Рассказы чарушина как мальчик женя научился говорить букву р

Полный текст как мальчик женя научился говорить букву р мальчик женя не умел говорить букву р. ему говорят: ну-ка,

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р»

     

      Мальчик Женя не умел говорить букву «р». Ему говорят:

      — Ну-ка, Женя, скажи: пароход.

      А он говорит: «палоход».

      — Скажи: таракан.

      А Женя говорит: «талакан».

      — Скажи: рыба.

      А он говорит: «лыба».

      Все ребята на дворе над ним смеялись.

      Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить.

      Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани.

      Лежит он на крыше и тихонько плачет.

      Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет:

      «Крррааа!..»

      Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа».

      А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

      «Каррр, краа, кррр, ррра, ррра».

      У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».

      Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило.

      У него уж и язык устал, и губы распухли. Й вдруг так хорошо получилось:

      — Крррррррраааа!

      Так хорошо, словно куча камней

      по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р».

      Обрадовался Женя и полез с крыши.

      Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.

      Лез, лез и свалился с крыши. Да крыг&а-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся.

      Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит:

      — Я «рры» научился говорить!

      — А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь. Женя подумал и сказал:

      — Павррруша.

      Это Женя хотел сказать авлуша», да спутал.

      Вот как обрадовался!

     

      ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИШКА

     

      Жил-был Женя — очень глупый мальчишка. Он все лизал. Ест за обедом второе — ножик полижет. Ведь можно обрезаться. Начнёт красками раскрашивать картинки — кисточку сунет в рот. Ведь можно отравиться: краски бывают ядовитые. Ест сладкое и потихоньку всю тарелку вылижет языком— ну прямо как собачонка!

      Он и на улице всё лизал и сосал.

      Увидит сосульку — и хвать её в рот. А когда пошёл снег, Женя так и ходил с высунутым языком по улице. Идёт и ждёт, когда ему на язык упадёт снежинка.

      Совсем глупый этот Женя!

      Однажды был очень сильный мороз. Всё заиндевело на улице: и деревья, и кусты, и заборы.

      Пошёл Женя погулять. Вот он погулял. Вот пошёл обратно.

      Взобрался на крыльцо и видит: медная ручка у двери тоже заиндевела — стала белая-белая, точно сахарная. Женя высунул язык и лизнул эту ручку.

      А язык у него и прилип, Примерз.

      Хочет Женя его отодрать — языку больно. Хочет зареветь, да разве с высунутым языком заревешь?

      Стоит Женя, согнувшись, у двери, носом в дверь упёрся и мычит,

      Прибежали ребята — Женины приятели. Спрашивают:

      — Ты что, Женя, делаешь? Чего стоишь?

      А Женя и ответить не может — стоит и мычит.

      Ребята испугались, побежали к дворнику Егору Ивановичу, кричат ему:

      — Егор Иванович! Егор Иванович! Женя языком прилип! Егор Иванович сразу догадался, схватил скорее чайник

      с тёплой водой и побежал к Жене. И стал лить воду на медную ручку. Лил, лил, всю воду вылил из чайника… Ручка согрелась, и язык отлип.

      С тех пор Женя уж ничего больше не лижет.

     

      СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

      Папа и мама были в гостях. А Петя и Шура легли спать. Они летом жили на даче, недалеко от леса.

      Стемнело. Ни папы, ни мамы нет.

      В комнате темно. И в темноте слышно, как кто-то ползает по стене, шуршит. Может, таракан, а может, кто и другой…

      Шура и говорит:

      — Ой! Мне совсем и не страшно.

      — Мне тоже не страшно, — отвечает Петя.

      — Мы вора не боимся, — говорит Шура.

      — А его здесь и нет,— отвечает Петя.

      — Крокодил к нам тоже не придёт, — сказал Шура.

      — И тигр не придёт, — говорит Петя.

      И только Шура хотел сказать, что и медведь к ним не придёт, как вдруг они слышат — около двери кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… топ… топ…

      — Ой! — говорит Петя Шуре. — Ты не пыхчи.

      — Я не пыхтю, — отвечает Шура Пете.

      Папа и мама пришли, открыли дверь, зажгли лампу. Петя и Шура всё им и рассказали, что кто-то ходит и ногами топает.

      Начали искать по всем комнатам, по всем углам, и вдруг вдоль стены кто-то как прошмыгнёт. Смотрят — да это ёж! Он, наверное, из леса забрался к ним. Хотели его взять в руки, а он не даётся. Свернулся в клубок, колючками колет, похрюкивает.

      Тогда дали ёжику молока в блюдце и кусок мяса.

      А потом все заснули.

      Этот ёжик так и жил с ребятами целый месяц на даче. И пыхтел и ногами топал по ночам, но никто уж его не боялся!

     

      ТОМКА

     

      Петя надел халат, папины очки, взял игрушечную дудочку и сказал:

      — Вот теперь я доктор. Буду Томку лечить.

      А Томка — это щенок.

      Вышел Петя из комнаты, закрыл дверь. А потом постучался. Это будто доктор пришел. Потом утёрся полотенцем— так доктора делают. И говорит щенку Томке:

      — Здравствуйте, молодой человек. Вы опять хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

      А щенок Томка ему ничего не отвечает. Хвостиком виляет. Не умеет говорить.

      — Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Петя.— Я вас выслушаю.

      Доктор повернул Томку пузом кверху, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка — хвать его за ухо!

      — Ты чего кусаешься! — закричал Петя. — Лежи! Ведь я же доктор!

      Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку карандаш-градусник.

      А Томка не хочет мерить температуру. Барахтается.

      Тогда доктор говорит больному:

      — Теперь, пожалуйста, откройте рот и скажите «а-а-а». И высуньте язык. Наверное, у вас ангина.

      Не желает высовывать язык Томка. «А» тоже не говорит. Только повизгивает.

      — Пропишу вам лекарство, — говорит доктор Петя.— И вот вам зубная щётка. Вы, я вижу, не любите чистить зубы.

      А Томка как ухватит зубную щётку! Как вырвется от Пети! Утащил щётку и разгрыз.

      Совсем не умеет Томка играть в больного.

«Счастье – это когда тебя понимают»

Я думаю, что  могу…

                                                                                             Я знаю, что смогу!

Мир вокруг нас огромен и чудесен! Он волнующий, порой пугающий, но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его обитателей. Но необходимо осознавать, что каков он будет, зависит именно от нас. От тебя, от меня, от каждого…Мы вносим в этот мир частичку себя, взаимодействуя друг с другом, мы вносим свои коррективы. И мир отзывается на наши действия разными чувствами, разными эмоциями — ничей посыл не остаётся без ответа. Присутствие каждого из нас в этом огромном мире предопределено. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают своей индивидуальностью, непосредственностью и искренностью в словах, поступках, поведении. Взаимодействуя с ними, мы становимся добрее, терпеливее, надёжнее, увереннее, ответственнее, а они, в свою очередь, приобретают какие-то новые навыки от нас.

Нельзя переоценить роль родителя в социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ведь зачастую мир таких детей ограничивается своей семьёй. Нужно прикладывать все усилия, чтобы эти семьи не закрывались в своей беде и не были в ней одиноки. Узнавая о подобных проблемах у людей, добившихся успехов в их решении, семьи, имеющие ребёнка с ОВЗ, продолжают бороться и добиваются своих положительных результатов. Родители – это тот спасительный «мостик», который помогает установить контакт специалисту с ребёнком, и на него стоит опираться. Ведь главное — помочь детям с ОВЗ интегрироваться в ежедневную жизнь и в этом стремлении объединяются и специалисты и родители. Выбор моей настоящей профессии был предопределён ещё с детства. Не все звуки речи я произносила правильно. Мои родители были очень обеспокоены этим фактом и старались решить проблему разными способами. Это были и изнурительные упражнения со звукоподражанием и внушения о том, что говорить нужно правильно, но более всего к работе над своей речью меня побудили произведения детских авторов, которые мама постоянно читала мне в тот период времени. Я до сих пор помню практически наизусть эти детские рассказы: «Заколдованная буква» Виктора Драгунского, «Буква «ты»» Леонида Пантелеева, «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»» Евгения Чарушина и многие другие. С тех пор прошло немало времени. Я научилась правильно произносить все звуки, но интерес к речи, правильной речи, у меня сохранился до сих пор, как и стремление, помочь маленькому человеку преодолеть речевые трудности, с которыми столкнулась когда-то и я сама. Теперь я работаю учителем-логопедом и делаю это профессионально. Однако продолжаю использовать в работе с детьми те самые книги, потому что эти незатейливые рассказы повышают уровень мотивации, как пример успешной работы других  детей по совершенствованию речевых навыков. Я считаю, что первый этап в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это установление открытых доверительных отношений с их родителями. И как результат этих отношений подбирается индивидуальный план работы именно с этим ребёнком. Не стоит бояться наличия разных точек зрения на эту работу у специалиста и родителя, ведь как говорил Лешек Кумор: «Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой».

С раннего возраста дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их особенностей другими, что приводит к формированию разнообразных комплексов, выражающихся в замкнутости и приводящих к скрытой депрессии. По мере взросления такие дети начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с другими ограничен. При этом формируется излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Работа любого педагога с детьми с ОВЗ, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника. В самом деле, обучение и воспитания этих детей во многом затрудняется, так как с ранних лет они воспринимают окружающий мир в большей степени агрессивной, враждебной средой, что порождает их стремление «спрятаться», уйти в сторону. Например, в произведении «Трава, пробившая асфальт» Тамары Черемновой, где писатель сам является ребёнком с ОВЗ, реалистично описано душевное состояние автора, воспринимающего разницу между собой и другими людьми как своеобразную «стену». «Эту глухую белую стену я запомнила на всю жизнь. Сначала стена была лишь детской обидой, а потом превратилась в символ, стена — неумолимый враг, которого я должна победить. Сколько потом по жизни мне придется разбить таких глухих стен! А когда рухнет последняя стена, я растеряюсь от пустоты. И пройдет немало времени, прежде чем свыкнусь с новым для меня препятствием и новым врагом — пустотой. И до сих пор не знаю, что страшнее — стена или пустота?» Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. В ходе своей профессиональной деятельности я пришла к выводу, что мой взгляд на мир ребёнка с ОВЗ  уж точно не будет ограниченным. Когда приходится столкнуться с любым препятствием в нашей важной и нужной работе, я вспоминаю слова Николая Чернышевского: «Какова широта взгляда, такова и широта решений».  И сразу же находится обходной манёвр для любых трудностей.  

Мир детей с ОВЗ,  такой же, как и мир любого из нас. Он может вызывать разные чувства, разные эмоции, но никого не оставит равнодушным. Нужно относиться к чужому миру бережно, стараясь не навредить друг другу. Если взаимодействовать с детьми на равных,  то можно найти для себя что-то интересное и полезное.  Давайте создадим наш общий мир! Мир, который будет прекрасен для нас всех, и будем жить в нем осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья. Счастья от того, что мы живем и делаем на нашей работе, вкладываясь в детей, а значит и в наше будущее!

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Развитие речевого аппарата. (слайд 2)

— Проведём речевую разминку.

— Произношение какого звука мы повторяли на речевой разминке? (звука [р] )

Ра-ра-ра — начинается игра.

Ры-ры-ры — у мальчиков шары.

Ро-ро-ро — у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.

3.Повторение 

Ребята, объясните смысл пословицы:

Без терпенья нет ученья.

( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).

– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?

( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.)

(слайд 3)

-Кто такая ворона? (птица)

— Докажите, что ворона это птица. ( Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями)

-Что вы знаете о вороне? Попробуйте описать эту птицу. Какая она? (туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)

Произнесите слово ворона.

-Что мы используем при произношении слова? (звуки)

-Что мы используем при написании слова? (буквы)

Чтение скороговорки Проворонила ворона воронёнка.

Что значит проворонила? (не усмотрела, потеряла)

— Как каркает ворона?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Рассказы детей о зимующих птицах, о трудностях, которые они испытывают с наступлением зимы.

(слайды 4-5) Фотографии детей с кормушками.

Стихотворение «Покормите птиц зимой». (слайд 6)

4.Постановка целей и определение темы урока.

Инсценировка стихотворения

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]

— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

-Вы уже догадались, о какой букве сегодня пойдет речь.

Составление схем слов-названий птиц с буквой Р.

Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]

5. Работа по теме урока (слайды 7-8)

Портрет писателя. ( слайд 9-10)

-Как вы думаете кто это?

-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослых)

Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине .
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. 
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. 

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. 
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. 
 Евгений Иванович Чарушин был не только талантливым писателем, но и замечалельным художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли. 
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в клетках сидели кролики. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом. 

— Кто знает кого называют художником- анималистом? ( слайд 11)

(Художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. 
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. 
И вот в печати появляются его рассказы.
Подборка книг. ( слайд 12)

Рассмотрите книги. Какие рассказы Евгения Чарушина вы уже читали?

— С каким рассказом мы ещё не знакомились?

— Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Чтение текста хорошо читающими учениками.

Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?

— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ? (Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)

Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов. (слайд 13-14)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. 

— Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.)

Как можно озаглавить эту часть?

(Женя не умел говорить [Р])

Чтение второго отрывка.

Какая картинка появилась у вас?

(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)

-Как можно озаглавить?

( Женя обиделся на друзей)

-Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.

( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)

-Читаем 3 часть.

Озаглавьте 3 часть.

( Женя научился говорить звук [р])

— Читаем последнюю заключительную часть.

-Нарисуйте словесную картинку.

(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)

-Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.

( Я « рры» научился говорить!)

Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

(слайд 15) Пословицы о труде.

Какие пословицы о труде знаете ещё?

 «Исправить ошибки в словах» (работа в парах)

Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

9. Обобщение. Итог урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 Какие задания вам понравились на уроке?

— Где вы испытали трудности?

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы …

Конспект урока

по литературному чтению

по теме: Е.Чарушин.

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

(1 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)

Составила: Калинова Елена Петровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2014 год

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Развитие речевого аппарата.(слайд 2)

(

— Перед вами речевая разминка.

— Произношение какого звука мы будем повторять на речевой разминке? (звука [р] )

Ра-ра-ра — начинается игра.

Ры-ры-ры — у мальчиков шары.

Ро-ро-ро — у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.

3.Повторение ( слайд3)

Ребята, объясните мне смысл пословицы:

Без терпенья нет ученья.

( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).

– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?

( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание. Нужно развивать в себе эти качества)

Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 4)

рона

-Кто такая ворона? (птица)

— Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)

-Что вы знаете о вороне?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Попробуйте описать эту птицу. Какая она?( туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)

Произнесите слово ворона.

-Что мы используем при произношении слова? (звуки)

-Что мы используем при написании слова? (буквы)

— Откройте тетради для печатания и напечатайте это слово. Что мы должны помнить при написании этого слова? ( это словарное слово и его написание расходится с произношением.)

4.Работа в парах.

Составление скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка.

Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)

— Как каркает ворона?

4.Постановка целей и определение темы урока.

  1. Инсценировка стихотворения

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]

— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

— Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]

5. Работа по теме урока

Портрет писателя. ( слайд 5)

-Как вы думаете кто это?

(Писатель, он писал для детей ,мужчина , возможно он написал этот рассказ)

— Можете ли вы конкретно сказать кто это? (нет)

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (узнать как зовут этого мужчину)

-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослого человека)

Откройте учебник и поищите информацию.

— Учебник нам не помог, где ещё можно посмотреть?

Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине (

Евгений Иванович Чарушин.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
^ Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом. 

— Кто знает кого называют художником- анималистом?

(художник который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
Подборка книг.( слайд 6)

Рассмотрите , какие рассказы Евгения Чарушина мы с вами уже читали.

— С каким рассказом мы ещё не знакомились?

— Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

4) Чтение текста хорошо читающими учениками.

. Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?

— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?(Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)

9.Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов.(слайд 7)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

6. Физкультминутка.
-Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ вместе и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки. Напомню, первый называет автора и название произведения.
Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. ( слайд 8 )

— Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается)

— Как вы думаете как можно озаглавить эту часть?

(Женя не умел говорить [Р])

Чтение второго отрывка.

Какая картинка появилась у вас?

(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)

-Как можно озаглавить?

( Женя обиделся на друзей)

-Подумайте ,о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.

( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)

-Читаем 3 часть.

Озаглавьте 3 часть.

( Женя научился говорить звук [р])

— Читаем последнюю заключительную часть.

-Нарисуйте словесную картинку.

(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)

-Как озаглавим? Поробуйте взять предложение из текста.

( Я « рры» научился говорить!)

Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)

. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

9. Обобщение. Итог урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие задания вам понравились на уроке.

— Где вы испытали трудности?

_ Как вы думаете , что надо сделать, чтобы ……

8. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.

-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

Тигры рычат: «р-р-р»

Вороны кричат: «кар-р-р»

Кони хрипят: «хр-р-р»

Ставни скрипят: «скр-р-р»

Летит вертолет: «др-р-р

8

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

  • Рассказы чехова кажется не имеют ни начала ни конца они сплошная середина
  • Рассказы чехова для детей слушать
  • Рассказы чарушина кот епифан распечатать
  • Рассказы федора ивановича тютчева
  • Рассказы христианские длинные слушать