Рассказы детские рассказы про войну

Каждая история веры евгеньевны карасевой пропитана любовью и человечностью. трогательный рассказ о дружбе девочки тани и маленького четырхлетнего вальки.осколоквсегда они

Каждая история Веры Евгеньевны Карасевой пропитана любовью и человечностью. Трогательный рассказ о дружбе девочки Тани и маленького четырёхлетнего Вальки.

Осколок

Всегда они жили дружно и вдруг поссорились. Поссорились из-за чепухи. Таня споткнулась в коридоре и уронила охапку дров. Дрова рассыпались со стуком и грохотом. Валька проснулся и заревел. Из комнаты вышла Зоя Петровна, Валькина мама, и закричала на Таню:

— Ты что? Валька всю ночь не спал, а ты, как нарочно, грохочешь…

Таня сначала растерялась, а потом ответила резко:

— И буду грохотать! Я не кошка, впотьмах не вижу. — И ушла в свою комнату, изо всех сил хлопнув дверью.

С итого дня они перестали разговаривать.

Маме Таня ничего не сказала. Зачем ей знать всякие неприятности. Зоя Петровна тоже не стала жаловаться, она очень уставала, и ей было не до этого.

Зоя Петровна работала на заводе, выдавала рабочим зарплату и хлебные карточки. Раньше она ездила на завод трамваем, а теперь ей приходилось, как и всем, ходить пешком.

Рано утром Зоя Петровна отвозила на санках своего четырехлетнего сына Вальку в детский сад и шла на работу. Вечером, возвращаясь, забирала Вальку домой.

— Танюша, — говорила мама, — мы с тобой уже большие, и нам легче, чем Зоечке. Ты ей помогай.

И Таня получала Зое Петровне хлеб, мыла посуду и заботилась о Вальке, если он почему-нибудь оставался дома.

И вот, вместо доброго слова, на неё накричали ни за что ни про что. Обидели её совершенно зря, и мириться она не станет. Хлеб получать она им, так и быть, будет, но в комнату заходить и не подумает. Положит на столе в кухне, и ладно.

Но через два дня Таня так сильно соскучилась по Вальке, что просто не находила себе места. Ведь этого Вальку она знала чуть не с первого дня его рождения. Нянчила его, помогала купать, играла с ним. Когда Валентин Иванович, так называл его Танин папа, уезжал с детским садом на дачу, Таня ездила его навещать. Она сберегала деньги от завтраков и покупала Вальке леденцовых петушков, «Мишек на севере» и другие вкусные вещи.

* * *

Несколько дней Валька не возвращался домой. Стояли сильные морозы, и Зоя Петровна оставляла его ночевать в детском саду. Но потом на улице потеплело, и Валька вернулся домой.

Утром Таня слышала, как Зоя Петровна говорила маме, что у Вальки сильный насморк и она не может вести его в детский сад.

 — Я схожу на работу, отпрошусь дня на три и посижу с ним дома, — сказала она и вместе с Таниной мамой вышла на дому.

Таня сидела у себя в комнате и пыталась читать книжку, но не могла. Она думала о том, что рядом, за стеной, в запертой на ключ комнате томится одинокий, простуженный Валька. А ведь они могли бы сидеть вместе, и она показывала бы ему картинки или вырезала из бумаги разные фигурки. И ключи ведь от их дверей одинаковые. Но Зоя Петровна накричала на Таню, обидела её, и Таня ни за что на свете не откроет своим ключом её комнату и не войдёт туда! Ни за что! Но поговорить с Валькой через запертую дверь она может. Таня вышла в коридор, подошла к двери и тихонько окликнула:

— Валька!

— Таня! — обрадовался он. — Таня, иди ко мне!

— Валька, что ты делаешь? — спросила Таня.

— Скучаю, — хриплым от простуды голосом проговорил Валька. — Таня, почему ты к нам не приходишь?

— Мне некогда. Ты будь умником, возьми цветные карандаши и нарисуй котика или собачку.

— Я лучше бемегота нарисую и крокодила, — гудел за дверью Валька.

— Ладно. Только не бемегота, а бегемота. Ты рисуй, а я тебе вырежу два танка, как они идут на фронт бить фашистов…

— А как ты их мне дашь? Мама заперла дверь на ключ, чтобы я не бегал в холодную кухню.

— А я их под дверь подсуну, — пообещала Таня и ушла в свою комнату.

Но не успела она разыскать тетрадку для рисования, как послышался знакомый свистящий звук. И репродуктор тотчас же объявил: «Артиллерийский обстрел района!»

Таня надела пальто. Надо бежать в убежище! А Валька? Разве может она его оставить?!

Быстро отперла дверь своим ключом. Валька стоял у порога. Таня нахлобучила на него шапку, кое-как застегнула шубку, закутала ему ноги одеялом и потащила вниз по лестнице.

Снаряды с воем проносились над их домом и разрывались где-то совсем близко. Но Таня и Валька были уже в убежище. Рядом сидели друзья и знакомые ребята, а с друзьями никогда не бывает так страшно, как одним в пустой квартире.

Валька был очень рад, что снова сидит с Таней, и терпел, когда она вытирала ему нос, застёгивала тугие крючки у шубки и надевала варежки на маленькие озябшие ручонки.

Артиллерийский обстрел продолжался минут двадцать. Когда на улице стало совсем тихо, в убежище заглянула комендант Полина Ивановна и сказала, что можно идти домой.

Таня не спеша поднялась с Валькой по лестнице, отвела его в комнату, раздела и ушла в кухню за бумагой и щепками, чтобы растопить печурку.

Она слышала, как стукнула парадная дверь, как Зоя Петровна пробежала в свою комнату и громко там разрыдалась. Валька подошёл к матери и своим хриплым голоском рассказывал ей:

— Мам… Мы с Таней в убежище были… Я Любочку видел… Мам, ты слушаешь?

Таня стояла в коридоре у дверей и слушала.

Зоя Петровна, вздрагивая от плача, ощупывала Вальки ну голову, плечи, руки. Убедившись, что Валька цел, она вышла из комнаты.

В коридоре было совсем темно, но Зоя Петровна нашла Таню и крепко её обняла.

— Танюша, родная моя… — говорила она. А слёзы всё бежали из её глаз.

Таня молча помогла ей снять пальто и размотать платок. Они вместе вошли в комнату.

Валька возился на коврике со своими игрушками.

Зоя Петровна взяла Таню за руку и подвела к окну. В стекле зияла большая дыра, а вокруг неё расходились лучами трещины.

— Я ведь эту дыру ещё на улице увидела, — сказала Зоя Петровна. — Вспомнила, что заперла Вальку на ключ, и подумала… — Она нагнулась и подняла с пола тяжёлый осколок снаряда.

Таня сказала:

— Не надо больше об этом! Мало ли что было… Осколок этот я сейчас выброшу. И давайте поскорее заклеим окно, воя от него как дует, в Валька и так уже простуженный.

Он прошел Первую мировую, был ранен, едва пережил газовую атаку, но самыми страшными воспоминаниями называл детские. Именно те, о Лёле и Миньке, которые многие с удовольствием (или потому что положено образованным людям?) читают детям. 

«Я не виноват», «На берегу», «Учитель истории», «Закрывайте двери», «У бабушки», «Снова неприятности», «Муза» — главы, вырванные из научной автобиографической повести «Перед восходом солнца». В этой работе Зощенко искал причины своей затяжной депрессии. «От 5 до 15: страшный мир» — заголовок раздела, в который вошли «любимые с детства» рассказы. 

Что за депрессия

Друзья называли Зощенко «глыба мрака». Он мало разговаривал, мог днями не видеться с женой, будучи на одной даче, не рвался общаться с детьми. Писатель удивлялся, откуда берется смех в его книгах, потому что внутри смеха не было. 

Рассказы детские рассказы про войну

«Когда я вспоминаю свои молодые годы, я поражаюсь, как много было у меня горя, ненужных тревог и тоски. Самые чудесные юные годы были выкрашены черной краской… Я пробовал менять города и профессии. Я хотел убежать от этой моей ужасной тоски. Я чувствовал, что она меня погубит».

К 30 годам состояние стало невыносимым физически.

«Я еле передвигался по улице, задыхаясь от сердечных припадков и от болей в печени… На курорты я перестал ездить. Вернее, я приезжал и, промаявшись там два-три дня, снова возвращался домой, еще в более страшной тоске, чем приехал».

Сначала он грешил на характер, а потом (и в этом «потом» я схлопываю несколько лет психотерапии, павловские «среды» — Зощенко приглашали туда как исследователя, поиск похожих симптомов по дневникам знаменитостей) осознал, что ни одно животное не приходит в мир настолько несчастным. «Я мог родиться с одной рукой, с одним глазом, без уха. Но родиться, чтоб хандрить… Нет, я не мог родиться таким уродом».

Истоки «уродства» писатель последовательно ищет в воспоминаниях.

Что страшного было в детстве

Михаил Зощенко родился в августе 1894-го. Оба родителя — дворянского происхождения. Папа — художник, отстраненный и в собственных глазах справедливый. Мама — актриса любительского театра и немного писательница (до замужества публиковала рассказы в газете). Папа творил, мама родила восьмерых детей и болезненно его ревновала. 

Вот мама тащит Зощенко в мастерскую отца — мириться при свидетелях.

«Он на прощание целует маму. И мама целует его. И даже они обнимаются. Одевшись, мы уходим. По дороге мама вдруг начинает бранить меня. Она говорит:

— Ах, зачем ты увязался со мной…

Мне странно слышать это. Я вовсе не увязывался. Она сама потянула меня в мастерскую. И вот теперь недовольна.

Мама говорит:

— Ах, как я жалею, что взяла тебя с собой. Без тебя мы бы окончательно помирились.

Я хнычу. Но я хнычу оттого, что не понимаю, в чем я виноват. Я вел себя тихо. Даже не бегал по мастерской. И вот такая несправедливость».

Мама Зощенко ищет доказательства неверности по карманам, устраивает сцены, а между делом использует ничего не понимающего ребенка в качестве переговорщика. 

«Мама лежит на диване и плачет. Я подхожу к ней. Мама протягивает мне цветную открытку. На открытке какая-то красивая дама в боа и в шляпе.

Мама спрашивает:

– Правда, я похожа на эту даму?

Желая утешить маму, я говорю:

– Да, немножко похожа.

Хотя я и не вижу особенного сходства.

Мама говорит:

– В таком случае пойди к папе, покажи ему эту открытку и скажи: «Папа, погляди, как похожа на нашу маму».

Угрюмо я спрашиваю:

– Для чего?

– Так нужно. Я не могу тебе объяснить, для чего. Ты слишком мал.

Я говорю:

– Нет, ты все-таки скажи. Так я не пойду.

Мама говорит:

– Ну как тебе объяснить… Папа посмотрит на эту открытку и скажет: «Ах, какая у нас интересная мама…» И будет относиться ко мне добрей.

Это объяснение не вносит ясности в мою голову. Наоборот, мне кажется, что папа увидит несходство и еще больше рассердится на маму.

С большой неохотой я иду в комнату, где работает папа… Ничего не вышло. Я так и знал.

Закрыв лицо руками, мама плачет. Мое сердце разрывается от жалости. Я даже согласен вторично идти к отцу с этой дурацкой открыткой, но мать не разрешает мне этого».

А так мама Зощенко решает проблемы с учителем: «Я тебя считала умным и развитым мальчиком, а он говорит, что у тебя еще недостаточное умственное развитие… Ах, тебе будет трудно жить на свете!.. Ты трудный ребенок. Ты похож на отца. Я не верю, что ты будешь счастливый».

Не та же ли это мама, которая в рассказе «Самое главное» (уже не из автобиографии, но все еще почему-то для детей) «очень и очень грустила, потому что у нее был трусливый сынок»? А когда сынок вон лез из тоненькой кожи, чтобы стать в маминых глазах лучше, она вздыхала, называла его «глупым мальчиком» и заносила над головой новую планку?

В 1907 году — Зощенко 13 лет — глава семьи умирает. Мама в одиночку и нищете растит восьмерых детей (в таких местах мамам можно и нужно возводить памятники, но текст о другом).

Через 5 лет будущий писатель провалит выпускное сочинение и прямо в здании гимназии выпьет раствор хлористой ртути. Выразительно, напоказ — как это принято дома?

Рассказы детские рассказы про войну

Что в итоге

Зощенко так и не связал свое состояние с травмами из «Страшного мира». 

«Да, конечно, некоторые сцены весьма печальны. Но не более печальны, чем это обыкновенно бывает. У каждого умирает отец. Каждый видит слезы матери. У каждого случаются школьные огорчения. Обиды. Волнения. И каждого страшит гроза, наводнения и бури. Нет, ни в одной истории я не нашел несчастного происшествия, которое испортило мою жизнь, создало мне меланхолию и тоску… Обыкновенное детство. Немного трудный ребенок. Нервный. Обидчивый. Весьма впечатлительный».

В итоге он находит причину во младенчестве. Анализирует сны, препарирует образы, додумывает события, которые могли и, судя по обрывочкам воспоминаний о маминых воспоминаниях (понимаете, да?), происходили. 

По версии Зощенко, те происшествия, которые младенческий мозг воспринял однажды как опасность (удар грома во время кормления грудью, отбирающая рука и т.п.), по мере развития сознания находили новые доказательства (рык тигра, просящая рука нищего – навязчивые кошмары о тиграх и нищих), укоренялись, разрастались и в итоге вышли из-под контроля.

Но. 

Зощенко работал над повестью в 1942-1943 гг. Во времена, когда если не лупят до синяков и исправно кормят, то семья образцовая. Мамины слезы и манипуляции, папины интрижки и агрессивная справедливость, его же внезапная смерть и нищета воспринимались как проза жизни. Не комедия, конечно, но даже не драма. «Обыкновенное детство». 

Счастливое ли?

Рассказы детские рассказы про войну

Рассказы детские рассказы про войну

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказы детские рассказы про войну

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказы детские рассказы про войну

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказы детские рассказы про войну

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказы детские рассказы про войну

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказы детские рассказы про войну

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказы детские рассказы про войну

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказы детские рассказы про войну

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказы детские рассказы про войну

Рассказы детские рассказы про войну

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

нашла список рассказов для детей и подростков:

http://www.pushkinlib.spb.ru/arch_war.html

Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. – 478 с.

Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. — 320 с.

Алексеев, С. П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. — М. : Дрофа, 2003. — 120 с. : ил. — (Честь и отвага).

Героическая оборона Москвы – одно из самых знаменитых сражений Великой Отечественной войны. О том, как развивалась битва на подступах к Москве, её героях рассказывает эта книга.

Алексеев, С. П. Рассказы об обороне Ленинграда : [для мл. шк.

возр.] / С. П. Алексеев ; худож. Н. Андреев. — М. : Дрофа, 2003. — 80 с. : ил. — (Честь и отвага).

Героическая оборона Москвы – одно из самых знаменитых сражений Великой Отечественной войны. О том, как развивалась битва на подступах к Москве, её героях рассказывает эта книга.

Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. — М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.

Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев ; худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.

Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. – 509 с. — (К 50-летию Великой Победы).

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).

Этот роман – горькая правда о страданиях солдат-штрафников, жертв бессмысленной жестокости советской репрессивной системы.

Астафьев, В. П. Так хочется жить : повести и рассказы / В. П. Астафьев. – М. : Книжная палата, 1996. – 446 с. – (Популярная б-ка).

Бакланов, Г. Я. Навеки — девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. — М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).

В эту книгу, по сути – «Избранное» — включены известные вещи Григория Бакланова : роман «Июль 41 года», повести «Пядь земли» и «Навеки — девятнадцатилетние». Все они неоднократно выходили у нас в стране, изданы и переиздавались в тридцати странах мира.

Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-

зы / Г. Я. Бакланов. — М. : Моск. рабочий, 1995. — 491 с.

В эту книгу, по сути – «Избранное» — включены известные вещи Григория Бакланова : роман «Июль 41 года», повести «Пядь земли» и «Навеки — девятнадцатилетние». Все они неоднократно выходили у нас в стране, изданы и переиздавались в тридцати странах мира.

Баруздин, С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск : Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).

О вчерашних школьниках, ставших воинами, об их детях и связи поколений.

Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. – 63 с.

О событиях в оккупированной Польше, о солдатской дружбе и судьбах детей, опаленных войной.

Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата : Жальн, 1991. – 381 с. – Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?

Эту книгу написали мальчишки военной поры, полной мерой хватившие военного лиха.

Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).

Роман о работе советской военной контрразведки создан на основе фактического материала.

Богомолов, В. О. Момент истины : (В августе сорок четвертого…) : роман / В. О. Богомолов. – М. : Воениздат, 1994. – 399 с. – (Детектив. Приключения).

Роман о работе советской военной контрразведки создан на основе фактического материала.

Бондарев, Ю. Непротивление ; Горячий снег : романы / Ю. Бондарев. — Курган : Изд-во «Зауралье», 1996. — 736 с.

«Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор», «Тишина» и многие другие произведения Юрия Васильевича Бондарева хорошо известны широкому читательскому кругу. Человек и время, человек и война с позиции человеческой нравственности – вот что, прежде всего, интересует замечательного мастера.

Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.

Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. – 429 с. – (Стражи побережья. Граница).

Васильев, Б. А. А зори здесь тихие… : сборник / А. С. Васильев. – М. : ВиМО, 1993. – 381 с. – (Поколение юных). – Содерж. : А зори здесь тихие…; Завтра была война ; Рассказы : Встречный бой ; Неопалимая купина ; Ветеран.

Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т. Т. 1. — М. : Дрофа : Вече, 2002. — 512 с. — (Б-ка отечественной классической художественной литературы).

Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т. Т. 2. — М. : Дрофа : Вече, 2002. — 464 с. — (Б-ка отечественной классической художественной литературы).

Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).

Беспощадная окопная правда о войне с позиции вчерашних школьников, ставших воинами.

Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф. Воронкова ; худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. – 223 с.

Повесть «Девочка из города» рассказывает об осиротевшей в годы войны девочке, которая встретила добрых, хороших людей, принявших её в свою семью.

Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993. – 431 с.

Вторая часть трилогии «Дело, которому ты служишь» — о жизни врача Владимира Устименко, ставшего фронтовым хирургом.

Ермаков, П. С. Все, что могли : роман / П. С. Ермаков. – М. : Граница, 1994. – 444 с. – (Стражи порубежья).

Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. — 141с.

В сказочной стране Синегории жили Три Великих мастера: Мастер Зеркал Амальгама, оружейник Изобар, знаменитый садовод Дрон Садовая голова. Впрочем у славных мастеров были и другие имена: Валерка Черпашкин, Капка Бутырев, Тимка Жохов. Синегория же была просто волжским городком Затонском. Все события происходили в годы Великой Отечественной войны. Тогда и показали себя настоящими героями три друга.

Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет. лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).

Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет. лит, 2001. – 287 с. : ил. — (Школьная б-ка).

Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. – 446 с. : ил.

Митяев, А. В. Шестой — неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил.

В. Юдина. — М. : Дрофа, 2002. — 144 с. : ил. — (Честь и отвага).

В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,

Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. — М. : Мол. гвардия, 1991. — 415 с. — (Библиотека юношества).

В книгу включены повести советского и западногерманского писателя о Второй мировой войне. Объединяя оба произведения под одной обложкой, составители хотели показать «два лика» одной войны.

Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ; худож. А. Грашин. — М. : Дет. лит., 1991. – 240 с.

Одна из повестей посвящена нелегким мальчишеским судьбам, пришедшимся на годы военного лихолетья.

Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. — М. : Апостл, 1995. – 431 с. — (Совершенно секретно). — Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ; Предела нет.

Остросюжетные приключенческие повести, посвященные подвигам советских моряков и разведчиков во время Великой отечественной войны.

Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. — М. : Современник, 1990. — 60 с. — (Отрочество. Серия книг для подростков).

О страшной правде войны, о нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю детей рассказы «Маленький солдат», «Девушка Роз».

Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова. – Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.

О несовместимости понятий «дети» и «война», о том, как можно и в экстремальных условиях оставаться человеком.

Погодин, Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. — Л. : Сов. писатель, 1990. – 413 с.

Повесть написана на автобиографическом материале. Рассказывая о своем голодном детстве, писатель отдает дань доброте людей, спасших его от смерти в годы войны, остаётся верен памяти друзей, не доживших до сегодняшних дней.

Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. — (Школьная хрестоматия).

Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. — М. : Печатное дело, 1995. — 525с. : ил. — (Библиотека приключений).

Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. — М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.

Повесть о судьбе 10-летнего сироты Федьки, ставшем воспитанником разведроты. Эпизоды боев, фронтовое братство и мужская дружба, победы и потери юного героя и его друзей составляют содержание этой книге, адресованной младшим школьникам.

Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . — М. : Вагриус, 2004. – 191 с.

Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).

Повесть посвящена подвигу юного киевлянина Кости Кравчука, спасшего в дни фашистской оккупации два полковых знамени.

Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с.

Книга о доблести, смелости, героизме воинов Советской армии, партизан пограничников. Повесть «Неумирающий лес» о том, как ребята помогали белорусским партизанам уничтожать фашистов и предателей. Рассказ «Сердце солдата» – о последних днях войны, о том, как истосковалось солдатское сердце по родной земле.

Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).

Час мужества : поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / сост. А. Н. Владимирский. – М. : Просвещение, 1990. – 318 с. – (Школьная б-ка).

Чернявский, М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.

Автор воспевает подвиг летчика Н. Мамкина, который вывез на Большую землю белорусских детей, обреченных фашистами на смерть.

Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. — М. : Дрофа : Вече, 2002. — 320 с. — (Б-ка отечественной классической художественной литературы).

В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.

_________________
Дима (2003)
Лена (2014)

  • Рассказы для 4 класса для читательского дневника список
  • Рассказы для 2 класса внеклассное чтение в читательский дневник
  • Рассказы джека лондона любовь к жизни слушать
  • Рассказы гоголь на букву н
  • Рассказы горького для детей 3 класса