Рассказы брэдбери о техническом прогрессе

Закон об авторском праве австралии определяет юридически обеспеченные права создателей творческих и художественных произведений в соответствии с австралийским законодательством .

Закон об авторском праве Австралии определяет юридически обеспеченные права создателей творческих и художественных произведений в соответствии с австралийским законодательством . Объем авторского права в Австралии определен в Законе об авторском праве 1968 года (с поправками), который применяется в соответствии с национальным законодательством на всей территории Австралии. Проекты могут быть охвачены Законом об авторском праве (как скульптура или рисунки), а также в Законе дизайна . С 2007 года исполнители имеют неимущественные права на записи своих произведений.

До 2004 года авторское право в Австралии основывалось на законе «плюс 50», который ограничивал произведения до 50 лет после смерти автора. В 2004 году он был изменен на закон «плюс 70» в соответствии с США и Европейским союзом , но это изменение не имело обратной силы (в отличие от изменения 1995 года в Европейском союзе, которое вернуло некоторым, например британским авторам, авторское право). Вследствие этого работы австралийского автора, умершего до 1955 года, обычно являются общественным достоянием Австралии. Однако авторское право авторов было расширено до 70 лет после смерти для тех, кто умер в 1955 году или позже, так что австралийские авторы больше не будут лишены авторского права до 1 января 2026 года (то есть тех, кто умер в 1955 году).

Австралийское законодательство основывается на статье 51 (xviii) Конституции Австралии . Закон об авторском праве в Австралии является федеральным законом и установлен австралийским парламентом . Исторически австралийский закон об авторском праве следовал за британским законом об авторском праве , но теперь он также отражает международные стандарты, содержащиеся в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений , других международных соглашениях об авторском праве и многосторонних договорах, а также в недавнем Соглашении о свободной торговле между США и Австралией .

Закон об авторском праве 1968 года также касается обязательного экземпляра , который требует, чтобы австралийские издатели размещали копии своих публикаций в Национальной библиотеке Австралии и в библиотеках соответствующих штатов, в зависимости от местонахождения.

История

На австралийский закон об авторском праве исторически оказывали влияние британский закон об авторском праве и Международные соглашения об авторском праве . В свою очередь австралийский закон об авторском праве повлиял на законы об авторском праве в Великобритании и Содружестве . Австралийский закон об авторском праве берет свое начало в британском законе об авторском праве, который был принят британским парламентом на основании Закона о судах Австралии 1828 года. Британский статут Анны 1709 года, которым была предоставлена ​​защита авторских прав на книги, послужил планом для распространения авторского права на новые типы предметов. дело в 18 и 19 веках. Когда в 1928 году в Австралии был введен закон об авторском праве, британский закон об авторском праве распространился не только на литературную собственность, но и на гравюры и скульптуры . В течение 19 века он был распространен на другие произведения, включая картины , рисунки и фотографии .

До создания федерации Австралии в 1901 году в ряде австралийских колоний , позднее штатов, были приняты законы об авторском праве. Частично это было сделано для того, чтобы смягчить неадекватность защиты, предоставляемой австралийским авторам британским законом об авторском праве . Законы штата продолжали действовать после того, как в 1901 году было создано федеральное Содружество Австралии . Эти законы действовали параллельно с британским законом об авторском праве, действовавшим в колониях. Конституция Австралийский дает федеральный парламент уполномочен принимать законы , касающиеся авторского права и интеллектуальной собственности , одновременно с государствами. Раздел 51 (xviii) Конституции Содружества предусматривает, что «Парламент в соответствии с настоящей Конституцией имеет право принимать законы для поддержания мира, порядка и хорошего управления в Содружестве в отношении, среди прочего, авторского права, патентов на изобретения. и дизайн, и товарные знаки «. Как следствие, закон об авторском праве больше не принимался на уровне штатов, а был принят федеральным парламентом.

Первым австралийским законом об авторском праве, принятым на федеральном уровне, был Закон об авторском праве 1905 года, который явился отходом от британского закона об авторском праве . Австралия стала частью британской имперской системы авторского права 1 июля 1912 года, когда Австралийский Закон об авторском праве 1912 года принял Закон об авторском праве Великобритании 1911 года . Британский Акт 1911 г. применялся на всей территории Британской империи , включая независимые страны, такие как Австралия, Канада, Новая Зеландия и Южная Африка.

Закон 1911 г. внес важные изменения в закон и практику авторского права. Закон 1911 года отменил авторское право по общему праву на неопубликованные произведения, тем самым завершив процесс, который начался с решения Палаты лордов 1774 года по делу Дональдсон против Беккета , согласно которому авторское право было порождением закона. Объем имперской системы авторского права (изменениями в Законе Великобритании) был расширен за счет включения архитектуры , звукозаписей и кинофильмов .

Закон об авторском праве 1968 г.

Британский закон Copyright 1911 продолжали применять в Австралии до австралийского закона об авторском праве 1968 года вступил в силу 1 мая 1969 года Закон 1968 был принят после распада имперской системы после прохождения британского Закона об авторском праве 1956 года , а также следующие рекомендации Комитет Спайсера, который был назначен Генеральным прокурором Австралии в 1958 году для пересмотра Закона 1912 года, чтобы увидеть, какие изменения необходимы Австралии для ратификации Брюссельского акта Бернской конвенции .

По состоянию на май 2020 года Закон 1968 года остается в силе, но в него неоднократно вносились поправки. Первый крупный обзор был проведен в 1974 году, когда правительство Уитлама назначило Комитет по авторскому праву под председательством судьи Фрэнки для изучения воздействия репрографического воспроизведения на закон об авторском праве в Австралии. Комитет также попросили изучить влияние фотокопирования и «рекомендовать любые изменения в австралийском законе об авторском праве для обеспечения надлежащего баланса интересов между владельцами авторских прав и пользователями материалов, защищенных авторским правом, в отношении репрографического воспроизведения».

В ходе обсуждения Комитет Франки отметил, что, поскольку Австралия является нетто-импортером произведений, защищенных авторским правом, следует проявлять осторожность, чтобы не принимать слишком радикальные решения. Комитет Франки, среди прочего, рекомендовал принять систему государственного лицензирования. Приступая к рассмотрению, Комитет заявил, что основной целью закона об авторском праве является:

«… дать автору творческой работы его справедливое вознаграждение за пользу, которую он даровал сообществу, а также поощрять создание новых творческих работ. С другой стороны, как авторское право по природе монополии, закон должен, насколько это возможно, гарантировать, что предоставленные права не нарушаются, а учеба, исследования и образование не подвергаются неоправданным препятствиям «.

Закон об авторском праве 1968 года и законодательство об обязательном экземпляре, относящееся к каждому штату, предписывают издателям любого рода депонировать копии своих публикаций в Национальной библиотеке Австралии, а также в библиотеке штата или территории, находящейся под их юрисдикцией. До 21 века это относилось ко всем типам печатных материалов (а в некоторых штатах также и к аудиовизуальным форматам). 17 февраля 2016 года федеральные положения об обязательном экземпляре были распространены на электронные публикации всех типов. Большинство штатов и территорий по состоянию на 2020 год пересматривают или вносят поправки в существующее законодательство, чтобы распространить его и на цифровые публикации.

Комитет по рассмотрению законодательства об авторском праве (CLRC)

В 1980-е и 1990-е годы был проведен ряд расследований по многим аспектам законодательства об авторском праве. Ключевой движущей силой этих обзоров было создание в 1983 г. Комитета по обзору законодательства об авторском праве (CLRC) в качестве консультативного органа по реформе авторского права. CLRC был распущен австралийским правительством в 2005 году после того, как он подготовил ряд отчетов. Известные отчеты включают: Значение публикации в Законе об авторском праве (1984), Использование материалов , защищенных авторским правом, церквями (1985), Защита исполнителей (1987), Моральные права (1988), Отчет об авторском праве журналистов (1994), Компьютерное программное обеспечение Защита (1994 г.), Упрощение Закона об авторском праве: Часть 1 (1998 г.), Упрощение Закона об авторском праве: Часть 2 (1999 г.), Юрисдикция и процедуры Трибунала по авторским правам (2002 г.), Авторские права и договор (2002 г.) и Авторское право короны ( 2005). CLRC также опубликовал отчеты по конкретным областям авторского права, в том числе « Пути к изменениям: авторское право в новой коммуникационной среде: отчет Группы конвергенции авторского права о техническом прогрессе и способности законодательства справляться с изменениями» (1994 г.), « Остановка грабежей». : Защита интеллектуальной собственности аборигенов и жителей островов Торресова пролива (1994), Отчет Симпсона за 1995 год, длинный заголовок Обзор австралийских обществ по сбору авторских прав , Отчет Бентли и Шермана за 1995 год, длинный заголовок Права исполнителей: Варианты реформы , Отчет Янке 1999 , длинное название « Наша культура», «Наше будущее» и Отчет Ergas 2000, длинное название « Отчет о законодательстве в области интеллектуальной собственности в соответствии с Соглашением о принципах конкуренции» .

Закон об авторских правах 2006 г.

В Закон об авторском праве 2006 г. внесены изменения, требуемые Соглашением о свободной торговле между США и Австралией . В частности, он усилил законы о предотвращении обхода, впервые сделав незаконным в Австралии обход технических мер, используемых правообладателями для ограничения доступа к своим произведениям, и расширил меры, которые считаются техническими ограничительными мерами, которые нельзя обойти. Как и формулировка FTA, новый закон о предотвращении обхода цензуры во многом основан на Законе США об авторском праве в цифровую эпоху , хотя он и не идентичен.

Закон также ввел ряд новых исключений в австралийский закон об авторском праве. Самыми известными являются исключения для частного копирования, которые следуют из предложений бывшего генерального прокурора Филипа Раддока разрешить людям записывать большую часть теле- или радиопрограмм дома для просмотра позже с семьей или друзьями, а также изменить формат своих программ. музыка (копирование с компакт-дисков на персональные компьютеры и портативные музыкальные плееры). В отличие от некоторых стран Европы или Канады, игроки не взимают плату или лицензионные платежи в качестве компенсации владельцам авторских прав на эти частные копии, хотя исключения имеют узкое определение и не позволяют, например, делать копии для друзей или семьи. Закон также ввел исключение из авторского права, разрешающее пародию и сатиру , и исключение, разрешающее определенное некоммерческое использование учреждениями государственного сектора, такими как университеты, школы, художественные галереи и архивы, при условии, что австралийский суд решит, что исключение будет соответствовать Бернскому закону. трехступенчатый тест .

Другим заметным изменением, внесенным в Закон, было расширение положений, касающихся уголовного нарушения авторских прав. Закон ввел строгую ответственность за нарушение авторских прав и систему «уведомлений о нарушениях» (штрафы на месте). Заявленная цель этих положений — облегчить соблюдение авторских прав, особенно в отношении коммерческих нарушителей. После опасений, высказанных группами пользователей и Постоянным комитетом Сената по правовым и конституционным вопросам, многие правонарушения со строгой ответственностью, которые применялись бы к некоммерческим действиям, были исключены из окончательного законопроекта.

Поправка 2016 г., включающая цифровые форматы

Закон Статут Закон Revision (№ 1) 2016 были внесены изменения в Закон об авторском праве 1968 по 17 февраля 2016 года, согласно которому федеральные положения об ОЭ были продлены на электронные публикации всех типов. и большинство штатов и территорий пересматривают или изменяют существующее законодательство, чтобы распространить его и на цифровые публикации.

Согласно законодательству (раздел 195CD (1) (c) (i)) издатели должны размещать цифровые публикации без мер технологической защиты (TPM) или управления цифровыми правами (DRM) ; то есть копия должна содержать весь контент и функциональные возможности без таких мер защиты, как защита паролем или платный доступ по подписке.

Защищенный объект, исключительные права и нарушение

На австралийский закон об авторском праве существенно повлияла структура английского права, а также Бернская конвенция и другие международные договоры об авторском праве. Таким образом, существует исчерпывающий набор типов защищаемых материалов и исчерпывающий набор исключительных прав.

Что касается типов материалов , австралийский закон предоставляет права на произведения, также известные как «произведения Части III» (после Части Закона, касающейся этого): а именно литературные произведения, музыкальные произведения, художественные произведения и драматические произведения. Он также предоставляет права на «другие предметы» (Часть IV «Предмет предмета»), которые охватывают виды материалов, защищенных в некоторых странах «смежными правами»: звукозаписи, фильмы, передачи и опубликованные издания. Чтобы быть защищенным, материал должен относиться к одной из этих исключительных категорий. Права в отношении объектов Части IV более ограничены, потому что нарушение требует точного копирования фактического объекта (звуковые аналогии или римейки не покрываются).

Что касается исключительных прав , разные объекты имеют разные права. Владельцы авторских прав на произведения имеют право воспроизводить, публиковать (то есть публиковать в первый раз), выполнять и адаптировать произведение, а также сообщать его общественности (в том числе транслировать или общаться, делая доступными в Интернете). Права владельцев авторских прав на художественные произведения более ограничены (нет права контролировать публичный показ художественных произведений). Владельцы авторских прав на другие объекты имеют исключительное право делать копии, сообщать их общественности и заставлять их быть услышанными / увиденными публично.

Нарушение происходит, когда лицо совершает действие, подпадающее под исключительные права владельца авторских прав, без разрешения владельца авторских прав (при условии, что одно из исключений не применяется).

Срок авторского права

До поправок 2004 г. Австралия использовала правило «плюс 50» для определения того, когда произведение стало общественным достоянием . Проще говоря, «произведение» (то есть литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение) стало общественным достоянием через 50 лет после года смерти создателя, за исключениями. Поправки 2006 г. изменили эталон на «плюс 70». Это привело Австралию в соответствие с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом и некоторыми другими юрисдикциями; но он длиннее минимума «плюс 50», требуемого Бернской конвенцией, и до сих пор применяется во многих других юрисдикциях, включая Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Канаду и многие другие страны Содружества, а также Китай, Японию и Южную Корею. Расширение до «плюс 70» не относится к авторскому праву короны, к которому продолжает применяться правило «плюс 50».

Подобно положению об иностранной взаимности в законе об авторском праве Европейского Союза , изменение правила «плюс 70» не имеет обратной силы, поэтому, если срок действия авторского права истек до вступления в силу поправки, оно не восстанавливается. Результат таков:

  • Любая работа, опубликованная при жизни автора, умершего до 1 января 1955 года, не защищена авторским правом.
  • Любая работа, которая была опубликована при жизни автора, умершего после 31 декабря 1954 года, будет лишена авторских прав через 70 лет после смерти автора.

Кроме того, раздел 210 Закона об авторском праве 1968 года запрещает возникновение авторских прав на произведения, которые были опубликованы до 1 мая 1969 года, когда эти произведения сами не были защищены авторским правом в то время.

В Австралии, согласно разделу 33 Закона об авторском праве 1968 года , любое литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение, опубликованное после смерти автора, будет продолжать существовать под авторским правом через 70 лет после года первой публикации. например, если произведение опубликовано через 10 лет после смерти авторов, авторское право будет действовать в течение 70 лет после первой публикации, то есть 80 лет после смерти автора. Также следует отметить, что бессрочные авторские права не распространяются на художественные произведения.

Фотографии, звукозаписи, фильмы и анонимные / псевдонимные работы защищены авторским правом в течение 70 лет с момента их первой публикации. Телевидение и звуковые передачи защищены авторским правом только в течение пятидесяти лет после года их первой передачи (хотя материалы, содержащиеся в передаче, могут быть защищены авторским правом отдельно). Большинство других произведений также датируются первой публикацией / трансляцией / исполнением, когда это произошло после смерти автора.

Закон об авторском праве (инвалидность и другие меры) , принятый 15 июня 2017 года, отменил бессрочный срок действия авторских прав на неопубликованные произведения. По состоянию на 1 января 2019 года неопубликованные произведения лишены авторского права через 70 лет после смерти автора, если автор известен, или через 70 лет после создания в противном случае.

Период 70 лет отсчитывается с конца соответствующего календарного года.

Закон США о продлении срока действия авторских прав Сонни Боно (1998 г.) определяет совершенно другое правило, основанное на году первой публикации в США. Как правило, все, что было опубликовано до 1926 года, является общественным достоянием . Интересным последствием этого для Интернета является то, что произведение может быть общественным достоянием в США, но не в Австралии, и наоборот. Важно отметить, что, за исключением работ, подпадающих под « Правило более короткого срока », авторское право не зависит от страны происхождения, страны публикации или гражданства автора. Работа, опубликованная в США британским автором, может по-прежнему находиться в общественном достоянии в Австралии, если автор умер более 70 лет назад или умер до 1955 года, в зависимости от того, что короче.

Честное ведение

Основные исключения из нарушения авторских прав в Австралии относятся к категории « добросовестность» . Это использование произведения, которое специально признано не нарушающим авторские права. В соответствии с австралийским законодательством, чтобы обеспечить честную сделку, использование должно соответствовать ряду конкретных целей. Эти цели различаются в зависимости от типа работы, но возможны следующие варианты:

  • обзор или критика
  • исследование или учеба
  • репортаж
  • судебное разбирательство или профессиональная юридическая консультация
  • пародия или сатира (добавлено Законом об авторском праве 2006 г.)

Чтобы определенное использование было честным, оно должно соответствовать одной из этих целей и также должно быть «справедливым». То, что является справедливым, будет зависеть от всех обстоятельств, включая характер произведения, характер использования и влияние использования на любой коммерческий рынок произведения.

Честная сделка — это не то же самое, что добросовестное использование. Это, например, было истолковано судами США как допускающее разумное использование произведений в личных целях, например, смещение носителей информации, что не обязательно разрешено законами Австралии о добросовестном ведении дел. Однако австралийский закон об авторском праве имеет ряд дополнительных особых исключений, которые разрешают использование, которое может выходить за рамки как добросовестного поведения, так и добросовестного использования. Например, существует ряд исключений, разрешающих определенные виды использования компьютерного программного обеспечения.

Предложения добросовестного использования

В то время как австралийские исключения из авторского права основаны на системе добросовестного ведения дел, с 1998 года в ходе ряда правительственных расследований Австралии было изучено и в большинстве случаев рекомендовано введение «гибкой и открытой» системы добросовестного использования в австралийский закон об авторском праве. С 1998 по 2017 год было проведено восемь запросов правительства Австралии, в ходе которых рассматривался вопрос о том, следует ли применять добросовестное использование в Австралии. Шесть обзоров рекомендовали Австралии принять модель исключений из авторского права «добросовестного использования»: два расследования конкретно Закона об авторском праве (1998, 2014); и четыре более широких обзора (2004, 2013, 2016). Один обзор (2000 г.) рекомендовал не вводить добросовестное использование, а другой (2005 г.) не опубликовал окончательного отчета. Две из рекомендаций были специально разработаны в ответ на более строгие правила авторского права, введенные в рамках Соглашения о свободной торговле между Австралией и США (AUSFTA), а две самые последние — Австралийской комиссией по реформе законодательства (ALRC) и Комиссией по производительности (PC). ) были со ссылкой на укрепление «цифровой экономики» Австралии.

Прочие исключения

В конце 2006 года Австралия добавила несколько исключений для «частного копирования». Записывать трансляцию для просмотра или прослушивания в более удобное время (s 111) или делать копию звукозаписи для личного и домашнего использования (например, копировать на портативный медиаплеер) больше не является нарушением авторских прав. (s 109A), или сделать копию литературного произведения, журнала или газетной статьи для личного пользования (43C).

В Австралии также есть:

  • специальный раздел исключений, применяемых к компьютерным программам (для взаимодействия, тестирования безопасности, нормального использования),
  • специальный раздел исключений, применяемых к произведениям искусства в общественных местах (разрешить фотосъемку, случайную съемку и т. д.) (см. Свобода панорамы ),
  • установленные законом (то есть обязательные) лицензии, которые разрешают использование школами, университетами и другими лицами при уплате лицензионного сбора, установленного либо по соглашению, либо Судом по авторским правам (см. ниже).

Поскольку австралийский закон об авторском праве признает временные копии, хранящиеся в памяти компьютера, как «репродукции», подпадающие под исключительные права правообладателя, существуют также различные исключения для временных копий, сделанных в ходе обычного использования или передачи цифровых копий произведений.

Моральные права

В 2000 году неимущественные права были признаны в австралийском законодательстве об авторском праве в соответствии с Законом 2000 года о поправках к авторскому праву (моральные права) . Только отдельные лица могут пользоваться неимущественными правами. В настоящее время австралийским законодательством предусмотрены следующие неимущественные права:

  • Право атрибуции
    • право быть четко и разумно на видном месте в качестве автора в любой разумной форме
    • право избегать ложной атрибуции, когда работа ложно представлена ​​как чужая
  • Добросовестность авторства
    • право не допускать оскорбительного обращения с произведением (это право защищать честь и репутацию автора)

Неимущественные права коренных общин

В Австралии выдвигались различные предложения о признании «моральных прав коренных общин» (ICMR), направленные на оказание помощи коренным народам в защите целостности и неприкосновенности культуры коренных народов . Законодательство о личных неимущественных правах применяется к правам на культурную и интеллектуальную собственность (ICIP) коренных народов. После того, как в сенате Австралии был принят закон о личных неимущественных правах ( Закон об авторских правах 2000 г. ), сенатору Адену Риджуэю было дано обязательство изучить ICMR.

Законопроект о поправках к авторскому праву (моральные права коренных общин) 2003 года («Законопроект ICMR») был распространен среди ограниченного круга заинтересованных сторон в 2003 году, но был сочтен неэффективным и вряд ли будет принят в законодательство из-за ряда осложнения. Критика законопроекта включала в себя то, что он не обеспечивает защиту в случае истечения срока действия авторского права, а также элементов культуры и интеллектуальной собственности коренных народов (ICIP), где авторское право не применяется, таких как наскальные рисунки или незарегистрированные устные рассказы ; и звукозаписи тоже не были .

Законопроект должен был быть повторно внесен в середине 2007 года, поскольку действующее законодательство не обеспечивало защиту личных неимущественных прав коренных общин. В документе 2006 года Терри Янке и Робинн Куиггин излагаются основные проблемы ICIP для индустрии искусства коренных народов, в том числе недостатки Закона об авторском праве в отношении искусства коренных народов. К ним относятся противоречия между австралийским законодательством и обычным правом аборигенов; и отсутствие «основы для взаимодействия между коренным населением и пользователем ICMR» в законопроекте.

Исполнители

С середины 2007 года исполнителям были предоставлены неимущественные права на записи своих выступлений, аналогичные, но не идентичные моральным правам, предоставленным авторам. Они были введены в результате ратификации Австралией Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам , что требовалось в соответствии с соглашением о свободной торговле Австралии с Сингапуром и Соглашением о свободной торговле между Австралией и США .

Право собственности на авторские права

Авторское право предоставляется бесплатно и автоматически при создании произведения. Как правило, первым владельцем авторских прав будет автор (для литературных, музыкальных, драматических и художественных произведений), продюсер (для звукозаписей и фильмов) или телеведущий (для передач). Согласно австралийскому законодательству, где наемный работник является автором, первым владельцем авторских прав является работодатель (это немного отличается от доктрины произведений, произведенных по найму в США: в Австралии срок действия авторских прав по-прежнему измеряется сроком действия сотрудник автор). В 2004–2005 годах Австралия также ввела ряд сложных положений, дающих исполнителям частичные права собственности на звукозаписи, а директорам — некоторые ограниченные права собственности на фильмы.

В случае фотографии, заказанной для «личных или домашних целей», авторские права принадлежат заказчику работы. Условие «личных и домашних целей» вступило в силу 30 июля 1998 г., до этого авторские права на все заказанные фотографии были переданы уполномоченному.

Уведомление об авторских правах (©) не требуется на работу , чтобы получить авторские права, но только владелец авторских прав вправе размещать уведомление. Это полезно при публикации даты первой публикации и владельца. Если используется уведомление об авторских правах, ответственность в судебном разбирательстве по делу о нарушении лежит на ответчике, который должен доказать, что авторские права не существуют или не принадлежат лицу, указанному в уведомлении.

Государственное авторское право

Австралийское Содружество и правительства штатов обычно владеют авторскими правами в Австралии. Хотя это можно рассматривать как следствие концепции, согласно которой корона традиционно является главенствующей, а не народом, на нее в большей степени повлияло тогдашнее Британское Содружество, действовавшее в качестве органа, определяющего политику в области авторского права в 1950-х годах, что было основой авторского права. Закон 1968 года .

Правительство Австралии не нарушает авторские права, если его действия (или действия уполномоченного лица) направлены на правительство. «Соответствующее общество по сбору платежей» может пробовать правительственные копии и взимать с них плату.

Правительства штатов следуют разной практике в отношении лицензирования , сборов и отказов .

В австралийском Генеральном прокуроре Комитета, обзор Закона об авторском праве было выполнен большой обзор Крауна авторского права в апреле 2005 г. В целом, Комитет рекомендовал Краун относиться как к любому другому работодателю (т.е. владелец материала , производимому его сотрудники), и что для определенных материалов (законодательные акты, правительственные отчеты, отчеты комиссий по расследованию) либо должно быть снято авторское право, либо предоставлена ​​щедрая и общая лицензия на повторное использование. По состоянию на начало 2007 года правительства нескольких стран, похоже, рассматривают возможность использования открытых лицензий, смоделированных по образцу Creative Commons .

Срок действия авторских прав, принадлежащих Короне в Австралии, отличается от срока действия публичных авторских прав, как показано ниже:

Опубликованные литературные, драматические или музыкальные произведения (включая опубликованные официальные записи) 50 лет после окончания года, в котором произведение впервые опубликовано
Неопубликованные литературные, драматические, музыкальные произведения Авторское право существует бессрочно (см. Ниже)
Художественные работы 50 лет с конца года при изготовлении
Фотографии 50 лет с конца года при изготовлении
  • Бессрочный срок действия авторских прав на неопубликованные работы был отменен Законом об авторском праве (инвалидность и другие меры) 2017 года. Эта часть Закона вступает в силу 1 января 2019 года. С этой даты коронное авторское право на неопубликованные работы истекает через 50 лет после того, как оно было сделал.

Известные случаи

Чехол для ковров (1994)

«Дело Ковров» было одним из трех постановлений Федерального суда в 1990-х годах, связанных с использованием закона об авторском праве в отношении культурной и интеллектуальной собственности коренных народов (ICIP).

В 1993 году было обнаружено, что ряд рисунков художников- аборигенов без разрешения воспроизводился на коврах, сделанных во Вьетнаме и продаваемых базирующейся в Перте компанией Indofurn Pty Ltd. Бандук Марика , Джордж Милпурруру , Тим Пайунгка Тьяпангарти и пять других художников. или их владения потребовали возмещения ущерба в соответствии с Законом об авторском праве 1968 года и Законом о торговой практике в деле, которое стало известно как «дело о коврах». Официально это называется Milpurrurru об Indofurn Pty Ltd .

В 1994 году, после 14-дневного судебного разбирательства, судья Джон фон Дусса в Федеральном суде Австралии , заявив, что нарушения авторских прав были «явно преднамеренными и рассчитанными», присудил артистам как группе компенсацию в размере 188 000 австралийских долларов в соответствии с их пожелания, и приказал выдать им коврики. Это был самый крупный штраф за нарушение авторских прав в отношении австралийских художников до того времени, и он включал компенсацию за культурный ущерб, нанесенный несанкционированным использованием священных изображений, и, в частности, «культурный ущерб, нанесенный художникам в результате настойчивых действий компании. отрицание их авторских прав «. Однако артистам и их ближайшим родственникам не было выплачено никакого ущерба , потому что компания была объявлена банкротом и ликвидирована.

Майкл Блейкни (1995) отметил, что дело Ковров было усовершенствовано по сравнению с более ранним делом Юмбулул против Резервного банка Австралии 1991 года, в котором Полюс Утренней Звезды художника клана Галпу Терри Юмбулула был воспроизведен на десятидолларовой банкноте с точки зрения охрана произведений и фольклора аборигенов . Однако Закон об авторском праве «требует от создателей, которые могут заявить о праве собственности на авторские права», что доказывает проблему, когда образцы были созданы более указанного времени после смерти создателя; в случае многих древних рисунков невозможно идентифицировать создателя. Эрин Маккей из Центра права коренных народов в UNSW (2009) написала, что этот случай был отмечен как важный в судебной практике коренных народов из-за компенсации ущерба, нанесенного культурному ущербу; однако Закон не предусматривает «судебного признания характера и обязательств коренных народов при установлении права собственности на авторские права». Дело Bulun Bulun v R&T Textiles (дело о футболках) (1998 г.) было третьим делом, касающимся закона об авторском праве и ICIP, и было предметом дальнейшего юридического анализа, касающегося защиты искусства коренных народов и его связи с моральными правами коренных общин ( ICMR).

Суд по авторским правам

Австралийский суд по авторским правам был учрежден в соответствии с Законом об авторском праве 1968 года и наделен особыми полномочиями в отношении лицензионных отчислений и лицензирования. Это независимый орган, находящийся в ведении Федерального суда Австралии , состоящий из трех судей Федерального суда, которые действуют в качестве президента и заместителя президента, и других членов, назначаемых генерал-губернатором Австралии .

Ключевая функция Трибунала заключается в определении вознаграждения, выплачиваемого в рамках лицензионных схем, предусмотренных Законом об авторском праве , таких как положения, разрешающие воспроизведение определенных материалов, защищенных авторским правом, образовательными учреждениями, учреждениями, оказывающими помощь лицам с определенными ограниченными возможностями, и государственными учреждениями. Трибунал обладает юрисдикцией для подтверждения или изменения существующей или предлагаемой схемы добровольного лицензирования или замены новой схемы, если она была передана ему стороной.

Коллекционирующие общества

В Австралии действует ряд обществ по сбору авторских прав. Сообщества по сбору платежей создаются для сбора роялти за использование материалов, охраняемых авторским правом, от имени авторов и владельцев авторских прав: они помогают преодолеть значительные транзакционные издержки, с которыми могут столкнуться отдельные авторы при мониторинге, обеспечении соблюдения и лицензировании своих прав. Примечательной особенностью некоторых австралийских обществ по сбору платежей является то, что некоторые из них «декларируются» как общества, выполняющие функцию единственного сборщика роялти в соответствии с установленными законом лицензиями. Коллективные общества в Австралии:

  • APRA AMCOS , состоящая из ранее отдельных:

    • Австралазийское общество владельцев авторских прав на механические устройства (AMCOS): представляет музыкальных издателей и писателей за права на воспроизведение музыкальных произведений;
    • Австралазийская ассоциация исполнительских прав (APRA): собирает гонорары с владельцев авторских прав на музыкальные произведения за исполнение их музыкальных произведений;
  • Христианское международное лицензирование авторского права (CCLI)
  • Copyright Agency Limited (CAL): собирает роялти за воспроизведение печатных материалов и, в частности, управляет официальными лицензиями, которые позволяют образовательным учреждениям копировать и передавать печатные материалы;

    • Образовательные учреждения обязались выплачивать CAL «справедливое вознаграждение» за их право делать копии художественных, драматических, музыкальных и художественных произведений в образовательных целях.
      • «Справедливое вознаграждение» должно быть справедливым и разумным или справедливым при любых обстоятельствах как для владельца авторских прав, так и для лицензиата.
      • Новые справедливые ставки вознаграждения были определены с отправной точкой со ставки 1985 года в 2 цента за копируемую страницу и скорректированной с учетом индекса потребительских цен, а затем были увеличены на основе изменения методов обучения, технологии и объема копирования. Новый тариф вступил в силу 1 января 1997 года.
  • Фонографическая компания Австралии (PPCA): собирает гонорары с исполнителей за трансляцию, передачу или публичное воспроизведение записанной музыки;
  • Screenrights : создана в 1990 году для управления государственными лицензиями, которые позволяют образовательным учреждениям копировать материалы с телевидения и радио для обучения.
  • Viscopy , бывшее Агентство по сбору авторских прав на визуальное искусство (VISCOPY), которое лицензировало авторские права на художественные произведения, объединилось с Агентством по авторскому праву (см. Выше) в 2017 году.

Лента новостей

  • 1869 — В Виктории принят первый колониальный статут об авторском праве. Южная Австралия, Новый Южный Уэльс и Западная Австралия приняли аналогичные законы в 1878, 1879 и 1895 годах соответственно.
  • 1901 г. — Федерация Австралии. Федеральному парламенту в соответствии с разделом 51 (xviii) Конституции Австралии предоставлено право принимать законы в отношении «авторских прав, патентов на изобретения и промышленные образцы, а также товарных знаков».
  • 1905 г. — принят Закон об авторском праве 1905 г. (Cth).
  • 1912 г. — принят Закон об авторском праве 1912 г. (Cth). В соответствии с разделом 8 этого Закона весь Закон об авторском праве 1911 года (Imp), принятый парламентом Соединенного Королевства, становится законом Австралии.
  • 1958 г. — В деле «Общество воспроизводства владельцев авторских прав против EMI» (Австралия) Высокий суд Австралии находит, что новый закон об авторском праве Великобритании, Закон об авторском праве 1956 г. , не применяется в Австралии, и Закон 1911 г. остается законом.
  • 1959 — Комитет по рассмотрению того, какие изменения желательны в Законе об авторском праве Содружества (Комитет Спайсера), представляет свой окончательный отчет. Он рекомендует принять большинство положений Закона об авторском праве 1956 года (Великобритания). Однако до введения нового австралийского статута проходит еще восемь лет.
  • 1966 — Д — р Дэвид Малангов Daymirringu в морге обряды истории кора картина была использована Резервным банком Австралии на один доллар записке без его разрешения. Позднее были предоставлены компенсация и кредит.
  • 1968 г. — принят Закон об авторском праве 1968 г. (Cth). Он отменил статуты 1912 года и 1911 года.
  • 1973, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 — различные поправки.
  • 1984 — поправка, определение компьютерной программы в Законе об авторском праве
  • 1985, 1986, 1987, 1988 — различные поправки
  • 1989 г. — Закон об авторском праве 1989 г. (отменен)
    • Леви представил на пустых кассетах
  • 1991, 1992 — различные поправки
  • 1992 — Autodesk Inc v Dyason («Дело AutoCAD»).
    • Высокий суд поддержал , что воспроизведение таблицы перекодировки в EPROM в аппаратной блокировке третьей стороны является нарушение литературной работы.
  • 1993 — поправка
  • 1993 — Австралийская ассоциация производителей лент против Содружества («дело о взимании чистых лент»).
    • Высокий суд отменил сбор 1989 года как, по сути, неудачно расположенный и несправедливый налоговый закон, а не гонорар.
  • 1994 — » Дело ковров » о возмещении ущерба восьми австралийским художникам из числа коренных народов, чьи рисунки использовались на коврах, изготовленных во Вьетнаме пертской компанией.
  • 1994 (3x) — различные поправки
  • 14 августа 1997 года — Telstra Corporation Ltd против Australasian Performing Right Association Ltd («дело о приостановке музыки»).
    • Высокий суд постановил, что передача музыки в режиме ожидания, передаваемая Telstra, является нарушением авторских прав.
  • 1998 (3x) и 1999 (2x) — различные поправки
  • 2000 г. — Закон о внесении поправок в закон об авторском праве (цифровая повестка дня)
  • 2000 — Закон о внесении поправок в Закон об авторском праве (моральные права)
  • 2001 г. — Закон о внесении поправок в законодательство и судебное законодательство (применение Уголовного кодекса).
    • 26 июля 2002 г. — Кабушики Кайша Sony Computer Entertainment против Стивенса
    • Федеральный суд постановил, что чипы модов для игровых консолей Sony не нарушают авторские права, поскольку Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) представила его в качестве amicus curiae .
  • Решение Федерального суда в конечном итоге было поддержано Высоким судом по делу Стивенс против Кабушики Кайши Sony Computer Entertainment .
  • 2003 г. — Закон об авторском праве (параллельный импорт)
    • Сделаны некоторые условия для параллельного импорта, влияющие на « серый рынок ».
  • 2003 — Закон о промышленных образцах (последующие поправки)
  • Ноябрь 2003 г. — трое австралийских студентов были осуждены за нарушение авторских прав, получив одновременно условные сроки, штраф и общественные работы.
  • 7 февраля 2004 — KaZaA «s Шарман сети и Brilliant Digital Entertainment в Австралии были проведены обыски в случае нарушения авторских прав с использованием заказов Антон Пиллер , наряду с университетом штата Новый Южный Уэльс , Университет Квинсленда , Университет Монаша , Telstra BigPond и трех провайдеров услуг Интернет Сидней. Расследование поддержали Universal , EMI , BMG , Festival Mushroom Records , Sony и Warner Music .
  • 8 февраля 2004 г. — Австралия и США согласовывают текст двустороннего соглашения о свободной торговле (AUSFTA). Разделы об интеллектуальной собственности, связанные с авторским правом, были:
    • Более длительный срок действия авторских прав
    • Согласованные стандарты для: защиты авторских прав, нарушения авторских прав, средств правовой защиты и штрафов
    • Договоры ВОИС об Интернете будут реализованы после «вступления в силу» Соглашения о свободной торговле
    • Быстрое отслеживание взаимодействия владельцев авторских прав с интернет-провайдерами и подписчиками в отношении материалов, предположительно нарушающих авторские права в Интернете.
    • Более строгий контроль за обходом технологических ограничений материалов, защищенных авторским правом, с возможностью публичного размещения.
    • Усиление декодирования несанкционированного сигнала спутникового платного ТВ
  • 9 февраля 2004 г. — Австралия и США подписывают Соглашение о свободной торговле.
  • Август 2004 г. — Сенат принимает Закон о реализации ЗСТ США с поправками. Ссылки на документы и комментарии.
  • Ноябрь 2004 г. — дело KaZaA начинается в Федеральном суде.
  • Декабрь 2004 г. — принят Закон о внесении поправок в законодательство об авторском праве, затрагивающий параллельный импорт, временные копии и ответственность интернет-провайдеров за удаление материалов, предположительно нарушающих авторские права.
  • 1 января 2005 г. — Официально вступает в силу Соглашение о свободной торговле между США и Австралией (ССТ).
  • Сентябрь 2005 г. — Федеральный суд Австралии признал Kazaa виновным в нарушении авторских прав и вынес решение в пользу Universal Music Australia Pty Ltd.
  • Декабрь 2006 г. — принят Закон об авторском праве . С января 2007 года Закон (а) усиливает положения об уголовных нарушениях, (b) добавляет новые исключения, в том числе для пародии или сатиры, а также частного копирования, (c) усиливает закон о предотвращении обхода, чтобы сделать его более похожим на Закон США о защите авторских прав в цифровую эпоху ( в соответствии с требованиями Соглашения о свободной торговле между Австралией и США), и (d) вносит некоторые изменения в положения, касающиеся библиотек и учебных заведений.
  • Июнь 2015 г. — Закон о поправке к авторскому праву (нарушение авторских прав в Интернете) 2015 года внесен в парламент для пресечения пиратства в Интернете, принятый при поддержке коалиции и лейбористов 37-13
  • 22 декабря 2017 г. — вступает в силу Закон 2017 г. о внесении поправок в Закон об авторских правах (инвалидность и другие меры) .

Смотрите также

  • Австралийский совет по авторскому праву
  • Международное авторское право
  • Национальная система электронного депозита

использованная литература

Источники

  • Информационные бюллетени Генеральной прокуратуры о поправках к законопроекту об авторском праве 2006 г.
  • Закон о внесении поправок в Закон об авторском праве в ComLaw (Закон Содружества Австралии, Генеральная прокуратура)
  • Комитет Сената по правовым и конституционным вопросам по положениям законопроекта об авторском праве 2006 г.
  • Закон Австралии об авторском праве 1968 г. с поправками (Cth)
  • Глава 17 Соглашения о свободной торговле
  • Информационные бюллетени , Австралийский совет по авторскому праву
  • Комитет Генерального прокурора Австралии по обзору законодательства об авторском праве
  • DFAT — Информационный бюллетень AUSFTA — Интеллектуальная собственность
  • Австралийский цифровой альянс — Ежемесячный обзор IP — декабрь 2002 г.
  • Федеральный суд Австралии
  • Законы об авторском праве нуждаются в обновлении для Интернета

дальнейшее чтение

  • Гринлиф, Грэм; Линдси, Дэвид (2018). Общественные права: Общественное достояние авторского права . Кембриджский закон об интеллектуальной собственности и информации. 45 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108577151.

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Технический прогресс – непрерывный процесс развития науки, технологий и технической сферы общества. Безусловно, развитие человечества в технической сфере имеет ряд полезных результатов, но не стоит забывать и об опасностях, которые идут в след с развитием.

Джозеф Кратч говорил о техническом прогрессе: «По мере того как машина всё более уподобляется человеку, человек всё более уподобляется машине». Технический прогресс способен искоренить духовность из человека, превращая его в машину, которая действует лишь по заранее прописанной программе. Человек забудет про духовное развитие, которое и делает самого человека человеком.

Одной из духовных составляющих человека являются знания о мире, о чувствах, о науках и о всяком разном. Главным источником таких знания являются книги. Но что будет, если технический прогресс вытеснит книги из общего пользования? В романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» показан мир, где книги запрещены законом. Существуют даже специальные подразделения, которые ведут охоту за книгами, после чего их сжигают. Автор подчеркивает людей, которые живут в таком раскладе. По его мнению они похожи на бездушных роботов, которые каждый день следуют только своей программе. Их жизнь скучна и бессмысленна. Люди воспринимают лишь ту информацию, которую распространяет государство с помощью радиоприемников, телевизоров. С помощью этого произведения Брэдбери пытается донести до читателя, что технический прогресс опасен, он способен полностью уничтожить духовность.

Новые технологии, создаваемые человеком, способны упростить жизнь человеку, например, современные гаджеты носят огромные объемы информации, различные специальные машины, заменяющие человека в определенных действиях. В своем рассказе «Вельд» Рей Брэдбери показал к чему может привести такая техника. Семья с детьми купила «умный дом», который выполнял абсолютно все для человека: стирал, гладил одежду, готовил еду и прочее. В этом доме была специальная детская комната, которая могла менять свой облик в зависимости от фантази1 и желаний детей. Дети, Питер и Венди, очень любили эту комнату и проводили в ней большую часть своего времени, она стала им ближе, чем их родители. Это привело к катастрофическим последствиям. Родители поняли, что это комната опасна для детей, и запретили им входить туда. Но дети заманили родителей в эту комнату, где их ждал африканский вельд с кровожадными животными. Там родители и встретили свою смерть. Автор пытается донести до читателя, что техника способна делать людей жестокими и искоренять духовность, существующую в их сердцах.

Технический прогресс таит в себе много опасностей, но главной из них является полное уничтожение духовности. Техника должна быть средством, а не целью существования человечества.

Здравствуйте, Вова!

Вам удалось логично выстроить сочинение в соответствии с темой, приведя уместные литературные аргументы. В вашей работе есть четкий тезис, примеры доказывают этот тезис, присутствует и вывод. Не очень много орфографических и пунктуационных ошибок. Вместе с тем стоит обратить внимание на речевые и логические ошибки.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Литературные аргументы уместны, многовато пересказа в сравнении с анализом, но в целом анализ присутствует.

У вас разнобой в имени писателя: Рей, Рэй. Принято: Рэй Брэдбери.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Технический прогресс – непрерывный процесс развития науки, технологий и технической сферы общества.

Тут нелогичный ряд однородных членов. Технологии и техническая сфера общества — фактически одно и то же, незачем повторять.

искоренить духовность из человека

одной из духовных составляющих человека являются знания

искоренять духовность, существующую в их сердцах

Вы явно не вполне понимаете, что вкладывается в понятие духовность, и не умеете корректно встраивать это слово в предложения. О духовности уместно говорить в контексте данной темы, но стоит это делать корректно. Рекомендую использовать в своих работах только понятные полностью слова.

К4 (речь) + 1 балл

Безусловно, развитие человечества в технической сфере имеет ряд полезных результатов, но не стоит забывать и об опасностях, которые идут в след с развитием.

Ряд не стоит употреблять вообще в данном контексте. Плюс повтор развития.

Можно так: Развитие… привело в целом к полезным результатам; развитие… в целом несет пользу обществу…

Технический прогресс способен искоренить духовность из человека, превращая его в машину, которая действует лишь по заранее прописанной программе.

Лексическая несочетаемость. Нельзя ИЗ человека искоренить духовность, доброту или другие качества. Это абстрактные понятия. Можно было сказать, например, так: искоренить духовность и превратить человека в машину…

Человек забудет про духовное развитие, которое и делает самого человека человеком.

Много повторов.

Новые технологии, создаваемые человеком, способны упростить жизнь человеку, например, современные гаджеты носят огромные объемы информации, различные специальные машины, заменяющие человека в определенных действиях.

Снова много повторов.

Гаджеты содержат / вмещают…

Одной из духовных составляющих человека являются знания о мире, о чувствах, о науках и о всяком разном.

Знания не являются духовной составляющей. Кроме того, если вы говорите всякое разное (разговорная неуместная фраза), это подразумевает вообще все. Каждое слово имеет свое значение.

Автор подчеркивает людей, которые живут в таком раскладе.

Подчеркивать людей нельзя. Автор рассказывает о людях; автор подчеркивает, что люди делают что-то…

расклад — неуместное слово для сочинения.

В своем рассказе «Вельд» Рей Брэдбери показал к чему может привести такая техника.

Лучше так: к чему может привести распространение технологий.

Родители поняли, что это комната опасна для детей, и запретили им входить туда. Но дети заманили родителей в эту комнату, где их ждал африканский вельд с кровожадными животными.

Много повторов.

Техника должна быть средством, а не целью существования человечества.

Полагаю, стоит добавить: средством чего?

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 6

Орфография

Безусловно, развитие человечества в технической сфере имеет ряд полезных результатов, но не стоит забывать и об опасностях, которые идут в след с развитием.

Предлог вслед пишется слитно.

Пунктуация

По его мнению ЗПТ они похожи на бездушных роботов, которые каждый день следуют только своей программе.

Вводное слово.

В своем рассказе «Вельд» Рей Брэдбери показал ЗПТ к чему может привести такая техника.

Сложноподчиненное предложение.

Грамматика

Безусловно, развитие человечества в технической сфере имеет ряд полезных результатов, но не стоит забывать и об опасностях, которые идут в след с развитием.

Неверное сочетание предлогов: вслед ЗА. И лучше: …которые сопровождают технический прогресс.

Человек забудет про духовное развитие, которое и делает самого человека человеком.

Не совсем понятен выбор будущего времени.

Новые технологии, создаваемые человеком, способны упростить жизнь человеку, например, современные гаджеты носят огромные объемы информации, различные специальные машины, заменяющие человека в определенных действиях.

Предложение построено некорректно. В последней части нет сказуемого, а есть причастный оборот, из-за чего конструкция выглядит нелогичной. Надо: машины заменяют…

Родители поняли, что это комната опасна для детей, и запретили им входить туда.

Скорее всего, опечатка, но формально это грамматическая ошибка.

Общий вывод по работе

Итак, Вова, ваше сочинение оценивается на «зачет», стоит только поработать над речью, чтобы корректно сочетать слова в предложениях.

Удачи!

Советы библиотекаря: стихи — для малышей, роман в жанре антиутопии — для подростков.

По выходным сотрудники московских библиотек рассказывают mos.ru, какие книги гораздо интереснее, чем гаджеты и интернет. Лариса Робенкова, которая работает в библиотеке № 250, советует произведения Анастасии Гундер, Ребеки Уны и других писателей.

Малышам

Серия книг «Мышонок Тим» Анны Казалис

Выбор книги для маленького ребенка — всегда непростая и ответственная задача. Но если вы возьмете в руки любую из книг итальянской сказочницы Анны Казалис про Тима, то не прогадаете. Главный герой — милый, смешной, порой непослушный мышонок — каждый день сталкивается с трудностями, знакомыми любому юному читателю: не хочет есть, спать, ходить в детский сад, а еще волнуется, когда мама на работе.

Эта добрая поучительная серия состоит из шести книг. Читать их можно в любой последовательности. Во время чтения вы сможете поговорить с детьми о правильном поведении, распорядке дня и многом другом.

«Со стихами целый день» Анастасии Орловой

Вторая книга, которую я предлагаю малышам, — сборник стихов Анастасии Орловой. Это молодая талантливая поэтесса из Ярославля, в 2016 году она получила премию Президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

В стихотворениях рассказывается обо всех повседневных делах, которыми дети занимаются в течение дня. Каждое очень легко заучивается наизусть. С ними можно просыпаться, умываться, есть, гулять, купаться и засыпать. Настоящая находка для родителей, которые не знают, как развлечь ребенка. Гарантирую — со стихами Орловой каждое занятие превратится в настоящее приключение.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Ребятам постарше

«Моя мама сломалась!» Анастасии Гундер

В жизни каждой мамы бывают моменты, когда она нуждается в отдыхе. Вот и мама маленького мальчика по имени Жан однажды говорит сыну, что у нее перегорела лампочка. Испуганный Жан отправляется к роботу Шурупу, чтобы тот помог в такой непростой ситуации. Но Шуруп, который может починить все что угодно, никогда не имел дела с поломанными мамами.

Как дальше будут развиваться события — читайте в книжке. Скажу только, что вам очень понравится затеянное героями исследование устройства мам и вывод, к которому они придут: для того чтобы мамы всегда светились изнутри, нужно проявить заботу, понимание, помочь с обязанностями по дому.

Анастасия Гундер — современная молодая российская писательница, финалист Международного конкурса на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия», победитель Международного литературного гайдаровского конкурса и других.

«Что вырастет из этого ребенка?!» Павла Беренсевича

Юные читатели знают: иногда вроде бы ничего плохого не хотел, но все вышло из-под контроля. Мобильный телефон может нечаянно свариться в кастрюле с супом, телевизор — как-нибудь незаметно испортиться. О каждом таком случае взрослые говорят, что сами они себе подобного никогда не позволяли. Но это не так — поверьте известному польскому писателю Павлу Беренсевичу! В шутливой форме он развенчивает миф о безупречном детстве родителей.

В книге вы найдете историю нескольких поколений одной семьи — с 1833 по 2035 год. Все детские проделки расписаны очень подробно и смешно. Кроме того, автор интересно рассказывает о техническом прогрессе, новинках, которые постепенно появлялись в доме. Перед каждым мини-путешествием в прошлое он дает краткий экскурс в ту или иную эпоху, чтобы современным детям легче было понять поведение героев из прошлого.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Подросткам

«Отключай!» Ребеки Уны

Книга, написанная в любимом многими подростками жанре антиутопии, показывает читателю возможное будущее. Представьте себе: люди полностью погрузились в мир виртуальной реальности, отрешившись от всего физического. Все мысли, чувства, события существуют только во Всемирной информационной сети. У всех людей однообразные дома с одинаковой скудной обстановкой. Человеческое тело заботливо помещено в защитную оболочку. Позади голод, болезни и… физические контакты.

Казалось бы, сбылась мечта всех современных детей: можно всю жизнь сидеть в телефоне, прожить множество ненастоящих жизней, иметь в друзьях половину населения земного шара. Но 14-летней Грите это все не нравится. Ей не хватает таких человеческих проявлений, как, например, объятия. Однажды она находит юношу, который предлагает ей выйти из виртуальной жизни в реальную.

В 2014 году книга молодой писательницы Ребеки Уны стала победителем первого в Литве конкурса литературы для подростков и молодежи. Также она завоевала другие престижные литературные награды.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Дневник Домового» Евгения ЧеширКо

Полный искрометного юмора «Дневник Домового» поможет улучшить настроение и пополнит запас оптимизма. Главный герой, необычайно обаятельный Домовой, живет в обычном современном доме, общается с котом, взаимодействует с членами семьи. А еще комментирует все события, отстаивая свою точку зрения, и это получается у него очень смешно и остроумно. Этот домовой не из страшных историй: он, напротив, очень добрый, понимающий, озорной, готов всегда прийти на помощь.

Кроме «Дневника Домового» у автора есть много других интересных вещей. Обязательно почитайте «Записки Бабушки Яги», дневники Русалки и Водяного, а также рассказы.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Российский политический режим всё чаще называют фашистским. Насколько уместно употреблять этот термин по отношению к таким авторитарным политическим системам, как путинская? Попытаюсь сверить окружающую действительность с книжными политологическими определениями. Ведь борьба с фашизмом – это не только прыгнуть на нацистский танк с гранатой, это ещё и не позволить росткам фашизма расцвести в собственной стране.

Одна из самых известных посвящённых фашизму работ – «Вечный фашизм» (1995 год) итальянского писателя, философа и семиотика Умберто Эко. Автор книги разбирает «живой труп» фашизма: тело может быть мертвым, но его части продолжают оживать. Эко выделяет 14 признаков «вечного фашизма», так называемого ур-фашизма: «Эти черты не могут сосуществовать, многие из них противоречат друг другу, но достаточно присутствия всего нескольких, чтобы фашизм сгустился вокруг».

Культ традиции: «Нацистский гнозис питался традиционалистскими, синкретическими, оккультными элементами». Фашизм предполагает, что истина и мораль происходят из набора общих ценностей и практик, установленных основателями общества. Культ традиции сопровождается эстетической фантазией, прославляющей отдельные исторические периоды как вершину общественного величия общества. Всё, что было в прошлом, содержит истину, даже если разные учения прошлого противоречат друг другу. Современный российский режим действительно уделяет огромное внимание истории, а словосочетание «традиционные ценности» звучит уже много лет. Достойными почитания почти в равной мере считаются и русские цари, и свергнувшие их большевики, и православные мученики, и чекисты. «Всё, что было раньше, это хорошее и великое, достойное восхищения и почитания» – вот установка действующей власти.

Отказ от модернизма: «Просвещение рассматривается как начало порочности». С одной стороны – разговоры о техническом прогрессе, продвижение цифровизации и инвестиции в «витринные», с другой – глубинное недоверие к новому. Владимир Путин называет интернет «проектом ЦРУ», власть с тотальным неприятием относится к элементам «новой этики», отрицая общественные новации, вроде признания прав ЛГБТ-сообщества или борьбы с домашним насилием.

Культ действия ради действия: «Мышление – это форма кастрации». Эта черта выражается в подозрительности по отношению к интеллектуальному миру, Эко напоминает высказывание Йозефа Геббельса «Когда я слышу слово «культура», то хватаюсь за пистолет». Борьба с интеллектуалами действительно свойственна некоторым тоталитарным режимам. Можем ли мы увидеть этот признак России? Вот примеры: принятый минувшей весной закон о просвещении, преследование ректора Шанинки Сергея Зуева, запреты на концерты артистов, выказывающих гражданскую позицию, гонения на учёных за «шпионаж». Однако не думаю, что речь – по крайней мере пока – идёт о ярко выраженной характеристике современного российского режима.

Несогласие – это измена: «Ни одна синкретическая вера не выдерживает аналитической критики; критический дух делает различия, и различия – признак модернизма». Отказ от диалога с оппозицией, восприятие независимых СМИ и НКО как угрозы, поиски врагов среди активистов оппозиции, журналистов и обычных граждан. Если демократические режимы стараются кооптировать своих критиков, вести с ними диалог, то российская власть старательно избегает диалога с оппозицией. Даже фамилия главного оппозиционера находится под запретом.

Страх отличий: «Первый призыв фашистского движения – это сплочение против злоумышленников; фашизм по определению является расистским». Расширяется предыдущий постулат: терпимость к разногласиям является признаком разнообразия. Ур-фашизм эксплуатирует врожденный страх инородного: лозунги таких режимов направлены против «инородцев», они замешаны на расизме и ксенофобии. Применительно к России – это спорный вопрос: несмотря на традиционную многоэтничность страны и на тот факт, что, скажем, государственные посты при Путине занимают представители разных национальностей, 2021 год подарил нам множество негативных инфоповодов: и выдворение из страны комика Идрака Мирзализаде, и преследования правозащитницы Валентины Чупик, и почти открытая поддержка шовинистической организации «Мужское государство».

Апелляция к социальному разочарованию: «Одна из наиболее типичных черт фашизма – обращение к среднему классу, страдающему от экономического кризиса, чувства политического унижения или напуганному давлением низших социальных групп». Любой политик-популист, да и просто политик, обещает решить какие-либо проблемы широкой массы граждан, и поэтому его можно упрекнуть в опоре на настроения социальной фрустрации. В России сегодня мы эту тенденцию не видим, учитывая то, что в стране нет многочисленного среднего класса, который мог бы опасаться революции. Кремль, впрочем, периодически пытается эксплуатировать страх резких перемен.

Живут европейцы богато, но в то же время загнивают

Одержимость сюжетом: «В основе ур-фашистской психологии лежит одержимость сюжетом, по возможности, международным. Последователи должны чувствовать себя осажденными». Эта сентенция, возможно, ярче всего описывает то, что переживает Россия сегодня. Эко пишет: «Тем, кто социально обездолен, фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определенной стране. К тому же единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Лучший способ – это использовать пружины ксенофобии». Идеология осаждённой крепости и мирового заговора транслируется Кремлем не один год.

Враг одновременно силен и слаб: «Из-за постоянного смещения риторического фокуса враги становятся одновременно слишком сильными и слишком слабыми». Это довольно точно определяет транслируемое как российской государственной пропагандой, так и кремлёвскими чиновниками отношение к США. Да, американское военное присутствие и вмешательства во «внутренние дела» других стран возмутительны, но вы видели их огромный госдолг и постоянные неудачи во внутренней и внешней политике? Примерно то же самое происходит по отношению к Европе: живут европейцы богато, но в то же время загнивают.

Пацифизм – это торговля с врагом: «Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, скорее жизнь проживается для борьбы». Этот пункт трудно прямо соотнести с нашей страной, ведь на словах борьба за мир на государственном уровне объявлена главной целью, а Путин регулярно повторяет: мы не собираемся ни с кем воевать. И хотя в период обострения российско-украинского конфликта марши за мир клеймили как подрывные мероприятия, угрожающие единству нации в сложный момент, нельзя сказать, что это точка зрения доминировала на государственном уровне.

Презрение к слабым: «Элитизм – типичный аспект любой реакционной идеологии». Ур-фашизм утверждает: «каждый гражданин принадлежит к лучшим людям мира» и эти граждане обязаны вступить в партию. Этот пункт не отнесёшь к России: вступать в «Единую Россию» никого не заставляют, государство, напротив, стимулирует политические апатию и абсентеизм.

Каждый получает образование, чтобы стать героем: «В ур-фашистской идеологии героизм – норма. Этот культ героизма неразрывно связан с культом смерти». Герой жаждет героической смерти, рекламируемой как лучшая награда за героическую жизнь. Можно вспомнить Путина («Мы, как мученики, попадем в рай, а они просто сдохнут»), но культа смерти в России нет. По крайней мере пока.

Мачизм и оружие: «Мачизм подразумевает как презрение к женщинам, так и нетерпимость и осуждение нестандартных сексуальных привычек, от целомудрия до гомосексуализма». Поскольку перманентная война и героизм – трудные игры, то фашистский лидер обращает свое внимание на половую сферу. Постоянные военные игры имеют своей подоплекой неизбывную invidia penis. В России популярны ракеты, это любимые игрушки президента, периодически упоминаются гиперзвуковые ударные комплексы… Россия – одна из немногих стран в мире, в которой не принят закон о домашнем насилии, а работа НКО в этой сфере наталкивается на сопротивление со стороны государства.

Избирательный популизм: «В будущем появится телевизионный популизм, в котором эмоциональный отклик избранной группы граждан будет представлен и принят как голос всего народа». Индивидуум прав личности не имеет, народ предстаёт монолитно единым, вождь претендует на то, чтобы представительствовать от лица всех и каждого. Это в российской политической и общественной жизни процветает: тут и заявление Валентины Терешковой о просьбе россиян «обнулить» сроки президента, и фразы Путина о следовании «воле народа». Народ в таких электоральных диктатурах периодически принимает участие в «театральных постановках», это всевозможные референдумы или голосование по внесению поправок в Конституцию.

Новояз: «Все нацистские или фашистские школьные учебники использовали скудный словарный запас и элементарный синтаксис, чтобы ограничить инструменты для сложных и критических рассуждений». Это спорный для России пункт, однако вспомним о жаргонизмам в речах президента и высокопоставленных чиновников вроде Дмитрия Рогозина. Джордж Оруэлл в «1984» называет новоязом язык тоталитарного общества, изуродованного партийной идеологией. Возможно, никогда прежде великая фраза Оруэлла «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила» не была столь актуальной: чиновники, которые прячут в офшорах незаконно полученные миллиарды, считаются «патриотами», а те, кто расследуют преступления и предают их огласке, – «иноагентами». Симптомы с каждым годом становятся все более и более яркими.

Джейсон Стенли в книге «Как работает фашизм?» выводит более краткую «формулу фашизма». Элементами его формулы являются создание «мифического прошлого», которое якобы было разрушено «либералами» или «мигрантами» (Путин частенько упоминает или «величайшую геополитическую катастрофу», или великие победы СССР): политика раскола общества, стремление разрушить горизонтальные связи, нормализация фанатизма и насилия; «атака на правду» с помощью пропаганды. Ханна Арендт в отношении последнего заметила, что фашизм полагается на «последовательную и полную замену фактической правды ложью».

Определение фашизма Российской академии наук звучит вот так: «Идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, направленные на разжигание национальной нетерпимости, отрицание демократии, установления культа личности, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдания войны как средства решения межгосударственных проблем». Возможно, отдельные признаки вечного фашизма можно разглядеть в действиях правительств не одного и не двух государств. Однако нам в России явно пора начинать беспокоиться.

Дарья Провоторова – петербургский журналист

Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции

  • Рассказы бунина для итогового сочинения
  • Рассказы бориса екимова короткие
  • Рассказы бианки 3 класс список
  • Рассказы бианки о животных и природе
  • Рассказы бианки для дошкольников