ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р»
Мальчик Женя не умел говорить букву «р». Ему говорят:
— Ну-ка, Женя, скажи: пароход.
А он говорит: «палоход».
— Скажи: таракан.
А Женя говорит: «талакан».
— Скажи: рыба.
А он говорит: «лыба».
Все ребята на дворе над ним смеялись.
Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани.
Лежит он на крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет:
«Крррааа!..»
Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
«Каррр, краа, кррр, ррра, ррра».
У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило.
У него уж и язык устал, и губы распухли. Й вдруг так хорошо получилось:
— Крррррррраааа!
Так хорошо, словно куча камней
по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р».
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши. Да крыг&а-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит:
— Я «рры» научился говорить!
— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь. Женя подумал и сказал:
— Павррруша.
Это Женя хотел сказать авлуша», да спутал.
Вот как обрадовался!
ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИШКА
Жил-был Женя — очень глупый мальчишка. Он все лизал. Ест за обедом второе — ножик полижет. Ведь можно обрезаться. Начнёт красками раскрашивать картинки — кисточку сунет в рот. Ведь можно отравиться: краски бывают ядовитые. Ест сладкое и потихоньку всю тарелку вылижет языком— ну прямо как собачонка!
Он и на улице всё лизал и сосал.
Увидит сосульку — и хвать её в рот. А когда пошёл снег, Женя так и ходил с высунутым языком по улице. Идёт и ждёт, когда ему на язык упадёт снежинка.
Совсем глупый этот Женя!
Однажды был очень сильный мороз. Всё заиндевело на улице: и деревья, и кусты, и заборы.
Пошёл Женя погулять. Вот он погулял. Вот пошёл обратно.
Взобрался на крыльцо и видит: медная ручка у двери тоже заиндевела — стала белая-белая, точно сахарная. Женя высунул язык и лизнул эту ручку.
А язык у него и прилип, Примерз.
Хочет Женя его отодрать — языку больно. Хочет зареветь, да разве с высунутым языком заревешь?
Стоит Женя, согнувшись, у двери, носом в дверь упёрся и мычит,
Прибежали ребята — Женины приятели. Спрашивают:
— Ты что, Женя, делаешь? Чего стоишь?
А Женя и ответить не может — стоит и мычит.
Ребята испугались, побежали к дворнику Егору Ивановичу, кричат ему:
— Егор Иванович! Егор Иванович! Женя языком прилип! Егор Иванович сразу догадался, схватил скорее чайник
с тёплой водой и побежал к Жене. И стал лить воду на медную ручку. Лил, лил, всю воду вылил из чайника… Ручка согрелась, и язык отлип.
С тех пор Женя уж ничего больше не лижет.
СТРАШНЫЙ РАССКАЗ
Папа и мама были в гостях. А Петя и Шура легли спать. Они летом жили на даче, недалеко от леса.
Стемнело. Ни папы, ни мамы нет.
В комнате темно. И в темноте слышно, как кто-то ползает по стене, шуршит. Может, таракан, а может, кто и другой…
Шура и говорит:
— Ой! Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже не страшно, — отвечает Петя.
— Мы вора не боимся, — говорит Шура.
— А его здесь и нет,— отвечает Петя.
— Крокодил к нам тоже не придёт, — сказал Шура.
— И тигр не придёт, — говорит Петя.
И только Шура хотел сказать, что и медведь к ним не придёт, как вдруг они слышат — около двери кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… топ… топ…
— Ой! — говорит Петя Шуре. — Ты не пыхчи.
— Я не пыхтю, — отвечает Шура Пете.
Папа и мама пришли, открыли дверь, зажгли лампу. Петя и Шура всё им и рассказали, что кто-то ходит и ногами топает.
Начали искать по всем комнатам, по всем углам, и вдруг вдоль стены кто-то как прошмыгнёт. Смотрят — да это ёж! Он, наверное, из леса забрался к ним. Хотели его взять в руки, а он не даётся. Свернулся в клубок, колючками колет, похрюкивает.
Тогда дали ёжику молока в блюдце и кусок мяса.
А потом все заснули.
Этот ёжик так и жил с ребятами целый месяц на даче. И пыхтел и ногами топал по ночам, но никто уж его не боялся!
ТОМКА
Петя надел халат, папины очки, взял игрушечную дудочку и сказал:
— Вот теперь я доктор. Буду Томку лечить.
А Томка — это щенок.
Вышел Петя из комнаты, закрыл дверь. А потом постучался. Это будто доктор пришел. Потом утёрся полотенцем— так доктора делают. И говорит щенку Томке:
— Здравствуйте, молодой человек. Вы опять хвораете, я вижу. Что же у вас болит?
А щенок Томка ему ничего не отвечает. Хвостиком виляет. Не умеет говорить.
— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Петя.— Я вас выслушаю.
Доктор повернул Томку пузом кверху, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка — хвать его за ухо!
— Ты чего кусаешься! — закричал Петя. — Лежи! Ведь я же доктор!
Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку карандаш-градусник.
А Томка не хочет мерить температуру. Барахтается.
Тогда доктор говорит больному:
— Теперь, пожалуйста, откройте рот и скажите «а-а-а». И высуньте язык. Наверное, у вас ангина.
Не желает высовывать язык Томка. «А» тоже не говорит. Только повизгивает.
— Пропишу вам лекарство, — говорит доктор Петя.— И вот вам зубная щётка. Вы, я вижу, не любите чистить зубы.
А Томка как ухватит зубную щётку! Как вырвется от Пети! Утащил щётку и разгрыз.
Совсем не умеет Томка играть в больного.
«Счастье – это когда тебя понимают»
Я думаю, что могу…
Я знаю, что смогу!
Мир вокруг нас огромен и чудесен! Он волнующий, порой пугающий, но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его обитателей. Но необходимо осознавать, что каков он будет, зависит именно от нас. От тебя, от меня, от каждого…Мы вносим в этот мир частичку себя, взаимодействуя друг с другом, мы вносим свои коррективы. И мир отзывается на наши действия разными чувствами, разными эмоциями — ничей посыл не остаётся без ответа. Присутствие каждого из нас в этом огромном мире предопределено. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают своей индивидуальностью, непосредственностью и искренностью в словах, поступках, поведении. Взаимодействуя с ними, мы становимся добрее, терпеливее, надёжнее, увереннее, ответственнее, а они, в свою очередь, приобретают какие-то новые навыки от нас.
Нельзя переоценить роль родителя в социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ведь зачастую мир таких детей ограничивается своей семьёй. Нужно прикладывать все усилия, чтобы эти семьи не закрывались в своей беде и не были в ней одиноки. Узнавая о подобных проблемах у людей, добившихся успехов в их решении, семьи, имеющие ребёнка с ОВЗ, продолжают бороться и добиваются своих положительных результатов. Родители – это тот спасительный «мостик», который помогает установить контакт специалисту с ребёнком, и на него стоит опираться. Ведь главное — помочь детям с ОВЗ интегрироваться в ежедневную жизнь и в этом стремлении объединяются и специалисты и родители. Выбор моей настоящей профессии был предопределён ещё с детства. Не все звуки речи я произносила правильно. Мои родители были очень обеспокоены этим фактом и старались решить проблему разными способами. Это были и изнурительные упражнения со звукоподражанием и внушения о том, что говорить нужно правильно, но более всего к работе над своей речью меня побудили произведения детских авторов, которые мама постоянно читала мне в тот период времени. Я до сих пор помню практически наизусть эти детские рассказы: «Заколдованная буква» Виктора Драгунского, «Буква «ты»» Леонида Пантелеева, «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»» Евгения Чарушина и многие другие. С тех пор прошло немало времени. Я научилась правильно произносить все звуки, но интерес к речи, правильной речи, у меня сохранился до сих пор, как и стремление, помочь маленькому человеку преодолеть речевые трудности, с которыми столкнулась когда-то и я сама. Теперь я работаю учителем-логопедом и делаю это профессионально. Однако продолжаю использовать в работе с детьми те самые книги, потому что эти незатейливые рассказы повышают уровень мотивации, как пример успешной работы других детей по совершенствованию речевых навыков. Я считаю, что первый этап в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это установление открытых доверительных отношений с их родителями. И как результат этих отношений подбирается индивидуальный план работы именно с этим ребёнком. Не стоит бояться наличия разных точек зрения на эту работу у специалиста и родителя, ведь как говорил Лешек Кумор: «Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой».
С раннего возраста дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их особенностей другими, что приводит к формированию разнообразных комплексов, выражающихся в замкнутости и приводящих к скрытой депрессии. По мере взросления такие дети начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с другими ограничен. При этом формируется излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Работа любого педагога с детьми с ОВЗ, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника. В самом деле, обучение и воспитания этих детей во многом затрудняется, так как с ранних лет они воспринимают окружающий мир в большей степени агрессивной, враждебной средой, что порождает их стремление «спрятаться», уйти в сторону. Например, в произведении «Трава, пробившая асфальт» Тамары Черемновой, где писатель сам является ребёнком с ОВЗ, реалистично описано душевное состояние автора, воспринимающего разницу между собой и другими людьми как своеобразную «стену». «Эту глухую белую стену я запомнила на всю жизнь. Сначала стена была лишь детской обидой, а потом превратилась в символ, стена — неумолимый враг, которого я должна победить. Сколько потом по жизни мне придется разбить таких глухих стен! А когда рухнет последняя стена, я растеряюсь от пустоты. И пройдет немало времени, прежде чем свыкнусь с новым для меня препятствием и новым врагом — пустотой. И до сих пор не знаю, что страшнее — стена или пустота?» Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. В ходе своей профессиональной деятельности я пришла к выводу, что мой взгляд на мир ребёнка с ОВЗ уж точно не будет ограниченным. Когда приходится столкнуться с любым препятствием в нашей важной и нужной работе, я вспоминаю слова Николая Чернышевского: «Какова широта взгляда, такова и широта решений». И сразу же находится обходной манёвр для любых трудностей.
Мир детей с ОВЗ, такой же, как и мир любого из нас. Он может вызывать разные чувства, разные эмоции, но никого не оставит равнодушным. Нужно относиться к чужому миру бережно, стараясь не навредить друг другу. Если взаимодействовать с детьми на равных, то можно найти для себя что-то интересное и полезное. Давайте создадим наш общий мир! Мир, который будет прекрасен для нас всех, и будем жить в нем осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья. Счастья от того, что мы живем и делаем на нашей работе, вкладываясь в детей, а значит и в наше будущее!
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
2.Развитие речевого аппарата. (слайд 2)
— Проведём речевую разминку.
— Произношение какого звука мы повторяли на речевой разминке? (звука [р] )
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ры-ры-ры — у мальчиков шары.
Ро-ро-ро — у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.
3.Повторение
Ребята, объясните смысл пословицы:
Без терпенья нет ученья.
( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).
– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.)
(слайд 3)
-Кто такая ворона? (птица)
— Докажите, что ворона это птица. ( Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями)
-Что вы знаете о вороне? Попробуйте описать эту птицу. Какая она? (туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)
Произнесите слово ворона.
-Что мы используем при произношении слова? (звуки)
-Что мы используем при написании слова? (буквы)
Чтение скороговорки Проворонила ворона воронёнка.
Что значит проворонила? (не усмотрела, потеряла)
— Как каркает ворона?
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Рассказы детей о зимующих птицах, о трудностях, которые они испытывают с наступлением зимы.
(слайды 4-5) Фотографии детей с кормушками.
Стихотворение «Покормите птиц зимой». (слайд 6)
4.Постановка целей и определение темы урока.
Инсценировка стихотворения
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
-Вы уже догадались, о какой букве сегодня пойдет речь.
Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]
5. Работа по теме урока (слайды 7-8)
Портрет писателя. ( слайд 9-10)
-Как вы думаете кто это?
-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослых)
Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине .
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был не только талантливым писателем, но и замечалельным художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в клетках сидели кролики. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
— Кто знает кого называют художником- анималистом? ( слайд 11)
(Художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И вот в печати появляются его рассказы.
Подборка книг. ( слайд 12)
Рассмотрите книги. Какие рассказы Евгения Чарушина вы уже читали?
— С каким рассказом мы ещё не знакомились?
— Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Чтение текста хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?
— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ? (Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)
Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов. (слайд 13-14)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям.
— Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.)
Как можно озаглавить эту часть?
(Женя не умел говорить [Р])
Чтение второго отрывка.
Какая картинка появилась у вас?
(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)
-Как можно озаглавить?
( Женя обиделся на друзей)
-Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)
-Читаем 3 часть.
Озаглавьте 3 часть.
( Женя научился говорить звук [р])
— Читаем последнюю заключительную часть.
-Нарисуйте словесную картинку.
(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)
-Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.
( Я « рры» научился говорить!)
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу
Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха.
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
(слайд 15) Пословицы о труде.
Какие пословицы о труде знаете ещё?
«Исправить ошибки в словах» (работа в парах)
Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.
9. Обобщение. Итог урока.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)
— Удалось ли нам решить поставленные задачи?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Какие задания вам понравились на уроке?
— Где вы испытали трудности?
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы …
Конспект урока
по литературному чтению
по теме: Е.Чарушин.
«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
(1 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)
Составила: Калинова Елена Петровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014 год
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
2.Развитие речевого аппарата.(слайд 2)
(
— Перед вами речевая разминка.
— Произношение какого звука мы будем повторять на речевой разминке? (звука [р] )
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ры-ры-ры — у мальчиков шары.
Ро-ро-ро — у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.
3.Повторение ( слайд3)
Ребята, объясните мне смысл пословицы:
Без терпенья нет ученья.
( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).
– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание. Нужно развивать в себе эти качества)
Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 4)
рона
-Кто такая ворона? (птица)
— Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)
-Что вы знаете о вороне?
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Попробуйте описать эту птицу. Какая она?( туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)
Произнесите слово ворона.
-Что мы используем при произношении слова? (звуки)
-Что мы используем при написании слова? (буквы)
— Откройте тетради для печатания и напечатайте это слово. Что мы должны помнить при написании этого слова? ( это словарное слово и его написание расходится с произношением.)
4.Работа в парах.
Составление скороговорки.
Проворонила ворона воронёнка.
Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)
— Как каркает ворона?
4.Постановка целей и определение темы урока.
-
Инсценировка стихотворения
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
— Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]
5. Работа по теме урока
Портрет писателя. ( слайд 5)
-Как вы думаете кто это?
(Писатель, он писал для детей ,мужчина , возможно он написал этот рассказ)
— Можете ли вы конкретно сказать кто это? (нет)
Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (узнать как зовут этого мужчину)
-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослого человека)
Откройте учебник и поищите информацию.
— Учебник нам не помог, где ещё можно посмотреть?
Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине (
Евгений Иванович Чарушин.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
^ Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
— Кто знает кого называют художником- анималистом?
(художник который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
Подборка книг.( слайд 6)
Рассмотрите , какие рассказы Евгения Чарушина мы с вами уже читали.
— С каким рассказом мы ещё не знакомились?
— Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
4) Чтение текста хорошо читающими учениками.
. Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?
— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?(Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)
9.Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов.(слайд 7)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
6. Физкультминутка.
-Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ вместе и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки. Напомню, первый называет автора и название произведения.
Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. ( слайд 8 )
— Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается)
— Как вы думаете как можно озаглавить эту часть?
(Женя не умел говорить [Р])
Чтение второго отрывка.
Какая картинка появилась у вас?
(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)
-Как можно озаглавить?
( Женя обиделся на друзей)
-Подумайте ,о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)
-Читаем 3 часть.
Озаглавьте 3 часть.
( Женя научился говорить звук [р])
— Читаем последнюю заключительную часть.
-Нарисуйте словесную картинку.
(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)
-Как озаглавим? Поробуйте взять предложение из текста.
( Я « рры» научился говорить!)
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу
Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха.
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)
. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.
9. Обобщение. Итог урока.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)
— Удалось ли нам решить поставленные задачи?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Какие задания вам понравились на уроке.
— Где вы испытали трудности?
_ Как вы думаете , что надо сделать, чтобы ……
— 8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.
-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]
Тигры рычат: «р-р-р»
Вороны кричат: «кар-р-р»
Кони хрипят: «хр-р-р»
Ставни скрипят: «скр-р-р»
Летит вертолет: «др-р-р
8
Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.
Возраст: средняя группа, дети 5-6 лет.
Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
- Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
- Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
- Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
- Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).
Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».
ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.
ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.
Оборудование и материалы: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .
Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.
Методы и приемы:
Виды детской деятельности | Методы и приемы | Содержание |
Познавательная | Наглядный | Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина. Внесение портрета. Выставка его книг и рисунков. |
Игровая | Игровой метод и прием | Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки. |
Двигательная | Практический Игровая физкультминутка. | «Жили были серый ёж и его ежиха. Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них Очень тихий ёжик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек. Ёж – отец, Ежиха – мать И ребенок ёжик. (Выполнение движений согласно текста физкультминутки). |
Речевое развитие | Словесный метод. Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный. | Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М. Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных. Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине. Рассказы детей о своих нарисованных рисунков. |
Художественно-эстетическое развитие | Метод музыкального сопровождения. Практический | Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей. Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги. |
Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.
Ход
Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.
С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.
Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.
Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».
И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .
Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».
Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.
Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.
Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .
Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.
Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.
Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.
Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .
Физ. минутка.
«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.
Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.
Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.
Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область
Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016