Чарушин Евгений Иванович
Рассказы о животных
Чарушин Е. И. Рассказы о животных.
Что за зверь?
Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.
«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Медвежонок
Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.
В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом — кто побольше, кто поменьше.
Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.
А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.
Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.
Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!
Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит — вниз съезжает.
Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают.
Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.
Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.
Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.
Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.
Вдруг опять кто-то закричал.
Орёт во всё горло, надрывается.
А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.
Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.
Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.
Дали ему опять соску.
Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь — все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.
Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.
Медведь-рыбак
В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.
Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
А чавыча — это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.
В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.
Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, — видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.
Ох, как много идёт рыбы!
А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».
Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
А она изредка проплывёт — эта чавыча — огромный, драгоценный лосось.
Плывёт она по дну среди мелкой рыбы — горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.
А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто — хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.
И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.
Дикие рыбаки рыбачат.
Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.
* * *
Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.
Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.
И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.
Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.
Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.
Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.
Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло — дохлая.
Пищит кулик, ногами семенит.
Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.
Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.
Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.
Как удачно я выбрал место!
Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.
Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.
Гляжу — с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит — сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.
Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.
Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.
Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней.
Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Что за зверь?
Медведь-рыбак
Медвежонок
Медвежата
На нашем дворе
Перепёлка
Про зайчат
Рябчонок
Верный Трой
Кот Епифан
Друзья
Волчишко
Как Томка не показался глупым
Воробей
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Тюпа маленький
Почему Тюпа не ловит птиц
Сорока
Пунька и птицы
Лисята
Томка
Как Томка научился плавать
Томка испугался
Томкины сны
Никита-доктор
Мишки
Захочешь есть — говорить научишься
Яша
Мартышки
Заяц
Кабан
Удивительный почтальон
Медведица и медвежата
Рысь и рысенок
Олениха с оленёнком
Белка с Бельчатами
Зайчата
Северный Олень
Волк
Лиса
Медведь
Рысь
Барсук
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Читать рассказы других авторов
11 ноября 2016 года – 115-летие знаменитого
писателя-натурал
Книги для
детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных
читателей и научили их любить загадочный мир зверей и птиц. Евгений Чарушин –
первый художник-анимали
Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Несколько
поколений выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина. Забавный
котенок Тюпа, щенок Томка, Мишка, который после смерти матери «большим медведем
стал», сопровождали их детство. Знаменитые «Детки в клетке» С. Маршака и Е.
Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигренка, и полосатых лошадок, и
длиннохвостого кенгуру.
Образы медведя, волка, рыси, оленя, других
многочисленных обитателей лесов вошли в наше сознание такими, какими их увидел
и нарисовал художник. Сколько у художника тепла и любви в рисунках! Руку
Чарушина невозможно не узнать, его книги самобытны. «Тюпа, Томка и сорока»,
«Никитка и его друзья», «Медвежата», «Волчишко», «Верный Трой», «Кот Епифан»,
«Про больших и маленьких»… Давно уже стали родителями те, кто дошколятами с
увлечением листал и написанные, и иллюстрированные художником книжки. Теперь со
своими детьми взрослые вспоминают любимые с детства страницы рассказов и
сказок.
Родился будущий писатель и художник 11 ноября 1901 года в
Вятке, где родился другой великий художник Юрий Васнецов. Замечательные там
места, необыкновенна природа. Отец Жени – Иван Аполлонович Чарушин — был
архитектором и художником, происходил из большой и бедной семьи, выросшей в
Орлове, в окрестностях Вятки. В семье были четыре брата и две сестры, и позднее
вошли в традицию ежегодные семейные «съезды». Среди братьев был Николай
Аполлонович — революционный народник, автор известных воспоминаний «О далеком прошлом».
Опасное родство и послужило причиной того, что Иван Аполлонович, успешно
окончивший Академию художеств, не удержался ни в одной из обеих столиц или
крупном губернском городе вроде Киева или Харькова, а уехал служить — сначала
совсем далеко, на Сахалин, где похоронил свою первую жену, потом поближе, в
Вятку, где стал губернским архитектором. По его проектам построено более 300
зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку
городов Прикамья и Предуралья, огромного региона. Каменные здания в стиле модерн
Ивана Аполлоновича Чарушина и сейчас заметны в Вятке. «Часто бывает, что
детские увлечения человек проносит через всю жизнь. Так было с моим отцом —
архитектором-худ
и вокзалов. И в семьдесят шесть лет он строит с не меньшим наслаждением и
увлечением»,— писал Евгений Иванович в 1937 году.
Семья Чарушиных жила широко и очень дружно. В доме
собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами,
привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Вот
что вспоминает известный художник-график Н. Костров, тоже вятич: «Рос Женя в семье немного провинциальной, немного старинной,
интеллигентной, в семье, где были идеалы, а нормой жизни были честность,
доброта, дружба. Отец в душе художник-мечтате
влюбленный в свою работу, добрый, отзывчивый, пример долга и ответственности.
Мать строгая и требовательная, любила животных». На всю жизнь
художник сохранил детское мироощущение и память детства: «Я очень благодарен
моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и
сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас
художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), любила
музыку и хорошо играла на пианино. На семейных праздниках маленький Женя играл
на скрипке дуэтом с мамой. Она учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию
и великолепию…» Просторный
дом, где жила семья, был окружен садом, за которым ухаживала мать. Там она
выращивала особые сорта смородины и вишни с очень крупными ягодами. Мальчик
любил ходить вместе с нею в лес собирать семена цветов, выкапывать различные
растения, чтобы потом посадить их в своем саду. В холодной Вятке она выращивала
под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который
вырастал с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в маминой
работе: «Моя мать – садовод-любитель
садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее
работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные
растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и
тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь».
Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо
населён. «Всё
моё детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и
домашних животных…» Сколько разных животных перебывало в их
деревенском двухэтажном доме! «Цыплята, поросята и индюшата,
с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым
крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель — трехногий пес Бобка; война
с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц — чижей, щеглов,
свиристелей, гоньба голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к
этому обращаются мои воспоминания». «Вот яркие, памятные
моменты из моего детства, — вспоминал Евгений Иванович. — Положив в лукошко
только что вылупившихся цыплят, мать ставит их на тёплую русскую печь
«обсыхать». Цыплята копошатся, попискивают, а я лежу на печи и наблюдаю…
Бобка — треногий калека пёс — был моим закадычным другом. Он лежал всегда на
лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто
рассказывал о своих детских огорчениях. Бывали у нас кошки, банки с рыбками,
птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери».
«На дворе у нас и у соседей всегда ходили
куры, гуси, голуби, козы. Охотники иногда приносили тетёрку-подстрел
белку. Очень интересно было их кормить, наблюдать, какие они, как они ходят…
Моя бабушка подарила мне Мишку. Только я этого Мишку так и не видел. У меня
была ангина, и, когда я выздоровел и пошёл посмотреть, вижу, у бабушки Мишки
уже нет, а бабушка моя чуть не плачет. Он глупый, Мишка, маленький. Он разобрал
абажур на лампе, начал играть с подушечкой и выпустил все пёрышки. И бабушка
его отдала. Жила у меня ручная белка – Афонька. Она свила себе гнёздо на лыжах,
которые были подвешены к стенке, как полочка. Ёж Борька, у которого был
страшный враг – щётка. Он с ней дрался. Поведёшь по полу щёткой, Борька сразу
на неё кинется и рычит, и фырчит. Пичуги – чижи и щеглы. И сорока. И волк – не
настоящий, а волчишка Прошка».
В детстве все благоприятствова
уникальных способностей. Жили Чарушины в уютной тихой Вятке, будущий анималист
запомнит, что на базарах было много дичи и живых подстрелков. (Как его друг,
великий сказочник Юрий Васнецов, тоже вятич, на всю жизнь запомнит дымковскую
игрушку и расписные дуги). Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто,
по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки.
Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Рисовал начинающий художник «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях», бегая в чучельную мастерскую,
расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний
«зоопарк». «Художник во мне родился все-таки раньше, чем
писатель. Нужные слова пришли позже» — говорил он. Его живописные
способности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А.
Рылов. Он и посоветовал Чарушину и его другу Ю. Васнецову поступать в Академию
художеств.
Женя любил читать, забравшись на высокое дерево возле дома.
Его любимым чтением были книги о жизни животных — Сетон-Томпсон, Лонг, Биар.
Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых томов А. Э. Брема «Жизнь
животных». Их он берег и перечитывал всю жизнь: «Я читал его запоем, — вспоминал Чарушин, — и никакие «Нат
Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». Впечатления
от природы складывались не только от прочитанных книг.
Отец Жени часто уезжал из дома и всегда брал с собой сына. «Я много ездил с отцом,— писал в краткой автобиографии Чарушин. —
Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки
за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и
туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят
по белому мху, как полозья свистят на морозе – всё это я с детства полюбил и
пережил... Научился смотреть и удивляться силе и
красоте природы, всему её разнообразию и великолепию». В поездках он
много времени проводил с лесниками, бывалыми охотниками, ремесленниками. Это
общение обогатило его память их шутками, сказками и смешными историями. Они
невероятно разнообразили его творчество, очень точно передававшее всю прелесть
и красоту народного быта и языка. С раннего детства ходил он с отцом на охоту,
но в зверей никогда не стрелял.С охотниками я уходил на
охоту. Они мне давали носить ружьё. Мне интересно было не стрелять, а
взглянуть, кто как живёт и что делает».
Мальчик рос озорным и весёлым. Проделки его, остроумные и
изобретательные, рождались от неуемной фантазии, неисчерпаемой энергии,
пытливости ума, талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни
жестокости. «Читая истории про Никитку, мы замечаем, что мир Никитки
поразительно схож с миром самого автора. И, как когда-то в детстве сам Чарушин,
Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных
ощущений. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму.
Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в
углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени
там нет. Одни ботинки стоят… Любовь к природе едва не привела к гибели Евгения.
В 6-летнем возрасте он заболел брюшным тифом после того, как решил питаться
тем, что едят птицы. К счастью, болезнь удалось вылечить: «Шести
лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы,
и наелся самой невообразимой гадости… В другой раз я переплыл вместе со
стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо
плавать…»
В шесть лет мальчика отдали в Коммерческое училище.
Работавший там учителем рисования местный художник А. Столбов заметил
талантливого мальчика и сказал, что ему нужно учиться живописи. Годом спустя
из-за неуёмного характера родители вынуждены были перевести сына в первую
мужскую гимназию. После революции она была преобразована в среднюю школу. «Школа, где я учился, была необычна. В ней обучались вместе и
девочки и мальчики. Сначала ребята учились в азбучном классе – там показывали
буквы, переходили в приготовительный – там учили читать, а из приготовительног
– в первый класс. Во всех классах были у нас уроки лепки. Бери глины, сколько
хочешь, и лепи, что хочешь. Вёл уроки лепки художник Алексей Иванович, наш любимый
человек. Он нам ни в чём не мешал, помогал как мог, хотя сам нашу лепку никогда
не брал в руки. Вместе со мной учился Коляпо. Фамилию его я не помню. Может, он
был Коля Потанин или Коля Полунин. А мы его звали Коляпо – так проще. Меня тоже
звали иначе – не по имени Женя. В нашем классе училась девочка – тоже Женя. Я
не хотел по-девчоночьи называться и сам себя назвал Ень или Ань. Тогда всем нам
было по четыре-пять лет. Коляпо лепил индейцев, разбойников, я – тоже
разбойников. Но нравилось мне лепить животных. Леплю какого-нибудь зверька и
приговариваю: «Вот ты какой, ты толстый, неповоротливый, а бегать надо быстро,
а то тебя кто-нибудь съест». Там произошло знакомство с
Юрием Васнецовым, ставшее дружбой на всю жизнь. Их связывали Вятка, любовь к
искусству, охотничьи страсти и увлечения.
Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Лет в
четырнадцать Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с
веселым неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). В 15 лет с
членами союза выпускал журнал с тем же названием. Для журнала он писал, по
собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного
слова в конце концов мне пригодились… — признавался Евгений Иванович, — и журналы эти очень
смешные, детские, но они очень повлияли на моё творчество». Правда, с поэзией у него не
заладилось. Другое дело рисунки. А на рисунках его чаще всего были все те же
собаки, медведи и прочие замечательные звери.
После окончания в 1918 году средней школы Чарушин был
призван в Красную Армию. Избежать отправки на фронт ему удалось благодаря
своему умению рисовать. Он был назначен помощником декоратора в культпросвете
Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Вернувшись в 1922 году
домой, отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он решил учиться на профессиональног
только в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. Но это было не
серьезно, настоящей школы рисования губвоенкомат дать не мог. Юный Чарушин это
понимал, и осенью того же года он уехал в Петербург. Заветная цель любого
начинающего художника — это Академия. На приемных экзаменах в Академию высший
балл по рисованию ему поставил известный художник К. Петров-Водкин. И Евгений
Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств
(ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с 1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова,
М.Матюшина, А.Рылова. Чарушин учился в классе, которым руководил художник А.
Карев. Именно он подсказал Евгению попробовать свои силы в анималистике —
рисовании животных. Учился вместе с такими художниками, как Валентин Курдов,
Николай Костров, Юрий Васнецов, с которым он снимал одну комнату на улице
Зверинской. Рядом был зоосад, куда они бегали рисовать зверей. Одеваться молодой
художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга
Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю,
собачьего меха, короткую шубу». В
1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем
Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на
Алтай.
Он окончил это уважаемое заведение в 1927 году,
охарактеризовав обучение в нем как «самые бесплодные для меня годы». Евгению показались
неинтересными поиски нового в живописи, а рисование в академическом стиле, по
его мнению, было попросту скучным. Он предпочитал этому писать картины с
животными, увиденными на птичьем рынке и зоомагазинах. Параллельно с обучением
в Академии художеств он работал в детском журнале «Мурзилка», куда устроился в
1924 году. После окончания академии был краткосрочный, всего на год, призыв в
армию, служба под Лугой в 58-м стрелковом полку.
В 1926 году Чарушин был приглашён в «Детгиз», которым
руководили О.Капица и С.Маршак. Там Чарушин познакомился с молодыми писателями
В.Бианки, Б.Житковым и Е.Шварцем. Собрался творческий союз писателей и
художников, которые объединились вокруг поэта С.Я. Маршака и замечательного
рисовальщика В.В. Лебедева. Ему, известному в то время художнику, очень
понравились рисунки зверей Евгения, который в его лице получил всяческую
поддержку.
Ю. Васнецов, В. Лебедев и Е. Чарушин |
В 1928 году он начал сотрудничать с журналами «Еж» и «Чиж», а также
оформил по заказу ленинградского Госиздата рассказ Бианки «Мурзук». Эти
иллюстрации привлекли внимание профессионалов книжной графики, а один из
рисунков (с рысёнком) попал в Третьяковскую галерею. Не видно, кто встревожил
рысёнка, но по изгибу спины, по пружинящим лапам заметно, что враг
приближается. Малыш грозно раздул усы, распушил кончик хвоста. И нас
захватывает мастерски переданная художником неукротимость, сила жизни рысёнка,
который не струсил, не сдался и готов драться.
В редакции засиживались подолгу:
думали, спорили, острили, вспоминали интересные случаи. Рассказывал и Чарушин о
птицах и зверях, которых ему довелось повидать в родных вятских лесах. Послушав
Чарушина, Маршак сказал художнику: «Да ведь вы ещё и писатель! Вам обязательно
надо писать». Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни
животных. В 1930 году, «преисполненный до краёв наблюдениями
детства и охотничьими впечатлениями я стал, при горячем участии и помощи
С.Я.Маршака, писать сам».
Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур»
(1930).Она отличалась не только ярким и точным описанием звериных характеров,
но и отличным чувством юмора. При этом рассказ был по-доброму снисходительным,
мягким и озорным. Вслед за первым рассказом последовали и другие, которые были
иллюстрированы их автором. Первые его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери»
— это еще книжки-картинки без текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» —
это коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. Очень тепло о
рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Создавая образ
животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина
отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в
детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина,
утверждая, что тот занимался не иллюстрированием
холодных, мёртвых контуров. До войны Евгений Иванович создал около двух
десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931),
«Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких
стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых
С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский… До войны он создал около
двух десятков книг. В детскую литературу Чарушин вошел со своей темой, со своим
особенным голосом рассказчика и писателя, с безоблачным, радостным видением
мира природы, полным солнца, движения, красок, открытий. Кроме работы в
издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой»
(с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные
эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
1928 был счастливым годом для Чарушина и ознаменовался
удачной женитьбой на землячке Наталье Аркадьевне Зоновой, учившейся в
Петрограде пению. Атмосфера родительского дома,— дружеская, сердечная, с
несколько патриархальным отношениям к вечным нравственным принципам –
сохранится в семье самого Евгения Ивановича, когда он заживет самостоятельной
жизнью в Ленинграде и жену себе найдет, как это часто бывает у талантливых
людей, верную и преданную, помощницу, и сына и дочь воспитает в тех же
традициях. Когда родился сын Никита, молодой отец только и говорил о нём,
отчего и получил прозвище «сумасшедший папашка». В изданной в 1938 году книге
«Никитка и его друзья» он сделал сына главным героем большинства рассказов. Там
присутствует множество изображений Никиты. Всем будет хорошо в его доме,
вначале в одной комнате, а потом в просторной квартире на набережной реки
Фонтанки, дом 9 – и охотничьей собаке (Чарушин, как и его отец, был с детства
заядлый охотник), и котам Пуне и Тюпе, и маленьким волчатам и лисятам. Он
приносил их из зоопарка, который нередко посещал. Он создал у себя в доме
микромир, похожий на тот, что окружал его в детстве. Тут было уютно всем. В
доме Евгения Ивановича всегда было полным-полно птиц и животных: овсянок,
чечёток, перепёлок, попугаев, кошек, собак, зайчат, ежей, были даже лисёнок и
волчонок Своеобразные жители чарушинской квартиры становились героями рассказов
и рисунков для малышей. 30-е годы – счастливая, напряжённая пора жизни
Чарушина. Кто-то подсчитал, что Чарушин за десять лет сделал 2,5 тысячи
изображений разных зверей и птиц. Рисуя зверя, он, как правило, создавал
законченное произведение искусства. Недаром его работы украшают экспозицию
графики Русского музея.
С первых дней войны Чарушин, как и многие другие художники,
был мобилизован для работы над агитационными плакатами. Только в 1942 его с
семьёй эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Неустройство,
лишения военных лет (жили в бане у Юрия Васнецова, где Никита расписал печку
жар-птицами). Жена Чарушина пела в госпиталях для раненых, он много работал…
Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял
спектакли в Кировском театре драмы. В годы эвакуации проявился яркий
педагогический талант Чарушина, когда он преподавал рисование детям. В Кирове
он впервые творчески познакомился с русскими народными сказками про животных. В
1942 году один, без помощников, расписал около 400 квадратных метров стен
детского сада, превратив стены коридоров и комнат в лужайки, перелески, населив
их героями сказок. Расписывал и фойе дома пионеров и школьников. Долгое время
Евгения Ивановича Чарушина считали только анималистом. Но в войну, в Кирове, он
нарисовал сказки. Это были в основном литографии, отпечатанные на обратной
стороне плохоньких листков табель-календаря и раскрашенные от руки. На рисунках
резвились чарушинские зайчата, одетые на этот раз в цветные юбочки, петух
несся, запряженный в коляску с курочками и цыплятами, красавец-кот с ягдташем и
ружьем отправлялся на охоту, серебрилась его пушистая шерсть, а волк кровожадно
подглядывал за маленькими козлятами, резвящимися вокруг нарядной мамы-козы.
Чтобы хоть как-то скрасить детям скудную голодную жизнь, художник, сам в то
время истощенный от постоянного недоедания, делал с литографского камня оттиски
рисунков сказочных зверят. Потом некоторые рисунки вошли в книгу «Шутки»,
сочиненную им вместе с двоюродной сестрой поэтессой Е. Шумской и изданную
Детгизом в 1946 году.
Эти работы находятся в архивах художника, которые бережно
хранил его сын Никита. Среди них есть кот-охотник, стоящий на задних лапах,
держа в передних ружье. Кот-красавец с серебристым пушистым мехом очень похож
на натурального кота, только чуть-чуть сказочного. В эвакуации были написаны
книжки – серия «Моя первая зоология». Помимо работы над книгами, он создал
серию эстампов с изображениями животных. В 1945 году Евгений Иванович вернулся
в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. В 1945 году Е. И. Чарушин
получил звание Заслуженного деятеля РСФСР.
По отзывам современников, Чарушин был человеком страстным,
эмоциональным и очень увлекающимся. «Обаятельная и
талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл наскрипке, писал стихи, был актёром,
вечно что-то изобретал», — вспоминал Валентин Курдов. Его влекло
многое: музыка и поэзия, театр и живопись. Начиная с 1936 года, на
Ленинградском фарфоровом заводе по его эскизам выпускались небольшие фарфоровые
статуэтки и красочно расписанные чайные сервизы. Причем он впервые ввел в
технику росписи по фарфору особые трафареты с рваными краями. Этот простой
прием позволил придать даже тиражным изделиям вид авторского оригинала. В
послевоенное время делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные
группы, его статуэтки пользовались большой популярностью. «Чарушинский»
фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, и мягким как нарисованные
«звери». Появились статуэтки «Куничка», «Олененок», «Кролик». Когда Евгений
Иванович уставал рисовать, то для отдыха начинал мастерить табуретку или
столик. За постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого
художника прозвищем «Евгеша-изобрета
патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на
придуманных им самим лыжах-поплавках. Друзья за глаза называли Евгения Чарушина
«великий Женька». Он был артистичен, музыкален, смел, весел, хлебосолен. Вместе
с этими друзьями Чарушин отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия
по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.
50-е годы были нелёгкими в жизни Чарушина. Он избежал прямых
обвинений в формализме, но пришлось уступать и приспосабливатьс
требованиям. Всё это действовало удручающе. Единственной новой книжкой стали
«Большие и маленькие» — коротенькие и шутливые наставления птичьих и звериных
мам своим детям. Удачей в эти годы стала книжка «Почему Тюпа не ловит птиц».
Коты вообще играли немалую роль в творчестве художника. Уже в одной из своих
первых книжек, с особо тщательно выполненными рисунками (он написал ее в 1930
году, став с тех пор не только иллюстратором, но и мастером рассказа), Чарушин
изобразил силуэт черного кота Васи, охотившегося за малиновым щуром. А через
годы, когда Чарушин будет очень знаменит, он посвятит своему любимому котенку
Тюпе две книги: «Тюпа, Томка и сорока» и «Почему Тюпа не ловит птиц». И тут
шаловливый котенок развернется вовсю. Очарованию, обонянию этого существа нет
границ. Сколько разнообразия в его движениях и в позах! Вот Тюпа ловит птиц:
«…схвачу, словлю, поймаю, поиграю…». По одним этим глаголам нетрудно себе
представить неугомонного котенка. Сами рисунки и их расположение полны
движения. Пушистая неуклюжая фигурка словно движется по страницам книги. Вот
Тюпа скачет, шалит, потом успокаивается рядом с мамой. Но вот котенок снова в
прыжке, он перебирается на другой разворот, а там птицы поют на ветке. А почему
котенка назвали Тюпа? Это потому, что он тюпает: «тюп-тюп-тюп».
Евгений Иванович умел видеть сам и сына Никиту (1934—2000)
посвятил в лесную науку: слушай, смотри, и тебе откроется то, что не
открывается шумным и невнимательным людям. Однажды на охоте отец признался
сыну, что всё время держал ружьё наготове потому, что заметил свежие следы
медведя-шатуна. Первоклассный стрелок, Чарушин никогда не охотился ради азарта,
забавы. Он мог бродить по лесу и без ружья, радуясь встрече не только с птицей
и зверем, но и с лесным деревом и кустом. В книгах почти физически ощущается запах
леса, лесной шум. Чтобы так рисовать, надо много работать не только дома, но и
на улице, в лесу, в зоопарке. Художник наблюдал за животными, часто бывал в
зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво
изобразить животное, нужно хорошо его изучить. Вот как говорил сам Евгений
Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его
повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок
хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение
животного: испуг, радость, сон и т.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
В книгах Чарушина можно встретить и льва, и орангутанга, и бегемота, и слона.
Но чаще всего он рисовал тех, чьи повадки знал наизусть.
Он рисовал зверей и птиц, как ни до него, ни после него не
рисовал никто. Это было как дар свыше. Академия художеств с ее блестящими в
1920-е годы преподавателями не могла обучить такому мастерству. Вернее, не
мастерству, а глубокому, проникающему пониманию зверя, такой необыкновенной способности
передавать его характер, повадки, движения, изобразить само тело, красоту
шерсти, перьев. Недаром так и тянет, особенно детей, прикоснуться ко всем
чарушинским волчатам, лисятам, собакам и котятам. Какое-то особое чувство любви
было у этого необыкновенного человека к животному миру и умение вызвать
ответное чувство. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.
Особенно любил Евгений Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных, жалел
их и сочинял о них сказки. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята,
рысята добры, обаятельны и вызывают чувство нежности. Они совсем как живые.
«Я приучился с детства понимать животное
— понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что
некоторые люди вовсе не понимают животное», — говорил художник.
Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост
трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по
странице, по пушистой теплой шкурке. Чтобы зверята получались такими же мохнатыми
и пушистыми, как в жизни, Евгений Чарушин использовал особый способ изображения
– он так и называется: метод Чарушина. Иногда Чарушин использовал лишь чёрный
карандаш. Но зато какое богатство оттенков! Даже чёрный рисунок кажется
красочным, цветным. Карандаш оставлял тонкие, острые штрихи, мелкие точки, и
тогда мех животного делался светлым, серебрился, переливался. Хочется погладить
зверей, настолько их мех тёплый и пушистый. Рисовать надо тычком жесткой
полусухой кистью. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый
тип анималистической книги для детей — маленький рассказ о маленьком животном
для маленьких детей. Секрет Чарушина был не только в его художественном и
литературном таланте, но в его детском мироощущении, которое он всегда
сохранял. Мир животных был и его миром, вот почему его рисунки были такими
живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей
заворожённо рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.
Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина — не
тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как
способность петь или дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный
опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд. Чарушин уделял большое
внимание натурным зарисовкам, наблюдениям, глубокому знакомству с текстом.
Иногда уходило несколько недель, прежде чем находилась форма всей книги. Он
даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные,
— тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным-художн
Работая в Детиздате, он проиллюстрировал более 100 детских книг — произведения
С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева – писателей-охотни
страстных природолюбов. Он
стал одним из лучших художников детской литературы. В 1961 году к 60-летию
художника С. Маршак написал:
…Давно уж выросли зверята –
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче – волк пенсионер!
А тот, кто был когда-то Киской
Бенгальским тигром стал давно,
И подходить, как прежде близко
К нему теперь запрещено…
Никита Евгеньевич вспоминал, как в детстве он фантазировал
вместе с отцом, мечтая побывать в Индии и в Африке, чтобы поближе узнать
тропических зверей. Но такого путешествия не случилось: в последние годы жизни
болезнь ног лишила Евгения Ивановича возможности двигаться. Тяжело больной, он
не прекращал работы: за неделю до смерти закончил иллюстрации к книге С.Я. Маршака
«Детки в клетке». Тяжело больной Чарушин умер 18 февраля 1965 года, ему было
всего 64 года. Он был похоронен на Богословском кладбище. А через несколько
дней за новые иллюстрации к стихам С.Я.Маршака «Детки в клетке» он был
награжден золотой медалью на Международной книжной выставке в Лейпциге. Это
было европейское признание русского художника.
Его сын Никита тоже стал
художником. Сильный рисовальщик, знаток мира природы, он всё же не превзошел
отца. В 2000 г. Никите Евгеньевичу Чарушину было присвоено звание народного
художника России. Его дочь, внучка Евгения Ивановича, Наталья Никитична
Чарушина, тоже стала художницей. Она много училась, блестяще закончила Академию
художеств с замечательной дипломной работой «Путешествие Нильса с дикими
гусями», издала первую, очень хорошо выдуманную книгу «На все четыре лапы» и
тоже иллюстрирует книги. Младшая представительниц
Чарушина-Капусти
идут трудным и прекрасным путем искусства.
Е.И.Чарушин написал около 50 книг для детей, в основном, из
жизни животных. Циклы иллюстраций к семидесяти книгам, из них тридцать к
собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества.
Произведения Чарушина переведены на многие языки мира. Его иллюстрации,
эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Книги
Чарушина по-прежнему интересны и привлекательны. Их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров. Они широко переиздаются, их переводят на
иностранные языки и читают не только в нашей стране, но и во Франции, Африке,
Японии, Англии, Италии, Германии, США Индии, Болгарии, других странах. «Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и
очень нужна. Нет больше счастья, для художника и для писателя, как, создавая
свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное
всем ребятам.».
Чарушинские истории – смешные и грустные, героические,
забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у детей первые глубокие
чувства: внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых. Они могут
раздвинуть кругозор ребёнка, обогатить его душевный опыт, воспитать чувство
ответственности за живое существо. Научат наблюдать за животными, быть терпимыми
к ним, проявлять о них заботу. Книги Е.И.Чарушина помогают вырабатывать
экологическое сознание, понимать, беречь и ценить родную природу. В рассказах
писателя ребенку дается представление о богатстве видов птиц, животных.
Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека,
Чарушин писал:«Моя задача — дать ребёнку предельно цельный
художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему
новые живописные ощущения мира…» С
этой творческой задачей художник справился блестяще.
Почему его искусство так современно сегодня, в преддверие
Года экологии? Не потому ли, что выражает добросердечие, сострадание к нашим
братьям меньшим? Охрана природы стала одной из острейших проблем нашего
времени. Речь идет о новой этике, понятии добра и зла в отношении природы. Но
ее не может быть без экологической азбуки. А всякая азбука начинается с азов и
входит в сознание в самые первые годы жизни человека. И первым проводником
подобных знаний, представлений служат книги, увиденные и прочитанные в детстве.
Книжкам Евгения Чарушина еще долго предстоит быть среди них. Он всегда
обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел
картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду
добывать, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе всё знать
нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым.
Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и
добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. А ведь Родина – это
и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под лыжами, и синее
морозное небо… И если все это невозможно выразить словом писателя, на помощь
приходит кисть художника». В Чарушине сочетались два умения, два
таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они были отданы детям. Сейчас
издаётся много детских книг с красочными, аляповатыми рисунками. Но как же
отличаются звери на них от чарушинских! Воспитывайте в детях хороший вкус и
правильное представление о животных. Проходя мимо полок книжного магазина,
обязательно подарите своему ребенку радость первых открытий вместе с волшебным
миром Чарушина!
Евгений Чарушин писал рассказы для детей о жизни диких и домашних животных. Рассказы про зверей и птиц основаны на личных наблюдениях писателя и историях бывалых охотников. Все рассказы Е. Чарушина можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать рассказы Е. Чарушина можно одним нажатием, и читать текст с листа. Это очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Читать рассказы Е. Чарушина будет интересно малышам, детям дошкольного возраста, и ученикам 1, 2, 3 класса. Многие из произведений входят в школьную программу и урок внеклассного чтения. Они наполнены любовью к природе и животным. Особенно красочно поэт описывает природу, ведь он еще и талантливый художник.
Главная мысль в рассказах Е. Чарушина одинакова: Беречь природу, не нарушать ее законов, заботится о животных, не обижать их и не бросать. Интересоваться окружающим миром, расширять свой кругозор и познания в мире животных и птиц. Наблюдать за их повадками.
Короткие детские рассказы Е. Чарушина такие как: «Лисята», «Волчишко», «Воробей», «Курочка», «Лесной котёнок», «Страшный рассказ» и многие другие вы можете читать онлайн на сайте Детский островок!
Просмотров: 22 286
Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать
Просмотров: 6 515
Кошка Маруська — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про кошку Маруську, которая ушла от хозяина жить в лес. Текст рассказа «Кошка Маруська» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кошка Маруська» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают как жила кошка Маруська, и почему ушла от хозяина. Краткое
Просмотров: 4 045
Страшный рассказ — автор Е. Чарушин, забавная история про неизвестное существо, которое забралось в дом и напугало мальчиков Шуру и Петю. Текст произведения «Страшный рассказ» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать «Страшный рассказ» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, кто так сильно напугал
Просмотров: 3 534
Волчишко — автор Е. Чарушин, трогательный поучительный рассказ про то, как маленький волчонок оказался в городской квартире. Текст рассказа «Волчишко» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Волчишко» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают грустную историю волчонка, со счастливым концом.
Просмотров: 3 365
Медвежата — автор Е. Чарушин, поучительный рассказ про то, как два маленьких медведя выросли среди людей. Текст рассказа «Медвежата» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Медвежата» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных повадках озорных медвежат. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 794
Лисята — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник завёл у себя дома маленьких шустрых лисят. Текст рассказа «Лисята» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лисята» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках диких лисят в домашних условиях. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 659
Кабаны — автор Е. Чарушин, забавный поучительный рассказ про то, как художник рисовал животных, и испугался кабанов. Текст рассказа «Кабаны» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кабаны» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках и особенностях разных животных. Краткое содержание
Просмотров: 2 335
Лесной котёнок — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник наблюдал за маленьким рысёнком. Текст рассказа «Лесной котёнок» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лесной котёнок» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чем отличаются лесные кошки от домашних. Краткое содержание
Просмотров: 2 332
Курочка — автор Е. Чарушин, коротенький рассказ для малышей про то, как курочка прятала от дождя своих цыплят. Текст рассказа «Курочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Курочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Краткое содержание рассказа «Курочка» для читательского дневника в одном предложении. Курочка
Просмотров: 2 160
Животные жарких и холодных стран — автор Е. Чарушин, очень познавательный рассказ для детей, в котором описываются разные виды животных от Африки до Северного полюса. Текст рассказа «Животные жарких и холодных стран» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Животные жарких и холодных стран» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения