Рассказы братьев стругацких список

Введение 3глава 1. художественный мир братьев стругацких 91.1. особенности фантастического мира произведений авторов 91.2. проблематика произведений братьев стругацких 15глава 2.

Введение 3
Глава 1. Художественный мир братьев Стругацких 9
1.1. Особенности фантастического мира произведений авторов 9
1.2. Проблематика произведений братьев Стругацких 15
Глава 2. Жанрово-композиционное своеобразие повести «Улитка на склоне» 26
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение 1.Урок «Творчество братьев Аркадия и Бориса Стругацких» для 10 класса 67
Приложение 2. Урок по повести братьев Стругацких «Улитка на склоне». 71

1. Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996. 187 с.
2. Анненков Ю.П. Евгений Замятин //Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. — В 2 тт. -Т.1. — М. Художественная литература, 1991. -С.246-286.
3. Антонов С. От первого лица. — М.: Советский писатель, 1973. — 368с.
4. Араб-оглы Э. В утопическом антимире //О современной буржуазной эстетике /Сб. статей. — М.: Искусство, 1976. -С.72-103.
5. Араб-оглы Э. Утопия //Философская энциклопедия. Т.5. -М.: Советская энциклопедия, 1970. -С.295-296.
6. Арбитман Р.Э. «Вернуть людям духовное содержание…»: Человек и книга в фантастике А. и Б. Стругацких // Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. — Саратов, 1989. Вып. 5, ч. 2. С. 133 — 144.
7. Арендт X. Вирус тоталитаризма / /М.: Новое время, 1991. -№11. -С. 40-42.
8. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4 тт. Т.4. -М.: Мысль, 1978. — С.645-680.
9. Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе. — М.: Изд-во МПГУ им.В.И.Ленина, 1993. -356с.
10. Аскин А.Я. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве //Аскин А.Я. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974. — С.67-71.
11. Асадулина Ф. Какого цвета душевный покой? // Спутник. – 1991. – № 2. – С. 104.
12. Ахманова О.С. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1969. -607с.
13. Багыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания //Квинтэссенция: философский альманах, 1991. — М., 1992. — С.263-292.
14. Баллестрем К.Г. К теории тоталитаризма // Вопросы философии. — 1992. — №5. — С. 16-28.
15. Бардасова Э.В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: Дис. … канд. филол. наук. — Казань, 1995. — 159 с.
16. Баталов Э.Я. В мире утопии. — М.: Политиздат, 1989. — 317с.
17. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. — М.: Наука, 1982. — 336с.
18. Баталов Э.Я. Философия бунта. — М.: Политиздат, 1973. — 222с.
19. Баткин Л.М. Ренессанс и утопия // Баткин Л.М. Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С.222-244.
20. Батракова С.Г. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. — М.: Наука, 1990. — 304с.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Художественная литература, 1975. — 504с.
22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. — 320с.
23. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990. — 543с.
24. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. — М.: Просвещение, 1964. — 478с.
25. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. – М.: АСТ, 2006.
26. Брандис Е., Дмитревский В. Предисловие // Эллинский секрет. — Л., 1966. — С. 3 – 20
27. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л.: Наука, 1970. — С. 293 — 294, 310 — З11, 335 — 358.
28. Ветловская Е.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – Л.: Наука, 1988.
29. Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. — М. : Изд-во АН СССР, 1960. — 376 с.
30. Володин А. И. Утопия и история. — М.: Политиздат, 1976. — 271 с.
31. Волхование. – 1990. – С. 11-19.
32. Воробьев Л. Утопии и действительность // Утопический роман XVI-XVII веков. — М.: Художественная литература, 1971. (БВ/1. Т. 34). — С. 5 38
33. Вуек Я Мифы и утопии архитектуры XX века / Пер. с польского. М. : Стройиздат, 1990. – 286. – 281 с.
34. Гришина И.Б.История цветообозначения в русском языке. – М.: Наука, 1976. – 334с.
35. Гуревич Г. И. Беседы о научной Фантастике. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
36. Замятин Е.И. Избранные произведения в 2-х т. Т. 1 / Вступ. Статья, сост., примеч. О. Михайлова. — М.: Худож. лит., 1990.
37. Зеркалов А. Долг мысли // Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике. — Кишинев: Лумина, 1983. — С. 3 — 12.
38. Зеркалов А. За поворотом, в глубине // Знание — сила. — 1988. — № 8. С. 71-76.
39. Зеркалов А. Послесловие к повести «Улитка на склоне» // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. — М., 1992. Т. 5. С. 185 — 188.
40. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы (Древний период). – М.: Наука, 1965.
41. Изотов В.П., Изотова И.В. Некоторые филологические подробности фантастического творчества братьев Стругацких. — Орел, 2002. — 61 с.
42. Канчуков Е. …Каждый город и весь мир принадлежал им по праву: Детство в прозе Стругацких // Детская литература. — 1988. — № 3. С. 29 — 33.
43. Капустин Е. Улитка на склоне: Для начинающего горнолыжника главное — не скорость, а безопасность // Известия. — 2003. — 12 февр. — С. 7.
44. Кац Р.С. История советской фантастики. — 3-е изд. — СПб: Изд-во С.-Петерб. унта, 2004. — С. 140 — 141.
45. Конан-Дойль А. Знак четырех: Повесть. // Конан-Дойль А. Записки о Шерлоке Холмсе. – Минск, 1984.
46. Кузнецов А., Хрусталева О. Сказка о Двойке // Родник. – 1987. — №8. – С.44-49.
47. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века: Дис. … филол. наук. — М., 1993. – 332 с.
48. Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность // Новый мир. — 1968. — С. 261 — 266.
49. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература 1950 — 1990-е годы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. Т. 2: 1968 — 1990. — С. 144, 192, 199, 287 — 296, 472.
50. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. – Л.: Наука, 1985.
51. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. — М.: НКП «Интелвак», 2001.
52. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Избранные статьи. — Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992. — с. 425-469.
53. Мифологический словарь. – М., 1990. – 706 с.
54. Михайлова, И. Эллинский секрет // Звезда. – 1966. — № 12.
55. Мурзаев Э.М. Гора – лес // Русская речь. – 1967. — № 1. – С. 80.
56. Неелов Е.М. Образ Леса в народной сказке и научной фантастике // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск. 1983.
57. Ревич В. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны. — М.: ИВ РАН, 1998.
58. Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир. 1989. — С. 242 — 255.
59. Соколенко В. Ветер богов и мужество человека // Заря молодежи. – Саратов. – 1986. — 5 июля.
60. Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне. Эпилог из фантаст. повести / Предисл. авторов; Худож. М. Кулаков // Эллинский секрет. — Л., 1966. — С. 384 — 462. (В мире фантастики и приключений).
61. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Волны гасят ветер // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Собр. соч. В 11 т. Т. 8. 1979 – 1984 гг. – 2-е изд., испр. – Донецк: Изд-во «Сталкер», 2004.
62. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Далекая Радуга // Собр. соч. … Т. 3.
63. Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному. 1979-1984 гг. // Собр. соч. … Т. 8.
64. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Полдень ХХII век // Собр. соч. … Т. 2.
65. Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. Рассказы. Статьи. Интервью. — М.: Текст, 1993. — 479 с
66. Стругацкий Б. Теорема сотворения // Если. -1994. — № 10. — С.25-26.
67. Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне. Волны гасят ветер: Фантастические повести. — Л.: Советский писатель, 1989. — 655 с.

Тема: Антиутопия «Улитка на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких
Артикул: 1303644
Дата написания: 21.03.2013
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русская литература
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ — 67%
Количество страниц: 75


В категории произведений

: 2192

Показано

: 1561-1570


Популярная фантастика месяца:


Сортировать по:
Рейтингу ·
Загрузкам ·
Просмотрам


Обложка книги Землянин

Все мы привыкли к тому, что попаданцы — это весьма счастливые люди. Да, поначалу у них ничего нет, но со временем они добиваются невероятных высот в любом деле, за которое берутся, благодаря чему становятся всемирно известными. Но этим они обязаны своей прошлой жизни, где они были, например, спецназовцами или реконструкторами. А что же будет с обычным парнем, который ничего не умеет? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Романа Злотникова «Землянин».

Обложка книги S.T.A.L.K.E.R. ...жизнь - гарантирована...

Данная повесть, как и другие произведения серии S.T.A.L.K.E.R. – это литературное дополнение, дань уважения блестящей, реалистически-фантастической игре «С.Т.А.Л.К.Е.Р. – Тени Чернобыля». Диалоги героев и описание пейзажей заимствованы из игры и дополнены еще большими красками и мрачной атмосферой. Эксклюзивные иллюстрации – скриншоты монитора компьютера во время игрового процесса. Данное произведение предназначено, в первую очередь, для поклонников игры, но рассчитано также и на ценителей жанра боевой фантастики.

Обложка книги STALKER ...чего же ещё?

Автор книги перенес любимых персонажей, сюжетные линии в серию повестей и рассказов, которые повторяют общий ход игры С.Т.А.Л.К.Е.Р. – Зов Припяти. Весь игровой процесс бережно переведен на бумагу, открывая новые грани знакомого сюжета популярной компьютерной игры в жанре боевой фантастики. Развлекательный жанр повествования придется по душе, как ценителям фантастической литературы, так и геймерам. Созданное произведение – дань уважения и благодарность создателям S.T.A.L.K.E.R.A. от автора, который провел незабываемые часы за компьютером, проходя игру.

Обложка книги Стражи Армады. Аксиома выживания

Один в поле не воин? Весьма спорное утверждение, когда жажда выжить сильнее всего. Герой прошел через смертельные опасности, встречая на своем пути монстров и аномальные явления, но сумел сохранить свою жизнь и даже здоровье. Теперь он не один и наделен необычными способностями. Только на чьей он стороне? Друг Сталкеров или угроза? Мутант или человек? Ответы на мучающие героя вопросы в конце пути. И ему очень важно до него дойти. Трудности и тяжести дороги сделают из героя Легенду, вот только сперва нужно пройти путь до конца.

Обложка книги Новая Зона. Вертикаль власти

Центр Аномальных Явлений Москвы становится целью нападения. Жертвами становятся директор организации и его партнеры. В тоже время начинается охота за кристаллами, с помощью которых можно создавать различные аномальные явления. В смертельной опасности, под ударом оказываются участники переворота в Зоне. Борланду поручено расследовать данные происшествия, но где искать ответы на многочисленные вопросы? Герой приезжает в «Вертикаль» — спецтюремное учреждение, в котором отбывают наказание бывшие сталкеры. Именно они могут помочь помешать планам таинственного врага по созданию новой опасной московской Зоны.

Обложка книги Взломать Зону. Хакер

Умения хакера не всегда доводят до добра. Вот Софту и не повезло. Обычная авантюра по взлому компьютерной сети привела к весьма печальным и опасным последствиям. Хакеру достались не только денежные средства, но и доступ к программе, способной изменить мир. Теперь он цель номер один для многих. Начинается пора погонь, от которой можно скрыться в Зоне Отчуждения. Софт со временем понимает, что стал пешкой в чьей-то гениально придуманной партии. Чтобы спасти свою жизнь, хакеру придется пройти через то, что не подвластно и многим сталкерам.

Обложка книги Экспедиция в преисподнюю (сборник)

В данное издание вошло несколько произведений братьев Стругацких, объединенных общей идеей любви к людям, важности истинных ценностей в жизни всего человечества. Технический прогресс не стоит на месте, наука шагает вперед, но человек всегда остается самим собой. И не должен, не имеет права забывать о милосердии, любви, чести и достоинстве.

Обложка книги Экспедиция в преисподнюю

Сказочная повесть, написанная Аркадием Стругацкким без участия брата. Знаменитые мушкетеры оказываются в глубоком будущем. На дворе 23-й век, и тут одной шпагой не справиться. В борьбе со злом все средства хороши – от мощных компьютеров до голографической памяти. Лишь дружба, честь и достоинство остаются такими же истинными ценностями, что и много веков назад.

Обложка книги Что такое фантастика

Кто лучше, чем писатель-фантаст с многолетним опытом может точно ответить на вопрос – что такое фантастика? А уж так ярко, емко и по существу может лишь Борис Стругацкий, который и выступает автором статьи. Рассуждения о жанре, о пересечении выдумки, фантазии и научных обоснований переплетаются с документальной хроникой о нелегкой судьбе поколения фантастов, переживших самую страшную – Великую Отечественную войну.

Обложка книги Четвертое Царство (На грани возможного)

События повести происходят незадолго после окончания второй мировой войны. Однажды пограничники, охраняющие территорию в районе Дальнего Востока, задерживают одинокого путника. Мужчина знает лишь английский язык, он ранен, а кожа сильно обожжена. Создается специальная комиссия, которая должна разобраться, откуда взялся незнакомец. Но результаты проверки повергают всех в шок…

Чего мы не дождались в 2021: новый космодром, «Титан» от Apple и электронные паспорта

В 2015 году нынешний генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин пообещал начать строительство нового космического ракетного комплекса «Байтарек» с ракетой «Ангара» на космодроме «Байконур». Эта стартовая площадка должна была приносить прибыль из-за планируемых коммерческих запусков в интересах других стран. Сами договоренности о создании ракетного комплекса «Байтарек» были достигнуты еще в 2004 году. К 2021 году «Байтарек» даже не начали возводить, зато появились новости о модернизации стартового и технического комплексов ракеты «Зенит» в рамках совместного российско-казахстанского проекта. 

В 2021 году свет не увидели несколько многообещающих технологических новинок, которых ждали во всем мире. Одна из них — презентация электромобиля от Apple, вместо очередной линейки смартфонов. В 2016 году в корпорации планировали представить транспортное средство сначала в 2019 году, потом в 2020 году, а потом сроки сдвинулись на 2021 год, но и к такому дедлайну разработчики, видимо, оказались не готовы. Еще одно разочарование для тех, кто уже представляет себя за рулем «яблочного» электрокара, — как минимум первая партия беспилотников будет доступна только для коммерческого использования. Теперь запуск проекта по производству автомобилей с рабочим названием «Титан» перенесен на 2024 год. 

Фото: Unsplash

В России уже три года ведется речь о замене бумажного общегражданского паспорта на электронный — пластиковую карту со встроенным чипом, совмещающую в себе также СНИЛС и водительские права. Электронный паспорт должен был содержать модель лица обладателя для распознавания, электронную подпись, отпечатки пальцев, код доступа к цифровым государственным ресурсам. В 2018 году стоимость перехода на новую систему эксперты оценивали в 114 миллиардов рублей. В марте 2021 Минцифры объявило, что первыми воспользоваться услугой по замене паспорта смогут москвичи — с 1 декабря 2021 года, а к 2023 такая опция должна быть доступна жителю любого региона. Увы, к концу года удалось подготовить лишь указ об использовании нового формата документа — сами электронные карточки начнут выдаваться только с 2023 года. 

Одно из самых оптимистичных технопредсказаний на 2021 год в сфере распространения информации тоже не сбылось. Эксперты Saxo Bank, известного своими ежегодными «шокирующими предсказаниями», предполагали, что распространение фейк-ньюс в медиа приведет к принятию системных мер по борьбе с дезинформацией. СМИ должна была выручить технология блокчейн — она бы объединила новостной контент и позволила бы публиковать материалы защищенно, автоматически проверяя содержание и источник. Использование технологии распределенного реестра сделало бы любое изменение контента видимым для всех, а новость можно было бы проследить до первоисточника. В эти разработки активно инвестируют крупнейшие корпорации Твиттер и Фейсбук, но до применения дело пока не дошло.

Фото: Unsplash

В 2021 году мог быть создан Фонд гражданских технологий. Его участником мог бы стать самый обычный человек, которому была бы выделена доля капитальных активов технологических компаний. Система распределения долей помогала бы людям, потерявшим работу, и позволяла бы получить выгоду от роста производительности больших корпораций в цифровую эпоху. Результатом деятельности Фонда стало бы снижение социально-экономических трудностей для бедных слоев населения, а также высвобождение предпринимательского потенциала на индивидуальном уровне. 

Какие предсказания на 2021 год сбылись

Тем не менее, некоторые предсказания футурологов и обещания экспертов на 2021 год все же сбылись. Несколько технологий, появившихся в уходящем году, сильно напоминают изобретения, описанные в sci-fi литературе задолго 2021 года. Так, компания Nike представила самонадевающиеся кроссовки, напоминающие разработку профессора Выбегалло из книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». О колониях и путешествии на Марс фантазировал еще Герберт Уэллс в «Войне миров», а к 2021 американская компания ICON представила систему «Вулкан», позволяющую строить дома на Красной планете.  

Еще в 1997 году ученые предсказывали, что к 2021 торговля окончательно перейдет в онлайн-формат. В этом случае предсказание, фактически, исполнилось, но из-за пандемии коронавируса — интернет-маркеты испытывают небывалый подъем, а многие оффлайн-точки закрываются, дабы реализовывать продукцию через интернет. 

В 2020 году миллиардер Билл Гейтс, сделал предположение о переходе лекарственных препаратов от коронавируса на новый уровень. Он заявил о разработке и потенциальной доступности нового вида лекарства на основе моноклональных антител, способного распознать вирус на раннем этапе и предотвратить тяжелое течение болезни. Именно такой препарат в ноябре 2021 года появился в российском Институте молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта.

Фото: Unsplash

Сбылось и одно из предсказаний Илона Маска, сделанное в далеком 2008 году. Тогда предприниматель рассказал, что сделает все для формирования доступной цены на электромобили в будущем. Действительно, в 2021 году машину марки Tesla можно купить по цене, близкой к Nissan и Ford: разница составляет несколько тысяч долларов. На первый взгляд спонтанное высказывание Маска о том, что невозможно производить дешевые авто, не начав с дорогих, спустя 13 лет приблизилось к пророческому. 

Отдельного внимания заслуживают прогнозы, касающиеся развития энергетической отрасли. Еще в 2017 году предприниматель Уоррен Баффетт заявлял, что мир близок к переходу на альтернативные источники энергии — солнце и ветер. В 2020 году спрос на возобновляемую энергетику действительно вырос, в то время как уровень потребления иных видов топлива — нефти, угля — начал снижаться. В 2021-2022 году, по данным Международного энергетического агентства, на возобновляемые источники энергии будет приходиться 90% роста новых мощностей во всем мире. В Китае альтернативная энергетика уже вовсю используется — мощность возобновляемой энергетики в стране в 2021 году превысила 1 миллиард кВт.

Фото: Unsplash

Гонка вооружений, падение популярности Facebook и робот-домашний помощник. Что принесет 2022 год

Согласно экспертным прогнозам, в грядущем году мир тоже ждет немало интересного. Свой список «шокирующих» предсказаний на 2022 год традиционно опубликовал Saxo Bank. Одно из них уже, фактически, начинает сбываться, а именно — падение популярности Facebook. Эксперты считают, что социальную сеть ожидает массовый отток пользователей, особенно молодежи. Это будет вызвано протестом в связи с использованием компанией персональных данных в целях максимизации прибыли и многочисленными скандалами. Тенденцию можно заметить уже сейчас: 10 лет назад 94% подростков имели аккаунт в Facebook, в то время как к 2021 году их количество сократилось более чем на 60%. Тренд усугубится в 2022, и Meta, в состав которой входит Facebook, начнет стремительно терять инвесторов. 

Фото: Unsplash

Эксперты банка разделяют пессимистичное мнение относительно судьбы музыкальных стриминговых сервисов, а конкретно Spotify. Сейчас стриминговые платформы получают от 75% доходов, а сами исполнители остаются с гораздо меньшей долей. В 2022 может появиться новая технология распространения контента напрямую среди слушателей на основе блокчейн-контрактов и NFT-активов. Подобный сценарий приведет к падению акций Spotify на треть.

Наконец, Saxo Bank прогнозирует новый виток гонки вооружений в 2022 году. На этот раз ведущие мировые державы, в числе которых Россия, США, Китай, Индия и Европейский союз, посоревнуются в создании гиперзвукового оружия и космических технологий.  

Своим видением трендов на будущий год поделился и Илон Маск. По его мнению, в 2022 году нас ждет запуск марсианского космического корабля Starship и выход прототипа человекоподобного робота Tesla Bot. Также, в грядущем году человечеству удастся преодолеть возникший дефицит микрочипов, приведший к повышению цен на некоторую технику и задержкам в поставках. 

Фото: Unsplash

Еще один миллиардер и филантроп Билл Гейтс также опубликовал собственный взгляд на события 2022 года. Например, он уверен, что человечеству удастся преодолеть острую фазу пандемии коронавируса, несмотря на появление новых штаммов. Также, получится добиться систематической стабильной выработки экологически чистого водородного топлива и начать перевод транспортных средств на него. 

Сбудутся ли эти предсказания — узнаем через год. А пока остается надеяться, что 2022 год будет лучше, чем 2021, несмотря ни на что.

Это тоже интересно:

15 декабря 1918 года родился Север Гансовский, писатель-фантаст.

Личное дело

Север Феликсович Гансовский (1918-1990) родился в Киеве. Его отец, Феликс Павлович Гансовский, наполовину поляк, умер в 1920-м — через два года после рождения сына. Мать — Элла-Иоганна Ивановна Мей — в том же году перебралась с детьми к родным в Петроград. Дочь зажиточной латышской крестьянки, она была выслана во время ленинградских репрессий середины тридцатых годов, потом арестована, а в 1938 году расстреляна в тюрьме. Север и его сестра Вероника остались на попечении тетки и бабушки.

В 1933 году Север Гансовский «с грехом пополам», по его собственным воспоминаниям,  окончил семь классов и уехал в Мурманск, где работал матросом, электромонтером, грузчиком. В 1937 году пытался поступить в Морской техникум в Ленинграде, но не прошел мандатную комиссию, после чего «с горя» отдал документы в Ленинградский электротехнический техникум на Васильевском. Отучившись два курса на «отлично», понял, что не любит эту специальность, после чего ушел из техникума. Работал опять грузчиком, монтером, учился в вечерней школе для взрослых. В 1940 году поступил в Ленинградский государственный университет.

После начала Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт в 1941 году, был снайпером и разведчиком в морской пехоте в составе 4-й морской бригады КБФ. Был несколько раз ранен, вместе с госпиталем вывезен из блокадного Ленинграда в Тюмень, где зимой  1942 года демобилизован по инвалидности. За участие в боевых действиях награждён орденами Отечественной войны I и II степени.

После возвращения с фронта Север Гансовский немало помотался по стране. Сперва уехал в Узбекистан, поступил в Фергане в Московский институт восточных языков, но, проучившись там всего несколько месяцев, решил поехать в Алма-Ату, где находился  в эвакуации филфак Московского университета. Однако заболел тифом, оголодал и пошел работать почтальоном в совхоз № 1 НКВД, где и остался на год. Потом был школьным учителем, а позже — секретарем конной части на конном заводе «Дегерез», ездил по табунам и жил в юртах.

В 1945 году, после окончания войны, перебрался в Одессу, где провел два года, существуя на пенсию и перебиваясь случайными заработками. В 1947-м вернулся в Ленинград и восстановился на филологическом факультете университета, который закончил в 1951 году. С 1949 года, ещё будучи студентом, начал печатать в газетах статьи и рассказы.

В 1959 году на Всесоюзном конкурсе получил первую премию за одноактную пьесу «Северо-западнее Берлина» и вторую — за пьесу «Люди этого часа». Пьеса «Сильные на вахте» также получила первую премию на конкурсе.

В жанре научной фантастики Север Гансовский дебютировал в 1960 году рассказом «Гость из каменного века». В 1967 году стал членом Союза писателей СССР — как автор военных рассказов и пьес. Однако основную известность ему принесли именно фантастические произведения. В 1989 году Гансовский стал лауреатом премии «Аэлита» за сборник фантастических повестей «Инстинкт?».

Умер 6 сентября 1990 года в Москве.

Рассказы братьев стругацких список

Чем знаменит

Север Гансовский – один из ярких представителей поколения советских фантастов. Несмотря на то, что он не писал объёмных романов — на его счету меньше десятка повестей и несколько сборников рассказов – писатель по праву занимает место в ряду грандов советской фантастики.

Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с неведомым — неизвестными науке существами и явлениями, обитателями антимира и т.п. При этом автора интересует даже не столько описываемый им феномен, сколько реакция на него человека, влияние изобретений и открытий на человеческую жизнь.

Со временем в творчестве Гансовского все большее место занимает тема предупреждения. Он пишет об опасностях,  которые таят в себе достижения человеческого гения. Так, одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева», описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов, результатом которых стало развитие интеллектуальных способностей до человеческого уровня у медведей, которые при этом так и остались хищниками. Тема предупреждения также поднимается в повестях «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказе «Полигон».

В последние годы творчества Гансовский обратился к теме альтернативной истории, «прогрессорства» (термин братьев Стругацких). В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» он изучает различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.

Рассказы и повести Гансовского переведены на множество языков мира. Было несколько экранизации его произведений: мультфильм  «Полигон» (1977), фильм  «Визит к Ван Гогу» (1985, студия DEFA (Besuch bei Van Gogh) по мотивам повести «Винсент Ван Гог») и фильм «День гнева» (1985, Мосфильм), который критики окрестили «первым советским НФ-хоррором».  

О чем надо знать

Север Гансовский приобрел известность не только как писатель-фантаст, но и как художник-график с узнаваемой манерой рисунка. Его иллюстрации к первому изданию повести братьев Стругацких «Улитка на склоне» Борис Стругацкий считал образцовыми  для этого произведения.

По воспоминанию самого Гансовского, он «как-то совершенно случайно через Аркадия Натановича Стругацкого» узнал, что умеет рисовать: «Аркадий указал на меня. Вот, мол, Север Гансовский — он рисует. «Аркадий, ты что! — возмутился я. — Я никогда не рисовал!» На что Аркадий возразил: «У меня есть твои рисунки, которые ты рисуешь, когда слушаешь». «Ладно, — сказал я, — попробую». Засел и сделал восемь рисунков к повести для журнала. После того, как повесть была опубликована — частью в журнале «Байкал», частью в книге «Эллинский секрет», тот же человек — зав. литотделом «»Байкала», привез в Москву экземпляры журнала с повестью. Встреча состоялась опять же в ЦДЛ. Он подарил нам тогда большое количество журналов, и мы, уверенные, что получим еще, раздали их. Теперь же ни у меня, ни у Стругацких нет этих журналов. После этого мне стало интересно, и я начал рисовать. Проиллюстрировал свой сборник и даже разогнался иллюстрировать чужие произведения».

Рисовал Гансовский в стиле пуантилизма. Это объяснялось тем, что после войны у него  были искалечены запястья, так что он не мог держать карандаш «щепотью», а зажимал его сразу всеми пальцами. Таким способом тяжело нарисовать линию, а вот точку поставить можно.

Прямая речь:

«Мне вдруг в голову пришла такая повесть, “Шаги в неизвестное” — повесть о фантастическом замедлении времени. Это произведение я принёс в издательство “Детская литература” в тот момент, когда, видимо, и надо было принести, было самое начало шестидесятых. Я отдал редактору рукопись, а на следующий день он уже позвонил мне по телефону: “Север Феликсович, мне очень понравилось, мы берём повесть в альманах Мир приключений”» – Север Гансовский о том, как он стал писателем-фантастом.

 «Гансовский начал с восхищения техническим прогрессом и постепенно пришел к мысли, что в современном его исполнении он способен принести больше горя для человека, чем радостей», — Сергей Снегов. Памяти Севера Гансовского.

«В произведениях отца, часто возникали персонажи – НЕ ЛЮДИ… Змея, рыбы, птицы, доисторические существа. Ко всему живому, он относился в равной степени с уважением, внимательно и осторожно, чтобы не навредить. В деревенских записях-планах отца я как-то встретила фразу: «…понедельник: спасти калину на болоте», — Илона Гансовская об отце.

5 фактов о Севере Гансовском

  • С фронта родным Севера Гансовского ошибочно была отправлена похоронка, в которой говорилось, что он убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой.
  • Гансовского из-за польской фамилии пытались отправить осенью 41-го в Киров, где формировалась польская армия. Он отказался, поскольку Киров «из Невской Дубровки выглядел санаторием». Тогда командование распорядилось в краснофлотской книжке переделать Гансовскому национальность с «поляк» на «русский».
  • После окончания ЛГУ Север Гансовский получил рекомендацию в аспирантуру, но отказался от научной карьеры и оставил без защиты уже написанную диссертацию «Исторические романы Говарда Фаста» ради литературной работы.
  • Всю свою фантастику, написанную в начале 60-х, Гансовский показывал Аркадию Стругацкому. И однажды тот, работавший редактором в «Детгизе», объявил, что написанного хватит на отдельный авторский сборник. Сборник попал в издательский план на 1963 год. Стругацкий был его редактором и, по воспоминаниям Гансовского, «ни одной запятой зря не изменил».
  • В семье Гансовских хранилась коллекция кошачьих усов, которые фантаст собирал с 1970-х годов. В 90-х дочь писателя Илона Гансовская ее представила, как объект концептуального искусства – с псевдонаучным забавным сопроводительным текстом.

Материалы о Севере Гансовском

Произведения Севера Гансовского на  Lib.Ru

Гансовский, Север Феликсович на сайте «Лаборатория Фантастики»

Сергей Снегов. Памяти Севера Гансовского

Север Гансовский — иллюстрации к повести «Улитка на склоне»

Человек, который иллюстрировал «Улитку на склоне». Интервью с С. Гансовским

  • Рассказы брэдбери о техническом прогрессе
  • Рассказы бунина для итогового сочинения
  • Рассказы бориса екимова короткие
  • Рассказы бианки 3 класс список
  • Рассказы бианки о животных и природе