Рассказы чехова читать детские

Автор: самый зелный 27.09.2021 итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. одиннадцатикласснику необходимо успешно сдать

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Одиннадцатикласснику необходимо успешно сдать итоговое сочинение. Только в этом случае он будет допущен до государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина«. В рамках данной темы выпускник может поразмышлять о значении понятия «гражданин». Работая над итоговым сочинением, автор рассматривает такие понятия, как личная ответственность гражданина и общественная справедливость. Кроме того, школьник должен задуматься о таких понятиях, как счастье и долг. Он должен проанализировать необходимость помощи тем, кто столкнулся с жизненными проблемами. Также в своем сочинении выпускник может рассмотреть возможные способы совершенствования государственного и общественного устройства.
Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для этого направления. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает истинное значение понятия «совесть» и его воплощение в поведении разных граждан. Ее отсутствие и является корнем всех общественных проблем.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Когда гражданин дистанцируется от всех общественных проблем, он проживает унылую жизнь пискаря, который отравил свое существование постоянным страхом.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это произведение посвящено раскрытию темы социальной несправедливости в России.
  4. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист». Нельзя романтизировать социальные проблемы и закрывать глаза на проблемы страны, ведь на любого такого идеалиста найдется своя щука.
  5. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». Авторитарная власть и пассивное общество — вот условия, при которых общественные проблемы не решить никак.
  6. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Богатырь». Одними лишь обещаниями и ожиданиями никак не решить те задачи, которые стоят перед нашей страной.
  7. И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч». Автор подробно описал менталитет русских людей и их уникальность.
  8. И.С. Тургенев, «Му-му». В данном рассказе рассматриваются извечные проблемы России, которые не дают нашим людям стать счастливыми: деспотизм власти, рабство народа, алкоголизм, равнодушие друг к другу.
  9. М. Горький, «Старуха Изергиль». Счастье достижимо, если человек находит призвание, которое по-настоящему полезно для общества. А вот если он пойдет против людей, то его судьба приведет к трагедии.
  10. М. Горький, «Челкаш». Социальные предрассудки несправедливы и далеки от реальности: вор Челкаш оказался благороднее и честнее, чем крестьянский паренек Гаврила.
  11. И.С. Тургенев, «Певцы». Феноменальные таланты русских людей губит их же пристрастие к алкоголю, буйству, пагубным страстям.
  12. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал на войне инвалидом, но от государства не получил ничего. А ведь у гражданина страны есть не только права, но и обязанности.
  13. А.П. Чехов, «Переполох». Избежать несправедливости и попрания своих прав может только тот человек, который отказывается оставаться «маленьким». Так и Мария, столкнувшись с нарушением личных границ и чудовищным обвинением, покинула работодателя немедленно, не желая терпеть унижения. Для всех этот пример будет поучительным.
  14. А.П. Чехов, «Невеста». Добиться счастья на Руси может только тот, кто готов за него побороться с судьбой. Если бы Надя не совершила смелый шаг и не уехала из родного дома учиться, то ее жизнь осталась бы тусклой и скучной.
  15. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Сложные реалии жизни мешают людям развиваться и учиться, но доброта и сочувствие со стороны способны решить эту проблему. Ведь смогла же учительница поддержать бедного мальчика и сделать так, чтобы он все-таки продолжил обучение.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Главный герой расточителен и не ценит даров природы. Жадность берет верх и тогда, когда он ловит огромного осетра и не справляется с этим делом. Игнатьич едва не погиб, и эта ситуация научила его умерять жажду наживы и беречь то, чем наградил его родной край.
  17. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Главная героиня живет в нищете и в условиях социальной несправедливости. Крестьяне трудятся как рабы, а от государства получают минимум, который не дает даже выживать. Приходится нарушать закон и воровать торф. Но даже в этих обстоятельствах Матрена не теряет доброты и отзывчивости, помогает людям и делает мир лучше.
  18. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». Лида и рассказчик спорят о том, как решить социальные проблемы в России. Девушка настаивает на борьбе за свои права и открытии школ, а у художника более пассивная и эгоистичная позиция.
  19. А.П. Чехов, «Злоумышленник». Главная проблема русского народа — это невежество, которое мешает людям адекватно оценить свои поступки. Денис ворует гайки с железной дороги и делает возможными катастрофы, носящие сотни человеческих жизней.
  20. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Настоящий гражданин — это ответственный человек, который небезразличен к своему народу. Так, например, доктор Пирогов сам помог несчастной семье, попавшей в беду, и сделал жизнь своей страны лучше одним лишь отзывчивым поступком.
  21. А.П. Чехов, «Анна на шее». Никакое общественное устройство не сделает людей более нравственными, если они равнодушны друг к другу. Анна, например, после удачного замужества стала стыдиться своей семьи и не стала для нее опорой. Она возгордилась и бросила братьев и отца на произвол судьбы.
  22. А.П. Чехов, «Крыжовник». Человек не может называться гражданином, если наплевательски относится к обществу и думает лишь о себе. Так и Николай Иванович, став помещиком, забыл о других и зажил только для себя одного. Он наслаждался покоем и довольством, не думая о сотнях обездоленных и голодных.
  23. А.П. Чехов, «Спать хочется». Жестокость по отношению к детям ведет страну в тупик, ведь это наше будущее.
  24. Л.Н. Толстой «Три вопроса». Сюжет данного произведения является очень простым. Царь пытается найти ответы на три очень важных вопроса:
    Какое время надо помнить и не пропускать, чтобы потом не
    раскаиваться? Какие люди самые нужные? Какие дела самые важные?
    В своем произведении Лев Николаевич исследует внутреннее состояние человека. Автор, главным образом, анализирует моральные основы личности.
  25. М.Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки». Данное произведение заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях. В своем рассказе автор хотел донести до читателя простую истину. Добродетель может исправить любой порок. Данное произведение является очень жизненным и поучительным. Писатель сатирически показал примирение добродетели и порока. Автор утверждает, что лицемерие представляет собой большое зло. Ведь оно добро представляет в виде зла.
    Произведение учит человека, что необходимо жить по законам совести и чести. 
  26. А.П. Платонов «Юшка». В своем знаменитом произведении автор анализирует природу добра и зла, а также красоты человеческой души. Главный герой олицетворяет безграничную душу человека. Платонов размышляет о людях, которые совершают достойные поступки.
    Листая страницы известного рассказа, читатель осознает, что в мире существуют не только злые и эгоистичные люди. Можно встретить невероятно добрых и порядочных людей, преданных своим моральным принципам до конца своих дней. Именно таким гражданам действительно живётся хорошо. В данном рассказе писатель раскрыл тему истинных и ложных ценностей. 
  27. А. П. Чехов «В аптеке». Выдающийся русский писатель раскрыл тему равнодушия в своем рассказе. Главным персонажем данного произведения является учитель, фамилия которого Свойкин. Однажды герой простудился. Поэтому ему было необходимо сходить в аптеку за лекарством. Персонаж думал, что здесь работают отзывчивые и вежливые люди. Однако оказалось, что совсем наоборот. Героя обслуживал совершенно безразличный провизор, который только ухудшил душевное и физическое состояние персонажа. В произведении писатель показал полное безразличие людей друг к другу. К сожалению, такая тенденция свойственна и современному миру. Автор призывает всех быть внимательнее к окружающим. И тогда все станут счастливее. 
  28. А.П. Чехов «Размазня«.  В данном произведении писатель затронул свойственную отечественной литературе тему «маленького человека».
    В рассказе Чехов показывает участь тех людей, которым приходится терпеть беззаконие и несправедливость. «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!», ‐ данное высказывание передаёт основную мысль рассказа. Антон Павлович рассматривает человеческую слабость и силу, а также доказывает, что русским людям мешает быть счастливыми их безграничная терпимость по отношению к несправедливости.
  29. А. П. Чехов «Темнота».  В данном рассказе Чехов поднял тему «маленького человека. Главным героем произведения является молодой человек, которого зовут Кирилл. В первую очередь, герой беспокоится не за себя, а за своих родных и близких. Кирилл из последних сил пытался помочь своему брату Василию, который попал под арест. В своём произведении Антон Павлович показал, как легко незаслуженно попасть в сети судебной машины, и как сложно из них выбраться. Рассказ Чехова «Темнота» является поучительным и жизненным. 
  30. В. Шукшин «Обида». Сашу Ермолаева обидели незаслуженно. В своем произведении Шукшин поднял проблему несправедливости, обиды, злости, равнодушия. Нравственные проблемы, затронутые в рассказе, могут коснуться каждого человека. Автор призывает читателя быть вежливее и внимательнее к окружающим. Это и поможет нам улучшить жизнь в России для каждого человека.

Метки: 11 классвопрос гражданинадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКому на Руси жить хорошосписок книгсписок литературы

Читайте также:

25 прочитали 7 планируют 233 рецензии 127 цитат

  • Детская проза
  • Русская классика для детей

В книгу вошли рассказы А.П.Чехова “Ванька”, “Каштанка”, “Беглец”, “Мальчики”, “Спать хочется”, “Белолобый” и другие произведения.

Книга адресована читателям младшего школьного возраста.

Серия: Мальчишкам и девчонкам
Издательство: Московский рабочий

Все рассказы Чехова для детей в одной подборкеВсе рассказы Чехова для детей в одной подборке 2021-09-21 21:55:05 www.livelib.ru/review/2298112

21 сентября 2021 г. 21:55

346

Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать…
/Самуил Маршак/

Для меня досуг с чеховской прозой – это время, проведенное с пользой. Ну, нравится как он пишет, ничего не могу с этим поделать. Что интересно, сюжет не обязательно должен быть уморительно смешным и развлекательным.

Потому что у Антона Павловича, даже если трагедия, то в самую душу с болезненным послевкусием. Так получилось здесь, в рассказе “Спать хочется”.

Как мастерски автор умудрился на нескольких страницах текста выразить столь разные состояния, эмоции, чувства.

О девочке Варе, находящейся в услужении у семьи сапожника. Наколоть дров, вскипятить самовар, вымыть пол, обслужить гостей, всё это ещё можно терпеть. Но вот чистить картошку, с которой длинной лентой серпантина сползает…

Развернуть Я представляю интересы автора этой книги Всего 233 2021-09-21 21:55:05 www.livelib.ru/review/2298112

21 сентября 2021 г. 21:55

346

Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать…
/Самуил Маршак/

Для меня досуг с чеховской прозой – это время, проведенное с пользой. Ну, нравится как он пишет, ничего не могу с этим поделать. Что интересно, сюжет не обязательно должен быть уморительно смешным и развлекательным.

Потому что у Антона Павловича, даже если трагедия, то в самую душу с болезненным послевкусием. Так получилось здесь, в рассказе “Спать хочется”.

Как мастерски автор умудрился на нескольких страницах текста выразить столь разные состояния, эмоции, чувства.

О девочке Варе, находящейся в услужении у семьи сапожника. Наколоть дров, вскипятить самовар, вымыть пол, обслужить гостей, всё это ещё можно терпеть. Но вот чистить картошку, с которой длинной лентой серпантина сползает…

Развернуть

Не сильно совру, если скажу что практически для всех жителей СССР  знакомство с Чеховым начиналось с этого рассказа. Я вернулся к нему через сорок лет, и вот ведь что интересно, восприятие не изменилось: так же , как и много лет назад, очень жаль этого мальчика…

Всего 127

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Чехов рассказы для детей читать

Подробности

Опубликовано: 16 августа 2017

Просмотров: 345198

Чехов рассказы для детей читать

Все рассказы Чехова для детей в одной подборке

О творчестве А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

В многочисленных рассказах Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

  • Содержание
  • Аптекарша
  • Актерская гибель
  • Антрепренёр под диваном
  • Анюта
  • Архиерей
  • Баран и барышня
  • Беззаконие
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • Без места
  • Беседа пьяного с трезвым чёртом
  • Блины
  • Брак через 10-15 лет
  • Брожение умов
  • Ванька
  • В аптеке
  • В вагоне
  • Винт
  • В овраге
  • В ландо
  • В Париж!
  • Вверх по лестнице
  • Ведьма
  • Визитные карточки
  • Восклицательный знак
  • Врачебные советы
  • Встреча весны
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гость
  • Грешник из Толедо
  • Гриша
  • Дачники
  • Два газетчика
  • Двадцать девятое июня
  • Делец
  • Детвора
  • Дома
  • Дочь Альбиона
  • Длинный язык
  • Дорогая собака
  • Душечка
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Жених и папенька
  • Женское счастье
  • Жёны артистов
  • Жизнь в вопросах и восклицаниях
  • Заблудшие

Забыл!!

  1. Задачи сумасшедшего математика
  2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
  3. Злой мальчик
  4. Записка
  5. За яблочки
  6. Зелёная Коса
  7. Зеркало
  8. Злоумышленник
  9. Из воспоминаний идеалиста
  10. Индейский петух
  11. Интеллигентное бревно
  12. Ионыч
  13. Исповедь, или Оля, Женя, Зоя
  14. Канитель
  15. Каштанка
  16. Клевета
  17. Конкурс
  18. Контрабас и флейта
  19. Конь и трепетная лань
  20. Корреспондент
  21. Который из трёх?
  22. Кухарка женится
  23. Летающие острова
  24. Лошадиная фамилия
  25. Мальчики
  26. Маска
  27. Мёртвое тело
  28. Мои жёны
  29. Мой юбилей
  30. Моя беседа с Эдисоном
  31. Мыслитель
  32. Налим
  33. На чужбине
  34. Нервы
  35. Не в духе
  36. Не судьба!
  37. Неудача
  38. Нечто серьёзное
  39. Ниночка
  40. Новогодние великомученики
  41. Ночь на кладбище
  42. Ну, публика!
  43. О бренности
  44. Общее образование
  45. Оратор
  46. Отец семейства
  47. Открытие
  48. Панихида
  49. Папаша
  50. Пересолил
  51. Первый дебют
  52. Перед свадьбой
  53. Переполох
  54. Радость
  55. Размазня
  56. Репетитор
  57. Розовый чулок
  58. Смерть чиновника
  59. Толстый и тонкий
  60. Унтер Пришибеев
  61. Хамелеон
  62. Экзамен на чин

Детские рассказы Антона Павловича Чехова

Peskarlib.ru > Русские авторы > Антон ЧЕХОВ

Все рассказы Чехова для детей в одной подборке

Антон Павлович Чехов детскую литературу не любил. И великого русского писателя можно понять – на конец 19-го века детская литература представляла собой унылый набор деревянно-лубочных историй про мальчиков и девочек, сделанных из леденцов.

Даже Лев Толстой, создавая произведения для детей, не смог обойтись без дидактики и морализаторства. Чехов же смог написать немногочисленные рассказы для детей так, чтобы их было интересно читать не только маленьким читателям.  Читать далее…

Антон ЧЕХОВ

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Антон ЧЕХОВ

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Антон ЧЕХОВ

Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись. Было жарко, назойливо приставали мухи, и было так приятно думать, что скоро уже вечер. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда изредка потягивало влагой.

Антон ЧЕХОВ

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

  • Антон ЧЕХОВ
  • Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.
  • Антон ЧЕХОВ

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло.

Антон ЧЕХОВ

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

Антон ЧЕХОВ

Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег… Около строящейся купальни, под зелеными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами.

Антон ЧЕХОВ

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото.

Антон ЧЕХОВ

Это была длинная процедура. Сначала Пашка шел с матерью под дождем то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли желтые листья, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь.

Антон ЧЕХОВ

Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по бульвару. На нем длинный ватный бурнусик, шарф, большая шапка с мохнатой пуговкой и теплые калоши. Ему душно и жарко, а тут еще разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки.

Антон ЧЕХОВ

Становой пристав Семен Ильич Прачкин ходил по своей комнате из угла в угол и старался заглушить в себе неприятное чувство. Вчера он заезжал по делу к воинскому начальнику, сел нечаянно играть в карты и проиграл восемь рублей. Сумма ничтожная, пустяшная, но бес жадности и корыстолюбия сидел в ухе станового и упрекал его в расточительности.

Антон ЧЕХОВ

— Приходили от Григорьевых за какой-то книгой, но я сказала, что вас нет дома. Почтальон принес газеты и два письма. Кстати, Евгений Петрович, я просила бы вас обратить ваше внимание на Сережу. Сегодня и третьего дня я заметила, что он курит. Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос.

Антон ЧЕХОВ

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.

Строго говоря, к произведениям Чехова для детей можно отнести лишь рассказы «Каштанка» и «Белолобый». Именно их сам писатель рекомендовал своему издателю Г. И. Россолимо, когда тот решил издать сборник детских историй. Оба произведения можно отнести к лучшим писательским достижениям Чехова.

Рассказ о старой волчице и щенке с белым пятном на лбу очень трогателен. В общем-то хорошо закончившаяся история заставляет детей задуматься: успешная охота волчицы, которой почти нечем кормить своих детёнышей, неминуемо принесёт смерть другому животному. «Белолобый» стал одним из самых известных произведений русской литературы для детей.

Рассказ «Каштанка», изданный в 1887 году, относят к лучшим прозаическим трудам Чехова. История о старом клоуне, приютившем бездомную собачку, многократно переиздавалась и экранизировалась, а фразы из неё вроде «Ты как плотник супротив столяра» обрели самостоятельную жизнь.

У Чехова есть и другие произведения о детях. Все помнят хрестоматийного Ваньку Жукова, отданного в подмастерья сапожнику, крайне недовольного жизнью в городе вдали от дедушки Константина Макаровича. А адрес «На деревню дедушке» знают даже люди, ни разу не бравшие в руки книги Чехова.

Дети часто выступают героями юмористических рассказов Чехова. Их образы удавались писателю не хуже, чем характеры взрослых персонажей. Маленький Гриша, заболевший после прогулки с няней («Гриша»), азартные игроки в лото, вповалку заснувшие на маминой кровати («Детвора») даже в рамках коротких зарисовок выглядят живыми и красочными.

Произведения А.П.Чехова в круге детского чтения

Произведения А.П.Чехова в круге детского чтения

А. П.Чехов (1860—1904) вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел выявить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые мотивы поступков и слов. Развивая тему ≪маленького человека≫, традиционную для русской прозы 19 века, Чехов делал акцент на ответственности самого человека за свое унижение.

Он считал, что лучше не писать специально для детей, а ≪выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений≫.

≪Так называемая детская литература≫ вызывала у него стойкое неприятие, которое выражалось в остроумных замечаниях, насмешливых подражаниях плохим нравоучительным стихам, а то и в злой сатире на фальшь и безграмотность иных детских рассказов (≪Сапоги всмятку≫).

От этих взглядов Чехов не отступал на протяжении всего творческого пути, но все-таки два его рассказа были предназначены специально для детей — ≪Белолобый≫ и ≪Каштанка≫. Да и многие другие его рассказы вскоре после публикации во ≪взрослых≫ журналах входили в детское чтение.

В рассказах о детях с особой силой проявилось умение писателя видеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму, неустроенность, смятение чувств. Чехов, например, показывает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои

неудачи, унижения и т.п. Становой Прачкин из рассказа ≪Не в духе≫, проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утешения, как высечь сына Ваню. В рассказе ≪Лишние люди≫ член окружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он набрасывается на шестилетнего сынишку.

Событие в детской жизни — рождение котят. Дети строят планы их ≪прекрасного будущего,

когда один кот будет утешать свою старуху мать, другой — жить на даче, третий — ловить крыс в погребе≫. Взрослые, однако, не только не разделяют детской радости, но еще и смеются, бкогда происходит нечто ужасное: громадный дог съедает котят (≪Событие≫, 1886).

Ванька Жуков (≪Ванька≫, 1886), девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, стал хрестоматийным образом детского страдания. . И его мольбы звучат еще трагичнее оттого, что читатель понимает: никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано ≪на деревню дедушке≫.

Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толкнуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если представить себе ту пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька в рассказе ≪Спать хочется≫ (1888). Измученная девочка в бес сознании находит ≪врага≫, мешающего ей спать: это младенец.

И задушив его, она ≪смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая≫.

В рассказе ≪Гриша≫ (1886) маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять.

До этой прогулки Гриша знал ≪только четырехугольный мир≫, в котором бывают няня, мама и кошка. ≪Мама похожа на куклу, а кошка — на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста≫. Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. ≪Вероятно, покушал лишнее≫, — решает мама.

И Гриша, распираемый впечатлениями от новой, только что изведанной жизни, получает ложку касторки. Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чеховым в рассказе ≪Дома≫ (1887). Отец изыскивает средства воздействия на семилетнего Сережу, замеченного в курении.

Внимание писателя сосредоточено на том, как взрослый, разумный человек, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. В ≪Белолобом≫ (1895) очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица. Перед нами целая гамма ее переживаний: она ≪думает≫, ≪вспоминает≫, ≪решает≫ (прием антропоморфизма — очеловечивания животного).

Побывавший в ее логове щенок остался в живых только потому, что ей ≪по слабости здоровья≫ показался противным его запах. Правдоподобие ≪чувствований≫ животных усиливается благодаря реалистическим картинам жизни леса.

Тонкая обрисовка психического мира, настроений животного присутствует и в ≪Каштанке≫ (1887, 1891). Один из рецензентов писал, что это не только детский рассказ: в нем так

много прекрасных чеховских деталей и тонких психологических нюансов, что рассказ вполне достоин внимания взрослых. ≪Каштанка≫ воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным.

Чехов считал, что воспитание и надо начинать с общения с домашними животными, чье присутствие благотворно влияет на детей. Все написанное Чеховым о детях и для детей как бы подводило итог достижениям русской детской литературы 19 века.

И в то же время чеховское ≪детское≫ творчество определяло уровень требований к писателям следующих поколений.

Рассказы А. П. Чехова для детей

Литературная деятельность А. П. Чехова была чрезвычайно разносторонней и многогранной. Его творчество «принимало различные формы в зависимости от материала, тематики и целей, какие ставил перед собой»[1] писатель.

В историю детской литературы А. П. Чехов вошел в 80-е годы XIXвека. Однакодетским писателем себя никогда не считал,выражал скептическое отношение к своей деятельности в этой области. Об этом свидетельствует письмо к Г. И. Россолимо от 21 января 1900 года, в котором А. П.

Чехов отмечал «…так называемой детской литературы  не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится для взрослых. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений…» (П., 9, 19)[2].

Собственно для детей А. П. Чехов предназначал только два своих творения: «Каштанка» и «Белолобый». Это подтверждают строки из письма к издателю Г. И.

Россолимо, просившему писателя выслать для публикации в сборнике его детские рассказы. «То, что у меня, по-видимому, подходит для детей, – две сказки из собачьей жизни, посылаю вам заказной бандеролью.

А больше у меня, кажется, нет ничего в этом роде…» (П., 9, 19).

Подобное определение жанра вышеназванных рассказов не случайно. А. П. Чехов прекрасно разбирался в литературных приоритетах подрастающего поколения и, конечно, знал, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. Присущ этим рассказам и элемент таинственности, также характерный для многих сказкок.

Сюжет «Каштанки» был подсказан А. П. Чехову В. Л. Дуровым. В его основу легли подлинные события из цирковой жизни известного дрессировщика и подобранной им собачонки.

Основными персонажами рассказа являются как домашние животные, так и люди. Создавая образы своих героев, А. П. Чехов «изумляет портретным мастерством, умением художественно-выразительными штрихами нарисовать внешний и внутренний облик человека и животного»[3].

 Так, перед нами проходят: умная, впечатлительная Каштанка – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, – очень похожая мордой на лисицу…» (С.

, 6, 430); белый флегматичный кот Фёдор Тимофеич, которого «ничто не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, все презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал» (С.

, 6, 439); «умный гусь» Иван Иваныч, восхищающийся  «своею речью»; «черная, очень некрасивая свинья» Хавронья Ивановна, «…в голосе и дрожании хвостика которой чувствовалось много добродушия» (С., 6, 437).

Интересны также характеристики людей. Например, для раскрытия облика клоуна А. П. Чехов использует метод «разбросанной» композиции образа, позволяющий читателю накапливать в своем представлении одну черту за другой и связывать их с определенными событиями, в которых они проявляются.

Сначала автор изображает его внешний вид.  Так, мы видим «коротенького и толстого человечка с бритым, пухлым лицом, в цилиндре и шубе нараспашку» (С., 6, 432).

В процессе дальнейшего изложения событий, писатель знакомит читателя с особенностями характера клоуна –  человека доброго, трудолюбивого, жизнерадостного.

С юмором, но глубокой  симпатией А. П. Чехов изображает Луку Александрыча.  Образ столяра писатель раскрывает через воспоминания Каштанки, а также с помощью отдельных ярких деталей его повседневного быта.  Например, длинными зимними вечерами он «строгал или читал вслух газету» (С.

, 6, 434), отправляясь к заказчикам, «взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок…» (С., 6, 430), но «заказчики жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться» (С., 6, 430).

Несмотря на свою привязанность к алкоголю,  в целом Лука Александрыч  – положительный, добродушный человек, труженик, глубоко преданный своему делу. Это хорошо видно из обращения столяра к собаке, в котором явно ощущается гордость своей профессией: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего.

Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра» (С., 6, 431). 

А. П. Чехов придавал большое значение эмоциональной стороне литературных произведений для детей. В связи с этим характеры своих персонажей, их душевное состояние писатель раскрывает в конкретных жизненных обстоятельствах, чередуя светлые и радостные с весьма  драматичными.

Очень ярким в этом отношении является эпизод из главы «Беспокойная ночь», повествующий о болезни и смерти гуся.

 В эту трагическую ночь Каштанке приснились два страшных «собачьих» сна, она постоянно чувствовала присутствие кого-то чужого, которого нельзя было увидеть, ее душу раздирала тоска, «было… грустно и хотелось плакать Она начала скулить тихо, тонким голоском: ску-ску-ску…» (С., 6, 444).

Даже Федор Тимофеич, редко покидавший свой матрасик, «в первый раз за все время знакомства подошел к Каштанке Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь» (С., 6, 443). Изображая тяжелые переживания собаки и кота, А. П. Чехов достигает большого эмоционального накала.

В обращении клоуна к гусю звучат теплые, интимно-лирические интонации: «Бедный Иван Иваныч! – говорил хозяин, печально вздыхая. – … Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уж нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя? (С., 6, 443). В этом эпизоде А. П. Чехов доказывает юным читателям, что животные так же, как и люди, способны испытывать тяжелое чувство утраты.

Необходимо отметить, что для изображения животных писатель использует прием антропоморфизма, с помощью которого он очеловечивает, персонифицирует своих героев, тем самым подчеркивает их духовную общность с людьми. Помимо этого, данный прием помогает А. П. Чехову оформить ряд своих наблюдений над психикой и повадками «братьев наших меньших».

Очень интересны в этом отношении описания психофизиологических признаков, присущих Каштанке. Для характеристики психологического состояния собаки А. П. Чехов использует разные формы изображения.  Иногда оно раскрывается путем размышлений самого животного, что свидетельствует о способности Каштанки мыслить логически.

Так, очутившись в квартире клоуна, собака рассуждает о том, «где лучше – у незнакомца или у столяра? У незнакомца комната кажется пустою; у столяра же квартира  битком набита вещами… У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же великолепно пахнет клеем, лаком и стружками… Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество: он дает много есть, и, надо  отдать  ему  полную справедливость, он ни разу не ударил ее» (С., 6, 433). Передает А. П. Чехов эмоциональное состояние животного и путем авторской интерпретации. Показательна в этом отношении сцена, в которой детально описано, как потерявшейся Каштанкой овладевает чувство дикого страха. «Когда она опомнилась, музыка уже не играла… Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но – увы! – столяра там уже не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать» (С., 6, 431-432).

Но самой важной особенностью характера Каштанки является ее привычка к прежним хозяевам, хотя бы и мучающим ее.

Поэтому, находясь в хороших условиях в доме клоуна, собака все же время от времени мысленно возвращается к  другой обстановке: «…в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры… с физиономиями симпатичными, милыми…; при появлении их Тетка виляла хвостом и ей казалось, что она их любила… Засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком» (С., 6, 439-440). Именно эти особенности психики Каштанки объясняют смысл знаменательного конца рассказа: побег собаки с цирковой арены к столяру и его сыну Федюшке.

Появившись в печати, «Каштанка» сразу завоевала признание маленьких читателей. По этому поводу А. П. Чехов написал брату Михаилу: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут что-нибудь необыкновенно умное. По их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке» (П., 2, 213).

Через 8 лет после создания «Каштанки» А. П. Чехов пишет рассказ «Белолобый». Это первое и единственное произведение писателя, специально созданное для детей и напечатанное в детском журнале.

В основу сюжета «Белолобого» положен рассказ о приключениях щенка, случайно оказавшегося в логове волчихи. Был у главного героя и реальный прототип. «У брата во дворе жили три дворовые собаки… и между ними среднего роста пес – Белолобый. Последнего брат обессмертил в своем коротеньком рассказе «Белолобый»» (С., 9, 468) – писал в своих воспоминаниях А. Чехов.

В этом произведении так же, как и в «Каштанке», для оживления повествования и конкретизации психологической характеристики животных А. П. Чехов использует прием антропоморфизма. Например, волчиха «была уже не молода, слабого здоровья, мнительная» (С., 9, 100).

Она изображена  как очень заботливая мать, которая, уходя на охоту, облизывала своих детенышей и «все время думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат» (С., 9, 100). Особо А. П.

Чехов подчеркивает, что волчиха способна к логическим умозаключениям: она «помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки… И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что в хлеву должны быть ягнята» (С., 9, 102). Весьма интересно происходит знакомство с центральным персонажем. А. П.

Чехов преднамеренно интригует читателя, рисует портрет щенка не сразу, а постепенно. Ночью волчиха забирается в хлев и ворует, как ей кажется, ягненка. И только на рассвете обнаруживает, что ее добычей стал «щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы… Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка…» (С., 9, 102-103).

Окончательно его внешний облик раскрывается писателем позже, в полдень, и тогда читателю становится понятен смысл названия рассказа. «Белый лоб у него был…, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое» (С., 9, 103-104).

События в рассказе развиваются очень увлекательно и динамично. Учитывая особенности детского восприятия, А. П. Чехов начинает повествование сразу, без каких-либо вводных описаний и лирических отступлений. Животные показаны в весьма занимательных ситуациях.

Центральное место в рассказе, несомненно, занимает веселая сцена, повествующая о знакомстве и игре волчат с Белолобым. «Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду… Волчата… замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове.

Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса…, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, в шутку» (С., 9, 104).

Как видим, весь эпизод проникнут жизнерадостным настроением, добродушным юмором, в то же время имеет познавательное значение: знакомит детей с особенностями поведения и повадок молодых животных.

Рассказы «Каштанка» и «Белолобый» представляют собой классические образцы приключенческого жанра о животных, воспитывающие в детях интерес и любовь к ним, демонстрирующие ценность таких чувств, как преданность, привязанность и т.д.

Они насыщены эстетическим содержанием и совершенно лишены навязчивого дидактизма. Не случайно А. П. Чехов сделал главными героями своих детских рассказов собак.

Писатель придавал большое значение роли домашних животных в воспитании и жизни молодого поколения.

[1] Голубков, В. В. Рассказы А. П.  Чехова о детях / В. В. Голубков // Творчество А. П. Чехова. – М., 1956. – С. 185.

[2] Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. – М.: Наука, 1974-1983. Здесь и далее все цитаты из произведений и писем А. П. Чехова даны по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках, сочинения помечены буквой «С», письма – буквой «П». 

[3] Громов, Л. Чехов и детская литература [Электронный ресурс] / Л. Громов. – Режим доступа свободный: http://www.anton-chehov.info/leonid-gromov-chehov-i-detskaya-literatura.html.

Рассказы Антона Павловича Чехова. Список произведений

Розовый чулок
Аптекарша
Актерская гибель
Антрепренёр под диваном
Анюта
Без места
Беседа пьяного с трезвым чёртом
Блины
Брак через 10-15 лет
В аптеке
В вагоне
Вверх по лестнице
Ведьма
Визитные карточки
Восклицательный знак
Врачебные советы
Встреча весны
Глупый француз
Горе
Гость
Грешник из Толедо
Дачники
Два газетчика
Двадцать девятое июня
Делец
Егерь
Жених и папенька
Женское счастье
Жёны артистов
Жизнь в вопросах и восклицаниях
Заблудшие
Задачи сумасшедшего математика
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Записка
За яблочки
Зелёная Коса
Зеркало
Из воспоминаний идеалиста
Индейский петух
Интеллигентное бревно
Исповедь, или Оля, Женя, Зоя
Клевета
Конкурс
Контрабас и флейта
Конь и трепетная лань
Корреспондент
Который из трёх?
Кухарка женится
Летающие острова
Мёртвое тело
Мои жёны
Мой юбилей
Моя беседа с Эдисоном
Мыслитель
На чужбине
Нервы
Не судьба!
Неудача
Нечто серьёзное
Ниночка
Новогодние великомученики
Ночь на кладбище
Ну, публика!
О бренности
Общее образование
Оратор
Отец семейства
Открытие
Панихида
Папаша
Первый дебют
Перед свадьбой
Переполох
Каштанка
Белолобый
Душечка
Мальчики
Хамелеон
Дома
Лошадиная фамилия
Налим
Не в духе
Репетитор
Беглец
Ванька
Гриша
Детвора
Толстый и тонкий
Пересолил
Злоумышленник
Смерть чиновника
Унтер Пришибеев
Беззащитное существо
Дочь Альбиона
Экзамен на чин
Злой мальчик
Радость
Канитель
Маска
Архиерей
Баран и барышня
Беззаконие
В ландо
Брожение умов
В овраге
В Париж!
Винт
Жалобная книга
Тоска
Размазня
Длинный язык
Дорогая собака
Забыл!!
Ионыч
Персона
Петров день
Писатель
Письмо к учёному соседу
По-американски
Пропащее дело
Психопаты
Роман с контрабасом
Руководство для желающих жениться
Рыбье дело
Ряженые
Салон де варьете
Самый большой город
Сапоги
«Свидание хотя и состоялось, но…»
Свистуны
Святая простота
Сельские эскулапы
Симулянты
Скверная история
Средство от запоя
Староста
Старость
Стена
Стража под стражей
Суд
Тапёр
Темпераменты
Тряпка
Тысяча одна страсть, или Страшная ночь
У телефона
Утопленник
Художество
Циник
Шампанское
Шило в мешке

Краткое содержание рассказов Чехова
Читать рассказы других авторов

Краткая биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

Антон Чехов появился на свет 29 января (17 января по ст. ст.) 1860 г. в Екатеринославской губернии, г. Таганрог. Его отец был купцом, и сыновья, в том числе Антон, помогали ему в лавке с малых лет. Кроме того, они ежедневно по утрам пели в церковном хоре, поэтому их детство было далеко не безоблачной и беззаботной порой.

После окончания местной греческой школы 8-летний Чехов становится учащимся гимназии, которая на то время в южной России была одним из старейших учебных заведений с богатыми традициями.

Этот период биографии имел чрезвычайно большое значение для становления Антона Павловича Чехова как человека и писателя. Будучи гимназистом, Чехов полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение.

В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.

После ее окончания в 1879 г. А.П.Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. К этому же времени относится его дебют в журнале «Стрекоза», который в 1880 г.

опубликовал рассказ первокурсника «Письмо к ученому соседу» и его же юмористическую зарисовку «Что чаще всего встречается в романах повестях и т.п.».

Впоследствии Чехов продолжал творить в рамках малых литературных форм: его фельетоны, юморески, рассказы появлялись в юмористических изданиях «Будильник», «Зритель», «Осколки». Сочинения Чехов подписывал различными псевдонимами — Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.

В 1882 г. у Чехова был уже готов первый сборник рассказов, однако он так и не увидел свет (не исключено, что его не пропустила цензура), но уже спустя два года, в 1884 г.

, сборник рассказов «Сказки Мельпомены» был опубликован. Этот год оказался примечательным еще и окончанием учебы, получением диплома уездного врача.

Чехов приступил к профессиональной деятельности в Чикинской больнице, позднее местом его работы был Звенигород.

На протяжении 1885-1886 гг. А.П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Однако старшие собратья по перу — Д. Григорович, В. Билибин, А.

Суворин — выражали сожаление по поводу растраты таланта на подобную «мелочевку».

Начинающий литератор внял этим рекомендациям, и постепенно его рассказы приобретали больший объем и серьезность содержания.

Важным свидетельством перестройки образа мыслей Чехова стали путешествия 1887 г. Заметно сократив сотрудничество с юмористическими изданиями, он путешествовал по родному южному краю, позднее посетил Кавказ, Крым.

Результатом пребывания Антона Павловича Чехова на юге стало написание рассказа «Степь», с которым он дебютировал в толстом журнале «Северный вестник». Критики не оставили это сочинение без внимания.

Впоследствии Чехов сотрудничал не только с «Северным вестником», но и с «Жизнью», «Русской мыслью»; увидел свет целый ряд отдельных произведений и сборников, а в 1888 г. его «В сумерках» были награждены половиной Пушкинской премии.

Публика не пропускала ни одного его нового произведения, известность и авторитет Чехова-литератора неуклонно росли. Вторая половина 80-ых гг. была отмечена интенсивной работой над драматическими произведениями.

Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов оставался неудовлетворен своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло проверенное средство — путешествие, на этот раз на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников.

Некоторое время Чехов держал решение отправиться туда в тайне, и, когда в январе 1890 г. поделился замыслом со знакомыми, в обществе это произвело настоящий фурор. Прибыв 23 июля 1890 г.

на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. После долгого путешествия 19 декабря Чехов прибыл в Тулу, где его встречали родственники.

Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии.

Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 г. жил в Москве, а затем по 1899 г. проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За период т.н.

мелиховского сидения из-под пера Чехова вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 г.

ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишневый сад» (1903-1904); все они вошли в репертуар открытого в 1898 г. МХТ.

В 1899 г. Чехов покидает подмосковное имение и обосновывается в Ялте, в построенном им доме. На переезд писателя сподвигли смерть отца и ухудшение состояния из-за туберкулеза. В 1901 г. он женится на О. Книппер, актрисе МХТ, и бывает в Москве лишь наездами.

В ялтинском доме Чехова побывали многие известные личности, в частности, И. Бунин, М. Горький, Лев Толстой и др. В 1902 г.

Антон Павлович Чехов отказался от присужденного ему двумя годами ранее титула почетного академика, протестуя тем самым против того, что Николай II лишил этого же звания М. Горького.

В 1904 г. Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 15 июля (2 июля по ст. ст.) 1904 г.

он скончался, его тело привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 г.

перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем.
——————————————————-
Рассказы Антона Павловича Чехова.
Читаем бесплатно онлайн

Краткое содержание рассказов Чехова
Читать рассказы других авторов

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Автор: Диана Танцур

Привить школьнику интерес к литературе, приучить его к чтению – именно такую цель преследуют многие любящие родители. Они понимают, что эта форма досуга положительно влияет на грамотность, словарный запас и даже на мировосприятие. Вот только заставить учеников младших или средних классов хоть по полчаса в день сидеть за книжкой не всегда удается. Во многом это связано с неудачным выбором произведений, которые по каким-то причинам не могут увлечь юных читателей. Как же выбрать для них подходящую литературу?

выбираем книги для детей

Выбор автора по возрасту и интересам ребенка

Прежде чем перейти к выбору произведений, нужно разобраться с тем, чего ждут от чтения родители, а чего – их дети. Взрослым хочется, чтобы малыши читали поучительные истории, которые прививают им правильные качества: доброту, честность, справедливость, умение сопереживать. Родители уверены – именно классические произведения, знакомые им самим с детства, лучше всего справятся с этой задачей. Вот только современным школьникам такие истории очень часто оказываются совершенно неинтересны, и причин у этого может быть несколько.

Ученикам младших классов может быть сложно знакомиться с некоторыми трудами авторов прошлого, так как в них встречается множество незнакомых слов. Невозможно по-настоящему увлечься повествованием, если приходится постоянно заглядывать в толковый словарь или же обращаться за помощью к интернету, чтобы узнать значение того или иного термина. Поэтому лучше предлагать для ознакомления те книжки, которые изложены простым и понятным языком, а классика это или современное издание – без разницы.

Еще одним важным критерием хорошей сказки или повести является сам сюжет. Он должен поднимать актуальные для читателя проблемы, соответствовать его возрасту и интересам. Поэтому, чтобы выбрать для детей действительно интересные рассказы, сначала нужно оценить их возраст, увлечения и предпочтения, понаблюдать за тем, в какие игры они играют и какие мультики или фильмы смотрят. Основываясь на всем перечисленном, удастся выбрать такие книги, которые смогут сделать процесс знакомства с ними увлекательным, а не скучным. 

что читать ребенку 7 8 лет

Рассказы для детей 7-8 лет. Что читать в 1-2 классе?

Первые годы учебы в школе неразрывно связаны с освоением грамоты. Навык восприятия текста формируется постепенно, ведь для его развития требуются регулярные и последовательные тренировки, предполагающие переход от простого к сложному. Может пройти немало времени до того, как учащийся сможет достичь высокой скорости воспроизведения текста, без которой знакомство с объемной литературой не имеет смысла.

А пока малыши только учатся читать, лучше выбирать для них небольшие по объему произведения. Так для детей 7-8 лет подойдут следующие рассказы и сказки:             

  • Лев Николаевич Толстой: «Косточка», «Котенок», «Лев и собачка», «Филипок».
  • Виталий Бианки: «Красная горка», «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?».
  • Шарль Перро: «Красавица и чудовище», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Нельзя не упомянуть и о сказках народов мира, которые по своей стилистике, живости повествования и простору для воображения не уступают произведениям самых талантливых авторов. «Али-Баба и сорок разбойников», «Горшочек каши», «Джек и бобовый стебель», «Царевна Несмеяна», «Иван-царевич и серый волк» – эти и многие другие примеры народного творчества не оставят учеников начальной школы равнодушными.

рассказы для детей 9 10 лет

Книги для детей 9-10 лет. Интересные и поучительные истории

К 3-4 классу большинство учащихся уже обладает достаточно высокой скоростью восприятия текста и хорошим уровнем понимания прочитанного, а значит для них можно подбирать более объемные издания. Однако, все еще не стоит предлагать произведения, состоящие из нескольких больших томов, так как им будет сложно сохранять интерес к одной и той же истории долгое время.

Лучшим вариантом для детей 9-10 лет станут интересные поучительные книги, повествующие о приключениях их сверстников или сказочных персонажей:

  • Виктор Драгунский: цикл «Денискины рассказы».
  • Николай Носов: «Приключения Незнайки и его друзей».
  • Михаил Зощенко: цикл «О Леле и Миньке».

Наряду с прозой, можно предлагать к прочтению и стихотворные произведения. Вполне возможно, что малышей заинтересуют уже ставшие классикой басни Ивана Андреевича Крылова или же «Вредные советы» от нашего современника – Григория Остера. Труды этих авторов пронизаны понятным, добрым юмором, который заставит улыбнуться даже самых придирчивых юных читателей.

книги для детей 11 12 лет

Книги для ребенка 11-12 лет. Что выбрать для чтения

Учащиеся 5-6 класса приближаются к переходному возрасту, который может в корне поменять их взгляды и интересы. Ребят начинают волновать актуальные для их возраста проблемы, поэтому на смену детской литературе постепенно приходит подростковая. Запоминающимися, трогательными или же просто интересными для детей 11-12 лет могут стать следующие книги:

  • Жюль Верн: «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта». 
  • Аркадий Петрович Гайдар: «Тимур и его команда».
  • Евгений Велтистов: цикл «Приключения Электроника и его друзей».
  • Владимир Железников: «Чучело».
  • Анна Сьюэлл: «Чёрный Красавчик».

По мере взросления школьники постепенно формируют собственное представление о том, какой должна быть книга. В то время как одни ученики с подлинным интересом читают классиков, другие отдают предпочтение современной литературе. Какие книги им можно посоветовать?

современные книги для детей

Список современной интересной литературы

Произведения от авторов-современников нередко пользуются большим спросом у школьников, чем классическая литература, но в этом нет ничего страшного. С классикой ученики и так познакомятся в школе на уроках, а потому нет смысла заставлять их читать в свободное время те книги, которые им не нравятся. Да и среди современных книжек есть немало хороших:

  • «Загадка пропавшей камеи» – детективная история Марты Гузовской, которая написана в необычном для читателей формате. 
  • «Гарри Поттер» – современная классика в жанре фэнтези от Джоан Роулинг, которая у многих зародила любовь к чтению.
  • «Город динозавров» – история от Дмитрия Емца, в которой удивительно лаконично жанр фэнтези переплетается с научной фантастикой.
  • «Рыжий и полосатый» – добрая современная сказка Андрея Белянина, которая нравится не только маленьким, но и многим взрослым читателям.

Привить школьнику интерес к чтению – вот одна из важнейших задач для родителей, и справиться с ней можно выбрав только интересную литературу. Также требуется развивать навыки, которые необходимы для хорошего восприятия текста, а именно скорость чтения, способность понимать и запоминать прочитанное. У учеников 2-3 класса и старше эти навыки, как правило, уже хорошо развиты, а вот дошкольники и первоклассники часто испытывают сложности при знакомстве с книжками. В этом случае важно помочь им закрепить базовые знания о родном языке.

Правильно освоить грамоту и научиться хорошо читать помогут методики от академии AMAKids – Букварика и Читарика. Первый блок подойдет тем, кто только начинает изучать алфавит. Он поможет освоить звуки и буквы, научит читать побуквенно. Букварика станет следующим блоком обучения, благодаря которому ребята научатся читать слова по слогам, а затем и целиком. Впоследствии им удастся научиться воспроизводить текст бегло, не сбиваясь. Все это поможет сделать чтение легким и доступным для школьника досугом. 

           Проект  по  литературному
чтению

Название  проекта:  А.П.Чехов. Рассказы.

Цели: познакомить
с жизнью и творчеством А.П.Чехова, показать своеобразие произведений А.Чехова,
работать с художественной и справочной литературой;

развивать навыки самостоятельной работы,
речь, мышление;

воспитывать чувство товарищества при
работе в группе, самооценивание процесса и результата учебной  деятельности.

Оборудование:
книги с рассказами А.П.Чехова,  толковый словарь Ожегова, портрет А.П.Чехова,
эпиграф, рисунки, кроссворды, отзывы.

 
Планируемый  результат: 
дидактическое пособие для уроков литературного чтения.

Орг. момент

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада
приветствовать вас на уроке литературного чтения. Данный урок будет одним из
цикла уроков проектной деятельности. Особенность работы состоит в том, что вы
работаете группами.

Цель: создание дидактического пособия.

Проектная деятельность:
1 этап:

Мы проведём урок – проект по творчеству
А.П.Чехова. Вы серьёзно готовились. И я рада приветствовать группу «Исследователей»
(поднимаются для приветствия), «Аналитиков», «Иллюстраторов», «Актёров».

Эпиграфом к нашему уроку будут слова
Ф.М.Достоевского: « Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить
человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного прекрасного нельзя
пускать поколение в путь».

2 этап:

Я тоже готовилась к сегодняшнему уроку.
Предлагаю вашему вниманию презентацию А.П.Чехов.

3 этап:

Так кто же он А.П.Чехов?

Об этом нам расскажет группа
«Исследователей» (Ваня, Валя, Ира)

Вывод: Чехов – врач, репетитор, писатель.

Эта будет 1-я страница нашего
пособия

2) За свою жизнь Чехов написал много
ярких, незабываемых рассказов. Эти произведения читают взрослые и дети.

— Продолжим встречу с героями.

( Появляются два мальчика. Инсценирование
эпизода из рассказа «Мальчики»)

Слово ребятам из группы «Актёров» (Виталя,
Костя)

( см. Приложение) (вопросы по ходу
инсценирования:

— Давайте вспомним, какими трудностями
пугает Володю Чечевицын? (пройти пешком несколько километров)

— Что они встретят в Америке? (встретятся
с тиграми и дикарями, будут добывать золото и слоновую кость, убивать врагов,
поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и
обрабатывать плантации.)

— Что приготовили в дорогу наши
путешественники? ( пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас,
4 рубля денег).

— Много непонятных слов встретилось в этом
рассказе, Поэтому подготовлен специальный словарик трудных слов.

 И я предоставляю слово группе
«Исследователей» (Алёша, он пользовался толковым словарём Ожегова)

-Вспомните, добрались ли мальчики до
Америки? Где их задержали?

— В центре этого рассказа романтическая
затея – бегство в Америку Мальчики тщательно продумали маршрут, всё подготовили
в дорогу. Но как ни увлечён Володя планом побега, перед самым уходом из
родительского дома он плакал. Почему? (он очень любит свою маму, всю семью, не
хочет их огорчать).

Вывод: не надо огорчать своих родных.

Рассказ юмористический. Почему? (смешные
прозвища, отец путает фамилию Чечевицына)

-Словарь трудных слов будет 2
страницей.

Нам пора двигаться дальше. ( 1 ученик из
группы «Актёры» показывает письмо и говорит:»И у нас в гостях… А вот кто?
Узнайте по предмету»

-Кто же он? А что в этом письме? Об этом
нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Виталя читает монолог из рассказ 
«Ванька»)

-Почему письмо героя никогда не дойдёт до
адресата?

 Жалко ли вам Ваньку? О чём просит сирота
своего дедушку? Почему?

 Вывод: нужно
помнить всегда о своих близких.

— Догадайтесь из какого рассказа?
(выразительное чтение отрывка из рассказа «Каштанка») (Оля)

— Чехов не выдумал эту историю. Такой
случай действительно был.Собачку нашёл на улице знаменитый русский клоун и
дрессировщик Владимир Дуров. От него писатель услышал эту историю и рассказал
людям.

— Свои впечатления о прочитанных рассказах,
ребята из группы «Иллюстраторы» передали в рисунках.

(Даниил – «Беглец», Маша – «Мальчики»,
Рада, Алёша – «Белолобый», Ира – «Детвора»)

Эта будет 3 страница.

— А группа «Аналитиков» свои впечатления
передали в отзывах. (Заслушивание. Ира – «Мальчики», Алёша – «Белолобый», Костя
– «Ванька».)

Эта 4 страница.

— Представители всех групп выступили.
Чтобы обобщить знания, каждая группа разгадает кроссворд по рассказам Чехова.

А в наше методическое пособие мы поместим
незаполненный кроссворд и будет 5 страница.

4 этап.
Завершающий этап.

— Любой проект должен быть завершенным. Мы
завершили его созданием вот такого пособия. Вот что у нас получилось.

— Я думаю, что такое пособие может
пригодиться другим ребятам при знакомстве с творчеством Чехова. И рассказы
Чехова им понравятся. А вам понравились?

Чему они учат? (добру, заботливому
отношению друг к другу, своим близким)

5 этап. Самооценивание.

— Как вы поработали, оцените свою работу.
( лист самооценки)

6 этап. Итог.

Удалась ли нам работа? Какие -то трудности
встретились? Что показалось более интересным?

-И заканчивая наш проект, хочу снова
обратиться к эпиграфу. А вы подумайте, каких качеств у вас больше:
положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в
лучшую сторону.

Спасибо за урок.

  • Рассказы чехова список короткие смешные
  • Рассказы чехова читательский дневник 4 класс
  • Рассказы чехова читать дама с собачкой
  • Рассказы чехова список названий популярных
  • Рассказы чехова тоска и размазня