Рассказы чарушина картинки для детей

Автор максим коновалов на чтение 23 мин. опубликовано 06.08.2021 творчество евгения чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей,

На чтение 23 мин. Опубликовано

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

image

Отец Евгения Ивановича – Чарушин Иван Аполлонович – губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. “Жизнь животных” А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

“Сопохуд”

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов “Сопохуд”. Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать “по специальности” – назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

image

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в “Мурзилке”, детском журнале. Чуть позже он начал работать в “Еже” (с 1928 по 1935 год) и в “Чиже” (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ “Мурзук” В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: “Вольные птицы”, “Дикие звери”, “Как мишка большим медведем стал”. В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году (“Щур”). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович – художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла – животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: “Разные звери” (1930 год), “Волчишко и другие”, “Никитка и его друзья”, “Про Томку”, “Про больших и маленьких”, “Моя первая зоология”, “Васька”, “Медвежата”, “Про сороку” и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике “Птенцы” (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное – показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году – “Птенцы”; в 1931 – “Волчишко и другие”, “Цыплячий город”, “Облава”, “Джунгли – птичий рай”; в 1935 – “Животные жарких стран”. Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга – “Детки в клетке” Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.

Рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе. Произведения и биография

  Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук Болтливая сорока Большие и маленькие Васька Бобка и крольчиха Щур Глупый мальчишка Хитрая мама Как Никита мне помогал Никита-охотник Сказка, которую Никита сам рассказал Кошка Как лошадка зверей катала Самолетики за крышами Цапля Страшный рассказ Злая Галя Зоосад Ваня-охотник Кабаны Птичье озеро Свинья Кошка Маруська Олешки Яшка Лесной котенок Кот и рыбки Бык Забодай Глупые обезьянки Путешественники Приятель Ёж Военная собака Бульдог  

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Евгений Иванович Чарушин (1901 — 1965)В — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922В году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922В года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А.В Е.В Карева, А.В И.В Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М.В В.В Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927В году закончил ВХУТЕИН.

С 1927В года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В.В В.В Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С.В Я.В Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С.В Я.В Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «ДжунглиВ — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторовВ — С.В Я.В Маршака, М.В М.В Пришвина, В.В В.В Бианки. Написал рассказыВ : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С.В Я.В Маршака. Постоянный автор журнала “Чиж” как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е.В И.В Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941В году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945В году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Имя Евгения Чарушина всегда ассоциируется у нас с чем-то по-детски прекрасным, тёплым и полным добра и уютных воспоминаний. Его герои вызывали у нас умиление, развивали умение сопереживать, радоваться за успехи других и поддерживать в трудную минуту.

Герои Чарушина учили и учат маленьких читателей понимать мир через призму жизни и поступков братьев наших меньших, которые, как и мы, живут в мире сложных, но одновременно разных событий, которые происходят с каждым. Это не диковинные сказки с постоянными поворотами сюжета, где хочется читать только ради такой же захватывающей концовки, вовсе нет.

Эта душевная простота, заключенная в короткие и теплые рассказы, заставляет детей и взрослых вновь и вновь искать на книжных полках сборники произведений этого прекрасного и искреннего писателя.

Конечно, о человеке можно узнать благодаря его произведениям, ведь они являются отражением души автора. Но, безусловно, интересно узнать что-то ещё о ком-то, чьи работы подарили минуты искренней радости. И в этой статье будут представлены некоторые наиболее интересные факты из жизни Евгения Чарушина, благодаря которым можно со всей полнотой красок представить процесс написания таких душевных рассказов и повестей о маленьких жителях леса.

На пути к творчеству

Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.

И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.

Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.

Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.

Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти  мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?

Первые шаги к призванию

Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь —  Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.

Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.

На писательском поприще

К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.

После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.

Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.

Любовь к миру как призвание

Любовь к природе Евгений Чарушин сумел и передать своим детям. Так, сын писателя, подобно отцу, стал художником-анималистом, а дочь долгое время увлекалась рисованием. Никита Евгеньевич часто вспоминал минуты, проведённые в лесу в компании всей семьи, и как это было важно каждому, ведь лес и его обитатели были чем-то родным и близким благодаря этому единению Евгения Ивановича с тем, что его окружало.

Произведения Чарушина переведены на многие иностранные языки. Таким образом, его произведения живут в сердцах итальянцев, японцев и даже африканцев: настолько прекрасна была и есть свобода и простота книг этого человека.

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина.   Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

  Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.   Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.   Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.  

Первые рассказы Евгения Чарушина

  Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

  С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.   Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.   Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.   Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. ————————————————————  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

«Волшебный
мир зверей и птиц»

К
120-летию со дня рождения Е. Чарушина

 Библиотечный
урок

Слайд № 1

И сегодня нашим новым
героем библиотечного урока станет писатель, художник-иллюстратор детских книг о
животных
Евгений Чарушин. В 2021
году ему исполняется 120-лет со дня рождения.

Слайд № 2
(Видеоролик. Иллюстрации Е. Чарушина)

Слайд № 3

Евгений Чарушин — один из
самых любимых детьми художников мира животных, лучший художник анималист.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Слайд № 4

Евгений Иванович Чарушин
родился  11 ноября  1901 года в Вятке в семье губернского архитектора.

Мать художника и писателя
 – садовод и огородник-любитель. Будучи маленьким мальчиком, Женя  вместе с 
мамой  часто ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные
растения. И потом дома все это  превращалось в чудо-сад. Женя принимал
деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь  сыну.

Отец привил сыну
первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как и его отец,
сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно зверей, птиц да
индейцев на лошадях».

Слайд № 5

Живой натуры для юного
художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с
огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был
настоящий домашний зоопарк — кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий.
Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица
— чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых
выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами,
стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил Бобка – трехногий
калека-пес – закадычный  друг будущего художника.

Слайд № 6

Любимым чтением Жени
Чарушина были книги о жизни животных. Эрнест Сетон-Томпсон,  и Вильям Джозеф
Лонг были  его любимыми авторами. Но однажды отец подарил ему на день рождения
7 тяжелых фолиантов. Это была книга Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных». Она
стала самой любимой и дорогой книгой. Он берег и перечитывал ее всю жизнь.

Слайд № 7

Окончив школу в 1918 году
и отслужив  4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил учиться на
профессионального художника.

В 1922 году Евгений поступил
на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.

Слайд № 8

После окончания Академии в
1927 году Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата,
которым заведовал тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские
рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого
художника в его исканиях и творчестве.

Первая книга,
иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она
привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной
графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской
галереей.

Слайд № 9

Евгений Иванович создал
множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина, С.Я. Маршака и
других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин
попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных: «Преисполненный
до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии
и помощи Самуила Маршака, писать сам» — вспоминал художник.

Слайд № 10

Первые его книжки –
«Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без текста. «Щур»,
«Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Никитка и его друзья», «Моя первая зоология»,
«Про больших и маленьких», «Про Томку», «Васька», «Про сороку»  — это
коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок
впервые сталкивается с природой. Все его герои – птицы, зверята – весело,
интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в  движении –
бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам.  

Евгений Иванович Чарушин
стремился «понимать животное – понимать его движения и мимику». Передать это в
иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет
вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Слайд № 11

Книги Евгения Ивановича
Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушинские звери
всегда очень трогательны, эмоциональны.

Больше всего он любил
изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и
интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата,
олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые,
эти чарушинские зверята.

До войны Евгений Чарушин
создал около двух десятков книг.

Слайд № 12

Во время войны Чарушина
эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для
«Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском
театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома
пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.

Слайд № 13

В 1945 году художник
вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями
животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в
послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные
группы.

Слайд № 14

Произведения Чарушина
переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации,
эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных
выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии,
Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов
экземпляров.

Слайд № 15

Последней книгой, которую
проиллюстрировал Е. Чарушин, стала «Детки в клетке» С.Я.Маршака.

Умер Евгении Иванович
Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском
кладбище. В 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на
международной выставке детской книги в Лейпциге.

Слайд № 16

Книжек, предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж
мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы,
картинки с подписями и стихи с картинками.  Вырастая, человек прочно
забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда
остаются для него сказками и стихами.

Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и
рассказы.

Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит  к той категории,
книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей, это они вводят в жизнь
человека литературу.

Ну, а напоследок предлагаем посмотреть  мультипликационный фильм «Топтыжка»,
в котором  
использованы рисунки художника
Е. Чарушина.  Эта сказку о том как подружившись, медвежонок и зайчонок
заставили подружится и свои семьи. Режиссер мультфильма Фёдор Хитрук. 

Слайд № 17 (Видеоролик 
мультфильма «Топтыжка» 1964)

Слайд
№ 18 (Спасибо за внимание)

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

Конспект урока по литературному
чтению для 4 класса на тему: Е.И. Чарушин.

Цели: Познакомить детей с творчеством писателя и художника Евгения
Чарушина.

Задачи:
-образовательная: прививать познавательный интерес к окружающему
миру;

-развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание,
воображение, любознательность, творческие способности;

-воспитательная: воспитывать интерес к изучению повадок животных,
дружелюбность, умение общаться в паре, любовь к братьям меньшим.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок сейчас
пойдёт,

В мир
знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске)
приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Четыре лапы, черный
нос
,
Хвост, пушистый полукруг-
Это мой любимый пес,
И самый верный друг.
Он добрый, милый и забавный.
Он любопытный и смешной.
Нашел тут косточку недавно
И притащил ее домой.
Он любит бегать за мячом
И маминым халатом.
Все наказанья нипочем!
Порвет и смотрит виновато.
Четыре лапы, мокрый нос,
Хвост, пушистый полукруг-
Он самый лучший в мире пес,
Мой самый верный друг!


-О ком это стихотворение?
-А у вас есть любимый пес? Расскажите о нем (рассказы детей)
-Молодцы, ребята! А вот послушайте еще одно
стихотворение:

Как
я встретил друга.

Как — то раз я шел домой,
Насвистывая песенку.
Вдруг писк услышал за спиной,
Там кот сидел на лесенке.
Он посмотрел в мои глаза
Печально, с болью, одиноко.
Тихонько «мяу» он сказал,
А мне казалось, очень громко.
-Бедняжка, с горечью подумал я.
Вокруг лишь грязь и лужи.
Ведь у него была семья.
Он постарел и стал ненужен.
Придется взять кота с собой,
Нельзя ведь предавать друзей!
Я угощу его котлетой,
Он сразу станешь веселей!
Я подарю ему подушку,
Чтоб было мягче спать,
Сошью любимую игрушку,
Чтоб было с чем играть.


-А как бы вы поступили в такой ситуации и
почему?(ответы детей)

-Спасибо за ваши рассказы. А теперь отгадайте
загадки:

-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова). Молодцы!


-Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок (кролик). Отлично!


— Ребята, как вы думаете, о ком мы будем
говорить? (ответы
детей
)

-Конечно, о животных. А как еще мы их называем и
почему? (Братья
меньшие
, рассуждения детей)

-Все верно, ребята. И сегодня мы посвятим наш
урок писателю – художнику 
Евгению Ивановичу Чарушину, который очень любил животных. О нем нам расскажет Витя Матвеев.
Первый
рассказ Чарушина появился в 1930 году. В произведении проявились характер и
чувство юмора животных. Евгений Иванович очень хотел понять зверей, их мимику и
движения. В работах Чарушина нет вымысла — животные всегда делают то, что им
свойственно. Рисунки и рассказы автора познавательны, строги и понятны даже
маленькому ребенку. Чарушин отлично знал повадки животных. Каждый персонаж
изображен со своим характером, эмоциональностью, трогательностью. Евгений
Иванович очень любил природу, птиц, зверей!


-Спасибо, Витя! А теперь прочитайте рассказ
«Кошка» и в паре поделитесь впечатлением (самостоятельная работа с книгой)

-Итак, о чем этот рассказ? Как бы вы поступили
на месте мальчиков и почему? (Ответы детей)

-Молодцы, ребята! А сейчас немного отдохнем.
Физминутка:
Мы к
лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.

-Молодцы! А теперь попробуйте нарисовать своего
любимого животного.

Дети
рисуют, учитель помогает.

-Какие замечательные получились рисунки! Давайте
еще раз повторим, как нужно ухаживать за животными, чтобы им было хорошо и
радостно жить рядом с людьми (рассуждения детей)

-Спасибо вам за урок! В нашей школьной
библиотеке вы можете взять книжки Чарушина Евгения Ивановича и прочитать
увлекательные рассказы.

Книжек,
предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это –
сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями
и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь
немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и
стихами.

Долго
живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы.

2
ведущий (слайд 2):

Но эти
книги создаются редко. Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит к
счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в
руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

Звучит музыка леса, звуки природы.

1
ведущий:

Чем же
замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы,
которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек
Чарушина.

Слушание
рассказа «Волчишко».

2
ведущий (слайд 3/4):

Наверно,
вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника
Евгения Ивановича Чарушина, которому исполняется 119 лет со дня рождения.

Он
родился 11 ноября (29 октября) 1901 года в Вятке в семье губернского
архитектора.

Отец
привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как
и его отец, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях».

1
ведущий:

Мать –
садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они
собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они
превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать
любила все живое и передала эту любовь к сыну.

2
ведущий:

Друзей
привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного
провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта.
Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, например: за очередной
проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго.
Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще
стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на
месте, а Жени нет!

1
ведущий:

В шесть
лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом,
держась за хвост коровы, широкую реку Вятку.

Проделки
его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от
неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его
озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Любимым
чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой
книгой для него была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». ЕЕ он берег и
перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем» — вспоминал Чарушин.

2
ведущий (слайд 5):

Окончив
школу в 1918 году и отслужив 4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил
учиться на профессионального художника.

Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.

После
окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его
дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я.
Маршака.

1
ведущий (слайды 6-8):

Евгений
Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина,
С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака,
Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных:
«Преисполненный до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я
стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам». Уже в первом его
рассказе с собственным текстом – «Щур» (1930) – проявилось не только знание
звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит,
мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша
Харлашу – а я их всех рисую, я – художник». И во всех других рассказах Чарушина
«всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то
немножко ироничная улыбка». Чарушин стремился «понимать животное – понимать его
движения и мимику». Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный
опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им
не свойственно.

2
ведущий (слайд 9):

Первые
его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без
текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» — это коротенькие, с несложным
сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с
природой. Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно
живут на страницах книг. Они всегда движении – бегают, прячутся, охотятся,
путешествуют, обучаются лесным делам. (слайд 10)

Инсценирование
рассказа.

1
ведущий 9 (слайды 11- 14):

Он стал
оформлять и собственные сочинения, такие как «Разные звери» (1930), «Волчишко и
другие» (1931), «Никитка и его друзья» (1938), «Моя первая зоология», «Про
больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и
другие.

Книги
Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Больше
всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей
беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь.
Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство
нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.

2
ведущий (слайды 15 – 18):

Жизнь и
творчество в годы Великой отечественной войны – внимание на слайды.

1
ведущий:

Произведения
Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его
иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на
международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии,
США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров.

Умер
Евгении Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на
Богословском кладбище.

2
ведущий:

Е.И.
Чарушин – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим
художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из
тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и
свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые
сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Желаем
Вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина. (слайды 19-20)

1
ведущий:

А
теперь страница 6 – мультипликационная. Давайте вместе посмотрим
мультфильм по произведению Е.И.Чарушина.

2
ведущий:

Итак, мы
перевернули последнюю страницу нашего Устного журнала (слайд 22).

О ком же
мы с вами сегодня вели речь?

Что вы
запомнили об этом человеке?

Кем
сначала был Евгений Иванович – писателем или художником?

Чем ещё
занимался этот творческий человек?

Кто были
героями его рисунков, рассказов, статуэток?

2
ведущий:

А в
заключении нашего Устного журнала, мы хотим обратиться к вам, ребята, с
призывом (слайд 23):


Дети, читайте книги Евгения Чарушина!

  • Рассказы чарушина для 3 класса читать про животных
  • Рассказы чарушина для дошкольников с картинками
  • Рассказы чарушина для 2 класса для читательского дневника
  • Рассказы чарушина для 3 класса про томку
  • Рассказы чарушина для детей 1 класса распечатать