Рассказы белова про мальку

Урок литературного чтения в 3 классе. форма проведения:урок изучения и первичного закрепления нового материала урок с групповыми формами работы тема

Урок литературного чтения в 3 классе.

Форма проведения:урок изучения и первичного закрепления нового материала урок с групповыми формами работы$

Тема урока: Василий Иванович Белов «Ещё про Мальку»

Цели урока:

  1. Образовательная

  • $ формирование навыка осмысленного, выразительного чтения;

  • формирование умения выборочного чтения для доказательства своих мыслей;

  • формирование умения видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внутренних переживаний;

  1. Воспитательная

  • воспитание доброты, уважения к человеческим ценностям, чувство$ сопереживания слабым;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников;

  1. Развивающая

  • развивать читательское умение сравнивать, пересказывать текст;

  • развивать умение понимать авторское отношение к героям произведения.$

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс; иллюстрации к произведениям А. В. Белова «Малька провинилась», «Ещё проМальку»; биография и портреты писателя А. В. Белова

Методическая литература: Детская энциклопедия «Язык и литература», Е. В. Посашкова «Уроки литературы в начальной школе», Н. А. Песняева «Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников».

$

$

CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Учитель: Вытесова Ольга Васильевна

Тема «Ещё проМальку» В.И. Белов.

Данный урок — второй из двух уроков литературного чтения в р$азделе «Люби живое».

В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я созд$аю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала с групповыми формами работы. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

  • Познакомить с творчеством В.И. Белова, с особенностями произведения «Ещё про Мальку»;

  • $Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

  • Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;

  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;

  • $воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творче$ское воображение, зрительную память;

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

$

При планировании урока имела в виду, что по уровню развития интеллекта высокий имеют 5 человек, средний — 15 человек, низкий 5 человек, есть дети с низкой концентрацией внимания. Часть детей воспринимает информацию более полно, если есть наглядная опора. Есть дети, которые с трудом включаются в работу.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, т$акие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, работа с учебником способствовали достижению $образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблем$ные ситуации, домашнее задание ученики выполнят по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие$ у учащихся общеучебных навыков. Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, перечитывание, выразительное, вслух, про себя).

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности шко$льников, как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала детские книжки, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме

$ Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки, допущенные некоторыми детьми связаны с невнимательностью.

$

Ход урока

Настрой на работу.

— Давайте настроимся на работу и проговорим чистоговорку:

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре

$Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке чтения мы познакомились с произведением В. И. Белова.

— Как он называется?

$(Малька провинилась)

— Где происходит действие?

( В маленькой деревушке, расположенной на берегу реки)

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Чувства доброго отношения ко всему живому, добро$е отношение к детям)

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. И. Белова, знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

Есть такое чудо:

$ Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый…

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Родиной

$Зовётся!..

-Давайте прочитаем это стихотворение хором, соблюдая все знаки препинания.

-Что хотел автор выразить этим стихотворением, о чём он думал?

-Как перекликается это стихотворение с биографией В. И. Белова? (Василий Иванович $всякий раз возвращался в роднуюТимониху, здесь он любил отдыхать, ходить по родным с детства местам, общаться с деревенскими жителями)

-Что особенного запомнилось вам из жизни писателя? (Военное детство, ранний трудовой опыт, жизнь в деревне Тимониха)

$2. –Прежде, чем мы продолжим знакомство с творчеством Белова, я хочу проверить, как вы выполнили домашнее задание.

1 группа-вам надо было внимательно прочитать этот рассказ и пересказать понравившийся эпизод. 2 человека из 1 группы рассказывают и объясняют, почему они выбрали именно этот отрывок.

2 группа-вы должны были написать мини-сочинение на тему, что могла переживать Малька, когда забирали её щенков.

3.-Работа над новым материалом. На доске написано название произведение.

1)-Ребята прочи$тайте название. Ваши предположения. Можно ли по названию рассказа предположить о чём или о ком пойдёт в нём речь и кто будет главным героем данного произведения? (Выслушать предположения детей)

-Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»? (потому что на прошлом уроке мы читали рассказ про Мальку)

$-Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой? (Нет).-Почему? (Ребята говорят о том, что на рисунке видно, что наступила весна)

-Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой? (Ведь она зимой бегала в соседнюю деревню через реку, а теперь льда нет, может быть Малька будет перебираться по лаве или её будут возить на лодке)

2)-В рассказе много трудных, непонятных слов, это связано с тем, что жизнь в$ деревне отличается отгородской, есть слова, которые обозначают чисто «деревенские понятия». (Проводится словарная работа)

Лава-дв$а стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой

Плёсо-глубокий участок реки

Верши-плетённая рыболовная сеть

Низина-низменное место

Обормот-гр$убый и пустой человек, бездельник

Обомлел-оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер

Походу работы над произведением вы должны будете представить образ Мальки, а так же других героев, которые встретятся в ходе чтения, в конце урока вам надо будет составить словесный портрет героев данного произведения.

3)–Положите перед собой «словарь настроений». Вы послушаете рассказ и подчеркнете, те слова, которые соответствуют вашему первому впечатлению о прочитанном.

Словарь настроений

Бодрое, ласковое, сочувствующее, мрачное,

$весёлое, мечтательное, счастливое, хмурое,

возвышенное, нежное, тихая радость

волшебное, шутливое, тоскливое,

грустное, печальное, уютное,

задумчивое, солнечное, тревожное

Первичное чтение учителем и подготовленными учениками.$

Несколько человек читают словарь своих настроений и объясняют, почему выбрали данные слова.

  1. К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

-Почему вы так решили? (Все события происходят в реальной жизни)

$-Ребята, подтвердилась ли наши предположения о том, кто является главным героем этого рассказа?

-Что нового вы узнали про Мальку? (Хорошая мать, любит своего щенка и гот$ова даже в непогоду накормить своё дитятко)

-Давайте сравним этот рассказ и предыдущий. Связаны они как-то между собой, чем? (тема, герои)

-А почему это всё-таки разные рассказы? (Каждый из них повествует о разных событиях в жизни главных героев)

$5)-Ребята назовите имена главных героев.

Дети называют главных героев, учитель вывешивает портреты Мальки, Фёдора. По ходу работы над произведением около портретов надписываются слова, характеризующие героев.

Работа по содержанию.

$-Как часто бегала Малька в деревню? Давайте подтвердим ваши слова, прочитав первый абзац. (Чтение абзаца хором)

-Какими словами вы можете охарактеризовать Мальку. (Любит своего ребёнка, не забывает об обязанностях матери)

-Прочитайте второй абзац самостоятельно.

-Каки$е изменения произошли в природе за ночь?

-Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку)

-Почему автор начал переживать, ведь ещё ничего не случилось? (Автор понимал, что Малька все равно побежит к своему ребёнку).

4. Ф/М

Солнечные зайчики играют на земле

Поманю их пальчиком,

$ Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот-левей, левей!

Убежал на потолок. Скок!

5. –Ребята, найдите в третьем абзаце вопросительное предложение. Так что же дальше? На доске написаны варианты $ответов. Выберите правильный вариант.

1) Малька оказалась на льдине.

2) Малька видимо изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё быстрее.

3) Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды.

4) Малька, выбиваясь из сил, с головой$ окунулась в воду.

-Давайте подтвердим ваши ответы чтением отрывка. Как вы предполагаете прочитать эту часть, почему? (Это самое напряжённое место в рассказе, поэтому голосом дети должны показать свои переживания)

— Какие слова для характеристики Мальки вы возьмёте из этой части? (Храбрая, бесстрашная, $сильная, материнский инстинкт настолько силён, что она не побоялась водной стихии)

-Кто помог Мальке? Что встречается в этой части? (Прямая речь)

-Прочитайте этот отрывок в парах, один читает слова автора, другой читает слова Фёдора. (Одна пара прочитает прямую речь вслух)

-Итак, у нас появился новый герой, какими словами вы можете охарактеризовать этого человека? (Добрый, готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что несмотря на такую по$году вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой)

-Ребята, вы описали Фёдора, как доброго человека, а он ругает Мальку. (Фёдор ругал Мальку потому что сильно переживал за неё, он ругал её не со зла и слова он потом говорит добрые «Матушка»)

-Давайте дополним портреты наших героев словами, которые встретились в данном абзаце. (Учитель дописывает слова в столбики)

-Итак, ребята$, мы подошли к концу урока. Давайте вспомним задание, которое мы должны были выполнить. $(Нарисовать словесный портрет главных героев этого рассказа)

6. –Я предлагаю объединиться в группы

1 группа- вам надо нарисовать портрет Мальки и дать её характеристику.

  1. Опишите Мальку, какая она? (Малька- это…)

  2. Почему Мальке дали такую кличку? (Малькой её назвали потому, что…)

  3. Какие события заст$авили вас поволноваться? (Малька бегала…)

  4. Мы думаем, что Малька… Какая?)

2 группа- вам надо рассказать про Фёдора.

  1. Опишите Фёдора, каким вы увидели его на рисунке? (Наша группа приготовила…)

  2. Зачем Фёдор ездил на лодке? (Фёдор хотел поставить…)

  3. Что такое верши? (Верши это…)

  4. Свидетелем чего стал Фёдор? Фёдор увидел…)

  5. 5. Почему Федя не остался равнодушным к судьбе Мальки? (Мы думаем, что Федя…)$

3 группа- выберите из предложенных поговорок те, которые подходят к теме нашего рассказа.

Вариант 1

  1. Где труд, там и радость.

  2. Крепкую дружбу и водой не разольёшь.$

  3. Добрый человек добру и учит.

  4. Нет друга лучше, чем родная матушка.

  5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 2$

  1. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  2. Делу время, а потехе час.

  3. Друзья познаются в беде.

  4. Добрый человек добру и учит.

  5. Нет друга- ищи, а нашёл- береги.$

Вариант 3

  1. Вежливость открывает все двери.

  2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  3. Нет друга- ищи, а нашёл- береги.

  4. $

  5. Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

  6. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 4

  1. $Лето протопали, осень прохлопали, а тут и снег на голову.

  2. Сердце матери лучше солнца греет.

  3. Красив тот, кто красиво поступает.

  4. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  5. $Добрый человек добру учит.

Вариант 5

  1. Бояться не надо, надо умом раскинуть.

  2. При солнышке тепло, при матери добро.

  3. Чтение- вот лучшее умение.

  4. На смелого собака лает, а трусливого- кусает. 5.Друзья познаются в беде.

7. Учащиеся выходят к доске и рассказывают о главных героях.

$-Скажите, почему данные рассказы о простой маленькой собачке включили в наши учебники? Чему учат нас произведения Белова? (Любви к своим близким, к животным)

-С чем можно сравнить любовь Мальки к своему щенку? (С материнской любовью)

-Да правда, ведь Белов показал на примере этой маленькой бесстрашной собачки, любовь матери к своему ребёнку.

-Ребята, а вы можете своими примерами показать, как ваши мамы любят вас.$

8. Вывод: человек будет добрее и лучше, если по прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий кустик на дороге, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… Об этом и напоминает писатель.

-Я предлагаю вам прочитать и другие рассказы Белова (на доске выставка его книг$)

-Изменилось ли теперь ваше настроение?

-Молодцы, я рада, что вам понравилось работать на уроке.

9. Д/з

-Ребята, а как вы думаете, что могло произойти с Малькой дальше?

-Я предлагаю вам написать дома мини сочинение на эту тему. А кто желает можно $придумать или найти загадки про собак.

Приложения

$

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности $ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).

В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к э$тому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.

$

В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».

В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.

В 60-х годах публик$уется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания.$

В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни.

$В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.$

В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1982 г. он получил орден Трудового Красного знамени, в 1984 г. – Орден Ленина. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь$ обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.$

С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990–1991 гг. – членом Верховного Совета СССР.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

В $1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтинвологодских» – «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».

В 90-е гг. Белов получил несколько л$итературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления – журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.

В 1992 г. Белов удостоен Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 2002 г. – Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 1997 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.

В 2003 г. писатель получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2004 г. ему была присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

$За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн.$ экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.

Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?

Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.

Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.

Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.

Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.

2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?

Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.

Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.

Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.

Я узнала, что у мышей очень много врагов.

Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.

Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.

Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.

3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.

Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?

В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.

Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.

Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.

5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.

Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.

Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.

Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.

7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?

Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.

Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.

В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.

8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.

В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.

9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?

Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».

Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».

10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?

Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.

Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.

11. Что объединяет два рассказа В. Белова?

Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.

В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.

Например:

В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.

Выставка книг к разделу «Люби живое»

1

Белорус Е.В.

Литературное
чтение

3-Б класс

21.01.21

Урок№70

Тема:
Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».

Цель: познакомить
с произведениями  В. И. Белова «Малька провинилась»
 и «Ещё
про Мальку»;

способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в
устной речи впечатление от прочитанного; формировать умение выделять в тексте
фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать
выводы;
воспитывать
любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению;
обогащению
нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об
окружающем мире и природе.

Планируемые
результаты:

Предметные: познакомятся с
произведением В. И. Белова «Малька провинилась»;
научатся
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя ;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
; научатся
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая
паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное,
неравнодушное отношение к окружающему миру
.

Личностные: осознанно выполняют
задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников
; умеют
оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развивают 
эмоционально-нравственную  отзывчивость, понимание, сопереживание.

Познавательные :  извлечение
необходимой информации из текста; установление причинно-следственных связей;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков; развивать умение
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
предлагают
вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и
ценностей;

Регулятивные: формулируют
учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают
свои достижения и результаты сверстников
.

Коммуникативные : строят
монологические высказывания , проявляют активность и стремление высказаться,
задавать вопросы
,
слушают 
и понимают  речи других; умеют работать в паре, умеют договориться.

Тип урока: урок
изучения нового материала.

Оборудование:  компьютер,
мультимедийная доска, презентация ,

Образовательные
ресурсы: интерактивный тест, презентация, карточки с заданиями,  пословицы, ромашка
вопросов, «пазл»-задание, страница из словаря.

Ход
урока

I. Организация
начала урока

— Давайте
проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежат карточки с
заданиями, учебник.

II.
Актуализация опорных знаний.

— Ребята, как
называется раздел, который вы начали изучать? (Люби живое)

— Что означает
слово любовь? (Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая
привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой
симпатии.)

— Между кем может
возникнуть любовь? 

(Любовь бывает
разная:

-любовь
между мужчиной и женщиной;

-любовь
родителей к детям;

-любовь
детей к родителям;

-любовь к
своим родственникам и друзьям;

-любовь к
животным.)

-Я предлагаю вам
посмотреть небольшой фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на
уроке мы будем говорить? (
О животных, о любви, верности и
преданности  матери к своему ребёнку).

III.
Определение
темы и  целей урока.

Любовь матери к
своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна
преодолеть любые трудности и препятствия.

— Способны ли
животные любить своих детей так, как люди?

— На этот вопрос
мы узнаем ответ в конце урока.

В нашем учебнике
есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

 Мозговой
штурм. Работа в паре.

— Выполните задание:
определите тему  и название произведения. Объясните, как вы его прочитали.
(Учащиеся работают на листах.  Приложение  №1.)

RVBGTВАHYСTYTИСRGЛREИGRЙGREИGTВWEАRERНYYОTUIВYUHИUJMЧGGF

BБVCSЕDCNЛHYUОYTFGВGHJ

МEАTЛUIOЬOPLKKJJАGGBПDFРCXОSDВFFИVVНHBBИDFFИGHHJJJKИJKЛBDCАVBСHWЬ

(Василий
Иванович Белов, «Малька провинилась
»)


Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы
познакомимся с…

Мы научимся….

•  Мы
узнаем…

•  Мы
сможем поразмышлять…

IV.
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
.

-Сегодня мы
познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька
провинилась».

-Как же начать
знакомиться с рассказом, когда мы не знаем ничего о его авторе? Прошу внимания
на экран. (подготовленный ученик кратко рассказывает об авторе).

Белов
Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Вологодской
области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников. И был у них вторым
сыном.

Всего в семье было пятеро детей.
Еще до школы
читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая
тяга к самостоятельному чтению
. Собирал 
книги  с  чердаков брошенных  домов. Дома  были  заколочены,  но  ребята
находили  какие-то  щели  между  хлевами, забирались  внутрь  через  подвальные 
окошечки  и шастали в поисках книг.
Окончив
сельскую семилетнюю школу уехал в город. Получил рабочие специальности, но тяга
к литературе взяла верх. Окончил литературный институт имени М. Горького. С тех
пор  посвятил себя литературе.

-Что  узнали о
В.И.Белове из  рассказа ?

V.
Работа над  текстом
.

1. Прогнозирование
содержания

-В.И.Белов оставил
нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

— Как вы думаете,
кто такая Малька?

— Почему ей дали
такую кличку?

— В чём она могла
провиниться?

2. Словарная
работа. (
дети объясняют , пользуясь страничкой из словаря)

Верша
тяжелая рыболовная снасть конической формы.

Батявка
собака.

Долговязые
высокие, худощавые и нескладные.

Обормот
грубый и пустой человек, бездельник.

Шельма
мошенник, плут.

Недоумение
состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять,
в чем дело.

Блудный – так
говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Шаромыжник
человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

3. Чтение
подготовленным учеником.

4. Проверка
первичного восприятия.

—  Подтвердились
ли ваши предположения? (в чем же  провинилась Малька?)

– От
чьего лица ведется рассказ?


Назовите героев произведения.


Понимала ли Малька, за что ее ругают?

– Кому
хозяйка отдала щенков?

– Куда
Малька бегала каждый день?


Зачем она туда бегала?

Физминутка
для глаз

5. Повторное
 чтение (детьми.)

— Давайте еще раз
перечитаем текст и определим тему и главную мысль рассказа.

(тема-
о  животном (о собачке), мысль— о безграничной материнской любви,
которая характерна не только для людей, но и для животных.)

— Чему учит
рассказ?

(Рассказ учит
нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны
проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У
маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости,
упорству.)

6.
Анализ произведения.

«Ромашка
вопросов»-Что, Куда, Зачем, Кто, Где, Кому.- тонкие вопросы.

(дети
переворачивают лепесток и придумывают вопрос по тексту.)

Толстые
вопросы.

1.В чем
провинилась Малька?

 Малька
провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с
ними делать и куда их девать.

2.Где
стали жить кутята?

— Одного
кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

 Найдите
этот отрывок в тексте. Зачитаем его
.  («Потом я слышал, что одного
щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия
отнесла за реку в соседнюю деревню».)-зачитывание отрывка из текста

3.Какие
чувства испытала Малька, оставшись без щенков, как вы думаете?

— Малька
испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния,
волнения, любви, тоски и др.

4.Куда и
зачем бегала Малька через день?

— Малька
бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

5.Какие
препятствия встречались на её пути?

—  Первым
препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала
её. Второе препятствие — дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие
опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно.

6.Какой
увидел автор Мальку при встрече с ней?

— Автор
отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что
не оглядываясь.

Найдем
этот отрывок в тексте, зачитаем его
.  («Однажды смотрю: по тропке
из соседней заречной  деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой
деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом
снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё
каждый день и всегда в  одно и то же время».)

Вывод
учителя
: Автор говорит, что Малька была кривоногой
собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака.
Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и
трудности, заботиться  о нем.

7.Какое
открытие сделал автор?

—  Он
открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

 Докажите это
открытие словами из текста
.   («Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась
мамаша.»)

— Как нужно читать
эти строки? (с восхищением)

8.Какие
чувства испытал автор?

— Автор
испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку.

9.Чему
можно научиться у Мальки?

— У собаки
Мальки можно научиться  преданности, верности, смелости, упорству и др.

Динамическая физминутка

Вот сидит наш пес Барбос.  (Имитация
 движений)

В лапы спрятал черный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

— Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

7. Чтение второго
рассказа «Ещё про Мальку». (
читает подготовленный ученик)

— Продолжим
знакомство с произведениями В.И.Белого.

— Послушаем ещё
один рассказ.

Словарная
работа№2

Плесо
(водный плес)
– широкое водное пространство между
островами, перекатами, изгибами реки.

Долговязые
длинноногие.

Лава – два
стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – сети
или ловушки для ловли рыбы.

Обормот
негодный человек, грубиян.

Обомлел
легкое замирание тела.

Кулик
водная птица.

8.Анализ произведения.

Главная мысль
рассказа — это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что
может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем
сказать, что Малька совершила подвиг.

Взаимоопрос (дети
сами составляют и задают вопросы.)

Вопросы от
учителя:

Как вы
думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?
(Материнское
чувство любви к своему сыну.)

Кто пришел
на помощь?

Как вел
себя рассказчик произведения?


Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет?
Обоснуйте
свое мнение.

Как повела себя
Малька в минуту опасности?

Организует
дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Над чем
вас заставили поразмышлять рассказы о Мальке?

VI.
Закрепление и обобщение изученного
.

Сегодня мы
прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не
только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно
поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться
к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель
показывает любовь матери к своему ребёнку. Из-за своего ребёнка мама способна
преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

1)

image001 Назовите героев
рассказа и какова их роль.(дети отвечают и объясняют)

2)Игра
«Ловушка».
Я
прочитаю отрывок, найдите его в тексте и назовите какие ошибки я допустила.

Найдите
ошибки в тексте.

« Как-то летом
, по зеленой травке, я пошёл к Лидии за квасом

«Одного щенёнка
забрал лодочник…»

«Длинные ножки
так и мелькают на белом снегу»

«Так Малька и
бегала раз в неделю в ту деревню».   Ежедневно.

« Сил у неё было много,
а течение слабое, и вот её несло по озеру».  Немного, сильное, по
реке.

3)

Соберите
пазл

и зачитайте отрывок, который соответствует изображению.

image002

«Я поглядел под
лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два  крохотных
кутенка.»

4) Дайте
характеристику Мальке
. Какими из этих качеств обладает собачка? ( в
презентации –что лишнее?)

1.     храбрая

2.     умная

3.     злая

4.     добрая

5.     заботливая

6.     ласковая

7.     кусачая

8.     верная

5) Вставьте в
текст рассказа пропущенные слова.

Вот так,
думаю, image003 ! Какая
верная оказалась image003 .
Каждый день за image003 километра
в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего image003 . Не каждая так может.

(Малька, мамаша,
2, сынка.)

6) Вам
надо собрать рассыпанные пословицы.


Всякой матери свое дитя мило.

-Материнское
сердце не знает покоя
.

— Отец
и мать цены не имеют.

-При
солнышке тепло, при матери добро.


Прочтите собранные пословицы.

– Что
их объединяет? (Все пословицы о маме.)


Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

    VII.  Домашнее
задание.

Дома вы прочитаете
рассказы еще раз с. 68-72.

1в- составят план
для пересказа-1 рассказа

2в-для 2 рассказа.

3.Предположи, как
изменится жизнь собаки через год. Подготовься рассказать об этом в классе.

     VIII.   Рефлексия.
 

Мультимедийный
тест и взаимопроверка.

1.3)                
6.1)                11.1)

2.2)                
7.2)                12.2)

3.1)                
8.2)                13.1)

4.3)                
9.1)                 14.2)

5.5)                
10.3)               15.3)

14-15 баллов-5

11-13 баллов-4

8-10 баллов-3

Менее 8 баллов-2.

Оценивание на
уроке.

    XI.   Итог урока.

— В заключении
хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказы Василия Белова, я
думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому.
Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

– Что
особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что
нового узнали на уроке?

– С
каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?


Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?


Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу..

 (если всё
понравилось и получилось-работаете с белым квадратом, если нет, то с цветным.)

Творческая
работа(если есть время)

Изготовление
собачки (оригами)

Схема
изготовления собачки.

https://urok.1sept.ru/articles/564843/img1.gif

https://urok.1sept.ru/articles/564843/img2.gif

1.
Наметьте вертикальную диагональ
на квадратном листе бумаги

2.
Подогните верхний и нижний
уголки к намеченной диагонали

https://urok.1sept.ru/articles/564843/img3.gif

3.
Согните заготовку пополам

https://urok.1sept.ru/articles/564843/img4.gif

4.
Отогните будущие уши собаки книзу

https://urok.1sept.ru/articles/564843/img5.gif

5.
Отогните назад верхний угол оригами

Оригами. Собака

6.
Нарисуйте мордочку и собака готова.

Спасибо за работу!

Василий Белов — Рассказы о всякой живности

1

Рассказы о всякой живности

Федя живет в большом деревенском доме вдвоем с женой. Зовут жену Еленой, а он почему-то все время величает Егоровной. Хотя Егоровне всего сорок лет, и она даже не помышляет о пенсии — работает дояркой. Федя же возит почту. Детей у них нет.

Каждое утро он выносит на крыльцо седло и почтовую сумку, затем идет за лошадью и седлает. Потом долго пьет чай. Только после всего этого едет в центр, как он называет деревню, в которой почтовое отделение.

Федя очень любит животных. Кого только нет в доме! Две кошки живут в комнатах, и обе весьма чистоплотны. В большом хлеву обычно помещается корова Поляна и теленочек. Две гусыни и гусь ночуют в загородке между хлевами, пять кур и один петух живут зимой в хлеву, а летом на верхнем сарае. Держат Федя с Еленой еще поросенка, правда, не каждый год, и всегда называют его одинаково: Кузей. Но самый умный среди всей этой многочисленной живности, это конечно же пес Валдай.

Так вот, Федя ежедневно ездит через лес за семь километров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный. Федя сам ухаживает за ним. Не ставить же из-за одного Верного специального конюха?

В деревне когда-то была конюшня на сто двадцать лошадей. Теперь половина конюшни развалилась. Вторую, еще не разрушенную половину занимал один Верный. Скучно жить одному во всей конюшне, особенно зимой, когда такой собачий холод да еще почти без еды! Сена Верному, как и другим лошадям, которые стоят на центральной усадьбе, из-за плохого сенокоса нынче выделили мало. В зимнем рационе всего пять кило в сутки. Овса же, так обожаемого всеми лошадьми, нет и в помине. Но что значит пять кило сена для такого большого коня?

Обо всем этом я узнал, заехав сюда случайно. С Федей мы познакомились, как он говорит, «на базе рыбной ловли»; База эта была главной, но, разумеется, не единственной. Я ночевал у Феди и зажился на несколько дней. А потом довольно часто приезжал в эти края.

Однажды весной

В понедельник у Верного был выходной. В этот день почтовое отделение не работало. Сена в кормушке нет. Верный погрыз доску в стойле и подошел к окошку. Он даже пошатывался от голода. Окошко в конюшне длинное и узенькое. Вчера Федя выставил раму, говоря:

— Сена нет, так пусть хоть на свежем воздухе… Верный повернул голову и просунул ее на улицу.

А на улице — весна, снегу как не бывало. Но ведь и травы тоже нет! Верный шумно вздохнул и поглядел вдоль деревни. Ребята бежали в школу и вдруг видят: из окна конюшни торчит большая лошадиная голова. «Верный! Верный!»— закричали. Конь навострил уши. Ребята подошли ближе и по очереди стали дотягиваться, чтобы погладить. Верный тихо заржал и начал шлепать большой мягкой губой.

— Наверно, есть хочет! — сказал один из мальчиков, доставая из портфеля кусок воложного[1] пирога. Он предложил пирог коню. Верный неторопливо, но жадно сжевал этот кусок. Потом съел второй кусок, третий, четвертый… Ребята скормили ему все свои школьные завтраки, припасенные дома.

— Ленька, а ты чего? Давай, нечего жадничать.

Совсем маленький мальчик насупился и чуть не заплакал.

— У меня только яйцо, — сказал он и тихо добавил: — И две конфеты…

— Ну и что?

Ленька открыл полевую, видимо, еще отцовскую сумку. Яйцо, сваренное вкрутую, быстро очистили. Верный съел и яйцо. Правда, раскрошил половину. Конфет было, конечно, жалко. Но все равно распечатали. Верный съел и конфеты. Больше ни у кого не было ничего съестного. Ребята побежали. Школа была далеко, в другой деревне. Они боялись, что опоздают. Верный долго смотрел им вслед.

Так он научился есть конфеты и яйца. Особенно повезло Верному через неделю, Первого мая, когда ребята получили в школе подарки.

А тут скоро и травка пошла, свежая и такая зеленая. Не чета соломе! И Верный понемногу стал опять поправляться.

Курьер

Федя возил почту третий год. Зимой в санях, летом в седле. Слева к седлу он приторачивал почтовую сумку с письмами и газетами, справа обычно торчала какая-нибудь посылка. Что говорить, не очень-то надежный был почтальон! Иногда он отдавал письмо соседу, сосед передавал другому соседу. И письмо долго ходило по рукам, попадая, куда нужно, месяца через два. Не зря дедко Остахов, который жил на отшибе в конце деревни, называл Федю «кульером».

Зато газеты и переводы Федя развозил очень тщательно. Верный сам знал, когда к какому дому нужно сворачивать. Федя, не слезая с седла, совал газету в скобу ворот и ехал дальше. Он частенько боялся слезать, потому что залезть обратно в седло иногда просто не мог. В седле же он сидел в такие дни очень прочно. Федя рассказывал: «Один раз ехал да кепку с головы обронил. Ох, — думаю, — не буду слезать, завтра все равно обратно поеду. На другой день гляжу, кепочка-то лежит. Никуда не девалася».

Все же однажды Верный притопал домой без почтальона. Сумка, притороченная к седлу, держалась крепко, и Верный на всем пути во всех деревнях ни разу не ошибся. Он по очереди подходил ко всем домам, где выписывали газеты. Люди, которые были дома, выходили и брали из сумки нужную им газету. Верный зашел даже к дедку Остахову, который выписывал «Сельскую жизнь». Конь встал у крылечка и простоял ровно столько, сколько стоял всегда. Однако дедко Остахов не посмел без спросу взять из сумки газету. Верный постоял у крыльца и пошел дальше, а дедко глядел и качал головой, глядел и качал:

— До чего наука дошла!

Федя пришел домой только через два дня. С почтальонов его сразу сняли и поставили в кладовщики. На Верном же стали возить с фермы навоз, но все равно еще долго называли курьером.

Верный и Малька

Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. Бывало, к Лидии никто не ходит гулять, даже по праздникам. Собачка всегда облает гостя, а то еще и за ногу тяпнет. Прямо до крови. Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька все рычит и рычит из-под лавки. Откуда столько злости бралось?

Однажды я наблюдал за Верным. Он усердно щипал траву и никому не мешал. Потом лег и начал кататься по земле, дрыгая своими большими ногами. Копыта так и мелькали в воздухе. Видимо, он линял и спина сильно чесалась — с таким удовольствием катался мерин по травке. И вдруг ни с того ни с сего — Малька. С яростным, переходящим на визг лаем она бросилась на Верного. Верный вскочил на все свои четыре копыта. Он широко расставил передние ноги, наклонил голову и недоуменно замер. Что, мол, такое? Откуда столько шуму? А Малька наглела все больше и больше. Она подскакивала к морде коня и готова была вцепиться.

Верный терпел, терпел да как фыркнет! Малька даже отлетела в сторону. Верный бросился за ней, она от него.

С того дня ему не стало от Мальки житья. Раньше Верный ходил пить воду, когда захочется. Теперь стало совсем не то. Дорога на речку шла мимо дома Лидии. Малька каждый раз бросалась и лаяла на него, но всегда держалась на безопасном расстоянии. Верный наверняка ее не боялся, но кому же приятно слушать заливистый лай и полусумасшедший визг? И мерин бежал под горку к воде, от греха подальше. Малька принимала это за доказательство своей силы, она злобно преследовала его до середины спуска. Затем возвращалась к своему исходному рубежу и стихала. Верный, как мне казалось, без всякого аппетита пил воду и возвращался наверх, в деревню. А Малька опять яростно налетала на мерина.

Неизвестно, чем кончилось бы все это безобразие, если б дорога не просохла и через деревню не стали ходить машины. Малька неожиданно отступилась от Верного и начала с еще большей яростью преследовать автомобили. Особенно не любила она велосипеды и «газики».

Малька провинилась

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?»

— Кривоногая! Шельма! — слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошел в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

— Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутенка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

1

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Брэдбери — краткое содержание романов

  • Краткое содержание
  • Брэдбери
  • Вельд
  • Ветер
  • Звук бегущих ног
  • Зелёное утро
  • Земляничное окошко
  • Каникулы
  • Карлик
  • Лето, прощай!
  • Мальчик-невидимка
  • Ржавчина

Писатель Рей Бредбери родился 22 августа 1920 года в США. Выдающийся фантаст своего времени, который пользуется популярностью и в наши дни. Биография Бредбери уникальна и полна событий. Писатель вырос в большой семье во времена Великой депрессии. Был беден и с малолетства подрабатывал на улицах, продавая газеты. Денег на обучения в семье не было, поэтому и образования писатель так и не получил. Это никак не сказалось на его творчестве и блестящей карьере.

Начало своего увлекательного приключения в фантастику Бредбери начал в возрасте 12 лет. Он написал первый рассказ, что стал продолжением рассказа Берроуза. Любовь к фантастике не умерла, и писатель вступил в «Лигу научных фантастов», где начал издаваться в журналах.

Апогеем писательской деятельности стал роман « 451 градус по Фаренгейту», где писатель отразил всю боль, пережившую во время Великой депрессии. Он показал общество, нетерпимое к инакомыслию. Тоталитарный строй губил разум и инициативу людей. Уничтожал творчество и калечил судьбы. Для Бредбери это было наиболее важно. Он понимал мир по-другому. Он видел в фантастике жажду открытий и желание изменить мир.

Бредбери не раз сравнивали и винили в сходстве с другими фантастами. Например, цикл рассказов из «Марсианских хроник» переплетался сюжетом ни с одним известным писателем. Однако Бредбери оставался уникальным автором. На протяжении всей жизни он работал по нескольку часов в день и смог подарить миру около 800 романов и рассказов. Практиковался Рей Бредбери и в детективах. Цикл детективной истории «Смерть – дело одинокое» стал самым распродаваемым за последние годы.

Поскольку Бредбери не имел образования, свой путь творчества он копировал у других авторов. Со временем его перо нашло свой стиль, но поначалу рецензии автор получал своенравные. Его обвиняли даже в плагиате. Это обуславливалось тем, что в тот период Америка вошла в историю фантастики. Начали формироваться кружки и общества. Конечно, многие авторы были схожи в мыслях и цитатах.

Повесть «Вино из одуванчиков» можно считать биографией автора. Описанная история братьев в вымышленном городе, показывает читателю, насколько травмирующим был опыт потери брата Бредбери в детстве. Дедушка, также являлся прообразом и горечью утраты писателя.

Рей Бредбери был также и сценаристом. Знаменитая картина «Моби Дик» была отснята при его тесном участии. Снимал он и «Хичкока» набрав большой рейтинг от показов.

Творчество писателя Рея Бредбери поражает уникальностью работоспособностью и талантом. Знаменитая фраза, принадлежащая Бредбери о том, что он получил образование в библиотеке, родила на свет ни одного писателя. Бредбери любил книгу. Он любил мир, который можно узнать через книгу. Неоценённый вклад в развитие фантастики успел сделать Рей Бредбери для США и мира в целом.

1999-й: Первая и вторая экспедиции. Видения миссис К

Недалекое будущее. 1999 год. Планета Земля. Люди, наконец-то, сконструировали ракету, способную в короткие сроки преодолеть расстояние от Земли до Марса – около 60 миллионов световых лет. Была зима знаменательного 99-го, когда первая экспедиция отправилась к таинственной четвертой планете.

А тем временем обыкновенная марсианка миссис К стала видеть странные и очень реальные сны. Ей мерещился один и тот же человек с бледной кожей, темными волосами и голубыми глазами. Мужчина представлялся Натаниэлем Йорком и говорил, что прилетел с третьей планеты. Когда миссис К рассказала о своих сновидениях мистеру К, он был крайне раздражен глупыми фантазиями своей жены. Бледная кожа? Голубые глаза? Темные волосы? Большего бреда и придумать нельзя! Тем более, все образованные марсиане знают, что жизнь на третьей планете невозможна – там негодная атмосфера.

Однако видения мисси К не прекращались. Однажды она затянула песню на чужом языке. Откуда миссис К знала этот язык и этот мотив, она не могла пояснить. Миссис К пела свою странную песню утром, днем, вечером и даже во сне. А еще ее неизменно тянуло в долину, как будто там должно было случиться что-то важное. Благоразумный мистер К не отпустил супругу на прогулку и, приказав сидеть дома, отправился охотиться на пчел. Через несколько часов мистер К вернулся домой и угрюмо поставил у порога ружье, а миссис К в тот вечер было почему-то очень грустно, и она плакала.

Следы первой экспедиции на Марс затерялись. В том же 1999-м земляне организовали вторую экспедицию, которая вновь-таки оказалась обречена. Дело в том, что жители Марса – отличные телепаты. Они могут проецировать свои мысли в визуальные, звуковые, слуховые, обонятельные и даже осязательные иллюзии. Так что команду космонавтов с Земли приняли за умалишенных и посадили в сумасшедший дом, а космический корабль посчитали иллюзией. В процессе радикального «лечения» земляне погибли, так и не доказав свою правоту, а корабль и вещи растащили на металлолом и черные рынки.

2000-й: Третья экспедиция. «Второй шанс»

После безвестной пропажи первых двух экспедиций третью команду космонавтов готовили особенно тщательно. Однако на таинственной четвертой планете их ждал неожиданный сюрприз – взору путешественников открылся необыкновенной красоты город, точь-в-точь земной, каким он был в начале ХХ века. Сперва ошеломленный экипаж подумал, что корабль каким-то образом преодолел временное пространство и попал в прошлое. Однако встретившись с местными жителями, они поняли, что это не прошлое, а альтернативный мир – своеобразный вариант загробной жизни, так называемый «второй шанс».

Один за одним к кораблю выходили давно умершие родные и близкие членов экипажа. И даже строгий капитан обомлел, когда увидел своего погибшего брата, отца с матерью, что встретили его на пороге их старого дома. За ужином семейство веселилось, ело мамины фирменные блюда и легло спать довольное и счастливое. Только у капитана почему-то было тревожно на душе. А что если, стал задумываться он, это не реальность, а лишь иллюзия, тщательно спланированная ловушка марсиан. Они как отличные телепаты могли использовать воспоминания земных пришельцев против их же самих.

Капитан резко поднялся с постели. Он хотел немедленно поделиться своими догадками с товарищами, но его остановил холодный голос брата. «Куда ты?» «За водой» «Ты не хочешь пить» – уверенно произнес голос. Капитан похолодел. Он понял, что его опасения оправдались, только слишком поздно.

… На утро жители маленького городка вынесли шестнадцать гробов (ровно столько человек насчитывал экипаж третьей земной экспедиции). Все космонавты безвременно скончались. Лица родственников и друзей сперва выражали скорбь, а затем стали понемногу просветляться. Их черты менялись на глазах. Они все меньше походили на землян. Их кожа смуглела, глаза приобретали желтоватый оттенок. Это были марсиане… вылитые марсиане.

2001-й: Четвертая экспедиция. Первые пилигримы

Три экспедиции, посланные человечеством на Марс, пропали бесследно. Однако земляне не оставили попытки покорить загадочную соседку и отправили четвертую группу первоклассных космонавтов. На этот раз путешественники застали «красную планету» пустующей.

Здесь были города, улицы, дома, личные вещи жителей, но не было самих жителей – только горы трупов. Как удалось установить докторам, прилетевшим в составе экспедиции, марсиан погубила обыкновенная ветрянка. Детская болезнь, которую без труда переносят все жители Земли, уничтожила целую цивилизацию. Так, по воле судьбы земляне стали наследниками целой планеты.

Желающих переселиться на Марс сперва было немного. Только отчаянные смельчаки решались стать первыми пилигримами. Бенджамин Дрисколл, напротив, мечтал поселиться на Марсе. Врачи запрещали ему лететь – слабые легкие Бенджамина едва справлялись с разреженным марсианским воздухом – но Дрисколл не сдавался! Каждый вдох превращался для него в настоящую пытку, но, невзирая на пустынный зной «красной планеты», каждый день Бенджамин высаживал семена земных деревьев, кустов, трав. Целый месяц – и ни одного побега. Целый месяц без единой дождевой капли!

Бенджамин решил не оборачиваться назад. Он трудился, невзирая на неудачи, и однажды был вознагражден. Этой ночью шел ливень, а на утро марсианская пустыня превратилась в пышный зеленый сад. Бенджамин вдохнул свежий воздух, насыщенный упоительным кислородом, и потерял сознание.

2002-й-2005-й: Земляне на Марсе. Начало Большой Войны

Люди стали стремительно заселять Марс. Всего за каких-то несколько лет они воздвигли целые города, дали свои, земные, названия рекам, мморям, горам и населенным пунктам. Поскольку корабли были американскими, пилигримами были в основном американцы, остальной мир лишь заворожено наблюдал за великим переселением. Одни летели на Марс за новыми впечатлениями, другие – за спокойствием, третьи бежали от сомнительных благ земной цивилизации, четвертые – от грядущих войн. Марсиане превратились в легенды. Поговаривали, что некоторые из них все же выжили и теперь обитают где-то далеко в горах. Нет-нет коренные жители предстают перед землянами то в образе озорного пустынного миража, то в лице давно погибшего маленького сына, чей прах покоится на Земле.

Возможно вам придется по вкусу необычная детективная история от Рэя Брэдбери под названием Возможно вам придется по вкусу необычная детективная история от Рэя Брэдбери под названием “Смерть дело одинокое”, в которой исследуется сама природа смерти и страх человека перед неотвратимой кончиной.

Неоспоримый шедевр от маэстро фантастики Рэя Брэдбери “И грянул гром”, где развивается идея неразрывности материи и времени, феномена, который впоследствии был назван “эффектом бабочки”.

…Мерцает на небосводе старушка Земля. Сейчас человечество переживает далеко не лучшее время – вся планета вовлечена в войну: Австралия едва не ушла под воду из-за взрыва, Вашингтон и Лос-Анджелес подвергаются бомбардировкам, а космические корабли уносят новые и новые группы землян навстречу новой жизни на «красной планете».

Доброе утро!

Американское космическое агентство NASA отправило в космос телескоп «Джеймс Уэбб», который заменит «Хаббл». «Уэбб» должен был улететь еще в 2007 году, но сроки запуска много раз откладывались. На Земле так:

  • В России заблокирован сайт правозащитного проекта «ОВД-Инфо» – за распространение «экстремистской» информации.
  • Юрист «Комитета против пыток» рассказал о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Кадыров заявил о готовности «решить вопрос» с «присоединением» Украины.
  • 12 января может состояться заседание совета Россия – НАТО. Таких мероприятий не было 2,5 года.

Из жизни российских медиа

В субботу утром стало известно, что Роскомнадзор заблокировал сайт правозащитного проекта «ОВД-Инфо» по решению Луховицкого райсуда. Этот суд постановил, что деятельность проекта, ранее признанного «иностранным агентом», направлена на «пропаганду терроризма и экстремизма». Роскомнадзор теперь требует удаления аккаунтов «ОВД-Инфо» из соцсетей. Проект «ОВД-Инфо», основанный 10 лет назад, собирает информацию о задержанных на мирных акциях и митингах, предоставляет им юридическую помощь (вплоть до составления жалоб в ЕСПЧ), информирует общественность о происходящем, составляет инструкции о том, как вести себя с правоохранителями, и т.д. Подробнее здесь.

Телеканал «Дождь», сайт Znak.com и магаданское издание «Весьма» получили от Роскомнадзора требование удалить материалы, написанные по расследованиям проектов, связанных с Михаилом Ходорковским (потому что все, связанное с Ходорковским, имеет статус «нежелательного»). В заметках, которые нужно удалить, пересказываются расследования уже закрытого «МБХ медиа» о «массажисте Путина», сооснователе Русского Афонского общества Константине Голощапове и его бизнесе, о дорогом участке на Рублевке, который продала ведущая телеканала «Россия 1» Наиля Аскар-заде, а также о недвижимости, которой владеет Алина Кабаева и ее ближайшие родственники.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков объяснил, почему на ежегодную пресс-конференцию Путина не пригласили «Новую газету», главред которой был удостоен в этом году Нобелевской премии мира. «Просто забыли им позвонить», – сказал Песков.

Прочее российское

  • В Кемеровской области для работников угольных и горнорудных предприятий вводят обязательную клятву, которую надо будет произносить перед спуском в забой «ради повышения уровня безопасности». Текст клятвы опубликован в инстаграме замгубернатора области: «Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю быть достойным профессии, честно и добросовестно исполнять трудовые обязанности, четко соблюдать правила безопасности», а также «честно трудиться во благо Кузбасса». Будь готов – всегда готов.
  • Российское правительство выделило 2,35 млрд рублей на новогодние премии для сотрудников МВД.
  • Пожарный из Улан-Удэ, рассказавший об избиении сотрудниками Росгвардии и направивший соответствующее заявление в СК, уже неделю не выходит на связь. Правозащитники и журналисты, рассказывавшие об этой истории, обеспокоены, потому что до этого он говорил, что ему угрожают и караулят возле дома.
  • В Краснодарском крае МВД начало проверку в связи с видеообращением 25-летнего электрика из Адлера: в видеообращении он рассказал, как в сентябре этого года его истязали в полиции, заставив признаться в краже 60 тысяч рублей. После того, как он отправил это видео знакомой, его тело нашли на железнодорожном перегоне Хоста – Адлер. 24 декабря эту историю рассказала «Новая газета».
  • В Ростове-на-Дону бойцы ОМОН пришли на ночную вечеринку и на четыре часа поставили посетителей лицом к стене – формально за нарушение «санитарных норм», но на видео, опубликованном телеканалом РЕН ТВ, слышно, как оператор спрашивает у людей, знали ли они, что «здесь как бы вечеринка для представителей определенной ориентации».
  • Муниципальный депутат Люся Штейн и участница Pussy Riot Мария Алехина, отбывающие административные аресты за «демонстрацию нацистской символики» в опубликованных много лет назад инстаграм-постах, объявили голодовку с требованием поместить их в одну камеру и разрешить общаться. Сейчас они сидят в разных камерах изолятора в Сахарове, на прогулку их выводят в разное время, за попытку переписываться угрожают новым административным делом.
  • Следователь просит выпустить из СИЗО видеоблогера Юрия Хованского, обвиняемого по статье об оправдании терроризма за исполнение песни в стриме, которого, как утверждает сам Хованский, не было. С чего вдруг такая милость, пока неизвестно.
  • Сотрудник «Комитета против пыток» Абубакар Янгулбаев рассказал в своем инстаграме, что «кадыровцы похитили» около сорока его родственников, живущих в чеченском селе Гойты и в Грозном. Ранее о похищении родственников заявили четверо чеченских блогеров, живущих за границей.

Поддержание напряженности

Глава Чечни Рамзан Кадыров на пресс-конференции в Грозном объявил, что готов «решить вопрос» с «присоединением» Украины к России (просто пока ему это не поручили). Российский МИД решил не ограничиваться западным направлением и предупредил Японию о «красных линиях» в Тихом океане.

Минобороны России, со своей стороны, сообщает об отводе части войск от границы с Украиной. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предложил назначить на 12 января 2022 года заседание совета Россия – НАТО. Переговоров в таком формате не проводилось с июля 2019 года.

Папа римский в рождественском послании призвал не допустить военного конфликта на территории Украины. В самой Украине вступил в силу приказ министерства обороны о постановке женщин на воинский учет.

Вокруг света

  • В Ливии не состоялись выборы, намеченные на 24 декабря, день 70-летия ее независимости. Новая дата, 24 января, кажется совершенно нереалистичной – и вот почему.
  • Занимательную историю о псевдоправозащитной организации Международный комитет защиты прав человека (CIPDH), одним из вице-президентов которой является Александр Ионов, получивший широкую известность своими доносами на «Медузу», читайте здесь. Особая пикантность в том, что эта организация не просто выступает спойлером по отношению к разным подразделениям ООН, но рутинно обманывает доверчивых предпринимателей из российской глубинки, продавая им «дипломатические паспорта» и предлагая купить африканское золото по сходной цене.
  • Умер Десмонд Туту – епископ из ЮАР, боровшийся с апартеидом и получивший за это Нобелевскую премию мира. Ему было 90 лет.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 23 721 (это уровень сентября). Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 392 тысячи; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 304 218 человек (+968 за сутки). Реальному положению дел эти данные не соответствуют, но по их динамике видно, что российские власти желают показать, что все стабилизировалось.

ВОЗ, напротив, предупреждает о чрезвычайной заразности штамма омикрон: число инфицированных им удваивается каждые два-три дня. В минувшие выходные было отменено почти 8 тысяч авиарейсов – главным образом в связи с тем, что пилоты и другие члены летных экипажей массово уходят на больничный или на карантин.

Семь ссылок

  • Русская классика. Статья Веры Мильчиной, в которой предлагается к уже известным источникам финальной сцены «Капитанской дочки» прибавить исторический анекдот о Маргарите Ламбрен – камеристке Марии Стюарт, которая пыталась убить английскую королеву Елизавету, но после разговора с ней была помилована. Или текст Игоря Белова, в котором подробно рассказывается история споров об авторстве «муравьевской оды» Некрасова – верноподданнического стихотворения, которое стоило Некрасову репутации, но которое он не писал.
  • Ученые. Рассказы учеников Колмогорова, Успенского, Арнольда, Манина и других математиков о золотом веке мехмата МГУ. Или двухчастное интервью с экономистом Дмитрием Травиным в связи с его недавней книгой «Почему Россия отстала?», но не только о ней: часть первая, часть вторая.
  • Философы. Статья историка философии Гленна А. Магги о связи гегелевской философии с европейской традицией мистицизма. Или беседа с Анатолием Рясовым о том, зачем философии нужен звук.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказы белкина пушкин читать
  • Рассказы белова для детей дошкольного возраста
  • Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений записанные и собранные ее внуком д благово
  • Рассказы аркадия гайдара для детей читать короткие
  • Рассказы бабушки е п яньковой