Рассказы чарушина для детей дошкольного возраста большие и маленькие

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад ромашка купинского района конспект нод в группе компенсирующей направленности: знакомство детей с творчеством

Муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение
 детский сад «Ромашка» Купинского района

Конспект НОД в группе
компенсирующей направленности:
 «Знакомство детей с творчеством
художника – иллюстратора

детских книг Евгения
Ивановича Чарушина».

Воспитатель
высшей
квалификационной  категории:
Сваткова Е. В.

                                                                                 
2020год.

Цель:
 формирование представление детей о художниках – иллюстраторов детских книг,
познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина.
 Задачи:
 расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторов; познакомить
с творчеством Е.И. Чарушина;
 развивать интерес к творчеству Е.И. Чарушина и желание подражать ему в своей изобразительной
деятельности; формировать у детей мыслительные процессы и речь, наблюдательность,
любознательность, фантазию;
 формировать умение передавать в рисунке особенности изображаемых предметов;  развивать
умение создавать сюжетную композицию и желание добавлять её своими деталями;
 воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. 
Материал:
портрет Е.И. Чарушина и его авторские иллюстрации и рассказы – «Про Томку»,
«Про зайчат», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Зверята», « Вот они какие»;
альбомные листы с нарисованной лисичкой, краски, кисти, салфетки, баночки с
водой. 
Литература:
1.
Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2007.
2. Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности.
Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу
с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр
педагогического образования, 2008.
4. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы»«Коммуникация» в старшей
группе детского сада
. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., — 2012.
5. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду.
Образовательная область «Чтение художественной
литературы
»
. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2011.

 Ход
занятия:

1.Активизация детей.
 
Дети стоят в кругу (проводится разминка на стихи С.
Михалкова) На двух колёсах я качу, (Идут по кругу друг за другом) Двумя
педалями верчу, (Идут, высоко поднимая колени.) За руль держусь, гляжу
вперёд, (Держат руками воображаемый руль.) Я знаю: скоро поворот.
(Поворачиваются и идут в другую сторону.)
 2 Введение в тему.
 
– Ребята, вам нравится слушать сказки, рассказы, когда вам
читают? (Ответы детей) — О чём, вам больше всего нравится слушать? (Ответы
детей) — Рассматривать книжки вам нравится? (Ответы детей) — А какие книжки вам
нравятся с картинками или без них? (Ответы детей) — Почему иллюстрированные
книжки вам так нравится рассматривать? (Ответы детей) Конечно, рассматривать
иллюстрированные книги очень интересно, потому что, даже не читая книги, по
картинкам мы можем догадаться, о чем эта книжка. Ребята, нас везде окружает
красота природы, предметов, зданий, но мы не всегда замечаем эту красоту. А
есть люди, которые не только видят её, но и изображают её в своих замечательных
картинах. Это художники. Они учат нас видеть прекрасное: любить и оберегать
цветущие луга, могучие леса, полноводные реки, разнообразных животных.
Художники, которые иллюстрируют книги, называются художниками – иллюстраторами.
Поэтому у книги есть два автора: один писатель – он пишет текст книги, а второй
художник – иллюстратор, он эту книгу иллюстрирует. Вам нравится слушать
рассказы о животных и рассматривать иллюстрации о них? (Ответы детей). Сейчас я
и узнаю, как вы знаете животных.
 3.Загадывание загадок о животных. 
1.Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег. (Медведь)

2.Он
живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно,
А зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
3.Эта рыжая плутовка,
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев,
Ей на зуб не попадайся. (Лиса)

4.Нет,
увидеть не могу,

Чей же след здесь на снегу?
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее хочет. (Зайчик)
5.Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива — 
Будет сытой круглый год.
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом – детки. (Белочка) Молодцы, вы отгадали все загадки. 
4. Знакомство с Е.И. Чарушиным и его творчеством.
А сейчас, я вас познакомлю с художником – иллюстратором и одновременно с
автором детских книг. Он пишет для детей рассказы и сам же рисует к ним
картинки – это замечательный писатель и художник – иллюстратор Евгений Иванович
Чарушин (показываю портрет художника). Е.И. Чарушин очень любит природу, а
особенно животных, он их понимает и старается передать в рисунках их
настроение, повадки, характерные особенности. Подходите поближе, располагайтесь
поудобнее и посмотрите, пожалуйста, на доску (показываю иллюстрации для
рассматривания к книгам Е.И.Чарушина «Про зайчат» и «Зверята») Ребята, нравятся
вам животные, изображённые художником? Почему? Какие они? (Ответы и рассуждения
детей) Правильно, животные этого художника изображены, как живые: они милые,
пушистые, обаятельные. Их так и хочется погладить, приласкать, защитить.
Художник точно передаёт строение тела, повадки животных, не приукрашая их.
Дети, давайте немного отдохнём и поиграем в игру 
5. П/и «Волк и зайцы» 
Мы на время превратимся в лесных зверей. Кирилл, Дима и Миша – они
волки в одном конце группы, а зайчики – остальные дети в другом. Дети выполняют
движение по тексту.
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять
движения в соответствии с текстом.

Ход
игры
: Одного из играющих выбирают
«волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках,
волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков,
воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают — не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк»
выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных
«зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
6.Любовь Е.И. Чарушина к животным. 
Ребята, как вы думаете, почему Е.И. Чарушину удаётся так хорошо
изображать животных? (Ответы детей) Е.И. Чарушин любил наблюдать за животными,
читать книжки о них. Он с детства рисовал в основном животных и всегда был с
карандашом и красками в руках. Все свои знания и любовь художник передавал в
своих рассказах и иллюстрациях к ним. Доброта и бережное отношение к миру живой
природы — характерные черты мастера. Где бы ни был Е.И. Чарушин, именно
животные привлекали больше всего его внимание. Любовь к животным передалась
художнику от родителей. Семья была очень дружной. Мать была садоводом –
любителем, поэтому в семье было много цветов, а отец хорошо рисовал и Евгений
Иванович с отцом много путешествовал, бродил по лугам, бывал в лесу, общался с
охотниками с лесниками. У Чарушиных и самих было много живности: утки,
индюшата, птицы в клетках, цыплята, кошки, поросята, кролики, козы, рыбки,
голуби, тетерева. Они ухаживали за животными. Все детство его было связанно с животными,
и эти детские воспоминания повлияли на его дальнейшую судьбу. В своих рисунках
Е.И. Чарушин не только правильно изображал животных, но и старался показать
настроение их, характер, их состояние: радость, любопытство, испуг, повадки
животного. Писать рассказы Е.И. Чарушин начал позже, сначала он иллюстрировал
книги: Бианки, Пришвина, Сладкова, Маршака.  В рисунках и рассказах
Чарушина чувствуется знание звериных характеров, его работы наполнены юмором,
добрым отношением к тем, кого он изображал. Вот на этом рисунке лисичка
внимательно, всматривается во что – то, она сосредоточена и напряжена, к чему —
то прислушивается. А на этом рисунке лисичка довольная мать. Она спокойная, все
её лисята рядом с ней, каждый занят своим делом: один принюхивается сосредоточенно,
второй оглядывается с любопытством по сторонам, третий грызёт что – то. Вот ещё
рисунок, мы видим маленького волчонка. Он один в лесу без мамы, ему очень
страшно. Волчонок поджал ушки и хвостик, и смотрит растерянно. Ребята,
посмотрите на эти рисунки художника, как вы видите этих животных, расскажите о
них. (Дети делятся своими впечатлениями). Искусство этого талантливого человека
доброе, не одно поколение маленьких читателей он учит любить волшебный мир
зверей и птиц. 
7. Разукрашивание лисички. 
Ребята представьте себя в роли художника – иллюстратора и попробуйте
нарисовать лисички пушистую шерсть. Раздаю детям листы бумаги с силуэтом лисы и
предлагаю нарисовать шерсть методом «тычка» полусухой кистью. По окончанию, все
работы детей рассматриваются и анализируются, выделяются те, которые оказались
наиболее удачными. 
8.Рефлексия.
 
С кем вы познакомились? Что нового вы сегодня узнали? Что вам на
занятии понравилось больше всего?

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

Цель: книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

Задачи:

— Познакомить детей с Уголком книги (его устройством и назначением)

— Приучать рассматривать книги, картинки, иллюстрации.

— Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

1. брать книги только чистыми руками,

2. перелистывать осторожно,

3. не рвать, не мять, не использовать для игр.

4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на свое место.

Во второй младшей группе книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др., затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек(с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона)

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки»«Игры и занятия детей»«Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок»«Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница»«Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк»«Усатый-полосатый»«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?»«Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Требования к оформлению книжного уголка.

Книжный уголок должен находиться подальше от игровой зоны, он должен быть светлым и уютным. В книжном уголке должно быть место, где дети могут удобно разместиться для рассматривания книг, иллюстраций: стол и стулья. Книги находятся в зоне доступа для детей, чтобы ребенок сам мог достать книгу. Книжка должна состоять из одной сказки, а не сборник. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Рядом с книжным уголком оформляется театральный уголок по той же тематике.

Организация уголка в младшей группе.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др.

Предметные картинки:

Наклеенные на плотную бумагу, темы: животные, овощи, фрукты, цветы, деревья, игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт, люди разных профессий.

Сюжетные картинки:.

По сложности — простой сюжет. Одно действующее лицо, одно — два действия.

По темам — иллюстрации к сказкам, картины с изображением сезонных изменений в природе, игр, труда, навыков самообслуживания детей.

Тематические альбомы:

По темам предметных картинок с использованием загадок, художественного слова.

Портреты детских писателей Л. Барто, К. Чуковский и других.

Книги:

Выставляется немного книг (4-5, но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т. к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Рассказы чарушина для детей дошкольного возраста большие и маленькие Чарушин Евгений Иванович – отечественный художник и писатель. Свои замечательные рассказы для детского чтения он сопровождал собственными иллюстрациями.

Короткие рассказы о животных, написанные понятно и занимательно, полезно читать и пересказывать начинающим читателям, в том числе и особым детям. Предлагаем рассказы Чарушина о животных, понравившиеся нашим ребятам.

«Моя первая зоология»

Истории о жизни, повадках животных в природе.

Про лису

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встаёт на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

Собака

У Шарика шуба густая, тёплая. Он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки – просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, хозяйское добро стережёт, злых людей не пускает, за это его все любят да сытно кормят.

Кошка

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт, мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит. На всех фыркает, пыжится, топорщится.

Барсук

Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошел барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает — да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.

Кабан-секач

Это дикая свинья — кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает — ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечет, как топором, он клыками и волка убьет — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

Белка

Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть — шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок — прыг, скок — прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик — да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор — отравишься.

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!
Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, и в воду глядеться.

Сова

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется — ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днём спит.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вот он, вот он, ночной разбойник, вот он сидит, пучеглазый!»

Волк

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк — разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте — волка пугайте! А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

Кит

Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.

Еж

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится. 
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.
Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.

Слон

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Белый медведь

Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги теплая, ее мороз не прохватывет. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочем ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.
Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу заваливается спать, прямо тут же на льду.
А когда выспится, опять побредет. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

Северный олень

На Севере снег да лед, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достает лишайник — ягель.
Чье молоко пьет на Севере человек? Оленье.
На чем ездит? На олене.
Чье мясо ест? Оленя.
Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Морж

Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.
Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывает кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

«Большие и маленькие»

Как мамы учат своих детёнышей выживанию в природе.

Утка с утятами

Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте.
А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!

 Зайчата

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, серенькие, здесь не увидит.
А бегать вам нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. а следу нет – кто вас найдёт

Белка с бельчатами

На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины – на берёзу, с берёзы – в куст, с куста – на землю.
По земле к дереву перебеги,  с ветки на ветку, с ветки на ветку, и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас, бельчат зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, — куда повернёшь, туда и полетишь.
Вот вы какие – ловкачи!

Медведица c медвежатами

А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадет ― и ей рады.

Волчица с волчатами

Волчатам волчица принесла еду.
Каждый еду к себе потянул.
Ворчат — рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.

Лиса с лисятами

Копай нору — подземный дом — глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой — под корнем, третий — за камнем, четвертый — в густой траве, пятый — в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять, — ты скорее в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес…
Только тебя и видели!

Рысь и рысенок

Ходи неслышно, ступай мягко — у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной — должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Желтые глаза — ночью видят.
Черные уши — далеко слышат.
Длинные ноги — осторожно ступают.

Мы читали рассказы о животных помногу раз и с большим удовольствием, рисовали иллюстрации. Надеемся, вам они тоже понравятся.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 2 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое.

На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

  • занимают немного времени на подготовку;
  • компактны;
  • доступны;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любой педагог.

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
  • Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

  • Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
  • Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
  • Различные элементы (игрушки и предметы);
  • Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).

В своей работе с детьми раннего возраста я использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Какие игры для детей раннего возраста можно проводить с сенсорными коробками?

Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как игры

«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» — эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.

1

На развитие мелкой моторики и осязания направлена игра «Угадай, на ощупь» — ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой. Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры–отыскиваем среди макарон небольшие игрушки.

2

«Поймай меня» — из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

3

«Маленький художник» (Чудо-песочница) — предложить нарисовать какие-нибудь легкие предметы (солнышко, волны, домик) пальчиками. Также можно предложить детям поиграть в песок, с машинками или другими игрушками. Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

4

«Поиск сокровищ» — песок, лопатки — савочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя.

5

«Разложи по цвету» — данная игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета.

6

«Слепи фигурку» (из радужного песка) – предложить детям из песка, слепить разные фигурки, при помощи формочек, тем самым развивать моторику рук малышей.

7

«Сортируем крупу» — в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки.

В работе с сенсорными коробками я применяю потешки для детей раннего возраста, к нам в гости приходят сказочные герои с проблемными ситуациями, и мы вместе с детьми решаем эти проблемы. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками.

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.

Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.

В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

30.11.21

Воспитатель Аргатюк Екатерина Витальевна

МКДОУ «Ауринко», г.Костомукша

Скачать материал: Краткосрочный познавательный проект Игрушки, Аргатюк Е.В.

__________________

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых”. С этой целью и был разработан краткосрочный познавательный проект “Игрушки”.

Цель проекта:

  1. Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  2. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации;
  3. Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними;
  4. Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.

Задачи:

  1. Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  2. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  3. Развивать общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.

Участники проекта: дети первой группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный, познавательный.

Планируемый результат проекта:

  1. Пополнить представление детей об игрушках;
  2. Проявлять интерес и желание играть с игрушками;
  3. Развивать речевую активность детей;
  4. Научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог;
  5. Научить детей бережнее относиться к игрушкам;
  6. Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым;
  7. Подготовить совместно с родителями рассказы на тему «Моя любимая игрушка».

Предлагаемые итоги проведения проекта:

  1. Активизировать словарь детей: играть вместе, любимая игрушка;
  2. Научиться бережно относиться к играм, игрушкам;
  3. Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

Итог проекта: Мини-конференция на тему «Игрушки».

Реализация проекта:

Образовательная область: «Познавательное развитие».

  1. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», «Угадай игрушку по описанию».
  2. Игры с водой, «Пускаем бумажные кораблики» «Купаем уточек».
  3. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», «Угадай игрушку по описанию», «Солнечный зайчик», «Чудесный мешочек».
  4. Сюжетно-ролевые игры «Купание кукол», «Уложим куклу спать», «Магазин игрушек», «Семья».
  5. Настольные игры: «Лото», «Мозайка», «Купание кукол».
  6. Рассматривание картины «Дети играют».
  7. Игровые ситуации «Из чего сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки».
  8. Игровое упражнение «Большие и маленькие».
  9. Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т. д.
  10. Чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки».
  11. Беседы на темы «Зачем нужны игрушки?», «Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки», «Магазин игрушек».

Образовательная область: «Речевое развитие».

  1. Чтение: И. Бродского «Солнечный зайчик», Островского Ю. «Догони зайчика». Чтение В. Сутеев «Кораблик», Г. Цыферов «Пароходик», чтение сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».
  2. Разучивание стихотворений из книги А. Барто «Игрушки».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Игровая ситуация «Поможем кукле Кате».
  2. Игровая ситуация «Оденем (разденем кукол»).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Лепка «Подарок для любимой игрушки», «Яблочко для любимой игрушки», «Мяч».
  2. Рисование «Платье для матрешки», «Пирожки для Маши», «Конфетки для зайчат», «Помоги зайке» и др.
  3. Пение песен Е. Тиличеевой «Догони зайчика».
  4. Игровое музыкальное занятие «Звучащая игрушка».

Образовательная область: «Физическое развитие».

  1. Физминутки: «Зайка», «Буратино», «Самолет», «Божья коровка», «Мы любимые игрушки».
  2. Подвижные игры: «Перебрось игрушки», «Каждому игрушку», «Поезд», «Автомобиль».

Вывод по окончании проекта:

Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.

Вместе с родителями ребята приняли участие в совместной продуктивной работе “Игрушки”, которая была проведена в форме конференции. Дети совместно с родителями подготовили рассказы о своих любимых игрушках.

Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.

  • Рассказы тургенева список названий
  • Рассказы толстого список названий для детей
  • Рассказы ушинского для начальной школы
  • Рассказы слушать для детей 7 лет длинные рассказы
  • Рассказы рэя брэдбери на английском