Рассказы державина 7 класс

Г.р. державин один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. гавриил был рожден в 1743

Г.Р. Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени.

Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.

Начало его обучения проходимо на дому, затем он начинает учиться в немецком пансионе, после чего поступает в казанскую гимназию. По окончании отправляется служить в армию. Свою службу он начал в Преображенском полку, в 1762 году он участвует в государственном перевороте.

Свою писательскую деятельность Гавриил начинает в 70-е годы, впервые были напечатаны его стихи в 1773 году. В литературной сфере он является основателем нового направления – философская лирика.

Спустя некоторое время Державин решает уйти с военной службы в гражданскую. Недолго проработал в Сенате, затем по поручению императрицы становится губернатором Олонецка, а после – Тамбова. Державин боролся с бюрократией, старался отстаивать интересы простого народа, из-за чего не полюбился чиновникам и часто сменял места службы. В 60 лет он решает уйти в отставку и посвятить свою жизнь творчеству. Он становится почетным членом литературных сообществ и активным поэтом того времени.

В 1816 году Г.Р.Державин умирает.

Подробная биография

Судьба Гавриила Романовича Державина удивительна: от обычного рядового солдата он поднялся по карьерной лестнице до министра Российской империи. Занимал пост губернатора двух областей и был личным советником Екатерины II.

Рожденный в 1743 году под Казанью в семье бедного дворянина Гавриил не мог мечтать о блестящем образовании. Рано ушел из жизни его отец, мальчик рос в селе Сокуры в родовом поместье.

Шестнадцатилетнем юношей Державин поступает на обучение в Казанскую гимназию, перед ним открывается мир поэзии Ломоносова, Сумарокова, он пытается начинать сочинять стихи.

В 1762 году Державин поступает в Преображенский полк рядовым гвардейцем. Первый офицерский чин прапорщика он получил после 10 лет службы. С 1773 года на протяжении двух лет Гавриил Романович участвовал в военных действиях против восстания Е.Пугачева. Занимаясь делопроизводством при штабе он имел возможность прикоснуться к первоисточникам событий того времени, поэтому неоценимым вкладом в изучение истории и хода событий крестьянской войны стали его записки. В этот же период появились в свете первые стихотворные произведения Державина.

Выйдя в отставку в 1777 году Гавриил Романович поступил на работу статским советником Правительственного Сената. Через год женился на шестнадцатилетней Екатерине Батидон, с который прожил в браке 17 лет, до скоропостижной кончины супруги.

Известность поэт получил после опубликования в 1782 году оды «Фелицы», которая восхваляла императрицы Российскую Екатерину II. С 1783 года Державин стал являться членом Императорской Российской академии.

С 1784 года на протяжении полутора лет Гавриил Романович занимал в Олонецкой губернии пост наместника. За свое недолгое правление он внес большой вклад в развитие губернии: построена и открыта первая городская больница, внедрена система городских судебных, финансовых и административных учреждений. Период жизни нашел отражение в творениях поэта «Буря», «Водопад», «Лебедь».

С 1786 года еще на два года Державин занимает пост губернатора Тамбовской губернии, где по его инициативе были открыты типография, театр, образовательные учреждения.

Активная жизненная позиция поэта помогли в продвижении по карьерной лестнице. С 1791 года Гавриил Романович служит кабинет-секретарем императрицы, через два года становится ее тайным советником , еще через два года назначается Екатериной II президентом Коммер-коллегии, с 1802 года по момента своего ухода на отдых становится министром юстиции. Все эти годы поэт не прекращал творить. В 1791 году им был написан первый гимн России. Еще при жизни Державина выходит в свет четырехтомник его произведений.

После окончания государственной службы Державин переезжает со второй женой Дарьей в свое именье Званки в Новгородской губернии. Детей у семьи не было и с 1800 года они взяли на воспитание детей погибшего друга поэта П.Лазарева. Одни из сыновей Михаил впоследствии будет первооткрывателем Антарктиды.

Оставшийся период жизни Державин посвятил литературе, им был основан литературный кружок «Беседы любителей русского слова». Скончался великий писатель в 1816 году.

Вариант 3

Гавриил Державин – великий литературный деятель, российский политик

Гавриил Романович Державин появился на свет 14 июля 1743 семье несостоятельной дворянской семье. Его предками были татары, покинувшие ордынские земли в 14 веке. В результате, они служили русским князьям. Ещё в детстве его отец умер. Мать не могла вытянуть семью из тяжёлого финансового положения. Воспитывали мальчика священники, научившие его считать и писать. В 7 лет он становится учеником Оренбургского пансиона. Успеваемость у Гавриила была удовлетворительной. Но ему не было равных в знании иностранных языков. Особенно хорошо он говорил на немецком. В итоге, семья переезжает в Казань, где Державин поступает в местную гимназию.

Момент обучения в гимназии является переломным в жизни будущего поэта. Именно там он пристрастился к литературе. Он читал произведения Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Помимо этого, ему нравилось изобразительное искусство. Первые попытки написания для него оказались неудачными. В итоге, его призвали на службу в преображенский полк. Армейские годы оказались для Гавриила мучительными. К постоянным учениям добавился дворцовый переворот, в котором Державину пришлось участвовать. Именно при нём Екатерина 2 взошла на российский престол. Времени на литературу и собственное творчество катастрофически не хватало. Тем не менее юноша находил минуты для сочинения своих собственных стихов. Параллельно с этим он увлекается азартными играми, за которую его лишили звания и исключили из полка.

Державин решает начать новую жизнь и в 1770 году отправляется в столицу. Впоследствии его отправляют на подавление восстания Емельяна Пугачёва. За это время он пишет оду «Фелица» и стихотворения «Водопад», «Бог» и «Видение Мурзы». После победы над диссидентами, Гавриил занял пост коллежского советника. Из-за его прямолинейности императрица перевела его в Сенат. Он имел целое море врагов, ненавидящих его за вольнодумство. Он обличал каждого чиновника и министра. В итоге, его ссылают в Олонецкое и Тамбовское наместничества. Там писатель занимается руководством и управлением. За время его пребывания на этих территориях были построены театры, школы, приюты и больницы. За заслуги его возвращают обратно в столицу. К концу своей жизни он уже работал в министерстве юстиции. Первая жена Державина, с которой он прожил 18 лет, благополучно скончалась. После её смерти, он женится на Дарье Дьяковой. 1803 году Гавриил покупает имение под Новгородом и уезжает туда вместе со своей семьёй, где уделяет время своим увлечениям.

В 1815 году Гавриил посещал Царскосельский лицей, где выступал в качестве экзаменатора. Там он познакомился с Александром Пушкиным, для которого Державин был настоящим кумиром. Именно по образцу его стиха «Памятник» великий деятель русской литературы написал своё произведение, которое стало эталонным. 20 июля 1816 года Гавриил Державин скончался в собственном имении по неизвестной причине.

Автор прожил интересную плодотворную жизнь.

7 класс, 9 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Жуковский Василий

    Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула

  • Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор

  • Зинаида Гиппиус

    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Александр Вампилов

    Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений.

Литература для школьников

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

 

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН

(1743 – 1816)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 11
Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»,
«НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о
смысле жизни, о судьбе.

Основные виды деятельности.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся
«Детство Державина»,
«Державин на военной службе»,
«Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»)
и показом портретов писателя и памятников ему.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор,
государственный казначей, юстиция
.

Составление плана статьи:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Гавриил Романович Державин»

Вопрос

Пункт плана

Какие события детства и юности поэта были самыми важными?

Казанская гимназия, 15 лет воинской службы, талант поэта

Какой государственной деятельностью занимался Державин?

Державин — губернатор, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей,
министр юстиции

Что мешало служебной карьере Державина?

Решительность, непримиримость к злоупотреблениям, прямой и крутой нрав

Что осуждается в стихотворении «Властителям и судиям»?

Гражданская позиция Державина, осуждение власть имущих

Какие новаторские приёмы отличают поэзию Державина?

Соединение высокой и низкой лексики, развитие реалистического языка

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Признание». Слушать
стихотворение в исполнении Е. Самойлова (01:48).

Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным /
Им, царю, отчизне друг?

— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?

— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?

— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

IV. Утверждение необходимости свободы творчества
Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»
[2]:

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
(1792 или 1793)

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.

— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?

— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню
И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением
«На птичку»? Обоснуйте свой ответ.

— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?

— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?

V. Групповая работа:

Группа 1.


Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.

Какова её роль в тексте?

Объясните современное значение устаревших слов.

Группа 2.
Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.

Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?

Группа 3.
Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.

Какой характер они придают стихотворению?

VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина»

Высокая, устаревшая лексика
(«Признание»)

Просторечная, разговорная лексика
(«Признание»)

Просторечная, разговорная лексика
(«На птичку»)

Выводы

Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?

VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе

Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»

:

Река времён в своём стремленьи[3]
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
6 июля 1816

— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?

— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.

— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).

Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).

— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения
перед смертью? Свой ответ обоснуйте.

— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.

Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина?
(В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)

Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь?
(«Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)

— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был
своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка,
связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв,
стройность, порядок — в хаос». (Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)

1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное
на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и
Г. Р. Державина.

Как эти слова связать с акростихом Державина?

Итоговый вопрос:

В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.

Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.

Групповое задание.

Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы
и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).

Подготовить историческую справку о Полтавской битве.

Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Следующие уроки: А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) >>>


ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом,
увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с
самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Н. В. Гоголь

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую,
однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая
работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав
часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I
в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший
Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-граждании увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего,
открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто
рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию
и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
В. И. Федоров

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин
[4]

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

1807

Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие стороны державинского мастерства отразились а «Признании»?

2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» и четверостишие «На птичку»?

3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?

2. Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

3. Подготовьте «похвальное слово Державину — поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102.
Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал
только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407).
Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал
хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал
секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с
взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Комментарий Я. К. Грота:
«Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу,
что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в
том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб
поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379).
Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова «Кошка и Соловей», как показывают следующие два стиха из
середины ее:
«Пропой, дружок, хотя немножко. —
Но наш певец не пел, а только что пищал»». (вернуться)

3. Река времен в своем стремленьи… – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить.
Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет… Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории…», созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.).
Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ… Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора.
Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием:
еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул.
Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал
ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» (вернуться)

4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности
Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г.,
ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г.
(вернуться)

 

Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.

 

Усадьба Г.Р.Державина Званка. Гравюра начала XIX века

 

Музей Г. Р. Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д. А. Державиной работы
художника В. Л. Боровиковского

Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова,
была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее
в своих стихах под именем Милены.
См. подробнее о доме на Фонтанке:
Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин».

 
 

Беляева Н.В.
Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки
(главы из книги)

 

вернуться в начало

   

Цели:
1. Восстановить в памяти основные факты из жизни
М.В.Ломоносова.
2. Познакомиться с творчеством Г.Р.Державина на
примере некоторых стихотворений.
3. Вырабатывать умение работать с тестом.
4. Развивать интерес к творчеству Г.Р.Державина.

I. Проверка домашнего задания.
Задание: Работая в парах, составить
вопрос по биографии М.В.Ломоносова с тремя
ответами, один из которых верный. Таким образом
мы составим тест “Биография М.В.Ломоносова”.
(Тематика вопросов: 1 и 4 пара – детские и
юношеские годы, 2, 5 и 7 пара – академическая
деятельность, 3 и 6 пара – реформы Ломоносова).
Проверка: вопросы задавать от пары к паре
по кругу.

II. Новый материал.
1.Знакомство с биографией

Слог у него так крупен, как ни у
кого из наших поэтов.

Н.В.Гоголь

— Слова Гоголя можно считать эпиграфом ко всему
творчеству Державина.

Задание:
1. Записать в тетрадь с доски.
2. Самостоятельное изучение биографии:
письменно ответить на вопросы теста (карточки),
прочитав материал в учебнике.

Тест.

  1. Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния.
    Б. Пензенская губерния.  
    В.Самарская губерния.

  2. Когда родился?
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г.
    В. 1745 г.

  3. Где учился?
    А. Пензенская гимназия.
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

  4. Когда началась настоящая поэтическая
    деятельность?
    А. В 1770 г.
    Б. В 1777 г.
    В. В 1772 г.

  5. Укажите должности поэта при дворе.
    А. Сенатор.
    Б. Казначей.
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции.
    Д. Генерал.

  6. Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”.
    В. Развитие реалистического языка.
    Г.Онегинская строфа.

Проверка: рассказать биографию,
опираясь на опорные слова – ответы теста.

2.Чтение стихотворений.
Задание
: Учащиеся по рядам готовят
выразительное чтение стихотворений и ответ на
вопрос карточки с выбором ответа.

1 ряд читает стихотворение “Признание”.
Вопрос карточки: Какие стороны державинского
мастерства отразились в стихотворении?
А. Новая рифма.
б. Соединение “высоких” и “низких” слов.
В. Соединение мужской и женской рифмы.
Докажите примерами.

2 ряд читает стихотворения “На птичку”, “Река
времён”.
Вопрос карточки: Над чем заставляет
задуматься стихотворение “Река времён…”?
А. Всё, что создаёт человек вечно.
Б. Всё, что создано человеком, исчезнет, уйдя в
вечность.
В. Нужно больше трудиться, чтобы ты был вечен.

3 ряд читает стихотворение “Памятник”.
Вопрос карточки: Какова тема стихотворения?
А. Главное – воздвигнуть себе бронзовый памятник.
Б. Поэт бессмертен в своих творениях.
В. Родина у всех одна.

Проверка:
1-й ученик читает стихотворение.
2-й ученик отвечает на вопрос.
3-й ученик приводит примеры или дополняет.

III. Закрепление.
Эрудит – лото
— Цель последнего этапа урока: проверить как
усвоили материал при изучении творчества
М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
(В таблице обвести номер верного ответа. У
каждого ученика своя карточка “Эрудит – лото” и
тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).

Тест.

  1. Кто из поэтов был выходцем из дворянской семьи?
  2. А.. Державин;    Б.. Ломоносов.

  3. Сколько иностранных языков знал Ломоносов?
  4. А. 6;     Б. 2;     В. ни
    одного.

  5. Верно ли, что Державину не удалось закончить
    гимназию, где он учился?
  6. А. да;     Б. нет.

  7. Какие реформы в области литературы не
    принадлежат М.В. Ломоносову?
  8. А. Реформа стихосложения;
    Б. Реформа литературного языка;
    В. Реформа прозы.

  9. В чем проявилось новаторство Г.Р. Державина в
    области литературы?
  10. А. Новое содержание поэзии;
    Б. Соединение “высокого” и “низкого” стилей в
    поэтическом произведении, развитие
    реалистического языка.

  11. Теория “трех штилей” литературного языка М.В.
    Ломоносова относится:
  12. А. К реформе стихосложения;
    Б. К реформе литературного языка;
    В. К реформе в области науки.

  13. Кого из поэтов характеризует приведенное
    высказывание Белинского: “С него начинается
    наша литература, он был ее отцом”?
  14. А. М.В. Ломоносов;
    Б. Г.Р. Державин.

  15. Кому из поэтов принадлежит приведенный
    фрагмент стихотворения?
  16. Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.

    А. А.С. Пушкин;     Б. Г.Р. Державин;
         В. М.В. Ломоносов.

  17. Определите тему и главную мысль стихотворения
    Г.Р. Державина “Памятник” — вольный перевод оды
    Горация “К Мельпомене”.
  18. а. Назначение поэта – петь славу царям, и память
    о нем останется вечной, и поэт возвысится над
    толпой;
    б. Бессмертие поэта – в его творчестве.
    Основная заслуга поэта в том, что он мог истину
    говорить царям с “улыбкой”, петь о их
    добродетелях простым слогом

  19. . О ком Пушкин сказал: “Он был нашим первым
    университетом”?
    А.. Г.Р. Державин;     Б. Н.М. Карамзин;
         В. М.В. Ломоносов.

1

А

Б

 

2

А

Б

В

3

А

Б

 

4

А

Б

В

5

А

Б

 

6

А

Б

В

7

А

Б

 

8

А

Б

В

9

А

Б

 

10

А

Б

В

Проверка учителем:
(Оценки выставляются по количеству набранных
баллов.)
20-18 баллов – “5”
17-14 баллов – “4”
13-10 баллов – “3”
меньше 10 баллов – “2”

IV Итог урока.
Самостоятельно оценить свою работу, оценить
эффективность урока.

Гавриил Романович Державин (1743–1816 гг.) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель XVIII века при дворе Екатерины II. Автор первого неофициального гимна России.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство, образование, военная служба

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773–1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Творчество Державина

Незадолго до отставки Гавриил Державин подолгу жил в имении, принадлежавшем его второй супруге. Там он написал более 60 стихов и опубликовал первый том своих произведений.

Интересно, что помимо необыкновенно глубоких и философских стихотворений Державин написал несколько пьес.

Важно заметить, что творчеством Державина восхищался Александр Пушкин, который впервые встретился с ним на лицейском экзамене. Тогда Гавриил Романович находился в числе участников комиссии.

Совсем еще юный Пушкин произвел на него прекрасное впечатление. Державину даже хотелось обнять необыкновенно одаренного абитуриента, однако тот поспешно покинул помещение, где проходил экзамен, так как не в силах был сдержать слез.

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784–1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. В краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Подробная биография

Судьба Гавриила Романовича Державина удивительна: от обычного рядового солдата он поднялся по карьерной лестнице до министра Российской империи. Занимал пост губернатора двух областей и был личным советником Екатерины II.

Рожденный в 1743 году под Казанью в семье бедного дворянина Гавриил не мог мечтать о блестящем образовании. Рано ушел из жизни его отец, мальчик рос в селе Сокуры в родовом поместье.

Шестнадцатилетнем юношей Державин поступает на обучение в Казанскую гимназию, перед ним открывается мир поэзии Ломоносова, Сумарокова, он пытается начинать сочинять стихи.

В 1762 году Державин поступает в Преображенский полк рядовым гвардейцем. Первый офицерский чин прапорщика он получил после 10 лет службы. С 1773 года на протяжении двух лет Гавриил Романович участвовал в военных действиях против восстания Е.Пугачева. Занимаясь делопроизводством при штабе он имел возможность прикоснуться к первоисточникам событий того времени, поэтому неоценимым вкладом в изучение истории и хода событий крестьянской войны стали его записки. В этот же период появились в свете первые стихотворные произведения Державина.

Выйдя в отставку в 1777 году Гавриил Романович поступил на работу статским советником Правительственного Сената. Через год женился на шестнадцатилетней Екатерине Батидон, с который прожил в браке 17 лет, до скоропостижной кончины супруги.

Известность поэт получил после опубликования в 1782 году оды «Фелицы», которая восхваляла императрицы Российскую Екатерину II. С 1783 года Державин стал являться членом Императорской Российской академии.

С 1784 года на протяжении полутора лет Гавриил Романович занимал в Олонецкой губернии пост наместника. За свое недолгое правление он внес большой вклад в развитие губернии: построена и открыта первая городская больница, внедрена система городских судебных, финансовых и административных учреждений. Период жизни нашел отражение в творениях поэта «Буря», «Водопад», «Лебедь».

С 1786 года еще на два года Державин занимает пост губернатора Тамбовской губернии, где по его инициативе были открыты типография, театр, образовательные учреждения.

Активная жизненная позиция поэта помогли в продвижении по карьерной лестнице. С 1791 года Гавриил Романович служит кабинет-секретарем императрицы, через два года становится ее тайным советником , еще через два года назначается Екатериной II президентом Коммер-коллегии, с 1802 года по момента своего ухода на отдых становится министром юстиции. Все эти годы поэт не прекращал творить. В 1791 году им был написан первый гимн России. Еще при жизни Державина выходит в свет четырехтомник его произведений.

После окончания государственной службы Державин переезжает со второй женой Дарьей в свое именье Званки в Новгородской губернии. Детей у семьи не было и с 1800 года они взяли на воспитание детей погибшего друга поэта П.Лазарева. Одни из сыновей Михаил впоследствии будет первооткрывателем Антарктиды.

Оставшийся период жизни Державин посвятил литературе, им был основан литературный кружок «Беседы любителей русского слова». Скончался великий писатель в 1816 году.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Личная жизнь

В 1775 г. в биографии Державина произошло знаковое событие. Он женился на 16-летней Екатерине Бастион, родители которой были на службе у царской семьи.

Гавриил был безумно влюблен в девушку, и посвятил ей множество стихотворений.

Однако детей у них так и не родилось.

Некоторые биографы Державина утверждают, что именно в этот период жизни у поэта появился собственный стиль: он начал писать в жанре философской лирики.

При этом надо сказать, что хоть его стихи и печатались в некоторых изданиях, они не сделали его популярным.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II и принесшая поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина: «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и др.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Автор первого российского гимна

После того, как в 1791 г. русские солдаты под руководством Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, Державин написал одно из самых известных произведений в своей биографии.

Из-под его пера вышло стихотворение «Гром победы, раздавайся», которое легло в основу гимна Российской империи.

Пройдет более 40 лет, прежде чем текст гимна изменится на «Боже, Царя храни», который напишет русский поэт Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском).

Второй брак

В 1794 г. в биографии Державина произошла трагедия. Скончалась его супруга Екатерина, вместе с которой он прожил 19 лет.

Через год поэт женился на Дарье Дьяковой. В этом браке у него также не было детей. В итоге, супружеская пара воспитывала детей друга их семьи – Петра Лазарева.

Интересен факт, что один из этих детей – Михаил, в будущем стал известным адмиралом, ученым, губернатором Севастополя и открывателем Арктики.

Пик карьеры

Во время пребывания на престоле Павла 1, Державин занимал пост президента Коммерц-коллегии и государственного казначея.

Когда следующим императором стал Александр I, поэт оказался в должности министра юстиции. Стоит отметить, что как в первом, так и во втором случае ему удавалось прекрасно справляться со своими обязанностями.

В 1803 г. в биографии Державина произошло очередное важное событие. Он решил завершить государственную деятельность и полностью посвятить себя литературе.

Интересные факты

  • Род Державиных берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первая жена Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон – дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин с семи лет изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно отразилось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличия в государственной службе Державин Гавриил Романович был награжден орденом Александра Невского, орденом Святого Иоанна Иерусалимского (командирским крестом), орденом Святой Анны 1-й степени, орденом Святого Владимира 3-й и 2-й степеней.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Державина

Популярные темы сообщений

  • Как люди научились считать
    В древности наши предки объединялись в небольшие общины, где занимались охотой и собирательством, а добычу делили между собой. Например, ребенку давали «один» фрукт, а старцу давали «много». Древний человек не знал счета,
  • Мята (растение)
    Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного
  • Город Челябинск
    Челябинск – это город, расположенный на границе между Уралом и Сибирью по берегам реки Миасс. Город является крупным административным, экономическим, трудовым и культурным центром региона, а так же неофициальной столицей Южного Урала

Личная жизнь и зрелые годы

За всю свою жизнь Державин успел дважды жениться. Первой его избранницей стала юная дочь кормилицы князя Павла и камердинера в отставке португальского происхождения Екатерина Бастидон. Брак между отставным подпоручиком и 16-летней девушкой был заключен в 1978 году. К тому времени начинающий писатель успел не только полностью проиграться в карты, но и восстановить и даже приумножить потерянное состояние, выиграв баснословную по тем временам сумму в 40 тысяч рублей.

После 20-летнего брака случилось непоправимое — жена Державина, воспетая им еще при жизни как Пленира, трагически ушла из жизни в возрасте 34 лет, так и не родив ему наследников. Однако долго горевать вдовец не стал, повторно обручившись уже спустя полгода. На этот раз его выбор пал на помещицу Дарью Дьякову, позже прославившуюся как меценат, завещав фамильное поместье, доставшееся ей после смерти мужа, основателям женского монастыря.

К сожалению, и в этом браке не родились дети, что сподвигло Державина на совершение очень благородного поступка — взятия на попечение трех осиротевших племянниц своей второй супруги. Он воспитал девочек, как родных дочерей. Что же касается карьеры этого деятеля, то помимо литературы, в которой Державин проявлял явное мастерство, он вел активную политическую жизнь, хотя это было и непросто в силу особенностей его характера.

Удивительно, но за годы после своей военной отставки ему приходилось чуть ли не каждые несколько лет менять место службы, появляясь то в одной, то в другой губернии. Главными профессиональными направлениями в жизни дворянина стали следующие виды деятельности:

  1. Членство в первой Российской Императорской академии, открывшей свои двери еще в 1783 году.
  2. Принятие участия в составлении первого толкового русского словаря, работа над которым продолжалась в течение одиннадцати лет.
  3. В 1784 году он был отправлен в Петрозаводскую губернию (Олонецкое наместничество) для формирования административных органов управления и систем. Заслугой этого деятеля стало открытие губернской больницы. Все время он вел краткие очерки, которые чуть позже стали основой для написания многих замечательных стихов о Карелии («Буря», «На счастие», «Водопад» и пр.).
  4. В период с 1786 по 1788 год Державин прибыл на новое место службы — в Тамбов, на этот раз будучи откомандированным для организации и становления Тамбовского наместничества. За два года службы под чутким руководством чиновника был составлен план губернии, открыт ряд учебных классов, богаделен, больниц, сиротский приют и даже типография, в которой стала печататься первая провинциальная газета, названная на столичный манер «Тамбовскими известиями».
  5. В 1791 году Гавриил Романович пошел на повышение, став кабинет-секретарем императрицы и проработав в этой должности до 1793 года. В этом же году он удостоился чести быть произведенным в тайные советники с одновременным назначением в сенат.
  6. В течение года (1795—1796) возглавлял Коммерц-коллегию, созданную еще Петром I.
  7. В период с 1802 по 1803 год трудился министром юстиции.

Несмотря на головокружительную карьеру в высших чиновничьих кругах, Державин не переставал писать, выражая свое признание Отчизне, которую он пылко любил до последних дней.

Биография Г. Р. Державин

Реферат

На тему: биография Г. Р. Державин.

Ученика 8в класса

Ижбаева Рината

Русский поэт, представитель русского классицизма. Родился 3 июля 1743 в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Отец — армейский офицер. Родители не обладали образованием, но старались дать детям лучшее воспитание. Державин, родившийся очень слабым и хилым, «от церковников» научился читать и писать. В семь лет, когда семья жила в Оренбурге, его поместили в пансион «сосланного в каторжную работу» немца Розе, где за четыре года, Державин научился немецкому языку, отличаясь «чрезвычайной к наукам склонностью». Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности. Переехав в Казань, вдова отдала детей для обучения сначала гарнизонному школьнику Лебедеву, потом артиллерии штык-юнкеру Полетаеву. В 1759 Державин вместе с братом были помещены в гимназию. Научным предметам, «по недостатку хороших учителей», в гимназии «едва ли», по словам Державина, учили его «с лучшими правилами, чем прежде». За время пребывания в гимназии он усовершенствовался лишь в немецком языке и пристрастился к рисованию и черчению, оказавшись в числе первых учеников. В начале 1762, года за два до этого записанный в гвардию, он отправился в Петербург на службу и в марте он был уже в солдатских казармах. Двенадцать лет (1762 — 1773) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Он пристрастился к картам и, живя в отпуске в Москве, проиграл деньги, присланные матерью на покупку имения. Это едва его не погубило: он научился подборам карт, подделкам и прочим мошенничествам. «Впрочем, — прибавляет Державин, — совесть, или лучше сказать, молитвы матери, никогда его (в «Записках» Державин говорит о себе в третьем лице) до того не допускали, чтоб предался он в наглое воровство»; «когда не было денег, никогда в долг не играл»; «всегда содержал свое слово свято». «Когда случалось, что не на что было не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водой и марал стихи». «Марать стихи» Державин начал еще в гимназии. Несмотря на то что среди казарменной обстановки Державин «должен был, хотя и не хотел, выкинуть из головы науки», он продолжает «по ночам, когда все улягутся», читать случайно добытые книги, немецкие и русские, начинает переводить в стихах «Телемаха», «Мессиаду». Державина спасает Пугачевщина. В 1773 главным начальником войск, посланных против Пугачева, был назначен Бибиков и Державин, произведенный в офицеры, после десяти лет солдатской службы, решается лично явиться к нему с просьбой взять с собой в Казань как казанского уроженца. По приезде в Казань, Державин пишет Речь, которой казанское дворянство отвечало императрице на ее рескрипт. Он едет с секретными поручениями в Симбирск, Самару и Саратов. Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток «политичности». Суд над Державиным был прекращен, но все заслуги его пропали даром. По возвращении в Петербург, обойденный наградами, Державин вынужден был сам хлопотать о них, тем более что во время Пугачевщины унего были и материальные потери: в его оренбургском имении недели две стояли 40000 подвод, везших провиант в войско, причем съеден был весь хлеб и весь скот. Были поданы три просьбы Потемкину и императрице, и только в феврале 1777, Державину, была объявлена награда: «по неспособности» к военной службе, он с чином коллежского советника «выпускался в штатскую», несмотря на заявление о том, что он «не хочет быть статским чиновником». Ему жаловалось 300 душ в Белоруссии. Державин счел себя обиженным. Гораздо счастливее был он в это время в картах: осенью 1775, «имея в кармане всего 50 рублей», он выиграл до 40000. Вскоре Державин получает видную должность в сенате и в начале 1778, влюбившись с первого взгляда, женится на 16-летней Екатерине Яковлевне Бастидон, дочери камердинера Петра III, португальца Бастидона. Брак был самый счастливый. С красивой наружностью жена Державина соединяла кроткий и веселый характер, была начитана и любила искусства. Первые произведения Державина не удовлетворяли его самого, т.к. чаще всего это были прямые подражания Ломоносову. Перелом в поэтической деятельности происходит в 1778 — 1779, когда он избирает «особый путь, руководствуясь наставлениями Баттэ и советами друзей моих, Н.А. Львова, В.В. Капниста и Хемницера, причем наиболее подражал Горацию». Почти все его друзья были моложе Державина, но стояли гораздо выше по образованию. Служба в Сенате была непродолжительна. В сенате нужно было составлять роспись доходов и расходов на новый, 1784, год. Вяземскому хотелось довольствоваться росписанием и табелью прошлого года, но только что оконченная ревизия показала, что доходы государства значительно возросли. Державин указывал на незаконность желания генерал-прокурора и настоял на составлении новой росписи, «в которой вынуждены были показать более противу прошлого года доходов 8000000». Это был первый случай открытой борьбы Державина «за правду», приведший поэта впервые к горькому убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В феврале 1784 он должен был выйти в отставку, но несколько месяцев спустя был назначен олонецким губернатором. Не успел Державин приехать в Петрозаводск, как у него начались неприятности с наместником края, Тутолминым, и менее чем через год, Державин был переведен в Тамбов. Здесь он также «не усидел долго»: энергия его очень скоро привела к столкновению с наместником, возник ряд дел, перенесенных в сенат. Сенат, направляемый Вяземским, стал на сторону наместника и успел так все представить императрице, что она повелела удалить Державина из Тамбова. Дело постоянно откладывалось и явившийся в Москву Державин шесть месяцев «шатался по Москве праздно». Решение сената было крайне уклончивое и направлялось к тому, что т.к. Державин уже удален от должности, то «и быть тому делу так». Державин отправился в Петербург, надеясь «доказать императрице и государству, что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностях». На поданную им просьбу императрица приказала объявить сенату словесное повеление, чтобы считать дело «решенным», а «найден ли Державин винным или нет, того не сказано». После новой просьбы, 2 августа 1789 г. состоялся именной указ, которым повелевалось выдавать Державину жалованье «впредь до определения к месту». Ждать места ему пришлось более 2 лет. К поэту стали «ласкаться». Потемкин, «так сказать, волочился за Державиным, желая от него похвальных себе стихов». В декабре 1791 Державин был назначен статс-секретарем императрицы, но, не сумев угодить императрице, скоро «остудился» в ее мыслях. Державин, получив близость к императрице, больше всего хотел бороться с столь возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил императрице целые кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, чего от поэта вовсе не ждали. Поэт так «охладел духом», что «почти ничего не мог написать горячим чистым сердцем в похвалу императрице», которая «управляла государством и самым правосудием более по политике, чем по святой правде». Вредили ему и его излишняя горячность и отсутствие придворного такта. Уже через три месяца после назначения, императрица жаловалась Храповицкому, что ее новый статс-секретарь «лезет к ней со всяким вздором». Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет и в сентябре 1793 был почетно удален от службы императрице и назначен сенатором. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам, чтобы просмотреть целые кипы бумаг. С сенаторами он скоро рассорился и в начале 1794, сохраняя звание сенатора, был назначен президентом коммерц-коллегии. Должность, некогда очень важная, теперь была значительно урезана и предназначалась к уничтожению. Незадолго до своей смерти императрица назначила Державина в комиссию по расследованию обнаруженных в заемном банке хищений, что являлось доказательством доверия императрицы к правдивости и бескорыстию Державина. В 1793 Державин лишился своей жены, но через полгода вновь женился не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Женой стала Дьякова. Воспоминания о первой жене, внушившей ему лучшие стихотворения, никогда не покидали поэта, — 1782 — 1796 были периодом наиболее блестящего развития поэтической деятельности Державина. За время губернаторства (1785 — 1788) Державин почти не писал стихов. После воцарения императора Павла поэт сначала подвергся гонению «за непристойный ответ, государю учиненный», но потом одой на восшествие его на престол императора вернул его милость. Державин получает почетные поручения, делается кавалером мальтийского ордена, снова получает место президента коммерц-коллегии. При Александре I Державин одно время был министром юстиции (1802 — 1803). В 1803 Державин получает полную отставку. Последние годы жизни (1803 — 16) Державин проводил преимущественно в деревне Званке, Новгородской губернии. Он начинает увлекаться драмой и пишет произведения, называемые Мерзляковым «развалинами Державина». Живя по зимам в Петербурге, Державин, вместе с Шишковым, основал в 1811 литературное общество. Скончался 8 июля 1816 в деревне Званке. Тело его погребено в Хутынском монастыре (в семи верстах от Новгорода). Детей не было ни от первого, ни от второго брака.

.

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район курская область

конспект урока на тему:

«ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА,
его САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ»

(7 класс, Коровина В.Я.)

учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

701243 1

2017 год

Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа; показать живость и естественность стиха.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ устаревших слов.

– К каким стилям относит М. В. Ломоносов следующие жанры: поэма, ода, трагедия (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

Чтение стихотворения М. В. Ломоносова.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас…

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепление ее могущества, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе́ликс – счастливый) наряду с прославлением Екатерины II мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом…

Кого же имел в виду Державин? Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин – хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

Что поразило читателей оды, познакомившихся с этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I. (Чтение статьи учебника, с. 90, 1-й абзац.)

2. Работа по учебнику (с. 90).

– Почему все самодержцы отказывались от его службы? На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 90–91). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признавался в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, указывающими на то, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни в чем, поэт уверен, что осудить его не за что.)

– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Но не все правители хотели слышать о себе правду. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой в следующих строках.)

…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(«Памятник».)

– Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание.

– Найдите в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое».

Чтение стихотворения «На птичку».

– Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки. (Чтение стихотворения.)

– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)

Чтение учителем стихотворения «Река времен…», написанного за несколько дней до смерти.

– О чем размышляет автор в 1-й строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

– В стихотворении «Памятник» (1795) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Назовите художественные открытия поэта. (Ответы учащихся.)

Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.

  • Рассказы даль для детей читать
  • Рассказы деда шера слушать
  • Рассказы голявкина для детей 4 класс
  • Рассказы горина для 5 класса
  • Рассказы гоголя для детей