Рассказы цикла записки охотника урок в 10 классе

Конспект урока литературыи. с. тургенев записки охотника. россия в цикле рассказов.цели: а образовательные:- познакомить с содержанием рассказов и. с. тургенева

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия  в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий —  рассказ, цикл рассказов,  образ рассказчика;

— обучать анализу  рассказа;

б) развивающие:

— развивать память, воображение;

в) воспитывающие:

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской   технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными  заданиями:

                                                         Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления,  которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей,  драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова  – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

—  Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»?  Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева?  На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в  литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений.  Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель,  увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села  Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан  очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа  «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу.  Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

 — Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры  образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай).  Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.  Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите  иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа  «Бежин луг». Перескажите  рассказ.  Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите   мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ  рассказа  «Бирюк».  Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.          Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином.  Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова  к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?  

— Анализ  рассказа «Певцы». Перескажите произведение.  Опишите пение героев.  Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации  Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать?  Используя устное словесное рисование  создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто  объединяет эти рассказы? (образ  охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей»  Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство  в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками,  бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении?  (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям».  Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

4. Итог урока.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах  писателя?

5. Домашнее задание.

Читать  первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам  определите характеры этих героев.

Приложение.

Карточки с индивидуальными  заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.         

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая школа № 33»

«Записки охотника» — пролог литературной деятельности И.С. Тургенева

2015

Старый Оскол

Тема урока: «Записки охотника» — пролог литературной деятельности И.С. Тургенева

Слайд 1

Цель урока:

— познакомить обучающихся с «Записками охотника» — обвинительным актом самодержавия;

— пробудить интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева;

— воспитать внимательного и думающего читателя;

— выявить уровень знания учащимися текстов произведения.

Слайд 2

Оборудование:

портрет И.С. Тургенева, выставка книг писателя, эпиграф к уроку «Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?» (Д. Гранин), презентация, высказывания писателя:

«Нужно постоянное общение со средой, которую берёшься воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к собственным ощущениям; нужна свобода, наша свобода воззрений и понятий, и, наконец, нужна образованность, нужно знание!.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его симпатиями».

Тип урока:

изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 3

  1. Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке речь пойдет о человеке «большого и благородного сердца» — И.С. Тургеневе. Он тонок как писатель, его произведения порой сложны для понимания и, тем не менее, сразу, безоговорочно могут покорить сердце читателя. Давайте раскроем с вами «Записки охотника», которые являются прологом литературной деятельности писателя.

Слайд 4

Начинает звучать музыка П.И. Чайковского

1-й концерт для фортепиано с оркестром, часть II

Ученик — ассистент:

«Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что небо широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень… »

Слайд 5

Учитель:

Вам не кажется, что это написано о нас с вами. Ведь многие любят долго-долго глядеть в бездонное небо, следить, замирая, за трепетом листвы, за игрой солнечных бликов в густой зелени! Вот оно откровение, вот то, что мы чувствуем, но зачастую не умеем выразить словами.

Ученик — ассистент:

«Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака — и вот вдруг все это море, это лучезарный воздух заструится, задрожит беглым блеском, и поднимается свежее, трепещущее лепетанье…»

Слайд 6

Учитель:

Не каждый подберет такие слова, такие образы, которые помогли бы так ярко и точно выразить то, что видим и чувствуем. А он смог! Обратите внимание на то. Как удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи. И.С. Тургенев начал писать в 40-е годы XIX века. Что это было за время?

  1. Изучение нового материала

  1. Сообщение учащегося.

Слайд 7

«В Западной Европе в середине XIX века господствовали буржуазно- экономические отношения. В это время государственную мощь России с каждым годом все больше разъедало крепостное право — экономическое и политическое бесправие большей части нации. Поэтому крестьянский вопрос занимал центральное место в общественно-политической жизни страны 40-50 годов.

Решительным завоеванием литературы критического реализма явилось изображение человека из народа. Тургенев продолжил лучшие традиции этого направления. Он размышлял о предоставлении прав и свободы народу, обрекая эту мысль в слова о «долге» высших классов перед народом. Формированию такого взгляда во многом способствовала дружба с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, М.А. Бакуниным, Н.В. Станкевичем.

Факты собственной биографии Тургенева, видевшего истязания крепостных, дали материал для ранних произведений писателя. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел…»

В 1852 году отдельной книгой появились «Записки охотника».

  1. Работа над текстами рассказов из «Записок охотника».

Учитель:

В начале урока были зачитаны отрывки из рассказов И.С. Тургенева. Они светлые, лиричные. А вот перед вами другие примеры.

Слайд 8

«Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скоситься».

(«Касьян с Красивой мечи»)

Слайд 9

«Жила она в дрянной, полуразвалившейся избенке, перебивалась кое-как и кое-чем, никогда не знала, будет ли сыта завтра, и вообще терпела участь горькую».

(«Ермолай и мельничиха»)

Слайд 10

«В Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неимением ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… Но кто же назовет это отвратительное пойло водою?»

(«Певцы»)

Слайд 11

«Ей-богу, с голодухи детки пищат, сам знаешь круто, во как приходится».

(«Бирюк»)

Учитель:

Сравнив отрывки, ответьте: почему после выхода книги ее автор подвергся преследованиям, а цензор Львов был уволен без права поступления на службу. А ведь до этого рассказы в течение пяти лет появлялись в печати и цензура пропускала их. Свой ответ свяжите с эпиграфом урока.

Слайд 12

  1. Анализ рассказа «Бурмистр»

А) Прочитаем отрывок из рассказа от слов «… позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлович налил себе рюмку красного вина…» до слов «…насчет Федора … распорядиться…»

Б) Почему лакей не сказал ни слова?

В) Что самое стращное в поведении помещика?

Г) Почему тревожное волнение распространилось по селу, когда крестьяне Шипиловки увидели приехавшего барина?

Д) Что же теперь будет с Антипом?

Е) Дает нам автор ответ?

  1. Работа над картиной Н.В. Неврева «Торг»

Слайд 13

Учитель:

Содержание картины предельно простое: помещики ведут за столом мирную беседу. Они, как видно, готовятся запить вином самую обычную сделку. И товар для них обычный — крепостные крестьяне. Действие происходит в доме просвещенного помещика: на полках и даже на полу — книги, а на стене барометр, картина, портреты Мирабо, деятеля буржуазной революции и Александра I, известного либеральными воззрениями на заре своего правления. Чтение книг и приверженность к либерализму не мешают этому помещику торговать людьми.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что происходит?

  2. Кто перед нами: изверги, преступники, хорошие хозяева и отцы семейств, почитаемые в округе?

  3. Какие чувства мы испытываем, глядя на эту картину, — страх, жалость, недоумение, протест?

  1. Знакомство с отрывком из «Письма Белинского Гоголю»:

Слайд 14

«Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка».

Учитель:

Итак, зло узаконено государственной властью, торговля людьми, измывательства над ними возведены в норму общественной жизни. Поэтому и молчит Федор, герой тургеневского рассказа, которого через несколько минут будут «отечески учить» на конюшне, то есть сечь кнутом до крови; молчат, опустив глаза, крепостные, изображенные на картине, которых сейчас, как скот, поведут к другому хозяину. О том, что разбиваются судьбы, разъединяются семьи, унижается достоинство человека, мало кто думал из господ, считавших, что крестьяне не способны ни на какие чувства.

Итак, в чем же сила Тургенева как писателя? В поисках ответа не будем забывать, что автор «Записок охотника» — дворянин, помещик, семья которого владела 5000 крепостных. Отчего же писатель, выходец из среды крепостников, не только не обходит острых проблем русской действительности, но и обвиняет крепостничество, более того, раскрывает перед нами великую и прекрасную душу мужика — русского человека? Не найдем ли мы разгадку в воспоминаниях писателя?

Слайд 15

Ученик — ассистент:

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право».

Учитель:

И будущий писатель дает аннибалову клятву: бороться против него.

  1. Самостоятельная работа. Анализ рассказа (по выбору) по плану:

А) Каков сюжет рассказа (если прослеживается)?

Б) Как писатель рисует русского крестьянина?

В) Что поразило вас в этом произведении?

Г) Какова авторская позиция в рассказе?

Д) Как отразилось творческое кредо писателя в рассказе?

Учитель:

Опираясь на материал своего рассказа, ответьте на вопрос: «Каким образом автор «Записок охотника» утверждает право народа на освобождение»? Главный тезис своего ответа выразите одной фразой.

  1. Обобщение материала по таблице.

Слайд 16

«Записки охотника» (1847 — 1852)

Утверждение духовной красоты и величия простого человека, апофеоз народной России

Крестьяне:

Хорь

Калиныч

Касьян

Яшка — Турок

А

Н

Т

И

Т

Е

З

А

Помещики:

Господин Полутыкин

Господин Зверьков

Господин Пеночкин

Сопоставление не в пользу помещиков

Н А Р О Д Н А Я М Ы С Л Ь

Слайд 17

Учитель:

Вывод А.И. Герцена: «… смотрите, ведь они (крестьяне) больше похожи на людей, чем мы думали».

  1. Подведение итогов урока.

Слайд 18

  1. Домашнее задание: устное сочинение на тему «Родина в «Записках охотника».

Цели урока:

  • воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к
    русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева;
  • познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки
    охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие
    данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”,
    “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок
    охотника”;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать
    у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиапроектор;
  • портрет И.С.Тургенева;
  • рассказы “Записки охотника”;
  • иллюстрации к рассказам “Записки
    охотника”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  3. Беседа по прочитанным рассказам.
  4. Работа с текстом.
  5. Сообщение ученика о художниках-иллюстраторах “Записок охотника”.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Слово учителя (записи
в тетради).

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла
“Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой
судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала
“Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все
ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки
охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский:
“Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к
народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном
решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы
нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и
становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ
их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву,
хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного
человека”, Петра I, он поставил в
прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х
годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с
“толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот
общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного
мира романа-эпопеи.

В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт,
сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая,
мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая –
с другой стороны.

В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок
охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой
моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный
образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я
собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я
поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и
посвящены “Записки охотника”.

2. Особенности жанра “Записок охотника”.

Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных
автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
(Запись в тетради.)

II. Эвристическая беседа.

Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к
содержанию этих рассказов.

“Бурмистр”, 1847 г.

1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.

2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном
внутреннем мире?

− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару,
которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.

3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к
дворовым людям?

− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с
пренебрежительным оттенком.

4. Каково отношение автора к Пеночкину?

− Оно носит отрицательный характер.

5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?

− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил
старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и
поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В
народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

“Бирюк”, 1848 г.

1. Перескажите содержание рассказа.

2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже
подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?

− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до
последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.

3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью
их приводит автор?

− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание
крестьян.

“Певцы”, 1850 г.

1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных
героев.

2. Где происходит состязание?

− В кабаке.

3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей,
чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот
эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна
во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он
пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким,
словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).

4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?

− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.

5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

Рассказчик Тургенева – носитель добра.

III. Работа с текстом по вариантам.

Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи
настроения рассказчика и восприятия им природы.

− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои
“Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как
продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим
светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в
“Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и
реки, человека и леса, человека и степи.

IV.Сообщение ученика “Художники-иллюстраторы
“Записок охотника”.

1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.

Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году,
хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы
иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены
фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек
выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных
натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало
эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом
издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.

Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в
некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким
глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым
детским чтением.

Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица,
силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в
Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших
техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и
стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и
иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и
альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из
жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука”
очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем
проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С.
Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и
российских выставках.

2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926
годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном
факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении
32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент
профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий
кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева”
определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал
преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.

Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.

3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).

Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным,
что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал
известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель
“Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым
душам”.

Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал
анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал
различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать
акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью
передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”,
родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на
Международной выставке в Париже получил золотую медаль.

Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов
унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом.
Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не
получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств
поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).

Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не
увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи.
Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых
действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен,
пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают
динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения
человека и животных.

В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было
оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания
академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова
при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных
коллекций.

V. Итог урока (слово учителя, запись в
тетрадях).

Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к
гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в
“Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не
превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и
жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных
характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное
явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое
художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской
литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только
к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам”
Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.

VI. Задание на дом.

  1. Прочитать статью учебника стр. 215–222.
  2. Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к
    крестьянам?”


Презентация на тему: Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Литературные роды. Эпос.Лирика.Драма.

Описание слайда:

Литературные роды. Эпос.Лирика.Драма.

№ слайда 2
Эпические жанры.РОМАН.ПОВЕСТЬ.РАССКАЗ.

Описание слайда:

Эпические жанры.РОМАН.ПОВЕСТЬ.РАССКАЗ.

№ слайда 3
Биографиясемьи Тургеневых и история создания цикла рассказов «Записки охотника».

Описание слайда:

Биографиясемьи Тургеневых и история создания цикла рассказов «Записки охотника».

№ слайда 4
Рассказы цикла записки охотника урок в 10 классе

№ слайда 5
Биография – сложное слово греческого происхождения:bios – жизнь, graphe – пишу,

Описание слайда:

Биография – сложное слово греческого происхождения:bios – жизнь, graphe – пишу, т.е.письменно излагаю жизнь семьи Тургеневых.

№ слайда 6
И Морфологические признаки части речи:служебное слово (служит для связи); сочини

Описание слайда:

И Морфологические признаки части речи:служебное слово (служит для связи); сочинительный соединительный союз.

№ слайда 7
История - многозначное слово, обозначающее предмет в широком значении:Совокупнос

Описание слайда:

История — многозначное слово, обозначающее предмет в широком значении:Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества.Действительность в её развитии, движении.Рассказ, повествование.Происшествие, случай, событие.

№ слайда 8
ЦЕЛИ УРОКА. Познавательная: Познакомиться с историей семьи Тургеневых и определи

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА. Познавательная: Познакомиться с историей семьи Тургеневых и определить связь семейной жизни писателя с созданием цикла рассказов «Записки охотника». Развивающая: Учиться выделять главное при изучении темы.Воспитательная: Воспитывать настойчивость в достижении цели и умение отстаивать свою точку зрения.

№ слайда 9
«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А

Описание слайда:

«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол». «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев.

№ слайда 10
«До 1847 года г.Тургенев, начавший своё поприще стихами , не имел определённой ф

Описание слайда:

«До 1847 года г.Тургенев, начавший своё поприще стихами , не имел определённой физиономии как писатель, и можно сказать, что известность его в литературе началась с «Записок охотника»…» Н.А. Некрасов.«Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков.

№ слайда 11
План урока. Спасское – Лутовиново – колыбель И.С. Тургенева. В.П. Тургенева – бо

Описание слайда:

План урока. Спасское – Лутовиново – колыбель И.С. Тургенева. В.П. Тургенева – богатая и очень жестокая помещица.Увлечение И.С. Тургенева охотой.«Записки охотника» — вклад писателя в освобождение русских крестьян от крепостной зависимости.

№ слайда 12
Карта Орловской области.

Описание слайда:

Карта Орловской области.

№ слайда 13
«Колыбель» Тургенева – Спасское – Лутовиново.«Когда будете в Спасском, поклоните

Описание слайда:

«Колыбель» Тургенева – Спасское – Лутовиново.«Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь…»

№ слайда 14
Главный дом усадьбы.

Описание слайда:

Главный дом усадьбы.

№ слайда 15
Въезд в усадьбу.

Описание слайда:

Въезд в усадьбу.

№ слайда 16
Церковь Спаса Преображения.

Описание слайда:

Церковь Спаса Преображения.

№ слайда 17
Рассказы цикла записки охотника урок в 10 классе

№ слайда 18
Фамильный склеп.

Описание слайда:

Фамильный склеп.

№ слайда 19
Усадебный пруд.

Описание слайда:

Усадебный пруд.

№ слайда 20
Парк.

№ слайда 21
Главный дом в настоящее время.

Описание слайда:

Главный дом в настоящее время.

№ слайда 22
Кабинет.

№ слайда 23
Большая гостиная.

Описание слайда:

Большая гостиная.

№ слайда 24
Варвара Петровна Лутовинова(1787 -1850) «Сироты не бывают долго детьми. Я самабы

Описание слайда:

Варвара Петровна Лутовинова(1787 -1850) «Сироты не бывают долго детьми. Я самабыла сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

№ слайда 25
Сергей Николаевич Тургенев.(1793-1834) Столбовой дворянин, (Тургеневы вели свой

Описание слайда:

Сергей Николаевич Тургенев.(1793-1834) Столбовой дворянин, (Тургеневы вели свой род с 1440 года от татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер, красавец.

№ слайда 26
Гербы Тургеневых и Лутовиновых.

Описание слайда:

Гербы Тургеневых и Лутовиновых.

№ слайда 27
Крепостное право. Крепостное право(крепостничество) – форма феодальной зависимос

Описание слайда:

Крепостное право. Крепостное право(крепостничество) – форма феодальной зависимостикрестьян от помещика: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу.

№ слайда 28
Варвара Петровна как помещица В 1814 году она стала полновластной хозяйкой Спасс

Описание слайда:

Варвара Петровна как помещица В 1814 году она стала полновластной хозяйкой Спасского — Лутовинова и всех остальных поместий своего дяди И.И. Лутовинова, владелицей 5000 крепостных, тысяч десятин орловских и тульских благодатных земельДом – чуть не дворец, в 40 комнат.Свой крепостной оркестр.Своя крепостная труппа.« Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов слышал и вопли с конюшен, знал кого и за что забрили в солдаты, кого сослали в дальнюю деревню, кого опять драли…»Пожар в имении в 1839 году заставил Варвару Петровну продать труппу крепостных артистов, которая по свидетельству Мамина – Сибиряка дала основание драматическому театру в Екатеринбурге.

№ слайда 29
Портрет Тургенева – охотника. Тургеневполюбил охоту раньше, чем стал писателем,

Описание слайда:

Портрет Тургенева – охотника. Тургеневполюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

№ слайда 30
Краткая историко- литературная справка. 1818 год 28 октября – день рождения И. С

Описание слайда:

Краткая историко- литературная справка. 1818 год 28 октября – день рождения И. С. Тургенева.1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч».1852 год – вышли “Записки охотника” отдельной книгой., в которой насчитывается 25 рассказов и очерков, один из которых рассказ «Бежин луг».

№ слайда 31
С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские р

Описание слайда:

С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника». «Автор зашёл к народу с такой, с какой до него ещё никто не заходил»В.Г. Белинский.

№ слайда 32
Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «к

Описание слайда:

Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл.

№ слайда 33
«Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой

Описание слайда:

«Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

№ слайда 34
Содержание «Записок охотника». «Хорь и Калиныч»«Ермолай и мельничиха».«Малиновая

Описание слайда:

Содержание «Записок охотника». «Хорь и Калиныч»«Ермолай и мельничиха».«Малиновая вода».«Уездный лекарь».«Мой сосед Радилов».«Однодворец Овсянников».«Льгов».«Бежин луг».«Касьян с Красивой Мечи».«Бурмистр».«Контора».«Бирюк»«Два помещика».«Лебедянь».«Татьяна Борисовна и её племянник»«Смерть».«Певцы».«Пётр Петрович Каратаев».«Свидание».«Гамлет Щигровского уезда».«Чертопханов и Недопюскин».«Конец Чекртопханова».«Живые мощи».«Стучит»!«Лес и степь».

№ слайда 35
Основная тема и идея «Записок охотника» Тема. Изображение простого русского наро

Описание слайда:

Основная тема и идея «Записок охотника» Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянстваИдея. Протест против крепостного права.

№ слайда 36
Общественная значимость «Записок охотника». Когда произошла отмена крепостного п

Описание слайда:

Общественная значимость «Записок охотника». Когда произошла отмена крепостного права, император Александр II “просил передать Тургеневу, что “Записки..” сыграли большую роль в его решении освободить крестьян”, а в народной среде эта книга была признана лучшей.

№ слайда 37
Отзывы на рассказ «Бежин луг». Успех рассказа в слиянии светской личности автора

Описание слайда:

Отзывы на рассказ «Бежин луг». Успех рассказа в слиянии светской личности автора, естественном поведении детей и природы.«…Непосредственность простонародной задушевности и просвещённой культуры.» Пауль Гейзе.

№ слайда 38
Композиция и образы рассказа «Бежин луг». ПРЕКРАСНЫЙ ПЕЙЗАЖ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИ

Описание слайда:

Композиция и образы рассказа «Бежин луг». ПРЕКРАСНЫЙ ПЕЙЗАЖ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИОХОТНИК — РАССКАЗЧИККРЕСТЯНСКИЕ ДЕТИФедя Павлуша Илюша Костя Ваня

№ слайда 39
Бежин луг.

Описание слайда:

Бежин луг.

№ слайда 40
Современный Бежин луг

Описание слайда:

Современный Бежин луг

План урока:

Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева

Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»

Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»

Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»

Значение рассказов сборника «Записки охотника»

Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева

История написания сборника «Записки охотника»

Иван Сергеевич Тургенев появился на свет в семье дворян в 1818 г. Детство он провел в усадьбе Спасское-Лутовиново. С 9 лет обучался в различных пансионах Москвы. После получал образование в Московском, Петербургском и в Берлинском университетах. Первыми шагами Тургенева на литературном пути были романтические поэмы, стихотворения и небольшие повести.

В 1846 г. Тургенев лето провел в своем имении Спасское-Лутовиново, где большую часть времени посвящал охоте. Писатель с ружьем бродил по охотничьим угодьям Орловской, Курской и Тульской губернии, делал записи о русской природе, о встречах и разговорах с разными людьми. Вернувшись осенью в Петербург, он узнал, что поэт Н. Некрасов и литератор И. Панаев решили основать новый журнал для прогрессивных молодых литераторов. Им удалось перекупить права на издание журнала «Современник», который основал в 1836 г. А. Пушкин. После гибели поэта журнал издавал П. Плетнев, но издание уже не имело уже былой популярности.

Тургенев стал оказывать Некрасову активное содействие в выпуске обновленного журнала, первый номер которого вышел в начале 1847 г. «Современнику» предстояло стать ведущим журналом России. Благодаря этому изданию стали известны имена Н.П. Огарева, Д.В. Григоровича, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

1 zapiski ohotnika
 

С первым же выпуском журнала на Тургенева обрушилась настоящая слава, которая для него самого стала неожиданностью. Тургенев представил для публикации в журнале свои стихотворения и литературную рецензию. Но Некрасову не хватило материалов, и он обратился к Тургеневу с просьбой найти для печати еще какое-нибудь небольшое произведение. Тургенев отослал в журнал этнографический[1] очерк, который ранее не думал публиковать. Его напечатали в разделе «Смесь», в котором были размещены всевозможные статьи и заметки на хозяйственные темы. Издатели и автор недооценили значение очерка, которому Панаев предложил дописать подзаголовок: «Из записок охотника». У Тургенева никаких других «записок» тогда еще не было.

Очерк «Хорь и Калиныч» был замечен читателями и нежданно стал литературным открытием, вызвав интерес непривычной, свежей точкой зрения на русское крестьянство. В редакцию стали присылать письма с просьбой продолжить публикацию«Записок охотника». В течение трех лет Тургенев написал для журнала еще 21 очерк.«Записки охотника» сочли очерками, но при всей своей достоверности и документальности, они были лишены публицистической страстной риторики, наполнены глубокой художественностью. Всего было написано 25 очерков, которые композиционно объединены образом рассказчика. Повествование в «Записках охотника» ведется от лица Петра Петровича, дворянина и заядлого охотника из села Спасского, описавшего свои наблюдения во время охоты. Между рассказчиком и автором много общего: при создании произведений Тургенев использовал свои личные впечатления. Он сам писал, что вся его биография написана в его произведениях.

В 1852 г. «Записки охотника» были изданы отдельной книгой. Рассказы, написанные в годы жесточайшей цензуры, по отдельности не привлекали к себе внимания цензоров. Само название сборника наводило на мысль, что очерки написаны про охоту. Собранные в отдельное издание, они стали представлять собой произведение предосудительное для того времени. Цензор, давший разрешение на издание книги, был строго наказан и уволен.

Главное историко-литературное значение «Записок охотника» заключается в том, что Тургенев продолжил тему, затронутую Н. Карамзиным в повести «Бедная Лиза», в которой впервые была высказана мысль, что «крестьяне чувствовать умеют», а героиней стала крестьянка. Во времена крепостного права дворянство воспринимало крестьян как людей с низким уровнем сознания, невежественных, бесчувственных и грубых. Тургеневу удалось рассказать не только о жизни русского крестьянина, но и о глубине его души, в которой немало сложных и разнообразных чувств.Впервые полноправными персонажами произведений стали крестьяне. В. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» писал, что в «грубом, необразованном» человеке, как и в образованном, так же интересны «душа, ум, сердце, страсти, склонности». Подтверждением этой мысли стали «Записки охотника» Тургенева, в которых автор выразил веру в неистощимые силы народа. Писатель создал образ народа с живой душой, чувством собственного достоинства, жаждой воли, верой в лучшую жизнь, достойную человека.

2 zapiski ohotnika
Тургенев на охоте  

Образы крестьян написаны неоднозначно. Тургенев отметил ряд высоких качеств, порывов и чувств в душе простого русского человека: христианское смирение, человеколюбие, религиозность, чувство долга, чуткость, простоту. Вместе с тем указал на целый ряд отрицательных явлений в народной жизни: невежество, злоупотребления «разных кулаков» и «мироедов», раболепие,суровое отношение к женщинам, развращенность дворни[2], подражавшей привычкам своих господ. Но все же, как совершенно верно отмечал Л. Толстой, Тургенев искал в русском простонародье «больше доброго, чем дурного».

Тургенев не только описал картины крестьянской жизни и быта, ни и поднял вопрос о крепостном праве. В очерках немало трагических и комических сцен, характеризующих крепостных крестьян и помещиков, их взаимоотношения. Нередко по своим личностным качествам, чертам характера, уровню духовности образы крестьян намного превосходят образы помещиков. Впервые в литературе предстала во всей своей неприглядности «деятельность» крепостников, показано оскудение духовности и нравственности дворянства.С пониманием описывает Тургенев черты пробуждающегося самосознания крестьян, их недовольство своим бедственным положением. Тургенев создал необычайной силы произведение,обличающее крепостничество, он писал, что считает крепостное право своим главным врагом, с которым «не мог дышать одним воздухом», не мог «оставаться рядом с тем, что возненавидел». Это стало одной из причин, по которой Тургенев уехал за границу, где было создано большинство рассказов для «Записок охотника». Этот цикл рассказов открыл новую страницу в русской литературе, с него началась мировая известность Тургенева.

Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»

Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя

У многих героев рассказов «Записок охотника» были прототипы – это люди, которых знал Тургенев лично. Историю лесника из имения его матери, убитого крестьянами, он описал в рассказе «Бирюк», напечатанном в 1847 г. Словом «бирюк»св Орловской губернии называли мрачного и нелюдимого человека.

В незамысловатом содержании рассказа «Бирюк»описывается всего несколько часов из жизни Фомы Кузьмича, лесника. Однажды рассказчика, возвращающегося с охоты, застал ливень. Случайно встреченный лесник, прозванный Бирюком, предложил барину убежище в своей избе. Во время разговора с барином Бирюк заметил, что в лесу кто-то рубит дерево. Отправившись на стук топора, они поймали крестьянина-воришку, у которого Бирюк отобрал лошадь, а самого связал. Нарушитель стал оправдываться, что на кражу его толкнула нищета, дома голодные дети «пищат», умолял отпустить. Барину стало жалко крестьянина, он пообещал заплатить за срубленное дерево, если лесник отпустит виновника. Но лесник был непреклонен. Доведенный до отчаяния мужик стал оскорблять Бирюка и угрожать ему. Лесник, сжалившись, вытолкнул за дверь мужика, пообещав в следующий раз непременно наказать.

Бирюк – крепостной крестьянин, поставленный помещиком следить за лесом. На этой должности «даром господский хлеб» ему не достается. Он, честно следуя своему долгу,оберегает господский лес от пожаров, браконьерства, вырубки. Бирюка местные мужики боятся и недолюбливают, пытались «не раз добрые люди сжить его со свету», но не удавалось, потому что он был «силен и ловок, как бес». Несмотря на такое отношение к нему окружающих, Бирюк твердо следует моральным принципам, у него для воровства нет оправданий. Он и сам живет крайне бедно, но не позволяет ни себе, ни другим расхищать чужое.

Рассказчику довелось стать свидетелем того, как однажды поколебалась суровая натура Бирюка, пожалевшего и отпустившего несчастного мужика, доведенного до крайней степени бедности и срубившего дерево в барском лесу. Несмотря на суровый характер Бирюка, у него благородная душа, которой не чуждо милосердие.За внешним конфликтом в рассказе «Бирюк» проступает внутренний конфликт: в душе героя идет борьба между долгом и сочувствием. Бирюк переступил через исполнение своего долга и пожалел несчастного вора.

Внешности Бирюк был выдающейся. Высокорослый, плечистый, крепкого телосложения, сквозь промокшую полотняную рубаху выступали мощные мышцы. У него суровые и мужественные черты лица, обрамленные черной бородой. Взгляд карих глаз из-под густых бровей был смелым. Разговаривая, он упирается руками в бока, видимо, чувствуя себя в лесу как дома, по-хозяйски.

Фома Кузьмич живет вдали от людей, в лесу, один с двумя маленькими детьми. Жена сбежала от него к проезжему мещанину, и он замкнулся в себе. Он крайне беден, хотя его не раз пытались подкупить деньгами и вином, но он «ни на какую приманку не идет». В его избушке всего одна закопченная комната, освещаемая лучиной[3], с низким потолком, без полатей[4] и перегородок. Лишь стол в углу и лавка, посередине избы была колыбель с младенцем, которую покачивала Улита, двенадцатилетняя дочка лесника. На стене висел разодранный тулуп, у печки стояли горшки, в углу свалены какие-то тряпки. Помимо бедности, в этом запустении чувствовалось отсутствие хозяйки. Рассказчик с болью в сердце заметил про себя, что «не весело войти ночью в мужицкую избу».

Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»

Роль образов-символов

Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.

3 zapiski ohotnika

Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»

Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками

О богатстве внутреннего мира крестьянских детей повествуется в рассказе «Бежин луг», который был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник». Бежин луг, описанный в рассказе, находится неподалеку от деревни Тургенево в Тульской области на берегу речки Снежить.

Рассказчик после охоты вечером решил возвратиться домой. В сумерках он заблудился и вышел к лугу, увидел костер, около которого сидели дети. Они следили за табуном лошадей, который вечером пригоняли пастись до рассвета. Рассказчик решил заночевать недалеко от костра, а утром отправиться домой. Ночью он стал невольным свидетелем общения ребят.

4 zapiski ohotnika

Главные герои рассказа «Бежин луг» – пять крестьянских мальчишек.Деревенские ребятишки, следя за табуном, рассказывали друг другу занимательные и страшные истории про нечистую силу. Эти истории, рассказываемые ночью у трепещущего пламени костра, полны завораживающей мистики. Чувство страха, возбуждающее фантазии детей, заставляет их верить в таинственные образы своих рассказов. Делились мальчики историями о леших, домовых, русалках, водяных, оборотнях, о таинственных голосах и привидениях. Мистические суеверия и предчувствия, вера в приметы в их рассказах берут истоки в языческих представлениях об окружающем мире.

Образы мальчиков-рассказчиков нарисованы с тонким психологизмом. По характеру и внешности все мальчики весьма отличны друг от друга. Они из семей с разным достатком, выпас лошадей ночью не для всех рабочая обязанность. В их детских лицах угадываются черты характера, которые разовьются со временем в зрелом возрасте.

Самым старшим из мальчиков был Федя. Он, судя по внешнему виду, был выходцем из богатой семьи, в ночное поехал не по принуждению, а ради потехи. Он был одет в пеструю рубаху и новый армячок[5], обут в собственные сапоги, гребешок, привязанный к поясу, показывает, что он следит за своим внешним видом. Федя, хотя и старается общаться с товарищами на равных, иногда все-таки подчеркивает свое положение «значительной» немногословностью, покровительственной манерой говорить, снисходительной улыбкой. Если Федя – лидер по возрасту и достатку, то Павлуша – лидер идейный, у него в голосе «звучала сила».

5 zapiski ohotnika
Федя 

Павлуша из небогатой крестьянской семьи, одет бедно: в простую рубаху и заплатанные порты. У него широкоскулое бледное рябое лицо с большим ртом,всклоченные волосы на «огромной» голове, приземистая и неуклюжая фигура. Павлуша умен и деловит, у него натура рассудительная и уравновешенная, он умет успокоить испуганных мальчишек. Он способен с лукавым здравомыслием ко многому отнестись критически, а в страшном подметить смешное.Павлуша внимателен к другим: заметил, что Ваня не ест картошку. Он следил за костром, сходил за водой к речке, понимая, что младшие страшатся ходить в темноте. А когда залаяли собаки, первым бросился проверить, не волк ли подкрался к лошадям.В нем намечаются черты мужичка-работника, не впадающего в панику, оценивающего спокойно и без страха житейские обстоятельства. Это спокойствие сродни «фатализму[6]», засевшему в его сознании верой вто, что «своей судьбы не минуешь». Павлуша не чужд простонародных суеверий, верит в предсказания, но стремление всему найти естественное объяснение – характерная черта его ума. Не суждено было Павлуше вырасти, в конце рассказа автор упомянул о гибели мальчика, который спустя год разбился, упав с лошади.

6 zapiski ohotnika
Павлуша 

Внешность Ильюши невзрачна, как и у Павла, но одет он аккуратнее: в новую черную свитку[7], подвязанную веревкой, новые лапти и онучи[8]. Он был подслеповат, с продолговатым лицом, горбоносый. Светлые волосы торчали из-под шапочки из войлока. Ильюша безоговорочно верил самым нелепым байкам. У него хорошая память, он знает множество фантастических поверий, верит в сны и приметы, уверен, что мир полон добрых и злых духов. Мальчику нравится рассказывать страшные истории. Пошедшего за водой Павлушу он серьезно предупреждает о водяном, который может вцепиться в руку и утащить на дно.

7 zapiski ohotnika
Ильюша 

Костя выделяется в компании мальчиков. Во внешности мальчика рассказчика особенно привлекли огромные, черные, блестевшие глаза, смотревшие печально и задумчиво. Он верит всем рассказам, может искренне признаться, что боится. Вера Кости в фантастические образы несколько иная: он может прочувствовать красоту народных представлений, как поэт. Костя – задумчивый мечтатель. Услышав, что птицы летят в страны, где зимы никогда не бывает, он, вздыхая, задумчиво закрыл глаза. Видимо, он мечтал сам побывать в иных странах.

8 zapiski ohotnika
Костя 

Самый маленький из всех – Ваня. Рассказчик не сразу обратил на него внимание, потому что «смирнехонько» лежащий под рогожей мальчик почти ничего не говорил, изредка высовывая из укрытия русую курчавую головку. Отчего молчалив Ваня, неизвестно. Может, от робости или потому, что младше всех. Но он обратил внимание ребят на красоту ночного неба, на котором «божьи звездочки, что пчелки роятся». Еще проявилась такая черта характера Вани, как бескорыстие. Предложенные ему гостинцы он предлагает отдать сестренке.

9 zapiski ohotnika
Ваня 

При всех различиях, мальчики во многом похожи. Они любознательны, хотя малограмотны и суеверны, верят в невероятные истории, страшатся ночных непонятных звуков. Их истории вторят рассказам взрослых, они передают услышанное от старших. Так, в их рассказах раскрылись красочные народные поверья. Костя поведал историю о русалке, которая пыталась заманить плотника Гаврилу. Илья рассказал несколько историй. Одна из них была про шумного домового на местной фабрике, который пугал работников. Другая – о нечистой силе у местной плотины, которая приняла облик белого барашка, напугав проезжавшего подвыпившего крестьянина своим страшным оскалом. У той же плотины встречался призрак покойного барина, который бродит в поисках разрыв-травы. Призраки появляются и у церкви в определенный день, предсказывая, кто скоро умрет. Поведали Ильюша с Павлом о неуязвимом и загадочном Тришке, существе, которое появится перед концом света. Павлуша рассказал о солнечном затмении – «небесном предвиденье», которое в деревне всех напугало. Вспомнили еще мальчики в своих рассказах истории про лешего, водяного, оживших утопленников.

В рассказе «Бежин луг» даны красочные описания прекрасного июльского дня и великолепной «торжественной» и «царственной» ночи. Тургенев, человек с прекрасным образованием, тонко сумел передать красоту окружающего мира,особенно причудливые состояния ночной природы, таинственность безлунного ночного неба с мерцающими «бесчисленными золотыми звездами».Тургенев также показал, что понимать и видеть красоту природы могут даже простые крестьянские ребятишки.

Значение рассказов сборника «Записки охотника»

Велико художественное значение рассказов Тургенева.Помимо прекрасных описаний природы средней полосы России, Тургенев создал целый ряд русских общенародных типов с общечеловеческими чертами. Причем настроение и характер пейзажей рассказов соответствует натуре героя или определенной сцене из его жизни. Кроме художественного значения, эти правдивые очерки о жизни русского простонародья в свое время имели и большое общественное значение. Они оказали значительное влияние на взгляды современников, обратив их внимание на бедственное положение русского крестьянства. Сборник «Записки охотника» сыграл определенную роль в истории. Он произвел сильное впечатление на наследника русского престола, будущего императора Александра II, впоследствии отменившего в 1861 г. многовековое рабство крестьян в России.

Словарь

1. Этнографический – изучающий культурно-бытовые особенности какого-либо народа

2. Дворня – крепостные крестьяне, прислуживавшие в доме помещика

3. Лучина – продолговатая щепка, которую поджигали для освещения в избе

4. Полати – деревянная лежанка у печи

5. Армячок – верхняя долгополая одежда из грубой ткани

6. Фатализм – слепая вера в предначертания судьбы

7. Свитка – верхняя одежда из домотканой грубой ткани, куртка

8. Онучи – кусок ткани, которой обматывали ноги, портянки

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Бирюк», 1977; «Бежин луг», 1937

  • Рассказы циника аверченко содержание
  • Рассказы чарушина 2 класс внеклассное чтение
  • Рассказы цепной структуры для дошкольников
  • Рассказы циника о чем спектакль
  • Рассказы чайковского для детей