мориц Юнна

«Песенка про сказку»

Москвина Марина
«Увеличительное стекло»

Мошковская Эмма
«Сказка про твёрдый и мягкий знаки»

«Чужая морковка»

Некрасов Андрей
«Приключения капитана «Врунгеля»

Некрасов Николай
«Дедушка Мазай и зайцы»

Носов Евгений
«Как ворона на крыше заблудилась»

Носов Николай
«Бобик в гостях у Барбоса»

«Приключения Незнайки и его друзей»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Незнайка на Луне»
«Три охотника»

Одоевский Владимир
«Бедный Гнедко»
«Городок в табакерке»
«Два дерева»
«Игоша»
«Мороз Иванович»
«Необойденный дом»
«Разбитый кувшин»
«Серебряный рубль»
«Сказка о четырех глухих»
«Червячок»

Олеша Юрий
«Три толстяка»

Орлов Владимир
«Как малышу нашли маму»

Осеева Валентина

«Волшебная иголочка»

Осоргин Михаил
«Пенсне»

Остер Григорий
«Зарядка для хвоста»
«Бабушка удава»
«Как получаются легенды»
«Котенок по имени Гав»
«Петька-микроб»
«Попался, который кусался»

Павлова Нина
«Чьи башмачки?»

Пантелеев Леонид
«Две лягушки»

«Раскидай»
«Фенька»

Паустовский Константин
«Дремучий медведь»
«Жильцы старого дома»
«Квакша»
«Растрепанный воробей»
«Теплый хлеб»

Петрушевская Людмила
«Кот, который умел петь»

Пермяк Евгений
«Вечный король»
«Волшебные краски»
«Две пословицы»
«Долговекий мастер»
«Маркел-самодел»
«Некрасивая елка»
«Пропавшие нитки»

«Торопливая куница»

Писахов Степан
«Северное сияние»

Платонов Андрей
«Безручка»
«Волшебное кольцо»
«Неизвестный цветок»
«Разноцветная бабочка»
«Солдат и царица»

Пляцковский Михаил
«Как Чернобурчик в футбол играл»
«Разноцветные зверята»

«Тюлентяй»
«Урок дружбы»

Погорельский Антоний
«Черная курица»

Пришвин Михаил
«Кладовая солнца»

Прокофьева Софья
«Астрель и Хранитель леса»
«Лоскутик и Облако»
«Маша и Ойка»
«Приключения желтого чемоданчика»

«Приключения мальчика без тени»
«Сказка о том, что надо дарить»
«Ученик волшебника»

Пушкин Александр
«Руслан и Людмила»
«Песнь о вещем Олеге»
«Сказка о Золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне»
«Сказка о Попе и работнике его Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»

Романова Наталья
«Муравей Красная точка»

Салтыков-Щедрин Михаил
«Бедный волк»
«Богатырь»
«Дикий помещик»

«Добродетели и пороки»
«Как один мужик двух генералов прокормил»
«Карась-идеалист»
«Кисель»
«Коняга»
«Медведь на воеводстве»
«Премудрый пескарь»
 «Самоотверженный заяц»

Седов Сергей
«Два медведя»

Сергеев Марк

«Волшебная галоша»

Сергуненков Борис

«Сладкая трава»

Скребицкий Георгий

«Четыре художника»

Сладков Николай
«Апрельские шутки»

«Бежал ёжик по дорожке»

«Бюро лесных услуг»
«Весна идет»
«Всему свое время»
«Зимнее лето»
«Как заяц всех напугал»
«Как медведя переворачивали»

«Лесные шорохи»
«Медведь и солнце»
«Непослушные малыши»

«Осень на пороге»
«Почему год круглый»
«Суд над декабрем»
«Чья проталина?»

Собакин Тим
«Игра в птиц»

Соколов-Микитов Иван
«Листопадничек»

«Перед зимой»

Сутеев Владимир
«Дядя Миша»
«Елка»
«Живые грибы»
«Кораблик»
«Кот-рыболов»
«Кто сказал Мяу»
«Мешок яблок»
«Мышонок и карандаш»
«Палочка-выручалочка»
«Петух и краски»
«Под грибом»
«Разные колеса»
«Цыпленок и утенок»
«Яблоко»

Телешов Николай
«Белая цапля»

«Зоренька»
«Крупеничка»
«Покровитель мышей»

Токмакова Ирина
«Аля, Кляксич и буква А»

«Вечерняя сказка»

«Может, нуль не виноват?»

«Сказочка о счастье»

Толстой Алексей Николаевич
«Ведьмак»

«Ёж»
«Желтухин»
«Золотой ключик или приключения Буратино»
«Иван да Марья»
«Илья Муромец»
«Как лиса училась летать»
«Кикимора»

«Козёл»

«Кот Васька»

«Кочеток и курочка»
«Кривая уточка»
«Лев, щука и человек»

«Мышка»
«Прожорливый башмак»
«Русалка»

«Сорока»
«Фофка»

Толстой Лев
«Белка и волк»

«Визирь Абдул»

«Волга и Вазуза»
«Волк и мужик»
«Волк и собака»
«Два брата»

«Девочка и разбойники»

«Ёж и заяц»
«Как гуси спасли Рим»
«Как мужик гусей делил»
«Китайская царица Силинчи»

«Комар и лев»

«Лев и мышь»
«Липунюшка»

«Награда»
«Ореховая ветка»

«Праведный судья»
«Работник Емельян и пустой барабан»

«Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»
«Три калача и одна баранка»
«Уж»
«Царский сын и его товарищи»
«Царь и рубашка»

«Шат и Дон»

Тукай Габдулла
«Шурале»

Тургенев Иван
«Восточная легенда»

Усачев Андрей
«Колесо обозрения»
«Умная собачка Соня»

Успенский Эдуард
«Вниз по Волшебной реке»
«Гарантийные человечки»
«Дядя Федор, кот и пес»
«Крокодил Гена и его друзья»
«Любимая девочка дяди Федора»
«Меховой интернат»
«Про Веру и Анфису»
«Школа клоунов»

Ушинский Константин
«Бишка»
«Ветер и солнце»
«Два козлика»
«Два плуга»
«Дети в роще»
«Жалобы зайки»

«История одной яблоньки»

«Как рубашка в поле выросла»
«Медведь и бревно»
«Мена»

«Охотник до сказок»

«Петух да собака»
«Плутишка кот»
«Проказы старухи зимы»

«Пчёлки на разведках»
«Пчелы и муха»
«Слепая лошадь»

«Спор воды с огнём»

«Спор деревьев»

«Спор животных»

«Умей обождать»

Хармс Даниил
«Во-первых, во-вторых»
«Врун»
«Хвастун Колпаков»
«Храбрый еж»

Цыферов Геннадий
«Дневник медвежонка»
«Жил на свете слоненок»
«Как лягушонок искал папу»

«Как отдыхал подъёмный кран»

«Кто кого добрее»

«Надо подумать»

«Паровозик из Ромашково»
«Про слоненка и медвежонка»

«Про цыпленка, солнце и медвежонка»
«Тайна запечного сверчка»
«Что у нас во дворе»

Чарская Лидия
«Дочь Сказки»
«Живая перчатка»
«Сказка о красоте»
«Царевна Льдинка»

Черный Саша
«Домик в саду»
«Дневник Фокса Микки»
«Серебряная елка»

Чехов Антон
«Беседа пьяного с трезвым чертом»
«Страшная ночь»

Чуковский Корней
«Айболит»

«Айболит и воробей»
«Доктор Айболит»
«Краденое солнце»
«Мойдодыр»

«Муха в бане»
«Муха-цокотуха»
«Приключения Бибигона»
«Путаница»
«Радость»
«Тараканище»

«Телефон»
«Федорино горе»
«Храбрый Персей»

«Чудо-дерево»

Шварц Евгений
«Два брата»
«Два клена»
«Новые приключения Кота в сапогах»
«Рассеянный волшебник»
«Сказка о потерянном времени»

Шергин Борис
«Волшебное кольцо»

«Гость с Двины»

Шим Эдуард
«Медведь-рыболов»

Языков Николай
«Сказка о пастухе и диком вепре»

Яковлев Юрий
«Умка»

Обновлено: 29.06.2021 13:10:00

Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Виды дневника читателя

Есть два вида дневника читателя:

  1. Дневник-отчет.

  2. Дневник-анализ.

Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:

  1. Дату.

  2. Фамилию, имя автора.

  3. Название произведения.

  4. Число прочитанных страниц.

В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.

Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.

  4. Главные герои и их краткая характеристика.

  5. Сюжет.

  6. Главная мысль.

В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:

  1. Новые слова и их значение.

  2. Иллюстрация к прочитанному.

  3. Почему так названо произведение.

Зачем вести читательский дневник

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.

  1. Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.

  2. Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.

  3. Ребенок учится писать сочинения.

  4. Запоминает важные события, название произведения, автора.

  5. Улучшается память.

  6. Развивается навык чтения.

Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.

Образец заполнения дневника читателя в 3 классе

Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.

Гайдар «Тимур и его команда»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Тимур и его команда».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.

  2. Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.

  3. Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.

  4. Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.

  5. Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.

Сюжет:

Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.

Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.

Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.

Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.

Паустовский «Заячьи лапы»

  1. Константин Паустовский.

  2. «Заячьи лапы».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.

  2. Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.

  3. Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.

  4. Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.

Сюжет:

Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.

Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.

Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.

Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.

Драгунский «Девочка на шаре»

  1. Виктор Драгунский.

  2. «Девочка на шаре».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.

  2. Папа. Серьезный, любит сына.

  3. Девочка на шаре – артистка цирка.

Сюжет:

Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.

Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.

Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

  1. Марк Твен.

  2. «Приключения Тома Сойера».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.

  2. Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.

  3. Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.

  4. Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.

  5. Меффи – пьяница.

  6. Индеец Джо – злодей.

Сюжет:

После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.

Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.

Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.

Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Гайдар «Голубая чашка»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Голубая чашка».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.

  2. Мама. Строгая, добрая.

  3. Папа. Веселый, находчивый.

Сюжет:

Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.

Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.

Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.

Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.

Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.

«Никита-кожемяка»

  1. Народ.

  2. «Никита Кожемяка».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.

  2. Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.

  3. Царевна – девушка. Попала в плен Змею.

  4. Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.

Сюжет:

Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.

Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.

Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.

Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.

Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Сочинение «Станционный смотритель»

Вариант 1

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.

Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.

Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Вариант 3

В произведении «Станционный смотритель» основным сюжетом являются взаимоотношения отца Самсона Вырина и его юной дочери Дуни. Рассмотрена судьба бедного человека Самсона Вырина, подвергающего вечным унижениям со стороны проезжающих людей. Служащий Самсон привык к такому образу жизни и не представляет ее иначе. Единственной отрадой для бедного служащего является его юная красавица дочь.

При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы.

Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем. Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников.

Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье. Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой.

Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

Вариант 4

В произведении «Станционный смотритель» А.С. Пушкин впервые в русской литературе затронул тему «маленького человека».

Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой.

В повести Пушкина роль «маленького человека» досталась главному герою, станционному смотрителю по имени Самсон Вырин.

Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих прочно закрепилось негативное отношение к этим людям.

Они ругают их, пишут жалобы на них, а некоторые даже позволяют себе распускать руки, считая их «извергами человеческого рода» лишь на том основании, что на станции не всегда есть в наличии смена лошадей.

Накопившуюся в поездках злость и досаду, путники вымещают на смотрителе, который ни в чем не повинен.

А на самом деле, смотрители в большинстве своем люди смирные и кроткие, готовы услужить в любое время, им в любую погоду и время суток приходится выбегать на улицу, чтобы встретить или провести постояльцев.

После этих рассуждений о жизни всех смотрителей, автор переходит к описанию истории жизни одного из них, а именно главного героя — Самсона Вырина.

Все трудности жизни станционных смотрителей, которые были перечислены выше, в полной мере присутствовали и в его жизни тоже. Самсон Вырин был бедным человеком, который привык к тому, что в жизни нет ничего хорошего. Единственной радостью в его нелегкой жизни была красавица дочка Дуня. Поэтому ее побег из дома с гусаром Минским стал для Самсона Вырина настоящим потрясением.

Он разыскал Дуню в Петербурге. Оказалось, что она жила с тем гусаром, у них был красивый дом, на ней была хорошая одежда.

Но отец не верил в реальность того, что увидел. Он звал дочь домой, умолял Минского отдать ему дочь, но тот прогнал его.

Это окончательно добило бедного Вырина. Он запил с горя, за короткое время постарел.

Он мучил себя воспоминаниями. Самсон во всем происшедшем винил только себя. Вместо того, чтобы радоваться за дочь, он верил, что Минский вскоре прогонит Дуню.

Он даже не представлял, что гусар может полюбить дочь станционного смотрителя, мысль о женитьбе он и вовсе не допускал. В таких мучениях спился и умер Самсон Вырин. Описывая эту жизненную трагедию, Пушкин сочувствует своему герою и объясняет ограниченность его мышления условиями его жизни.

Этот человек привык к ругани и притеснениям, он считает себя низшим существом, и в силу этого способен мыслить только как мученик.

Вариант 5

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:

«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

Это интересно: Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…» – одно из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в «Золотой фонд» русской литературы.

Сочинение с планом «Станционный смотритель» 7 класс

План

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Отражение величавого и опасного Петербурга можно найти во многих произведениях писателей как 19, так и 20 веков. Александр Сергеевич Пушкин также рисует образ северной столицы нашей страны в повести «Станционный смотритель».

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Пожив некоторое время в городе, Дуня изменилась. Санкт-Петербург повлиял на её характер. Из «маленькой кокетки», как её описывает рассказчик при первой встрече, она превратилась в светскую даму, «одетую со всею роскошью моды». Теперь она уже не просто «девушка, видевшая свет», а часть светского общества. Город настолько повлиял на героиню, что Дуня даже переняла позу английской наездницы, которую не могла лично видеть, так как за пределами России не бывала.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

Это интересно: Тютчев стих на 16 строк «Она сидела на полу» — анализ стихотворения.

Главные герои

Самсон Вырин – станционный смотритель, добродушный, разговорчивый, доверчивый мужчина.

Дуня – единственная дочь Вырина, красивая, обаятельная девушка.

Ротмистр Минский – увлекающийся, легкомысленный повеса, равнодушный к чужому горю.

Иван Петрович Белкин – рассказчик, дворянин.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Станционный смотритель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Станционный смотритель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Станционный смотритель»
  • для самых любопытных — Анализ «Станционный смотритель» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Станционный смотритель» полностью

Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”

В эпоху реализма взгляды писателей обратились к жизни и проблемам «маленького человека». Этот герой, как собирательный образ человека «низкого класса», представлялся довольно жалким и незаметным для общества. Чем же примечателен такой персонаж?

В повести «Станционный смотритель» автор призывает нас обратить внимание на «маленьких» людей, «быть справедливыми и войти в их положение», и я разделяю его позицию.

Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей. Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».

Так бы всё и шло своим чередом, но весь привычный смотрителю мир рушится как только очередной постоялец – «молодой, стройный гусар» Минский – обманным путем крадет и увозит его единственную дочь в Петербург.

Наш герой не может с этим смириться и отправляется за ней. Со слезами на глазах молит он гусара: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..», но его попытка вернуть «бедную» Дуню домой не увенчивается успехом. «Барин» Минский, будучи выше Самсона по чину, даже не считается с ним, как с отцом невесты, а попросту пытается откупиться деньгами, а затем и вовсе его прогоняет. Мне кажется, что эта сцена повести являет собой яркий показатель социального неравенства в обществе и безразличия к «маленьким людям».

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Эта повесть дает нам понять, что жизнь «маленького человека» складывается нелегко, униженные и почти бесправные – эти люди заслуживают понимания и сострадания. Таким образом, автор предлагает нам задуматься над тем, что абсолютно каждый человек имеет право на жизнь и счастье.

Это интересно: Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана в 1859 году. Вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по действиям, чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.

Краткое содержание «Станционный смотритель» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Станционный смотритель

Число страниц: 11. Пушкин А. С. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Издательство «Литера». 2017 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1830 год

Полный текст  >>>  Самое главное

Зощенко: Самое главное: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.



Читательский дневник — 1

Краткое содержание рассказа Самое Главное для читательского дневникав 5-6 предложений

  1. Жил на свете трусливый мальчик Андрюша Рыженький, который послушал свою маму и решил стать храбрым.
  2. Андрюша вышел на улицу и крикнул мальчишкам, что не боится их, и мальчишки его немножко побили.
  3. Мама сказала Андрюшке, что мало быть храбрым, надо быть и сильным и Андрюша решил стать сильным.
  4. Андрюша взял палку и считая себя сильным подошел к собаке, но собака порвала ему штаны.
  5. Мама сказала, что надо иметь смекалку и Андрюша хотел проявить смекалку спасая тонущего мальчика, но его лодку унесло на середину реки.
  6. А мама сказала Андрюшке, что самое главное — это знания, и Андрюшка решил учиться.

Главная мысль рассказа Зощенко «Самое главное» заключается в том, что важно правильно воспитывать детей и объяснять им, что является главным в жизни.

Мама Андрюши сумела объяснить сыну, что знания и умения – это самое главное в его жизни. Именно от знаний, которые приобретет ее сын, и практических навыков зависит его будущий успех.

Рассказ учит быть храбрым, сильным, умным, многое знающим и многое умеющим человеком.

В рассказе мне понравилась мама Андрюши, которая правильно воспитывает своего сына.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Самое главное»?

  • Храбрым счастье помогает.
  • Кто умен, тот силен.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.

Читательский дневник — 2

Главные герои рассказа Самое Главное и их характеристика

  1. Андрюшка Рыженький. Очень трусливый мальчик.
  2. Мама Андрюшки. Умная и дальновидная женщина.
  3. Санька Палочкин. Просто мальчик.

Сюжет — краткое содержание

  1. Трусливый Андрюшка захотел быть храбрым, вышел во двор и его побили мальчишки.
  2. Мама посоветовала Андрюшке быть сильным, но мальчика покусала собака.
  3. Мама сказала, что надо проявить смекалку, и Андрюшка пошел на речку.
  4. Он хотел спасти Саньку, который тонул, и сел в лодку.
  5. Но лодку унесло на середину реки и пришлось спасать самого Андрюшку.
  6. Мама сказала, что человек должен все знать и уметь, а для этого надо учиться.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Андрюшка попытался спасти Саньку Палочкина. Он действительно проявил смекалку и поплыл к мальчику на лодке. Но Андрюшка не умел управлять лодкой, и ее унесло течением. Пришлось другим людям спасать уже самого Андрюшку.

План произведения для пересказа

  1. Трусливый мальчик;
  2. Попытка стать храбрым;
  3. Попытка стать сильным;
  4. Попытка проявить смекалку;
  5. Последний совет мамы.

Главная мысль

Чтобы чего-то достичь, человеку недостаточно быть сильным, смелым и смекалистым. Он должен многое знать и уметь, а для этого нужно долго учиться.



Чему учит эта книга

Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит не бояться трудностей, быть сильным и смелым, проявлять смекалку и находчивость, применять полученные знания на практике.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение:

Это интересный и очень смешной рассказ. Автор последовательно подвергает Андрюшку различным испытаниям, чтобы донести до читателя одну простую, но очень важную мысль — настоящая сила в знании и умении это знание применять.

Пословицы

  • Век живи — век учись.
  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.

Читательский дневник — 3

В рассказе «Самое главное» — главный герой Андрей.

Мальчик очень трусливый, он боится буквально всех, его мама объясняет сыну, что трусливость это плохо. С этого дня Андрей решает стать смелым, он выходит во двор и объявляет мальчишкам, что их не боится. Мальчишки только в ответ посмеялись и отколотили его. Андрей пришел заплаканным домой, мама объяснила ему что важно быть не только храбрым, но и сильным.

Во второй раз мальчик снова отправился во двор, а так как мальчишек не было, Андрюша начал махать палкой перед собакой. В результате чего собака разозлилась и порвала ему штаны. Мальчик снова в слезах вернулся домой, мама пожурила его и сказала, что нужно еще быть и умным.

В следующий раз Андрей пытался спасти из реки мальчика Сашу, и снова промах — он сам чуть не утонул. Оказывается, кроме храбрости, силы, ума надо еще и знания и навыки иметь.

Читательский дневник — 4

Главные герои рассказа «Самое главное» и их характеристика

  1. Андрюшка Рыженький. Мальчик, который всего боялся. Решил стать храбрым, сильным, умным, но забыл, что для этого нужно учиться.
  2. Мама. Умная и хитрая. Талантливая воспитательница.
  3. Сенька Палочкин. Трусливый мальчик.

План пересказа рассказа «Самое главное»

Трусливый Андрюшка.
Человек должен быть смелым
Андрюшка идет во двор.
Ребята бьют Андрюшку.
Человек должен быть сильным.
Андрюшка берет палку
Собака рвет штаны
Человек должен быть умным
Андрюшка идет на реку
Тонущий мальчик
На середине реки
Человек должен учиться.



Кратчайшее содержание рассказа для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама рассказала трусливому Андрюшке, что человек должен быть храбрым.
  2. Андрюшка старался быть храбрым и его побили мальчишки
  3. Мама рассказала, что человек должен быть сильным, но собака покусала Андрюшку.
  4. Мама рассказала, что человек должен быть умным, но Андрюшка чуть не утонул
  5. Мама рассказала, что человек должен учиться
  6. Андрюшка решил учиться.

Главная мысль рассказа «Самое главное»

Самое главное для молодого человека — овладевать знаниями, все остальное приложится.

Чему учит рассказ «Самое главное»

Рассказ учит быть смелым, сильным, умным, но самое главное умелым. Учит пользе знаний, пользе обучения. Учит никого не бояться, проявлять смекалку, думать головой и уметь применить полученные знания. Учит слушаться родителей.

Отзыв на рассказ «Самое главное»

Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилось то, что Андрюшка послушно старался стать смелым и сильным, чтобы мама могла им гордиться.

Но он не знал, что героем может стать только тот, кто хорошо учился, кто многое умеет. Ведь сила и храбрость, без знаний как их использовать, ничего не значат.

Пословицы к рассказу «Самое главное»

  • Храброму длинная шпага не нужна.
  • Кто боится огня, бежит и от дыма.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.
  • Всякое умение трудом добивается.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.

Читательский дневник — 5

В рассказе «Самое главное» повествуется история трусливого мальчика. Мама мальчика говорит ему, что нужно быть смелым, потому что трусов никто не любит. Тогда мальчик решает быть смелым и идет к мальчишкам, которые его обижали и говорит, что их не боится, но они толкают его. Мальчик плачет и жалуется маме, что делал как она сказала, но это не помогло. Тогда мама говорит ему, что надо быть еще и сильным. Мальчик пробует быть сильным, но в итоге собака порвала ему штаны. Третий раз мама говорит, что надо быть еще и сообразительным, мальчик пробовал и попал в очередную передрягу. Тогда мама сказала, что самое главное — это учиться.

Главные герои рассказа Зощенко «Самое главное»

  1. Мальчик Андрюша Рыженький. Он был трусливым и захотел исправиться, слушая, что говорит ему мама.
  2. Мама мальчика — давала наставления своему сыну.
  3. Мальчишки, которые обежали Андрюшу. Саня Палочкин и туристы, которые спасли ребят.

Главная мысль рассказа Зощенко «Самое главное»: Самым важным для человека является учеба всему. Чтобы чего-то добиться, нужно учиться и получать знания, без этого ничего не выйдет.

План пересказа произведения «Самое главное» Зощенко

  1. Андрюша Рыженький — трусливый мальчик.
  2. Мама хочет, чтобы Андрюша стал храбрым героем.
  3. Мальчишки-задеваки.
  4. Сегодня я вас не боюсь.
  5. Андрюшу немножко побили.
  6. Мама говорит, что сын должен быть сильным.
  7. Мальчик отправляется с бабушкиной палкой во двор.
  8. Собака и палка.
  9. Мальчишки купаются в реке.
  10. Санька Палочкин тонет.
  11. Андрюша запрыгивает в лодку.
  12. Лодку уносит, но взрослые спасают ребят.
  13. Мама говорит, что всему надо учиться.
  14. Андрей объявляет, что будет учиться быть героем

Какие пословицы подходят к рассказу «Самое главное» Зощенко

  • «Знание — половина ума».
  • «Больше узнаешь — сильнее станешь».
  • «Где нет знаний, там нет и смелости».
  • «Не гордись званием, а гордись знанием».
  • «Кто без храбрости, тот без радости».

Читательский дневник — 6

Главный герой рассказа — это мальчик Андрюшка Рыженький. Он трусливый мальчик и боится всего на свете. Он боялся собак, коров, мышей, пауков и даже петухов. Но больше всего на света он боялся чужих мальчишек. Мама ему все время говорила, что нужно быть храбрым.

И вот Андрюшка решил стать храбрым и сразу начал действовать. Конечно, мальчишки во дворе его тут же поколотили, собака порвала штаны, а лодка, на которой он поплыл спасать тонущего мальчика, не послушалась неумелого гребца и его самого пришлось спасать. Зато Андрюша узнал на практике, что мало быть храбрым, надо ещё быть сильным, умным, умелым и знающим. И тогда придёт жизненный успех.

Прочитав рассказ, я для себя сделал вывод, что мало быть сильным и храбрым, нужно быть умным. А для того что бы быть умным, нужно учиться.

Читательский дневник — 7

Рассказ Зощенко «Самое главное» — это поучительная история о том, как мальчик учился быть храбрым, умным и сильным. Андрюша Рыженький был трусоват, поэтому мама давала ему советы, как преодолеть страхи. Мальчик следовал советам, но у него ничего не получалось, он постоянно возвращался домой в слезах.

В конце повествования мама объяснила ребенку, что для человека самое главное — быть вооруженным знаниями. А знания можно получиться только в процессе учебы. Полученные знания способствуют тому, что человек преуспеет в жизни и добьется всего того, чего хочет.

Рассказ учит нас тому, что хорошая учеба — это главное, от чего зависит наше будущее. Если хочешь, чтобы тебя уважали, будь умным знающим человеком, способным принимать решения самостоятельно. Кроме того, знания всегда помогут найти выход из любой сложной ситуации.

Михаил Зощенко: Самое главное: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, сюжет, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Зощенко: zoshhenko.ru

  • Рассказы для 2 ого класса
  • Рассказы для 4 класса для читательского дневника краткое содержание с авторами
  • Рассказы для 3 класса внеклассное чтение слушать
  • Рассказы для 4 класса для читательского дневника с авторами сколько страниц
  • Рассказы джерома к джерома