(Из опыта работы)
Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.
Наш детский сад второй год реализует примерную парциальную образовательную программу ДО «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Для детей приобщение к экономике – это подготовка к жизни, социальной адаптации в обществе. Формируя у детей правильное представление о финансовом мире, и воспитывая бережливость и деловитость, мы помогаем ему стать самостоятельным и успешным человеком.
Чтобы научить наших воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. Хочу поделиться с вами опытом работы в этом направлении.
Для успешной организации образовательной деятельности мы изучили современные технологии экономического воспитания. Провели педсовет в форме деловой игры «Финансовый ринг», на котором обсудили, в каких видах деятельности мы можем их использовать.
Каждый педагог, представил одну из технологий, используя игровой подход. Например: Технология «Образовательная ситуация». Знакомим детей с профессиями, в которых встречается финансовая грамотность. Для этого используем схему «познавательной гусеницы».
Для знакомства детей с понятием «Реклама», можно использовать технологию «Ситуационная задача».
Например: молочный завод расширил производство молочной продукции. Детям предлагаем прорекламировать новые сорта молочных товаров, т. е сделать рекламу и презентовать её с помощью технологий: «Мастерская» (дети изготавливают рекламу) и «Мини-постановка» (показывают).
Для работы с родителями эффективной технологией являются технологии «Беседа-обсуждение», «Проблемная ситуация».
Например: для родителей предлагается ситуация «Если на каждую просьбу, что-то купить ребёнок реагирует раздраженно то….». Предлагаются варианты ответов. Задача воспитателя донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.
С помощью «Социо-игровой» технологии, через сюжетные ,подвижные сюжетно- ролевые игры знакомим детей с понятиями — аукцион, бартерный обмен, покупка, продажа .
Сегодня я хочу вас научить, как использовать социо-игровую технологию экономического воспитания. Рассмотрим, как можно раскрыть сущность понятия – бартер, используя игру «Бартерный обмен».
Первый вариант игры.
Определить фокус группу для первого варианта игры. Предлагаю педагогам бочонки с мёдом и вареньем.
Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.
На «ярмарке» стоят торговцы и купцы, которые хотят выгодно обменять свой товар.
Первый торговец продаёт мёд, чтобы купить домой варенье. Второй торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Помогите продавцам решить возникшую проблему.
(Поменяться бочонками.)
Второй вариант игры (с усложнением)
Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.
У меня День рождения я хотела бы для гостей приготовить гуся, но у меня нет денег. Что делать? Но, у меня есть сапоги, которые мне малы. Пойду на «базар», и обменяю сапоги на гуся.
Определяю фокус группу с помощью карточек «товаров» для обмена. (Сапоги, гусь, топор, рубашка, пила). Предлагаю использовать игровой подход.
Я пришла на «базар» и принесла сапоги обменять на гуся. Прохожу по всему «базару», смотрю то, что есть. Люди меняют следующий товар: топор, рубашку, пилу, гуся.
Вижу, стоит Людмила, она меняет топор на гуся. Я к ней подхожу и прошу её никому не отдавать гуся, т.к. я вернусь и заберу его. (Таким образом, учим детей договариваться.)
Я иду дальше по «базару», стоит Ольга. Она принесла пилу и хочет её поменять на сапоги. Меняю сапоги на пилу.
Я иду с пилой встречаю Елену, которая пришла с рубашкой, и меняет её на пилу.
Я обменяла пилу на рубашку. Далее встретила Валентину, которая меняет топор на рубашку.
Я беру топор, возвращаюсь с ним к Людмиле и обмениваю его на гуся.
В результате четырёх обменов я получила то, что хотела, причём, товар был получен без денег.
Таким образом, мы с педагогами определили, что все формы технологий носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности.
В результате работы включения экономического воспитания в образовательную деятельность, в детском саду пополнилась развивающая предметно пространственная среда.
— Поделись опытом работы в журналах «Дошкольник» и «Воспитатель детского сада».
— Пополняем «Методическую копилку» по экономическому воспитанию.
— На сайте ДОУ разместили полезные ссылки для родителей.
— Разработали кейс дидактических игр по экономическому воспитанию.
Данная система работы положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
Выбирая кружки и секции для ребенка, мы стремимся сделать так, чтобы у него был широкий кругозор, хорошие навыки коммуникации, опыт работы в команде и многое другое. Но в этой гонке за развитием важно сохранить главное — его мечты.
Сколько внешкольных занятий у вашего ребенка?
По данным Минпросвещения России, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в 2019 году в целом по стране составляла 75%, а к 2024 увеличится до 80%.
Рынок дополнительных занятий для детей растёт со скоростью света, и ещё на этапе начальной школы ребёнок может попробовать себя во многих сферах и получить разный опыт. У родителя, и я сталкивался с этим не раз, возникает ощущение «мы уже везде опоздали»: взрослые переживают, что их ребенок проиграет, если не будет чего-то знать или уметь, поэтому порой записывают его сразу в несколько кружков.
Волноваться раньше времени не стоит. По моему опыту преподавания, главная задача ученика до 5-го класса — увидеть мир и понять, что ему интересно и близко, а уже после — набирать больше знаний и навыков (как универсальных для любой профессии, так и профильных для того дела, которое пришлось ему по душе и на котором он решил сосредоточиться). Безусловно, здесь дополнительное образование становится отличным помощником.
Однако загруженность ребёнка важно выстраивать исходя из его ресурса — необходимо сохранять баланс между развитием и свободным временем на отдых и общение со сверстниками. Помните, что перед вами маленький человек, который находится только в начале своего жизненного пути, и его нагрузка не должна быть чрезмерной — не стоит расписывать график малыша по минутам.
Я считаю, что ключевой критерий дополнительного образования — положительные эмоции ребёнка. Занятия ему должны нравиться, а не вменяться в обязанность. Тогда они помогут сформировать интерес и, главное, научить мечтать. А это то, что отвечает нашей глобальной цели — помочь ребенку в итоге стать счастливым человеком.
Как подбирать дополнительные занятия по возрасту
Внешкольные занятия в каждом возрасте отвечают разным задачам. Например, занятия в 6-7 лет, с одной стороны, помогают ребёнку научиться слушать и быть внимательным, а с другой — с раннего возраста познавать мир в его разнообразии. На этом этапе программа и глубина знаний — не самое главное. Основные факторы эффективности обучения — интерес ребёнка и атмосфера занятий. Стоит отметить, что здесь многое зависит от преподавателя и их взаимодействия с учеником.
В 8-12 лет ребёнку особенно важно научиться прислушиваться к себе и обращать внимание на то, что ему действительно интересно. Здесь уже большее значение приобретает программа курса и конкретные навыки, которые он получает. Отмечу, что до 12 лет долгосрочная мотивация у детей ещё не так хорошо развита, поэтому особенно ценно, когда ребёнок сразу видит результаты своего труда — ему так проще. Схема «научился-применил» поможет сохранить интерес и укрепить веру в свои силы.
Ваш ребёнок начал изучать цифровое творчество и на первом уроке научился создавать простую анимацию? Важно закрепить успех практической задачей — например, сделать для бабушки с дедушкой анимированную новогоднюю открытку.
С 13 лет дети уже начинают более серьёзно задумываться о выборе своего пути и о будущей профессии. Здесь важно дать подростку больше информации о том, как устроен взрослый мир — это поможет ему определиться с направлениями, в которые он хочет погрузиться, а значит, у него появятся большие шансы воплотить в жизнь свои мечты.
Приведу пример. Несмотря на то, что я 12 лет преподаю цифровые навыки и осознаю перспективы развития в ИТ-сфере, я не стал настаивать на том, чтобы мои дети уже сейчас занимались программированием — ввиду их возраста (6, 9 и 10 лет) мы пока только пробуем разное и стараемся выявить склонности и интересы каждого.
Конечно, они видят, как я преподаю, спрашивают о том, что их увлекает, таким образом мы формируем «спрос на будущее» — создаем интерес, который в дальнейшем может даже перерасти в профессию — но мы с женой никак не настаиваем. Своим детям я стараюсь дать возможности и инструменты, которые помогут реализовать их мечты. Важное уточнение: их мечты, а не наши с супругой.
Как выбрать школу для дополнительного образования?
- Посетите пробный урок — возможность теста сейчас есть практически у любой школы. Самым важным критерием станет обратная связь от ребёнка: было ли ему интересно и хочет ли он продолжать занятия. Обратите внимание на общение ребёнка с преподавателем: от того, смог ли он установить связь с учеником, во многом зависят вовлечённость студента и успех обучения.
- Почитайте отзывы — простой и доступный инструмент, который поможет больше узнать о школе и посмотреть на неё глазами реальных клиентов.
- Посмотрите на результаты учеников — они покажут эффективность программы и многое скажут о квалификации преподавателей.
- Помните про принцип «не обязанность, а радость» — если ребёнок спешит на занятие и стремится поделиться своими успехами, вы точно попали в цель.
А что делать, если не получилось?
Без паники! Одна из целей дополнительного образования — отсечь заведомо неперспективные пути развития для ребёнка. Если навык, который начал получать ученик, «не прижился», это только сужает круг поисков и помогает сконцентрироваться на том, что ребёнку действительно близко.
Например, мои родители — музыканты, и конечно, они отвели меня в музыкальную школу. Знаете, почему у меня остались тёплые воспоминания о занятиях и мне периодически хочется вернуться к инструменту? Я закончил заниматься ровно в тот момент, когда уроки перестали приносить мне удовольствие. Я понял, что данная профессия — не моё, и нашёл себя в другом. Родители поддержали мое решение. Не расстраивайтесь, если какой-то дополнительный навык не подошёл — продолжайте поиск того, что нравится и подходит ребенку.
Хотя встречается и другой сценарий, когда, казалось бы, не самый успешный студент не хочет оставлять предмет и берёт упорным трудом. У меня был ученик Давид, у которого никак не ладилось с информатикой. Мы несколько лет пытались победить эту науку, но в 9-м классе решили смириться и сделать упор на математику, с которой у него всё было прекрасно.
Мы стали уделять больше внимания этой дисциплине, а в информатике шли по стандартной программе, плюс я рекомендовал материалы для самостоятельного изучения, например, программы образовательного центра «Сириус».
И парень меня по-настоящему удивил! Он решил доказать, что может быть успешен во всем, в чем пожелает, — он не бросил информатику и продолжил попытки разобраться в предмете. И постепенно все труды — и предыдущее обучение, и обучение по материалам — дали результат.
Спустя два года Давид получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике, поступил в НИУ «Высшая школа экономики» на факультет компьютерных наук и стал одним из сильнейших студентов на потоке. Вера в себя, возможность получать знания и готовность прикладывать большие усилия стали ключевыми факторами успеха.
Помните, мы учим детей не для того, чтобы сделать их профессионалами. Прежде всего мы стремимся помочь им стать счастливыми людьми. И если мы поставим во главу угла интересы и мечты ребёнка, шансы увидеть его улыбку и благодарность — стопроцентные.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
Консультация для педагогов
«Методы и приемы при
организации занятий по познавательному развитию »
(в рамках педагогического
совета на тему:
«Создание условий для использования
современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие
детей»)
Подготовила:
Воронова Л.М.
воспитатель.
Новочеркасск 2021.
Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО.
Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный
вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились
воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного
в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить
смышлёного, любознательного, догадливого, предусмотрительного, остроумного,
сообразительного, человека с активной позицией, творческую личность – короче
говоря, умного. Умён тот, кто умеет мыслить. Для
этого ребенок, в дошкольном возрасте должен научиться сомневаться.
Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.
Как часто мы от родителей слышали в детстве, что еще не доросли, чтобы спорить.
Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение,
сомневаться и искать ответ.
Но это не значит, что в дошкольном возрасте нужно стремиться
к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое:
активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее
чувствителен, наиболее восприимчив. Только тогда обучение будет
развивающим.
ФГОС ДО (стандарт) использует три
термина в «Познавательном развитии»:
· Познавательные
интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять
непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и
желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения;
· Познавательные
действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится
получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя
целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные
способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора;
· Познавательное
развитие — это совокупность количественных и качественных изменений,
происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под
влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития
является развитие умственных способностей.
Определены цель и задачи «Познавательного развития».
1) ФГОС
ДО (стандарт) определил содержание образовательной области
«Познавательное развитие»:
· Развитие
сенсорной культуры (знание о цвете, работа
с ГФ, сравнение предметов, материалов и их свойств);
· Формирование
элементарных математических представлений (количество
и счет, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве);
· Развитие
познавательно-исследовательской деятельности (многообразие
животного мира; эксперименты по выявлению свойств неживой природы; поведение
культуры человека в природе; применение правил взаимоотношений с растениями и
животными; сравнение объектов и явлений природы) и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
· Формирование
первичных представлений о себе и других людях (люди:
взрослые и дети; освоение представлений ребенка о себе и своей семье);
· Формирование
первичных представлений о малой Родине и Отечестве (родной
город, родная страна, планета Земля).
2) ФГОС
ДО (стандарт) выдвигает требования к условиям реализации
образовательной области «Познавательное развитие»:
· Игровое
обучение.
· Построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия.
· Создание
комфортной эмоциональной обстановки, организация доброжелательных отношений в
коллективе взрослых и детей.
· Поддержка
детской инициативы. Предоставление возможности выбора материалов, видов
активности.
· Исключение
любых форм насилия.
· Создание
РППС, обеспечивающей: игровую, познавательную, исследовательскую активность,
экспериментирование с доступными материалами.
3) Во ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры, к которым
мы с вами должны подвести наших воспитанников:
— любознательность;
— уверенность в своих силах;
— положительное отношение к себе и другим;
— инициативность и самостоятельность;
— активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— способность ребенка к фантазии, творчеству, воображению;
— способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных
решений.
Познавательное развитие
ребенка дошкольного возраста рассматриваем
как эволюционный,
включающий несколько стадий:
1. Любопытство. Бессознательное стремление к познанию.
Ребенка привлекает занимательность, яркость, необычность самого предмета.
2. Любознательность. Ценное состояние личности.
Ребенок стремится проникнуть в суть воспринимаемого, проявляет удивление,
радость познания, удовлетворенность деятельностью.
3. Познавательный интерес. Направленность личности.
Ребенок проявляет устойчивое внимание, целенаправленность, мотивацию;
дошкольник стремится проникнуть в суть отношений, связей, закономерностей
действительности.
4. Познавательную активность. Ценное личностное
образование, которое появляется в процессе познавательной деятельности.
Источник познавательной активности — познавательная потребность, и процесс
удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на
выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Для реализации образовательной программы используются различные
способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми в разных возрастных
группах:
Младший возраст – деятельность под
руководством взрослого; педагоги поддерживают детское любопытство; развивают
интерес к совместному со взрослыми познанию.
Средний возраст – педагоги развивают
целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное познание окружающих
предметов.
Старший возраст – педагоги развивают
интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Выделяют следующие методы
формирования познавательной активности
Наглядные
методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.
Наблюдение
— это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и
явлений
окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и
речь.
Метод
демонстрации, включает различные приемы: показ предметов, образца, способа
действий,
демонстрация картин, иллюстраций
Использование
ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диафильмов,
кинофильмов, презентаций.
Словесные
методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.
Практические
и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные
опыты, моделирование.
Ценность этих методов заключается в том, что они дают возможность
ребенку
самому
найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Формы и приемы организации
образовательного процесса по познавательному развитию реализуются в трех
блоках:
1. В
непосредственно образовательной деятельности.
2. В
совместной с педагогом деятельности.
3. В
самостоятельной деятельности.
НОД | ОД в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей |
üПоказ üЭкскурсии, наблюдение üБеседа üОпыты, эксперименты üОбучение в условиях специально оборудованной интерактивной среды üИгровые занятия с использованием полифункционального игрового üИгры, игровые упражнения üПроектная деятельность üПродуктивная деятельность üПроблемно-поисковые ситуации | üНапоминание üОбъяснение üОбследование üНаблюдение üРазвивающие игры üИгра-эксперимент üПроблемные ситуации üИгровые упражнения üРассматривание чертежей и схем üМоделирование üКоллекционирование üПроекты üИнтеллектуальные игры üТематическая прогулка üКонкурсы üКВН üТрудовая деятельность üТематические выставки üМини-музеи | üИгры — развивающие, подвижные, со строительным материалом üИгры-эксперименты üИгры с использованием автодидактических материалов üМоделирование üНаблюдение üИнтегрированная детская деятельность üОпыты üТруд в уголке природы üПродуктивная деятельность |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников при
реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей
в ДОУ, их достижениях и интересах:
•
Чему мы научимся? (Чему мы научились)?
•
Наши достижения,
•
Познавательно–игровые мини–центры для взаимодействия
родителей с детьми в условиях ДОУ,
•
Выставка продуктов детской и детско–взрослой
деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.).
2. Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводится с
целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным
способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка.
Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием
ребенка и жестокой установки на результат.
3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской
деятельности родителей и педагогов, родителей и детей.
4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись).
Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с
родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его
работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками.
5. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр,
библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об
окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах,
воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
6. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни
с оформлением плакатов, которые становятся
достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных
материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и
др.).
7. Создание в группе тематических выставок при участии родителей:
«Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии
наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей
умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
8. Совместная работа родителей с ребенком над созданием альбомов:
«Моя семья», «Семья и спорт», «Я живу в городе Коркино», «Как мы отдыхаем» и
др., по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке
тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На
пороге Новый год», тематических альбомов экологической направленности —
«Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д..
9. Проведения встреч с родителями с целью знакомства с их
профессиями, формирования уважительного отношения к людям
труда.
10.Создание в группе «коллекций» — наборы открыток, календарей,
минералов и др. предметов для познавательно–творческой
работы.
11. Воскресные экскурсии ребенка с родителями по району
проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о
нем.
12. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом
познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
Использование инновационных технологий в ДОУ —
необходимость, позволяющая усовершенствовать педагогический процесс,
способствуя всестороннему комплексному развитию дошкольников.
· Здоровьесберегающие —
направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное
приобщение к здоровому образу жизни (стретчинг, динамические паузы, пальчиковая
и дыхательная гимнастики, зарядка для глаз, корригирующий тренинг, релаксация,
музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия.
· Технологии проектной
деятельности — системы практической работы, предусматривающие
постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа.
· Экспериментальные,
познавательно-исследовательские, представляющие собой
комплексные практики наблюдения за отдельными явлениями, изучение свойств
предметов с последующим формулированием общих выводов.
· Информационно-коммуникационные,
реализуемые посредством включения в перечень дидактических средств компьютерной
техники, «умных» гаджетов.
· Личностно-ориентированные —
техники адаптации условий группового воспитательного процесса под каждого
ребенка с учетом индивидуальных проявлений его личности.
· Игровые
— призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира,
характерный для детей дошкольного возраста, через игру, в увлекательной форме.
Подводя итог, можно сделать выводы:
1. Можно
и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку
интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное
в процессе мышления становиться знанием.
4. Процесс
мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без
проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы
«почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?»
— проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы
«где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7. Никого
нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и
самостоятельно.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес
и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его
развития в целом.