МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №30 г.о. Химки Дошкольное отделение «Бибигон»
ПЕДСОВЕТ:
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ».
(Мастер класс для педагогов)
Подготовила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Константинова Эльвира Николаевна
Химки-2020г.
Цель мастер класса: популяризация метода наглядного моделирования — «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.
Задачи:
— раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Актуализация.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок не только научился отчетливо произносить все звуки русского языка, приобрел достаточный лексический запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения, предложения в связные высказывания — обладал сформированной связной речью.
Проблема
Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются, когда слышат задания: «Составь рассказ!»
Нарушения
Актуальность данной проблемы подтверждается данными диагностического обследования. Проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий
С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.
Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это — ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.
Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой еще в 1989 году.
В настоящее время она находит своё отражение в работах многих современных авторов (таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.)
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
-Что же из себя представляет текст цепной структуры?
В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно — графическая схема.
-на первом месте — изображение предмета или живого объекта,
-на втором — действие в виде стрелки;
-на третьем — изображение нового предмета или живого объекта сюжета
Предметно-графическая схема или
картинно–графический план выглядит так:
-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.
— Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.
-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.
— Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.
«Новый год»
Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 — 7 предложений (зачитать)
Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно — графические схемы по картинно — графической схеме.
1.Рассмотрите с детьми картинку.
2.Предложите назвать слова только с заданным звуком («Р, Рь»)
3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.
4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)
5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.
6. Предложите вспомнить, как начинался рассказ.
7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.
8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.
9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).
10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему.
Игры и упражнения
В старшем возрасте задания могут усложняться.
Например: предложить отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей. Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
В работе с картинно — графической схемой необходимо уделить особое внимание словарной работе.
Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить такие задания:
-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
-какое слово – действие еще можно сказать?
-послушайте мои слова и выберите нужное!
-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла
Таким образом, отрабатывать каждое предложение.
Практическое задание.
1 шаг. — Уважаемые коллеги, для выполнения практической работы, прошу разделиться на 2 группы.
1 группа составить текст цепной структуры по картине «Наш сад»
2 группа составить текст цепной структуры по картине «Как мама и папа покупали мебель»
2 шаг — Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к выполнению работы рассмотрим сюжетные картинки к вашим рассказам.
3 шаг. Каждой группе участников мастер класса раздать:
— картинно — графические схемы для составления рассказов;
— памятку с заданиями;
— памятку «Алгоритм обучения пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно — графические схемы»
4 шаг. Предложить педагогам провести фрагмент занятия по обучению рассказыванию по картине со своими коллегами из параллельной группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Рябинушка»
Консультация для педагогов
«Применение рассказов цепной структуры для развития связной речи дошкольников» .
(речевое сопровождение к слайдам)
Подготовила: учитель-логопед Захарова
Марина Александровна.
Рассказы цепной структуры
Слайд 1. Сегодня мы с вами поговорим о рассказах цепной структуры и их применении для развития связной речи дошкольников.
? На какие виды мы подразделяем НОД по развитию связной речи
? На этих занятиях мы развиваем монологическую речь.
Слайд 2. Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Слайд 3. Для дошкольников, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.
Развитие связной монологической речи является важным аспектом для подготовки к овладению чтением и письмом.
Слайд 4. На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у дошкольников, предложены различные методики обучения рассказыванию. С целью оптимизации работы по развитию связной речи я предлагаю рассмотреть и в дальнейшем использовать тексты цепной структуры.
Это методика была предложена Валентиной Константиновной Воробьёвой в 1989 году.
Слайд 5. Под цепной связью понимается «структурное сцепле-ние предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем» (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)
Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Как показывает практика, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Слайд 6. Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.
Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с той же картинки, которой закончилось предыдущее. А к одной и той же картинке можно придумать несколько слов, характеризующих эту картинку.
Слайд 7. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Слайд 8. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. А в дальнейшем самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
В процессе работы предусматриваются тренировочные упражнения, которые помогают детям быстрее освоить принцип связи слов в предложении, а также показывают связь между предложениями в тексте цепной структуры.
Помимо этого включаются упражнения и задания, на материале которых дошкольники учатся обнаруживать места разрыва мысли, что подкрепляется аналогией с разорванной цепочкой.
Сейчас мы с вами самостоятельно попробуем составить рассказ при помощи графических схем и выполним различные задания для закрепления понятия смысла цепной структуры.
Слайд 9.
(Примеры на слайде)
Далее, когда дети хорошо усвоили смысл построения рассказа, им предлагается наполнить, украсить рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью прилагательных, наречий, слов — антонимов.
Допустим ввести прямоугольник, значок запрета — другое слово, близкое по значению.
Слайд 10.
1. — Послушайте рассказ и рассмотрите на картинку.
У Нины был день рождения.
На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан.
К сарафану бабушка пришила карман.
А на кармане она вышила большой красный мак.
Красный мак ещё больше украсил сарафан.
Нарядный сарафан очень понравился Нине.
— В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.
— 2. После прочтения рассказа детям дается задание: Задание!!!
из предметных картинок, которые лежат на столе, отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.
3. Далее педагог предлагает найти картинки к первому предложению. Затем ко второму. Задание!!!
-Далее педагог обращает внимание на одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку
И т.д.
Слайд 11.
А теперь попробуем пересказать рассказ по графической схеме.
Для того, чтобы в сознании детей постепенно закрепилась представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого, в структуру занятия вводятся проблемно-игровые моменты.
Слайд 12. или предложения рассыпались.,
Слайд 13. «предложения поссорились» — практическое задание с места.
Слайд 14. «лишнее предложение» — практическое задание,
Слайд 15. «потерялось одно предложение» — практическое задание с места
Слайд 16. Послушайте рассказ.
Возле дома был газон.
На газон забежала коза.
Коза сломала розу.
Розу подняла Зоя.
Зоя отнесла розу домой.
Дома Зоя поставила розу в вазу.
Слайд 17. Практическая работа с места
Слайд 18. На прошлой неделе был праздник, посвященный дню народного единства и я готовила занятие. Давайте вместе с вами попробуем при помощи рассказа цепной структуры пересказать рассказ о Родине.
Родина
Место, где человек родился, называется Родиной!. Родина – это и страна, и город, и поселок. Поселок и город называют малой родиной. Родина большая – это целая страна. Наша огромная красивая страна называется Россия. Россия, мы тебя любим.
Вопросы к тексту:
Как называется место, где человек родился?
Что такое Родина?
Что называют малой родиной?
Что такое большая Родина?
Как называется наша огромная красивая страна?
Как мы относимся к нашей Родине?
Слайд 19. Пересказ (с места)
На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Слайд 20. Таким образом, использование данного метода в работе с дошкольниками позволяет:
Слайд 21. Во – первых решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.